реши что делать в экстренных случаях

Анализ опасностей перед началом и во время выполнения работ по методике «Пять шагов»

Анализ опасностей перед началом и во время выполнения работ по методике «Пять шагов»

Шаг 1. Сделай паузу и продумай работу!

Кто еще будет участвовать в выполнении работы или находиться рядом?

Шаг 2. Определи опасности и возможные последствия!

Рассмотри все опасности в этих категориях.

Задай себе вопрос: «Какие еще опасности могут быть в этой работе?»

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

Подумайте, какие еще есть примеры опасностей, которые не вошли в вышеперечисленные восемь.

Какие источники опасности есть или могут появиться на каждом из этапов работы?

Шаг 3. Реши, как защитить от опасностей себя и других!

Могут потребоваться дополнительные меры обеспечения безопасности.

Шаг 4. Реши, что делать в экстренных случаях!

Шаг 5. Прими решение о возможности начинать или продолжать работу!

Убедись:

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

Что дальше?

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаяхреши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаяхреши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

Если невозможно выполнить работу безопасно –

не начинайте / остановите работу, используя стоп-карту и обратитесь к непосредственному руководителю!

Разработали методические рекомендации

ООО «Нова Энергетические Услуги»

адрес: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, Промзона СУМВР

Источник

Первая помощь. Когда оказывается? Первоочередные действия.

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

Первая помощь — это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Цель ее — устранить явления, угрожающие жизни, а также предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Согласно ст. 31 ФЗ РФ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан» каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстренной ситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Кроме того, статьи «Крайняя необходимость» Уголовного, Административного и Гражданского Кодексов защищают человека, оказавшего первую помощь, даже если пострадавший умер или ему в процессе оказания первой помощи был нанесен неумышленный вред.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни, освоить которые сможет любой человек.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

1. Отсутствие сознания.

2. Остановка дыхания и кровообращения.

3. Наружные кровотечения.

4. Инородные тела верхних дыхательных путей.

5. Травмы различных областей тела.

6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.

7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим (универсальный алгоритм оказания первой помощи)

1. Убедись, что ни тебе, ни пострадавшему ничто не угрожает. Используй медицинские перчатки для защиты от биологических жидкостей пострадавшего. Вынеси (выведи) пострадавшего в безопасную зону.

2. Проверь признаки сознания у пострадавшего. При его наличии — перейди к пункту №7 и далее.

3. При отсутствии сознания обеспечь проходимость верхних дыхательных путей и проверь признаки дыхания. При его наличии переходи к пункту №6 и далее.

4. При отсутствии дыхания вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) скорую медицинскую помощь (со стационарного телефона — 03, с мобильного телефона — 112).

5. Восстанови дыхание и сердечную деятельность путем надавливаний на грудную клетку и проведения искусственного дыхания (30 надавливаний на 2 вдоха).

6. В случае появления признаков жизни у пострадавшего (или в случае, если эти признаки имелись у него изначально) выполни поддержание проходимости дыхательных путей (устойчивое боковое положение).

7. Выполни обзорный осмотр пострадавшего. Останови наружное кровотечение при его наличии.

8. Выполни подробный осмотр пострадавшего на наличие травм и неотложных состояний, окажи первую помощь (например, наложи герметизирующую повязку на грудную клетку при проникающем ранении).

9. Придай пострадавшему оптимальное положение тела, определяющееся его состоянием и характером имеющихся у него травм.

10. До прибытия скорой медицинской помощи или других служб контролируй состояние пострадавшего, оказывай ему психологическую поддержку.

11. По прибытии бригады скорой медицинской помощи передай ей пострадавшего, ответь на вопросы и окажи возможное содействие.

Источник

Как помочь себе и другим в экстремальной ситуации: советы психолога МЧС

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

Если Вы оказались в зоне чрезвычайной ситуации, стали ее участником или очевидцем, прежде всего:

— убедитесь, что у Вас нет физической травмы;

— если есть необходимость – вызовите скорую помощь или попросите других это сделать;

— постарайтесь не терять самообладания;

— подумайте о собственной безопасности.

Если с Вами случилась истерика, уйдите от «зрителей», останьтесь один. Умойтесь холодной водой – это поможет прийти в себя. Сделайте несколько дыхательных упражнений.

Если Вы наблюдаете у человека истерику, попытайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себе: чем меньше зрителей, тем быстрее реакция истерики прекратится. Постарайтесь стать самым внимательным слушателем, кивайте, поддакивайте. Сократите свою речь, говорите мало. Если не «подпитывать» эту реакцию своими репликами, то через 10-15 минут она пойдет на спад. После истерики человек испытывает усталость, необходимо дать ему возможность отдохнуть.

Если Вы испытываете агрессию, гнев, злость, постарайтесь высказать свои чувства другому человеку. Дайте себе физическую нагрузку. Не вините себя в своих сильных эмоциях.

Чтобы помочь пострадавшему с агрессивным поведением, разговаривайте с ним спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи. Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как Вы считаете, что будет лучше сделать это или вот это?».

Если Вы испытываете непреодолимую усталость и апатию, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться. Если ситуация требует от Вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут. Помассируйте мочки ушей и пальцы рук. Выпейте чашку некрепкого сладкого чая, сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.

Не «выдергивайте» человека в апатии из этого состояния без крайней на то нужды. Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки», взывая к моральным нормам, не нужно говорить, что «так нельзя», «ты сейчас должен».

Если вы испытываете страх, который лишает способности думать и действовать, примените несколько простых приемов. Можно сделать несколько дыхательных или физических упражнений. Попытайтесь сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми – высказанный страх становится меньше.

Не оставляйте человека, испытывающего страх, одного. Предложите ему задержать дыхание, насколько это возможно, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании. Когда острота страха начинает спадать, поговорите с человеком о том, чего он боится, но не нагнетая эмоции, а давая возможность человеку выговорится.

Если у Вас состояние тревоги, можно сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение. Можно вовлечь себя в какую-то продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями. Старайтесь быть среди людей, не оставаться в одиночестве.

При тревожной реакции очень важно постараться «разговорить» человека и понять, что его тревожит. Возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой.

Если Вы плачете, не нужно сразу стараться успокоиться, «взять себя в руки». Нужно дать себе время и возможность выплакаться. Если слезы не приносят облегчения, выпейте стакан воды, после чего медленно, но не глубоко дышите, концентрируясь на своем дыхании.

Повторим еще раз основные правила психологической поддержки человека в экстремальный ситуации:

Не оставлять человека одного!

Сначала проверить, нуждается ли человек в медицинской помощи.

Дать острой стрессовой реакции (плач, страх, злость, истерика, апатия) состояться. Помнить, что человек имеет право на проявление такой реакции на ненормальные обстоятельства.

Оказывать человеку максимальную поддержку.

Предоставлять только проверенную информацию, полученную из достоверных источников.

По возможности обеспечить человеку минимальные условия жизнедеятельности на этот период (питье, еда, теплая одежда, место отдыха, медицинская помощь, психологическая поддержка).

Если человек, находясь в период ожидания, не может «усидеть» на месте, вовлечь его в какую-то совместную деятельность, может быть, помочь нуждающимся.

Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.

Источник

Важные навыки, которые понадобятся тебе в чрезвычайной ситуации

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

Самая большая ошибка большинства людей в таких ситуациях — недооценка опасности. Они считают, что, раз живут в современном городе, им ничего не грозит, и не нужно изучать навыки, которые могут спасти их жизнь. И иногда это приводит к печальным последствиям.

Если не хочешь лишиться здоровья или жизни, тебе нужно знать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Первая помощь

Этот навык обязателен для каждого человека, и получить его можно в профессиональных обучающих центрах. Там научат, что нужно делать при различных ранениях, остановке сердца и дыхания и в других опасных ситуациях.

Одними из самых важных навыков первой помощи являются правильное проведение непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких, приёма Геймлиха и других мероприятий, призванных предотвратить летальный исход. Желательно носить с собой обезболивающее для предотвращения болевого шока и, как следствие, потери сознания.

Наблюдение за окрестностями

Проблема большинства людей в том, что они совершенно не мыслят наперёд, не оценивают обстановку вокруг, даже если находятся в достаточно опасном месте. Первое, что нужно делать, когда приходишь на концерт, в метро или в другое людное место, — искать глазами запасной выход или максимально простые и быстрые пути отступления.

Не поленись и удели несколько минут для осмотра места, изучи все возможные запасные выходы и план эвакуации. В случае возникновения чрезвычайной ситуации это позволит тебе одному из первых быстро выбраться из опасного места, что многократно повысит шансы на выживание, как минимум исключая риск быть насмерть затоптанным обезумевшей толпой.

Наблюдение за поведением людей

Также стоит изменить свой маршрут в случае, если навстречу идёт человек, у которого есть опасный предмет в руках или он тянется за чем-то, что расположено за поясом или под курткой. Даже если ошибёшься, и он в этот момент доставал телефон, лучше перестраховаться.

Правильная оценка вектора движения

Нередко выживальщики говорят о том, что при обстреле нужно двигаться зигзагообразно, чтобы стрелок имел меньше шансов на поражение. Это хорошая идея, если преступник вооружён пистолетом и его навыки стрельбы оставляют желать лучшего. Но если он вооружён автоматом или дробовиком и действие происходит в толпе, стоит выбрать наиболее оптимальный вектор движения — прямой — при условии, что преступник тебя не видит. В таком случае можно намного быстрее добраться до запасного выхода.

Что касается путей побега, будь то пожар или стрельба, нужно думать только об одном — о выживании. В обычных ситуациях перспектива разбить окно, порезаться и выпрыгнуть со второго этажа, сломав себе ноги, кажется безумной, но в чрезвычайных главное — выбраться из ловушки и выжить. Раны можно залечить, но воскресить человека уже не получится.

Разумеется, речь идёт о разумном гамбите, когда ты отдаёшь меньшее за большее. Если единственным путём спасения видится окно на двенадцатом этаже, стоит быстро придумать другой вариант, так как этот не спасёт тебе жизнь.

Спасение людей

Большинство людей при возникновении чрезвычайной ситуации теряют равновесие. Они дезориентированы, напуганы и совершенно не знают, как себя вести. Если видишь такого человека, помоги ему выбраться — разумеется, при отсутствии серьёзной угрозы для твоей жизни в случае спасательной операции. При необходимости приведи его в чувство громким криком, встряской или пощёчиной.

Да, это вызовет недовольство, но куда важнее выбраться из пожара или другой опасной ситуации со злым, но находящимся в трезвом уме человеком, чем нести на себе оцепеневшее тело.

Умение находить укрытия и маскироваться

Это умение перекликается с навыком наблюдения за окрестностями. Изучая местность, найди несколько потенциальных укрытий, которые помогут тебе спрятаться от пламени, нападения невооружённых или вооружённых людей. Также стоит найти предметы, которые помогут заблокировать проход тем, кто угрожает причинить вред. Разумеется, это касается бытовых ситуаций, а не, к примеру, террористических атак, где любое сопротивление может привести к гибели.

Что касается маскировки, это умение позволит укрыться от злоумышленников, которые не слишком аккуратно осматривают местность (например, пьяных). В этот момент следует выключить телефон и любые другие устройства, которые могут выдать твое местоположение звуком или светом.

Умение находить оружие

При отсутствии массивных предметов в ход могут пойти ножницы, зонтик, швабра или даже чашка горячего кофе, который можно плеснуть злоумышленнику в лицо. Оптимальным решением при нападении одного человека будет объединить силы с кем-то, чтобы один вызвал экстренную службу, в то время как второй блокировал атаки нападающего.

Знание болевых точек

Борьба — твой последний аргумент, когда вероятность побега исключена. В таком случае лучше иметь хотя бы базовые навыки боевых искусств, но куда важнее знать о болевых точках. Не стесняйся целиться в глаза, в пах и другие уязвимые места. Главная задача — дезориентировать противника, вывести его из реальности хотя бы на пару секунд, чтобы успеть выбраться из ловушки.

Источник

Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

реши что делать в экстренных случаях. Смотреть фото реши что делать в экстренных случаях. Смотреть картинку реши что делать в экстренных случаях. Картинка про реши что делать в экстренных случаях. Фото реши что делать в экстренных случаях

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация— это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :

как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *