река мста почему такое название
Сквозь темный свод лесов приходим в те места,
Где льет полезный ток величественна Мста.
Несчетной тьмой судов ее покрыты бреги,
Судов, к Петрополю свои стремящих беги
Н. М. Муравьев. Путешествие (1770-1775)
1) Существующая этимология
1) Кратко о формировании государственности на Днепре
Появление администрации (князья, дружина) на гигантском Днепровском торговом пути (ок. 880-945), главной задачей которой являлось обеспечение безопасного судоходства, привело к развитию делового религиозно-торгового письменного языка, одинаково понятного на всем его протяжении. Лексической базой этого делового языка в регионе мог быть только – иврит, административный и религиозный письменный язык Хазарского каганата. Иврит был способен выразить множество понятий, возникших в связи с вовлечением племен бассейна Днепра в международную религиозно-торговую систему и организацией городского быта; нового способа управления территориями (город и подчиненный ему сельский округ). Очевидно, что до периода князя Святослава торговый путь находился под хазарским контролем (в Киеве было два квартала – Жидовский и Козары), соответственно князья и дружина находилась в вассальной зависимости от правителей каганата.
Собственно все походы на Константинополь были организованы с целью, прорвать экономическую блокаду, которую установила Византия в бассейне Черного моря. Константинополь в это время был монополистом, крупнейшим перевалочным пунктом в системе Европа-Азия-Африка, в мировой торговле и ремесленном производстве, и естественно уступать свои позиции не желал.
2) Развитие делового языка Руси
Первый известный письменный документ, вышедший из Киева – «Киевское письмо», был написан на иврите (ок. 950 г., время кн. Ольги). Распространение языка на базе иврита, который перекочевал вслед за своими носителями в Киев из Крыма, шло через контакты русской администрации и еврейско-хазарской общины (монополия в торговле).
Договор 945 года интересен тем, что летописец фиксирует в нем развитие делового письменного языка: «Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные. Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше; те послы и гости, которые будут посылаться им, пусть приносят грамоту, написав в ней, что «послал столько-то кораблей», чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему».
Разные классы слов в языке выражают состояние действительности, слова-понятия: князь, дружина, война, дань, город, река (названия рек) составляют большинство в терминологии Повести временных лет (ПВЛ) и соответственно отражают интересы россов. Существует устойчивое мнение, что летописец в Повести… однобоко отразил деятельность князей; это представление не совсем верно, летописец отобразил интересы всего русского общества сплоченного вокруг князя, дружины и военной деятельности.
В этом мире все ценностные мотивации вращаются вокруг получения ДАНИ (ренты) и торговых отношений. Дань до правления княгини Ольги была «безразмерной», летописное «по щелягу от дыма» (мелкая серебряная монета, в XVII в. налог на ремесленников в еврейских общинах Польши, ивр. шелег – снег, т.е. белая) явно не соответствует реалиям, описанным в ПВЛ. Действительный налоговый режим власти был стихиен, согласия между социальными группами княжеский русский город – племенная периферия не было. Восстание древлян заставило княгиню Ольгу создать более разумную систему налогообложения, провести границы, определить нормы и назначить должностных лиц контролирующих сбор дани (полюдья).
2) Формирование системы налогообложения
Процесс формирования русской государственной территории (государств без идеологии (религии) и налоговой системы не существует), начался во время регентства княгини Ольги (после смерти кн. Игоря).
САНИ = иврит ШЭНЭТ засечка, отметка, метка; СИН скоба; ШИНЕН быть сделанным с зубцами; ШЕН зубец; в те времена помечали родовые территории зарубками на деревьях или ставили межевые знаки, зарубкам и знакам придавалась различная форма.
Нам осталось связать гидроним Мста с сакральным языком иудеохристианства – ивритом, и если мы найдем в структуре слова еврейские корни, указывающие на налоговую систему, то наша догадка превратиться в историко-лингвистический факт, имеющий рациональное теолого-философское основание (гидроним можно помыслить).
3) Терминология иврита и библейские образы
* МС = ивр. МАС дань, налог, пошлина, повинность (трудовая).
* ТА = ивр. ТЕА устанавливать пограничную линию; ТИУА ставить знак, обозначать, начертать.
МСТА = МСТА = ивр. МАС дань, налог, пошлина, повинность (трудовая) + ТЕА устанавливать пограничную линию; или ТИУА ставить знак, обозначать, начертать; т.е. линия (межа) налогообложения.
