Сверхчувствительный ребенок что делать
Сверхчувствительный ребенок что делать
Чувствительные дети более восприимчивы, чем окружающие их люди – это особенность их нервной системы.
Нужны занятия с логопедом?
Что значит быть очень чувствительным? Чувствительные дети более восприимчивы, чем окружающие их люди – это особенность их нервной системы. Как же родители должны реагировать на это? Если у детей определяется высокая чувствительность, важно на раннем этапе укрепить уверенность в себе.
Как подобная характеристика проявляется на практике
Высокочувствительные дети очень сильно реагируют на внешние раздражители и нуждаются в более длительных периодах отдыха, чтобы справиться со своими эмоциями. У всех родителей повседневная жизнь меняется, как только рождается ребенок. Но как быть, когда малыш особенно чувствителен? Есть ли тест для особо чувствительных детей и каковы его характеристики?
Психологи часто сталкиваются с проблемой распознавания гиперчувствительности и объясняют, какие советы родители могут использовать, чтобы укрепить уверенность своего ребенка в себе.
У высокочувствительных детей особое восприятие
У них, можно сказать, существуют образы всех чувств. Благодаря этому высокочувствительные дети лучше осведомлены о своем окружении. Такие восприимчивые малыши несколько иначе оценивают обычную повседневную жизнь. Поэтому шумная, беспокойная среда представляет собой особую проблему для подобных детей. Это становится заметно ещё во младенчестве. Некоторые малыши кричат особенно часто, когда фонового шума и впечатлений немного больше, чем они привыкли.
Однако в защищенной семейной среде высокочувствительные дети едва заметны и трудно распознать масштабы их особенности. В рутинном распорядке они не беспокоятся и меньше демонстрируют свой характер. Первое посещение детского сада создает серьезные проблемы для многих родителей, потому что огромная сила новых впечатлений может взвалить чрезмерно большую нагрузку на высокочувствительных детях.
Это особенно проблематично, когда родители плохо понимают, почему ребенок так реагирует. Во многих случаях ставятся неправильные диагнозы и предположения, поэтому СДВГ или СДВ у таких малышей часто предполагают сами мамы и папы. Что далеко не всегда верно.
Дело в том, что дети, которые чрезвычайно чувствительны к своему окружению, не страдают расстройством внимания. Скорее всего, только чрезмерная стимуляция приводит к тому, что ребенок уже не справляется и пугается, выражая это всеми доступными ему способами.
Если повышенная чувствительность возникает у младенца или малыша, родители должны научиться обращать внимание на его поведение.
Признавать высокую чувствительность у детей
Исследования по теме повышенной чувствительности: на данный момент существует лишь несколько значимых научных трактатов о высокой чувствительности. Для ознакомления можно изучить книгу “Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире”, автор Элейн Арон. После этого родителям может быть проще признать эту особенность у своих малышей. Помогут и наблюдения.
Очень чувствительные дети, как правило, осторожны в общении с другими людьми и относительно остро реагируют на изменения. В принципе, не все малыши одинаково реагируют на определенные внешние раздражители, поэтому иногда бывает трудно правильно интерпретировать симптомы.
Ниже приводится краткий список характеристик, указывающих на высокую чувствительность у детей:
Обратите внимание, что список ни в коем случае не является исчерпывающим и не может заменить точный тест. Он предназначен только для того, чтобы дать родителям понять, может ли их ребенок быть очень чувствительным.
Высокая чувствительность – достоинство и недостаток одновременно
Дети с высокой чувствительностью ни в коем случае не больны, и лечить их не обязательно. Тем не менее, у них обычно есть некоторые черты характера, которые могут значительно усложнить повседневную жизнь, поэтому психологическая помощь может быть весьма полезной.
Это в первую очередь способствует тому, чтобы у детей была уверенность в себе, чтобы они могли справиться с собой и со своей высокой чувствительностью. Если малыши в детском саду уже получают достаточную помощь, благодаря родителям, воспитателю и психотерапии, переход в школу становится не таким трудным, и дети учатся распознавать ситуации, в которых им нужно уйти, чтобы успокоиться.
