предупреждение экономической преступности это предупреждение таких преступлений как
Экономические преступления: понятие и классификация
Содержание статьи
Экономические преступления представляют собой очень разнообразный и неоднозначный материал для исследования. Достаточно сказать, что разница между гражданскими правоотношениями и преступлением подчас неуловима. Попытаемся в этой статье выработать алгоритм, при помощи которого можно попробовать избежать перехода через эту тонкую грань, и правильно определить, что на самом деле является экономическим преступлением.
Понятие преступлений в сфере экономики
Начнем с главного – с определений. Общее определение преступления, установленное уголовным законом, сформулировано следующим образом. Экономическое преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) под угрозой наказания. Если с виновностью и запрещением все более-менее понятно, то понятие общественной опасности вызывает вопросы.
Общественная опасность – материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Закон не содержит подробного перечня тех групп общественных отношений, которые взяты под защиту уголовного закона. Виды этих общественных отношений можно увидеть в статье 2 УК РФ: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Для целей этой статьи уяснение понимания общественной опасности, как мне кажется, имеет ключевое значение.
Признаки
Если подходить формально, то экономические преступления выделены Уголовным кодексом Российской Федерации в разделе № VIII. Он так и называется – Преступления в сфере экономики. В свою очередь раздел содержит три главы: преступления против собственности, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Основным объектом экономических преступлений является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской, финансовой и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, собственность физических или юридических лиц.
Уголовные дела по экономическим преступлениям могут быть возбуждены в публичном порядке, независимо от воли потерпевшего или в частно-публичном порядке, по заявлению потерпевшего, но без возможности прекратить уголовное преследование в связи с примирением сторон.
Экономические преступления: классификация
Экономические преступления можно условно классифицировать следующим образом:
1) преступления против общего порядка осуществления внутриэкономической деятельности – преступления, заключающиеся в незаконном отказе в государственной регистрации юридического лица или выдаче лицензии, манипуляциях с реестром недвижимости, незаконном предпринимательстве без государственной регистрации, производство немаркированной продукции и тому подобное (ст. ст. 169, 170, 170.1, 170.2, 171, 171.1, 171.2, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175, 185.6, 191.1, 200.3 УК РФ);
2) преступления против порядка кредитования и порядка удовлетворения требований кредиторов – незаконное получение кредита, когда сведения, представленные в банк, не соответствуют действительности, преднамеренное банкротство, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности т.е. деньги есть, но не платит (ст. ст. 172.1, 176, 177, 195, 196, 197 УК РФ);
3) преступления против добросовестной конкуренции, такие как ограничение конкуренции – незаконное недопущение к торгам, принуждение к совершению сделки, незаконное получение и разглашение коммерческой и налоговой тайны и т.д. (ст. ст. 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185.3, 185.6 УК РФ);
4) преступления против порядка обращения денег, драгоценных металлов, драгоценных камней и ценных бумаг, а также порядка учета прав на ценные бумаги. Типичный пример – не внесение депозитарием в реестр владельцев акций сведений о залоге акций (ст. 170.1 (в части манипуляций с реестром владельцев ценных бумаг и системой депозитарного учета), ст. ст. 185, 185.1, 185.2, 185.4, 186, 187, 191, 192 УК РФ);
5) преступления против порядка осуществления внешнеэкономической деятельности – провоз наличных денег через границу без декларирования, например (ст. ст. 189, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 200.2 УК РФ);
6) преступления против порядка уплаты налогов и сборов. Показательное преступление в этой области – это сокрытие денег или имущества от налогового взыскания (ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).
Теперь пора перейти к основному предмету нашей статьи. Каким образом действовать при осуществлении экономической деятельности, чтобы избежать неприятных последствий.
Юридическое представительство в суде
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Отличия гражданского правонарушения от преступления в сфере экономики
В этом разделе не будем рассматривать очевидные преступления, такие как кража, использование фальшивых документов, присвоение или растрата и тому подобное. Иными словами преступления, состав которых очевиден. Гораздо больший интерес представляют преступления, квалификация которых неоднозначна и требует анализа.
Рассмотрим два типичных примера – мошенничество и неуплата налогов.
Мошенничество
Преступление под названием мошенничество предусмотрено статьей 159 УК РФ. Определяется мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Что важно, в данном определении для отделения хозяйственных отношений от преступных есть действия: хищение, обман или злоупотребление.
Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью, противоправные действия, безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Обман, как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.
Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо его личными отношениями с потерпевшим.
Рассмотрим пример, с которым сталкиваются предприниматели практически ежедневно. Это неисполнение договорных обязательств. Организация 1 выплатила аванс Организации 2 за поставку товара. Организация 2 обязательства по поставке не исполнила и аванс не вернула. Как квалифицировать эти действия? Важнейшее обстоятельство, которое требуется установить, это цель Организации 2, точнее его руководства и/или владельцев. Если обязательства не исполнены по объективным обстоятельствам хозяйственной деятельности (например, поставщик Организации 2 не поставил сырье, необходимое для выполнения заказа Организации 1), то это гражданские правоотношения. Организации 1 следует обратиться в арбитражный суд за защитой своего права.
Теперь представим себе ту же ситуацию, но с дополнением. Владельцем поставщика Организации 2 является директор Организации 2. После того, как поставщик получил аванс от Организации 2, поставщик вывел все деньги в пользу своего владельца.
Директор Организации 2, имея умысел похитить денежные средства руководимой им организации, создал поставщика, заключил с ним договор, перечислил аванс и вывел деньги в свою собственность. На лицо все признаки мошенничества: безвозмездное изъятие денежных средств с корыстной целью личного обогащения путем злоупотребления доверием, обусловленным служебным положением.
Неуплата налогов
По Статье 199 УК РФ преступлением считается “уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере”.
На первый взгляд все понятно, если бы не последняя фраза о включении заведомо ложных сведений.
Предположим, организация включила в декларацию по налогу на прибыль некую сумму, уменьшенную на размер расходов. В результате последующей проверки налоговым органом последний доначислил сумму прибыли, поскольку не признал некоторые расходы соответствующими налоговому законодательству. И, более того, позднее это решение налогового органа было подтверждено судом.
В этой ситуации нужно иметь следующее. Способами уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов являются действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, либо бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов.Умышленное включение заведомо ложных сведений – вот камень преткновения. Заведомо ложными сведениями являются сведения, о которых налогоплательщик знал до момента предоставления в налоговый орган. Например, в расчет налога на прибыль включены расходы, которые на самом деле не производились. Очень важно: не те расходы, которые организация реально понесла и включила в уменьшение налога, но впоследствии признанные налоговым органом не соответствующим требованиям закона с точки зрения уменьшения прибыли. А именно не произведенные. То есть имел место обман. Та же ситуация с НДС или с любыми другими налогами.
Юридическое лицо как группа лиц. Статья 210 УК РФ
“Создание преступной организации в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, либо руководство преступной организацией или входящими в нее структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел преступных доходов между такими группами”.
Не правда ли прекрасное определение юридического лица? Только это фабула статьи 210 УК РФ, дающая определение понятию преступного сообщества.
Иными словами, при определенных законом условиях, организация может быть признана преступным сообществом, при этом ответственность за преступления возрастает в разы.
Вступившая 1 апреля 2020 года редакция уголовного кодекса дополнила статью 210 примечанием, согласно которому “учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по настоящей статье только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений”.
Это примечание несколько прояснило ситуацию и облегчило положение юридических лиц, но все равно оставило оценочную категорию.
Авторский подкаст «Следователь Позвонит»
Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.
Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.
Выводы
Из тех ситуаций, которые мы рассмотрели, можно сделать вывод о том, что главное, если не единственное отличие гражданского спора от уголовной ответственности в экономических преступлениях, это действие лица, к которому предъявляются претензии. При этом крайне важно осознать, что имеют значения не только действия, произведенные в момент совершения поступка, но и действия после его совершения, в том числе документальное оформление и ответы на вопросы проверяющих.
Почему это так важно? Дело в том, что при определении преступности деяния большое значение имеет установление таких обстоятельств как умысел, направленность действий, размер ущерба. А ведь размер ущерба имеет значение именно в связи с преступлением.
Представьте себе выездную налоговую проверку, которая установила недоплату налогов в размере 15 миллионов рублей. При этом следственные органы считают недоплату всех 15 миллионов уклонением от уплаты налогов, т.е. преступлением. Однако, если удастся доказать, что хотя бы 1 рубль из 15 миллионов не относится к умышленно неуплаченным налогам, то это уже не преступление.
Поэтому рекомендация проста: крайне щепетильно относитесь к своим действиям, а лучше всего обращайтесь за профессиональной помощью до того, как совершить юридически значимое действие.
О проблематике предупреждения повторной преступности
Профилактика рецидивной преступности так же многоаспектна, как и ее причины. Первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, устранение межнациональной напряженности, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию.
Статистические данные ГИАЦ МВД России свидетельствуют о неоднозначном состоянии и динамике рецидивной преступности в различных ее сегментах в зависимости от криминологических критериев, а также от социально-демографических данных о носителях повторной преступности.
Состояние рецидивной преступности всегда показывает, насколько эффективна деятельность государства в сфере борьбы с преступностью, насколько само общество страдает от самых различных проблем. Вопросам борьбы с рецидивом и рецидивной преступностью уделяли и уделяют много внимания уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, науки уголовного права и криминологии.
Рецидивная преступность обладает следующими специфическими характеристиками, выделяющими ее из числа других разновидностей преступной деятельности:
1) кратность рецидива – количество преступлений, с применением соответствующих мер уголовно-правового воздействия, предшествующих последнему преступлению;
2) степень общественной опасности рецидива, определяемая количеством и «качеством» (категориями) преступлений;
3) интенсивность преступности рецидивистов, демонстрирующая частоту совершения преступлений, – период времени между предыдущим и последующим преступлением;
4) характер динамики криминальной активности рецидивистов – переход от совершения преступлений одной тяжести к преступлениям иной тяжести.
У преступников-рецидивистов система мотивов беднее и уже, чем система социальной мотивации поведения законопослушных граждан и лиц, совершивших преступление впервые. Доминирующие мотивы сдвинуты к эгоистическим, материально-потребительским, эмоционально-сиюминутным. У большинства рецидивистов отсутствует потребность в систематическом труде.
Так, к моменту осуждения одна четверть всех осужденных трудоспособных рецидивистов не осуществляла никакую социально-полезную деятельность. Особо показательно то, что в большинстве случаев это были люди, относимые к зрелому возрасту или даже – к молодежи (23-45 лет). Рецидивисты зрелого возраста, длительно ведущие антиобщественный образ жизни, обнаруживают стойкие деформации личности, которые проявляются в пренебрежительном отношении к общественно-полезной деятельности.
Нравственное и правовое сознание. Дефекты нравственного сознания рецидивиста выражаются, прежде всего в его индивидуализме, в замене нравственных принципов низменными моральными качествами. Таким преступникам присуща алчность, стяжательство, жадность, эгоизм, жестокость, озлобленность, месть, зависть и т. д.
Рецидивисту свойственны несамокритичность, самооправдание содеянного, вера в безнаказанность, удачливость, умение избегать разоблачения, циничное пренебрежение общественными благами в угоду эгоистическим интересам.
Об устойчивости деформации нравственного сознания рецидивистов свидетельствует и тот факт, что многие из них (20%) совершили новое преступление, уже находясь непосредственно в местах лишения свободы.
Преступления, в том числе и повторные, обусловливаются не только дефектами нравственного сознания, но и пренебрежением к праву, утратой страха перед наказанием. Дефектность правосознания часто выражается в его несформированности, противоречивости, в безответственном к нему отношении, а также в активном непринятии правовых запретов. Так, большинство рецидивистов признают, что достичь своей цели сумели бы и правомерным путем. Тех, кто счел единственно возможным способом осуществить задуманное посредством преступления, почти в четыре раза меньше.
Важнейшим критерием в аспекте деформации правосознания рецидивистов является оценка ими справедливости судебного приговора и назначенного им наказания. Не все рецидивисты признают справедливость назначенного наказания: чем больше у рецидивистов судимостей, тем реже они считают наказание справедливым, соразмерным преступлению.
Культурный и образовательный уровень повторно осужденных по сравнению с лицами, не совершившими преступления, не высок, в то же время современный рецидивист – человек не малограмотный, имеет среднее (чаще неполное) образование.
Бездуховность, антисоциальность общения и проведения досуга рецидивистов, как правило, связаны с пьянством и алкоголизмом, порождают склонность к хулиганству, к распущенности в половых контактах. Для таких преступников характерно противоправное и аморальное поведение, которое является выражением предпреступной позиции личности. Количество правонарушений и аморальных актов поведения рецидивистов в два-три раза превышает количество совершенных ими преступлений. При этом подавляющее большинство правонарушений непреступного характера и аморальных поступков связано с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Распространенность противоправных и аморальных актов поведения среди рецидивистов гораздо выше, чем среди всех преступников. Рецидивисты посещают притоны, поддерживают связи с ранее судимыми и иными лицами, характеризующимися антиобщественным поведением, чаще, чем другие преступники, являются членами криминогенных или преступных групп. Преступное прошлое во многих случаях предопределяет выбор друзей, при этом предпочтение отдается людям со сходной биографией.
Существенное искажение социальных позиций отмечается и в сфере семейных отношений. Для рецидивистов характерно отсутствие или разрушение семейных связей, примитивные, уродливые взаимоотношения между членами семьи, вступление в брак с лицами, имеющими аналогичные взгляды и привычки.
Деформация поведения рецидивистов в сфере семейных отношений проявляется и в том, что они игнорируют свои родительские обязанности по оказанию помощи несовершеннолетним и престарелым (нетрудоспособным) родственникам. Рецидивисты в семье систематически пьянствуют, хулиганят, избивают членов семьи, вовлекают младших членов семьи в пьянство, в занятие азартными играми, в противоправную и преступную деятельность.
Причины неоднократного совершения преступлений лицами, чья преступная деятельность оставалась без надлежащего реагирования правоохранительных органов, группируются вокруг такого мощнейшего криминогенного фактора, как безнаказанность.
Повторное совершение преступлений лицами, которым за совершение преступления назначено наказание, не связанное с лишением свободы, результат выбора судом неэффективной меры наказания.
Условное осуждение или отсрочка исполнения приговора, если эти уголовно-правовые меры применяется к опасным преступникам, воспринимаются ими как безнаказанность. Так называемый ложный гуманизм судьи может обернуться усилением нравственной деградации осужденного, совершением им опасных преступлений, которые окажутся трагедией и для потерпевших, и для преступника.
Первостепенное значение в деле предупреждения рецидивной преступности имеет общесоциальное предупреждение, а также усилия по устранению причин и условий преступности в целом.
К мерам общей профилактики рецидивной преступности относятся:
— оздоровление социально-экономической ситуации в стране, повышение уровня жизни;
— формирование здоровой идеологии и повышение авторитета властных структур;
— укрепление системы социального контроля (привлечение общественности, трудовых коллективов, средств массовой информации к предупреждению преступности, в том числе профессиональной);
— возрождение отечественной системы правового воспитания, совершенствование практики школьного и семейного воспитания.
Меры специально-криминологической профилактики рецидивной преступности:
— Совершенствование правоприменительной деятельности, методик расследования преступлений, сведение к минимуму безнаказанности лиц, совершивших преступления.
— Реформирование уголовно-исполнительной системы в направлении дифференциации осужденных и гуманизации условий жизни в местах лишения свободы.
— Совершенствование уголовного законодательства и судебной практики, повышение эффективности уголовных наказаний.
— Профилактика психических заболеваний, алкоголизации и наркотизации населения страны.
— Совершенствование деятельности государственных органов (федеральных и местного самоуправления) по вторичной социализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Обеспечение их минимальными условиями нормальной жизни (место жительства, честный заработок). Государственная поддержка общественных инициатив в этой области.
— Координация усилий органов уголовно-исполнительной системы и органов местного самоуправления, государственных и общественных органов в социальной реабилитации осужденных. Взаимодействие государственных органов с представителями различных конфессий в организации религиозного воспитания осужденных.
Индивидуальное предупреждение рецидивной преступности – меры, непосредственно направленные на личность преступника и на обстоятельства, формирующие ее антиобщественную жизненную позицию.
Данный уровень предупреждения применительно к рецидивной преступности подразделяется на два этапа:
1. Пенитенциарное предупреждение: Данный этап профилактики входит в компетенцию федеральной службы по исполнению наказаний Министерства Юстиции России.
2. Постпенитенциарное предупреждение:
— учет ранее судимых лиц, а также лиц, склонных к совершению преступлений (контрольно-наблюдательное дело);
— взаимодействие с исправительными учреждениями, в которых отбывали наказание освобожденные лица;
— составление индивидуальных планов профилактических мероприятий для недопущения рецидива;
— меры по устранению отрицательного влияния со стороны ближайшего окружения.
Предупреждение экономической преступности это предупреждение таких преступлений как
В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.
Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.
Специальные меры – это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.
Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.
Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:
б) административно-правовые и криминологические;
в) информационно-воспитательные и виктимологические.
К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:
– внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;
– техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;
– оборудование подъездов кодовыми запорами;
– совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;
– организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;
– организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;
– надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;
– своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.
К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:
– систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;
– своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;
– проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;
– выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;
– выявление и пресечение формирования преступных групп;
– организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;
– трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения сво-боды;
– установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;
– выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;
– пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;
– выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;
К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:
– своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;
– информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;
– разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;
– информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;
– проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;
– оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;
– предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;
– активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).
Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Как показывают криминологические исследования, в предупреждении этой группы преступлений важнейшее значение имеют прежде всего общесоциальные меры. В период перехода к рыночной экономике осуществляемые социальные меры направлены, прежде всего, на: создание свободной экономической деятельности, условий для реализации творческого потенциала личности в сфере экономических отношений на основе любой формы собственности; раскрепощение и развитие предпринимательской деятельности; обеспечение равных условий для всех форм собственности и равной правовой защиты в сфере экономики; создание условий для реальной конкуренции во всех отраслях экономики; формирование необходимой рыночной инфраструктуры.
К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:
– совершенствование системы управления экономикой;
– техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;
– увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;
– реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.
Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.
Специальные меры, направленные на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основ экономики и в хозяйственной деятельности, условно можно разделить на пять групп:
Следует отметить, что эти меры тесно взаимосвязаны и должны осуществляться комплексно.
К экономическим мерам можно отнести реализацию следующих мероприятий:
– приватизация и разгосударствление собственности;
– развитие предпринимательства, особенно малого и среднего;
– ограничение монополистической деятельности государственных предприятий и создание условий для добросовестной конкуренции;
– реформа банковской системы и совершенствование взаиморасчетов между субъектами экономических отношений;
– земельная реформа и развитие предпринимательства в сельском хозяйстве;
– развитие рынка ценных бумаг;
– создание информационной, консультативной, посреднической сетей для товаропроизводителей и потребителей сырья;
– формирование экономического механизма, обеспечивающего государственные гарантии на невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность трудовых коллективов и собственников, а также на свободное распоряжение доходами, полученными после выполнения обязательств перед государством;
– обеспечение реальной возможности каждому собственнику свободно выбирать партнеров и заключать с ними взаимовыгодные договоры;
– совершенствование внешнеэкономической деятельности и создание механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов, государственного регулирования системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определенных сфер деятельности.
Организационные меры предупреждения хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основ экономики и в хозяйственной деятельности прежде всего направлены на создание системы противовесов злоупотреблениям в предпринимательской сфере.
К организационным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:
– совершенствование деятельности органов управления и конт-роля, призванных осуществлять финансовый, налоговый, таможенный и иные виды государственного контроля;
– повышение уровня профессиональной подготовки и подбора кадров для органов, осуществляющих финансовый, налоговый, таможенный и другие виды контроля;
– создание условий и механизма функционирования общественных формирований, призванных защищать права и интересы потребителей от различных противоправных действий субъектов экономических отношений;
– запрещение в законодательном порядке заниматься определенными видами деятельности негосударственным предприятиям, организациям;
– установление ограничений для коммерческой деятельности определенным категориям лиц, работающих в государственных органах управления и контроля;
– методы учета и государственного контроля за достоверностью получаемых доходов и расчетных операций;
– совершенствование взаимодействий государственных органов управления и контроля, призванных заниматься предупреждением противоправных деяний против основы экономики и в хозяйственной деятельности.
К техническим мерам предупреждения рассматриваемых преступлений относятся разработка и внедрение:
– наиболее совершенных средств транспортировки товаров, сырья и т.д.;
– надежных запорных устройств в местах складирования особо ценных сырьевых и товарных ресурсов;
– эффективных методов обнаружения поддельных ценных бумаг и фальшивых денежных купюр, а также дефектных, подложных документов, позволяющих изымать товары и иные ценности из государственных общественных фондов;
– экспресс-методов обнаружения фальсифицированных продуктов;
– безотходных технологий в производство;
– методов быстрого обнаружения доходов, скрываемых от налогообложения.
К правовым мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:
– разработка на законодательном уровне общеобязательных правил поведения на рынке для всех субъектов экономических отношений;
– выработка системы материальных санкций к юридическим и физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность за нарушения законодательства, причиняющие ущерб интересам потребителей;
– введение административной и уголовной ответственности за злостное неисполнение общеобязательных правил хозяйственной деятельности, посягающее на общественные интересы;
– совершенствование законодательных норм, регулирующих запреты на определенные виды деятельности;
– проведение финансово-экономической, организационно-экономической, криминологической, экологической и психологической экспертиз принимаемых законов, направленных на урегулирование экономических отношений;
– совершенствование законодательных норм, регулирующих правоприменительную деятельность органов, осуществляющих финансовый, налоговый, таможенный контроль за хозяйственными субъектами;
– четкое законодательное разграничение функций контролирующих и правоохранительных органов, призванных выявлять рассматриваемые преступления, а также их причины и условия;
– законодательное обеспечение правовой защищенности экономических субъектов от таких посягательств, как разглашение и хищение информации, подлог в информации, неправомерное закрытие информации, утрата и порча информации, нарушение работы системы обработки данных и др.
К воспитательным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:
– создание системы экономического обучения, направленного на возвышение в общественном сознании и в сознании каждого субъекта экономических отношений идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу;
– формирование у субъектов экономических отношений мышления, проповедующего умеренность и воздержание, сознательное согласие на ограничение, когда это представляется целесообразным для достижения общего блага;
– пропаганда среди населения, особенно среди лиц, занимающихся коммерческой и иной экономической деятельностью, правовых знаний, необходимых для добросовестного и правомерного поведения в сфере экономических отношений;
– пропаганда успехов предпринимателей, предприятий, трудовых коллективов и других субъектов экономических отношений, добившихся их правомерным путем;
– пропаганда зарубежного опыта деловой этики в осуществлении экономических отношений;
– опубликование или показ в средствах массовой информации материалов о разоблаченных лицах или группах, совершивших преступления в сфере экономики.
Выделяются два комплекса проблем, связанных с борьбой с экономической преступностью. С одной стороны, бизнес сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой стороны, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются в защите от бизнеса как неэффективного, так и от криминализированного. Затягивание в решение этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности Казахстана.
В общем комплексе этих мер ведущая роль принадлежит разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, поскольку без решения этой проблемы невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.