Очевидно, что случайных совпадений быть не может, два еврейских корня, в результате транслитерации (перевода одной знаков одной алфавитной системы в другую) послужили моделью для образования русского понятия Мста. Теперь мы знаем основательницу налоговой системы Руси, время установления областных границ и методику, которая применялась для образования новых понятий в русском языке, а также время возникновения русской системы гидронимов – 947 год.
4) Подобные термины
б) Река Москва в верховьях истекает, имея линию русла с запада на восток, к северу от города Москва река резко меняет направление течения на юго-восток, здесь фиксируется (реконструкция) граница между Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами. Древний путь Смоленск-Москва-Владимир (Смоленская дорога) проходил южнее западного (верхнего) участка реки, он имел особенность – можно было пройти от Смоленска и до Москвы, минуя крупные переправы (сухой коридор, дорога войны с древнейших времен), собственно в 1812 г. по нему прошел и Наполеон.
* МОС+КВА (Масква) = ивр. МАС дань, налог + КАВА устанавливать; или КАВ линия, черта (позже меридиан, параллель), маршрут; т.е. черта (граница) налогообложения.
* Втор. 20:11: «Если он согласится на мир с тобой и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань (МАС) и служить тебе» (Правила войны).
* Иисус Навин 17:10: «Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань (МАС)».
Притчи 12:24: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (МАС)».
* 2 Цар. 20:24: «Адорам – над сбором податей (МАС)»; то же в 3 Цар. 4:6.
* Плач Иеремии 1:1: «князь над областями сделался данником (МАС).
Матф. 22:17-22 (на еврейском). Фарисей: «позволительно ли давать подать (МАС) кесарю, или нет? Иисус: «Покажите мне монету, которою платите подать (МАС) … чьё это изображение и надпись? … отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу».
Таким образом, гидроним МСТА, отнесенный летописцем ко времени кн. Ольги означал границу, межу между территориями, включенных в общую налоговую систему – Мста = граница дани, пошлин, повинностей. Гидроним, очевидно, составлен из двух еврейских слов-понятий.
Сквозь века по мсте-реке
СКВОЗЬ ВЕКА ПО МСТЕ-РЕКЕ
В честь предстоящего 300-летия создания Вышневолоцкой водной системы, позволившей построить Санкт-Петербург, в конце мая 2001 года из Твери отправился караван катамаранов, переоборудованных под знаменитые купеческие барки. Его путь лежал от Вышнего Волочка до Великого Новгорода по Мсте-реке. Но прежде чем приступить к описанию самого путешествия, давайте познакомимся с историей славного города Тверской губернии, прозванного русской Венецией.
ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК И ЕГО ВОДНАЯ СИСТЕМА
В Вышнем Волочке сохранились удивительные названия: Бейшлот (Верхне-Цнинская плотина), Бейшлотская набережная, Тверецкий канал, Обводной канал, Цнинский канал, шлюз, дом смотрителя шлюза… В центре города, возле Богоявленского собора, воды реки Цны омывают, петляя, причудливой формы острова, через протоки перекинуты мосты, и вы невольно оказываетесь в стихии водного пространства. Именно в этом эпицентре сокрыта история создания Вышневолоцкой водной системы – первого в России искусственного водного пути.
В одном старинном путеводителе сказано: «Город сей, сколько по малолюдству и строению неважен, столько водами его окружающими знаменит». В Вышнем Волочке берёт начало быстрая Тверца, спокойная Цна делит своим течением город на две части, с Цной сливается её сестра Шлина. Два водохранилища – Мстинское и Вышневолоцкое – как две большие ладони, поддерживают город.
На Вышнем Волочке люди селились издревле. Селения стояли вдоль путей, по которым велась обширная и бойкая торговля, проходили военные дружины, проезжали заморские послы и гости…
РЕКА МСТА – СТАНЦИЯ МСТА – БЕРЕЗОВСКИЙ РЯДОК
Интересные сведения читаем мы в одном путеводителе: «Река Мста берёт начало из озера Мстино, расположенного неподалёку от Вышнего Волочка, и через 470 км впадает в озеро Ильмень вблизи Новгорода. На значительном протяжении Мста и многие её притоки протекают в пределах восточной части Валдайской возвышенности.
Мста, как полагают, получила своё название от угро-финского слова «муста» (чёрная) за тёмный цвет воды, которую приносят в неё притоки, начинающиеся в болотах. В верховьях Мста течёт по ледниковой долине, а затем пересекает несколько гряд, прорезая твёрдые коренные породы и образуя пороги. Покинув пределы Валдайской возвышенности, она разливается и в озеро Ильмень впадает широкой полноводной рекой…
Озеро Мстино лежит на 135 м выше уровня Ильменя, куда впадает Мста. Скорость течения и характер препятствий на ней очень зависят от уровня воды.
