Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой

Технологическая карта «Что роднит музыку с литературой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока

Что роднит музыку с изобразительным искусством

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))

Кондыкова Светлана Васильевна

Тема урока – Что роднит музыку с изобразительным искусством

Планируемые образовательные результаты

Совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;

Воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства,

Развивать критическое, образное мышление, формировать собственное суждение при восприятии произведений искусства, воспитывать эстетический вкус

Словарь урока : Ритм, колорит, живописная музыка, музыкальная живопись, динамика, интонация, композиция, рисунок, мелодическая линия, ритмический рисунок, звуковысотный рисунок, цветовая гамма, звуковая палитра

Ресурсы урока: Презентация «Музыка и живопись»;

Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 этап. Организационный момент

(Музыкальное приветствие стоя) – «Здравствуйте, ребята».

Мы маленькие нотки,

Мы много песен знаем

И вместе распеваем.

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Спеть любую попроси.

Весной, зимой и летом.

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Спеть любую попроси. (прилагается)

Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, послушав стихотворение (учитель под музыку читает стихотворение «Цветные нотки» (Приложение 1)

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства?

Совершенно верно. Слова «цвет», «раскрасить» употребляются в изобразительном искусстве.

Давайте вместе сформулируем тему урока.

А я бы еще и уточнила. И тема урока будет также вопросом, на который мы должны будем ответить в конце урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Презентация: Тема урока (прилагается)

А чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

Дети высказывают свои предположения, что это ИЗО, и что, помогло им сделать этот вывод.

Музыка и изобразительное

3 этап. Актуализация знаний

(музыка) А сейчас, закройте, пожалуйста глаза и представьте такую картинку: теплый летний денек. Вдруг подул ветерок, небо потемнело, и по земле застучали крупные капельки дождя. Запах свежести и чистоты заполнил все пространство. Но неожиданно пробился яркий луч солнышка. Он становился все смелее и смелее. И вот само солнышко засияло на небе….. Но дождик хотя и стал слабее, но не сдавал своих позиций. И вот этот, казалось бы, такой разный тандем произвел на свет прекраснейшее явление… Что же это за явление?

Презентация: Слайд «Радуга»

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
— Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла.
Что же на память она всем о ставила?
Красные маки, ж ёлтый песок,
Зелёный зажегся н а ветке листок.
Жук фиолетовый г реет бока.
Синяя плещет р ека в берега.
Оранжевым солнцем с огреты леса.
А у скворца г олубые. глаза.

Ребят, перед вами лежат нотки. Глядя на нашу между «волшебную радугу и нотки можем мы выявить какое-либо сходство между музыкой и изобразительным искусством?

А может ли нотка иметь свой цвет?

На экране появляется стишок про цветные нотки

Нотки в сторону убрали,

И немножко отдохнем,

С вами мы порисовали,

А сейчас мы попоем

Звучит песня «Горошинки цветные»

Приложение 2, Плюс и минус прилагаются

Ребята, какие слова или словосочетания сразу же вызывают у вас зрительные образы, которые вы сразу могли бы нарисовать, слушая эту песню.

Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте убедимся в этом:

Дети закрывают глаза

7 цветов радуги, 7 нот

Дети по очереди читают стишки про нотки, раскрашивают их и подбирают слова-эмоции к каждой нотке. (Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности)

Дети определяют характер музыки, предполагают своё название.

Дети выбирают фразы ( синие горошки кошкины глаза,
красные горошки в ушки по серёжке, жёлтые горошки осени дорожки, с иние горошки капельки дождя)

Разучивание 1 куплета песни с пластическим интонированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижёром.

Целеполагание и планирование

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

На сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль, выявим общность музыки и живописи в изображении картин природы, сравним возможности музыкального и изобразительного искусств. Мы уже рисовали, слушали музыку, пели, а еще мы будем любоваться и обсуждать картины знаменитых художников, узнаем много новой информации

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Работа с учебником. Знакомство с понятиями: рисунок, колорит, композиция, мелодическая линия, ритмический рисунок, звуковысотный рисунок, цветовая гамма, звуковая палитра

Прослушивание рассказа диктора о творчестве художника В. Борисова-Мусатова, знакомство с цитатами из его дневника: гармония цветовых пятен, слушает красочную композицию, звучание тонов, задаю концерты себе одному – в них вместо звуков все краски, мои краски – напевы)

Знакомство с творчеством художника

Дети фиксируют понятия в тетради.

Дети обсуждают и объясняют, как они понимают высказывания художника В. Борисова-Мусатова

Дети анализируют картины, объясняя какими

словами художник передает настроение своих живописных полотен.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

1. Обсуждение картины «Водоем»

Делается вывод, что художник в своем творчестве стремился приблизить живопись к музыке, вызвать у зрителей звуковые ассоциации.

2. Сопоставление романса «Весенние воды» (Рахманинов, Тютчев) с картинами знаменитых художников: Левитан «Март», «Большая вода», Остроухов «Ранняя весна» и др.

3. Работа в группа. На экране мешаны понятия, определяющие язык живописи и музыки.

Дети выполняют выясняют:

1)особенности композиции картины;

2) какие цвета преобладают;

3) находят детали (повторы одинаковых линий, цветовых пятен, геометрических форм), говорящие о ритмичности картины

4) словами передают настроение картины, в чем заключается ее музыкальность (женские образы – таинственная грусть)

Дети сравнивают, как точно слова и музыка романса отражается в картинах

Дети отвечают на вопрос: какие краски они выбрали бы для того, чтобы передать ощущение тишины, покоя, мечтательности, а какие, чтобы нарисовать картины весеннего пробуждения природы

Первая группа выбирает слова и выражения, относящиеся к музыке, вторая – к живописи

чередование коротких и длиных звуков;

чередование линий, форм, цветовых пятен;

Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Учитель просит детей свое эмоциональное отношение к уроку

Учитель предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Выставляет и комментирует отметки.

Дети определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Подсчитывают баллы в листе самооценки

8 этап. Домашнее задание

Выучить песню, новые понятия.

Вспомнить любимую песню и нарисовать картину из этой песни

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему «Что роднит музыку с литературой?»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему «Что роднит музыку с литературой?»»

Тема урока: «Что роднит музыку с литературой?»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Выявить общность и взаимосвязь музыки и литературы.

создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Дидактическая структура урока (этапы цели примерное время в минутах)

Методы и технологии учебного взаимодействия

Средства обучения, визуальный ряд

Формируемые образовательные результаты, подлежащие оцениванию на уроке

1.Организационный момент ( 1 мин)

Организация подготовки восприятия и первичного осмысления новой информации.

Презентация к уроку; Русская народная песня «Во поле берёза стояла»; романс М. И. Глинки «Жаворонок»; репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси».

Организовать работу по группам и в парах внутри групп. Проверить раздаточный материал в группах (Карточка с музыкальными жанрами, басня Крылова «Квартет», стихотворение Н. Кукольника, рефлексия).

Проверить наличие раздаточного материала (карточки с таблицей; басня «Квартет» Крылова; стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок») и подтвердить готовность к уроку.

Подвести итог готовности к уроку.

2.Актуализация знаний постановка учебной задачи(5-7 мин)

Технология учебного диалога и групповой работы.

Организационно-педагогические средства: карточки-задания.

— Хорошо. Но ведь музыка может быть не только композиторской!

— Правильно. А какой жанр народной музыки кажется вам наиболее популярным и ярким?

-В карточках, которые приготовлены на ваших столах, работая в группе, попробуйте определить, какие ещё музыкальные жанры относятся к вокальной музыке и внесите их названия в таблицу?

Проверка работы. – Молодцы!

-Музыку сочиняют композиторы.

-Она может быть народной.

-Это народная песня.

Работа в группах по карточкам.

Взаимопроверка по группам (обмен работами)

Вспоминаем материал начальной школы: жанры вокальной музыки. Народная музыка, «песня».

3.Формирование новых понятий и способов действий (10-15 мин)

На данном этапе использовался проблемно- поисковый метод.

Технология побуждающего учебного диалога, проблемного обучения, групповая технология.

Интонационно- стилевое постижение музыки как метод музыкального воспитания.

Исследовательский метод, частично-поисковый. Технологии деятельностного метода.

Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Смотреть фото Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Смотреть картинку Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Картинка про Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Фото Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Назовите жанры этих произведений.

-Как вы думаете, нужна ли музыке литература?

— Могли бы те жанры вокальной музыки, которые вы внесли в таблицу, существовать без литературы?

— Что стало бы с ними, если бы литературы не было?

-Тогда, продолжая работу с таблицей, определите, какие из представленных жанров вы отнесёте к театральным?

-Так что же мы должны узнать и что определить сегодня на уроке?

-Литература – это искусство слова, а из чего состоят слова?

-Верно, а музыка из чего состоит?

-И литературные и музыкальные звуки складываются в разные интонации: ласковые, печальные, взволнованные, торжественные – мы слышим их и в разговорной речи и в музыкальной.

-Сейчас для вас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните, как называется это произведение, к какому жанру оно относится?

-А теперь сядьте прямо. Давайте, сами исполним один куплет этой песни.

-Как вы думаете, что станет с песней, если из неё убрать слова?

-Хорошо. А что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

-Попробуем прочесть это текст без музыки. Что получилось?

—А теперь обратимся к басне И. А. Крылова и прочитаем её по очереди в группах(все следят)

-Ребята, о чём эта басня?

-А теперь, в группах определите те слова из текста, которые относятся к искусству «музыка».

-Скажите, если бы не было музыки, разве смог бы И. А. Крылов написать такую замечательную басню?

-Итак, мы с вами убедились, что связь музыки и литературы очень важна. Благодаря ей, мы имеем возможность наслаждаться огромным количеством литературных и музыкальных произведений.

Сюжеты, темы, образы этих искусств имеют общий источник – саму жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя музыка рассказывает нам о жизни своим, музыкальным языком, а литература – своим.

-Это произведения вокальной музыки, театральные музыкальные жанры.

-Не стало бы оперы, балета, мюзикла, т.к. в основе их сюжета лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т. д)

Работа в карточках: определяем музыкально-театральные жанры.

-Мы должны узнать, как музыка связана с литературой? Что общего между ними? В чём их родство?

— Слова, как известно, состоят из звуков.

-Музыка тоже состоит из звуков, только из музыкальных.

-Это русская народная песня «Во поле берёза стояла…», которую исполняет хор.

Исполнение 1 куплета.

-В песне останется одна мелодия.

-Останется один только текст, т. е. стихотворение.

-Звучит «смешно» и не привычно. Исчез красивый образ русского хоровода. Нет музыкальных интонаций. Литературный текст обеднел.

Читаем басню «Квартет».

-Рассказывают о чём.

В группах выделяют «музыкальные» слова и подчёркивают их карандашом. Организуется совместная проверка.

Через работу в группах по карточкам определили, как и какая музыка может быть связана с литературой?

Определили цель урока, обозначили главные вопросы темы.

Формируется познавательный интерес к постижению музыкальной культуры с помощью современных ТСО.

На конкретном музыкальном и литературном примере закрепляем гипотезу о том, что стало бы с музыкой без литературы, и с литературой без музыки.

4.Применение сформированных способов действий (умения навыки) (15-20 мин)

Использован зрительно- иллюстративный метод, проблемно- поисковый, исследовательский метод.

Технология деятельностного метода, технология диалога.

Стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок»; романс М. И. Глинки «Жаворонок»; репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси»

Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Смотреть фото Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Смотреть картинку Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Картинка про Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Фото Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой

Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Смотреть фото Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Смотреть картинку Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Картинка про Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой. Фото Технологическая карта урока музыки 5 класс что роднит музыку с литературой

-Найдите в раздаточном материале стихотворение русского поэта первой половины 19 века Нестора Кукольника «Жаворонок». Выразительно прочтите его.

— О чем говорится в этом стихотворении?

-Обратите внимание, как тонко, выразительно и душевно поэт передает настроение льющейся песни жаворонка.

— Возьмите карандаши и с их помощью в тексте стихотворения подчеркните слова и фразы, которые передают всю музыкальность, красоту песни жаворонка, простор, то необъятное пространство, по которому разливается проникновенная музыка песни маленькой птички.

После прочтения и обсуждения в группах выделенных слов и фраз, подводим итог:

-Итак, посмотрите, как используя слово, красоту русского языка, поэт Нестор Кукольник написал такие звучащие, «поющие» стихи, «нарисовал» для нас картину русской природы

-Если бы вы были композиторами, то какую по характеру музыку написали к нему?

-Великого русского композитора М. И. Глинку, с творчеством которого мы уже встречались в начальной школе, привлекла скорее всего музыкальность и выразительность стихотворения «Жаворонок» Н. Кукольника: он написал музыку на слова поэта. Послушайте романс «Жаворонок» М. И. Глинки.

-Как изменилось стихотворение?

— Совершенно верно, стихотворение Н. Кукольника как бы обрело вторую жизнь. Его звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Произведения многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли не дойти стихи Нестора Кукольника, если бы не простая и в то же время глубокая душевная музыка «Жаворонка» М. И. Глинки.

-А теперь давайте ещё раз послушаем романс. Подумайте, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать те настроения, ту выразительность и теплоту, в которые мы погружаемся, слушая романс.

-Да, эти музыкальные средства в сочетании с литературным текстом передают настроения теплоты, любви, задушевности, а также передают нам ощущение простора, чистоты и безграничности пространства, которое пронзает чувственная песня жаворонка.

-А теперь посмотрите на доску. Перед вами репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси».

-Как вы думаете, перекликаются ли настроения и образ картины с образом, раскрытым в романсе и стихотворении «Жаворонок»?

-Обратите внимание, с каким большим мастерством художник передает необыкновенную высоту и чистоту русского неба, по которому, возможно разливается, «льется неисходною струей» звонкое душевное пение нашего жаворонка.

-Скажите, какие средства живописи, использованные художником, помогают нам прочувствовать этот образ?

— Можем ли мы с вами использовать эту картину в качестве иллюстрации к романсу Глинки «Жаворонок»?

-Назовите ещё раз то общее, схожее в отношении к образу «Жаворонка» и у поэта, и у композитора, и у художника?

-Совершенно верно, раскрывая один и тот же образ, разные искусства, используют свои средства выразительности, дополняют друг друга и обогащают раскрываемый образ, высвечивая разные его грани.

Выразительно читаем стихотворение (все следят).

-Поэт рисует картину русской природы. Жаворонка называют «певцом России».

С помощью карандашей выделяем слова и фразы, которые подчеркивают связь музыки и литературы, передают душевное настроение, проникновенность песни жаворонка.

-Светлую, лёгкую, парящую, мелодичную, напевную и т. д.

-Простые, на первый взгляд строки стихотворения, зазвучали более ярко и чувственно, появился более глубокий смысл, новые яркие краски, музыка как бы дополнила тот образ, который задумал поэт и т. д.

-Пение солиста в высоком регистре, мягкая плавная мелодия, в фортепианном аккомпанементе слышится имитация пения жаворонка, выразительность музыкальных интонаций, лирическая минорная ладовая окраска и т.д.

-Да, перекликается (перечисляют свои варианты).

-Художник использовал спокойные мягкие цвета, мы видим прозрачную высоту, чистоту русского неба. Он использует светлые, бледно-голубые, белые тона краски, постепенно высветляя пространство, которое поднимается от земли до неба…

— Да, можем, так как она очень точно передает те настроения и помогает почувствовать выразительность, которую раскрывают поэт и композитор в своем произведении.

-Сходство плавных мягких линий рисунка в картине и мягкость и плавность мелодии стиха и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке, верхний регистр в музыке и высота небес в картине и т. д.

-Сегодня мы выяснили, что все виды искусств: и музыка, и литература, и живопись тесно связаны между собой и имеют очень много общего.

— И музыка, и литература раскрывают в своих произведениях жизненные образы и темы, отражают саму жизнь.

-И музыка, и литература состоят из выразительных интонаций.

-Во многих литературных произведениях рассказывается о музыке, т. е. музыка становится главным действующим лицом сказок, стихов, романов и др.

-И наоборот, без литературы не может существовать вокальная музыка и все музыкально-театральные жанры – опера, балет, мюзикл и т. д.

На примере романса М. И. Глинки, стихотворения Н. Кукольника и репродукции картины «Небо святой Руси» Александра Афонина выявили аналогии относительно жизненного содержания, средств выразительности музыки, литературы и живописи в данных произведениях. Подчеркнули общие черты родства музыки и литературы. Узнали, что разные виды искусств, дополняя друг друга, используют свои средства выразительности для передачи того или иного образа.

5. Рефлексия. Итоги урока.

Раздаточный материал (карточки с вопросами)

-Сейчас, прежде чем вы получите задание на дом, проведём небольшую работу, в которой подведём итоги. Найдите в раздаточном материале карточку с названием «Рефлексия». Необходимо совместно в парах, кратко, ответить на два поставленных вопроса по теме урока. Затем ответы вынести на обсуждение в группе, при необходимости дополнить. Готовое задание озвучить (взаимопроверка с дополнениями).

Работа в группе по парам, затем меняются работами, дополняя друг друга. Отвечают на вопросы в карточке «Рефлексия»:

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? 2. В чём состоит связь музыки и литературы?

Выявление личностных результатов через закрепление полученных знаний о связи музыки и литературы, а также родственных чертах этих искусств.

Иван Андреевич Крылов

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Впиши названия музыкальных жанров в таблицу.

Жанры вокальной музыки

Театральные музыкальные жанры

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём состоит связь музыки и литературы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *