Термин спортивная форма что означает

Спортивная форма

Смотреть что такое «Спортивная форма» в других словарях:

спортивная форма — uniforma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tokios pat formos (vienodo kirpimo), skiriamaisiais ženklais pažymėti drabužiai sportininkams, treneriams, teisėjams, oficialiems asmenims. Uniforma vilkima per sporto pratybas,… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laikui bėgant kintanti, griežtai individualizuota sportininko adaptyvumo būsena – dėsningas sportinio rengimo ir su juo susijusių prisitaikymo vyksmų organizme rezultatas.… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko optimalaus parengtumo siekti geriausio, galimo konkrečiame makrocikle sportinio rezultato būsena, kurios kaita yra dėsninga, fazinio pobūdžio: šios būsenos tapsmo… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko pajėgumas tam tikru metu. atitikmenys: angl. sporting condition; sporting form; top form vok. sportliche Form, f rus. спортивная форма … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko specialiojo darbingumo būsena – visų sportinį laimėjimą lemiančių veiksnių (sportinės formos dėmenų) reikšmės yra optimalios, leidžia iki galo atskleisti judėjimo… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — высшая степень тренированности спортсмена, соответствующая готовности к показу максимального спортивного результата; характеризуется оптимальными показателями специальной работоспособности, функционального состояния организма и адаптации к… … Большой медицинский словарь

спортивная форма команды — komandos sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žaidėjų parengtumo ir gebėjimų panaudojimo komandos interesams lygis sportinių žaidimų varžybose. atitikmenys: angl. sporting form of the team vok. sportliche Form der… … Sporto terminų žodynas

форма — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? формы, чему? форме, (вижу) что? форму, чем? формой, о чём? о форме; мн. что? формы, (нет) чего? формы, чему? формам, (вижу) что? формы, чем? формами, чём? о формах 1. Формой называются внешние… … Толковый словарь Дмитриева

Спортивная (станция метро — Спортивная (станция метро, Минск) У этого термина существуют и другие значения, см. Спортивная (станция метро). Станция «Спортивная» Автозаводская линия Минский метрополитен … Википедия

Спортивная журналистика — (sports journalism) (англ.) одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на «несерьезное» отношение к спортивным отделам в… … Википедия

Источник

спортивная форма

Смотреть что такое «спортивная форма» в других словарях:

спортивная форма — uniforma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tokios pat formos (vienodo kirpimo), skiriamaisiais ženklais pažymėti drabužiai sportininkams, treneriams, teisėjams, oficialiems asmenims. Uniforma vilkima per sporto pratybas,… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laikui bėgant kintanti, griežtai individualizuota sportininko adaptyvumo būsena – dėsningas sportinio rengimo ir su juo susijusių prisitaikymo vyksmų organizme rezultatas.… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko optimalaus parengtumo siekti geriausio, galimo konkrečiame makrocikle sportinio rezultato būsena, kurios kaita yra dėsninga, fazinio pobūdžio: šios būsenos tapsmo… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko pajėgumas tam tikru metu. atitikmenys: angl. sporting condition; sporting form; top form vok. sportliche Form, f rus. спортивная форма … Sporto terminų žodynas

спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko specialiojo darbingumo būsena – visų sportinį laimėjimą lemiančių veiksnių (sportinės formos dėmenų) reikšmės yra optimalios, leidžia iki galo atskleisti judėjimo… … Sporto terminų žodynas

спортивная форма команды — komandos sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žaidėjų parengtumo ir gebėjimų panaudojimo komandos interesams lygis sportinių žaidimų varžybose. atitikmenys: angl. sporting form of the team vok. sportliche Form der… … Sporto terminų žodynas

форма — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? формы, чему? форме, (вижу) что? форму, чем? формой, о чём? о форме; мн. что? формы, (нет) чего? формы, чему? формам, (вижу) что? формы, чем? формами, чём? о формах 1. Формой называются внешние… … Толковый словарь Дмитриева

Спортивная (станция метро — Спортивная (станция метро, Минск) У этого термина существуют и другие значения, см. Спортивная (станция метро). Станция «Спортивная» Автозаводская линия Минский метрополитен … Википедия

Спортивная журналистика — (sports journalism) (англ.) одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на «несерьезное» отношение к спортивным отделам в… … Википедия

Источник

Понятие спортивной формы. Фазы её развития.

Спортивной формой называют состояние оптимальной (наилучшей) готовностью спортсмена к достижениям, которое приобретает при определённых условиях в каждом макроцикле тренировки. Спортивная форма выражает гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена к достижению: физической, психической, спортивно-технической и тактической. Причём спортивную форму характеризуют не просто наличие этих компонентов, а именно гармоническое соотношение их, обеспечивающее определённый уровень спортивных достижений в данном большом цикле тренировки. Для оцени спортивной формы пользуются рядом физиологических, врачебно-контрольных, психологических и комплексных критериев. Основным её целостным показателем являются спортивные результаты, поскольку только в них как в фокусе находят своё интегральное выражение все стороны готовности спортсмена к достижению. Однако судить о спортивной форме по спортивным результатам можно с достаточным основанием лишь тогда, когда они демонстрируются с определённой частотой, в сопоставимых условиях и оценивается в объективных мерах (показателях). Так как не всегда удаётся соблюсти эти требования, при оценке спортивной формы в дополнение к спортивным результатам привлекают ряд часты критериев6 показатели контрольных упражнений, предназначенных для оценки отдельных двигательных качеств и навыков спортсмена, данные врачебно-биологических тестов и т.д. Вся совокупность накопленных к настоящему времени исследовательских и практических сведений о спортивной форме свидетельствует, что процесс её развития имеет фазовый характер – протекает в порядке последовательной смены трёх фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты.

Первая фаза – это формирование или улучшение предпосылок спортивной формы, а также начальное становление её как целостной системы компонентов. В это время накапливается, прежде всего, тот строительный материал, их которого будет возведено здание спортивной формы, закладывается или укрепляется её фундамент. Речь идёт, в первую очередь, о существенном повышении уровня функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннем развитии его физических и психических качеств, приобретении и перестройке двигательных навыков и умений. На этой основе формируется в первоначальном виде и сама спортивная форма. Естественно, что конкретные параметры её зависят прежде всего от качества заложенной основы.

Вторая фаза – характеризуется относительной стабилизацией спортивной формы как целостной системы компонентов, обеспечивающих оптимальную готовность спортсмена к демонстрации достижений в пределах текущего большого цикла тренировки. Коренная перестройка этих компонентов в данной фазе нецелесообразна, поскольку это означало бы утрату спортивной формы. Вместе с тем в период её сохранения происходит, в некоторой степени, дальнейшее совершенствование всего того, от чего непосредственно зависят спортивные результаты. Поэтому в определённой мере возрастают в пределах, допускаемых закономерностями сохранения спортивной формы.

Третья фаза – отличается тем, что под влиянием регулирования тренировочного процесс специфическая тренированность временно относительно снижается, происходит некоторое угасание и частичное разрушение функциональных связей, которые стабилизировали ранее приобретённую форму. Однако это не значит, что нарушаются жизненные функции организма. В случае рациональной организации общего режима жизни и режима тренировки временная утрата спортивной формы нормально происходит не в ущерб нормальной жизнедеятельности – в этой фазе развёртываются общевосстановительные процессы.

Источник

Общее понятие о спортивной форме

Спортивная форма — такое состояние спортсмена, которое позволяет ему в наивысшей мере проявлять свои силы и способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов.

Состояние оптимальной, наилучшей, готовности к спортивным достижениям, которое приобретается в результате соответствующей подготовки на каждой новой ступени спортивного пути, и принято называть спортивной формой. Спортсмен не может всегда находиться в форме. Периодическая утрата спортивной формы и восстановление ее на новой, более высокой, основе — закономерность спортивного совершенствования. Она включает все стороны готовности спортсмена к спортивному достижению — физическую, техническую, тактическую и психическую. Высокий уровень развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и других физических качеств в их нужном сочетании, владение спортивной техникой и тактикой, наличие волевых качеств, необходимых для успехов в спорте, — все это неотделимые компоненты спортивной формы, гармонически сочетающиеся друг с другом.

Спортивная форма развивается не самопроизвольно. При известных условиях можно влиять на фазы ее становления, сохранения и утраты, управлять этим процессом. Наши усилия только тогда достигают цели, когда они согласуются с закономерностями развития спортивной формы.

Рассматривая фазы развития спортивной формы можно сделать вывод, что для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Каждая фаза развития спортивной формы достигается при особом, строго определенном содержании и построении тренировки.

подготовительный, за время которого создают предпосылки для приобретения спортивной формы и обеспечивают ее непосредственное становление;

соревновательный, где тренировка направлена на сохранение спортивной формы и на реализацию ее в спортивных достижениях;

переходный, обеспечивающий активный отдых и связывающий между собой два цикла тренировки. Эти три периода составляют в сумме один – два цикла тренировки. Например, при розыгрыше первенства РБ по футболу учебно-тренировочная работа проводится в течение одного годичного цикла. Баскетболисты, волейболисты, участвующие в соревнованиях зимой и летом, сводят учебно-тренировочную работу в два больших цикла: один цикл — осенне-зимний (примерно октябрь — март), второй — весенне-летний (примерно апрель — сентябрь).

Примерная схема периодизации учебно-тренировочного процесса

Термин спортивная форма что означает. Смотреть фото Термин спортивная форма что означает. Смотреть картинку Термин спортивная форма что означает. Картинка про Термин спортивная форма что означает. Фото Термин спортивная форма что означает

Длительность периодов и их содержание зависят от подготовленности занимающихся (возраста, пола, состояния здоровья, степени физической подготовленности, спортивного разряда, вида спортивной игры, сроков соревнований, климатических условий и др.).

В каждом периоде учебно-тренировочного процесса проводятся все виды подготовки (физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая). Однако в различные периоды тренировки тем или иным видам подготовки уделяется больше или меньше внимания.

Подготовительный период начинается с каждым новым циклом учебно-тренировочного процесса, а завершается к началу первых календарных игр основных соревнований. Длительность подготовительного периода зависит от того, какой объем нагрузки необходим для закладки новых основ достижений. При этом решающую роль играют специфические особенности того или иного вида спорта, тренировочный стаж и способность переносить нагрузки. Как при одноцикловой, так и при двухцикловой периодизации подготовительный период должен быть больше, чем соревновательный. У подрастающих спортсменов длительность его должна составлять около двух третей всего времени цикла. Такой срок необходим прежде всего в интересах полноценной физической и технико-тактической спортивной подготовки.

На этапе общей подготовки большее внимание уделяется физической подготовке. ориентирована здесь на развитие «базовых» предпосылок спортивного результата. расширения объема тренировки повысить способность спортсмена переносить нагрузки, с тем чтобы создать физические, спортивно-технические, тактические, интеллектуальные и психические предпосылки более высоких спортивных достижений в избранном виде спорта. На этом этапе объем нагрузки выше, а средняя ее интенсивность ниже, чем на последующих этапах цикла. помогает подвести спортсмена к состоянию, на котором ему доступны более интенсивные нагрузки на последующих этапах и более стабильные достижения в течение всего соревновательного периода. «Воздержанность» в тренировочной нагрузке, особенно недостаточное повышение объема ее, влечет за собой недостаточный прирост достижений, недостаточную их стабильность и неспособность успешно пройти соревновательный период вплоть до его кульминационного момента.

Термин спортивная форма что означает. Смотреть фото Термин спортивная форма что означает. Смотреть картинку Термин спортивная форма что означает. Картинка про Термин спортивная форма что означает. Фото Термин спортивная форма что означает

Ей отводится до 40—45% общего времени. Соотношение общей и специальной физической подготовки в это время составляет примерно 2 :1. На техническую подготовку на этом этапе отводится 35—40%, а на тактическую — 35—40% 20—25% общего времени. Психологической и теоретической подготовке уделяется большое внимание на всех этапах.На первом этапе решается задача создания прочного фундамента физической подготовки. На нее отводят до 45% времени тренировочных занятий. На долю совершенствования техники приходится до 40%, на тактическую подготовку — до 25% времени. На протяжении всего этапа проводится работа по воспитанию морально-волевых качеств, по теоретической подготовке. Усложняются задания по технике и тактике, в учебных двусторонних играх проводится комплектование звеньев команды, отрабатываются их взаимодействия.в первую очередь отрабатывают «связки» элементов и комбинации

В результате занятий в подготовительном периоде перед началом соревнований должен быть достигнут уровень подготовки более высокий, чем в предыдущем году. В совершенствовании техники основное внимание уделяется точности и быстроте выполнения игровых приемов. Усложняются условия выполнения приемов. По тактической подготовке отрабатываются системы взаимодействия в защите и нападении. Командные взаимодействия совершенствуются в двусторонних учебных и товарищеских встречах. Возрастает интенсивность в выполнении нагрузок. Технику здесь осваивают и закрепляют преимущественно в связи со специфическими соревновательными нагрузками, чтобы выработать соревновательный динамический стереотип. Благодаря этому создаются оптимальные связи между физическими способностями и двигательными навыками, а также достигается высокая стабильность спортивной техники в условиях соревнования. В то время как общий объем нагрузки приблизительно сохраняется, интенсивность ее в специальных и в соревновательном упражнениях нарастает Если же спортсмен в течение соревновательного периода не достигает лучших, чем в начале его, результатов или даже ухудшает свои результаты, то это часто свидетельствует о том, что на втором этапе подготовительного периода была слишком быстро повышена интенсивность, слишком завышена доля специфической соревновательной нагрузки, а общий объем нагрузки в конце периода был чрезмерно сокращен.

Для подготовительного периода особенно выгодна такая организационно-методическая форма, как круговая тренировка. Оценивать интенсивность упражнений на занятиях может 1 человек. Ведется хронометраж занятий. Регистрируется содержание и продолжительность упражнений (перерывов) с точностью до полной минуты, а также темп выполнения каждого упражнения. Вычисление нагрузки проводится в такой последовательности: 1) интенсивность упражнения, 2) объем каждого упражнения, 3) общий объем занятия, 4) средняя интенсивность занятия.

По этим показателям можно вычислить объем и среднюю интенсивность нагрузки за неделю, месяц и т. д.

Соревновательныйпериод включает отрезок времени от первой до последней игры календарных соревнований.

ССоревновательный период. ЗОсновные задачи периода:оптимально развить и стабилизировать достижения спортсмена, способствовать достижению максимальных и стабильных результатов;сохранить спортивную форму в течение периода ответственных соревнований и реализовать ее в высокий для данного уровня тренированности спортивный результат.Основные черты Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной (для макроцикла) специальной тренированности
1. дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовки; 2. совершенствование и закрепление спортивной техники; 3. овладение тактикой и приобретение опыта соревнований; 4.совершенствование моральной и волевой подготовкиТехнико-тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до высокой степени совершенства (увеличение степени надежности и вариативности, развитие тактического мышления) Специальная психическая подготовка направлена на мобилизацию физических и духовных сил и регулирование эмоциональных и волевых проявлений в спортивных состязаниях Особое внимание уделяется интегральной подготовке, важнейшим средством которой являются целостные соревновательные упражнения
Основное структурное звено периодаПодводяший микроцикл основное соревнование нослесоревновательная фаза восстановления. При большой продолжительности соревновательного периода структура усложняется

Так как соревновательный период в спортивных играх очень продолжителен (до 6—7 м), то появляется необходимость дифференцированного планирования тренировок в зависимости от предстоящих игр. В начале объем нагрузок остается на уровне подготовительного периода. Затем объем постепенно сокращается, но зато возрастает интенсивность. К концу периода и объем, и интенсивность падают. В зависимости от интервалов между календарными встречами определяется оптимальное количество тренировок. Их может быть от 3 до 5 в неделю, в зависимости от класса команд и за учебными занятиями. Их объем и интенсивность также зависят от подготовленности, возраста и других причин.

В этом периоде много внимания уделяют тактической подготовке и психологическому состоянию игроков (установках на игру, проводится анализ игры, тактических схем, средств).

Эти задачи решаются с помощью специфических соревновательных нагрузок в тренировке и участия в соревнованиях. Ростом результатов в соревновательном периоде можно управлять в первую очередь с помощью частоты соревнований и объема специфических соревновательных нагрузок.

Если соревновательный период продолжается и после главных состязаний (спартакиад, юношеских первенств и т. д.), то рекомендуется включить особый этап в несколько недель, в течение которого доля специфических соревновательных нагрузок уменьшается, а общий объем нагрузок повышается за счет введения большого числа общеразвивающих упражнений (активный отдых!). Соревнования в это время нежелательны. Задача на данном этапе — восстановить физические и психические силы.

Переходный период начинается с окончания официальных соревнований и продолжается до начала тренировочных занятий в новом годичном цикле.

Задачи:1. постепенное снижение объема и интенсивности нагрузок; 2. полное физическое и психическое восстановление спортсмена, осуществление полноценного активного отдыха и сохранение определенного уровня тренированности 3. анализ результатов соревнований и всей учебно-тренировочной работы, проведенной за год..Причины появленияРеализация спортивной формы в спортивный результат связана с максимальными физическими и психическими напряжениями, которые приводят к исчерпанию адаптационных возможностей организма, что может привести к перетренировкеСпортивная форма как оптимальное сочетание компонентов готовности спортсмена является таковым только для достигнутого в макроцикле уровня тренированности
Основное содержание занятийОбщая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха (смена характера и условий деятельности), физическая реабилитация Объем, интенсивность и частоту занятий надо подбирать так, чтобы, с одной стороны, был обеспечен отдых спортсмена, а с другой — могла сохраниться на достаточно высоком уровне его тренированность.
Структура периодаДва-три мезоцикла, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных

Если в соревновательном периоде была значительно израсходована физическая и психическая энергия, новому подготовительному периоду должен предшествовать активный отдых — переходный период. Этот период относительно короток (не больше четырех недель). Это необходимая предпосылка для перехода в новом подготовительном периоде к большему объему нагрузки. Если же нагрузка повышается в стадии неполного восстановления, то в подготовительном периоде возникнут адаптационные трудности.

Уже к концу соревновательного периода, после последнего крупного соревнования, нужно постепенно сокращать объем специальных нагрузок. Во время переходного периода спортсмен должен заниматься теми упражнениями, которые ему наиболее интересны. В каждом отдельном случае нужно решать вопрос, оставить ли в программе тренировки специфические упражнения (соревновательные и специальные).

Отбор — это комплекс мероприятий, обеспечивающих своевременное и достоверное определение способности (одаренности) к тренировке в определенном виде спорта. Отбор представляет собой многолетний процесс установления соответствия интересов и способности спортсменов к требованиям спортигры как вида спортивной деятельности. Необходимость отбора обусловлена тем, что далеко не каждый человек способен добиться высот мастерства даже при максимальном старании и наилучших условиях. Причиной этого являются различия как в уровне отдельных способностей у людей, так и в своеобразии их сочетаний. В спорте вершин достигают немногие. Тренеры давно заметили, что талант в спорте — редкость. Поэтому одна из главных задач отбора — поиск талантов (спортивная ориентация). Но в спортивных играх — коллективных видах спорта — нельзя ориентироваться только на людей с выдающимися способностями.

При отборе и прогнозировании важно учитывать темпы роста от исходных к конечным показателям. При высоких темпах роста спортивных достижений и хорошем здоровье, а также высокой физиологической экономичности систем организма можно обнаружить наиболее талантливых юных спортсменов. Это позволит проводить с ними тренировки с большей частотой, повышенным объемом и интенсивностью по сравнению с их сверстниками. Подобные одаренные спортсмены достигают стабильно высоких спортивных достижений в более короткие сроки, имея высокий уровень адаптационных возможностей всех систем организма.

Вторая задача отбора состоит в выборе лучших, наиболее одаренных из тех, кого удается просмотреть. В идеальном случае учебно-тренировочная группа комплектуется из достаточно способных спортсменов, среди которых есть и таланты. В таких условиях имеется благоприятная почва как для расцвета особо талантливых, так и для максимального совершенствования остальных игроков; комплектование командного спортивного коллектива; включение в сборные команды для подготовки и участия в крупнейших соревнованиях (спортивная селекция).

Определение спортивной пригодности на начальном этапе

В ходе школьных уроков физической культуры и внеклассных занятий в секциях для тренировок должны быть отобраны такие мальчики и девочки, которых отличает уровень достижений выше среднего. Это значит, что полученные на обязательных уроках и внеклассных спортивных занятиях нагрузки и другие воздействия были освоены особенно эффективно и что налицо хорошая способность к обучению и тренируемости; большой интерес к целеустремленной спортивной тренировке и выраженной потребности в ней; может быть реализован больший объем нагрузки.

Определенное значение при отборе имеют наследственные (генетические) факторы, а также факторы внешней среды. Генетическая предрасположенность установлена в строении и в форме тела, гибкости, латентном времени двигательной реакции, аэробной производительности, скоростно-силовых тестах, относительной мышечной силе, максимальной ЧСС.

Немаловажным прогностическим ориентиром является знакомство с конституцией, ростом и двигательными способностями родителей.

Наблюдения за динамикой вторичных половых признаков позволяют тренеру правильно оценивать результаты отборе, индивидуализировать планирование нагрузок и т. д.

Как правило, подросткам одного и того же пола и возраста с большими размерами тела соответствуют и более высокие темпы полового созревания.

Отбор — длительный процесс. Невозможно моментально оценить спортивную пригодность, какими бы совершенными ни были методы этой оценки. Если учесть изменчивость многих важнейших для спортивной деятельности человеческих характеристик, становится ясной необходимость систематического дополнения и уточнения первоначальных оценок. Продолжительность отбора равна длительности спортивной жизни, т. е. процесс определения соответствия способностей требованиям игры начинается в период комплектования спортивных школ и продолжается вплоть до комплектования команд и решения о включении игроков в основной состав команды на каждое данное соревнование.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *