Теперь несомненно что пьеса пойдет знаки препинания

Вводные слова и предложения

Теперь несомненно что пьеса пойдет знаки препинания. Смотреть фото Теперь несомненно что пьеса пойдет знаки препинания. Смотреть картинку Теперь несомненно что пьеса пойдет знаки препинания. Картинка про Теперь несомненно что пьеса пойдет знаки препинания. Фото Теперь несомненно что пьеса пойдет знаки препинания

Вводные слова и предложения

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вводные слова подчеркните.

I. 1. Очевидно сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь. (Ч.) 2. Я видел счастливого человека за­ветная мечта которого осуществлялась так очевидно. (Ч.) 3. Теперь несомненно что пьеса пойдет. (Ч.) 4. Предсто­ящие соревнования несомненно пройдут в острой спор­тивной борьбе. (Газ.) 5. Правда в доме было гораздо холодней чем на улице. (Бун.) 6. Действительно среди широких лугов то просто зеленых то цветущих разными цветами протекает речка Колокша. (Сол.) 7. Большой и должно быть глубокий пруд блестел на солнце. (Пауст.) 8. Влияние его [Пасынкова] было самое благотворное. К сожалению оно не было продолжительно. (Т.) 9. не очень постарела. (Т.) 10. Ночью ветер ослаб зыбь однако значительна. (М.-М.) 11. Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (П.) 12. По моим соображениям до реки оставалось не более двух километров. (Арс.) 13. К несчастью частые и силь­ные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Прж.) 14. Листва уже начинала желтеть. Во-первых мы были довольно высоко над уровнем моря а во-вторых во времени мы как бы перенеслись вперед. (Арс.) 15. Итак он [Чичиков] давно бы хотел в таможню но удерживали разные выгоды. (Г.).

Укажите, почему не являются вводными выделенные слова в следующих предложениях.

Между тем ветер крепчал, дождь усиливался. 2. Вы все же не правы. 3. Куда именно упал тунгусский метеорит, опреде­лить трудно. 4. Я попрошу все-таки объяснить ваш поступок. 5. Дни осени бранят обыкновенно. 6. Бежит и слышит за собою как будто грома грохотанье. /Пушк./ 7. Тем не менее я буду стоять на своем до конца. 8. Он непременно придет, раз обе­щал. 9. Это исключительно благородный и обязательный че­ловек. 10. Притом все были собранны как никогда. 11. Он по­ложительно умен.

Укажите номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания

1.Тарантас прыгал, визжал и, казалось, рыдал, точно его прыжки причиняли ему сильную боль (Ч.).

2.Давал Cобирался дождь и, наконец, тучи рассеялись(Пришв.).

3.три бала ежегодно и промотался наконец (П.).

4.Лес с каждой минутой менял краски и наконец стемнел(Гонч.).

5.Около огней дрожало и как будто замирало круглое красноватое отражение

6.Придут весна, воды и конечно, я, как все охотники, от­праздную ее на местах (Пришв.)

7.Какие безделицы, подумаешь, могут расстроить чело­века (Т.).

8.Мне странно, Иван Иванович, вы кажется, человек из­вестный своей ученостью, а говорите как недоросль (Г.).

9.Один кто-то, движимый состраданием, решился, по крайней мере, помочь Акакию Акакиевичу советом (Г.).

Перепишите, расставляя знаки препинания. Вводные слова подчеркните. Составьте схему 1-го предложения.

Когда в губернском городе С. пр…езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь гово­рили что напротив в С. очень хорошо что в С. библ…отека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр. ятные семьи с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образов. ную и талантливую.

Источник

2.10. Вводные слова, словосочетания и предложения

Упражнение 38. Найдите в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения. Определите их значение.

Упражнение 39. Рассмотрите пары предложений. Докажите, что в одних случаях выделенные слова и конструкции являются вводными, а в других – нет. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Понимая огромность своего дарования, Маяковский однако стремился всегда находиться в «буче жизни». Некоторые прогнозы поэта кажутся сейчас наивными однако они не теряют своего обаяния (Долматовский). 2. Никогда Цветаева не пыталась укрыться от жизни напротив она хотела жить с людьми. Гимназия, где я учился, помещалась напротив Храма Христа Спасителя (Эренбург). 3. Да вот кстати он, лёгок на помине. Не умел он поклониться кстати, похлопотать вовремя (Тургенев). 4. В тонком сумерке летней ночи лицо её казалось бледнее и моложе. Небольшие розовые тучки казалось не плыли мимо, а уходили в самую глубь неба (Тургенев). 5. Тут говорят дают балы. За соседним столиком говорят о золоте (Чехов). 6. А коли этого нет, то значит нет и ничего. Помня, что это значит, Каштанка вскочила на стул (Чехов). 7. Ему теперь не с кем перемолвиться словом (Чехов). Дядя заменил мне собою отца, воспитывал меня на свой счёт и словом сделал для меня то, что не всегда сделает и родной отец (Достоевский). 8. Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я (Твардовский). Потугин точно и любил и умел говорить (Тургенев). 9. Бывает так, а бывает и наоборот. Вместо того, чтобы затормозить, он наоборот встал на козлах и отчаянно закрутил кнутом (Катаев). 10. Придёт время, когда всё изменится по-вашему, жить будут по-вашему, а потом и вы устареете, народятся люди, которые будут лучше вас. [Тузенбах:] По-вашему даже не мечтать о счастье! Но если я счастлив! (Чехов). 11. С первого же взгляда на его лицо было очевидно, что у него постоянного занятия нет (Салтыков-Щедрин). Тропа, по которой мы ехали, была каменистая, влажная и очевидно представляла собой русло высохшей речушки (Закруткин). 12. Балясников произнес дерзкую речь, в которой между прочим сказал, что я зазнался (Аксаков). Нравственные женщины, строгие судьи и между прочим Нил Андреевич вслух порицали её (Гончаров). 13. Правда и то, что ему до сих пор ни разу не случалось ходить по делам (Достоевский). «И правда свинство с твоей стороны, – говорила Валя, самолюбиво приподнимая верхнюю губу, – когда вернулся, а не зашёл» (Фадеев). 14. Видно от меня такого пассажа не ожидали и никакого на мой счёт приказания не дали. Видно было, что слова Павла произвели на них глубокое впечатление (Тургенев). 15. Их узорчатые края, пушистые и лёгкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись (Тургенев). Видимо тебе придётся начать с изучения этих документов (Стругацкие). 16. Рана моя медленно заживала; но собственно против отца у меня не было никакого дурного чувства (Тургенев). Вот собственно и повесть, и не мудрён её сюжет (Твардовский). 17. В настоящую минуту добросовестные и даровитые популяризаторы по крайней мере так же необходимы, как оригинальные мыслители и самостоятельные исследователи (Писарев). Я чувствую, что все рабочие по крайней мере большинство, встанут под ружьё, если понадобится (Серафимович). 18. С одной стороны безмолвные далёкие горы, с другой стороны шумело близкое море (Солоухин). И с другой стороны Кирсанов выдерживал свою роль с прежнею безукоризненною артистичностью (Чернышевский). 19. Откуда-то берётся энергия, и главное не чувствуешь усталости (Арсеньев). Она не могла вспомнить своих ночных мыслей, но главное от них осталось и наполнило её существо тем «что-то», что и было, должно быть счастьем (Паустовский). 20. Наконец тропа была найдена, и мы весело пошли дальше (Арсеньев). Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или наконец на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев да шёпот травы или неопределённые вздохи ветра (Короленко). 21. В общем весна вышла на редкость затяжная и нехорошая (Пришвин). Сделал несколько замечаний относительно разных мелочей, но в общем очень хвалил (Гаршин). 22. Пожалуй со своей точки зрения он не глуп (Островский). Я знаю, что совершено преступление, если смотришь на вещи с точки зрения общей морали (Лавренев).

Упражнение 40. Найдите вводные слова, сочетания и предложения в отрывках из произведений Б. и А. Стругацких. Определите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Надо признаться это меня ошеломило. 2. Кстати копирование документов запрещено. 3. Конечно же он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и мягко выражаясь нелепым. Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал. 4. Как я и ожидал в папке не было ничего кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я разумеется вовремя спохватился. 5. Впрочем надо сказать в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который как известно ложится спать с петухами. 7. А ведь я его пожалуй помню! Все звали его (кроме Комова конечно) Лёвушка рёвушка или просто Рёвушка, но не потому разумеется что он был плакса, а потому что голос у него был зычный взрёвывающий. 8. Это скорее всего меня не касается. Но я должен знать, куда он может пойти? По-моему к маме идти в таком состоянии непристойно. Он не похож на сопляка точнее не должен быть похож. Учитель? Наставник? Это возможно. Это вполне вероятно. 9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина значит это не имеет значения. И тут же я понял ещё одну вещь. Вернее не понял а почувствовал. А ещё точнее заподозрил. Всё это обилие бумаг вся эта пожелтевшая писанина ничего не даст мне кроме может быть ещё нескольких имен и огромного количества вопросов не имеющих никакого отношения к делу. 10. Бoльшую часть бумаг составляли документы написанные как я понял рукой самого Абалкина. Во-первых это был отчёт об участии в операции «Мёртвый мир» на планете Надежда. Во-вторых был в папке ещё один документ отчёт об операции на планете Гигант. Операция впрочем была на мой взгляд пустяковая. 11. Как мне показалось материал этот был для меня совершенно бесполезен. Писать такие отчёты одно удовольствие, читать их как правило сущее мучение. 12. Я не психолог во всяком случае не профессионал но я подумал, что может быть мне удастся извлечь из этих отчётов что-то полезное о личности Льва Абалкина.

Упражнение 41. Найдите в предложениях вводные слова, сочетания и предложения. Определите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Кстати сказать толки об учёности университетских сторожей сильно преувеличены. Правда Николай знает больше сотни латинских названий. но например незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна как и двадцать лет назад (Чехов). 2. Мне помогает маляр или как он сам себя называет подрядчик малярных работ (Чехов). 3. И этот учитель греческого языка этот человек в футляре можете себе представить едва не женился (Чехов). 4. По-моему самое лучшее, что вы можете сделать, это совсем оставить медицинский факультет. Если вам никак не удаётся выдержать экзамена, то очевидно у вас нет ни желания ни призвания быть врачом. Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: – Впрочем как знаете. Итак почитайте ещё немножко и приходите (Чехов). 5. Наверно не знаю но кажется вся эта выходка была преднамеренная а не импровизированная (Достоевский). 6. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени (Арсеньев). 7. Я проедусь по городу кстати и куплю сигар (Гончаров). 8. Кстати он был замечательно хорош собой (Достоевский). 9. Засаленная кепка, с которой Бредюк похоже не расставался и во сне, была надвинута на лоб (Фадеев). 10. Он и в самом деле интересовался философией (Караваева). 11. Ключница по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко (Гоголь). 12. В строгом смысле человек с десять разумеется в том числе и я не стоили этого назначения за неимением достаточных знаний и по молодости (Аксаков). 13. Мимо пробежал кто-то по счастью нас не заметивший (Чехов). 14. Его литературные произведения надо сказать довольно удачные принесли ему известность (М. Горький). 15. От соседней комнаты по всей видимости столовой гостиную отделяла арка занавешенная тяжёлой портьерой (Катаев). 16. Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал ещё крепче и энергичнее (Тургенев). 17. Мы знаем а стало быть верим, что сказкам сбываться дано и нам побывать на Венере быть может ещё суждено (Михалков). 18. А Петр Петрович по крайней мере по многим признакам человек весьма почтенный (Достоевский). 19. Раз двадцать по крайней мере и кажется без особенно важных причин он в одном пальто сбежал вниз к саням и вбежал опять наверх (Л. Толстой). 20. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но во-первых работы было мало, и во-вторых много времени отнимали неотложные дела (Катаев). 21. Для них он герой а признаться сказать я себе героев иначе представляю (Тургенев). 22. Не год а может быть десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (Лаптев).

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Основное содержание этого правила можно представить в виде таблицы, которую следует запомнить.

Источник

Теперь несомненно что пьеса пойдет знаки препинания

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

– Прощай(1) Онегин(2) мне пора.

«Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?»

– У Лариных. – «Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?»

– Нимало. – «Не могу понять.

Отселе вижу, что такое:

Во-первых(3) (слушай, прав ли я?)(4)

Простая, русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лён, про скотный двор…»

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

– Прощай, Онегин, мне пора.

«Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?»

– У Лариных. – «Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?»

– Нимало. – «Не могу понять.

Отселе вижу, что такое:

Во-первых (слушай, прав ли я?),

Простая, русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лён, про скотный двор…»

Запятые 1 и 2 для обращения; запятая 4 для вводного слова. Обратите внимание, вставное предложение в скобках не влияет на постановку запятой, она ставится после скобок—всегда.

В за­да­нии 18 про­ве­ря­ет­ся уме­ние ста­вить знаки пре­пи­на­ния при сло­вах, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ных с пред­ло­же­ни­ем. К таким от­но­сят­ся и ввод­ные слова (кон­струк­ции, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния), встав­ные кон­струк­ции и об­ра­ще­ния

В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть за­да­ний 18 будет пред­став­ле­на фор­мой по­вест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния с ввод­ны­ми сло­ва­ми

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Дача (1) может быть (2) на­зва­на ко­лы­бе­лью, с ко­то­рой для каж­до­го из нас на­чи­на­лось по­сти­же­ние мира, по­на­ча­лу огра­ни­чен­ное садом, затем огром­ной ули­цей, потом участ­ка­ми и (3) на­ко­нец (4) всей за­го­род­ной сто­ро­ной.

Дру­гая часть (судя по де­мо­вер­сии и книге И.П. Цы­буль­ко Ти­по­вые эк­за­ме­на­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы 2017) будет вы­гля­деть вот так:

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

По­слу­шай(1)быть может (2)когда мы по­ки­нем

Навек этот мир, где душою так сты­нем,

Быть может(3) в стра­не, где не знают об­ма­ну,

Ты (4) ан­ге­лом бу­дешь, я де­мо­ном стану!

Кля­ни­ся тогда по­за­быть (5)до­ро­гая(6)

Для преж­не­го друга все сча­стие рая!

Пусть (7)мрач­ный из­гнан­ник, судь­бой осуж­ден­ный,

Рас­смот­рим пра­ви­ла и по­ня­тия, не­об­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния дан­но­го типа за­да­ний.

17.1 Общее по­ня­тие о ввод­ных сло­вах и ос­нов­ное пра­ви­ло их вы­де­ле­ния.

Ввод­ные слова — это слова (или сло­во­со­че­та­ния), грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с пред­ло­же­ни­ем и вно­ся­щие до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки. На­при­мер: Оче­вид­но, об­ще­ние с детьми раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке мно­гие доб­рые свой­ства ; К сча­стью, тайна так и оста­лась тай­ной.

Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с двух сто­рон, если на­хо­дит­ся внут­ри пред­ло­же­ния. Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­той с одной сто­ро­ны, если на­хо­дит­ся в на­ча­ле или конце пред­ло­же­ния.

К сво­е­му стыду, я не читаю се­рьез­ной ли­те­ра­ту­ры, пред­по­чи­тая ей де­тек­ти­вы и, между нами го­во­ря, лю­бов­ные ро­ма­ны.

Глав­ная ошиб­ка боль­шин­ства пи­шу­щих свя­за­на с не­точ­ным зна­ни­ем спис­ка ввод­ных слов. По­это­му пре­жде всего сле­ду­ет вы­учить, какие имен­но слова могут быть ввод­ны­ми, какие груп­пы ввод­ных слов могут быть вы­де­ле­ны и какие слова ни­ко­гда не бы­ва­ют ввод­ны­ми.

ГРУП­ПЫ ВВОД­НЫХ СЛОВ.

1. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства го­во­ря­ще­го в связи со ска­зан­ным: к сча­стью, к не­сча­стью, к со­жа­ле­нию, к до­са­де, к ужасу, на беду, чего доб­ро­го…

2. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие оцен­ку го­во­ря­щим сте­пе­ни до­сто­вер­но­сти того, что он ска­зал: ко­неч­но, не­со­мнен­но, ра­зу­ме­ет­ся, бес­спор­но, оче­вид­но, без­услов­но, на­вер­ное, воз­мож­но, верно, может быть, долж­но быть, ка­жет­ся, по всей ви­ди­мо­сти, по-ви­ди­мо­му, по су­ще­ству, по сути, думаю… Эта груп­па ввод­ных слов наи­бо­лее мно­го­чис­лен­на.

3. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на по­сле­до­ва­тель­ность из­ла­га­е­мых мыс­лей и их связь между собой: во-пер­вых, итак, сле­до­ва­тель­но, в общем, зна­чит, кста­ти, далее, впро­чем, на­ко­нец, с одной сто­ро­ны Эта груп­па также до­ста­точ­но боль­шая и ко­вар­ная.

4. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­е­мы и спо­со­бы оформ­ле­ния мыс­лей: сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, иначе го­во­ря, вер­нее, точ­нее, так ска­зать…

5. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния: го­во­рят, по-моему, по сло­вам…, по слу­хам, по све­де­ни­ям…, по мне­нию…, на мой взгляд, пом­нит­ся…

6. ввод­ные слова, пред­став­ля­ю­щие собой об­ра­ще­ние го­во­ря­ще­го к со­бе­сед­ни­ку: ви­дишь (ли), зна­е­те, пойми, про­сти­те, по­жа­луй­ста, со­гла­сись…

7. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на оцен­ку меры того, о чем го­во­рит­ся: самое боль­шее, по край­ней мере…

8. ввод­ные слова, по­ка­зы­ва­ю­щие сте­пень обыч­но­сти ска­зан­но­го: бы­ва­ет, слу­ча­лось, по обык­но­ве­нию…

9. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие экс­прес­сив­ность вы­ска­зы­ва­ния: кроме шуток, смеш­но ска­зать, чест­но го­во­ря, между нами го­во­ря…

17.1. 1 НЕ ЯВ­ЛЯ­ЮТ­СЯ ВВОД­НЫ­МИ СЛО­ВА­МИ и по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми на пись­ме сле­ду­ю­щие слова:

бук­валь­но, будто, вдо­ба­вок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в ко­неч­ном счете, едва ли, даже, имен­но, ис­клю­чи­тель­но, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, по­это­му, по­то­му, при­бли­зи­тель­но, при­мер­но, при­том, при­чем, про­сто, ре­ши­тель­но, слов­но… — в эту груп­пу вхо­дят ча­сти­цы и на­ре­чия, наи­бо­лее часто ока­зы­ва­ю­щи­е­ся оши­боч­но обособ­лен­ны­ми как ввод­ные.

по тра­ди­ции, по со­ве­ту…, по ука­за­нию…, по тре­бо­ва­нию…, по рас­по­ря­же­нию…, по за­мыс­лу…— эти со­че­та­ния вы­сту­па­ют в ка­че­стве не­обособ­лен­ных (не­вы­де­ля­е­мых за­пя­ты­ми) чле­нов пред­ло­же­ния :

По со­ве­ту стар­шей сест­ры она ре­ши­ла по­сту­пить в МГУ.

По рас­по­ря­же­нию врача боль­ной был по­са­жен на стро­гую диету.

По за­мыс­лу ав­то­ра роман дол­жен был охва­ты­вать пе­ри­од до 1825 года.

17.1. 2 В за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста одни и те же слова могут вы­сту­пать то в роли ввод­ных слов, то в ка­че­стве чле­нов пред­ло­же­ния.

• МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖ­НО БЫТЬ, КА­ЖЕТ­СЯ (КА­ЗА­ЛОСЬ) вы­сту­па­ют в ка­че­стве ввод­ных, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

Может, я приду зав­тра? На­ше­го учи­те­ля нет уже два дня; может быть, он за­бо­лел. Ты, долж­но быть, в пер­вый раз встре­ча­ешь­ся с таким яв­ле­ни­ем. Я, ка­жет­ся, его где-то ви­де­ла.

Эти же слова могут ока­зать­ся в роли ска­зу­е­мых:

• ОЧЕ­ВИД­НО, ВОЗ­МОЖ­НО, ВИДНО ока­зы­ва­ют­ся ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Ты, оче­вид­но, хо­чешь из­ви­нить­ся за свой по­сту­пок? В сле­ду­ю­щем ме­ся­це я, воз­мож­но, уеду от­ды­хать. Ты, видно, не хо­чешь рас­ска­зать нам всей прав­ды?

Эти же слова могут войти в со­став ска­зу­е­мых:

Эти же слова ока­зы­ва­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­сто­я­тель­ства­ми) – Он верно (=пра­виль­но, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия) пе­ре­вел текст. На­вер­но не знаю (=на­вер­ня­ка, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия), но он дол­жен был сде­лать это назло мне. Уче­ник точно (=пра­виль­но) решил за­да­чу. Это есте­ствен­но (=есте­ствен­ным об­ра­зом) при­ве­ло нас к един­ствен­но пра­виль­но­му от­ве­ту.

• КСТА­ТИ яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он хо­ро­ший спортс­мен. Кста­ти, учит­ся он тоже хо­ро­шо.

Это же слово вы­сту­па­ет не как ввод­ное в зна­че­нии «за­од­но»:

Пойду про­гу­ля­юсь, кста­ти куплю хлеба.

• МЕЖДУ ПРО­ЧИМ ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным сло­вом, ука­зы­вая на связь мыс­лей:

Ее ро­ди­те­ли, по­дру­ги и, между про­чим, луч­ший друг про­тив по­езд­ки.

Это слово может упо­треб­лять­ся как нев­вод­ное в кон­тек­сте:

Он про­из­нес длин­ную речь, в ко­то­рой между про­чим от­ме­тил, что вско­ре ста­нет нашим на­чаль­ни­ком.

• ПРЕ­ЖДЕ ВСЕГО как ввод­ное слово ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Пре­жде всего (=во-пер­вых), нужно ли во­об­ще под­ни­мать столь ще­кот­ли­вую тему?

Это же слово может вы­сту­пать как об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни (=сна­ча­ла):

Пре­жде всего я хочу пе­ре­дать при­вет от твоих ро­ди­те­лей.

Нужно ска­зать, что в одной и той же фразе «пре­жде всего» может рас­смат­ри­вать­ся как ввод­ное, так и нет в за­ви­си­мо­сти от воли ав­то­ра.

• ДЕЙ­СТВИ­ТЕЛЬ­НО, НЕ­СО­МНЕН­НО, БЕЗ­УСЛОВ­НО, СОБ­СТВЕН­НО будут ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

С этого холма, дей­стви­тель­но (=точно, в самом деле, без вся­ко­го со­мне­ния), от­кры­вал­ся самый луч­ший вид. Не­со­мнен­но (=в самом деле, дей­стви­тель­но), ваш ре­бе­нок спо­со­бен к му­зы­ке. Он, без­услов­но, читал этот роман. – или на прием оформ­ле­ния мыс­лей – Вот, соб­ствен­но, и вся ис­то­рия.

Эти же слова не яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, если вы­сту­па­ют в дру­гих зна­че­ни­ях:

Я и дей­стви­тель­но таков, каким ты меня пред­став­ля­ла (=в дей­стви­тель­но­сти, на самом деле). Он был не­со­мнен­но та­лант­ли­вым ком­по­зи­то­ром (=без со­мне­ния, на самом деле). Она без­услов­но права, пред­ла­гая нам такой про­стой путь ре­ше­ния про­бле­мы (=очень даже, впол­не права). Я не имел ни­че­го соб­ствен­но про­тив школы, но в эту идти не хотел (=во­об­ще, имен­но). Слова «дей­стви­тель­но» и «без­услов­но» в за­ви­си­мо­сти от ин­то­на­ции, пред­ло­жен­ной го­во­ря­щим, может в одном и том же кон­тек­сте быть или ввод­ным, или нет.

• ТАКИМ ОБ­РА­ЗОМ, ДАЛЕЕ, ПОТОМ, НА­КО­НЕЦ, В КОНЦЕ КОН­ЦОВ в ка­че­стве ввод­ных слов ука­зы­ва­ют на по­сле­до­ва­тель­ность мыс­лей:

И, потом, она ока­за­лась зна­ме­ни­то­стью. Далее, мы ска­жем о своих вы­во­дах. Таким об­ра­зом (=итак), наши ре­зуль­та­ты ни­чуть не про­ти­во­ре­чат по­лу­чен­ным дру­ги­ми уче­ны­ми. Она умная, кра­си­вая и, на­ко­нец, она очень добра ко мне. Что же, в конце кон­цов, вы от меня хо­ти­те? Обыч­но пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ука­зан­ные выше слова, за­вер­ша­ют ряд пе­ре­чис­ле­ний, сами слова имеет зна­че­ние «и еще». В кон­тек­сте выше могут встре­тить­ся слова «во-пер­вых», «во-вто­рых», «с одной сто­ро­ны» и т.д. «Таким об­ра­зом» в зна­че­нии ввод­но­го слова ока­зы­ва­ет­ся не толь­ко за­вер­ше­ни­ем пе­ре­чис­ле­ния, но и вы­во­дом.

Эти же слова не вы­де­ля­ют­ся как ввод­ные в зна­че­ни­ях: «таким об­ра­зом» = «таким спо­со­бом»:

Таким об­ра­зом он и смог пе­ре­дви­нуть тя­же­лый шкаф.

Далее слово предо­став­ля­ет­ся вто­ро­му оп­по­нен­ту.

Обыч­но в преды­ду­щем кон­тек­сте встре­ча­ют­ся об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни, на­при­мер «сна­ча­ла». «Потом» = «затем, после этого»:

А потом он стал из­вест­ным уче­ным.

«На­ко­нец» = «под конец, на­по­сле­док, после всего, в ре­зуль­та­те всего»:

На­ко­нец все дела были бла­го­по­луч­но за­вер­ше­ны. Обыч­но в этом зна­че­нии к слову «на­ко­нец» может быть до­бав­ле­на ча­сти­ца «-то», что не­воз­мож­но сде­лать, если «на­ко­нец» яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом. В тех же зна­че­ни­ях, что ука­за­ны выше для «на­ко­нец», не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «в конце кон­цов»:

В конце кон­цов (=в ре­зуль­та­те) со­гла­ше­ние было до­стиг­ну­то.

• ОД­НА­КО яв­ля­ет­ся ввод­ным, если стоит в се­ре­ди­не или в конце пред­ло­же­ния:

Дождь, од­на­ко, шел уже вто­рую не­де­лю, не­смот­ря на про­гно­зы си­ноп­ти­ков. Как я его ловко, од­на­ко!

«Од­на­ко» не ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным в на­ча­ле пред­ло­же­ния и в на­ча­ле части слож­но­го пред­ло­же­ния, когда оно вы­сту­па­ет в роли про­ти­ви­тель­но­го союза (=но): Од­на­ко люди не хо­те­ли ве­рить в его доб­рые на­ме­ре­ния. Мы не на­де­я­лись на встре­чу, од­на­ко нам по­вез­ло.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ино­гда слово «од­на­ко» может сто­ять и в на­ча­ле пред­ло­же­ния, но не вы­пол­нять функ­цию союза: Од­на­ко, это не­ве­ро­ят­но слож­но.

• ВО­ОБ­ЩЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «во­об­ще го­во­ря», когда оно ука­зы­ва­ет на спо­соб оформ­ле­ния мыс­лей:

Его ра­бо­ты, во­об­ще, пред­став­ля­ет ин­те­рес толь­ко для уз­ко­го круга спе­ци­а­ли­стов. В дру­гих зна­че­ни­ях слово «во­об­ще» яв­ля­ет­ся на­ре­чи­ем в зна­че­нии «в целом, со­всем, во всех от­но­ше­ни­ях, при всех усло­ви­ях, все­гда»:

• ПО-МОЕМУ, ПО-ТВО­Е­МУ, ПО-НА­ШЕ­МУ, ПО-ВА­ШЕ­МУ яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, ука­зы­вая на ис­точ­ник со­об­ще­ния:

Ваш ре­бе­нок, по-моему, про­сту­дил­ся. Это, по-ва­ше­му, что-то до­ка­зы­ва­ет? Слово «по-сво­е­му» ввод­ным не яв­ля­ет­ся: Он по-сво­е­му прав.

• КО­НЕЧ­НО чаще всего яв­ля­ет­ся ввод­ным, ука­зы­ва­ет на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Мы, ко­неч­но, го­то­вы по­мочь тебе во всем.

Ино­гда это слово не обособ­ля­ет­ся, если ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ет­ся тоном уве­рен­но­сти, убеж­ден­но­сти. В этом слу­чае слово «ко­неч­но» счи­та­ет­ся уси­ли­тель­ной ча­сти­цей: Я ко­неч­но бы со­гла­сил­ся, если бы ты пре­ду­пре­дил меня за­ра­нее.

• ВО ВСЯ­КОМ СЛУ­ЧАЕ чаще яв­ля­ет­ся ввод­ным и упо­треб­ля­ет­ся для оцен­ки:

Я, во вся­ком слу­чае, не хотел бы вспо­ми­нать об этом. Эти слова, во вся­ком слу­чае, сви­де­тель­ству­ют о се­рьез­но­сти его от­но­ше­ния к жизни.

В зна­че­нии «все­гда, при любых об­сто­я­тель­ствах» это со­че­та­ние ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Я во вся­ком слу­чае дол­жен был встре­тить его се­год­ня и по­го­во­рить с ним.

• В СВОЮ ОЧЕ­РЕДЬ может быть ввод­ным, когда ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей или на спо­соб оформ­ле­ния мысли:

Среди мно­же­ства со­вре­мен­ных пи­са­те­лей ин­те­рес вы­зы­ва­ет Вла­ди­мир Со­ро­кин, а среди его книг, в свою оче­редь, можно особо вы­де­лить «Роман». По­про­сив меня по­мочь ему в ра­бо­те, он, в свою оче­редь, тоже не стал без­дель­ни­чать. Это же сло­во­со­че­та­ние может быть нев­вод­ным в зна­че­ни­ях «в ответ», «со своей сто­ро­ны» (= когда на­сту­па­ет оче­редь) – Маша в свою оче­редь рас­ска­за­ла о том, как она про­ве­ла лето.

• ЗНА­ЧИТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если оно может быть за­ме­не­но сло­ва­ми «сле­до­ва­тель­но», «стало быть»:

Со­об­ще­ние слож­ное, зна­чит, его нужно пе­ре­дать се­год­ня. Дождь уже кон­чил­ся, зна­чит, мы можем идти гу­лять. Если она так упор­но бо­рет­ся с нами, зна­чит, она чув­ству­ет свою право­ту.

Это слово может ока­зать­ся ска­зу­е­мым, близ­ким по смыс­лу к «озна­ча­ет»:

Оби­жать­ся — зна­чит при­зна­вать себя сла­бым. Дру­жить — зна­чит до­ве­рять сво­е­му другу.

• НА­О­БО­РОТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он не хотел оби­жать её, а, на­о­бо­рот, пы­тал­ся по­про­сить у неё про­ще­ния. Вме­сто того, чтобы за­ни­мать­ся спор­том, она, на­о­бо­рот, целый день сидит дома.

Не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «и на­о­бо­рот», ко­то­рое может вы­сту­пать в ка­че­стве од­но­род­но­го члена пред­ло­же­ния, оно упо­треб­ля­ет­ся как слово, за­ме­ща­ю­щее целое пред­ло­же­ние или его часть:

Вес­ною де­вуш­ки ме­ня­ют­ся: брю­нет­ки ста­но­вят­ся блон­дин­ка­ми и на­о­бо­рот (т.е. блон­дин­ки брю­нет­ка­ми). Чем боль­ше ты за­ни­ма­ешь­ся, тем более вы­со­кие оцен­ки по­лу­ча­ешь, и на­о­бо­рот (т.е. если за­ни­ма­ешь­ся мало, оцен­ки будут пло­хие; за­пя­тая перед «и» ока­зы­ва­ет­ся в конце части пред­ло­же­ния – по­лу­ча­ет­ся как бы слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние, где «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет его вто­рую часть). Я знаю, что он вы­пол­нит мою прось­бу и на­о­бо­рот (т.е. я вы­пол­ню его, перед «и» нет за­пя­той, так как «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет од­но­род­ное при­да­точ­ное).

• ПО КРАЙ­НЕЙ МЕРЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если имеет зна­че­ние оцен­ки:

Миша, по край­ней мере, знает, как нужно себя вести, а не ко­вы­ря­ет­ся вил­кой в зубах.

Это сло­во­со­че­та­ние может упо­треб­лять­ся в зна­че­ни­ях «не мень­ше чем», «самое мень­шее», тогда оно не обособ­ля­ет­ся:

Она по край­ней мере будет знать, что её отец не зря про­жил жизнь. По край­ней мере пя­те­ро из клас­са долж­ны при­нять уча­стие в лыж­ных гон­ках.

• С ТОЧКИ ЗРЕ­НИЯ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «по мне­нию»:

С точки зре­ния моей ба­буш­ки, де­вуш­ка не долж­на но­сить брюки. Её ответ, с точки зре­ния эк­за­ме­на­то­ров, до­сто­ин самой вы­со­кой оцен­ки.

Тот же обо­рот может иметь зна­че­ние «в от­но­ше­нии» и тогда ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Ра­бо­та идет по плану с точки зре­ния сро­ков. Если оце­ни­вать по­ве­де­ние ге­ро­ев не­ко­то­рых ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний с точки зре­ния со­вре­мен­ной мо­ра­ли, то его сле­ду­ет счи­тать без­нрав­ствен­ным.

• В ЧАСТ­НО­СТИ вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей в вы­ска­зы­ва­нии: Её ин­те­ре­су­ет, в част­но­сти, во­прос о вкла­де этого уче­но­го в раз­ви­тие тео­рии от­но­си­тель­но­сти. Фирма при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­сти и, в част­но­сти, по­мо­га­ет дет­ско­му дому № 187.

Если со­че­та­ние В ЧАСТ­НО­СТИ ока­за­лось в на­ча­ле или в конце при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, то оно от этой кон­струк­ции не от­де­ля­ет­ся (об этом более по­дроб­но будет идти речь в сле­ду­ю­щем раз­де­ле):

Я люблю книги о жи­вот­ных, в част­но­сти о со­ба­ках. Мои дру­зья, в част­но­сти Маша и Вадим, от­ды­ха­ли этим летом в Ис­па­нии. Ука­зан­ное со­че­та­ние не вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если оно со­еди­не­но со­ю­зом «и» со сло­вом «во­об­ще»:

Раз­го­вор зашел о по­ли­ти­ке во­об­ще и в част­но­сти о по­след­них ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ства.

• ГЛАВ­НЫМ ОБ­РА­ЗОМ яв­ля­ет­ся ввод­ным, когда слу­жит для оцен­ки ка­ко­го-ни­будь факта, его вы­де­ле­ния в вы­ска­зы­ва­нии: Учеб­ник сле­ду­ет пе­ре­пи­сать и, глав­ным об­ра­зом, до­ба­вить в него такие главы… Ком­на­та ис­поль­зо­ва­лась по тор­же­ствен­ным слу­ча­ям и, глав­ным об­ра­зом, для ор­га­ни­за­ции па­рад­ных обе­дов.

Это со­че­та­ние может вхо­дить в со­став при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, в этом слу­чае, если оно стоит в ее на­ча­ле или в конце, не от­де­ля­ет­ся от самой кон­струк­ции за­пя­той:

Мно­гие рус­ские люди, глав­ным об­ра­зом пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции, не ве­ри­ли обе­ща­ни­ям пра­ви­тель­ства.

В зна­че­нии «в первую оче­редь», «боль­ше всего» это со­че­та­ние не яв­ля­ет­ся ввод­ным и не обособ­ля­ет­ся:

Он бо­ял­ся со­чи­не­ния глав­ным об­ра­зом из-за своей без­гра­мот­но­сти. Мне в нем нра­вит­ся глав­ным об­ра­зом его от­но­ше­ние к ро­ди­те­лям.

• НА­ПРИ­МЕР все­гда будет ввод­ным, но оформ­ля­ет­ся по-раз­но­му. Оно может быть вы­де­ле­но за­пя­ты­ми с двух сто­рон:

Павел Пет­ро­вич че­ло­век край­не вни­ма­тель­ный к сво­е­му внеш­не­му виду, на­при­мер, он тща­тель­но уха­жи­ва­ет за сво­и­ми ног­тя­ми. Если «на­при­мер» ока­зы­ва­ет­ся в на­ча­ле или в конце уже обособ­лен­но­го члена, то за­пя­той от этого обо­ро­та оно не обособ­ля­ет­ся:

Во мно­гих боль­ших го­ро­дах, на­при­мер в Москве, скла­ды­ва­ет­ся не­бла­го­при­ят­ная эко­ло­ги­че­ская об­ста­нов­ка. Не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния рус­ских пи­са­те­лей, на­при­мер «Ев­ге­ний Оне­гин» или «Война и мир», по­слу­жи­ли ос­но­вой для со­зда­ния ху­до­же­ствен­ных филь­мом не толь­ко в Рос­сии, но и в дру­гих стра­нах. Кроме того, после «на­при­мер» может сто­ять двое­то­чие, если «на­при­мер» стоит после обоб­ща­ю­ще­го слова перед рядом од­но­род­ных чле­нов:

Не­ко­то­рые фрук­ты могут вы­звать ал­лер­гию, на­при­мер: апель­си­ны, ман­да­ри­ны, ана­нас, крас­ные ягоды.

17.1.3 Су­ще­ству­ют осо­бые слу­чаи по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах.

Для вы­де­ле­ния ввод­ных слов и пред­ло­же­ний могут ис­поль­зо­вать­ся не толь­ко за­пя­тые, но и тире, а также со­че­та­ния тире и за­пя­той.

Эти слу­чаи не вхо­дят в курс сред­ней школы и в за­да­ни­ях ЕГЭ не ис­поль­зу­ют­ся. Но не­ко­то­рые обо­ро­ты, часто ис­поль­зу­е­мые, нужно за­пом­нить. При­во­дим при­ме­ры из Спра­воч­ни­ка по пунк­ту­а­ции Ро­зен­та­ля.

Так, если ввод­ное со­че­та­ние об­ра­зу­ет не­пол­ную кон­струк­цию (про­пу­ще­но какое-либо слово, вос­ста­нав­ли­ва­е­мое из кон­тек­ста), то оно вы­де­ля­ет­ся за­пя­той и тире: Ма­ка­рен­ко не­од­но­крат­но подчёрки­вал, что пе­да­го­ги­ка ос­но­ва­на, с одной сто­ро­ны, на без­гра­нич­ном до­ве­рии к че­ло­ве­ку, а с дру­гой — на вы­со­ких к нему тре­бо­ва­ни­ях; Чи­чи­ков велел оста­но­вить­ся по двум при­чи­нам: с одной сто­ро­ны, чтобы дать от­дох­нуть ло­ша­дям, с дру­гой — чтобы и са­мо­му от­дох­нуть и под­кре­пить­ся (за­пя­тая перед при­да­точ­ной ча­стью «по­гло­ща­ет­ся» тире); С одной сто­ро­ны, важно было при­нять сроч­ное ре­ше­ние, но тре­бо­ва­лась осто­рож­ность — с дру­гой.

17.2 Общее по­ня­тие об об­ра­ще­нии и ос­нов­ное пра­ви­ло его вы­де­ле­ния.

Впер­вые вклю­че­но в за­да­ния ЕГЭ в 2016-2017 году. Уча­щим­ся пред­сто­ит ис­кать об­ра­ще­ния в сти­хо­твор­ных про­из­ве­де­ни­ях, что зна­чи­тель­но услож­ня­ет за­да­чу.

Об­ра­ще­ние вме­сте со всеми от­но­ся­щи­ми­ся к нему сло­ва­ми вы­де­ля­ет­ся (в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния) или от­де­ля­ет­ся (в на­ча­ле либо в конце пред­ло­же­ния) за­пя­ты­ми, если про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ции:

При­я­тель до­ро­гой, здо­ро­во!; Ва­си­лий Ва­си­льич, прошу вас оста­вить меня в покое; Поз­воль­те мне, чи­та­тель мой, за­нять­ся стар­шею сест­рой; Ты пом­нишь, Алёша, до­ро­ги Смо­лен­щи­ны; До сви­да­ния, бла­го­род­ней­ший гос­по­дин Глин­кин; И вы туда же, ста­рый бан­дит пера.

17.1.2. Су­ще­ству­ют и более слож­ные пра­ви­ла вы­де­ле­ния об­ра­ще­ний.

1. Если об­ра­ще­ние, сто­я­щее в на­ча­ле пред­ло­же­ния, про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак (сле­ду­ю­щее за об­ра­ще­ни­ем слово пи­шет­ся с про­пис­ной буквы): Ста­рик! О преж­нем по­за­будь; Мо­ло­дой уро­же­нец Неа­по­ля! Что оста­вил в Рос­сии ты на поле?

2. Если об­ра­ще­ние стоит в конце пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся за­пя­тая, а после него — тот знак пре­пи­на­ния, ко­то­рый тре­бу­ет­ся со­дер­жа­ни­ем и ин­то­на­ци­ей пред­ло­же­ния: Думай же, ма­стер куль­ту­ры; При­вет вам, люди мир­но­го труда!; Ты здесь, ми­лень­кий?; Сви­нья ты, бра­тец

3.По­вто­ря­ю­щи­е­ся об­ра­ще­ния раз­де­ля­ют­ся за­пя­той или вос­кли­ца­тель­ным зна­ком: Степь ши­ро­кая, степь без­люд­ная, от­че­го ты так смот­ришь пас­мур­но?; Здрав­ствуй, ветер, гроз­ный ветер, по­пут­ный ветер все­мир­ной ис­то­рии!; Вась­ка! Вась­ка! Вась­ка! Здо­ро­во!

4.Од­но­род­ные об­ра­ще­ния, со­еди­нен­ные со­ю­зом и или да, за­пя­той не раз­де­ля­ют­ся: Пойте, люди, го­ро­да и реки! Пойте, горы, степи и поля!; Здрав­ствуй, солн­це да утро весёлое!

5. При на­ли­чии не­сколь­ких об­ра­ще­ний к од­но­му лицу, на­хо­дя­щих­ся в раз­ных ме­стах пред­ло­же­ния, каж­дое из них вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми: Иван Ильич, рас­по­ря­дись, бра­тец, насчёт за­кус­ки; …Я по­то­му, Фома, не лучше ли, брат, рас­стать­ся?

6. Если рас­про­стра­нен­ное об­ра­ще­ние «разо­рва­но» дру­ги­ми сло­ва­ми — чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть об­ра­ще­ния вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми по об­ще­му пра­ви­лу: Креп­че, кон­ское, бей, ко­пы­то, от­че­ка­ни­вая шаг! ; За кровь и слёзы жаж­дав­ший рас­пла­ты, тебя мы видим, сорок пер­вый год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *