Синодальный дом что это такое
Замаскированные под священников сектанты открыли Синодальный дом в Москве
31 Декабря 2016 16:17:19
Об этом сообщила в своем ЖЖ известный блогер lady-katz, опубликовав статью, посвященную так называемой альтернативной православной церкви и ее персоналиям.
Справочно: Альтернативной православной церковью принято называть христианские общины, которые в отличие от протестантов или адвентистов, не меняют канонов православия, а копируют их. Альтернативность, в данном случае, означает непризнание со стороны официальной РПЦ. Причины непризнания могут быть самые разные.
По словам блогера, «альтернативщики» открыли свой так называемый Синодальный дом в самом центре Москвы, на ул. Радио.
Как утверждает автор поста, такие псевдосвященнослужители, часто, оказываются не только мошенниками, но и педофилами, выявлением которых занимаются правоохранительные органы и активисты.
Вышеупомянутые лица, как утверждает автор поста, являются приспешниками владыки Рафаила, митрополита Московского, который «поможет», продав живой водопроводной водицы, ежедневный трехразовый приём которой станет для панацеей от всех болезней- В недалеком прошлом митрополит возглавлял центр экстрасенсорики и целительства «Проис». Именно там и начался бизнес по продаже лечебной воды.
Многие почему-то думают, что содомитская болезнь – примета столиц и мегаполисов. И правильно думают. Однако, благодаря «миссионерской» деятельности истинно-альтернативных, процесс пошел как в песне «…От Москвы до самых до окраин».
А ведь прав был Бисмарк, говоря об обычаях нашего народа. «Русские медленно запрягают, но быстро ездят».
Теги: Москва | владыка Рафаил | Истинно-Православная Церковь | Синодальный дом |
IX. Хозяйственная часть
Брюсов дом. – Гагаринский дом. – Помещение в Москве. – Караул и прислуга. – Комиссар. – Денежная часть. – Участие в торжествах и трапезы.
Патриарший конюшенный двор оказался занят огромными складами материалов мундирной канцелярии, и военная коллегия оказалась не в состоянии немедленно исполнить требование Синода об очистке двора.
Особенных забот стоило убранство зала заседаний. В нем помещались: стол, покрытый зеленым сукном; кресла, крытые красным сукном; во главе стола – царское место под балдахином из «добраго пунцоваго бархата», вышитого золотом, с золотыми позументами. Двери и окна в зале были тоже обиты зеленым сукном. Чтобы не терять времени на выбор материала и торг, Синод предписал «торговому человеку» Ивану Сидорову поставить «самый лучший материал» и взял у него подписку, что он покажет товару свою покупную цену и удовольствуется прибылью для себя в десять процентов. Вышивка была поручена старицам московского Вознесенского монастыря. Сидорову уплачено за материал 2500 рублей, старицам за работу 40 рублей, на 25 рублей истрачено червонцев на позолоту, архитектору Зарудневу выдано 100 рублей на мелочные расходы и 100 рублей за наблюдение за производством работ.
С началом строительного сезона началась сизифова работа казенных зданий по перекладке печей, устроена новая крыша, в церкви исправлялась живопись. Так как и печи делались «живописныя», «какия строились в Воскресенском на Истре монастыре», то потребовалось в Синод немало «живописцев». Вытребованы были все из Воскресенского монастыря. Но так как этих оказалось недостаточно, а московские сами на работу в Синод не шли, то приходилось хватать их насильно и держать на работе под караулом.
По генеральному регламенту при каждой коллегии полагалось определенное число караульных солдат. При Сенате, «для посылок и караулов», полагался офицер с ротою драгун. 24 февраля 1721 года Синод отнесся в военную коллегию о присылке вахмистра и двух капральств, но так как ответа из военной коллегии никакого не было, то Синод, недели через три, решил набрать себе стражу из отставных солдат, разосланных по епархиям «на прокормление и довольство». Тем временем военная коллегия прислала в Синод для караула шестнадцать солдат, уволенных в отставку. Синод потребовал от коллегии выдачи присланным солдатам ружей, шпаг и епанчей, ввиду того, что в Синоде бывают колодники, обвиняемые «в важных делах». Военная коллегия исполнила требование. Вместе с тем она прислала в Синод еще тридцать солдат. Это число с прежними шестнадцатью и составило два капральства.
Капрал на военной службе в гвардии получал жалованья по 18 рублей деньгами, по 6 юфтей хлеба и по 4 пуда соли. Солдаты гвардейские – от 12 до 17 рублей деньгами, от 2 ½ до 5 юфтей хлеба, а соли от полуторых до трех пудов, – по трем окладам. Сверх того, все получали по 1 рублю 32 копейки в год мясных и ежемесячно приварочные натурою: муку и крупу. Московские гарнизонные солдаты получали по 4 рубля деньгами в год, а хлебом – женатые по 3 ⅓ четверика муки и по ½ четверика крупы, холосты – по 2 четверика муки и ⅓ круп в месяц. Из жалованья производился вычет на мундир по 3 рубля и на медицинскую помощь по 12 копеек в год.
МАМЮ. 764, л. 340. – См. стр. 138. – АСС. 1723 г., 563. – П. Петров, «История Спбурга» 93 203 и прилож. стр. 207. – « Ист.-стат. свед. о СПб. епархии» I, отд. II, стр. 114. – В «Исторической справке» А. Львова, напечатанной в «Церковных Ведомостях» 1896 г., № 6, стр. 206 – 207, неверно сказано, будто первое помещение Синода было в доме Брюса «по Карповке».
МАМЮ. 764, лл. 344 – 346. – ГА., Кабинет II, № 50, л. 305. В МАМЮ. содержится опись дома подробная, сделанная при приеме дома в духовное ведомство, а в ГА. – краткая, предварительная и не вполне точная.
МАМЮ. 764, лл. 344 – 346. – ГА., Кабинет II, № 50, л. 305.
синодальный дом что это такое
Спасти «Синодальный дом»
Александр Дмитриевич Кастальский |
Синодальный дом до сих пор существует только благодаря немногочисленным жильцам и представителям общественности, которые стали защитниками мемориального архитектурного объекта перед новыми потребительскими ценностями.
Но библиотечная инфраструктура не подразумевает сохранения внутренней планировки мемориального дома, а также великолепной лестницы со световым фонарем. Возможно тот, кто был в нынешней консерваторской библиотеке, поймет и оправдает желание руководства Консерватории поменять функцию соседнего жилого дома, но вольность архитектурной трактовки допустима лишь в том случае, если речь идет о рядовой неисторической постройке.
По первоначальному проекту, утвержденному в 2005 году, двор усадьбы Колычевых (Большая Никитская, 11) планировалось перекрыть, соорудить подземную автостоянку, а место композиторского дома использовать под библиотеку. Фактически речь шла об уничтожении исторической планировки, мемориальных квартир, а возможно и полном сносе дома. Все это невозможно законно проделать по отношению к объекту культурного наследия, поэтому после заявления дома на охрану, пришлось внести в проект некоторые коррективы. Варианты частичного сохранения фасадов и элементов здания стали рассматриваться только после того, как в Москомнаследии в сентябре 2009 года прошла экспертная комиссия. Большинство экспертов высказались за статус памятника: синодальный дом комиссия признала вновь выявленным объектом, а проект отправила на доработку.
Но протокол заседания так и не появился, так как согласно Постановлению правительства РФ от 15.07.2009 введен новый порядок государственной историко-культурной экспертизы, которую могут проводить только аттестованные федеральные эксперты. По словам генерального директора проектной организации «Моспроект-4» Андрея Бокова, назначенные Росохранкультурой специалисты проводят другую экспертизу по дому преподавателей бывшего Синодального училища и она практически завершена. Результаты экспертизы неизвестны общественному движению «Архнадзор», но существуют опасения, что «новые эксперты» не будут разделять мнения проведенной в Москомнаследии комиссии и Синодальный дом не получит квалификацию памятника.
С 2003 года жильцы вовлечены в перипетии своего дома; они создали ТСЖ, чтобы привлечь частных инвесторов для проведения в доме ремонтно-реставрационных работ и создания в квартире Кастальского музея духовной музыки. Жильцы бережно сохраняли кафельные печи, дверные и оконные переплеты, лепнину, паркет и половую плитку, оставшиеся в их квартирах, когда-то принадлежавших знаменитым композиторам.
В свое время ТСЖ и Консерватория даже объединились против частных предпринимателей, стремившихся любой ценой заполучить «золотые» площади и намеренно
«Синодальный дом» |
разрушавших арендованные квартиры. В 2006 году Консерватория заказала экспертное инженерно-строительное исследование Синодального дома и Рахманиновского зала, имеющих общие строительные элементы. Согласно выводам экспертного заключения, оба строения не являются обособленными и «снос и реконструкция части здания без учета влияния на другие примыкающие или находящиеся вблизи объекты застройки недопустимы».
Консерватория резко поменяла свою позицию, когда московские власти решили отдать Синодальный дом под библиотеку. Архитектурные и мемориальные достоинства здания отступили на второй план перед функциональной необходимостью получить дополнительные классы и помещения. Консерватория оказалась перед сложным моральным выбором. Как написал координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин «Почтенное заведение никак не поймет, что общественность борется не против нее, а за нее. За честь самой консерватории, готовой запятнать себя уничтожением выдающегося композиторского мемориала и, между прочим, церковного памятника».
Архнадзор
Синодальный дом признан выявленным объектом культурного наследия
Заявление Арх надзора
10 сентября состоялось заседание секции Историко-культурного экспертного совета Москомнаследия, рассматривавшей заявление о признании объектом культурного наследия «Синодального дома» — дома преподавателей Синодального училища церковного пения (Средний Кисловский пер., 4).
Мемориальная ценность дома, в котором жили и работали виднейшие деятели русской музыкальной культуры конца XIX – начала ХХ века – Александр Кастальский, Павел Чесноков, Николай Голованов и многие другие; дома, в котором до сих пор целы помнящие их квартиры, — представлялась очевидной. Но принятие объективного решения о статусе дома затрудняло то обстоятельство, что здание по решению городских властей было включено в проект «развития» Московской консерватории, т.е. подлежало реконструкции. К сожалению, позиция руководства консерватории по вопросу о наделении мемориального дома статусом объекта культурного наследия была отрицательной, что не могло не удивлять тех, кто по традиции считает отечественных мастеров культуры сторонниками сохранения культурных ценностей.
Тем ценнее решение, принятое 10 сентября экспертами Москомнаследия.
Отметим, что заседание секции ИКЭС прошло, как это и подобает при решении вопросов, связанных с судьбами культурного наследия, в режиме информационной открытости. На заседании смогли присутствовать не только члены секции и представители Консерватории и проектировщиков, но и жильцы дома, и представители Арх надзора. Выслушав и обсудив мнение архитектора Дмитрия Буша («Моспроект-4»), предлагавшего оставить от подлинного мемориального дома одну лишь фасадную стену, надстроить его двумя этажами и выкопать под ним трехуровневую автостоянку, а также мнение представителей Московской Консерватории, секция Москомнаследия подавляющим большинством голосов приняла решение наделить Синодальный дом статусом выявленного объекта культурного наследия. Этот статус по закону гарантирует, что памятник не может подвергнуться никакой разрушительной реконструкции.
Арх надзор заявляет о полной поддержке решения экспертов Москомнаследия, отмечая, что в последние месяцы общественность и СМИ неоднократно выступали за сохранение мемориального здания.
Арх надзор подчеркивает, что эксперты Москомнаследия выполнили свой профессиональный долг, рассматривая при определении статуса исторического здания, как этого и требует Федеральный закон «Об объектах культурного наследия», исключительно факторы его исторической и художественной ценности, а не ранее принятые решения административных органов или мнения заказчиков задуманных реконструкций.
Арх надзор выражает надежду, что эксперты и уполномоченные органы охраны исторических памятников будут действовать так и впредь, при определении статуса памятников и ансамблей Москвы, которым угрожает уничтожение или искажение – например, ансамбля церкви Воскресения в Кадашах, Пушкинской площади и других.
Арх надзор благодарит всех москвичей, которые в течение нескольких месяцев своим вниманием и личным участием поддерживали борьбу за сохранение Синодального дома.
PS. «Лидеры творческой интеллигенции не просто соглашаются на вандализм, а подают ему пример» — подробности в статье Рустама Рахматуллина.
Патриарший, ныне синодальный дом
1. Церковь двунадесяти апостолов
Здание, находящееся вблизи Успенского собора, на северной стороне его, с церковью двунадесяти апостолов, Мироварною Палатою и комнатами конторы Святейшего Синода было некогда жилищем Всероссийских Патриархов. Оно построено было в 1656 году Патриархом Никоном. Предшественники Никона, прежние Патриархи, жили в соседственных с нынешним дворцом палатах, из которых и теперь еще одна известна под именем Патриаршей. В коридоре, подле Патриаршей палаты, написаны на стенах Патриархи. Эти палаты для Никона казались недостаточными. Поэтому он, с дозволения Царя Алексея Михайловича, устроил для себя дом, который ныне называется Синодальным. В этом здании занимает самое видное место церковь 12-ти Апостолов. Сюда выходили Патриархи на служение в будничные дни и праздники, кроме больших, торжественных, в которые они отправляли Божественную службу в Успенском соборе. В церкви 12-ти Апостолов находятся замечательные иконы:
а) Образ спаса Нерукотворенного, который был написан на стене над бывшими Патриаршими воротами. Во время перестройки кирпичи, на коих написан этот образ, упали с высоты, но лик Спасителя, написанный на них, чудесным образом сохранился и доселе существует.
б) Другой образ Черниговской Божией Матери, список с подлинной чудотворной иконы, написанной в XVIIстолентии при Патриархе Никоне.
в) Храмовая икона св. 12-ти Апостолов, современная построению самого храма. Она написана была с иконы, находящейся в Патриаршей церкви в Константинополе.
г) Икона апп. Петра и Павла, весьма замечательная, как по живописи, так и по древности. Она написана была, как видно, в XII или XIII в., по всей вероятности, в Греции. Эта икона представляет собою двухстворчатый складень, на одной половине коего написан ап. Пётр, а на другой – Павел, с частицею мощей его. Эта икона прислана была, по преданию, из Рима от папы в дар императору Петру I-му, который пожертвовал её в Патриаршую церковь.
На северо-западной стороне церкви 12-ти Апостолов находится дом Всероссийских Патриархов; вверху сохранились их келии. Они представляют собой самое скромное помещение: три малые комнаты – передняя, зал и кабинет – составляли жилище Московских Первосвятителей. В зале сохранился портрет Патриарха Адриана, современный ему, и другой – Патриарха Никона, писанный впоследствии. В кабинете, или молельной комнате Патриархов, было некогда окно, которое выходило на церковь апостола Филиппа, оно теперь заложено. Пред ним Патриарх в обыкновенные дни слушал Божественную службу. Эти келии в настоящее время служат помещением для синодального ризничего. Прочие же келии, находящиеся в нижнем этаже Патриаршего здании, заняты служащею при Синодальной 12-ти Апостолов церкви братией и чиновниками Московской Святейшего Синода Конторы. 9
2. Патриаршая Ризница
Над церковью 12-ти Апостолов находится Ризница Всероссийских Патриархов с домовою их церковью, в которой осталось и место для присутствования Патриархов во время Богослужения. Здесь хранятся саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии, кресты и другие облачения Всероссийских Митрополитов и Патриархов. Предложим некоторые сведения о замечательнейших из этих предметов, расположив их в том порядке, в каком они хранятся в Ризнице.
Клобук Патриарха Никона, из белой чешуйчатой камки. Наверху его утверждён четвероконечный крест, сделанный из драгоценных каменьев; на передней стороне и на воскрыльях его вынизаны жемчугом и вышиты шелками и золотом изображения разных святых.
Кроме сих клобуков хранится ещё до 25 клобуков древних, которые, вероятно, употребляемы были древними святителями в домашней жизни.
Крест кипарисный; на нём вырезаны двунадесятые праздники. Судя по работе и по греческим надписям, надобно полагать, что крест этот сделан в Греции, в каком-либо из Афонских монастырей; он утверждён на деревянном посохе, обложенном чеканным серебром.
Другой посох Патриарха Филарета Никитича; возглавие его сделано из рыбьей кости, с надписью: «Филарет Патриарх Московский и всея России».
Посох Патриарха Никона серебряный, сканный с финифтью, весьма искусной работы; возглавие его сделано в виде змеиных глав.
Мантии 14 Мантия Патриарха Иоакима (1674–1690)Ю сделана из зелёного бархата, на ней из золотой тесьмы сделаны источники. На скрижалях вынизаны вверху кресты, а внизу херувимы.
Мантия Патриарха Адриана (1690–1700), из зелёного бархата, с источниками из золото-серебряного кружева. На верхних скрижалях сделаны четвероконечные кресты, а на нижних звёзды с драгоценными каменьями.
Другая мантия Патриарха Адриана – объяринная, источники её сделаны из белого атласа с алыми лентами, на скрижалях вышиты золотом и серебром, вверху – Благовещение Пресвятой Богородицы, а внизу слова: «Патриарх Адриан».
Другой саккос Патриарха Адриана – аксамитный. Он сделан в память по Царе Алексии Михайловиче.
Саккос Патриарха Питирима (1672–1673), объяринный. На нём вынизана жемчугом вязью замечательная надпись, в которой выражено достоинство Епископа и историческое происхождение саккоса: «Всяк убо Епископ в своей епископии Христово подобие яве обносит» и т. д. Надпись сделана с необыкновенным искусством.
Саккос Патриарха Никона – атласный. На нём с передней стороны вышиты золотом и обнизаны жемчугом изображения трёх вселенских святителей и Святителя Николая Чудотворца. Этот саккос сделан Царём Алексием Михайловичем Патриарху Никону и поднесён ему в подмосковном селе Коломенском.
Другой саккос Патриарха Никона – тканый из прядёного золота и весь обнизан крупным жемчугом. Этот саккос называется «Корень Иессеев». Такое название присвоено отому облачению по причине сходства, сделанных на нём в кругах, изображений с известным в церковной живописи изображением древа, при корени которого представляется Иессей, а на ветвях оного, в кругах, изображаются происшедшие от Иессея Христовы праотцы, начиная с Давида.
Саккос Патриарха Никона – аксамитный, украшенный крупным жемчугом; он сделан был Царём Алексием Михайловичем, по боярину Никите Иоанновиче Романове.
Саккос Митрополита Дионисия (1581–1586), – из двойного петельчатого аксамита. Это один из самых замечательных, по богатству украшений, саккосов. Он украшен самым крупным жемчугом и золотыми дробницами. Множество крупных яхонтов, изумрудов и бурмицких зёрен составляют великолепное украшение сего святительского облачения и сообщают ему такую тяжесть, что вес его простирается до полутора пуда. Этот саккос сделан был Царём Иоанном Васильевичем Грозным, в памчть о сыне его, Царевиче Иоанне Иоанновиче, Митрополиту Дионисию.
Саккос Патриарха Филарета Никитича – аксамитный, украшенный жемчугом; сделан был Царём Михаилом Феодоровичем.
Два саккоса св. Фотия, Всероссийского Митрополита (1408–1431). Первый из них украшен священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотом и обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нём по плану и в порядке, что придаёт сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход во Иерусалим, положение во гроб, Тайная вечеря, сошествие во ад; Царь Соломон, и пророки: Давид, Исаия, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, Царь Константин и лена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний; святые: Петр Александрийский, Иоанн Златоуст, Вавила, Кирилл, Тарасий, Климент, папа Римский, Григорий Богослов, Игнатий Богоносец, Афанасий Великий, Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский, Григорий Декаполит, Андрей Критский, Григорий Нисский, Трифиллий, Григорий Двоеслов, Спиридон, Епифаний Кипрский, Григорий Акрагантийский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский Великий Князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий Митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Св. Духа на Апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон, св. Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Аивросий, Поликарп Смирнский, Анания Дамасский, Дионисий, Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский, Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мучч. Прокопий, Феодор, Никита, Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие – оплечными, в греческом характере, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посередине его греческими словами Символ веры, который служит драгоценным памятником греческого правоверия.
На другом саккосе Фотия Митрополита вышиты также шелком и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа во ад; пророки: Исаия, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, Иона, Елисей; свв. Василий, Николай, Афанасий Александрийский, Спиридон. Иоанн Златоустый, Григорий Богослов, Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский, Павел, Марк, Лука, Димитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ веры. Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом.
Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными в кругах четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда святой Петр был ещё во Владимире, откуда и привёз его в Москву, в 1325 г. Это священное одеяние первосвятителя Московского возлагаемо было на Всероссийских Патриархов при вступлении их на патриарший престол.
Саккос Митрополита Макария (1543–1564), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан царём Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы.
Саккос Митрополита Дионисия; на нём выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царём Иоанном Васильевичем Грозным по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу.
Саккос Патриарха Иосифа (1642–1652). На нём с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно.
Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и рассматривают святительские облачения, в особенности, саккосы св. Фотия Митрополита, то нередко приходят к убеждению в истине крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви.
Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом Митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов для поклонения.
Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежащие патриарху Никону; они отличаются особенным богатством и величиною.
Панагия Митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части мощей и, между прочим, часть животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали страсти Господни».
Панагия того же Митрополита Дионисия, из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна Лествичника. Между частицами свв. мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были Царём Иоанном Васильевичем Грозным в память по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу.
Панагия Патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один – яхонт необыкновенной величины и помещён в середине панигии; на нём вырезано изображение Благовещения Божией Матери. Эта панагия первоначально принадлежала Константинопольскому Патриарху Кириллу Лукарису; впоследствии она привезена была в Москву Царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна, как по своей ценности, так и, ещё более, по принадлежности знаменитым иерархам.
Панагия 1-го Патриарха Иова. В середине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе.
Панагия Патриарха Гермогена – серебряная, складная; посередине этой панагии камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской Божией Матери. Она принадлежала Патриарху Гермогену ещё в то время, когда он был Казанским Митрополитом.
Панагия св. Петра Митрополита Московского, золотая, в середине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила.
Панагия Патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «В сем ковчеге жребий Патриарха Иосифа», которым он был избран на патриаршество. В древнее время в России существовал такой порядок избрания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царскою печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе, пред иконою Владимирской Божией Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из этих жребиев, и представлял Царю для распечатания. Чьё имя было на жребии, тот и назначался на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был и Патриарх Иосиф.
Другая митра Патриарха Никона, называемая короною. Патриарх Никон и Филарет Никитич назывались великими государями, как они и подписывались в грамотах. Это право называться этим титулом, вероятно, усвоено было им вследствие особенных заслуг. Вероятно, поэтому и сделаны были Патриарху Никону царём Алексием Михайловичем две короны. На одной из них наведённые финифтью изображения Божией Матери, Иоанна Предтечи и Марии Египетской, весьма замечательной работы.
Шапка Иова Патриарха. Такая форма митр употребляема была древними Всероссийскими митрополитами и Новгородскими епископами. В Успенском соборе хранится доселе шапка св. Петра Митрополита, которая имеет близкое сходство в шапкою Патриарха Иова.
Митра, приписываемая св. Кириллу, епископу Александрийскому. Впоследствии времени митра эта была возобновлена. Все драгоценные украшения на ней суть произведения Русского искусства XVI или XVII в. Она представляет собою форму более папской тиары, нежели обыкновенной митры.
Омофор Патриарха Никона, сделанный из золотого алтабаса, украшенный драгоценными каменьями. Этот омофор сделан был Царём Алексием Михайловичем.
Омофор Патриарха Иова, из струйчатой объяри. На нём вышиты шелками Страсти Христовы и образ Спасов.
Омофор Патриарха Адриана, из серебряной объяри. Золотые запоны, осыпанные драгоценными каменьями и крупным жемчугом, составляют необыкновенное богатство этого омофора. По преданию, он был сделан Императором Петром I-м.
Епитрахили 19 (10) Епитрахиль СВ. Петра Митрополита Московского, из гвоздичной камки. 6 больших дробниц с изображением Святителя Петра и несколько маленьких дробничек, обнизанных мелким жемчугом, составляют самое скромное украшение этого одеяния первосвятителя Московского.
Епитрахиль Св. Фотия Митрополита, приведённая вместе с другими облачениями из Царя-града. На ней вышиты шелками и золотом и обнизаны жемчугом: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн предтеча и более 80-ти ликов святых, которые размещены на ней в самом лучшем и благовидном порядке. Эта епитрахиль принадлежит к числу самых драгоценных и редких памятников греческого искусства.
Поручи. 21 Поручи Св. Фотия Митрополита. Они украшены серебряными дробницами. Наведённые на них некоторые изображения человеческой головы и птиц показывают глубокую их древность.
Поручи Патриарха Филарета Никитича, из гладкого червчатого атласа. На них вышито золотом и серебром изображение Благовещения Божией Матери. Эти поручи подарены были ему Иерусалимским Патриархом Феофаном в 1619 г., в бытность его в Москве.
Алавастр. В алтаре, на престоле домовой церкви Всероссийских Патриархов, хранится алавастр с древним миром. Он представляет собою медный узкогорлый, обложенный перламутром, сосуд, который, по преданию, прислан был с св. миром при Св. Князе Владимире из Константинополя в Киев, откуда, с перенесением Российской Митрополии, он перенесён в Москву.
Святое миро и мироварные сосуды. В Патриаршей Ризнице хранится св. миро, которое приготовляется в Мироварной, прежде бывшей Патриаршей, Крестовой Палате. Оно хранится в серебряных кувшинах, устроенных Императором Павлом I, Это миро, по указам Московской Святейшего Синода Конторы, раздаётся из Патриаршей Ризницы по церквам в разные епархии.
Два большие котла и кадь серебряные в позолотою для мироварения. Они устроены Императрицею Екатериною II в 1767 году.
Части св. мощей. В Патриаршей Ризнице хранятся в особом шкафу части мощей разных Святых угодников. Они раздаются по епархиям, для антиминсов, в новоустроенные храмы. В настоящее время, в случае требования от преосвященных архиереев, от этих частиц, по указам Конторы Святейшего Синода, отделяются небольшие частицы и препровождаются в епархии.
Антиминсы. В числе замечательнейших предметов Патриаршей Ризницы находятся также и антиминсы; из них древнейшие:
Антиминс холщёвый с частию Св. Мощей; на нём написано: «Освящена бысть сия Церковь во имя Св. Страстотерпец Фрола и Лавра, лета 7104 во (1596 г.), Мая во вторый день, на память иже во святых Отца нашего Афанасия Александрийского, при Царе и Государе Великом Князе Феодоре Иоанновиче всея Руссии и при Архиепископе Захарии Тверском и Кашинском». На нём изображены два четвероконечных креста.
Антиминс холщёвый; на нём находятся следующие надписи: «Освятися алтарь Господа и Бога и Спаса нашего Иисусу Христа, в церковь преподобного отца Алексия человека Божия, лета 7155 (1647 г.), Мая 8-е, на память Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, при Благоверном Царе и Великом Князе Алексии Михайловиче всея Руссии и при Архиепископе Серапионе Суздальском». В середине изображён осьмиконечный крест с тростию и копием.
Из прочих антиминсов, хранящихся здесь, – одни холщёвые, а другие – шелковые; на одних изображён крест, а на других – положение во гроб Иисуса Христа.
Столовая посуда. Из столовой утвари, принадлежавшей Святейшим Патриархам, здесь хранятся кубки, стопы, кружки, стаканы, чарки, ковши, братины, блюда, миски, тарелки, чаши и чашки, ножи и вилки. Эта столовая, большею частию, серебряная утварь составилась из приношений, которые делали Патриархам Цари и знаменитые бояре.
Между домашними вещами Патриархов здесь хранятся 10 печатей и двое карманных часов, из которых одни принадлежали Патриарху Филарету Никитичу, а другие Патриарху Никону, и одни часы в паникадиле, в церкви Апостола Филиппа; перстень медный Св. Алексия Митрополита Московского, подаренный ему ханом Чанибеком за чудесное исцеление жены его Тайдулы, которая была больна слепотою.
Из домашней одежды Всероссийских Патриархов сохранились: четыре рясы тёмно-фиолетового бархата с шёлковыми пуговицами, две из них с узкими рукавами; халат и белая шляпа Патриарха Никона с широкими полями и при ней деревянный футляр; она была украшена золотыми галунами, но в 1812 г. это украшение снято французами.
После всех вещей, принадлежавших Святейшим Патриархам, посетители обращают особенное внимание на облачение, в котором Митрополит Филарет священнодействовал при Короновании царствующих ныне Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны, в 1856 г. августа 26 дня. Это облачение сделано из золотой парчи, с крестами, из гладкого, малинового цвета, бархата.
3. Мироварная Палата и о Мироварении
Рядом с церковью 12-ти Апостолов находится Крестовая, Патриаршая Палата. В этой Палате Патриархи принимали Царей, посланников и других особ. В ней производились соборы по делам церкви и устрояемы были торжественные обеды в праздники и другие случаи, а в настоящее время в ней совершается Мироварение, почему и получила название Мироварной.
Мироварение есть замечательное действие Православной христианской церкви. Оно совершается для Таинства Миропомазания, употребляемого над каждым православным христианином вслед за Св. Крещением, для сообщения ему благодатных Даров Св. Духа.
Миропомазание было в употреблении ещё в Ветхозаветной церкви. Так, Св. Миром помазуемы были Скиния Свидения и, для служения в ней, первосвященники и священники, а также и Цари (Исход. XXX, I Цар., 10). По примеру Ветхозаветной церкви Миропомазание употребляемо было и в Новозаветной. Во времена Свв. Апостолов Таинство Миропомазания первоначально совершалось через возложение рук (Деян. гл. VIII), а потом вошло в употребление помазание особо составляемым для сего Миром ( Иоан. 2, 20 ).
Внешнее действие Миропомазания состоит в том, что приявший Св. Крещением помазуется Св. Миром на челе, ушах, ноздрях, персях, руках, ногах, с произношением слов: «Печать Дара Духа Святаго». Это священнодействие сообщает крещаемому невидимое благодатное освящение ума, сердца, чувств, помышлений и дел. Но, кроме сего, Св. Миро употребляется ещё при освящении каждого христианского храма, в котором помазуется Св. Миром престол для принесения Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовой, самое здание храма, с четырёх внутренних сторон его, и антиминсы, на которых совершается бескровная Жертва. Этим же Св Миром, по примеру Ветхозаветной церкви, помазуются и Благочестивейшие Государи и Государыни – Их супруги, при священном их Короновании. Наконец, Таинство Миропомазания совершается и в тех случаях, когда крестившиеся и воспитавшиеся в инославных христианских исповеданиях, в коих Таинство Миропомазания не приемлется и не совершается, когда изъявят желание присоединиться к Православной церкви, то над таковыми Таинство Миропомазания совершается и тогда они вводятся в общение Православной Христианской Церкви. В других же священнодействиях, как то: в Елеосвящении, в Таинстве Крещения пред погружением крещаемого в воду, и на всенощных бдениях, употребляется только освященный елей, а не Св. Миро.
Вещества, входящие в состав Мира, составляют: елей, стиракса, ладаны – росной, простой, белый и чёрный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика и другие благовонные вещества. Обыкновенное количество веществ Мира составляет 30-ть.
Мироварение установлено совершать только в Москве, как столице России, и в Киеве, где оно совершалось прежде Москвы. В Москве оно совершается в Крестовой, бывшей Патриаршей Палате, в особо устроенном очаге, под деревянною золочёною сенью, в двух серебряных котлах и кади.
Торжественное действие Мироварения совершается на Страстной Седмице Великого Поста. В Великий Понедельник, в 9 часов утра, Митрополит или другой архиерей со старшим духовенством совершает чин водоосвящения; потом окропляет Св. Водой вещества, приготовленные для Мироварения, благословляет вливать в котлы масло и прочие вещества, затем сам возжигает под котлами огонь и начинает чтение Евангелия, которое продолжается священниками до самого конца Мироварения. Во время всего этого действия диаконы промешивают варимое в котлах масло вёслами. Мироварение оканчивается на Великую Среду вечером.
В Великий Четверток совершается крестный ход из Успенского собора в Мироварную Палату за приготовленным Миром. В 11 часов утра, перед Литургией, Архиерей, облачившись в Успенском соборе, в преднесении запрестольных крестов, икон и хоругвей, при колокольном звоне, шествует в Мироварную Палату за приготовленным Миром для освящения. По входе в Палату и по окаждении алавастра с преждеосвящённым Миром, Архиерей вручает алавастр Протопресвитеру собора, а сосуды с новоприготовленным Миром, которых числом 20, благословляет нести священникам. При этом шествии в Успенский собор поётся тропарь Пятидесятницы. По входе в собор алавастр и прочие сосуды вносятся северными вратами в алтарь и поставляются, первый на жертвенник, а прочие вокруг жертвенника, и затем начинается Литургия, во время которой и освящается Миро. Во время великого выхода со Св. Дарами, алавастр и все кувшины с Миром выносятся из северных дверей, вносятся в царские врата и поставляются, первый на престол, а последние вокруг престола. После освящения Даров и возгласа: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,» – совершается освящение Мира. По окончании Литургии новоосвящённое Миро и алавастр, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо, « – переносится из Успенского собора, с крестным ходом, в хранилище Патриаршей Ризницы, откуда, по требованию Первосвященных архиереев, оно раздаётся в разные епархии для церквей. 22
4. Патриаршая Библиотека
В здании, соседственном с Мироварною Палатою и с комнатами Конторы Св. Синода, помещается Патриаршая, или Синодальная Библиотека, которая, в ряду досточтимых древностей Московского Кремля, занимает одно из видных мест. Эта учёная сокровищница составляет самый лучший памятник древнего духовного просвещения и, вместе с тем, служит драгоценным материалом для истории церкви и литературы.
Основание Патриаршей библиотека положено было ещё Всероссийскими Митрополитами. Когда кафедра Митрополии перенесена была из Киева и Владимира в Москву, тогда вместе с другими церковными сокровищами перенесены были оттуда и рукописные книги. Посвящаемые в Константинополе Митрополиты Всероссийские, особенно Феогност и Фотий, привозили с собой немало греческих рукописей. Всего более Патриаршая Библиотека обязана Патриарху Никону. Когда он возымел намерение исправить церковные книги, то поручил иноку Арсению Суханову приобрести в Греции рукописные книги. Более 500 рукописей он привёз с собою из Афонских и других монастырей. Одни из этих книг написаны были пред тем за тысячу, другие за семьсот и за пятьсот лет. В то же время привезены были в Москву и славянские рукописи их русских монастырей: Кирилло-Белозерского, Троицко-Сергиева, Волоколамского и других.
Патриаршая Библиотека состоит из рукописей греческих, коих числом 511, славянских 1008, грамот и разных письменных актов.
Греческие рукописи содержат в себе, большею частью, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, творения св. Отцов и писателей Церкви, минеи, каноны и полемические сочинения. Из них одни замечательны по древности их написания, каковы: Евангелия, относимые к VII, VIII, IX и X векам, а другие по живописи, таковы, напр., рукопись XII в., заключающая в себе книги Священного Писания, украшенная живописными изображениями евангелистов и ветхозаветных пророков; акафист Божией Матери, относимый к X в., в котором все икосы и кондаки изображены в лучших живописных рисунках. В этом отношении особенно драгоценны Четьи – Минеи. В одной из них лица св. мужей и мучеников, подвиги и различные роды мучений представлены в самых лучших художественных рисунках. Все такого рода рукописи, заключающие в себе драгоценные памятники древней греческой живописи, служат, без сомнения, лучшим материалом, как для духовной литературы, так и ещё более для церковной иконописи.
Кроме сочинений св. Отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Иоанна Лествичника, в Библиотеке находятся сочинения и древних философов: Аристотеля, Александра Афродизского, Аристофана, Демосфена, Еврипида, Галена, Гомера и других.
Славянские рукописи Патриаршей Библиотеки содержания, большею частию, богословского, церковно-служебного, исторического и канонического. Из богословских книг здесь хранится два замечательных списка Библии, заключающих в себе полное собрание книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Одна из таковых Библий написана была в 1499 г., при Архиепископе Новгородском Геннадии, другая в обители преподобного Иосифа Волоколамского, в 1558 г., иноком Иоакимом. Евангелия и Апостолы и другие отдельные книги Священного Писания находятся здесь во многих и различных списках.
Драгоценным памятником древнего канонического права почитается хранящаяся здесь Кормчая книга, написанная в 1282 г., для Новгородского Архиепископа Климента. Она, по составу своему, есть самая полнейшая из всех, известных в России, Кормчих книг.
Из церковно-служебных книг замечательны служебники, приписываемые Преподобному Сергию Радонежскому Чудотворцу, Варлааму Хутынскому, Антонию Римлянину, Митрополиту Киприану, святому Димитрию Ростовскому и некоторым другим.
Драгоценным сокровищем Патриаршей Библиотеки почитается Сборник Святославов, содержащий в себе отрывки из сочинений разных Отцов церкви первых веков христианства. Он написан был в 1073 г. для Великого Князя Святослава Ярославовича. Эта драгоценная рукопись украшена искусными заставками и рисунками: в начале и середине рукописи встречаются особенно замечательные картины, изображающие некоторого рода храм, в котором видны разные святые, вероятно те, которых сочинения помещены в самой рукописи. На первом листе изображён Великий Князь Святослав Ярославович со своим семейством, в древнем русском костюме. Это – памятник русской живописи, изображающий, между прочим, характер одежды Русских Великих Князей.
К числу замечательнейших рукописей Библиотеки принадлежат также и Четьи Минеи Всероссийского Митрополита Макария, именуемые, по своей огромности, Великими.
Движимый усердием к духовному просвещению русского народа, Митрополит Макарий, в бытность свою в Новгороде Архиепископом, предпринял на себя беспримерный труд – собрать все жизнеописания св. угодников Божиих, прославленных как греческою, так и русскою церковью, все сочинения свв. Отцов и писателей Церкви, которые были известны в XVI в. и в его время, расположить всё это в 12-ти книгах, по числу 12-ти месяцев, и предложить народу во всеобщее употребление.
Двенадцать лет трудился Митрополит Макарий для исполнения своего предприятия в собирании и списывании житий святых и сочинений, употреблял на это все средства, не щадил ни имения своего, ни каких издержек и, таким образом, вполне совершил свой труд. 23
Чрезвычайная полнота, о которой заботился Митрополит Макарий, помешала ему ввести свои Четьи-Минеи во всеобщее употребление. 12 огромных книг, из которых состоят они, едва ли можно прочитать и в три года, тем более была ли какая возможность распространить их в списках.
Доселе сохранилось Макариевских Четьи-Миней только два полнейших списка, или экземпляра, именуемых один Синодальным, а другой Успенским. Последний их них сам составитель завещевал хранить, как драгоценный памятник по себе и по своих родителях, в Доме Успения Пресвятой Богородицы, в соборной церкви. Эти списки хранятся ныне в Патриаршей, или Синодальной Библиотеке. Любители древнего духовного просвещения, занимающиеся здесь древними рукописями, в своих разыскания и справках, часто обращаются к Макариевским Четьи-Минеям; в особенности же старообрядцы, питая к ним глубокое уважение, при поверках своих о чтении аллилуйя, перстосложении крестном и других предметах, извлекают из них убеждение в истине православной христианской церкви.
Всё это учёное сокровище Патриаршей Библиотеки в прежнее время помещалось над церковью 12 Апостолов, вместе с Патриаршею Ризницею, где заниматься рукописями, в особенности в зимнее время, было затруднительно, и притом не было надлежащего руководства для занятий. Когда Патриаршей Библиотеке дано было удобное помещение, где она находится теперь, и когда сделано было рукописям учёное описание профессорами Маттеем, Горским и Невоструевым, и потом Преосвященным Саввою, тогда только, можно сказать, Патриаршая Библиотека сделалась вполне известною. Профессор Маттей составил учёное описание греческим рукописям этой Библиотеки; профессоры Горский и Невоструев описали славянские рукописи Библиотеки более, чем наполовину; Преосвященный Савва составил алфавитный указатель греческим и славянским рукописям и присоединил к нему палеографические снимки с замечательнейшими из них. Эти учёные труды служат теперь полезными и необходимыми пособиями при учёных занятиях в Патриаршей Библиотеке.
При церкви 12-ти Апостолов учреждено монашествующее духовенство, а при Успенском, Архангельском, благовещенском и при других соборах Кремля – белое духовенство.
Клобук означает вообще покрывало, носимое на голове монашествующими. В древности, как и ныне, клобуки делались из ткани чёрного цвета. Ношение белых клобуков было присвоено греческим Патриархам. В древней Русской церкви ношение белого клобука узаконено было только Митрополитам Всероссийским и Архиепископам Новгородским. Во времена Всероссийских Патриархов белые клобуки носили только сами Патриархи и Митрополиты, впрочем, с некоторыми различиями. Напереди клобуков Патриарших нашивался крест, или херувим, или другое священное изображение, а наверху их водружался крест.
Чётки – это принадлежность иноков. Они означают непрестанную молитву, которую должны всегда иметь иноки.
К числу преимуществ, которые присвоены были патриарху, принадлежит и крест предносный. Так, во время торжественных выходов на священнослужение, и в других случаях, пред ним носили.
Посох, или жезл Патриарший в Греческой церкви и доныне называется патерисса, в знак отеческого управления паствою, так как имя Патриарх означает отца. Вообще, посохи и жезлы архиерейские представляют собою длинные деревянные или металлические палки с поперечниками наверху в виде змеиных глав, в знак змеиной мудрости, какую должен иметь святитель.
Мантия означает смирение и отвержение от мира. Особенность и отличие мантии святительской от иноческой составляют так называемые источники и скрижали. Источниками называются нашиваемые по обеим сторонам мантии ленты, означающие струи учения, истекающие из уст архиереев. Скрижали суть четвероконечные платы, нашиваемые на верхних и нижних краях мантии. Скрижали должны напоминать святителю о двух заветах – Ветхом и Новом, откуда он должен почерпать своё учение. Мантии Патриаршие отличаются от архиерейских тем, что Патриарху предоставлено право носить мантию такого цвета, какого ему угодно.
Саккос означает вретище или власяницу Эту одежду в древней церкви носили кающиеся. Когда саккос принят был церковью в число священных облачений неизвестно. В древней греческой церкви саккос был принадлежностью одних Патриархов. Он давался некоторым архиереям, как награда. В России саккос сперва принадлежал только Патриархам; впоследствии, он сделался принадлежностью всех архиереев.
Панагия значит Всесвятая. Это наименование принадлежит Божией Матери. В древней церкви была приносима особая просфора, или хлеб, в честь Божией Матери, который клался в особый ковчежец. В древних обителях во время трапезы настоятели возлагали его на себя и возносили, в воспоминание явления Божией Матери Апостолам, после Вознесения Её на небо. Поэтому самый ковчежец, в который клался хлеб, назывался панагиаром. По примеру древних настоятелей устрояли себе такие же панариары и архиереи. Отсюда получили своё начало нынешние панагии. В отличие от панагий трапезных, или древних панагиаров, нынешние панагии называются наперсными. Патриаршие панагии ничем особенно не отличаются от панагий других архиереев; только патриархи имели право носить две панагии.
Митра означает головную повязку, или терновый венец Спасителя. Обычай носить митры был ещё в Ветхозаветной церкви. Первосвященники носили на голове особого рода повязки. В Новозаветные времена Апостолы Иаков и Иоанн носили, по преданию, золотые повязки. В церкви носить митры усвоено архиереям, архимандритам и некоторым знатнейшим протоиереям. Митры патриархов, как греческих, так и русских, имели ту особенность, что наверху митры водружался крест. Впрочем, право носить митру с крестом, кроме Патриархов, в давнего времени принадлежало в Киеве и в других юго-западных епархиях митрополитам, епископам и даже архимандритам, которые и теперь носят там такие митры.
Это облачение представляет собою длинный широкий плат, употребляемый архиереями во время священнослужения. Употребление омофора в христианской церкви восходит ко временам Апостольским. По преданию, Апп. Пётр и Марк носили омофоры. В древности омофор делался из агничьей волны и служил символом той заблудшей овцы, которую Иисус Христос, по Евангелию, обрёл и взял на рамена Свои. Омофор, впоследствии времени, начал устрояться из разных тканей с крестами и другими священными изображениями. Омофор, употребляемый Всероссийскими Патриархами, ничем особенно не отличался от омофоров других архиереев.
Епитрахиль есть такая одежда, которую носят на себе архиереи и священники. Диакон носит орарь во время священнослужения на одном плече, а священник носит его на шее, сложенным вдвое, и на том, и на другом плече, для означения ига вящшего, и в знамение большей благодати Божией, сообщаемой священнику. Епитрахили употребляются всеми Патриархами, Епископами и священниками.
Епитрахиль есть такая одежда, которую носят на себе архиереи и священники. Диакон носит орарь во время священнослужения на одном плече, а священник носит его на шее, сложенным вдвое, и на том, и на другом плече, для означения ига вящшего, и в знамение большей благодати Божией, сообщаемой священнику. Епитрахили употребляются всеми Патриархами, Епископами и священниками.
Первоначальное назначение поручей в церковном употреблении было – способствовать священнодействию, в особенности, при таинстве Евхаристии, но, вместе с тем, им усвоялось и значение уз Христовых.
Подробные сведения о Мироварении изложены в особой книжке; изд. 1874 г.
Обстоятельства всего этого составитель сам изложил в начале своих Четьи-Миней.
Источник: Москва, типография С. Орлова, по Пречистенскому бульвару, д. Забелина, 1874
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»