река мста почему такое название

Сквозь темный свод лесов приходим в те места,
Где льет полезный ток величественна Мста.
Несчетной тьмой судов ее покрыты бреги,
Судов, к Петрополю свои стремящих беги
Н. М. Муравьев. Путешествие (1770-1775)

1) Существующая этимология

1) Кратко о формировании государственности на Днепре

Появление администрации (князья, дружина) на гигантском Днепровском торговом пути (ок. 880-945), главной задачей которой являлось обеспечение безопасного судоходства, привело к развитию делового религиозно-торгового письменного языка, одинаково понятного на всем его протяжении. Лексической базой этого делового языка в регионе мог быть только – иврит, административный и религиозный письменный язык Хазарского каганата. Иврит был способен выразить множество понятий, возникших в связи с вовлечением племен бассейна Днепра в международную религиозно-торговую систему и организацией городского быта; нового способа управления территориями (город и подчиненный ему сельский округ). Очевидно, что до периода князя Святослава торговый путь находился под хазарским контролем (в Киеве было два квартала – Жидовский и Козары), соответственно князья и дружина находилась в вассальной зависимости от правителей каганата.

Собственно все походы на Константинополь были организованы с целью, прорвать экономическую блокаду, которую установила Византия в бассейне Черного моря. Константинополь в это время был монополистом, крупнейшим перевалочным пунктом в системе Европа-Азия-Африка, в мировой торговле и ремесленном производстве, и естественно уступать свои позиции не желал.

2) Развитие делового языка Руси

Первый известный письменный документ, вышедший из Киева – «Киевское письмо», был написан на иврите (ок. 950 г., время кн. Ольги). Распространение языка на базе иврита, который перекочевал вслед за своими носителями в Киев из Крыма, шло через контакты русской администрации и еврейско-хазарской общины (монополия в торговле).
Договор 945 года интересен тем, что летописец фиксирует в нем развитие делового письменного языка: «Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные. Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше; те послы и гости, которые будут посылаться им, пусть приносят грамоту, написав в ней, что «послал столько-то кораблей», чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему».

Разные классы слов в языке выражают состояние действительности, слова-понятия: князь, дружина, война, дань, город, река (названия рек) составляют большинство в терминологии Повести временных лет (ПВЛ) и соответственно отражают интересы россов. Существует устойчивое мнение, что летописец в Повести… однобоко отразил деятельность князей; это представление не совсем верно, летописец отобразил интересы всего русского общества сплоченного вокруг князя, дружины и военной деятельности.
В этом мире все ценностные мотивации вращаются вокруг получения ДАНИ (ренты) и торговых отношений. Дань до правления княгини Ольги была «безразмерной», летописное «по щелягу от дыма» (мелкая серебряная монета, в XVII в. налог на ремесленников в еврейских общинах Польши, ивр. шелег – снег, т.е. белая) явно не соответствует реалиям, описанным в ПВЛ. Действительный налоговый режим власти был стихиен, согласия между социальными группами княжеский русский город – племенная периферия не было. Восстание древлян заставило княгиню Ольгу создать более разумную систему налогообложения, провести границы, определить нормы и назначить должностных лиц контролирующих сбор дани (полюдья).

2) Формирование системы налогообложения

Процесс формирования русской государственной территории (государств без идеологии (религии) и налоговой системы не существует), начался во время регентства княгини Ольги (после смерти кн. Игоря).

САНИ = иврит ШЭНЭТ засечка, отметка, метка; СИН скоба; ШИНЕН быть сделанным с зубцами; ШЕН зубец; в те времена помечали родовые территории зарубками на деревьях или ставили межевые знаки, зарубкам и знакам придавалась различная форма.

Нам осталось связать гидроним Мста с сакральным языком иудеохристианства – ивритом, и если мы найдем в структуре слова еврейские корни, указывающие на налоговую систему, то наша догадка превратиться в историко-лингвистический факт, имеющий рациональное теолого-философское основание (гидроним можно помыслить).

3) Терминология иврита и библейские образы

* МС = ивр. МАС дань, налог, пошлина, повинность (трудовая).

* ТА = ивр. ТЕА устанавливать пограничную линию; ТИУА ставить знак, обозначать, начертать.

МСТА = МСТА = ивр. МАС дань, налог, пошлина, повинность (трудовая) + ТЕА устанавливать пограничную линию; или ТИУА ставить знак, обозначать, начертать; т.е. линия (межа) налогообложения.

Очевидно, что случайных совпадений быть не может, два еврейских корня, в результате транслитерации (перевода одной знаков одной алфавитной системы в другую) послужили моделью для образования русского понятия Мста. Теперь мы знаем основательницу налоговой системы Руси, время установления областных границ и методику, которая применялась для образования новых понятий в русском языке, а также время возникновения русской системы гидронимов – 947 год.

4) Подобные термины

б) Река Москва в верховьях истекает, имея линию русла с запада на восток, к северу от города Москва река резко меняет направление течения на юго-восток, здесь фиксируется (реконструкция) граница между Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами. Древний путь Смоленск-Москва-Владимир (Смоленская дорога) проходил южнее западного (верхнего) участка реки, он имел особенность – можно было пройти от Смоленска и до Москвы, минуя крупные переправы (сухой коридор, дорога войны с древнейших времен), собственно в 1812 г. по нему прошел и Наполеон.

* МОС+КВА (Масква) = ивр. МАС дань, налог + КАВА устанавливать; или КАВ линия, черта (позже меридиан, параллель), маршрут; т.е. черта (граница) налогообложения.

* Втор. 20:11: «Если он согласится на мир с тобой и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань (МАС) и служить тебе» (Правила войны).

* Иисус Навин 17:10: «Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань (МАС)».
Притчи 12:24: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (МАС)».

* 2 Цар. 20:24: «Адорам – над сбором податей (МАС)»; то же в 3 Цар. 4:6.

* Плач Иеремии 1:1: «князь над областями сделался данником (МАС).

Матф. 22:17-22 (на еврейском). Фарисей: «позволительно ли давать подать (МАС) кесарю, или нет? Иисус: «Покажите мне монету, которою платите подать (МАС) … чьё это изображение и надпись? … отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу».

Таким образом, гидроним МСТА, отнесенный летописцем ко времени кн. Ольги означал границу, межу между территориями, включенных в общую налоговую систему – Мста = граница дани, пошлин, повинностей. Гидроним, очевидно, составлен из двух еврейских слов-понятий.

Источник

Сквозь века по мсте-реке

СКВОЗЬ ВЕКА ПО МСТЕ-РЕКЕ

В честь предстоящего 300-летия создания Вышневолоцкой водной системы, позволившей построить Санкт-Петербург, в конце мая 2001 года из Твери отправился караван катамаранов, переоборудованных под знаменитые купеческие барки. Его путь лежал от Вышнего Волочка до Великого Новгорода по Мсте-реке. Но прежде чем приступить к описанию самого путешествия, давайте познакомимся с историей славного города Тверской губернии, прозванного русской Венецией.

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК И ЕГО ВОДНАЯ СИСТЕМА

В Вышнем Волочке сохранились удивительные названия: Бейшлот (Верхне-Цнинская плотина), Бейшлотская набережная, Тверецкий канал, Обводной канал, Цнинский канал, шлюз, дом смотрителя шлюза… В центре города, возле Богоявленского собора, воды реки Цны омывают, петляя, причудливой формы острова, через протоки перекинуты мосты, и вы невольно оказываетесь в стихии водного пространства. Именно в этом эпицентре сокрыта история создания Вышневолоцкой водной системы – первого в России искусственного водного пути.
В одном старинном путеводителе сказано: «Город сей, сколько по малолюдству и строению неважен, столько водами его окружающими знаменит». В Вышнем Волочке берёт начало быстрая Тверца, спокойная Цна делит своим течением город на две части, с Цной сливается её сестра Шлина. Два водохранилища – Мстинское и Вышневолоцкое – как две большие ладони, поддерживают город.
На Вышнем Волочке люди селились издревле. Селения стояли вдоль путей, по которым велась обширная и бойкая торговля, проходили военные дружины, проезжали заморские послы и гости…

РЕКА МСТА – СТАНЦИЯ МСТА – БЕРЕЗОВСКИЙ РЯДОК

Интересные сведения читаем мы в одном путеводителе: «Река Мста берёт начало из озера Мстино, расположенного неподалёку от Вышнего Волочка, и через 470 км впадает в озеро Ильмень вблизи Новгорода. На значительном протяжении Мста и многие её притоки протекают в пределах восточной части Валдайской возвышенности.
Мста, как полагают, получила своё название от угро-финского слова «муста» (чёрная) за тёмный цвет воды, которую приносят в неё притоки, начинающиеся в болотах. В верховьях Мста течёт по ледниковой долине, а затем пересекает несколько гряд, прорезая твёрдые коренные породы и образуя пороги. Покинув пределы Валдайской возвышенности, она разливается и в озеро Ильмень впадает широкой полноводной рекой…
Озеро Мстино лежит на 135 м выше уровня Ильменя, куда впадает Мста. Скорость течения и характер препятствий на ней очень зависят от уровня воды.
Используя Вышневолоцкий водный путь в XVIII – XIX веках, купеческие барки шли только в одну сторону – в Санкт-Петербург, а там разбирались на барочные дрова. Средняя барка имела длину в 17 саженей (1 сажень – 2 м 13 см) и ширину 4 сажени, грузоподъёмность –
8 тысяч пудов. Строилась барка из хорошего елового или соснового леса. Из Вышнего Волочка барки уходили по сплаву: рули и мачты снимались, устраивались помосты, на которых стояли лоцман и рабочие, управляющие четырьмя огромными вёслами – потесями…»
Именно этим историческим водным путём предстояло пройти тверскому весеннему каравану от мстинской плотины до озера Ильмень, и далее в Великий Новгород.
Для нас трудоёмкий перенос трёх катамаранов через мстинскую плотину с разгрузкой и последующей загрузкой походного снаряжения занял около двух часов. Фотокорреспонденты и видеоператор зафиксировали и этот знаменательный процесс, хотя интересных кадров за наше путешествие было предостаточно.
После тяжких трудов руководитель экспедиции разрешил, в качестве короткой передышки, рассмотреть это гидротехническое сооружение XVIII века. Его высота – 10-15 метров, облицован гранитом, и в этом уже чувствуется величие былой эпохи, но одновременно возникает ощущение запустения, заброшенности. Три шлюза разрушены, конструкции проржавели, и функционирует только четвёртый, современный. Заслонка немного приподнята и оттуда, бурно фонтанируя, вырывается вода озера Мстино, регулируя и наполняя реку Мсту.
Снова спускаемся к своим катамаранам уже на реке Мсте. Отчаливая от берега, в зарослях осоки обнаруживаем старинный водомерный столб, полузабытый людьми, но по-прежнему исправно исполняющий свои обязанности. По полустёртым отметкам определяем уровень воды в реке. После плотины она широко разливается, образуя большую заводь, а затем высокие берега сжимают русло, и Мста бежит шустрой, извилистой речкой.
Днём на маршруте нас накрыл сильный дождь, все основательно вымокли, но потом выглянуло солнце, и мы мгновенно забыли о трудностях пути. С каждым километром всё больше втягиваемся в ритм движения, приноравливаемся к вёслам, приобретаем опыт обходить камни на мелководьях и быть бдительными на стремнинах. Но вечером нас ждали новые испытания: вначале путь преградил мост со сваями, который нам всё же удалось пройти без разгрузки походного снаряжения, а затем, когда участники экспедиции уже совершенно устали, водную дорогу перекрыл низкий понтонный мост. Пришлось разгружать и переносить катамараны через это злополучное препятствие, а затем снова погрузка и до 23 часов шли по реке, навёрстывая упущенное время. С трудом, почти в темноте, среди крутых и заросших осокой берегов, выбрали стоянку на ночлег…
На другой день пейзаж за бортом изменился – высокие берега отступили, открывая простор и реке, и взору. По правому берегу показались курганы, их 8 – 10 штук. Помня историю, хочется назвать их «скандинавские», ибо скандинавы в X-XII веках тоже бороздили эти просторы. Проплываем старинное село Млево с его главной достопримечательностью – Спасо-Преображенским собором. Величественный, белокаменный, с портиками, фронтонами и пятью куполами, он словно провожает нас невидимым оком.
К полудню причаливаем к большому посёлку с названием «Станция Мста». Местные мальчишки при виде катамаранов что-то кричат с берега, и мы их тоже приветствуем поднятием парусов с гербами Твери, Вышнего Волочка и Великого Новгорода. Остановились у высокого железнодорожного моста, где проходит железная дорога Бологое-Удомля. Руководители экспедиции и спецкорреспонденты пошли отзваниваться на вокзал, а мы – осматривать местные достопримечательности. На противоположном берегу реки сохранился огромный былинный холм, на котором в VIII-X веках располагалось городище. Глядя на этого исполина, ощущается эпоха начала Руси и славянских поселений.
Вернулись руководители, принеся много новостей, и мы снова продолжили путь. Теперь по курсу нас ждали Кожинские пороги. По стремнинам мы их прошли быстро, а потом долго плыли по излучинам реки. В 20 часов миновали большое селение Сельцо, раскинувшееся на двух высоких берегах. В вечерних лучах солнца очень красиво высвечивался храм с высокой трёхъярусной колокольней.
В этот день мы так и не дошли до намеченного Березовского Рядка. Путь по порожистой Мсте оказался значительно длиннее, чем мы предполагали. Заночевали спешно на низкой поляне, где нас под утро накрыл холодный сырой туман.
С первыми лучами солнца мы опять продолжили путь. Впереди ждал сложный участок – 10 км порожистой реки вплоть до Березовского Рядка. Уровень воды здесь очень низкий, и катамараны то и дело застревают на мелководье. Те, кто имеет высокие болотные сапоги, спрыгивают в воду и с большими усилиями снимают катамараны с мели. При подходе к Березовскому Рядку пришлось разбирать каменную запруду, которую нельзя было никак обойти. Около полудня на высоком берегу реки наконец-то показалось селение Березовский Рядок.

БЕРЕЗОВСКИЙ РЯДОК – ОПЕЧЕНСКИЙ ПОСАД – БОРОВИЧИ

При подходе к Боровичам пейзаж изменился – по обе стороны реки возвышаются огромные зелёные холмы с выходом красных глин. Встречаются интересные песчаные откосы с красивым рельефом горизонтальных пластов осадочных пород.
В Боровичи прибываем вечером, при закате солнца, торжественно, при поднятых парусах.

БОРОВИЧИ – ТОПОРОК – ЛЮБЫТИНО

В Боровичах с давних пор останавливались барки, шедшие с товарами снизу с Ильменя и сверху с порогов. При Петре I, в период расцвета Вышневолоцкого водного пути, селение, получившее название Боровический Рядок, значительно разрослось. В Боровическом Рядке нанимали лоцманов, запасали товары к началу навигации, ремонтировали потрёпанные на порогах барки. Латали суда и в расположенном неподалёку селе Потерпелец.
В 1770 году село Боровический Рядок было переименовано в город Боровичи и ему присвоен герб: щит, разделённый пополам вертикальной чертой. На одной половине щита – золотое солнце на голубом поле, на другой – деревянный руль на серебряном поле – символ искусства боровических лоцманов.
Но дальнейшее развитие Боровичей было связано не с водным путём, а с огнеупорными глинами. В 1855 году был основан первый завод по производству огнеупорных кирпичей. Изделия из боровических глин получили повсеместное признание. И в наши дни производство огнеупоров – основная продукция Боровичей.
Тверской караван остановился на ночёвку в Боровичах прямо на городском пляже, возле ажурного моста через Мсту. Приветствовать гостей из Твери прибыла общественность города, местные журналисты брали интервью у руководителя экспедиции, фотокорреспонденты и телеоператор снимали фольклорную группу на фоне катамаранов.
На другой день мы покинули старинный город, хранящий дух эпохи лоцманов. Мста опять напомнила нам о порогах, а на сильных уклонах реки мы просто скатывались, словно с горы, вместе с несущимся потоком. Вдоль берегов – дремучие леса и выходы красной и синей глины. Но вот началась и глубокая вода, появились откосы с горизонтальным рельефом спрессованных песчаников.
В этот день нам повезло: каменистое мелководье кончилось, и мы впервые смогли применить мотор, подаренный экспедиции ещё в Вышнем Волочке. Можно было спокойно полюбоваться пейзажем. Мста всё время меняет направление: до Боровичей шли преимущественно на север, теперь на северо-запад.
Вечером у костра символически отпраздновали середину пути. Дежурные угостили салом, купленным в Боровичах. Разговоры, воспоминания о самых трудных и интересных участках пути и, конечно, об Опеченских порогах. Над рекой догорал закат в ореоле перистых облаков. Очень светло. Здесь, на новгородской земле, чувствуется наступление белых ночей.

ЛЮБЫТИНО–СТ. МСТИНСКИЙ МОСТ–ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Участник экспедиции
«Сквозь века по Мсте-реке»
(май – июнь 2001г.)

Источник

Река мста почему такое название

река мста почему такое название. Смотреть фото река мста почему такое название. Смотреть картинку река мста почему такое название. Картинка про река мста почему такое название. Фото река мста почему такое название

река мста почему такое название. Смотреть фото река мста почему такое название. Смотреть картинку река мста почему такое название. Картинка про река мста почему такое название. Фото река мста почему такое название

река мста почему такое название. Смотреть фото река мста почему такое название. Смотреть картинку река мста почему такое название. Картинка про река мста почему такое название. Фото река мста почему такое название

Длина — 445 км, площадь бассейна — 23 300 км². Средний расход воды в 40 километрах от устья — 202 м³/сек.

Есть гипотеза, что название происходит от финно-угорского Musta — «чёрная». Древнерусское название — «Мъста».

На Мсте расположено множество населённых пунктов. Наиболее крупные из них: город Боровичи и пгт. Любытино, а также Мста, Опеченский Посад, Топорок, Новоселицы, Бронница и Божонка.

Содержание

Описание реки

Мста берёт начало из озера Мстино, вытекая из-под Мстинской плотины (к северу от Вышнего Волочка), впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту.

В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.

В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина составляет около 100 метров, на протяжении последних 50 километров Мста ещё расширяется и становится судоходна. Весной судоходство возможно до с. Подгорное (160 км), после спада воды до Мстинского Моста (146 км). Ранее работала пассажирская линия Новгород — Мстинский Мост, обслуживаемая т/х типа «Заря». Километраж судоходной части Мсты принято отсчитывать от начала Сиверсова канала (от реки Волхов). Нижнее течение Мсты соединено с Волховом Сиверсовым каналом и с Вишерой — Вишерским каналом.

Исторические сведения

В прошлом река служила границей между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли.

С древних времён Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать — Уверь, Удина, цепочка озёр к северу от Боровичей и волок назад во Мсту (называвшийся Нижним волоком, в отличие от Верхнего волока из Тверцы в Цну возле Вышнего Волочка). Волок заканчивался возле села ниже Боровичей, которое так и называется — Волок.

В середине XIX века со дна Мсты и отчасти по берегам рек Крупы, Вельгии и Быстрицы добывался серный колчедан. На заводах из колчедана получали серную кислоту для местных бумажных фабрик, а также для химических заводов Москвы и Петербурга.

В 1884 году на живописном берегу у истока Мсты был открыт Владимиро-Мариинский приют, ставший местом летней практики студентов Императорской Академии художеств. В последующем известен как «Академическая дача». Берега Мсты и озера Мстино были запечатлены в многочисленных картинах и этюдах русских художников конца XIX и ХХ века. [1]

Памятники природы

В 6 км ниже Опеченского Посада (в 20 км выше Боровичей) во Мсту впадает подземная река Понеретка.

Источник

Мста (река)

Мста (река)

Мста
река мста почему такое название. Смотреть фото река мста почему такое название. Смотреть картинку река мста почему такое название. Картинка про река мста почему такое название. Фото река мста почему такое название
Большой порог на Мсте
Протекает по территорииТверской и Новгородской областям России.
ИстокМстино (озеро)
УстьеИльмень (озеро)
Длина445 км
Площадь бассейна23 300 км²
Высота истока154 м
Расход воды202 м³/с

Длина — 445 км, площадь бассейна — 23 300 км². Средний расход воды в 40 километрах от устья — 202 м³/сек.

Мста берёт начало из озера Мстино, вытекая из-под Мстинской плотины (к северу от Вышнего Волочка), впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту. Крупные притоки : Березайка, Щегринка, Перетна, Льняная, Холова (левые); Уверь, Белая, Мда, Хуба (правые). Название (древнерусское «Мъста») означает «чёрная» (из прибалтийско-финского Musta).

В прошлом — граница между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли.

С древних времён Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать — Уверь, Удина, цепочка озёр к северу от Боровичей и волок назад во Мсту (называвшийся Нижним волоком, в отличие от Верхнего волока из Тверцы в Цну возле Вышнего Волочка). Волок заканчивался возле села ниже Боровичей, которое так и называется — Волок.

В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.

В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина составляет около 100 метров, на протяжении последних 50 километров Мста ещё расширяется и становится судоходна. Весной судоходство возможно до с. Подгорное(160 км.), после спада воды до Мстинского Моста (146 км.). Ранее работала пассажирская линия Новгород — Мстинский Мост, обслуживаемая т/х типа»Заря».Километраж судоходной части Мсты принято отсчитывать от начала Сиверсова канала (от р. Волхов). Нижнее течение Мсты соединено с Волховом Сиверсовым каналом и с Вишерой — Вишерским каналом.

Расположенное в Бологовском районе Тверской области озеро Долгое — старица Мсты.

Памятники природы

Возле Боровичей в Мсту впадает подземная река Понеретка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *