Свистопляска что это такое
Значение слова «свистопляска»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Свистопляска — одно из названий вятского народного праздника
«Свистопляска» — неизданный альбом Глеба Самойлова
СВИСТОПЛЯ’СКА, и, мн. нет, ж. (пренебр.). Крайнее, безудержное, разнузданное проявление чего-н. В обстановке этой предвоенной свистопляски, охватившей целый ряд стран, СССР продолжал стоять за эти годы твердо и непоколебимо на своих мирных позициях. Сталин [Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б), 1934 г.].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
свистопля́ска
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поребрик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
СВИСТОПЛЯСКА
Смотреть что такое «СВИСТОПЛЯСКА» в других словарях:
свистопляска — свистопляска … Орфографический словарь-справочник
СВИСТОПЛЯСКА — Индивидуальная инициатива, личное творчество играет о громную роль в истории слов. Индивидуальное не антитеза социального, а лишь его выражение или вариация. В современном русском языке слово свистопляска применяется для обозначения крайне… … История слов
свистопляска — дым коромыслом, неурядица, безалаберщина, бестолковщина, бестолочь, беспорядок, шабаш, анархия, неразбериха Словарь русских синонимов. свистопляска см. беспорядок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
СВИСТОПЛЯСКА — СВИСТОПЛЯСКА, и, жен. Разнузданное проявление чего н. отрицательного. Безудержная с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Свистопляска — «Свистопляска» может означать: Свистопляска (также известна как Svistoplяska ) панк рок, даркфолк группа из России. Основана в 1996 году. В настоящее время существует в виде студийного проекта в виду отсутствия постоянного состава… … Википедия
Свистопляска — ж. разг. 1. Разнузданное проявление чего либо отрицательного. 2. Неразбериха, беспорядок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
свистопляска — свистопляска, свистопляски, свистопляски, свистоплясок, свистопляске, свистопляскам, свистопляску, свистопляски, свистопляской, свистопляскою, свистоплясками, свистопляске, свистоплясках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
свистопляска — свистопл яска, и, род. п. мн. ч. сок … Русский орфографический словарь
свистопляска — (1 ж); мн. свистопля/ски, Р. свистопля/сок … Орфографический словарь русского языка
свистопляска — свистопля/ска, и, род. мн. сок … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Свистопляска
Индивидуальная инициатива, личное творчество играет огромную роль в истории слов. Индивидуальное – не антитеза социального, а лишь его выражение или вариация.
В современном русском языке слово свистопляска применяется для обозначения крайне разнузданного, безудержного проявления каких-нибудь общественных настроений. Это слово свойственно, главным образом, публицистическому стилю и окутано резкой экспрессией пренебрежения. Например, этим словом воспользовался Сталин в своем отчетном докладе XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б) в 1934 г. для характеристики военного ажиотажа буржуазных стран: «В обстановке этой предвоенной свистопляски, охватившей целый ряд стран, СССР продолжал стоять за эти годы твердо и непоколебимо на своих мирных позициях».
Слово свистопляска было очень употребительно и в интеллигентском языке предреволюционной эпохи. Например, в письме Л. Н. Андреева к Л. М. Леонидову от 29 марта 1914 г. о повести «Мысль», вызвавшей оживленную полемику, читаем: «И не думай, дорогой мой, что я хоть капельку огорчен свистопляской. Ничего другого в душе нет, кроме огромной радости, что на свет явился Керженцев» (Реквием, с. 83).
В этом отвлеченном публицистическом значении слово свистопляска было впервые применено в начале 1860 г. знаменитым русским историком М. П. Погодиным. Оно заключало в себе каламбурный намек на сатирико-юмористический журнал «Свисток», издававшийся при «Современнике» и руководимый Н. А. Добролюбовым. В открытом письме к Н. И. Костомарову с вызовом на диспут по вопросу о происхождении варягов (диспут этот состоялся 19 марта 1860 г. в актовом зале Петербургского университета) М. П. Погодин иронически назвал революционных редакторов «Современника» – Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова – «рыцарями свистопляски» (Ткачев, 4, с. 423). Это выражение было тотчас иронически подхвачено самим Н. А. Добролюбовым. В № 4 «Свистка» за 1860 г. («Современник» № 3) появилась статья этого критика, направленная против М. П. Погодина, под заглавием: «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется». Здесь, между прочим, Н. А. Добролюбов писал: «Он [М. П. Погодин. – В. В.] изобрел для нас особое название: ”рыцари свистопляски“». Ср. в этой же статье-памфлете по поводу изложения Погодиным сказания о почке [ошибочно – вместо о пучке!] розог:
Явился норманщик с Москвы
И важно, пространно – увы! –
Пришла ж академику мысль
Скрываться за сказки!
Скорей его, Клио, причисль
К друзьям Свистопляски.
(Добролюбов 19 41, с. 139)
Характерен также Добролюбовский «Романс Михаилу Петровичу Погодину от рыцаря свистопляски»:
Когда б он знал, что рыцарь Свистопляски
Невольно с ним сливается душой
И больше рад его ученой ласке,
Чем он был рад, музей продавши свой
Ср. также сатирическое «Призвание» (М. П. Погодину от рыцарей «свистопляски»). В стихотворении Н. А. Добролюбова «В начале августа вернулся я домой»:
«Какими новыми идеями умы
Проникнуты теперь в святой моей отчизне?
На европейские дела как смотрим мы?
И как устроились мы в нашей русской жизни?» –
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха». мне дружный был ответ.
Мне бросилась в лицо пурпуровая краска.
Но скоро понял я, что тут обиды нет, –
А просто предо мной свершалась свистопляска
Ср. также в «”Свистке” ad se ipsum»:
А впрочем, читатель ко мне благосклонен,
И в сердце моем он прекрасно читает:
Он знает, к какому я роду наклонен,
И лучше ученых мой свист понимает.
Он знает: плясать бы заставил я дубы
[, совсем изменил бы их нравы и доли, ]
Когда б на морозе не трескались губы
И свист мой порою не стоил мне боли.
В «Искре» (1860, № 13) в карикатуре, изображающей диспут Н. И. Костомарова с М. П. Погодиным о варяго-руссах, была за спиной Костомарова представлена редакция «Современника», держащая знамя с надписью «Рыцари свистопляски».
В статье «Поездка Н. Г. Чернышевского в Лондон к А. И. Герцену» М. А. Антонович (известный публицист-шестидесятник. – В. В.) писал: «Тургенев. в душе относился с особенною злобностью, с возмущением и негодованием и тоже с презрением к свистопляске ”Современника“» (Антонович, Елисеев, с. 71–72). «Вспоминал ли эти свои слова и что чувствовал при этом воспоминании Герцен, когда из прекрасного далека наблюдал судьбу ”рыцаря свистопляски“ Чернышевского» (там же, с. 75). В «Воспоминаниях» Е. М. Феоктистова (реакционного начальника главного управления по делам печати. – В. В.) читаем: «. Одним из главных вожаков революционной свистопляски был некто Лев Тихомиров» (Феоктистов, с. 110).
Таким образом, с легкой руки М. П. Погодина слово свистопляска входит в стиль публицистической речи. Сначала оно имело яркую ироническую или сатирическую окраску, которая несколько менялась в зависимости от идеологии того общественно-политического лагеря, которым это слово применялось. Каламбурный намек на «Свисток» и «свистунов» уже к 70-м годам в этом слове отпадает или погасает. Слово свистопляска включается в разнообразные самантико-фразеологические контексты. Например, М. Е. Салтыков-Щедрин в письме к доктору Н. А. Белоголовому от 16 сентября 1883 г. пишет: «Сочувствие ваше мне особенно дорого в эти тяжелые дни, когда вокруг меня, умирающего, но еще живого, образовалась целая свистопляска самых паскудных ругательств, не предвещающих ничего доброго» («Дело», М., 1899, с. 122).
М. П. Погодин не сочинил и не изобрел слова свистопляска: он лишь остроумно и оригинально воспользовался старинным термином, который был хорошо знаком ему как историку и этнографу. Каламбурный перенос имени свистопляска на энергичную, боевую, обличительную деятельность революционно-демократической общественности 50—60—х годов был вызван, с одной стороны, историко-этнографическими интересами самого автора крылатого изречения – М. П. Погодина, а с другой, и в большей мере, – общей атмосферой идеологической борьбы 50—60—х годов между передовой революционно-демократической интеллигенцией (во главе с Добролюбовым и Чернышевским) и представителями консервативного славянофильства.
Слово свистопляска – народно-областное, этнографичекое. В. И. Даль так объяснял его первоначальное применение и его зарождение: «Свистопляска вят. тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам (в XIV в.), пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвертая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и дудочки, на овраге, у часовни. // Свистопляс, разгульный тунеяд, шатун» (1866, 4, с. 137). В этом этнографическом употреблении слово свистопляска приблизилось к литературному языку в конце XVIII – в начале XIX вв. Оно было вынесено на поверхность литературной жизни волной «народности». Например, в «Дневнике» известного этнографа начала XIX в. проф. И. М. Снегирева записано под 22 ноября 1824 г.: «Он [Хитрово. – В. В.], по-видимому, был доволен, намекал о переводе его пиесы о свистопляске в Вятке» (с. 111).
В работе И. М. Снегирева «Русские простонародные праздики и суеверные обряды» 337 несколько раз упоминается о вятской свистопляске. Рассказывается об историческом поводе к установлению праздника свистопляски (битва вятчан с устюжанами в XIV в.): «Во время свистопляски, около надгробной часовни, по праздничному обычаю, расставляются шатры, продаются особенные, делаемые к этому дню и случаю глиняные лошадки, свистки с погремушками, шарики и разные лакомства. Там тогда ребятишки играют в куклы, беспрестанно свистят, приплясывая или становясь по обе стороны рва, как бы в наступательном положении, бросают друг в друга глиняными шариками, будто в напоминание воинской ошибки предков; свист же есть простонародное выражение промаха. Между тем вплоть до вечера продолжается гуляние вятчан; там поют песни под звуки скрипок и балалаек».
Д. К. Зеленин о вятской свистопляске пишет: «Весьма близок к семицким поминальным обрядам над убогим домом своеобразный народный праздник в гор. Вятке, известный теперь под именем свистуньи, а в старину, по словам старых авторов, свистопляски. Разница лишь в том, что праздник свистуньи посвящен не заложным покойникам вообще [т. е. умершим насильственной смертью. – В. В.], а убитым в одной битве 1392 г. (?) устюжанам. Кроме того, праздник этот совершается несколько ранее семика, а именно – в четвертую неделю после Пасхи. Имя свое праздник получил от того неумолкаемого свиста, который слышится в течение всего праздника. В настоящее время это детская ярмарка с преимущественною продажею детских игрушек; дети охотнее всего покупают глиняные свистульки и свистят в них. Но в старину было нечто иное» (Зеленин, с. 104–105).
По словам вятского историка Ал. Вештомова, панихида в четвертую неделю по Пасхе в Вятке «совершается на том самом месте, где происходило побоище и где похоронены убитые при том люди, а именно у северного глубокого рва, где с издревле находится на тот конец и часовня. После отправления сей панихиды собираются на то место жители и гуляют. Несколько лет назад тому [писано в 1807 г. – В. В.] происходили притом по обычаю язычников свисты и пляски, от чего и называется сей случай на Вятке свистопляскою, также обыкновенные притом были и кулачные бои» (Вештомов, с. 31).
Праздник свистопляски по традиции справлялся ежегодно в Вятке чуть ли не до революции. Об этом празднике вспоминал М. Е. Салтыков-Щедрин по возвращении из вятской ссылки в статье, напечатанной в 1856 г. в «Петербургских ведомостях» (см. Иванов-Разумник, с. 118).
В «Записках бурсака» С. И. Сычугова содержится такое опис>ание этого вятского обычая: «Праздник этот напоминает семик и, по преданию, установлен в память избиения вятичами своих союзников, пришедших к ним на помощь. Я не имел ни малейшего понятия о свистопляскеи попал, по неопытности, на нее. Место для праздника находилось в конце города и представляло глубокий овраг с высокими берегами, на которых размещаются десятки торговцев с булками, лакомствами и специально для этого дня приготовляемыми свистульками (вроде маленьких кларнетов) и глиняными шарами, окрашенными в черный цвет с разноцветными крапинками. Шары большие (с апельсин) были внутри пустые; мелкие же, величиною с грецкий орех, делались сплошными. На праздник являлась масса детворы, но много приходило и расфранченных барынь и мужчин, чиновников и купцов. Дети все снабжались свистульками, и в воздухе раздавалась ужасная какофония; взрослые же нагружались шарами, которые покупались целыми сотнями. Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием, по-видимому, целились в головы овражных ребят» (Сычугов, с. 144–145).
Само слово свистопляска представляет собою словосложение типа: овцебык, куропатка, светотень и т. п.
Очерк «История значения слова свистопляска» открывает серию очерков, объединенных общим названием «Из истории русской литературной лексики» (статья опубликована в журнале «Вестник Московского университета», № 7, 1947; она включает также очерки: «Отсебятина», «На мази», «Стрелять – стрельнуть»). Этим заметкам предпослана аннотация, а также вступительный текст. Аннотация: «Автор считает подготовку и составление исторического словаря русского литературного языка, особенно нового периода, неотложной задачей русского языкознания. Только на этой основе может быть построена история лексико-семантических систем русского литературного языка. На конкретных фактах семантической истории четырех выражений: свистопляска, отсебятина, на мази и стрелять (в значении «добывать, выпрашивая или вымогая») автор показывает сложность и многообразие семантических процессов и социально-речевых связей в историческом развитии русского литературного языка XIX – XX вв.». Далее следует текст: «Одна из неотложных задач русского языкознания – это подготовка и составление исторического словаря русского литературного языка. Такой словарь мог бы отразить до некоторой степени изменения в составе русской литературной лексики, разнообразные процессы обогащения русского литературного языка новыми значениями, новыми словами и выражениями, а также многообразные условия и причины отмирания слов и фразеологических оборотов. На основе такого словаря – с помощью дополнительных сравнительно-исторических разысканий – могла бы быть построена история лексических систем русского литературного языка, и даже шире: историческая семантика русского языка.
Предлагаемые ниже четыре очерка по истории русских слов и выражений являются подготовительными материалами к исторической лексикологии русского литературного языка нового периода».
В архиве сохранилась рукопись на 13 листках (текст написан в разное время). Сохранился также оттиск статьи «Из истории русской литературной лексики», в текст которого внесена приписка рукою В. В. Виноградова: «В открытом письме Н. И. Костомарову с вызовом на диспут по вопросу о происхождении варягов (диспут этот состоялся 19 марта 1860 г. в актовом зале Петербургского университета)». Здесь печатается по оттиску, проверенному по рукописи, с внесением ряда необходимых исправлений и включением фрагментов, отсутствующих в публикации 1947 г. О слове свистопляска В. В. Виноградов пишет также в своих «Очерках» (1938, с. 391). – М. Л.
Хитрово Н. 3. Отрывок из журнала, писанного в Вятке, 1811г. // Труды и записки Общества истории и древн. росс. при Моск. универс., ч. 3, кн. 1. М., 1826. С. 272.
Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837–1838, вып. 1. С. 182; вып. 3. С. 62–64.
СВИСТОПЛЯСКА
Смотреть что такое СВИСТОПЛЯСКА в других словарях:
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
свистопляска ж. разг. 1) Разнузданное проявление чего-л. отрицательного. 2) Неразбериха, беспорядок.
СВИСТОПЛЯСКА
свистопляска ж. разг.pandemonium поднять свистопляску — let* all hell loose
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКАИндивидуальная инициатива, личное творчество играет о громную роль в истории слов. Индивидуальное — не антитеза социального, а лишь его выр. смотреть
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
1) Орфографическая запись слова: свистопляска2) Ударение в слове: свистопл`яска3) Деление слова на слоги (перенос слова): свистопляска4) Фонетическая т. смотреть
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
ж рзг desenfreamento m; (неразбериха) anarquia f figСинонимы: анархия, безалаберщина, беспорядок, бестолковщина, бестолочь, дым коромыслом, неразбери. смотреть
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
(1 ж); мн. свистопля/ски, Р. свистопля/сокСинонимы: анархия, безалаберщина, беспорядок, бестолковщина, бестолочь, дым коромыслом, неразбериха, неуряди. смотреть
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА свистопляски, мн. нет, ж. (пренебр.). Крайнее, безудержное, разнузданное проявление чего-н. В обстановке этой предвоенной свистопляски, охватившей целый ряд стран, СССР продолжал стоять за эти годы твердо и непоколебимо на своих мирных позициях… Сталин. (Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б), 1934 г.).
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
СВИСТОПЛЯСКА
свистопляскаמְחוֹל שֵדִים ז’Синонимы: анархия, безалаберщина, беспорядок, бестолковщина, бестолочь, дым коромыслом, неразбериха, неурядица, шабаш
СВИСТОПЛЯСКА
Ударение в слове: свистопл`яскаУдарение падает на букву: яБезударные гласные в слове: свистопл`яска
СВИСТОПЛЯСКА
ж. разг. déchaînement m, orgie f
СВИСТОПЛЯСКА
ж. разг. (разгул) gazzarra, baccano m, putiferio m, cagnara f прост. canea Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: анархия, безалаберщина, беспорядок, бестолковщина, бестолочь, дым коромыслом, неразбериха, неурядица, шабаш. смотреть
СВИСТОПЛЯСКА
ж. разг.desenfreno m, trapisonda f, guirigay m
СВИСТОПЛЯСКА
свистопляскаСинонимы: анархия, безалаберщина, беспорядок, бестолковщина, бестолочь, дым коромыслом, неразбериха, неурядица, шабаш
СВИСТОПЛЯСКА
свистопля’ска, свистопля’ски, свистопля’ски, свистопля’сок, свистопля’ске, свистопля’скам, свистопля’ску, свистопля’ски, свистопля’ской, свистопля’скою, свистопля’сками, свистопля’ске, свистопля’сках. смотреть
СВИСТОПЛЯСКА
-и, ж., розм. Безладдя, плутанина в чому-небудь.
Свистопляска и «хлыновское побоище»: в память о какой воинской ошибке русские совершали этот обряд
Веселая и печальная Свистопляска
Как утверждает автор книги «Зловещие мертвецы и заложные покойники» Дмитрий Зеленин, свист в языческие времена являлся своеобразным оберегом от нечистой силы. Именно поэтому, по словам Зеленина, свист оказался и наиболее устойчивым способом поминовения усопших. Действительно, свист играл важнейшую роль в так называемой Свистопляске, празднике, отмечавшемся в городе Вятке (некогда Хлынов, теперь Киров). Свистопляска, праздновавшаяся в четвертую субботу после Пасхи, состояла из двух непохожих друг на друга частей. Сперва в часовне, располагавшейся возле Раздерихинского оврага, проводилась панихида (церковная служба по умершим), а уж после начиналось настоящее веселье.
Если верить Х. Вальтеру и В. М. Мокиенко, авторам «Большого словаря русских прозвищ», так как, согласно языческим обычаям, поминовение усопших сопровождалось свистом и плясками (отсюда и название), именно в дни празднования Свистопляски устраивались ярмарки, где мастера выставляли на продажу дымковские игрушки-свистульки. Местные жители с удовольствием их приобретали, громко свистели, пели и вообще всячески шумели. Вятские мужики устраивали традиционные кулачные бои, иногда стенка на стенку, метали глиняные ядра. Подобное чередование скорби и веселья, присущее языческим обрядам, и свидетельствует о древнем, архаичном характере Свистопляски.
Хлыновское побоище
О ком же так скорбели жители Вятки? Максим и Марина Соколовы в своей книге «Декоративно-прикладное искусство» описывают события, предшествовавшие не только появлению Свистопляски, но и возникновению дымковской игрушки. Точная дата трагедии не установлена, но предположительно все случилось в XIV-XV веках. Тогда Хлынов был осажден новгородцами. Хлыновцы попросили помощи у своих давних союзников – жителей Устюга. Те с радостью откликнулись и под покровом ночи пришли в Хлынов. Однако местные ударились в панику и в темноте приняли подмогу за новгородцев. Резким свистом хлыновцы подняли тревогу и вступили в бой с, как они думали, незваными гостями.
Когда все разъяснилось, горожане вместе с устюжанами прогнали настоящих новгородцев. Вот только во время ошибочного сражения полегло немало как хлыновцев, так и их помощников. Как пишет в издании «Неизвестный Хлыноff» Александр Балыбердин, несмотря на то, что достоверных письменных доказательств или иных свидетельств «хлыновского побоища» до сих пор не обнаружено, кировчане верили (и продолжают верить) в то, что погибшие в бою вятичи погребены в начале того самого Раздерихинского оврага. Для поминовения усопших и стали изготавливать игрушки-свистульки. А куклы из глины, расписанные разными красками, по одной из версий, в ту пору символизировали оставшихся после побоища вдов.
Забытый и возрожденный праздник
Однако постепенно, как отмечает в издании по краеведению «Приволжье» Денис Фокин, ритуальный смысл Свистопляски забылся. В 1888 году праздник и вовсе поменял свое название на Свистунью, а через 2 года превратился в развлекательную ярмарку, на которую приводили детей. Последнее неудивительно: на время празднества в Вятке устанавливались балаганы, где торговали сладостями и упомянутыми дымковскими игрушками. Глиняные шары и свистульки мастера изготавливали тысячами, стоили они очень дешево, а потому их мог позволить себе практически каждый. Вот только первая часть Свистопляски, которая сопровождалась панихидой по погибшим в «хлыновском побоище», канула в Лету.
В наши дни отдельные элементы празднования Вятской Свистуньи начали возрождаться. Правда, теперь древний праздник ассоциируется у кировчан с Днем города, проводимым 12 июня. К тому же место кулачных боев в Свистопляске, которой в 2010 году вернули статус праздника, заняли «рыцарские турниры» любителей «исторического фехтования». По крайней мере так утверждает Александр Балыбердин. Балыбердин не без сожаления пишет о том, что панихида по погибшим вятичам сегодня находится на периферии праздника. Впрочем, память о предках еще жива. Например, в городе Котельниче совершается «всемирная панихида» над ямой, в которой якобы похоронены воины, павшие в борьбе с новгородцами, а на местном кладбище продаются пищали, дудки и рожки.