Самоагрессия у аутистов что делать

Вопрос-ответ. Как можно скорректировать самоагрессию при аутизме?

О поведенческих подходах к самоагрессивному поведению (причинению себе вреда) при аутизме

Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть фото Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть картинку Самоагрессия у аутистов что делать. Картинка про Самоагрессия у аутистов что делать. Фото Самоагрессия у аутистов что делать

Тайлер ковыряет ногти, пока они не начнут кровоточить. У Грейс на голове лысина из-за выдергивания волос. Джорджио бьется головой о пол или землю так сильно, что может потерять сознание.

Самоагрессивное поведение — это одно из самых страшных видов поведения, которые можно наблюдать у ребенка. Родителям невыносимо видеть, что ребенку причинен вред, и непонятно, что делать, когда этот вред причиняет сам ребенок.

Самоагрессивное поведение нередко встречается у людей в спектре аутизма, но это не «симптом» этого расстройства, и оно не является его неизбежным следствием. Существуют подходы, которые могут и должны применяться для коррекции самоагрессивного поведения. Такую коррекцию нужно начинать как можно раньше — чем дольше ребенок практикует поведение, тем больше оно закрепляется, и тем сложнее будет от него избавиться. Методы на основе прикладного анализа поведения показали высокую эффективность при коррекции самоагрессии.

1. Собирайте данные

Самоагрессия вызывает такое беспокойство, что очень часто мы ставим телегу впереди лошади и пытаемся тут же положить ей конец. Но попытки прекратить поведение до того, как мы поймем его причину, могут только его ухудшить — иногда оно становится намного хуже. Пытаясь решить проблему сразу же, вы можете получить дополнительный ворох проблем.

Возьмем для примера случай с Евангелосом, который бился головой о поверхности. Учительница из лучших побуждений убедила его маму надеть на него шлем. Хоккейный шлем. С защитой для лица. Мало что внушает такие опасения, чем молодой человек, который разгуливает в хоккейном шлеме с опущенным забралом. И вряд ли что-то может сильнее выделить юношу среди сверстников и помешать его интеграции в общество. Что же касается Евангелоса, то он так быстро привык к шлему, что начал настаивать на том, чтобы носить его постоянно и отказывался его снимать. Хуже того, удары головой не прекратились. Вместо этого он начал со всей силы биться головой каждый раз, когда кто-то пытался снять с него шлем.

Иногда уже один сбор данных о поведении может подсказать простое решение проблемы. Если ребенок бьется головой только в конце учебного дня, то, возможно, он использует самоагрессию, чтобы сообщить об усталости — ему нужен перерыв или перекус. Если ребенок расковыривает пальцы только после того, как ему подстригли ногти, то, возможно, вы обрезаете ногти слишком коротко.

Собранные данные могут подсказать ПОЧЕМУ происходит то или иное поведение, и только на основе этих знаний можно его остановить. Ищите, когда и в каких обстоятельствах проявляется поведение, и очень часто это приведет к простому решению — без шлема!

2. Обучайте альтернативному поведению

Какой бы ни была самоагрессия, она выполняет какую-то функцию для вашего ребенка. Так что вам нужно будет обучать замещающему поведению, которое будет удовлетворять ту же потребность, просто не таким разрушительным способом. Думайте не столько о том, как избавиться от самоагрессии, а как обучить другому, более функциональному поведению. Используйте собранные вами данные, чтобы определить, какую функцию выполняет самоагрессия.

Например, Диего раньше расцарапывал лицо, и данные показали, что, когда он это делал, его отправляли в кабинет директора «успокоиться». Одного визита в кабинет директора оказалось достаточно, чтобы раскрыть причину поведения: в кабинете директора было весело!

Самоагрессия Диего прекратилась, когда у него появился другой способ попасть в кабинет директора: специальный пропуск, который он может использовать в течение дня, чтобы выйти из класса и сходить к директору.

Очень часто функция поведения — получение определенных сенсорных ощущений. В этом случае может быть очень полезна консультация с эрготерапевтом. В случае Тайлера, который расковыривал ногти до крови, я хотела дать ему что-то, чтобы занять руки, и думала о мячике для сжатия. Однако моя коллега, эрготерапевт, предложила сенсорное кольцо для перебирания пальцами — более эффективное решение, потому что сенсорная обратная связь от кольца была ближе к ковырянию ногтей, чем от мячика.

Полезный совет: Поощряйте альтернативное поведение как сумасшедшие. Как только ваш ребенок прибегает к альтернативному поведению, он тут же должен получать какую-то дополнительную награду, только так он начнет предпочитать альтернативное поведение уже привычной самоагрессии.

3. Уменьшите эффективность самоагрессии

Это особенно полезно, если цель поведения — получение сенсорных ощущений. Наша задача в этом случае сделать поведение менее приятным и привлекательным для ребенка. Помните, в начале статьи говорилось о Грейс, которая вырывала волосы? Разумеется, ей нужно подобрать альтернативное поведение, что-то, чем можно занять руки, и что будет напоминать вырывание волос. Однако было трудно переключить ее полностью на альтернативное поведение, так как у нее постоянно был доступ к собственным волосам! Мы смогли решить эту проблему, изменив ощущения от ее волос. Во время причесывания мы начали наносить и оставлять на ее волосах кондиционер, из-за чего текстура ее волос сильно изменилась, и она быстро переключилась на игры с сенсорной игрушкой, заменявшей выдергивание.

Другие примеры такого подхода — подкладывать подушку под голову ребенка, который бьется головой ради определенных ощущений, наносить крем на руки ребенка, который расцарапывает сухую кожу или наносить безопасный лак на ногти ребенка, который их ковыряет.

4. Поощряйте другое поведение

Это отличная стратегия для самоагрессии с высокой частотой. На основе ваших данных определите самый маленький интервал между двумя эпизодами самоагрессии, а затем предоставляйте ребенку поощрение за отсутствие самоагрессии в течение этого интервала, постепенно увеличивая время. Например, ваши данные показывают, что ребенок проявляет самоагрессию каждые 20-30 секунд. Начинайте поощрять или награждать вашего ребенка за каждые 15 секунд без самоагрессии. Затем, с течением времени, увеличивайте интервал, который должен пройти до поощрения. Такой метод потребует больших усилий и затрат, но если речь идет о самоагрессии с высокой частотой, то это того стоит.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Самоагрессия у аутистов что делать

Дети с расстройством спектра аутизма (РАС) могут вести себя агрессивно по отношению к себе или другим людям. Существуют стратегии, которые вы можете использовать, чтобы предотвратить агрессивное поведением вашего ребенка.

Почему проявляется агрессия при аутизме

Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть фото Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть картинку Самоагрессия у аутистов что делать. Картинка про Самоагрессия у аутистов что делать. Фото Самоагрессия у аутистов что делать

Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий (стереотипий), вокализаций и агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:

Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов

Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.

Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый

Помощь детям в общении: метод второй

Понять причину – решить проблему: метод третий

Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.

Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов

Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:

Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва

Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.

Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть фото Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть картинку Самоагрессия у аутистов что делать. Картинка про Самоагрессия у аутистов что делать. Фото Самоагрессия у аутистов что делать

В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.

Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!

Совет: родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению эмоционального срыва и истерики.

Применения метода A-B-C

Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:

Как помочь ребенку выражать свои потребности

Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?

Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.

Изучение агрессии при аутизме

Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.

Агрессия при аутизме, отзывы

В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться.

ПоложительныеОтрицательные
Нам очень помог совет с распорядком дня и картинками. Мне намного проще понимать, чего хочет дочь, и атмосфера дома стала более доброжелательной и спокойной. (Марта)А у нас агрессия началась как раз после назначения ноотропного препарата. Дочь перестала спать по ночам, стала раздражительной, плакала, все швыряла. Это было нечто. Я сразу даже не связала препарат с поведением. Как только отменили, через неделю все восстановилось. Теперь боюсь всех этих лекарств! (Надя)
У нас ЗПРР на основе аутистического синдрома, и приступы гнева начали проявляться только в 5 лет, когда мы начали сына водить в детский сад. Он просто начал подражать остальным детям, начал кусаться, драться, требовать что-то плачем и т.д. Несколько сеансов с психологом, плюс ко всему дома начали играть в ролевые игры с демонстрацией разных ситуаций, помогло исправить ситуацию. Ах, да, группу в дет.саду мы сменили. Сын опять спокойный и уравновешенный. (Лиля)Ой, все просто, дома должно быть спокойно, тихо и комфортно. Дарите внимание своим крохам и не будет проблем. А если дома родители ссорятся, на ребенка начхать, только пичкают его препаратами, так и агрессии не удивляйтесь! (Вероника)
Мы нашли свой метод успокоения. Наша зайка перестает капризничать и крушить все на своем пути как только видит плавающих дельфинов с их пением. В комнате всегда играет релаксирующая музыка и окружают только фиолетовые тона (по совету психолога(Ирина)).
У нас раньше агрессия начиналась как только приближалось время сна. Какой-то бешеный страх был. Опытные психиатры разработали ритуал сна. На его внедрение мы потратили полгода. Зато теперь никаких проблем и никакой агрессии. (Татьяна)
Звуки дождя, трели птиц, пение дельфинов, музыка для медитации – все это положительно влияет на состояние души и на поведение нашей малышки, да и наше с мужем. Даже после эмоциональной прогулки, после того, как мы переступаем порог квартиры, она расслабляется и успокаивается. (Зарина)

Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть фото Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть картинку Самоагрессия у аутистов что делать. Картинка про Самоагрессия у аутистов что делать. Фото Самоагрессия у аутистов что делать

Вывод
Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.
Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.

Источник

Из-за чего дети с аутизмом могут проявлять агрессию и почему они в этом не виноваты

В Москве в июле 13-летний мальчик выбросил из окна свою новорожденную сестру, пока их мать ненадолго отвлеклась. По некоторым данным, у него диагностирован аутизм. Следственный комитет возбудил уголовное дело о причинении смерти по неосторожности.

Эксперты отмечают, что у людей с расстройством аутистического спектра встречаются проявления агрессивного поведения. Однако на это влияет не сам диагноз, а внешние факторы, например — стресс, потребность во внимании. Решить эту проблему может эффективная система помощи, которой в России сегодня нет.

Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть фото Самоагрессия у аутистов что делать. Смотреть картинку Самоагрессия у аутистов что делать. Картинка про Самоагрессия у аутистов что делать. Фото Самоагрессия у аутистов что делать

«Агрессивное поведение у людей с аутизмом возникает не потому, что у них аутизм»

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психологического (психического) развития. Человеку с РАС бывает сложно выстраивать коммуникацию с людьми, он иначе воспринимает окружающий мир.

По данным ВОЗ, примерно один ребенок из 160 имеет расстройство аутистического спектра. Оно проявляется по-разному: некоторые люди с аутизмом самостоятельны и эффективны в повседневной жизни, другие же нуждаются в постоянном уходе. Способности и потребности таких людей могут со временем меняться, но расстройство сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Агрессивное поведение у людей с РАС может встречаться несколько чаще, чем у людей без него, говорит врач-психиатр, учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, член экспертного совета фонда «Выход» и фонда «Антон тут рядом» Елисей Осин. По его словам, чаще всего такое поведение наблюдается у маленьких детей, оно связано с нарушением коммуникации. Например, если ребенок с аутизмом не может спокойно продемонстрировать потребность во внимании, объяснить другим, что он хочет, или пытается достичь определенную цель, то прибегает к более простым способам поведения.

Выглядеть агрессивное поведение может по-разному: от щипков и кидания предметов до истерик, когда ребенок падает на пол, расстраивается, кричит.

По словам руководителя организации «Шаг за шагом» Светланы Артемовой, среди людей с аутизмом распространена самоагрессия: они могут повреждать себя, царапая кожу, вырывая волосы. Такое поведение чаще всего провоцируют внешние раздражители.

«Например, есть причины, которые для обычных людей неважны или незначительны, а люди с аутизмом придают этому большое значение и могут повести себя таким образом», — рассказывает Артемова.

Часто РАС сопровождается сопутствующими расстройствами, в том числе депрессией, тревожным состоянием, гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. По словам Елисея Осина, это также может стать дополнительной причиной проблем с поведением.

В процессе взросления у большинства людей с аутизмом формируются навыки коммуникации и социального взаимодействия, поэтому проблемное поведение уменьшается. В то же время, отмечает Осин, у подростка или взрослого человека с аутизмом оно может проявляться сильнее и нужно больше усилий, чтобы с этим справиться. Во избежание таких проблем с возрастом, людям с аутизмом и их семьям требуется ранняя помощь.

«Если малышей научить эффективно контактировать с людьми, то можно предупредить их агрессивное поведение во взрослом и подростковом возрасте», — говорит Осин.

Ранняя помощь — это система мер, которая помогает как можно раньше преодолеть симптомы аутизма, поясняет эксперт. Детей учат эффективной коммуникации с людьми, участию в общих играх, социализируют с учетом их индивидуальных потребностей. Важно также научить родителей налаживать контакт с детьми с РАС.

«Когда маленький ребенок ведет себя своеобразно и развивается своеобразно, родители часто бывают крайне растеряны и предпринимают, мягко говоря, неэффективные действия: тратят деньги на шарлатанов или на неисследованные процедуры, лекарства. Могут также не понимать поведение ребенка», — объясняет Елисей Осин.

Какие есть проблемы и какая нужна помощь

Медицинская помощь и терапия

Сегодня одна из главных проблем для людей с аутизмом и их родных — отсутствие эффективной социальной и медицинской помощи и терапии, сходятся во мнении и эксперты. Часто в медучреждениях родителям ребенка с РАС предлагают госпитализацию даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости.

«Например, подросток демонстрирует сложное поведение: не хочет выходить на улицу, не слушается, ходит по дому без одежды. Родители приходят к врачу, а им говорят: “Положите его к нам в больницу”. И что это изменит? Ничего. Выйдет из больницы точно такой же, если не хуже», — утверждает Осин.

По его словам, госпитализация людей с аутизмом в психиатрические стационары — повсеместная практика. Бывает, что их помещают туда на неопределенное время. Им назначают лекарства, но «аутизм не лечится лекарствами, потому что это нарушение развития», — говорит Елисей Осин. Он также отмечает, что лекарства, которые назначаются, либо не оказывают никакого эффекта, либо оказывают успокаивающий и подавляющий эффект.

Люди с аутизмом нуждаются в терапии, основанной на прикладном анализе поведения: в обучении их терпению и ожиданию, соблюдению правил и социальных норм и другим навыкам жизни в обществе.

Прикладной анализ поведения (ПАП) или ABA (Applied behavior analysis) считается одним из самых эффективных методов работы с аутизмом. Это научный метод, который основан на психологических теориях о поведении. Иными словами, ПАП изучает поведение и предлагает инструменты для его изменения, специалисты в этой области создают условия, в которых нужное поведение закрепляется, а нежелательное прекращается.

Провести поведенческую терапию в России можно в основном платно, поэтому, если у семьи нет средств, она фактически остается без помощи. Как объясняет Светлана Артемова, на родителей в такой ситуации ложится большая ответственность, потому что ребенок с аутизмом требует внимания 24 на 7: его нужно постоянно контролировать, помогать ему в бытовых вещах и в учебе.

«У нас есть социальные службы, которые предлагают социальные услуги. Но в конечном итоге это не дает какого-то серьезного облегчения и помощи родителям, потому что, например, практически все реабилитационные центры отказываются брать так называемых низкофункциональных детей, у которых очень большие сложности, у которых серьезные проблемы с поведением, которые часто невербальны», — рассказывает Артемова.

Инклюзивное образование

Кроме того, детей с аутизмом не всегда берут в детские сады, а школы отправляют ребенка на домашнее обучение. В такой ситуации вся ответственность за развитие и социализацию снова ложится на плечи семьи: они должны заниматься его развитием, реабилитацией, социальной адаптацией и учебой.

В эффективную систему поддержки как раз входит адаптация детских садов, школ и вузов: «Это обучение тех людей, которые там находятся: воспитателей, учителей; подготовка специальных отделов в школах, которые занимались бы адаптацией и делали методическое сопровождение. Наконец, это создание особенных рабочих мест или адаптация обычных рабочих мест для людей с аутизмом», — добавляет врач-психиатр Елисей Осин.

По словам специалиста, из-за отсутствия полноценной системы помощи со стороны государства ее «приходится изобретать в буквальном смысле слова». Люди учатся, читают книги и проходят специальные курсы, чтобы самостоятельно помочь близкому с РАС.

«Есть удачные примеры, как люди смогли открыть какие-то полноценные учреждения. Но это происходит не из-за помощи [со стороны государства], а благодаря тому, что уникальные персонажи начали что-то делать: “Никто моему ребенку не поможет, только я, родитель”», — говорит он.

Светлана Артемова рассказывает, что за последние несколько лет родительское сообщество детей с аутизмом по всей России стало активно просвещать людей по теме аутизма: «У нас есть ассоциация родительская “Аутизм. Регионы”, которая собрала большое количество НКО. Мы стараемся учить наших детей в обычных общеобразовательных школах, пытаемся рассказывать всем, что людей с аутизмом не нужно бояться, что нужно просто понимать мотивы их поступков, понимать, почему они поступают тем или иным образом», — делится Артемова.

Организации, которые помогают людям с расстройством аутистического спектра:

— «Антон тут рядом» — фонд реализует программы, направленные на создание жизненного маршрута для человека с аутизмом в России: от ранней диагностики и дошкольного инклюзивного образования до сопровождаемого трудоустройства и самостоятельной жизни в обществе.

— «Выход» — миссия фонда — «делать лучше жизнь людей с аутизмом и их близких сегодня, создавать возможности для достойной жизни в будущем».

— Фонд «Контакт» помогает детям с расстройством аутистического спектра.

— Центр проблем аутизма — официальный центр обучения по всем доказательным методикам коррекции РАС в России.

— «Аутизм. Регионы» — ассоциация организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС, по большей части занимается информационной работой.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Новости

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *