Тонзура это что такое простыми словами
ТОНЗУРА
Лютер с тонзурой |
Тонзура (лат. tonsura, слав. гумёнце, оброснение) — ocтpижeннoe место на макушке у духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов (отменена в 1973)
С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г.
Этот обычай существовал повсеместно по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода [1], именно 21-е правило Трулльского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце» [2].
Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» [3].
Католическая традиция
В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом.
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г.
Русский обычай
На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно» [4], которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники [5].
Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь» [6]. Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев [7].
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой [8], или наплешником [9], которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:
Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» [11]. Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:
По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.» [13]. По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» [14]. Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.
Использованные материалы
[1] Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496
[5] Фасмер 1996, 3: 778; Срезневский 2003, 3: 547; Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2 со с. 578
Тонзура: зачем католические монахи выстригали на макушке круг
Наверняка многие замечали на картинах средневековых художников круглые проплешины на макушках католических монахов и священников. Эту выбритую часть головы называют тонзурой. Что же она символизировала?
Откуда это пошло?
На самом деле стрижка волос практиковалось в религиях, которые имеют гораздо древнее происхождение, чем христианство. К таким религиям относится, например, буддизм. Буддийские монахи до сих пор бреют голову наголо. Одной из основных причин для возникновения подобной традиции некоторые считают соблюдение элементарной гигиены.
Однако не только к чистоте тела стремятся буддисты. Они просто освобождают себя от необходимости следить за своей прической. Кроме того, полное избавление от волос на голове и лице означает для представителей этого учения абсолютное обезличивание и отречение от старого, мирского.
Тонзура и гуменцо
Бритье головы в форме круга на макушке стало христианской традицией около VI века. Христиане переняли ее у отшельников и кающихся людей. Оголенную часть на голове католики назвали тонзурой, что можно перевести с латинского как «стрижка». Согласно решению 4-ого Толедского собора, состоявшегося в 633 году, тонзуру обязаны были носить все представители «католического клира».
Интересно, что тонзура была распространена и на Руси. Только у нас она называлась гуменцо. Лингвист Макс Фасмер утверждал, что слово «гуменцо» является уменьшительной формой существительного «гумно» (расчищенный участок земли). Этот обычай пришел в нашу страну из Византии. Длинные волосы и бороды появились у православных священников только в XV веке, когда Константинополь пал, и служители церкви взяли на себя чиновничьи функции. Чиновникам же предписывалось носить именно длинные волосы.
Символизм
Выбритая округлая площадка на голове монахов и священников, конечно, являлась отличительной особенностью представителей духовенства. По такому признаку любой мирянин сразу определял, что перед ним стоит служитель церкви.
Несомненно, тонзура (как, впрочем, и гуменцо) имела в первую очередь символическое значение. Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Так, в сохранившихся документах Собора, созванного патриархом Иоакимом в 1675 году, говорится: «… на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».
Долгая традиция
Постепенно гуменцо исчезло с голов православных священников. Однако произошло это совсем не быстро. На сайте «Православная Москва» опубликованы воспоминания святителя Филарета Московского. Живя в XIX веке, он еще встречал старых представителей церкви с гуменцом.
Что касается тонзуры, то ее ношение стало необязательным для католических монахов лишь в 1973 году. Такое решение принял известный и другими своими реформами папа римский Павел VI.
Что такое тонзура?
Тонзура – подстрижение
Происхождение этого обряда доподлинно неизвестно. Как предполагается, он связан с тем, что в древности грешники в знак раскаяния обривали себе голову. Христианское духовенство переняло традицию тонзуры от кающихся и отшельников примерно в VI веке.
По-видимому, ободок невыбритых волос символизировал терновый венец Спасителя. Впрочем, пострижение (частичное или наголо) известно и в других, более древних религиях, включая индуизм и буддизм. Для католических монахов выбривание тонзуры с 1973 года стало необязательным по решению папы Павла VI.
Тонзуры бывали двух видов:
Русские традиции
На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники.
Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь». Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев.
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой, или наплешником, которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:
«Эту шапочку они /священники/ в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку».
Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос». Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:
«…протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».
По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.». По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.
Тайна тонзуры: зачем католические монахи выбривали макушку
Для многих из нас образ католического монаха неразрывно связан с черной сутаной и тонзурой – аккуратно выбритой макушкой. В религии ничего не бывает просто так, и круглая искусственная лысина также имеет определенное значение. Что значит старинный обычай выбривать тонзуру при посвящении в монахи?
Во всех мировых религиях волосам придавалось особое значение. Считалось, что именно волосы хранят тонкую энергию человека и поэтому манипуляции с ними использовались во многих обрядах. Церемония пострижения есть не только в христианстве – она присутствует и в других вероисповеданиях и символизирует обновление, посвящение в таинство, рождение для новой жизни.
При посвящении в буддийские монахи обривают голову полностью, что обозначает полное отрешение от обычного мира и подчинение правилам определенной духовной школы. Бреют голову и мусульмане, отправляющиеся в хадж в Мекку, чтобы получить особый статус хаджи – человека, побывавшего в самом священном для исповедующих ислам месте.
В некоторых направлениях хасидизма головы бреют женщины, выходя замуж. После этого еврейки всю жизнь носят парики. Поэтому бритье макушки у католиков – вовсе не уникальный случай, а распространенный обряд инициации в новой ипостаси божьего человека. А само слово «tonsura» переводится с латыни всего-навсего как «стрижка» и ничего мистического в нем нет.
Выбривать монахам тонзуру начали в 7 веке, а до этого такой процедуре подвергали себя только отшельники, посвятившие свою жизнь особому духовному подвигу. Обривание головы – это способ обновить энергию, подавить свое эго и избавиться от привязанностей и губительных страстей.
Считалось, что монах, избавившись от волос, очищается от мирского, от ненужных мыслей и становится более восприимчивым для возвышенного. Не исключено, что в Средние века избавление от значительной части волос на голове имело и второе значение – гигиеническое.
Мало кто знает, что в наши дни тонзура – это вовсе не обязательный атрибут католического монаха. В 633 году Толедский собор постановил, что тонзуру обязан иметь каждый представитель духовенства, а в 1973 году папа римский Павел VI аннулировал решение собора и постановил, что решать, брить или не брить волосы священники и монахи могут самостоятельно.
Выбривали тонзуру духовенству и на Руси, правда называли ее «гуменцо», по аналогии с гумном – очищенным ровным участком, используемым для разных сельскохозяйственных работ. И в России, и на Западе тонзура ассоциировалась с муками Христа и терновым венцом – одним из важных символов христианства.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
ТОНЗУРА
Смотреть что такое «ТОНЗУРА» в других словарях:
ТОНЗУРА — выбритая на макушке круговинка у католических священников и монахов, как признак принадлежности к духовному сословию. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ТОНЗУРА выбритое на темени место у… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОНЗУРА — ТОНЗУРА, тонзуры, жен. (лат. tonsura). Выстриженное место на макушке у католического духовенства. Монашеская тонзура. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
тонзура — стрижка, макушка Словарь русских синонимов. тонзура сущ., кол во синонимов: 3 • гуменце (5) • макушка … Словарь синонимов
ТОНЗУРА — ТОНЗУРА, ы, жен. У католических священнослужителей: выбритое место на макушке. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Тонзура — (лат. tonsura) остриженное место на макушке у католическихдуховных лиц, символ отречения их от мирских интересов. С давних порсуществовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо;затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тонзура — (от латинского tonsura стрижка), выбритое место на макушке, знак принадлежности к католическому духовенству. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тонзура — Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Тонзура может разделять… … Словарь символов
тонзура — ы; ж. [от лат. tonsura стрижка]. Церк. Выбритое место на макушке головы у католических духовных лиц. * * * тонзура (от лат. tonsura стрижка), выбритое место на макушке, знак принадлежности к католическому духовенству. * * * ТОНЗУРА ТОНЗУРА (от… … Энциклопедический словарь
Тонзура — (от лат. tonsura стрижка) выстриженное или выбритое место на макушке головы, знак принадлежности к духовенству в католицизме … Большая советская энциклопедия
Тонзура — (лат. tosura) остриженное место на макушке у католических духовных лиц, символ отречении их от мирских интересов. С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона