Топлок для электрогитары для чего
Floyd Rose: особенности и настройка легендарного тремоло
Floyd Rose – популярнейшая тремоло-система, изобретенная и запатентованная талантливым инженером Флойдом Роузом 40 лет назад. Разработка конструкции «плавающего» бриджа изменила мир рок-музыки в целом и ее тяжелых поджанров в частности. Благодаря упорству и таланту Флойда музыканты получили возможность изменять высоту звучащей ноты как в сторону повышения, так и понижения с помощью рычага, добиваться необычных вариаций эффекта вибрато, экспериментировать со звучанием натуральных и искусственных флажолетов. Но обо всем по порядку.
Конструкция тремоло-системы Floyd Rose
Классическая система Флойд Роуз Original включает в себя «плавающий» бридж, который может качаться вверх и вниз, а также топ-лок – верхний порожек с запирающими механизмами, который не даёт струнамдвигаться в пазах. Топ-лок снижает нагрузку на гитарные колки и позволяет удерживать натяжение струн там, где расположен верхний порожек. Таким образом, при качении рычагом зажатые струны всегда будут иметь одинаковое натяжение – так он помогает сохранить строй гитары даже при активной работе тремоло.
Очевидно, что использовать гитарные колки для настройки гитары с зажатым топ-локом бессмысленно: именно по этой причине сначала гитара настраивается с незатянутыми замками на верхнем порожке, а далее для текущей настройки используются специальные винты микроподстройки, расположенные на бридже.
Конструкция плавающего порожка позволяет с помощью рычага ослаблять либо усиливать натяжение струн – таким образом музыкант добивается повышения или понижения звучащих нот. Именно это отличает Floyd Rose от классических предшественников – фиксированных бриджей. Благодаря возможности «качать» рычагом строй гитары музыкант может получить очень необычное звучание: глубокое вибрато, «визжащие» флажолеты, глубокие «нырки» отдельных нот и многое другое.
Однако есть у такого удовольствия и своя цена: во-первых, это денежная стоимость Floyd Rose. Оригинальные тремоло стоят обычно в районе 100$, дополнительный бюджет также придется выделить на установку. Второй недостаток Флойда – высокие требования к точности отстройки и уходу за системой.
Если вы решили купить Floyd Rose, то помните, что замена струн займет у вас намного больше времени, нежели в случае с фиксированным бриджем или более простыми тремоло; разрыв одной струны в 99% случае полностью «убьет» строй гитары»; неаккуратное перемещение гитары в пространстве или сильный нажим ребром правой ладони на бридж могут расстроить инструмент.
Настройка гитары с Floyd Rose
Вкратце расскажем о том, каким непростым является процесс отстройки Floyd Rose Original и других «плавающих» систем на примере гитар от компании Ibanez.
ВНИМАНИЕ! Все указанные действия требуют наличия определенных навыков в области настройки гитарной фурнитуры. При неумелом обращении с тремоло вы можете нанести системе определенный вред – используйте данную схему на свой страх и риск и помните, что точную и качественную настройку Floyd Rose всегда лучше доверить мастеру.
Часть 1: замена струн
Заменить струны на инструменте с «машинкой» в целом не очень сложно, но стоит запастись определенным количеством терпения. Не забывайте о главном принципе тремоло-систем – настраивая одну струну, вы влияете на натяжение других.
Для начала подготовьте тюнер: никаких настроек на слух, по флажолету или унисону на 5/4 ладу. Настройку следует производить начиная с толстых струн, а менять струны – с тонких.
Начинаем замену струн:
Наконец, немного о том, как подстраивать гитару с Floyd Rose, на которой установлены новые, уже растянувшиеся струны. В данном случае идем от толстых струн к тонким: сначала ослабляем зажимы в топлоке, после чего настраиваем шестую струну. Беремся за пятую, после чего проверяем шестую. Переходим к четвертой, настраиваем ее, потом проверяем пятую и шестую струны – и так далее, то есть настраиваем каждую струну, проверяя уже настроенные.
В самом конце процедуры зажимаем топлоки и наслаждаемся игрой на настроенном комплекте струн!
Часть 2: основная настройка гитары
Этап №1 – настройка угла тремоло
Очевидно, что жесткость Флойд Роуза зависит от угла его расположения: оптимальным расположением считается такое, при котором тремоло-система располагается параллельно деке с небольшим наклоном вперед. Подобная позиция увеличивает глубину качения рычага вниз, значительно снижая вероятность порвать струны.
Регулируется угол машинки с помощью специальных пружин.
Ниже на фото и иллюстрациях показаны корректные углы расположения наиболее распространенных вариантов Floyd Rose:
Edge III/Edge/Lo Pro
Edge Pro I/II
Инструменты, которые вам понадобятся: крестовая отвертка среднего (для винтов на крышке) и большого (для держателей пружин) размера.
Этапы настройки угла тремоло:
Что касается конкретных числовых значений, то оптимальным зазором между машинкой и корпусом для Lo-Pro Edge считается около 1.25-1.5 мм.
Переходите к следующему этапу только тогда, когда убедитесь, что угол Флойда настроен правильно и соответствует схемам и фотографиям выше. Не забывайте, что изменение натяжения пружин повлияет и на настройку мензуру и на высоту звучания струн.
Этап №2 – настройка высоты тремоло
Следующий шаг – корректируем высоту расположения струн над ладами с помощью настройки высоты расположения тремоло-системы. В данном случае рекомендованных цифр нету – вам придется ориентировать на собственные ощущения и учитывать прогиб грифа. Мы лишь приведем оптимальные значения расстояния между струной и ладовыми пластинами. Технология тут достаточно проста при условии наличия правильного прогиба грифа: опускайте струны до тех пор, пока не услышите звон на высоких ладах, после чего просто немного поднимите тремоло.
Инструменты, которые вам понадобятся: шестигранный ключ 1.5 мм и 4 мм.
Этапы настройки угла тремоло:
Оптимальной высотой считается минимальная, при которой отсутствует звон на 12-24 ладах. И не забывайте, что на гитарах с Floyd Rose высота струн относительно грифа обычно выше, чем у гитар с фиксированных бриджем.
Этап №3 – настройка прогиба грифа
Если вы слышите звон на высоких ладах, значит скорее всего стоит отрегулировать высоту тремоло. Но если звон присутствует при игре на 1-8 ладах, то следует настраивать именно прогиб грифа.
Прогиб грифа является плавающей величиной – он меняется и от перепадов влажности, и от изменения температуры. Проверяется прогиб с помощью зажатия струны на 1 и 24 ладу – в районе 7 лада вы должны видеть маленький просвет.
Инструменты, которые вам понадобятся: ключ для регулировки анкера, маленькая крестовая отвертка для откручивания винтов на крышке анкера.
Этапы настройки прогиба грифа:
Самый важный совет: не спешите, так как гриф приходит в устойчивое состояние не сразу.
Этап №4 – настройка высоты на 0 ладу
Если даже после корректировки высоты тремоло и работы с прогибом грифа высота струн достаточно велика, то следует обратить внимание на верхний порожек.
Топлок должен обеспечивать такую высоту, чтобы игра на открытой струне не сопровождалась звоном, но при этом расстояние между струнами и ладами не должно быть большим.
Суть настройки сводится к тому, чтобы добиться минимально возможной без звона высоты струны над 1 ладом. Если вы сделаете высоту слишком малой и струны начнут цепляться за первые ладовые пластины, то придется использовать подкладки под зажимы. Именно поэтому мы рекомендуем доверить данную работу мастеру, если вы не уверены в собственных умениях.
Этап №5 – настройка высоты датчиков
От высоты расположения звукоснимателей зависит и комфорт игры, и динамика звучания вашего инструмента. Чаще всего музыканты стремятся добиться минимального, но в то же время достаточно расстояния, при котором звукосниматели не воздействуют на струны и не мешают игре. При слишком далеком расположении катушек от струн значительно ухудшаться частотные характеристики сигнала, снизится сустейн.
Как измерить расстояние между струнами: зажмите струну на 24 ладу и сделайте достаточно сильный щипок струны. Если при вибрации струна не задевает звукосниматель и находится на расстоянии минимум 1.5-2 мм, то можете пропустить этот шаг.
Инструменты, которые вам понадобятся: маленькая крестовая отвертка, маленькая плоская отвертка.
Проверяйте сигнал после каждого поворота винтов звукоснимателей. Ищите оптимальное расстояние исходя из мощности сигнала и рекомендуемого расстояния между струной и звукоснимателем, указанного выше. Не забывайте, что динамика звучания каждой из струн должна быть примерно одинаковой, допускается немного более громкий звук на 1-3 струнах. Исходя из этого настройте отклонение звукоснимателя от каждой из струн.
Этап №6 – настройка мензуры
Данный этап позволить добиться точного строя гитары на протяжении всей струны. Вам потребуется наличие тюнера – даже не пытайтесь производить настройку мензуры на слух.
Этапы настройки мензуры:
После работы с 12 ладом проверьте высоту звучания на каждом ладу – особенно часто проблемы с интонированием могут встречаться на 15 ладу и выше. Если на 12 ладу нота и флажолет строят нормально, а на высоких ладах есть проблемы – следует обратиться к гитарному мастеру.
Часть 3: дополнительные настройки
Натяжение пружин тремоло
Согласитесь, что с гитарами, оборудованными тремоло типа Floyd Rose и аналогичными системами, часто бывают следующие ситуации: вы берете в руки гитару своего друга или магазинный инструмент и сразу же чувствуете, как прекрасно он «лежит» в руке, как удобно на нем играть и, в частности, пользовать рычагом тремоло.
Во многом эти ощущения, конечно же, зависят от качества настройки основных параметров гитары – о них мы говорили выше. Однако один из важных аспектов – регулировка натяжения пружин вашей тремоло-машины.
Сразу же отметим, что убрав одну из пружин тремоло вы не сможете добиться более слабого натяжения струн и сделать их мягче. Однако вы вполне можете регулировать жесткость хода пружин и сейчас мы расскажем вам, как это сделать:
Как ослабить натяжение струн?
Этот очень популярный вопрос задают многие новички, впервые столкнувшиеся с системами Флойд Роуз.
Хотите сделать натяжение слабее? Используйте более тонкий комплект в том же строе, либо используйте свой любимый калибр струн, но в более низком строе (попробуйте перестроить инструмент на полтона-тон ниже). Не забывайте, однако, что калибр под каждый строй высчитывается неспроста: эксперименты с использованием комплектов струн не под «свой» строй могут повлиять на частотные характеристики звучания, уменьшить сустейн и т.д.
Статьи о выборе калибра струн и натяжении струн:
Правильное крепление пружин тремоло
Многие гитаристы для экспериментов с жесткостью тремоло Floyd Rose и ему подобных меняют положение пружин с параллельного на «стрелу», то есть сдвигая место крепления крайних пружин к центральной со стороны регулировочных винтов. Уверяем вас, что в этом абсолютно нет смысла кроме ситуации, когда пружины уже сильно растянуты и у вас нет возможности приобрести новые.
Как изменить сопротивления при вращении рычага
Каждый музыкант сам выбирает комфортное для него положение рычага – одним гитаристам нравится, когда он жестко расположен параллельно струнам, другие же, как например Steve Vai, делают выбор в пользу свободного расположения, то есть когда рычаг болтается.
Инструменты, которые вам понадобятся: изолента или скотч, небольшие плоскогубцы или пинцет, небольшая плоская отвертка.
Этапы настройки сопротивления рычага при вращении:
Если сопротивление все еще достаточно слабое, значит нужно добавить еще изоленты (скотча), соответственно если рычаг крутится слишком туго – удалите лишнюю изоленту (скотч).
Блокируем тремоло-систему для быстрого изменения строя гитары
Одна из проблем плавающих систем типа Флойд Роуз – невозможность быстро изменить строй гитары, допустим, на полтона или понизить шестую струну на тон для получения дроп-строя.
Однако существует способ полной блокировки системы, который позволит и относительно быстро перестроить инструмент, и использовать микроподстройку – правда при этом тремоло превращается в обычный фиксированный бридж.
Для полной блокировки вы можете поместить небольшой кусочек дерева между декой и пружинной системой, после чего снимается центральная пружина: таким образом удается сделать тремоло неподвижным и перестраивать гитару в любой момент не опасаясь, что угол машинки поменяется.
Инструменты, которые вам понадобятся: шестигранный ключ на 3 мм и крестовая отвертка среднего размера.
Этапы блокировки Floyd Rose:
Вот и все – теперь вы обладатель гитары с фиксированным Floyd Rose и можете изменить строй, когда вам вздумается!
Немного о звучащих металлических порожках
Кроме того, часто можно услышать рассказы о разных лязгающих призвуках, крайне важных, значимых и требующих осмысления, если уж кто решил ставить металлический порог.
В этих историях есть логика. Но только если забыть о существовании флойдроуза.
картинка из интернета
Как вы думаете, много ли ко мне за 10 лет практики приходило людей, которым был непривычен звук топ-лока на открытых? Может быть, кто-то, напротив, решил поставить на страт металлический порожек, вдохновившись божественным звуком открытых струн своего ибанеза.
Шиш там, естественно. НОЛЬ. Вы можете перекопать гитарные форумы, но таких страдальцев не встретите. Проблемы не существует.
Инструментов с флойдами и топ-локами японцы в восьмидесятые годы сделали столько, что каждый гитарист хоть раз такую гитару держал в руках. Но ни один не охренел от восхитительного (или, наоборот, ужасного) тембра открытых струн. Топ-лок ставят не ради тембра, так что музыканты не думают о его материале и не занимаются самообманом.
А о металле клиенту следует писать так: штука красивенькая и абсолютно не уничтожимая. Не колется, не протирается. Красиво блестит и понты разбрасывает. Это все весомые аргументы для установки. У меня лежат заготовки из прекраснейшей алюминиевой бронзы, из которой я делаю порожки в основном на ворвики и много куда еще как раз по этим соображениям. Латунь тоже имеется, работать с ней гораздо проще, чем с бронзой. Планирую также завести нейзильбер.
Этот текст я впервые опубликовал на вконтакте в конце 2015-го. В комментариях к нему было высказано несколько типичных возражений (порошковая сталь инклудед), так что рекомендую ознакомиться.
Нет совершенно ничего плохого в том, чтобы хотеть и любить какую-либо гитарную цацку только за то, что она красивенькая. Лично я вообще склонен доверять металлу сильнее, чем пластику, и (при приемлемой разнице в цене) всегда буду за металл. Это касается не только гитар, но и автомобилей, станков и прочего.
А вот мифы плодить я не собираюсь. Хотя дело выгодное.
Верхний порожек электрогитары
Опубликовано: 2016-01-19 / Автор: Сергей Хмарук
Сегодня пойдет речь об одной маленькой, но довольно важной детали в конструкции электрогитары. В этой статье вы узнаете, каким бывает верхний порожек и из каких материалов его изготавливают. Также мы рассмотрим локовые порожки и несколько вариантов нестандартных типов.
Для чего нужен верхний порожек?
Как ни странно, но верхний порожек является одной из важнейших точек расположенных на гитаре, потому что именно здесь резонируют струны и именно с этой точки начинается звук. Еще эта точка отвечает за настройку инструмента.
Вот просто подумайте логически, а что если порожек будет неправильно пропилен или же не точно установлен? Конечно же, гитара уже не будет нормально звучать, скорее всего звенеть начнет, а высота струн будет слишком велика, что отразится на комфорте игры.
Основная задача верхнего порожка заключается в правильном расположении высоты струн над грифом гитары, а также в точном расстоянии между ними. Порожек устанавливают и пропиливают в соответствии с высотой ладов, шириной грифа, а также радиусом накладки. Из этого следует, что не существует универсального порожка для абсолютно всех гитар.
Для того, чтобы правильно установить и пропилить новый порожек, в первую очередь необходимо выполнить полную отстройку инструмента, которая также включает в себя выравнивание (шлифовку) ладов. Сперва порожек точно выставляется, после чего делается грубый пропил и уже потом производится точная подгонка до необходимой высоты вместе со струнами.
Если вы все же решитесь заменить на своей электрогитаре верхний порожек, то стоит учитывать, что сегодня существует достаточно много разных материалов, из которых его изготавливают. Каждый их них соответственно имеет свои определенные тональные характеристики.
Материалы для верхнего порожка
Bone Nut (Кость)
Graphite Nut (Графит)
Nickel Nut (Никель)
Brass Nut (Латунь)
Tusq Nut (Таск)
Corian Nut (Кориан)
Выбор верхнего порожка
Калибр и тип струн может определять использование какого-либо из вышеперечисленных материалов. Поэтому отнеситесь с умом при выборе верхнего порожка, потому что именно с него начинается звук гитары, а это уж точно немаловажно.
На фабрике порожек может быть не всегда правильно пропилен, поэтому цена гитары, чаще всего, определяет общее время потраченное на доводку и отстройку инструмента. В отличие от дорогих гитар, на дешевых не уделяют особого внимания деталям. При наличии ровных рук можно, конечно же, и из дешевой палки сделать лялю, но это уже тема для отдельной статьи.
Итак, существуют три стандартных размера порожков, измеряемые по ширине, а именно:
Поэтому, чтобы определить, какой именно порожек вам подходит, для этого достаточно знать параметры радиуса накладки и учитывать форму грифа.
Локовые порожки
Поговорим теперь о так называемых локовых (запирающихся) порожках. В чем их суть? Устроены эти порожки таким образом, чтобы фиксировать струны в верхней точке грифа и тем самым позволяя использовать вам различные тремоло системы даже для самых глубоких покачиваниях рычага, при этом постоянно удерживая строй гитары.
Многие музыканты считают, что это чуть ли не единственный способ для того, чтобы гитара не теряла свой строй. И они правы в своих убеждениях, т.к. локовый порожек всегда справляется с этой задачей на ура. Но вот по сравнению со стандартным порожком, этот будет все же привносить в звук некоторое отличие. Какое?
Т.к. локовые порожки в основном делают из металла, при их использовании звук становится тоньше, а еще такой порожек не дает струнам достаточно долго резонировать в отличие от обычного. Для тех, кто хочет довольно активно пользоваться своей тремоло системой, локовый порожек будет идеальным решением.
Бывалые гитаристы скажут, что мол, мне нужен хороший тон и резонанс, но черт возьми, я также хочу наслаждаться использованием Floyd Rose на своем весле без необходимости каждый раз подстраивать его после нескольких движений рычагом! В связи с этим за последние 15 лет были специально разработаны новые продукты, стоящие где-то посередине между этими двумя крайностями.
Необычные порожки
Такие порожки представляют собой компромиссное решение между традиционным и локовым верхними порожками. Характеризуются они как хорошим звучанием так и своей функциональностью. Приведу пару примеров подобных продуктов.
Earvana Compensated Nut
Earvana – это компенсирующий порожек и отличный апгрейд для абсолютно любой электрогитары. Он не только улучшает интонирование, но и помогает сохранить строй гитары во время использования тремоло. С Earvana вы можете забыть о выпадении отдельных струн используя машинку, потому что благодаря компенсации порожка они всегда будут звучать ровно. Установив себе такой порожек, вы сами убедитесь, что это отличная штуковина, на которую стоит обратить внимание. Earvana вас не разочарует.
LSR Roller Nut
LSR – это роликовый верхний порожек, который при использовании машинки, как бы провожает струну через свои ролики и потом позволяет вернуться ей обратно в центральную точку. Такая штука на вашей гитаре позволит делать всякие разные тремоло фишки и прикольные вибрато. С помощью LSR Roller Nut можно даже легко исполнить партии Ван Халена и при этом не переживать за строй, который будет также хорошо держаться, как с использованием обычного локового порожка.
Есть также и множество других необычных порожков, которые существуют сегодня на рынке. Здесь, мы лишь рассмотрели самые популярные из них. Поэтому, если вы встречали нечто подобное, то смело можете дополнить эту статью своим комментарием.
Гитарная мастерская Дмитрия Болотова
Новая гитара! Круто! Но через день – другой вы замечаете, что крутизна куда-то исчезает. То строй плывёт после пары бэндов, то струны призвякивают, то фон переть начинает. К сожалению от этих и не только проблем, не застрахована ни одна гитара, ни дешёвая, ни очень дорогая. Давайте попробуем разобраться с этими проблемами не прибегая к посторонней помощи. Сразу оговорюсь, что о звуке в целом и проблемах связанных с ним (как то волчки и мёртвые ноты), мы здесь не говорим, об этом будет другая статья. В этой статье речь пойдёт о том, как сделать ваш инструмент более играбильным.Начнём описание проблем с голвы, головы грифа.
Если инструмент совсем новый, то просто подтяните их крепление. Если колки затягиваются сверху гайкой, то подтяните её, если у вас не «герметичные” колки, то подтяните с задней стороны грифа крепёжные шурупы. Со старыми колками всё сложнее. Сейчас я опишу что можно сделать с «герметичными” колками. Первое, на что надо обратить внимание, так это на пластиковую шайбу под бутоном колка. На убитых колках она или сильно изношенная, или её совсем нет.
Без неё о стройном инструменте можно не мечтать. Если все шайбы на месте, то нужно на всякий случай смазать колки. Откручиваем винт который держит бутон, снимаем бутон и шайбы, и капаем вовнутрь пару капель машинного масла.
Шток бутона и шайбы смазываем вазелином и прикручиваем бутон. ВНИМАНИЕ. При затягивании винта бутона не переусердствуйте, т.к. этот винт является регулировочным.
Слегка. подтянули и пробуем, как крутится бутон. Если легко, то ещё подтягиваем. Колок должен крутится с очень не большим усилием.
Хочу сразу оговориться, с дешёвыми китайскими и корейскими колками, проблем всегда будет много. По этому, если вам нравится ваш инструмент и вы не собираетесь с ним расставаться, то лучше замените колки на фирменные (шаллер, гото,). При выборе, руководствуйтесь не только посадочными размерами, но и передаточным числом. Его обычно пишут в таком виде 1:15 или 1:22. Чем выше передаточное число, тем стабильнее будет ваша гитара! С колками разобрались, идём дальше.
а до шестой струны 2 мм. Причём заметьте: расстояние измеряется от порожка до низа струны!
Поднимаем струны если нужно и пробегаем пальцами (играем) по всем ладам, на всех струнах. Если нигде не призвякивает, прыгаем от радости и кричим ура, если где-то звенит, то отпускаем анкер на пол оборота и опять проверяем на наличие звякания струн об лады. Если после нескольких отпусканий анкера, всё равно звенит, то это уже повод потревожить мастера, т.к. это уже серьёзная проблема. О шлифовке ладов я напишу отдельно и мне кажется, что очень мало кому захочется заниматься этим хлопотным и кропотливым делом не имея навыков и должной оснастки.
В этом случае, поможет только оперативное вмешательство! Берём мелкий (бархатный) напильник, прямой и без ручки, заклеиваем голову грифа и деку возле грифа несколькими слоями малярного скотча (если гриф съёмный, то лучше его снять) и плавными, длинными движениями вдоль всего края накладки грифа, под нужным углом спиливаем торчащие лады. После того как напильник начнёт задевать накладку, берём вместо него наждачку №600 и слегка шлифуем всё это безобразие.
Мифы и реальность. Главный миф, о том, что на гитарах с прикрученным грифом, пятка грифа и место под неё на деке, часто ужасно обработаны и вообще, что весь этот узел убивает сустейн. Ну – ну! Через мои руки прошло много гитар и басов, и первое, что я делаю со всеми гитарами – бренчу на них, проверяю, какой у них звук, атака, сустейн. Второе моё действие – я подтягиваю гриф! И тут начинаются чудеса. Обычно при подтяжке, отвёртка делает от пол оборота до полутора оборотов. на всех шурупах держащих гриф. После подтяжки, я снова тестирую инструмент и не нахожу какой либо, хоть немного существенной разницы. Можете попробовать сами. Возьмите отвёртку и попробуйте подтянуть гриф на своей гитаре, и я уверен, что вы будете удивлены тем, что он у вас не затянут. Отсюда отпадают все работы связанные с притиркой этого узла и прочим канифолиньем мозгов!
5) УГОЛ НАКЛОНА ГРИФА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕКЕ!
Этот угол должен быть отрицательным (ну в крайнем случае 0)! Если угол положительный, то натяжение струн будет слабое и отсюда будут следующие проблемы: слабая атака, не внятная артикуляция, чрезмерно мягкий звук. Так же менять угол наклона грифа приходится если бридж опущен до нельзя, а струны один чорт высоко. Для того, чтоб изменить угол наклона грифа, необходимо проделать следующие действия: ослабляем струны (можно не снимать), откручиваем гриф, под пятку, поперек подкладываем кусочек шпона шириной 10-15 мм, прикручиваем гриф на место. Если нет шпона, то годится плотный картон (электрокартон) или металлическая пластина толщиной 0,5 мм (например из сердечника трансформатора). После того, как прикрутили гриф на место, проверяем и регулируем высоту струн. Если одной подкладухи окажется мало, то подложите ещё! Специально для тех, кто уже прицелился в меня из рогатки, с криком: «Так нельзя. нужно всё пришлифовывать и подгонять детали максимально плотно друг к другу. ”, я отвечу – друзья, а что же вы скажите о дорогих моделях Фендер, в которых на ура применяется система подстройки угла наклона грифа? Неужели по вашему, на фендере работают полные идиоты и убийцы сустейна?
Вот где таится потенциал. Если на вашей гитаре дребезжат открытые струны и регулировка высоты струн над грифом не приносит облегчения, то вам сюда. Часто эта проблема возникает через какое-то время после покупки гитары. Рассмотрим причину этого. Я думаю, все понимают, что анкер удерживает гриф от деформаций лучше всего в середине грифа, а на концах накладки грифа, действия анкера сведено к нулю. Вот и получается, что в районе верхнего порожка, на гриф действует только натяжение струн, которые и гнут его. Получается, что порожек, как-бы совсем чуть-чуть кивает в сторону струн и струны перестают опираться на его внутренний край. Точка опоры смещается к середине порожка и струна начинает звякать об его край.
Тут, опять же требуется оперативное вмешательство. Необходимо пропилить канавки под струны, под бОльшим углом. Делать это нужно очень аккуратно, т.к. велика вероятность пропилить слишком много и тем самым положить струны на первый лад! Делать это нужно твёрдыми движениями от себя к голове грифа, держа натфиль или пилку под одним и тем же углом!
Таким же способом, можно и слегка опустить струны если они слишком высоко над первым ладом.
С бриджем аля Гибсон (тюн-о-матик) всё довольно просто. Подставкой мы можем регулировать высоту струн и мензуру. О том как регулировать мензуру я расскажу позже. Высоту струн регулируют опорными винтами. Против часовой – поднимаем струны, по часовой – опускаем. Бриджем в котором струны крепятся можно регулировать степень натяжения струн и все вытекающие из этого последствия: атаку, сустейн, артикуляцию.
Фиксированные бриджи аля страт и теле рассматривать особо и нечего. Они позволяют только: регулировать мензуру и высоту струн. Некоторые модели, позволяют также изменять систему крепления струн, т.е. «струны сквозь корпус” и «струны на бридже”, тем самым, опять же меняя натяжение струн.
8) ВИНТАЖНОЕ СТРАТОВСКОЕ ТРЕМОЛО!
Шести болтовое винтажное тремоло. Фууууу, скажите вы. А чего фу? Вон Блекмор, играет и хоть бы хны! Но тут, конечно есть огромное НО. Этот парень играет на фирменном инструменте, премиум класса, а у вас китай-нонейм. Так вот, первое что требуется, это заменить пружины с китайских на фирменные (шаллер, гото). Второе, если играете на тонких струнах, то убираем два средних опорных шурупа дабы убрать лишние точки трения.
Если вы играете на толстых струнах, то всё остаётся на месте! Эта конструкция бриджа позволяет регулировать мензуру, высоту струн и то, как это будет работать: т.е. как одностороннее (только на понижение строя), или двухстороннее (понижать и повышать строй). Разговора о том, как заблокировать тремоло, вы от меня не дождётесь, т.к. я убеждён, что всё, что на гитаре есть – должно работать и использоваться (хотя бы раз в год).
Итак, если машинка будет использоваться как односторонняя, то регулируем натяг пружин. Для этого снимаем заднюю крышку, настраиваем гитару в том строе, в каком она будет использоваться и смотрим – лежит машинка всей плоскостью на деке или нет. Ели нет, то натягиваем пружины посредством вкручивания регулировочных шурупов. Делаем оборот на каждом шурупе, подстраиваем гитару и смотрим, легла машинка или нет. Если нет, то ещё по обороту и т.д. Пока не уложите.
Теперь информация для тех, кто хочет работать винтажной машинкой в обе стороны. В этом случае машинка должна быть приподнята над декой в задней части на 2-2,5 мм. Добиться этого, чуть сложнее чем положить машинку. Если машинка лежит на деке, то отпускаем пружины, отвёртывая (против часовой) шурупы. Отпустили на один оборот каждый шуруп, настроили гитару, проверили на сколько поднялась машинка. Если не поднялась совсем или поднялась, но мало, то повторяем операции.
Не большое лирическое отступление: дешёвые колки и работа машинкой (если конечно у вас не флойд) обычно не вяжутся. Специально для этого были придуманы локовые колки, но я конечно понимаю, что такие колки стоят больше чем китайская гитара в целом. По этому один маленький совет для всех: не наматывайте на колок километр струны, достаточно для получения хорошего и стабильного строя, если тонкие струны будут навиты на колке в 3-4 оборота, а толстые в 2 оборота. Также для более стабильного строя на гитарах с тремоло полезно установить роликовый порожек (хотя бы даже китайский),
ну или на худой конец, подложить под струны в прорези верхнего порожке густую смазку (какую – решать вам).
А это информация для тех, кто выбросил кочергу и не собирается пользоваться благами установленного на его гитаре винтажного тремоло. Просто натяните посильнее регулировочные пружины и вы добьётесь эфекта блокировки машинки, что благоприятно скажется на стабильности строя.
Высота струн регулируется с помощью опорных винтов.
Для того, чтоб проверить, строит ли гитара по мензуре, желательно иметь тюнер! Да, я знаю, что особо «ушастые” сейчас презрительно фыркнули, но я повторюсь: тюнер для этого дела незаменим! Начнём!
1. Настраиваем гитару в том строе, в каком вы будете играть.
2. Берём ноту на двенадцатом ладу и смотри, что нам показывает тюнер.Если струна высит, то длину рабочей части струны необходимо увеличить (тянем седло от грифа), если струна низит, то длину рабочей части струны необходимо уменьшить (седло подаём к грифу). Так поступаем со всеми струнами!
11) НАСТРОЙКА ПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ!
Это дело вообще не имеет канонов. Каждый настраивает высоту звучков по своему вкусу. Я называю это «как по кайфу». Приступим.
Кладём гитару на колени, перед этим естественно включив её в аппарат и дёргаем одной рукой первые 2-3 струны, одновременно вкручиваем или выкручиваем регулировочный винт звучка, со стороны дёргаемых струн. Слушаем и как только «поймали кайф» останавливаемся. Переходим на последние 2-3 струны и соответственно к противоположному регулировочному винту. Так поступаем со всеми звучками.