Используя Вышневолоцкий водный путь в XVIII – XIX веках, купеческие барки шли только в одну сторону – в Санкт-Петербург, а там разбирались на барочные дрова. Средняя барка имела длину в 17 саженей (1 сажень – 2 м 13 см) и ширину 4 сажени, грузоподъёмность –
8 тысяч пудов. Строилась барка из хорошего елового или соснового леса. Из Вышнего Волочка барки уходили по сплаву: рули и мачты снимались, устраивались помосты, на которых стояли лоцман и рабочие, управляющие четырьмя огромными вёслами – потесями…»
Именно этим историческим водным путём предстояло пройти тверскому весеннему каравану от мстинской плотины до озера Ильмень, и далее в Великий Новгород.
Для нас трудоёмкий перенос трёх катамаранов через мстинскую плотину с разгрузкой и последующей загрузкой походного снаряжения занял около двух часов. Фотокорреспонденты и видеоператор зафиксировали и этот знаменательный процесс, хотя интересных кадров за наше путешествие было предостаточно.
После тяжких трудов руководитель экспедиции разрешил, в качестве короткой передышки, рассмотреть это гидротехническое сооружение XVIII века. Его высота – 10-15 метров, облицован гранитом, и в этом уже чувствуется величие былой эпохи, но одновременно возникает ощущение запустения, заброшенности. Три шлюза разрушены, конструкции проржавели, и функционирует только четвёртый, современный. Заслонка немного приподнята и оттуда, бурно фонтанируя, вырывается вода озера Мстино, регулируя и наполняя реку Мсту.
Снова спускаемся к своим катамаранам уже на реке Мсте. Отчаливая от берега, в зарослях осоки обнаруживаем старинный водомерный столб, полузабытый людьми, но по-прежнему исправно исполняющий свои обязанности. По полустёртым отметкам определяем уровень воды в реке. После плотины она широко разливается, образуя большую заводь, а затем высокие берега сжимают русло, и Мста бежит шустрой, извилистой речкой.
Днём на маршруте нас накрыл сильный дождь, все основательно вымокли, но потом выглянуло солнце, и мы мгновенно забыли о трудностях пути. С каждым километром всё больше втягиваемся в ритм движения, приноравливаемся к вёслам, приобретаем опыт обходить камни на мелководьях и быть бдительными на стремнинах. Но вечером нас ждали новые испытания: вначале путь преградил мост со сваями, который нам всё же удалось пройти без разгрузки походного снаряжения, а затем, когда участники экспедиции уже совершенно устали, водную дорогу перекрыл низкий понтонный мост. Пришлось разгружать и переносить катамараны через это злополучное препятствие, а затем снова погрузка и до 23 часов шли по реке, навёрстывая упущенное время. С трудом, почти в темноте, среди крутых и заросших осокой берегов, выбрали стоянку на ночлег…
На другой день пейзаж за бортом изменился – высокие берега отступили, открывая простор и реке, и взору. По правому берегу показались курганы, их 8 – 10 штук. Помня историю, хочется назвать их «скандинавские», ибо скандинавы в X-XII веках тоже бороздили эти просторы. Проплываем старинное село Млево с его главной достопримечательностью – Спасо-Преображенским собором. Величественный, белокаменный, с портиками, фронтонами и пятью куполами, он словно провожает нас невидимым оком.
К полудню причаливаем к большому посёлку с названием «Станция Мста». Местные мальчишки при виде катамаранов что-то кричат с берега, и мы их тоже приветствуем поднятием парусов с гербами Твери, Вышнего Волочка и Великого Новгорода. Остановились у высокого железнодорожного моста, где проходит железная дорога Бологое-Удомля. Руководители экспедиции и спецкорреспонденты пошли отзваниваться на вокзал, а мы – осматривать местные достопримечательности. На противоположном берегу реки сохранился огромный былинный холм, на котором в VIII-X веках располагалось городище. Глядя на этого исполина, ощущается эпоха начала Руси и славянских поселений.
Вернулись руководители, принеся много новостей, и мы снова продолжили путь. Теперь по курсу нас ждали Кожинские пороги. По стремнинам мы их прошли быстро, а потом долго плыли по излучинам реки. В 20 часов миновали большое селение Сельцо, раскинувшееся на двух высоких берегах. В вечерних лучах солнца очень красиво высвечивался храм с высокой трёхъярусной колокольней.
