Сведения о независимой оценке квалификации сварщика что это
Что такое оценка квалификации сварщиков?
Независимая оценка квалификации сварщиков и специалистов сварочного производства — это экзамены по проверке теоретически знаний и профессиональных умений, которые проводятся в центрах оценки квалификаций (ЦОК). ЦОКи как правило открываются при аттестационных центрах НАКСа, училищах и вузах.
Многим работодателям затруднительно самим оценить квалификацию сварщиков, училища выпускают специалистов не способных выполнять квалифицированно работу. Чтобы решать эти проблемы разработана Национальная система профессиональных квалификаций (НАРК). Происходит переход от разрядной системы по единому тарифно-квалификационного справочника работ и профессий ЕКТС к уровням по профессиональному стандарту.
Пока это процедура необязательная, но любой сварщик может пройти ее самостоятельно или по направлению работодателя. Важно, что в случае направления сварщика на оценку квалификации, в случае ее не прохождения уволить сотрудника нельзя. Сварщик выдадут протокол комиссии за подписью экспертов с рекомендациями какие теоретические знания и практические навыки необходимо улучшить. Присутствие свидетельства об оценки квалификация сварщиков, мастеров, прорабов и инженеров по сварке становиться значимым для работодателя.
Сварщики разных уровней квалификации допускаются к работам разной ответственности и сложности. В зависимости от уровня квалификации, указных в проф стандарте, работодатель понимают какой компетенции специалист и какой заработной платы он достоин. Также цель ус сварщиков появляется цель повышать свою квалификацию.
Сколько стоит оценка квалификаций сварщика?
Цены за оценку квалификация разнятся, кому то удается пройти ее бесплатно при сдаче выпускных экзаменах или при аттестацию на НАКС, но это редкие случаи. Обычно стоимость составляет от 5 000 до 25 000 рублей, в зависимости от сложности профессионального экзамена.
Оплачивает проверку квалификаций сам сварщик или его работодатель. Если сварщик принял решение сам проходить данную процедуру он имеет право получить налоговый вычет тринадцать процентов от оплаченной суммы, подав соответствующее заявление в налоговые органы.
Как проходит оценка квалификаций?
Процедура оценки квалификации сварщика начинается с подготовки и подачи заявления. К заявлению прикладываются документы о профессиональном обучении, медицинское заключение и документы подтверждающий опыт работы в зависимости от заявляемого уровня квалификации.
Экзамен проводится в два этапа проверяются теоретические знания претендента и оцениваются его практические умения по сварке в соответствии с уровнем оценки. Выясняется какие работы можно доверить сварщику на практике. По результатам выдается протокол подписанной экспертами и техническим экспертом проводившем практический экзамен. В течение двух недель после экзаменов, результаты должны быть занесены в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций.
Прохождение процедуры оценки квалификации позволяет сварщику понять какие пробелы в знаниях он имеет в теоретической подготовке и каким практическим навыкам необходимо обучится.
Сварщик или специалист сварочного производства, работодатель изучает профессиональный стандарт, чтобы установить, какие функции придется выполнять в своей практической работе, и сравнить свои навыки и знания.
Если сварщик не согласен с результатами экзаменов, он имеет право обжаловать их в апелляционной комиссии.
Свидетельство о профессиональной квалификации
Сварщику сдавшему вручается свидетельство о квалификации документ, который доказывает его уровень квалификации. Данные о свидетельстве и специалисте можно проверить в реестре квалифицированных специалистов прошедших независимую оценку квалификации по адресу nok-nark.ru. Там же имеется примеры экзаменационных заданий.
Так же наличие свидетельства об оценке квалификации у сварщики будет преимуществом при поиске работы. В будущем возможно работодатель будет оценивать уровень работника не по диплому, а реально подтвержденной квалификации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сведения о независимой оценке квалификации сварщика что это
Независимая оценка квалификации
Кроме того, понятие уровня квалификации применяется при расчете заработной платы. Квалификационный уровень соотносится с тарифным разрядом: чем выше уровень квалификации, тем выше тарифный разряд (коэффициент) и выше оплата труда.
Основная квалификационная система – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). Первый выпуск справочника утвержден еще в 1985 году. ЕТКС содержит квалификационные характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Присвоение квалификационного уровня
Ранее, в соответствии с действовавшими положениями Трудового кодекса Российской Федерации, квалификационные разряды работникам могли присваиваться комиссией предприятия. Работник сдавал квалификационный экзамен. По результатам экзамена комиссия составляла Протокол и присваивала квалификационный разряд.
Так же, профессиональные учебные заведения проводили квалификационный экзамен для выпускников, на основании которого в Диплом об образовании вносилась запись о присвоенном квалификационном разряде.
Кроме того, различные организации дополнительного профессионального образования проводили обучение по программам профессиональной подготовки, итогом которого был квалификационный экзамен с присвоением разряда, сведения о котором отражались в Удостоверении.
Формирование системы независимой оценки квалификации
25 июня 2007 года представители Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) подписали Соглашение (ссылка), предметом которого является взаимодействие в области развития образования и повышения качества трудовых ресурсов.
Данное Соглашение является первым шагом к созданию национальной системы независимой оценки квалификации.
3 декабря 2012 года Президент подписал Федеральный закон № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (ссылка). Законом определено понятие профессионального стандарта, порядок его разработки, утверждения и применения.
Таким образом, перечисленные изменения послужили началом сформирования законодательной основы для применения профессиональных стандартов предприятиями.
2 мая 2015 года подписан федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 федерального закона «Об образовании в российской федерации» (ссылка). Он уточняет порядок применения профессиональных стандартов.
Статья 4 № 122-ФЗ гласит:
Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Положения статьи 4 отразились в постановлении правительства № 584 от 27 июня 2016 года (ссылка), одно из положений которого гласит: Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов.
Таким образом, применение профессиональных стандартов стало обязательным для предприятий с госучастием в уставном капитале и предприятий имеющих в штате сотрудников, которые выполняют работы по определенным должностям, профессиям, специальностям связанные с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.
3 июля 2016 года подписан Федеральный закон № 238-фз «О независимой оценке квалификации» (ссылка). Закон регулирует отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
3 июля 2016 года подписан федеральный закон № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О независимой оценке квалификации» (ссылка).
Таким образом, указанные правовые акты сформировали для системы независимой оценки квалификации законодательную основу, установили порядок проведения оценки, определили участников.
Структура системы независимой оценки квалификации
Информационное обеспечение независимой оценки квалификации
9 апреля 2018 года Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 215 (ссылка) внесены изменения в 1, 2, 27 выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Указанные изменения знаменует этап перехода служб управления персоналом предприятий и организаций к применению профессиональных стандартов.
25 апреля 2019 года Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 208 (ссылка) внесены изменения в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2.07.2013 №513. Из перечня исключены квалификационные разряды некоторых наименований профессий рабочих, должностей служащих.
Таким образом, указание квалификационного разряда по ЕТКС в документах (трудовых книжках, трудовых договорах, дипломах, документах о дополнительном профессиональном обучении и прочих) персонала сварочного производства является не легитимным!
Единственной законной, легитимной системой оценки квалификации персонала в области сварочного производства является независимая оценка квалификации в соответствии с 238 –ФЗ от 3.07.2016.
Независимая оценка квалификации сварщиков
С 1 января 2017 г. действует Федеральный Закон «О независимой оценке квалификации» №238-ФЗ от 03 июля 2016 г.
(посмотреть)
О его содержании и предназначении важно знать руководителям, кадровикам, а также юристам и бухгалтерам. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека работе, которую он делает, либо на которую он претендует.
Что такое независимая оценка квалификации?
Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.3 ст.2 Закона № 238-ФЗ).
По чьей инициативе она проводится?
Несколько вариантов (п.2 ст.4 Закона № 238-ФЗ):
Кто и в какой форме ее проводит?
Ее проводит центр оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (ст.4 п.1 Закона № 238-ФЗ).
Правила проведения определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204.
(посмотреть)
Профессиональный экзамен состоит из двух этапов:
Каким может быть результат экзамена?
Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать в апелляционной комиссии СПКС.
Правила проведения ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) независимой оценки квалификации
1. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
2. Профессиональный экзамен проводится ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта.
3. Процедура оценки квалификации состоит из трех этапов: предварительного, оценочного, заключительного.
3.1. Предварительный этап предусматривает:
— подачу соискателем заявления и документов, установленных Правилами;
— проверку документов, представленных соискателем;
— заключение договора с соискателем и составление индивидуального графика оценки квалификации.
3.2. Соискатель представляет в ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) для прохождения процедуры оценки квалификации следующие документы:
— заявление для прохождения независимой оценки квалификации с согласием на обработку персональных данных (посмотреть форму заявления);
— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
— медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования);
— иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации (посмотреть сведения).
— копию трудовой книжки и (или) трудовых договоров, иных документов, подтверждающих опыт соискателя;
— документы, предоставляемые по усмотрению соискателя и свидетельствующие о его достижениях и квалификации (характеристика работодателя, сертификаты, дипломы по итогам участия в конкурсах профессионального мастерства и т.п.).
3.3. Сотрудники ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) осуществляют проверку документов, представленных соискателем, с целью установления:
— полноты комплекта документов;
-соответствия образования и (или) опыта работы соискателя требованиям, указанным в описании профессиональной квалификации на которую претендует соискатель;
— наличия согласия соискателя на обработку персональных данных.
3.4. Заявление и документы, представленные соискателем, рассматриваются ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента подачи. В случае выявления несоответствия документов соискателя установленным требованиям ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) принимается решение об отклонении заявления, о чем ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) письменно информирует соискателя или его законного представителя посредством почтового отправления и электронного письма.
3.5. При условии соответствия заявительных документов соискателя предъявляемым требованиям, ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) вносит сведения о заявке в журнал регистрации заявок и информирует соискателя о месте, дате и времени подписания договора. В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.
3.7. Лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) договора.
3.8. После подписания договора и предоставления соискателем документа об оплате услуг специалистами ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) составляется и согласовывается с соискателем индивидуальный график проведения оценки квалификации. При составлении индивидуального графика учитывается наименование и описание профессиональной квалификации, уровень квалификации, сроки проведения и форма профессионального экзамена, который может осуществляться единовременно или поэтапно по отдельным трудовым функциям.
3.9. ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) знакомит соискателя со следующей информацией:
-перечнем утвержденных профессиональных стандартов;
-наименованием и описанием профессиональной квалификации;
-документами, содержащими характеристику процедуры оценки квалификации, в том числе с примерами комплекта оценочных средств (далее — КОС). Посмотреть примеры заданий входящих в КОС, используемых Центром при проведении профессионального экзамена:
3.10. Оценочный этап включает:
-организацию и проведение оценки квалификации согласно Правилам;
-оформление экспертной комиссией экзаменационных протоколов по итогам оценки квалификации.
3.11. ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) организует для соискателя профессиональный экзамен для оценки соответствующей квалификации на основе требований профессионального стандарта. Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей:
-теоретическая часть заключается в оценке знаний соискателя требованиям соответствующего профессионального стандарта;
-практическая часть заключается в оценке трудовых действий и умений соискателя (трудовых функций), соответствующих подтверждаемой квалификации.
3.12. Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором.
3.13. Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным соответствующим КОС для проведения независимой оценки квалификации.
3.15. ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) не позднее 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет в Совет по профессиональным квалификациям в области сварки (СПКС) протокол профессионального экзамена для принятия решения о выдаче свидетельства о квалификации и внесении сведений в Федеральный реестр или мотивированном отказе в выдаче свидетельства о профессиональной квалификации.
4. Заключительный этап включает:
4.1. СПКС на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена:
— проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;
— принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена ( мотивированного отказа в выдаче свидетельства);
4.2.ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) на основании решения СПКС по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена оформляет и выдает соискателю или законному представителю свидетельство о квалификации, а в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя, либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.
4.3.В случае если договором предусмотрено информирование лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), о результатах профессионального экзамена, ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) направляет такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).
4.6. Сведения о соискателях, не сдавших профессиональный экзамен, являются конфиденциальной информацией и распространению не подлежат.
4.7. Соискатель, не сдавший профессиональный экзамен, может в любое время подать новое заявление на независимую оценку профессиональной квалификации в ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) с повторением всей процедуры независимой оценки профессиональной квалификации. Или подать новое заявление в любой центр оценки квалификаций (далее ЦОК). Информация по ЦОК размещена на сайте СПКС (http://nspkrf.ru/).
4.8. Соискатель, получивший мотивированный отказ в выдаче свидетельства, имеет право в течение 5 дней с момента получения решения СПКС обратиться в апелляционную комиссию СПКС, которая обязана рассмотреть его заявление и подтвердить (или не подтвердить) решение об отказе.
Сведения о независимой оценке квалификации сварщика что это
Официальный сайт ЦОК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Наименование профессионального стандарта
Вид профессиональной деятельности
Центр оценки квалификации индустрии красоты (ЦОК ИК)
Центр оценки квалификации индустрии красоты (ЦОК ИК) создан на базе ООО «Северо-Западный центр сертификации и стандартизации» (ООО «СЗЦ»), наделен полномочьями в соответствии с решением Совета по профессиональным квалификациям индустрии красоты (СПК ИК), внесен в реестр АНО «Национального агентства развития квалификаций» (АНО «НАРК»).
Официальная страница ЦОК индустрии красоты
№п/п | Номер квалификации в реестре сведений о проведении нок | Наименование квалификации | Наименование и реквизиты профессионального стандарта | Уровень квалификации |
---|---|---|---|---|
1 | 33.01600.01 | Художник-модельер (5 уровень квалификации) | «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых изделий по индивидуальным заказам». | 5 |
2 | 33.01600.02 | Закройщик (5 уровень квалификации) | 5 | |
3 | 33.01500.01 | Портной (3 уровень квалификации) | «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи» | 3 |
4 | 33.01500.02 | Портной (4 уровень квалификации) | 4 | |
5 | 33.01500.04 | Портной (5 уровень квалификации) | 5 |
Руководитель ЦОК ИК – Мышеловский Сергей Вячеславович
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
План внедрения профстандартов или что включает в себя внедрение профессиональных стандартов
Краткий план внедрения профстандартов:
1. Анализ и сверка должностей, профессий, находящихся в штатном расписании со профстандартами.
Разработка плана включающего: информацию о принятых стандартах, по каким специальностям планируется принятие профстандартов и каковы даты принятия этих стандартов, а также какие должности пока нет необходимости брать в работу.
2. Сопоставление наименования профессий и должностей которые есть на сегодняшний день с теми, что приведены в профстандартах. Не редки случаи, когда требуется ввести в штатное расписание новые должности, убрать старые должности и работников перевести на те должности, которые соответствуют сегодняшним требованиям профессиональных стандартов.
3. Сопоставление функции в должностных инструкциях по работникам и тем, что указаны в профессиональном стандарте. Создание списка несоответствий с дальнейшими кадровыми и управленческими решениями по итогам несоответствия.
4. Сопоставление существующих сотрудников применительно к образованию и опыту работы.
По результатам сверки принять решения в случае расхождение кого направить на обучение, кого перевести и т.д.
5. Проверка знаний и умений и проведение процедуры внутренней аттестации или независимой оценки квалификации.
Важно чтобы процессе внедрения профстандартов все документы были оформлены с учетом требований Профстандартов внедрены в документооборот организации.
Профессиональные стандарты становятся обязательными
Статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что профессиональные стандарты являются обязательными для организаций любой формы собственности, если требования к квалификации, необходимой работнику, заданы Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Помимо этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 «Об утверждении особенностей применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения организациями государственного сектора Российской Федерации» определено, что с 1 января 2020 года профессиональны стандарты становятся обязательными для государственных организаций или организаций, где доля государственного участия превышает 50%.
Также профессиональные стандарты становятся обязательными в случаях:
— если с выполнением работ по должности связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
— если требования профстандарта закреплены в локальных нормативных актах организации;
— если требования профстандарта закреплены в квалификационных стандартах СРО.
Независимая оценка квалификации – это единственный инструмент проверки соответствия квалификации работника профессиональному стандарту.
Что необходимо сделать, чтобы реализовать план внедрения профстандартов:
— ознакомиться с актуальными тенденциями и перспективами развития национальной системы квалификаций;
— понять, почему и когда профессиональные стандарты становятся обязательными, и как на это реагировать работодателям и образовательным организациям;
— научиться составлять алгоритм действий по внедрению профессиональных стандартов в деятельность организации.
Вопросы, интересующие работодателей сегодня:
— внедрение профстандартов доу
— план внедрения профстандартов
— рабочая группа по внедрению профстандартов
— приказ о внедрении профстандартов
— внедрение профстандартов в организации
— внедрение профстандарта в школе
— профстандарты пошаговое внедрение
на эти и другие вопросы можно получить ответы на семинаре по внедрению профстандартов. ГоЦИСС планирует проведение цикла семинаров, на которых будет проводиться обучение внедрению профстандартов.
НДФЛ при НОК
Вопрос: Учреждение образования в 2017 году заключило договор на оказание услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации. Нужно ли удерживать НДФЛ с доходов работников, которые проходили такую оценку?
В организации принято решение направить кандидатов на некоторые должности на независимую оценку квалификации. Вправе ли работодатель отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовле
Ответ: Работодатель вправе отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации, но вместе с тем работодатель не может отказать в трудоустройстве соискателю, отказавшемуся от прохождения независимой оценки квалификации.
Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников? Кого работодатель может направить на прохождение независимой оценки квалификации? Кто может быть инициатором прохождени
Трудовым кодексом РФ не предусмотрена обязанность работодателя оценивать квалификацию всех работников. Работодатель вправе самостоятельно принимать решение о проведении независимой оценки квалификации исходя из специфики деятельности. Направление работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, определяет перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации. Работодатель может направить на прохождение независимой оценки квалификации как работников, с которыми заключены трудовые договоры, так и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации. Направление работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется с их письменного согласия. Независимая оценка квалификации может проводиться: по инициативе работника (соискателя) за счет его средств, средств иных лиц; по направлению работодателя за счет его средств на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. За работником, которого на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы направляет работодатель, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Порядок проведения независимой оценки квалификаций
Примечание. Утверждение порядка проведения экзамена находится в ведении Правительства РФ.
Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются:
— письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа через Интернет;
— копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
— иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
Примечание. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Гарантии для работника при прохождении оценки
Кроме этого, при определении размера налоговой базы для обложения НДФЛ работник с 01.01.2017 имеет право на социальный вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность.
К сведению. Размер социального вычета составляет сумму фактически произведенных расходов на прохождение НОК, но не более 120 000 руб. за налоговый период.
Льготы для работодателей
В силу новой редакции ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки квалификации с 01.01.2017 организации смогут исключать из базы для обложения налогом на прибыль. Для учета этих расходов необходимо, чтобы:
— прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников осуществлялось на основании договора оказания услуг по проведению НОК на соответствие требованиям к квалификации согласно законодательству РФ;
— оценка квалификации осуществлялась в отношении работника, заключившего трудовой договор.
Отметим, что согласно новому абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ работодатель обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению оценки и одного года работы физического лица, прохождение оценки которого было оплачено в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.
Если организация применяет такой режим налогообложения, как ЕСХН, то с 01.01.2017 при определении объекта налогообложения можно уменьшить полученные доходы на расходы по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации.
То же самое могут сделать и организации, применяющие УСНО.
Как построена система оценки квалификаций?
Законом N 238-ФЗ определены правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.
Всего в системе оценки семь участников:
— Национальный совет;
— Национальное агентство развития квалификаций;
— советы по профессиональным квалификациям;
— центры оценки квалификаций;
— работодатели;
— соискатели;
— Минтруд.
Управлять системой независимой оценки будет Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Этот орган обеспечивает координацию деятельности:
— федеральных органов исполнительной власти;
— объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества;
— образовательных, научных и других организаций в сфере НОК.
Примечание. Положение о Национальном совете по профессиональным квалификациям утверждено Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249.
Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета должно обеспечивать Национальное агентство развития квалификаций. Этот же орган обеспечивает поддержку деятельности советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций (о них чуть позже).
Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса «Реестр независимой оценки квалификаций», который включает в себя в том числе сведения:
— о советах по профессиональным квалификациям;
— о центрах оценки квалификации;
— о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации;
— о сроках действия выданных свидетельств о квалификации;
— о документах, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;
— о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением персональных данных. Доступ к реестру гражданам и организациям предоставляется бесплатно (ст. 10 Закона N 238-ФЗ).
Совет по профессиональным квалификациям создается по решению Национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы такой оценки на общероссийском уровне. Функции совета вы можете видеть на схеме.
Что понимается под независимой оценкой квалификации?
Оценка квалификации: что и как с 2017 года
В настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. В то же время профессиональные стандарты исключены из сферы действия данного Закона, поэтому требовалось установить правовые основы независимой оценки квалификации (НОК) на соответствие профстандартам. И теперь такой механизм есть: Закон N 238-ФЗ вступит в силу с 01.01.2017.
Независимая оценка профессиональных квалификаций
С 1 января 2017 г. в России заработает институт независимой оценки квалификации граждан на соответствие единым требованиям, установленным профессиональными стандартами. Эта оценка будет проводиться независимо как от работодателей, так и от образовательных учреждений. Поэтому она и именуется независимой. Предполагается, что тем самым уровень квалификации сотрудников на предприятиях вырастет, поскольку они будут «подтягивать» его (самостоятельно или в профильных учебных заведениях) до установленных в соответствующих стандартах требований.
В настоящее время сложилась довольно странная ситуация. Вузы готовят определенных специалистов, которые по факту на рынке труда «в чистом виде» не нужны. Им приходится доучиваться, переучиваться и т.д. и т.п. Минобразования сейчас усиленно работает над тем, чтобы учебные программы высшего, среднего профессионального и т.п. образования приблизились, что называется, к жизни. Ведь времена-то меняются, и ориентироваться в данной части следует именно на требования, пожелания, предпочтения и т.п., исходящие от потенциальных работодателей.
С другой стороны, и сами сотрудники находятся в неоднозначном положении. И даже если проведенная работодателем аттестация рабочих мест подтвердила их квалификацию, то, сменив работу, им придется возвращаться к этому вопросу повторно, опять кому-то что-то доказывая. В общем, идеальным решением стало бы получение работником хоть какого-то универсального документа, который бы признавался всеми работодателями.
На самом деле эта идея не нова. И здесь мы опять же заимствуем опыт зарубежных стран. Понятие оценки квалификации (сертификации) в международной практике представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения в организации, имеющей данные полномочия. Услуги по оценке квалификации являются платными. При этом международный опыт (Великобритании, Франции, Канады и других стран) свидетельствует о том, что развитие системы оценки квалификации работников осуществляется с помощью государственной поддержки. И это вполне логично, поскольку государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были образованными и квалифицированными специалистами. Ведь только тогда страна сможет стать более конкурентоспособной на мировой арене.
По итогам экзамена
Как мы уже сказали, в случае, когда именно работодатель направляет сотрудника на прохождение независимой оценки его квалификации на соответствие положениям профстандарта или иным квалификационным требованиям, то именно он и несет соответствующие затраты. Однако на этом его обязанности не заканчиваются. Законом от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ, который также вступает в силу с 1 января 2017 г., внесены поправки в Трудовой кодекс, которые устанавливают дополнительные гарантии для лиц, направленных на такую оценку. Так, если для сдачи профэкзамена сотруднику придется оторваться от работы, да еще и уехать в другую местность, то работодатель должен:
— сохранить за таким работником место работы (должность) и среднюю зарплату по основному месту работы. Обратите внимание, что в данном случае речь идет только об основных работниках. То есть внешним совместителям такой бонус не полагается;
— оплатить командировочные в том же порядке, как если бы работник был направлен в обычную служебную поездку.
Отметим также, что непосредственно в ТК закреплено право работодателя самостоятельно определять потребность в направлении сотрудника для прохождения независимой оценки его квалификации. Но направить на «оценку» сотрудника работодатель может только при наличии письменного согласия на то работника.
В свою очередь, и работникам дано право на прохождение такой оценки. А реализуется оно путем заключения договора между работником и работодателем (ст. 197 ТК в ред. Закона N 239-ФЗ).
«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2016, N 29
О.Морозова
Проведение независимой оценки квалификации
Основные понятия, в области проведения независимой оценки профессиональных квалификаций
Совет по профессиональным квалификациям
1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.
2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.
4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:
1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;
5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;
6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;
8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;
9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.
5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации»
Центр оценки квалификаций (ЦОК)
Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:
— несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;
— неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;
— представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;
— поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;
— ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.