Вот некоторые положительные и отрицательные стороны высокой чувствительности у детей:
Важно выдвинуть на первый план положительные стороны высокочувствительных людей и как можно раньше научить их справляться с трудными ситуациями. Поскольку многие высокочувствительные дети очень умны, до сих пор не совсем ясно, в какой степени чрезвычайно чувствительное поведение может быть связано с интеллектом.
Лучший способ справиться с высокочувствительными детьми
Не всегда легко адекватно реагировать на потребности очень чувствительных детей. С одной стороны, важно как можно раньше приучить их к другим людям и незнакомым ситуациям. С другой стороны, это не должно перерасти в резкую перегрузку, так что нужно будет найти тонкую грань.
Вообще важно понимать, что у высокочувствительных детей свой темп. Несмотря на то, что они очень быстро усваивают информацию, некоторым детям требуется немного больше времени, чтобы полностью обработать полученные знания. Однако это также означает, что долговременная память очень сильна на очень ранней стадии.
Со временем родители поймут, в каких ситуациях их ребенок реагирует более или менее сильно. На этом этапе нужно постараться собрать как можно меньше сложных ситуаций подряд. У высокочувствительных детей всегда должно быть достаточно времени для отдыха, чтобы их не перегружали собственные чувства.
В повседневной жизни родители должны понимать, что их ребенок может протестовать против обыденных вещей. Часто это связано с одеждой. Нужно спокойно объяснять необходимость ношения свитера зимой. То же самое и с посещением детского сада, которое является серьезным препятствием для многих детей. Даже если первый раз может быть сложным, и малыши уже рыдают и страдают, детский сад также может стать вторым домом, где дети со временем почувствуют себя очень комфортно. Однако для этого дети должны научиться принимать неприятные ситуации и пытаться преодолеть свою застенчивость.
Совет: не экономить на похвале и признании. Предположительно, повседневные вещи часто связаны с большими усилиями для очень чувствительных детей, что следует соответственно понимать – и спокойно воспринимать.
Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»
Виктория Васильевна Иванченко
Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»
Нужно учитывать при воспитании, что высокочувствительные дети эмпатичные, сознательные, проницательные, обладают хорошей интуицией и творческими способностями. В то же время они робкие и испытывают затруднения в обычных ситуациях. На всех высокочувствительных детях сильно сказывается эмоциональная и физическая среда обитания, независимо от того,какие они: открытые, послушные, сдержанные или суетливые. Ниже рекомендации родителям и воспитателям, как общаться с такими детьми.
Формируйте и поддерживайте самооценку. Высокочувствительные дети самокритичны, поэтому не надо добавлять к их самоосуждению осуждение со стороны. Такой ребенок остро реагирует на критику и замечания, может иметь склонность к заниженной самооценке, так как стремится делать все хорошо с первой попытки.
Придерживайтесь разумной дисциплины. Обучайте чувствительного ребенка правилам поведения и формируйте внутреннюю мораль в мягкой манере. Если он плачет, злится, не прибегайте к наказанию. Дождитесь, пока он успокоится.
Для маленьких детей образцы поведения задают родители. В возрасте около трех лет ребенок начинает копировать своих родителей. Он легко усваивает их точку зрения, кроме случаев, когда возбужден или скучает. В таком состоянии он не услышит и не запомнит объяснений, почему то или иное – нельзя. А если высокочувствительному ребенку комфортно, то он усвоит правило, которое озвучивают родители, быстрее, чем другие дети в такой ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста правила нужно вырабатывать вместе, обсуждать. Не переоценивайте способность соблюдать правила, даже если ребенок с ними согласился. В случае проступка успокойтесь и подождите, пока ребенок тоже полностью успокоится и перестанет бояться наказания, а затем обсудите ситуацию.
Говорите с ребенком о его чувствительности. Используйте простые слова, которые ребенок поймет. Объясните на примерах, что он не один такой, и в мире много людей, которые воспринимают мир так же, как он. В процессе взросления эта особенность может мешать и раздражать. Напомните ситуации, когда она дала ему преимущества. Объясните, что надо думать, как решить конкретную проблему, а не о том, как это неприятно.
Какие проблемы в поведении высокочувствительных детей надо решать
Высокочувствительные дети просчитывают последствия нарушений и поэтому не склонны совершать их. Но самоконтроль и управление эмоциями формируется у них позднее, чем у других детей. Это сказывается в том числе на готовности к школе. Э. Эйрон выделила распространенные проблемы в поведении высокочувствительного ребенка и рекомендовала, что делать, если они проявились.
Постоянно беспокоится. Ребенок может постоянно жаловаться, что у него что-то болит, трет или колет. У таких детей низкий болевой порог, они восприимчивы к медикаментам, стимуляторам и изменениям погоды. Обострен один или несколько видов чувствительности, например тонкий слух, острое зрение, острая осязательная восприимчивость. Они могут бояться или чувствовать дискомфорт при ярком освещении или громких звуках. Если ребенок говорит, что ему дискомфортно, необходимо поверить его словам и проговорить границы того, чем можно помочь.
Если ребенок просит заново завязать ему шнурки, потому что завязки мешают, нужно сразу сказать, что попробуете перевязать, например, пять раз. Не давайте ему возможности просить вас перевязывать их тридцать раз. При этом не берите ребенка в супермаркеты, где ему тяжело, а предпочтите небольшие магазины и уютные кафе. Если есть время, предлагайте выбор,на который ребенок способен по возрасту: «Ты сегодня хочешь пойти на занятия? Чтобы успеть, тебе лучше самой одеться, а я соберу рюкзак».
Легко перевозбуждается и перенапрягается. Понаблюдайте, какие занятия ребенку больше нравятся, что он знает и делает умело. Создавайте ситуации успешности. Помните, что большой объем новой информации вызовет перевозбуждение, особенно в тех сферах деятельности, в которых у ребенка были неудачи. Научите получать удовольствие от простых бытовых занятий.Введите ритуалы взаимодействия: чтение сказки на ночь, совместные игры, прогулки, купание, хобби, спорт. Проводите такие ритуалы постоянно – независимо от работы, занятости домашними делами. Обратите внимание на то, какое настроение у ребенка во время этих ритуалов.
Переживает сильные эмоции. Внимательно и с уважением относитесь к эмоциям высокочувствительного ребенка. Подавленные чувства могут проявиться в виде физических симптомов или страхов. Вначале подумайте, как вы сами справляетесь с эмоциями и как хотите, чтобы с ними справлялся ребенок. Следите, какие мысли, эмоции и чувства высокочувствительный ребенок проговаривает вслух. Если он высказывает подавленность или беспокойство, то воспримет их с удвоенной силой. Нужно безоценочно говорить с ребенком о его эмоциях, сконцентрироваться на его словах, уточнять, переспрашивать.Помогайте ребенку проживать его негативные эмоции: «Расскажи мне», «Расскажи мне еще», «Расскажи мне все».
Знает о чувствах других. У высокочувствительного ребенка сильно развита эмпатия. Он может распознавать чувства другого человека даже тогда, когда этот человек сам не отдает себе отчета в них, – особенно у тех, кто о нем заботится. Проанализируйте, как вы сами распознаете чувства других людей, а затем объясните ребенку, что он имеет право сказать «нет» или проигнорировать чужое мнение. Нужен пример уважительного отношения. Ребенок должен видеть, что к желаниям каждого члена семьи и к сверстникам в детском саду взрослые прислушиваются с одинаковым уважением. Настаивайте, чтобы высокочувствительный ребенок принимал решения сам, когда это возможно.
Осторожничает в новой ситуации. Новые ситуации тревожат высокочувствительных детей из-за большого объема информации, которая поступает одновременно. Они пытаются избежать этого и потому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда не удается избежать чрезмерных раздражителей, они легко расстраиваются. Ребенок должен изучить ситуацию, и только потом он сделает шаг навстречу новому, например при смене детского сада. Поговорите с ним, вспомните моменты из прошлого, которые уже знакомы, с которыми ребенок уже справлялся. В освоении нового не спешите, двигайтесь простыми шажками.
Отличается от других и этим обращает на себя внимание. Проанализируйте свое отношение к ребенку, стереотипы в отношении его чувствительности. Подумайте, как можно ответить на комментарии других людей, внимание которых он привлек необычным поведением, особенно в ситуациях, когда ребенок присутствует при разговоре. Важно оградить его от ненужного внимания, похвалы или сочувствия и помнить, что чувствительность не повод для гордости и не предмет для жалости.
Как взрослым учитывать свои особенности
Чтобы не навредить высокочувствительному ребенку, взрослым необходимо учитывать уровень своей чувствительности.
Как себя вести, если у вас нет высокой чувствительности. Не загромождайте время ребенка беспрерывной деятельностью. Будьте готовы отказаться от каких-то планов, если ребенок устал. Дома или в групповой комнате детского сада нужно создать уголки уединения. Дайте достаточно времени, чтобы обдумать услышанное, что-то решить, принять новую ситуацию. Если времени нет, не предлагайте выбора, обойдитесь без новинок, не задавайте вопросы. Когда разговариваете с ребенком, делайте паузы, смягчайте тон, избегайте поддразниваний, угроз. Когда ребенок сам вас критикует, не обижайтесь. Если он прав, признайте это, если нет – когда успокоитесь, объясните, что приводить упреки в качестве аргумента – плохой способ вести спор. Не стоит настаивать, осуждать, если ребенку не нравятся физические проявления любви, разговор. Если ребенок выражает чувства другими способами, например рисует открытки для вас, покажите, как это ценно.
Как себя вести, если вы высокочувствительный человек. Научитесь быть спокойными независимо от внешних условий.Как в самолете: «Сначала наденьте маску на себя, потом на своего ребенка». Нужно научиться защищать ребенка, отстаивать его интересы, когда это уместно. Поступок близкого взрослого будет не только защитой ребенку, но и важным примером для него. Избегайте гиперопеки. Не исключайте из жизни ребенка все, чего вы сами боитесь или не любите.
Консультация для родителей «Мультфильмы, которые помогают воспитывать» Десяток «волшебных» мультиков 1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.) 2. Ребенок отказывается.
Консультация для родителей «Воспитывать сложнее, чем учить» «Воспитывать сложнее, чем учить», так ли это? Давайте разберёмся вместе. В 2004 году, министр образования В. М. Филиппов сказал, что: «Одной.
Фотоотчет «Моя профессия — любить, учить и воспитывать детей» Каждый день я прихожу в свой любимый детский сад «Солнышко» для того, чтобы увидеть своих малышей, им ещё очень мало лет,.
Консультация «Как воспитывать одаренного ребенка?» Как воспитывать одаренного ребенка! Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность.
Консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать» «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать». Думаете, что мультики – это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять.
Консультация «Как воспитывать у детей интерес к чтению» КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии.
Консультация «Знать ребёнка, чтобы воспитывать» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Консультация «Знать ребёнка, чтобы воспитывать» Подготовила:.
Круглый стол для педагогов в детском саду «Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать девочек?» Круглый стол для педагогов на тему: «Как воспитывать мальчика? Как воспитывать девочку?» «Нельзя считать один пол совершеннее другого,.
Капризничает, боится, стесняется: как растить высокочувствительного ребёнка
Клинический психолог и психотерапевт Элейн Эйрон считает себя высокочувствительным человеком и матерью такого ребёнка. За 20 лет она опросила и проконсультировала тысячи взрослых и детей. На основе этих данных Эйрон написала книгу «Высокочувствительный ребенок», где подробно и по-новому рассказывает о том, что раньше называлось «низкий порог чувствительности», «застенчивость» и «капризность».
Кто такой высокочувствительный ребёнок
Высокочувствительные люди (ВЧЛ) рождаются со способностью замечать больше в окружающей среде и глубоко размышлять обо всём, прежде чем действовать. Эти люди эмпатичны, умны, обладают хорошей интуицией и творческими способностями, заботливы и сознательны. Но их легко выводит из строя слишком большой объём поступающей одновременно информации.
Этой чертой обладают примерно 20% детей (в равной степени девочек и мальчиков). Процент слишком велик, чтобы быть просто недостатком: эволюция бы такого не допустила. Высокая чувствительность — это один из нормальных вариантов врождённого темперамента. Примерно такая же доля чувствительных особей обнаружена у всех видов животных, которые были исследованы.
С самого начала родители высокочувствительного ребёнка (ВЧР) знают, что у них необычный ребёнок. Любой новорождённый может быть беспокойным или мучиться от колик, но высокочувствительные младенцы плачут главным образом, когда слишком много всего происходит на протяжении слишком длительного периода времени.
Чувствительному ребёнку нужно меньше раздражителей, чтобы стало «слишком много». Большее влияние на таких детей оказывает настроение родителей — например, тревога.
Эти дети легко пугаются и плачут, если яркий свет попадает в глаза; жалуются на колючую одежду, бирки, швы, трудно засыпают после бурного дня
Становясь старше, часто проявляют эмоциональную чувствительность: быстро начинают плакать, если их чувства задеты, больше тревожатся — или могут быть настолько счастливы, что не в силах вынести этого.
Они долго размышляют, прежде чем что-то сделать, поэтому их часто считают застенчивыми или пугливыми. Наказание и даже просто критика их подавляют. Когда они подрастают, то часто выделяются добротой и сознательностью, расстраиваясь от несправедливости, жестокости и безответственности.
Трудности воспитания такого ребёнка
Часто на таких детей окружающие небрежно навешивают ярлыки «застенчивого», «избалованного» или «капризного». Родители тревожатся — им постоянно говорят, что с ребёнком что-то не так. Хотя они сами считают его сознательным, заботливым и проницательным. Более того, они знают, что, если следовать советам бывалых, ребёнок будет страдать. А если действовать, чутко прислушиваясь к его сигналам, он преображается.
Конечно, среди подобных детей встречаются настоящие королевы драмы и требовательные «маленькие принцы». Это зависит от таких черт темперамента, как настойчивость, гибкость и интенсивность эмоций. А также от ролевых моделей ребёнка и стиля жизни семьи.
«Я слышала, как родители говорили об этом: о чувстве неловкости на публике из-за застенчивости и капризов ребёнка, его слёз „ни о чем“, страхов и так далее. Кого-то это приводит в замешательство. А некоторых родителей — к депрессии, особенно когда бессонные ночи идут чередой. Здесь есть место злости, чувству неадекватности, отчужденности от других родителей с „нормальными“ детьми. Некоторые родители чувствуют себя замученными, обманутыми, связанными по рукам и ногам. Это может отразиться на браке, на других детях и на здоровье родителя».
Ребёнок должен иметь свободу выражать свои чувства: злиться, раздражаться, расстраиваться, испытывать боль, страх, потрясение. Когда они находят выход, опытные родители учат ребёнка, как с ними справляться. Менее отзывчивые заставляют детей скрывать свои чувства, чтобы соответствовать окружению и не причинять хлопот, но так ребёнок не учится управлять ими.
В ходе исследования Эйрон слышала от участников опроса много печальных историй об их трудном детстве, когда родители с самыми лучшими намерениями причиняли им огромную боль, потому что не знали, как растить высокочувствительного ребёнка. Многие родители могут не знать, как ужиться с ВЧР, и в отчаянии мечтают, чтобы их ребёнок стал другим.
Сверхраздражение как главный триггер
Одна из главных проблем высокочувствительных детей — сверхраздражение. Им мешают вещи, которых другие могут даже не заметить. Стараясь справиться со сверхраздражением, одни устраивают истерики или впадают в ярость, другие стараются быть идеально послушными в надежде, что их никто не будет трогать. Третьи прилипают к книгам или компьютеру, создавая свой маленький мир. Некоторые начинают изо всех сил компенсировать то, что считают своими недостатками, и стараются достичь совершенства.
4 стадии родительского выгорания. Как пережить и перестать чувствовать себя «ужасной матерью»
Бывает, что дети в ситуации сверхраздражения теряют самоконтроль и у них начинают подозревать синдром дефицита внимания — хотя у них всё в порядке, если они не перевозбуждены и порядок не нарушен. Иногда они совершенно слетают с катушек, укладываются на пол и начинают кричать. Другие дети в перевозбужденном состоянии реагируют телом — у них начинает болеть голова или живот. Некоторые решают, что они попробовали всё, и сдаются. Становятся пугливыми, отстранёнными и отчаявшимися.
На самом деле высокочувствительные дети большую часть времени спокойны и общительны. Они охотно слушают и говорят. Они бывают не в себе в состоянии стресса, но их часто можно видеть в хорошем настроении — дружелюбными, любопытными и гордыми собой. Они лучше замечают любой оттенок настроения родителей: «С таким ребёнком результат ваших действий будет заметнее, ваша задача — сложнее, но и награда — больше».
Как растут высокочувствительные дети
Высокочувствительные младенцы с самого начала «реактивны»: начинают плакать от слишком сильных внешних раздражителей, перевозбуждения и усталости. При этом они достигают порога перевозбуждения быстрее, чем другие. Чтобы снизить общее раздражение, родители должны обратить внимание на окружающую ребёнка обстановку: оставить в доступе минимум игрушек, одевать его в очень мягкую одежду, уменьшить количество звуков, временно отказаться от поездок и визитов. И самое главное — оставаться спокойным самому.
Важно сформировать надёжную привязанность между вами и ребёнком — это создаст у него базовое чувство безопасности к миру.
Чувствительные дети не чувствуют себя уверенно рядом с агрессивной, наказывающей, утомленной, негибкой матерью. В этом они ничуть не отличаются от других
В раннем возрасте от года до трёх лет важно помочь адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Дайте ребёнку возможность привыкнуть к новому: расскажите о событии заранее, следите за тем, чтобы он был готов к переменам. Почти у каждой поведенческой проблемы в этом возрасте есть «телесная» причина: ребёнок устал, голоден, ему жарко, или он хочет пить.
После трёх лет главная задача — научить не бояться новых людей и ситуаций. Важно говорить с ним о его чувствах: страхе, интересе, волнении, радости. Можно упомянуть, что смешанные чувства — это нормально, особенно в новых ситуациях. Маленькие группы и порядок в детском саду помогут вашему ребёнку сохранить оптимальный уровень возбуждения и при этом вести социальную жизнь.
В школьные годы родители отмечают любознательность, креативность, нестандартное мышление своих детей. Но они всё ещё уязвимы к стрессу (нет хорошего друга в школе, живут в одном доме с серьёзной больным человеком, в семье не хватает денег). Они не могут просто отбросить страхи и неприятности, как делают многие другие. А длительный страх легко перерастает в постоянную тревогу.
Поэтому в трудных ситуациях у высокочувствительных детей повышена склонность к тревоге и депрессии
Важная задача родителя — помочь ребёнку обрести смелость и научить рационально жить со своими страхами. Так он сможет управлять поведением.
Помогите ребёнку осознать, что обычно улучшает его настроение. Учите его, как решать проблемы и обращаться к другим за помощью. Снизить уровень стресса в жизни ребёнка можно, построив день так, чтобы в нём были частые паузы для отдыха. Проявляйте больше заботы в трудные дни. Всегда заботьтесь о качественном сне — хронический недосып особенно вреден.
Психосоматика: что это такое и почему бывает у детей
В возрасте 14–18 лет больше всего бросаются в глаза прогрессирующие таланты и душевная глубина высокочувствительных детей. Они могут быть подающими надежды изобретателями, учёными, шахматистами, компьютерщиками. В это время они начинают работать над преодолением особенностей своего поведения — застенчивостью, пугливостью или недостатком жизненного опыта. Им больше всего хочется пробовать новое, и их меньше всего беспокоит переутомление. Подростковый возраст и «двадцать с небольшим» — время, когда проявления высокой чувствительности находятся на минимуме.
Несмотря на то что ваш подросток теперь ведёт себя очень смело, говорит уверенно и убедительно, придерживайтесь следующих принципов:
1. Следите за тем, чтобы у него было с кем поговорить.
2. Продолжайте помогать ему справляться с перевозбуждением: вашему ребёнку необходимо понимать, каких жизненных условий требует его особенность, — достаточный отдых, уменьшение количества стимулов, контроль уровня возбуждения.
3. Теперь вы проводите вместе меньше времени — найдите способы кратко, но щедро выражать свою любовь и поддержку. Вместо сомнений и тревоги выражайте доверие. Повторяйте формулы: «Я верю, что ты поступишь правильно» и «Подумай хорошенько, а потом сделай то, что сочтёшь нужным».
4. Примите тот факт, что подростку необходимо дистанцироваться от вас, чтобы стать отдельной личностью. «Отпустить — не значит порвать связь, перестать любить или не ожидать любви в ответ. Наоборот, настоящая любовь и связь проявляются только тогда, когда людей двое, а не один. Дети просто не смогут любить вас, если вы не даете им стать самими собой».
Что может стать проблемой для родителей
1. Повышенное внимание к деталям
Верьте своему ребёнку: если он говорит, что ему что-то причиняет боль, натирает или колется, это действительно так. Маленькие высокочувствительные дети должны быть сытыми и отдохнувшими, тогда они будут менее раздражительными. Однако стоит очертить границы того, что вы можете сделать, чтобы избавить ребёнка от дискомфорта: «Я пробую завязать шнурки, как ты просишь, но только пять раз подряд».
2. Быстрое перевозбуждение
Такой ребёнок легче перевозбуждается, потому что информации поступает слишком много сразу (извне и изнутри — когда ребёнок представляет что-то страшное или будоражащее). У высокочувствительных детей есть сферы, в которых перевозбуждение чревато трудностями. Объясните, как напряжение сказывается на успехе и лёгкости исполнения: «Ты многое умеешь, но нервозность, шум или новая обстановка могут мешать».
Выявите сильную сторону вашего ребёнка и начинайте этим заниматься. Важно, чтобы поначалу каждая попытка была успешной. Выделите сферы, в которых ребёнок настолько натренирован и умел, что ничто не смутит его. Помогите ему получать удовольствие от этих занятий в обычной обстановке — петь можно в машине, ставить представление — для бабушек. А в кружок записываться не обязательно.
3. Сильные эмоциональные реакции
Интенсивные реакции проявляются бессознательно — уже в младенчестве. Дети постарше могут не осознавать их или подавлять, если они кажутся недопустимыми. Здесь важно, как родители научили ребёнка работать с его эмоциями. Позволяйте ребёнку выразить свои чувства. Говорите о них, учитесь читать эмоциональные сигналы, чтобы помочь распознать чувства.
4. Осведомлённость о чувствах других
На подобных детей сильнее воздействует психологическая отчужденность значимых взрослых и ненадёжная связь с матерью. Важнее всего для родителя — создать атмосферу принятия. Пробуйте ценить чувствительность ребёнка по отношению к вам — главному ответственному.
Люди часто отрицают, что боятся или злятся, чтобы избежать неловкости или потому, что сами в эти моменты не замечают своих чувств. Вашему ребёнку будет намного легче, если вы сами умеете идентифицировать свои чувства и не скрываете их.
Из-за своей осведомлённости о чувствах других ВЧР может бессознательно придавать потребностям других первостепенное значение, чтобы смягчить их (и свою) эмоциональную боль. Важно соблюдать баланс. Объясните ребёнку, что он имеет право сказать «нет» или проигнорировать чужое мнение.
5. Осторожность в новой ситуации
ВЧР очень восприимчив, поэтому всесторонне анализирует новую ситуацию, прежде чем сделать шаг навстречу. Эйрон выделяет в мозгу две системы, которые называет «остановись и проверь» и «лови момент». У ВЧД сильно развита первая — они могут быть осторожны, но при этом стремиться к приключениям. Хорошая новость: у ВЧД меньше риск свалиться с дерева, попасть под машину, попробовать сигареты или стать жертвой обмана.
Помочь в моменты нерешительности можно, подчеркнув сходство с ситуациями, с которыми ребёнок уже справлялся («встреча родственников будет похожа на день рождения бабушки»). Стоит двигаться маленькими шажками, каждый из которых будет даваться ребёнку легко и в которых он гарантированно достигнет успеха.
6. Он не такой, как другие
В нашем обществе чувствительные дети не вызывают восторгов. Однако есть культуры, где эта черта ценится выше. Чувствительность вашего ребёнка — это не нарушение или неспособность фильтровать поступающую информацию. Попытки излечить, искоренить или скрыть признаки чувствительности приведут к большим проблемам.
Не бойтесь говорить с другими — и с самим ребёнком — о его чувствительности. Учителя, сверстники и родственники могут оценить многие черты, выделяющего вашего ребёнка среди других. Они помогут вашему ребёнку укрепить самооценку и поддержат его.
4 принципа воспитания счастливого ребёнка
Высокочувствительные дети много берут на себя и остро реагируют на слова и поступки других людей, поэтому нуждаются в помощи с установлением границ больше, чем другие дети. В итоге ваш ребёнок будет уверенно принимать себя и фильтровать дурное, потому что его не так-то просто будет убедить в том, что он плох или не достоин иметь своё мнение и потребности. Он будет знать, что у него есть право отсекать всё плохое.
1. Как можно меньше критики
Слишком много критики — и ВЧР решит, что лучше считать себя заведомо неправым. Им часто она вообще не нужна — они сами себя накажут: когда им говорят, что они совершили ошибку, они глубоко это обдумывают и всесторонне анализируют.
Такие дети склонны к депрессивному реализму в оценке их действий или мнения окружающих о них. Они стремятся делать всё правильно с первой попытки. Важно относиться с уважением к чувствам, потребностям, мнениям и решениям ребёнка.
Вы не можете контролировать всё, что ваш ребёнок услышит от других, поэтому важно научить его правильно интерпретировать услышанное. Нужно помочь сформулировать ответы и выработать механизм защиты. Во взрослом возрасте непроработанные стыд и низкая самооценка будут причинять ему ежедневную мучительную эмоциональную боль.
2. Не использовать стыд
«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»
Важно быть осторожным в сравнениях ВЧР с другими — они должны быть подтверждающими, а не стыдящими. Стоит избегать подтруниваний в семье: иногда во внешне беззлобной форме подаётся замаскированная враждебность. Говорите с ребёнком о происходящем, если в семье есть проблемы. Дети не должны винить себя в них.
3. Спокойная дисциплина
Мораль возникает естественным путём в любящих отношениях ребёнка со взрослыми, которые о нём заботятся. В возрасте двух-трёх лет ребёнок начинает принимать точку зрения своих родителей и воспринимать её как свою собственную. Ребёнок может сказать себе: «Это лучше не трогать, мама сказала, что оно может разбиться».
Обычно высокочувствительные дети очень раскаиваются после совершенной ошибки и наказывают себя сожалениями. Родители признают, что ужесточения наказаний не работают: в итоге ребёнок плачет до дрожи или впадает в бесконтрольную ярость, что означает: «Я больше не могу». В таком состоянии он страдает и напуган, а значит, не может усвоить урок.
Если у ребёнка стали часто возникать приступы непослушания или эмоциональные срывы, вероятно, вы слишком многого от него хотите, не учитывая возраст и темперамент.
4. Умение говорить о чувствительности
Однажды приходит пора обсудить с ребёнком особенности его темперамента. Когда возникает сложность, связанная с ней, сосредоточьтесь на решении, а не на самой чувствительности. Не объясняйте неуспех ребёнка чувствительностью, не говорите: «Ты расстроился, потому что ты очень чувствительный» — и не используйте чувствительность как аргумент в споре. Объясните, что у каждого человека есть черты характера, которые особенно заметны. Чувствительных людей много — он такой не один.