Сенсорные коробки для детей для чего нужны
Консультация «Сенсорные коробки — волшебный мир маленького ребенка»
Елизавета Краснова
Консультация «Сенсорные коробки — волшебный мир маленького ребенка»
Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.
Какие игры для детей раннего возраста можно проводить с сенсорными коробками?
Дети учатся играть в такие игры, как
«Слепи фигурку» (из радужного песка) – предложить детям из песка, слепить разные фигурки, при помощи формочек, тем самым развивать моторику рук малышей.
В работе с сенсорными коробками я применяю потешки для детей раннего возраста, к нам в гости приходят сказочные герои с проблемными ситуациями, и мы вместе с детьми решаем эти проблемы. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками.
Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.
Сенсорная коробка идеальное пособие для развития мелкой моторики детей и формирования сенсорных эталонов.
В работе с сенсорными коробкамия придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.
Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Мастер-класс: поделка из коробки «Волшебный сундучок» «Мастер –класс «Волшебный сундучок» Здравствуйте, дорогие друзья и коллеги! В очередной раз представляю вашему вниманию свою новую работу.
Консультация для родителей к проекту «Волшебный лоскуток» В конце прошлого учебного года в нашей группе проходил познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток». Эта консультация является.
Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.
Сенсорные коробки для детей своими руками (от 6 месяцев до 2 лет )
Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.
Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.
Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под обуви), так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От родителей требуется регулярно менять наполнение коробки, чтобы содержимое не наскучило малышу, а также показать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами. Поначалу малышу будет интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем можно подключать к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.
Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки? Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный), кускус, манка), бобовые (чечевица, фасоль, горох), орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег), ватные шарики, кусочки поролона, пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт), пена для бритья.
Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке. Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т.п. Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо. Обязательно нужны первые инструменты: совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.
Приведу примеры интересных и не слишком трудных в исполнении сенсорных коробок, которые нравились Таисии.
1. Первая сенсорная коробка для детей от 6 месяцев
Первую сенсорную коробку для ребенка можно сделать сразу, как только он научится сидеть. Мелких наполнителей в этом возрасте лучше избегать, положите в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики, баночка с крупой (в качестве погремушки) и т.п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие. Все вещи лучше предварительно помыть, т.к., скорее всего, малыш будет пробовать их на вкус.
2. Сенсорные коробки с крупой
По моим наблюдениям, месяцев с 9-10 у ребенка начинается настоящая страсть к мелким предметам. Помню, Таисию привлекала даже каждая мусоринка на ковре, она с усилием сжимала еще плохо тренированные пальчики, чтобы ее взять. Это время самое подходящее, чтобы делать для детей сенсорные коробки с мелкими предметами. Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Ребенку постарше (примерно от 1 года 3 месяцев) можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.
Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую.
Возможно, кто-то скажет, что давать мелкие предметы 10-месячному ребенку опасно, он обязательно затащит их в рот и подавится. Действительно, малыш, наверняка захочет попробовать новую игрушку на вкус, поэтому игра должна происходить только под тщательным присмотром взрослого. После каждой попытки ребенка засунуть в рот какую-нибудь пуговицу, спокойно уберите руку малыша ото рта и объясните, что с этими игрушками можно играть только пальчиками.
Моя дочка Таисия очень любила находить закопанные в коробке игрушки. Я прятала игрушки в крупе так, чтобы был виден небольшой кусочек, и она с рвением принималась вынимать их из укрытия. В этой игре хорошо развивается сила пальцев.
Для разнообразия сенсорного опыта используйте в своих играх разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета. Сделать это можно при помощи пищевых красителей или зеленки, куркумы, свекольного, морковного сока, какао-порошка и т.п.
Как покрасить рис для сенсорной коробки? Предварительно нужно смешать краситель с водой так, чтобы получился нужный оттенок. В эту воду помещается хорошо промытый рис (вода должна полностью покрывать рис). Необходимо подержать рис в воде некоторое время, я оставляю минут на 30 для гарантированного результата, но на самом деле рис окрашивается гораздо быстрее. После этого сливаем воду и выкладываем рис на газетку, чтобы он как следует просушился. Лучше всего покрасить рис вечером и оставить его сохнуть на ночь, а с утра уже можно приступать к играм.
3. Сенсорные коробки по цветам
Чтобы малыш лучше запомнил цвета, многие мамы устраивают «цветные дни»: например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.
4. Сенсорная коробка с макаронами
Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик.
В этой игре как нельзя кстати придется развивающая игра, сделанная из коробки от каши, в которой малышу нужно накормить макаронами любимого персонажа.
5. Сенсорная коробка с мельницей, с ситом
Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.
Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.
При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.
6. Сенсорная коробка для рисования
Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья.
7. Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)
У Таисии от игры с гидрогелем был настоящий восторг, ей нравилось даже просто погружать в него руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!
Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры. И помните, что во время этой игры необходимо тщательно наблюдать за игрой малыша и предотвращать любые попытки попробовать гидрогель на вкус.
8. Сенсорная коробка с водой
Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».
А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Таисия просто обожает эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.
9. Тематические сенсорные коробки для детей
На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.
Презентация «Сенсорные коробочки. Зачем, как, с чем и почему?»
Ольга Потапова
Презентация «Сенсорные коробочки. Зачем, как, с чем и почему?»
По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение
которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать,
исследовать, изучать, то, что находится внутри.
Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения,
творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания,
усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию
и творческие способности.
Из чего сделать сенсорную коробочку?
Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной.
— картонная или деревянная коробка,
— поднос с бортиками и т. д.
Чем наполнить коробочку?
Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный, пшено, перловка, манка, овсянка.
Бобовые: фасоль, горох, чечевица.
Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
Кофе молотый и в зернах, чай.
Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.
При выборе наполнителя необходимо ориентироваться в первую очередь на возраст и интерес малыша.
Предметы, с которыми можно играть.
• мелкие фигурки животных и людей,
• мисочки, чашки и др.
Для какого возраста подходят сенсорные коробки.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Для детей 1,5-2 года используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям. Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику. Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.
Техника безопасности при занятии с сенсорными коробками.
1. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.
2. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.
3. Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.
Прикреплённые файлы:
Дидактические пособия «Сенсорные коробочки» для детей первой младшей группы Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития.
Консультация для родителей «Зачем и почему дети рисуют?» в старшей группе Зачем и почему дети рисуют? «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский.
Презентация «Научно-исследовательская работа «Зачем нужна сменная обувь?» Мы с моей воспитанницей Федоровой Дариной провели в нашем детском саду исследовательскую работу на тему «Зачем нужна сменная обувь». Цель:.
Презентация по окружающему миру для обучающихся 2 класса с нарушением слуха «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?» Презентация по окружающему миру: «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?» 2 класс Руководитель: Сарафанова О. В. Учитель начальных классов.
Презентация «Проект «Почему нельзя есть снег» Аннотация Данная исследовательская работа посвящена актуальной теме – проблеме здоровья детей младшего дошкольного возраста, так как многие.
Сценарий зимнего праздника «Волшебные коробочки» ВОЛШЕБНЫЕ КОРОБОЧКИ Под ёлкой стоят красивые коробки разного размера. Дети, под музыку, за воспитателем входят в украшенный зал. Ведущий:.
Сенсорные коробки Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Ирина Мотова (Архипова)
Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Цель: показать виды сенсорной коробки и ее использованием в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо всё пощупать, потрогать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка.
Сенсорная коробочка – это универсальная развивающая игрушка для детей. Точнее это просто емкость с каким-нибудь наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, исследовать, пересыпать, переливать, изучать, то, что находится внутри.
Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание.
— Вызывают интерес и занимает ребенка надолго;
— Помогают обучить любой теме в игровой форме;
— Подходят для групповой игры;
Всё это необходимо при формировании речевых компонентов детей.
Этапы работы с детьми:
1. Начинаем с самого простого. Детям даем обыкновенный тазик с наполнителями из круп, в который складывали маленькие фигурки, игрушки.
2. Затем использовали коробки с крышкой, чтобы повысить мотивацию к предстоящей деятельности.
3.И в конце детям давалось задание: составить небольшой рассказ по сюжетной композиции, которую дети сами создают.
Преимущества сенсорных коробок: не занимают много времени на подготовку; практически не требуют финансовых вложений; не занимают много места; предоставляют множество возможностей для обучения; являются отличным дополнением к тематическим занятиям, а самое главное помогают провести тематические занятия. Вы можете провести на тему, например «Огород», «Ферма», «Космос», «Морские обитатели» и др.
Правила создания сенсорной коробки
НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ! Не боясь можно осуществить, использовать разные идеи.
Наполнение коробки зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы занятий.
Дети не должны ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.
Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых, потому что есть мелкие предметы.
— Предостережение: перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у детей нет аллергии на какой-либо компонент.
Для создания сенсорной коробки понадобятся:
— наполнитель: любой тактильный материал (сыпучий, жидкий, мягкий и так далее);
— различные элементы: игрушки и предметы;
— инструменты для игры (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).
Предметы, с которыми можно играть
— мелкие фигурки животных и людей,
— маленькие коробочки,
— искусственные и настоящие растения,
— деревянные буквы и цифры,
— лопатки, ложки, грабли,
— мисочки, чашки, щипцы,
— груша для воды, сито, воронка и др.
При использовании сенсорной коробки:
1. Занятие (игра) проводится группами по 2-4 ребенка, или индивидуально.
2. Нельзя оставлять ребенка во время игры наедине.
3. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.
4. Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.
Таким образом, сенсорную коробку в развитии речи детей на занятиях можно использовать без особых материальных затрат и больших усилий. Главное – заинтересовать ребенка по данной теме.
Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны. Тогда игра будет всегда привлекательной и интересной. И коробка должна нести в себе развивающую функцию.
Прикреплённые файлы:
Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста «Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Развитие сенсорных способностей.
Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста «Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»[/b] Воспитатель: Муравьева.
Использование нестандартного оборудования в работе с детьми младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Мамины помощники». В младшем дошкольном возрасте особенно важно развивать у детей мелкую моторику рук. Любое увлекательное.
Проект «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2017г. – май 2018г.) Участники проекта: Дети раннего.
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.
Пальчиковые игры и их использование в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры и их использование в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важный период в.
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр Начиная работу в направлении использования дидактических игр для развития сенсорных способностей, я проанализировала необходимые условия:.