Сдвг и первый класс что делать
В вашем классе есть ребенок с СДВГ?
Что важно знать родителям гиперактивного ребенка, его учителю и родителям его одноклассников
Ирина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ
Сегодня в каждом классе может казаться ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – и не один. Как вести себя родителям, когда их гиперактивный ребенок идет в школу? Что важно знать о гиперактивных детях учителям? Можно ли так наладить учебный процесс, чтобы не страдал ни ребенок с СДВГ, ни его одноклассники?
Все дети в школьном классе ведут себя по-разному. Но некоторые ребята выделяются особенно: они игнорируют нормы поведения и просьбы учителя, бесконечно болтают на уроках, раскачиваются на стульях, считают ворон за окном — в общем, делают все, что угодно, но только не учатся.
Часть таких детей на самом деле не просто плохо себя ведет — у них есть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и это медицинский диагноз.
СДВГ — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детстве. Страдающий таким расстройством человек слишком активен и импульсивен, он испытывает сложности с концентрацией и удержанием внимания. Симптомы СДВГ могут проявляться регулярно и в любой обстановке и создают трудности для ребенка, его родителей, учителей и других детей. Поведение детей в этих случаях обычно не соответствует возрасту.
Считается, что СДВГ чаще страдают мальчики, чем девочки (примерно 80% против 20%), а у городских детей расстройство наблюдается чаще, чем у детей из сельской местности. Кроме того, чаще СДВГ страдают дети из социально неблагополучных семей. В целом в мире количество детей с СДВГ — примерно 5%. Получается, что из двадцати детей хотя бы один будет гиперактивным. А это значит, что почти в каждом школьном классе есть ребенок с той или иной степенью СДВГ.
Признаки СДВГ у детей
Дети, у которых есть синдром дефицита внимания — он может сопровождаться или не сопровождаться гиперактивностью — имеют маленький диапазон активного внимания. Это значит, что они не могут управлять ни своим вниманием, ни своим поведением — и концентрируются на самом ярком и интересном, что есть в зоне их видимости. Если перед таким ребенком болтается косичка девочки, за окном летит ворона, а за дверью гогочут старшеклассники, он неизбежно отвлекается.
Гиперактивный ребенок мешает другим детям. Он может выкрикивать что-то с места, подпрыгивать и вставать, забираться под парту, раскручиваться на стуле, топать ногами и даже петь. Важно понимать, что ребенок при этом не делает все это назло кому-то: иначе он просто не может. Он как человек, который замерз и дрожит. От чьего-либо приказа дрожь не прекратится.
Иногда бывает, что помимо СДВГ у ребенка есть еще какие-то часто сопровождающие этот синдром проблемы — тревожность, депрессия, вызывающее оппозиционное расстройство, расстройство поведения. Он может быть не только гиперактивен, но и враждебно настроен к окружающим. В таком случае он становится головной болью для одноклассников и их родителей, которые немедленно начинают писать жалобы в различные инстанции. При этом есть способы решить проблему конструктивно.
Что лучше всего делать родителем детей, одноклассник которых имеет СДВГ?
В ситуации, когда разбирательство неминуемо, лучше всего обратиться к школьной администрации, которая обязана помочь выстроить взаимодействие между всеми участниками конфликта и попробовать решить проблему, поскольку именно школа должна обеспечить физическую и психическую безопасность учеников. Но родители других детей не имеют права требовать исключить чужого ребенка из учебного процесса и лишить его права на образование.
Что может делать школьная администрация? Например, прикрепить к ребенку с трудным поведением тьютора, попросить школьного психолога присутствовать на уроках и создать для ребенка план работы по обучению самоконтролю.
Возможно, каким-то другим образом договориться с родителями проблемного ученика — скажем, о том, что ребенок учится по индивидуальному плану: часть уроков посещает вместе со всеми, часть изучает дистанционно или на семейной форме обучения, или получает консультации один на один с учителем (зависит в каждом случае от возможностей семьи и школы, от утомляемости ученика, от того, какие у него основные проблемы).
Школе и родителям ребенка с СДВГ важно снизить уровень взаимных претензий, и перейти к тому, что должен делать родитель дома и что — учитель в школе. И те, и другие могут сделать довольно много.
Что может сделать родитель школьника с СДВГ вместе с учителем?
В совместной зоне ответственности у родителя и учителя ребенка с СДВГ — единство требований к этому ребенку. Учитель должен четко дать понять, что ребенок должен делать в школе для того, чтобы освоить программу и получить аттестацию.
Учитель и родители должны организовать постоянный обмен информацией. Дети с СДВГ часто пропускают сроки или игнорируют какие-то задания, не делают домашку или вообще не ходят на уроки, оказываясь по уши в учебных долгах. Родители об этом зачастую просто не знают — и не узнают без помощи учителя.
Кто-то из родителей всегда должен с помощью учителя отслеживать посещение ребенком школы, его успеваемость, выполнение им домашних заданий. Ведь накопленные долги, претензии рано или поздно закончатся выговором этому ребенку, из которого он в силу СДВГ никаких выводов не сделает, а вот стресс получит колоссальный.
Что может сделать родитель школьника с СДВГ дома?
Родительская зона ответственности — это, во-первых, хорошее физическое состояние ребенка. Дети с СДВГ очень зависимы от своего самочувствия – если оно плохое, их внимание падает до критического минимума.
Итак, родители должны следить за тем, чтобы ребенок вовремя выходил в школу и из школы, не «загуливал» по дороге. Важно, чтобы он вовремя ложился спать — иначе совсем не будет работать на уроках, и идти в школу бессмысленно. Нужно следить, чтобы он позавтракал, потому что шоколадки и снэки без завтрака и обеда быстро сказываются на общем состоянии.
Важно, чтобы, когда такие дети делают домашнее задание, на них не кричали — хотя порой они бывают невыносимы и доводят родителей до белого каления. Некоторые пользуются лайфхаком: если позволяют средства, они нанимают, например, студента, который может просто сидеть рядом с ребенком и смотреть, чтобы он не отвлекался.
Самое главное — научить ребенка базовым вещам: целеполаганию и планированию работы, самоконтролю, наблюдению за собственным состоянием и силами. Важно не делать за ребенка половину работы, не требовать, чтобы он все переделывал. Вместо этого можно учить ребенка понимать, в каком порядке делать работу, что у него не получилось, анализировать, почему так вышло. Таким образом можно помочь ребенку осознать те пути, по которым он может пойти, чтобы помочь самому себе.
Еще несколько фактов про детей с СДВГ
Учителю, в класс к которому пришел ребенок с СДВГ, важно точно знать, как вести себя с ним. Для этого в рамках программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса был запущен бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова.
В курсе подробно рассказывается об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка, как помочь ему социализироваться и как взаимодействовать с его родителями и родителями других детей по поводу него. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации. Посоветуйте курс учителю в вашей школе!
Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям
СДВГ: причины и лечение. Воспитание ребенка с гиперактивностью
Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?
«Мой сын в этом году пошел в школу. Он с рождения был очень подвижным и нервным мальчиком, а в школе его проблемы обострились: учительница жалуется, что он громко разговаривает на уроках, вертится и мешает всему классу. Да, он сложный ребенок. Школьный психолог говорит, что у него синдром гиперактивности. Что это такое?»
Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире детей с СДВГ около трех процентов, следовательно, в классе, состоящем из тридцати учеников, вполне может оказаться такой ребенок.
Когда проявляются симптомы СДВГ? Считается, что это происходит до семилетнего возраста, хотя иногда они могут впервые проявиться и лет в десять-одиннадцать. Чаще всего к врачу обращаются родители первоклассников: «Все сидят спокойно, а мой не может!». Впрочем, некоторые уточняют: «А вообще-то с ним было очень трудно с самого рождения».
Заостренный темперамент
Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.
Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.
Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские. В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью.
Не расстройство личности
Первое, что нужно знать родителям: СДВГ — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Часто родители спрашивают у меня: «Это мы где-то недоглядели, чего-то вовремя не сделали?». Нет. Родители здесь не виноваты. Если бы мы могли заглянуть к такому ребенку в мозг, то увидели бы, что те области, которые отвечают за самоконтроль, за управление поведением, у него работают иначе, чем у других.
Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным. Я спрашиваю у одного мальчика: «Что ты на уроках-то разговариваешь?». А он отвечает: «Да я забываю, что нельзя». Дети с СДВГ забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу. Родители, которые знают об этом, легче прощают такого ребенка, не навешивают на него всевозможные ярлыки и, надеюсь, не винят себя понапрасну.
Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.
Подпорки
К сожалению, нет способа вылечить СДВГ раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит развитие ребенка. Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь. Поставив этот диагноз, я своей главной задачей считаю объяснить родителям, что происходит.
Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка с СДВГ, — выстроить для него систему внешнего контроля.
СДВГ и окружающие
Одна из проблем, с которой сталкиваются родители детей с СДВГ, — недостаточная информированность общества, учителей и даже некоторых специалистов. Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело.
Просто сказать учителю: «Знаете, у моего ребенка СДВГ» — значит не сказать ничего. Надо описывать поведение ребенка очень конкретно, например: «Моему сыну очень сложно усидеть на месте, сложно себя сдерживать, это у него давно, мы много чего перепробовали, сейчас ходим к врачу, занимаемся этим, но я опасаюсь, что на уроках он будет вертеться и даже разговаривать. Я очень хочу, чтобы у него было хорошее поведение. Давайте договоримся: я буду к вам подходить на минутку каждый день после уроков, а вы мне будете рассказывать, что и как у него получалось».
Нужно взять учителя себе в союзники. Иначе бывает, что обе стороны, и учителя, и родители, только жалуются: «Эти родители ничего не хотят делать, весь груз на нас», «Эти учителя ничего не понимают про нашего ребенка, только гнобят его». Конечно, и то и то бывает, и довольно часто, но эффективнее работать вместе.
По мере взросления способность к самоконтролю, умение управлять своим поведением у любого ребенка улучшается. Суетливость, подвижность, болтливость уменьшаются обычно уже к концу начальной школы. Чуть медленнее уменьшается импульсивность.
Конечно, люди приучаются сдерживать себя, однако они продолжают оставаться порывистыми и вспыльчивыми. Проблемы, связанные с недостатком внимания и сосредоточенности, обычно остаются и сопровождают этих людей и во взрослой жизни. Но тогда хотя бы появляется возможность выбирать, чем заниматься.
Существует немало профессий, которые вполне подойдут человеку с проблемами самоконтроля. Известно, что, например, в США люди с СДВГ охотно идут в армию (таких там, по некоторым подсчетам, более десяти процентов), потому что армия предполагает четкие правила и рамки, понятную структуру, прописанные обязанности и двигательную активность.
С одной стороны, сложно винить родителей, ведь оказаться в такой ситуации никому не пожелаешь. Это огромный труд — воспитывать детей с СДВГ. Но лучше все-таки не забывать: сложное поведение — отнюдь не свободный выбор ребенка. Не так давно ко мне обратилась семейная пара, уже вырастившая двоих детей. У третьего, появившегося на свет значительно позже, диагностировали СДВГ. И муж с женой сказали мне: «Знаете, долгое время мы считали себя замечательными родителями и ставили себе в заслугу то, что воспитали прекрасных детей. Лишь теперь мы поняли: легко воспитывать „легких“ детей, а попробуй-ка воспитать гиперактивного ребенка».
Статья предоставлена издательством «Никея»
13 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей
Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.
Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:
1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.
Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.
В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).
В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.
Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.
Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.
Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.
Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.
Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.
Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.
Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.
Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.
На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.
В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.
Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».
Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.
Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.
12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).
В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.
Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.
Гиперактивные дети на уроке: что делать учителю?
Светлана Лаврентьева
28 февраля 2018 • 12:36
Аббревиатура СДВГ сейчас звучит все чаще. Она как ярлык вешается на каждого ребенка, который в школе ведет себя не так, как ожидают от него учителя. Насколько это оправдано? Почему гиперактивные дети – это вечная головная боль учителя? Как помочь таким детям? Об этом рассказывает преподаватель Шестой всероссийской выездной школы педагогов и директоров Ирина Лукьянова.
Ирина Лукьянова, учитель литературы школы «Интеллектуал» (г. Москва) |
Учителя редко понимают, почему гиперактивные дети не могут работать как все. Почему они все время вертятся, сидят с отсутствующим видом или мешают учителю вести урок. Вроде и не глупые совсем, про таких обычно говорят: «Может, если захочет». При этом практика показывает, что с такими детьми не работают привычные для учителей способы справляться с проблемами поведения: выговоры, напоминания о правилах поведения. Таких детей бесполезно стыдить или договариваться с ними о том, что они будут хорошо себя вести. Они согласятся, но на следующем уроке все будет, как всегда. Почему? Потому что поведение таких детей регулируется не разумом, не силой воли, а соображениями момента.
Главная проблема гиперактивных детей
Главное проблема таких детей – в том, что у них снижена способность управлять собой, своими действиями, своим вниманием, организовывать свое время и свою деятельность. Отсюда их проблемы с вниманием, с поведением, с восприятием учебного материала. На уроке им, больше, чем остальным детям, нужна помощь учителя, но не в том, чтобы делать им замечания, а в том, чтобы для них создавать ясную предсказуемую среду, давать алгоритмы поведения, выполнения заданий, решения задач, предоставлять им непосредственную быструю обратную связь, четко давать понять, что от них ожидается, что будет, если они оправдают ожидания или не оправдают их.
Как раз на Шестой выездной школе педагогов и директоров я буду подробно говорить о том, как учитель может помочь таким детям и спасти свои уроки от хаоса, который создают гиперактивные дети.
Раньше и сейчас
Существует миф, что вот раньше таких гиперактивных детей не было, а сейчас их стало много, и вина лежит на экологии, родителях, социальных проблемах общества. Это именно миф, потому что никаких подтверждений этого тезиса не существует.
Часто говорят о том, что в какой-то степени на проблему гиперактивности у детей влияет убыстрившийся темп нашей жизни. Нас окружает огромное количество информации, которую нам надо принять и осмыслить за довольно ограниченное время. Следствием этого стало пресловутое клиповое сознание. Но это тоже не имеет прямого отношения к дефициту внимания и гиперактивности.
Дети с СДВГ были и 40, и 50 лет назад. Тогда это так не называлось, тогда таких детей считали хулиганами, шутами, их родителей вызывали на педсоветы, на них рисовали карикатуры в школьных настенных газетах и песочили их на пионерских сборах. И, как правило, это не давало никаких результатов, потому что такие дети ничуть не хуже остальных знали правила поведения, но не могли им следовать, поскольку действовали, подчиняясь импульсивному решению.
Утверждение, что таких детей стало больше, не подкреплено никакими статистическими данными: их просто не существует. У нас нет достоверной статистики по распространенности СДВГ в нашей стране, а раньше и аббревиатуры такой не знали, не с чем сравнивать. В целом в мире данные не меняются: считается, что таких детей 5-7% от общего числа.
Кроме того, гиперактивность и невнимательность могут быть не только симптомами СДВГ, но и следствием других проблем со здоровьем, а иногда и реакцией на какую-то жизненную ситуацию (например, травлю в школе или развод родителей – тогда ребенку не до уроков).
Наконец, очень часто гиперактивностью называют то, что вообще никакого отношения к ней не имеет – несформированность у совершенно здорового ребенка представлений о правилах, нормах, границах поведения и склонность эти границы проверять опытным путем. Аббревиатура СДВГ звучит значительно чаще, чем реально встречается. Если ребенок сидит на уроке математики, не работает, но колет циркулем спины одноклассников, это совершенно не значит, что он гиперактивный. Ему может быть скучно, он может хотеть отомстить этому соседу за что-то, у него могут быть какие-то проблемы с психикой – не надо все списывать на гиперактивность. И не надо, с другой стороны, считать гиперактивность проявлением невоспитанности и зловредности. Надо учиться разбираться, с чем мы имеем дело.
Ни для кого не секрет распространенная боязнь родителей показать своего ребенка неврологу или психиатру. Часто от родителей можно услышать: «Мой ребенок совершенно нормальный, а в том, что у него проблемы в школе, виновата сама школа: учителя не нашли подхода, не заинтересовали».
Так что каждому учителю сейчас нужно уметь распознавать причины проблемного поведения детей, чтобы вырабатывать грамотную и эффективную стратегию их обучения.
Действовать вместе
Немаловажную роль в деле помощи гиперактивным детям играет взаимодействие учителя с родителями.
Самое главное в разговоре с родителями – описать ясно и безоценочно, какие проблемы испытывает ребенок на уроке, при этом не вешая на ребенка ярлыки и не давая уничижительных характеристик.
Сколько минут он сохраняет внимание, что он делает потом, как он усваивает учебный материал, как и сколько времени выполняет домашнее задание? Как и на каком этапе ему могут помочь учитель в классе или после уроков и родители дома?
Родители могут многим помочь: например, научить ребенка распределять время на выполнение домашних заданий, организовать и структурировать вместе с ребенком этот процесс. Обычно школьников этому никто не учит, и, если обычные дети так или иначе справляются с этим сами, то дети с СДВГ, скорее всего, самостоятельно этому не научатся, а как раз для них это умение – одно из самых необходимых. И именно дети с СДВГ больше остальных нуждаются в согласованной помощи учителей и родителей.
***
На Шестой выездной школе педагогов и директоров Ирина Лукьянова объяснит, почему гиперактивные дети не могут сидеть спокойно, не в состоянии сосредоточиться и выполнить даже простые задания. Она предложит участникам Школы поставить себя на их место и выяснить, что мешает, а что, наоборот, помогает работать продуктивно. Расскажет, чем может помочь школа, учитель и родитель, как поделить ответственность и наладить диалог между ними.