Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой
Технологическая карта «Что роднит музыку с литературой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Что роднит музыку с изобразительным искусством
(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))
Кондыкова Светлана Васильевна
Тема урока – Что роднит музыку с изобразительным искусством
Планируемые образовательные результаты
Совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;
Воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства,
Развивать критическое, образное мышление, формировать собственное суждение при восприятии произведений искусства, воспитывать эстетический вкус
Словарь урока : Ритм, колорит, живописная музыка, музыкальная живопись, динамика, интонация, композиция, рисунок, мелодическая линия, ритмический рисунок, звуковысотный рисунок, цветовая гамма, звуковая палитра
Ресурсы урока: Презентация «Музыка и живопись»;
Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1 этап. Организационный момент
(Музыкальное приветствие стоя) – «Здравствуйте, ребята».
Мы маленькие нотки,
Мы много песен знаем
И вместе распеваем.
Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Спеть любую попроси.
Весной, зимой и летом.
Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Спеть любую попроси. (прилагается)
Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, послушав стихотворение (учитель под музыку читает стихотворение «Цветные нотки» (Приложение 1)
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства?
Совершенно верно. Слова «цвет», «раскрасить» употребляются в изобразительном искусстве.
Давайте вместе сформулируем тему урока.
А я бы еще и уточнила. И тема урока будет также вопросом, на который мы должны будем ответить в конце урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Презентация: Тема урока (прилагается)
А чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
Дети высказывают свои предположения, что это ИЗО, и что, помогло им сделать этот вывод.
Музыка и изобразительное
3 этап. Актуализация знаний
(музыка) А сейчас, закройте, пожалуйста глаза и представьте такую картинку: теплый летний денек. Вдруг подул ветерок, небо потемнело, и по земле застучали крупные капельки дождя. Запах свежести и чистоты заполнил все пространство. Но неожиданно пробился яркий луч солнышка. Он становился все смелее и смелее. И вот само солнышко засияло на небе….. Но дождик хотя и стал слабее, но не сдавал своих позиций. И вот этот, казалось бы, такой разный тандем произвел на свет прекраснейшее явление… Что же это за явление?
Презентация: Слайд «Радуга»
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
— Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла.
Что же на память она всем о ставила?
Красные маки, ж ёлтый песок,
Зелёный зажегся н а ветке листок.
Жук фиолетовый г реет бока.
Синяя плещет р ека в берега.
Оранжевым солнцем с огреты леса.
А у скворца г олубые. глаза.
Ребят, перед вами лежат нотки. Глядя на нашу между «волшебную радугу и нотки можем мы выявить какое-либо сходство между музыкой и изобразительным искусством?
А может ли нотка иметь свой цвет?
На экране появляется стишок про цветные нотки
Нотки в сторону убрали,
И немножко отдохнем,
С вами мы порисовали,
А сейчас мы попоем
Звучит песня «Горошинки цветные»
Приложение 2, Плюс и минус прилагаются
Ребята, какие слова или словосочетания сразу же вызывают у вас зрительные образы, которые вы сразу могли бы нарисовать, слушая эту песню.
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте убедимся в этом:
Дети закрывают глаза
7 цветов радуги, 7 нот
Дети по очереди читают стишки про нотки, раскрашивают их и подбирают слова-эмоции к каждой нотке. (Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности)
Дети определяют характер музыки, предполагают своё название.
Дети выбирают фразы ( синие горошки кошкины глаза,
красные горошки в ушки по серёжке, жёлтые горошки осени дорожки, с иние горошки капельки дождя)
Разучивание 1 куплета песни с пластическим интонированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижёром.
Целеполагание и планирование
…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
На сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль, выявим общность музыки и живописи в изображении картин природы, сравним возможности музыкального и изобразительного искусств. Мы уже рисовали, слушали музыку, пели, а еще мы будем любоваться и обсуждать картины знаменитых художников, узнаем много новой информации
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
Работа с учебником. Знакомство с понятиями: рисунок, колорит, композиция, мелодическая линия, ритмический рисунок, звуковысотный рисунок, цветовая гамма, звуковая палитра
Прослушивание рассказа диктора о творчестве художника В. Борисова-Мусатова, знакомство с цитатами из его дневника: гармония цветовых пятен, слушает красочную композицию, звучание тонов, задаю концерты себе одному – в них вместо звуков все краски, мои краски – напевы)
Знакомство с творчеством художника
Дети фиксируют понятия в тетради.
Дети обсуждают и объясняют, как они понимают высказывания художника В. Борисова-Мусатова
Дети анализируют картины, объясняя какими
словами художник передает настроение своих живописных полотен.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
1. Обсуждение картины «Водоем»
Делается вывод, что художник в своем творчестве стремился приблизить живопись к музыке, вызвать у зрителей звуковые ассоциации.
2. Сопоставление романса «Весенние воды» (Рахманинов, Тютчев) с картинами знаменитых художников: Левитан «Март», «Большая вода», Остроухов «Ранняя весна» и др.
3. Работа в группа. На экране мешаны понятия, определяющие язык живописи и музыки.
Дети выполняют выясняют:
1)особенности композиции картины;
2) какие цвета преобладают;
3) находят детали (повторы одинаковых линий, цветовых пятен, геометрических форм), говорящие о ритмичности картины
4) словами передают настроение картины, в чем заключается ее музыкальность (женские образы – таинственная грусть)
Дети сравнивают, как точно слова и музыка романса отражается в картинах
Дети отвечают на вопрос: какие краски они выбрали бы для того, чтобы передать ощущение тишины, покоя, мечтательности, а какие, чтобы нарисовать картины весеннего пробуждения природы
Первая группа выбирает слова и выражения, относящиеся к музыке, вторая – к живописи
чередование коротких и длиных звуков;
чередование линий, форм, цветовых пятен;
Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.
7 этап. Рефлексия и оценивание
Учитель просит детей свое эмоциональное отношение к уроку
Учитель предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Выставляет и комментирует отметки.
Дети определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
Подсчитывают баллы в листе самооценки
8 этап. Домашнее задание
Выучить песню, новые понятия.
Вспомнить любимую песню и нарисовать картину из этой песни
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему «Что роднит музыку с литературой?»
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему «Что роднит музыку с литературой?»»
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой?»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Выявить общность и взаимосвязь музыки и литературы.
создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Дидактическая структура урока (этапы цели примерное время в минутах)
Методы и технологии учебного взаимодействия
Средства обучения, визуальный ряд
Формируемые образовательные результаты, подлежащие оцениванию на уроке
1.Организационный момент ( 1 мин)
Организация подготовки восприятия и первичного осмысления новой информации.
Презентация к уроку; Русская народная песня «Во поле берёза стояла»; романс М. И. Глинки «Жаворонок»; репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси».
Организовать работу по группам и в парах внутри групп. Проверить раздаточный материал в группах (Карточка с музыкальными жанрами, басня Крылова «Квартет», стихотворение Н. Кукольника, рефлексия).
Проверить наличие раздаточного материала (карточки с таблицей; басня «Квартет» Крылова; стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок») и подтвердить готовность к уроку.
Подвести итог готовности к уроку.
2.Актуализация знаний постановка учебной задачи(5-7 мин)
Технология учебного диалога и групповой работы.
Организационно-педагогические средства: карточки-задания.
— Хорошо. Но ведь музыка может быть не только композиторской!
— Правильно. А какой жанр народной музыки кажется вам наиболее популярным и ярким?
-В карточках, которые приготовлены на ваших столах, работая в группе, попробуйте определить, какие ещё музыкальные жанры относятся к вокальной музыке и внесите их названия в таблицу?
Проверка работы. – Молодцы!
-Музыку сочиняют композиторы.
-Она может быть народной.
-Это народная песня.
Работа в группах по карточкам.
Взаимопроверка по группам (обмен работами)
Вспоминаем материал начальной школы: жанры вокальной музыки. Народная музыка, «песня».
3.Формирование новых понятий и способов действий (10-15 мин)
На данном этапе использовался проблемно- поисковый метод.
Технология побуждающего учебного диалога, проблемного обучения, групповая технология.
Интонационно- стилевое постижение музыки как метод музыкального воспитания.
Исследовательский метод, частично-поисковый. Технологии деятельностного метода.
На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Назовите жанры этих произведений.
-Как вы думаете, нужна ли музыке литература?
— Могли бы те жанры вокальной музыки, которые вы внесли в таблицу, существовать без литературы?
— Что стало бы с ними, если бы литературы не было?
-Тогда, продолжая работу с таблицей, определите, какие из представленных жанров вы отнесёте к театральным?
-Так что же мы должны узнать и что определить сегодня на уроке?
-Литература – это искусство слова, а из чего состоят слова?
-Верно, а музыка из чего состоит?
-И литературные и музыкальные звуки складываются в разные интонации: ласковые, печальные, взволнованные, торжественные – мы слышим их и в разговорной речи и в музыкальной.
-Сейчас для вас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните, как называется это произведение, к какому жанру оно относится?
-А теперь сядьте прямо. Давайте, сами исполним один куплет этой песни.
-Как вы думаете, что станет с песней, если из неё убрать слова?
-Хорошо. А что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?
-Попробуем прочесть это текст без музыки. Что получилось?
—А теперь обратимся к басне И. А. Крылова и прочитаем её по очереди в группах(все следят)
-Ребята, о чём эта басня?
-А теперь, в группах определите те слова из текста, которые относятся к искусству «музыка».
-Скажите, если бы не было музыки, разве смог бы И. А. Крылов написать такую замечательную басню?
-Итак, мы с вами убедились, что связь музыки и литературы очень важна. Благодаря ей, мы имеем возможность наслаждаться огромным количеством литературных и музыкальных произведений.
Сюжеты, темы, образы этих искусств имеют общий источник – саму жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя музыка рассказывает нам о жизни своим, музыкальным языком, а литература – своим.
-Это произведения вокальной музыки, театральные музыкальные жанры.
-Не стало бы оперы, балета, мюзикла, т.к. в основе их сюжета лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т. д)
Работа в карточках: определяем музыкально-театральные жанры.
-Мы должны узнать, как музыка связана с литературой? Что общего между ними? В чём их родство?
— Слова, как известно, состоят из звуков.
-Музыка тоже состоит из звуков, только из музыкальных.
-Это русская народная песня «Во поле берёза стояла…», которую исполняет хор.
Исполнение 1 куплета.
-В песне останется одна мелодия.
-Останется один только текст, т. е. стихотворение.
-Звучит «смешно» и не привычно. Исчез красивый образ русского хоровода. Нет музыкальных интонаций. Литературный текст обеднел.
Читаем басню «Квартет».
-Рассказывают о чём.
В группах выделяют «музыкальные» слова и подчёркивают их карандашом. Организуется совместная проверка.
Через работу в группах по карточкам определили, как и какая музыка может быть связана с литературой?
Определили цель урока, обозначили главные вопросы темы.
Формируется познавательный интерес к постижению музыкальной культуры с помощью современных ТСО.
На конкретном музыкальном и литературном примере закрепляем гипотезу о том, что стало бы с музыкой без литературы, и с литературой без музыки.
4.Применение сформированных способов действий (умения навыки) (15-20 мин)
Использован зрительно- иллюстративный метод, проблемно- поисковый, исследовательский метод.
Технология деятельностного метода, технология диалога.
Стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок»; романс М. И. Глинки «Жаворонок»; репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси»
-Найдите в раздаточном материале стихотворение русского поэта первой половины 19 века Нестора Кукольника «Жаворонок». Выразительно прочтите его.
— О чем говорится в этом стихотворении?
-Обратите внимание, как тонко, выразительно и душевно поэт передает настроение льющейся песни жаворонка.
— Возьмите карандаши и с их помощью в тексте стихотворения подчеркните слова и фразы, которые передают всю музыкальность, красоту песни жаворонка, простор, то необъятное пространство, по которому разливается проникновенная музыка песни маленькой птички.
После прочтения и обсуждения в группах выделенных слов и фраз, подводим итог:
-Итак, посмотрите, как используя слово, красоту русского языка, поэт Нестор Кукольник написал такие звучащие, «поющие» стихи, «нарисовал» для нас картину русской природы
-Если бы вы были композиторами, то какую по характеру музыку написали к нему?
-Великого русского композитора М. И. Глинку, с творчеством которого мы уже встречались в начальной школе, привлекла скорее всего музыкальность и выразительность стихотворения «Жаворонок» Н. Кукольника: он написал музыку на слова поэта. Послушайте романс «Жаворонок» М. И. Глинки.
-Как изменилось стихотворение?
— Совершенно верно, стихотворение Н. Кукольника как бы обрело вторую жизнь. Его звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Произведения многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли не дойти стихи Нестора Кукольника, если бы не простая и в то же время глубокая душевная музыка «Жаворонка» М. И. Глинки.
-А теперь давайте ещё раз послушаем романс. Подумайте, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать те настроения, ту выразительность и теплоту, в которые мы погружаемся, слушая романс.
-Да, эти музыкальные средства в сочетании с литературным текстом передают настроения теплоты, любви, задушевности, а также передают нам ощущение простора, чистоты и безграничности пространства, которое пронзает чувственная песня жаворонка.
-А теперь посмотрите на доску. Перед вами репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси».
-Как вы думаете, перекликаются ли настроения и образ картины с образом, раскрытым в романсе и стихотворении «Жаворонок»?
-Обратите внимание, с каким большим мастерством художник передает необыкновенную высоту и чистоту русского неба, по которому, возможно разливается, «льется неисходною струей» звонкое душевное пение нашего жаворонка.
-Скажите, какие средства живописи, использованные художником, помогают нам прочувствовать этот образ?
— Можем ли мы с вами использовать эту картину в качестве иллюстрации к романсу Глинки «Жаворонок»?
-Назовите ещё раз то общее, схожее в отношении к образу «Жаворонка» и у поэта, и у композитора, и у художника?
-Совершенно верно, раскрывая один и тот же образ, разные искусства, используют свои средства выразительности, дополняют друг друга и обогащают раскрываемый образ, высвечивая разные его грани.
Выразительно читаем стихотворение (все следят).
-Поэт рисует картину русской природы. Жаворонка называют «певцом России».
С помощью карандашей выделяем слова и фразы, которые подчеркивают связь музыки и литературы, передают душевное настроение, проникновенность песни жаворонка.
-Светлую, лёгкую, парящую, мелодичную, напевную и т. д.
-Простые, на первый взгляд строки стихотворения, зазвучали более ярко и чувственно, появился более глубокий смысл, новые яркие краски, музыка как бы дополнила тот образ, который задумал поэт и т. д.
-Пение солиста в высоком регистре, мягкая плавная мелодия, в фортепианном аккомпанементе слышится имитация пения жаворонка, выразительность музыкальных интонаций, лирическая минорная ладовая окраска и т.д.
-Да, перекликается (перечисляют свои варианты).
-Художник использовал спокойные мягкие цвета, мы видим прозрачную высоту, чистоту русского неба. Он использует светлые, бледно-голубые, белые тона краски, постепенно высветляя пространство, которое поднимается от земли до неба…
— Да, можем, так как она очень точно передает те настроения и помогает почувствовать выразительность, которую раскрывают поэт и композитор в своем произведении.
-Сходство плавных мягких линий рисунка в картине и мягкость и плавность мелодии стиха и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке, верхний регистр в музыке и высота небес в картине и т. д.
-Сегодня мы выяснили, что все виды искусств: и музыка, и литература, и живопись тесно связаны между собой и имеют очень много общего.
— И музыка, и литература раскрывают в своих произведениях жизненные образы и темы, отражают саму жизнь.
-И музыка, и литература состоят из выразительных интонаций.
-Во многих литературных произведениях рассказывается о музыке, т. е. музыка становится главным действующим лицом сказок, стихов, романов и др.
-И наоборот, без литературы не может существовать вокальная музыка и все музыкально-театральные жанры – опера, балет, мюзикл и т. д.
На примере романса М. И. Глинки, стихотворения Н. Кукольника и репродукции картины «Небо святой Руси» Александра Афонина выявили аналогии относительно жизненного содержания, средств выразительности музыки, литературы и живописи в данных произведениях. Подчеркнули общие черты родства музыки и литературы. Узнали, что разные виды искусств, дополняя друг друга, используют свои средства выразительности для передачи того или иного образа.
5. Рефлексия. Итоги урока.
Раздаточный материал (карточки с вопросами)
-Сейчас, прежде чем вы получите задание на дом, проведём небольшую работу, в которой подведём итоги. Найдите в раздаточном материале карточку с названием «Рефлексия». Необходимо совместно в парах, кратко, ответить на два поставленных вопроса по теме урока. Затем ответы вынести на обсуждение в группе, при необходимости дополнить. Готовое задание озвучить (взаимопроверка с дополнениями).
Работа в группе по парам, затем меняются работами, дополняя друг друга. Отвечают на вопросы в карточке «Рефлексия»:
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? 2. В чём состоит связь музыки и литературы?
Выявление личностных результатов через закрепление полученных знаний о связи музыки и литературы, а также родственных чертах этих искусств.
Иван Андреевич Крылов
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
Впиши названия музыкальных жанров в таблицу.
Жанры вокальной музыки
Театральные музыкальные жанры
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чём состоит связь музыки и литературы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________