Транзистор отопителя салона для чего он нужен
Ремонт силового транзистора печки (инструкция)
Относительно частая неисправность, встречающаяся у многих представителей CB5’х, и не только — это выход из строя силового транзистора печки. Назначение этой детали — понижение оборотов моторчика печки путем ограничения потребления им мощности. Соответственно, когда транзистор выходит из строя, это проявляется в невозможности регулирования оборотов двигателя, он начинает работать только в режиме максимальной мощности. В этом режиме подача напряжения на двигатель производится в обход транзистора, через реле, которое включается с задержкой — соответственно, и включение двигателя также происходит с задержкой.
Транзистор находится на блоке печки справа, с водительской стороны. Ниже приведено фото снятой печки, на которой положение транзистора отмечено красным прямоугольником. На фото печка поставлена вертикально, подкапотным крепежом вверх.
Чтобы увидеть транзистор, не снимая печку, нужно подлезть под рулевую колонку. Удобнее всего работать в положении лежа на спине на полу, положив ноги без обуви на максимально откинутую спинку кресла. 🙂 Чтобы снять его, надо открутить два отмеченных ниже шурупа с боковой стороны печки.
На фото вид с передней стороны печки, ее правая сторона — на фото слева. Коричневый разъем установленной в машине печки почти упирается в кузов автомобиля.
Вот так выглядит снятый транзистор. Возможно, в вашем случае он будет несколько более грязным. =)
Во всех известных мне случаях поломка транзистора наступала вследствие выгорания термопредохранителя. Быстро проверить его целостность без дальнейшей разборки можно путем прозвонки левого контакта на фото с металлическим корпусом радиатора:
Если левый контакт с радиатором «не прозваниваются» (сопротивление бесконечно) — поздравляю, всё что у вас сломалось — это деталька стоимостью не более 30 рублей. 🙂
Деталька эта называется — термопредохранитель на 139 градусов цельсия. На этих фото можно ее увидеть — здесь отмечена точка ее крепления к контакту,
а здесь ее видно между платой и радиатором:
Для разборки придется выпаять два контакта транзистора из платы.
Дальше я разбирать не стал, нет столько времени. Человек «с руками» разберется дальше самостоятельно. 🙂 В ином случае лучше доверить работу профессионалу.
На всякий случай предупрежу — новый предохранитель нужно монтировать так, чтобы контакт, соединенный с его наружным корпусом, был со стороны радиатора, а не со стороны ноги разъема. Иначе при монтаже его закоротит.
И ни в коем случае не вздумайте впаивать вместо него перемычку! Цепь питания моторчика печки защищена 30-амперным предохранителем, если что-то произойдет с мотором — этого тока хватит, чтобы воспламенить пыль и грязь в радиаторе печки за пару минут, если не будет защиты транзистора по температуре.
И в завершение. Чаще всего транзистор перегревается из-за проблем с моторчиком печки, если он начинает потреблять больший ток, чем должен. И если вы столкнулись с такой проблемой — есть вероятность, что она через какое-то время повторится, а немногим позже вам придется задуматься о ремонте/замене моторчика печки. Вторая вероятная причина — грязь в печке, ее количество можно оценить по состоянию транзистора, когда вы его достанете. Чтобы очистить радиаторы печки от грязи, нужно ее доставать.
Проблемы с вентилятором отопителя. Ремонт транзистора (резистора, реостата) отопителя.
Приветствую, друзья!
Около месяца назад, за две недели перед отпуском, я решил почистить кондиционер при помощи пенного очистителя. Все сделал по инструкции, после чего сел за руль и обнаружил, что вентилятор печки не выключается, работает на половину мощности в «выключенном» положении, на увеличение мощности реагирует адекватно. Первым делом решил проверить расположенный в очень удачном месте управляющий транзистор (он же резистор, он же реостат) — и не прогадал, он был весь в жидкости.
Почистив все обезжиривателем и тщательно просушив, устанавливаю его обратно — и, вуаля, все работает!
Проходит полторы недели, я, упаковавшись до отказа, выезжаю в пятницу в 19.00 в направлении Крыма и обнаруживаю, что вентилятор печки не крутится. Снова снимаю транзистор — тут же ощущаю специфический запах жженого текстолита, и сразу начинаю звонить по всем работающим в моем городе магазинам. Естественно, результат практически нулевой — в наличии нет, привезут в понедельник, что не устраивает категорически. Начинаю искать по разборкам Петербурга, нахожу в Евроавто (не реклама! и скоро поймете, почему!), они работают до 21.00, на часах 20. Звоню товарищу, обрисовываю ситуацию, перекидываю ему 2 т.р. за транзистор + 1 т.р. за беспокойство и жду. Он мчит в магазин, забирает заранее забронированную деталь, отвозит к маршрутке Питер-Псков и передает мне з/ч с водителем. В 6.00 я забираю з/ч, устанавливаю на место, и… и она не работает.
Я еду домой, беру в руки паяльник, разбираю родной реостат, обнаруживаю треснувший полевой транзистор. Считав обозначения на корпусе полевика, мчу в единственный открытый в 9.00 магазин радиодеталей, где девушка сообщает мне, что ничего даже похожего у них нет. Еду домой, курю интернет, подбираю похожий по номиналам, но другого типоразмера полевик, еду уже в ближайший ко мне магазин, на часах 10.00. К своему счастью нахожу его в наличии, беру сразу три. Тут стоит заметить, что они действительно существенно отличаются в размерах — аналог значительно меньше, у него короче ноги, их приходится гнуть, и ввиду этого прикрутить его к радиатору возможности никакой нет. Начав пайку, обнаруживаю перегоревший термопредохранитель, ставлю перемычку, впаиваю аналог транзистора, на радиатор не сажаю, иду проверять — все работает, ура! Значит нужно что-то придумывать и делать нормально. Еду за термопредохранителями, на часах 12.00. В магазине №1 сменился продавец, решаю спросить у него про транзистор, и что вы думаете?! Есть, вот прямо «тот же самый, только другой фирмы». Беру! А заодно горсть термопредохранителей. Еду домой, собираю, устанавливаю — все работает как надо, провожу 20-минутный тест, проблем нет. Ура! На часах 14.00. Иду обедать, через час сажусь в машину — вентилятор не выключается… ять! Выясняется, что купленный транзистор имеет номинальный ток 70А против 110А оригинального при прочих сходствах. Вот же продавец! Снова беру аналог, впаиваю, проверяю, работает 10 секунд и сгорает, потому что не прикручен к радиатору. Остается 1 рабочий транзистор (у первого в процессе отламывается нога). Что делать?! Беру оригинальный транзистор, откусываю от него ноги, к ним припаиваю ноги аналога — теперь достает до радиатора, собираю все при помощи термопасты, проверяю — все крутится как и должно. 19.00. На следующее утро прыгаю в авто и мчу на Юг, по пути заезжаю в Москву, там на разборке покупаю оригинальный реостат, там же проверяю его, бросаю в багажник и еду далее. Собственно с этим «колхозом» я проехал 6 т.км., с практически постоянно включенным кондиционером, так что купленная з/ч так и не пригодилась.
По приезду домой, уже без спешки было решено восстановить реостат в номинал, потому расскажу как это сделать.
Чуть не полыхнул. Замена транзистора регулятора оборотов отопителя
Доброго всем времени суток!
В общем, как понятно из заголовка — чуть не полыхнул.
Утром, как обычно, повёз ребёнка в садик, жену на работу. Едем, чувствуем — вонь слабенькая, ну, как обычно, наверное с улицы тянет, Красноярск же епта. Доезжаем до садика — вонь так и присутствует, уже такая приличная. Жена повела ребёнка в садик, а я давай приборку разбирать, походу криво спаял свою громкую связь. Залез, прощупал — всё прохладно, а снизу дымок уже. Быстро с другой стороны залез — проводка вентилятора ёпта! Уже горит! Не тлеет, а именно горит изоляция! Я давай чем было тушить, про огнетушитель даже не вспомнил, хотя есть — руками и тряпкой затушил, выключил сразу климат на OFF и заглушил. Дальше обрезал к чёрту место, где вспыхнуло, замотал изолентой, отключил фишки с вентилятора и с реостата. Как в дальнейшем выяснилось — не помогло.
На работе уже выбрал время, загнал в бокс и начал разматывать. Печку я два года назад делал, садил вентилятор на скрутки, но полыхнуло совсем в другом месте — там так же оказалась очередная прогнившая скрутка, сделанная ещё прежними хозяевами. В целом — сам балбес. Хоть и сделал всё надёжно, но я скрутки не люблю. Любая скрутка — это хрень, временное решение. Было в планах после зимы ещё в прошлом году летом раскидать и пропаять проводку вентилятора, но как-то COVID, отпуск, летний отдых, забылось совсем, пока петух не клюнул…
Как говорил из одного фильма Хищник-Конфуций: Ситуация, которая не должна произойти, вопреки, случается с отвратительными последствиями. (Если проще — Д#ерьмо случается).
Решено — в ж@пу! вскрываем всю проводку, замотанную изолентой, покуда под торпедо дотянусь. В общем я был в ахуе. На этой косе помимо своих 3-х скруток я нашёл ещё 3 старых, затем перекрутил для проверки всё заново…
Небольшая вставка — запустил, а вентилятор на одних оборотах и не регулируется — приплыл Кук…
…подрюкал регулировку вентилятора, решил потрогать проводку и нате — ещё одно место греется. Разрезал изоленту — ещё две скрутки прямо под горло фишки! Причём сделаны очень аккуратно, по толщине как провод.
В общем жесть. Теперь вШтал вопроШ Што делать с регулятором вентилятора. Первая же мысль — реостат. Как в дальнейшем выяснилось — «пожарчик» сжёг транзистор регулятора оборотов отопителя. Цена реостата — 500 руб… на рестайл с горизонтальным разъёмом. А на мой дорестайл 2800! Интересный, конечно, вариант, но не наш. Ввёл просто тупо в Яндекс «Nissan X-Trail T30 не регулируются обороты печки» и тут же ответ — куча видео по замене транзистора регулятора оборотов отопителя.
Быстро ознакамливаюсь. Наш транзистор — NEC 2500 61. Его аналог, который нам и нужен — IRFP064N — 55V, 98A. Снимаю вентилятор с корпусом, всё до кучи, выкручиваю реостат и разбираю его — на это всё ушло 15 мин. Внутри имеем следующее:
Крышка пошатыванием снимается легко. Далее, плата так просто не снимется — она держится на предохранителе и транзисторе, которые прикреплены к корпусу с обратной стороны.
Я не сторонник анально-вандальных методов, поэтому НИЧЕГО НЕ ВЫЛАМЫВАЕМ И НЕ ОБКУСЫВАЕМ как это делают вандалы с ютуба. Всё что собралось механически — можно разобрать в обратном порядке.
Просто берём паяльник или паяльную станцию, аккуратно и нудно выпаиваем сначала транзистор, затем предохранитель. Для особо одарённых, у кого «не выпаивается» — нагреваем среднюю и крайнюю ножку и отвёрткой чуточек приподнимаем плату с этой стороны, затем то же самое с противоположной стороны. И так цикла за 3-4 «расшатывая» под нагревом транзистор легко и аккуратно выпаивается. Но плату «рвать» не спешим — она держится ещё и на предохранителе. Тем же самым методом выпаиваем и его.
Качество пайки платы весьма посредственное.
Ремонт силового транзистора печки.
Привет всем! В общем хотел поделиться опытом ремонта силового транзистора Honda Civic 7gen.
Перестал работать регулятор вентилятора печки, печка не включается, снял вентилятор печки, подключил его на полу, при включении зажигания сам вентилятор дергается чуть, значит причина в силовом транзисторе.
Как правило внутри него сгорает термопредохранитель на 2А 140С, а сам транзистор остается жив! Термопредохранитель срабатывает либо при токе более 2А, либо при температуре более 140С, т.е. что наступит раньше от того и срабатывает. Часто бывает что срабатывает по температуре от заклинивания моторчика печки, что легко проверить по его вращению рукой, либо от длительной работы с малыми оборотами печки и включенной рециркуляцией воздуха внутри салона. Его нужно заменить, т.к. ставить вместо него перемычку либо обычный предохранитель чревато возгоранием проводки в салоне автомобиля.
В круглом корпусе термопредохранитель с данными параметрами просто нереально найти в Курске, получилось найти только в квадратном, ну это не беда. Распаиваем силовой транзистор, смотрим что можно придумать. В итоге. Перевернул пластинку крепления так, что бы она прижимала термопредохранитель к радиатору охлаждения намазал всё термопастой и вот он в рабочем положении )) Запаиваем всё обратно. Есть небольшой нюанс, когда паяете термопредохранитель к плате, то держите его ногу которую паяете пассатижами, они служат как теплоотвод и не дадут ему сработать от большой температуры паяльника )) Вот и всё, устанавливаем и наслаждаемся печкой и кондиционером ))
Резистор и силовой транзистор вентилятора отопителя.
Несколько дней назад включив вентилятор печки я выяснил, что вентилятор работает только на макс. оборотах. Встречал раньше такие проблемы на других авто. Открыл схему и увидел, что на макс. силу подается напряжение в обход резистора и транзистора. значит дело в них, по каталогам нашел, где схематично находятся данные вещи. Над окошком салонного фильтра оба элемента.
Открутил резистор — сработала тепловая защита. невопрос-припоял
Поставил на место-появилась первая скорость)) на первой, второй и третьей кнопке, на четвертой макс…
Снимаю транзистор, разбираю…
Прозваниваю предохранитель-нет проводимости. Еду в магазин радиодеталей, покупаю 2 предохранителя (немного другого вида и темп. сраб.115), узнаю цену транзистора и естли он вообще… есть, 104р. беру-на всякий, и обжимы
ито
го: 104+25+25+8+8+6+6=182р.
Собираю на старом транзисторе с термопастой аксил, для лучшего теплоотвода, главное не допустить попадания пасты при сдавливании на ножки транзистора, дабы не замкнуть
проверяю-все работает, но обороты что-то маловаты показались, разбираю, собираю с новым-лучше,
на много лучше)))
Новый транзистор (в сборе) 88750-20020, стоит от 1500р, съэкономил 1318р.
Осталось пару но:
1. резистор сильно греется, он конечно должен грется, но что-то мне не нравится, он неразборный-керамика, под ней должны быть нихромовые пружинки… не стал ковырять, цена нового 396,52 (87138-20230), оригинал из эмиратов, 14 июня приедет.
2. почему вырубило обе тепловые защиты…в крыльчатке вентилятора печки чисто (у меня стоит предфилтр от пыли), т.е. застопориться она не могла, может дело в резистре… не люблю когда первопричина не найдена(