В этот день мы так и не дошли до намеченного Березовского Рядка. Путь по порожистой Мсте оказался значительно длиннее, чем мы предполагали. Заночевали спешно на низкой поляне, где нас под утро накрыл холодный сырой туман.
С первыми лучами солнца мы опять продолжили путь. Впереди ждал сложный участок – 10 км порожистой реки вплоть до Березовского Рядка. Уровень воды здесь очень низкий, и катамараны то и дело застревают на мелководье. Те, кто имеет высокие болотные сапоги, спрыгивают в воду и с большими усилиями снимают катамараны с мели. При подходе к Березовскому Рядку пришлось разбирать каменную запруду, которую нельзя было никак обойти. Около полудня на высоком берегу реки наконец-то показалось селение Березовский Рядок.
БЕРЕЗОВСКИЙ РЯДОК – ОПЕЧЕНСКИЙ ПОСАД – БОРОВИЧИ
При подходе к Боровичам пейзаж изменился – по обе стороны реки возвышаются огромные зелёные холмы с выходом красных глин. Встречаются интересные песчаные откосы с красивым рельефом горизонтальных пластов осадочных пород.
В Боровичи прибываем вечером, при закате солнца, торжественно, при поднятых парусах.
БОРОВИЧИ – ТОПОРОК – ЛЮБЫТИНО
В Боровичах с давних пор останавливались барки, шедшие с товарами снизу с Ильменя и сверху с порогов. При Петре I, в период расцвета Вышневолоцкого водного пути, селение, получившее название Боровический Рядок, значительно разрослось. В Боровическом Рядке нанимали лоцманов, запасали товары к началу навигации, ремонтировали потрёпанные на порогах барки. Латали суда и в расположенном неподалёку селе Потерпелец.
В 1770 году село Боровический Рядок было переименовано в город Боровичи и ему присвоен герб: щит, разделённый пополам вертикальной чертой. На одной половине щита – золотое солнце на голубом поле, на другой – деревянный руль на серебряном поле – символ искусства боровических лоцманов.
Но дальнейшее развитие Боровичей было связано не с водным путём, а с огнеупорными глинами. В 1855 году был основан первый завод по производству огнеупорных кирпичей. Изделия из боровических глин получили повсеместное признание. И в наши дни производство огнеупоров – основная продукция Боровичей.
Тверской караван остановился на ночёвку в Боровичах прямо на городском пляже, возле ажурного моста через Мсту. Приветствовать гостей из Твери прибыла общественность города, местные журналисты брали интервью у руководителя экспедиции, фотокорреспонденты и телеоператор снимали фольклорную группу на фоне катамаранов.
На другой день мы покинули старинный город, хранящий дух эпохи лоцманов. Мста опять напомнила нам о порогах, а на сильных уклонах реки мы просто скатывались, словно с горы, вместе с несущимся потоком. Вдоль берегов – дремучие леса и выходы красной и синей глины. Но вот началась и глубокая вода, появились откосы с горизонтальным рельефом спрессованных песчаников.
В этот день нам повезло: каменистое мелководье кончилось, и мы впервые смогли применить мотор, подаренный экспедиции ещё в Вышнем Волочке. Можно было спокойно полюбоваться пейзажем. Мста всё время меняет направление: до Боровичей шли преимущественно на север, теперь на северо-запад.
Вечером у костра символически отпраздновали середину пути. Дежурные угостили салом, купленным в Боровичах. Разговоры, воспоминания о самых трудных и интересных участках пути и, конечно, об Опеченских порогах. Над рекой догорал закат в ореоле перистых облаков. Очень светло. Здесь, на новгородской земле, чувствуется наступление белых ночей.
ЛЮБЫТИНО–СТ. МСТИНСКИЙ МОСТ–ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Участник экспедиции
«Сквозь века по Мсте-реке»
(май – июнь 2001г.)
Река мста почему такое название
Длина — 445 км, площадь бассейна — 23 300 км². Средний расход воды в 40 километрах от устья — 202 м³/сек.
Есть гипотеза, что название происходит от финно-угорского Musta — «чёрная». Древнерусское название — «Мъста».
На Мсте расположено множество населённых пунктов. Наиболее крупные из них: город Боровичи и пгт. Любытино, а также Мста, Опеченский Посад, Топорок, Новоселицы, Бронница и Божонка.
Содержание
Описание реки
Мста берёт начало из озера Мстино, вытекая из-под Мстинской плотины (к северу от Вышнего Волочка), впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту.
В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.
В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина составляет около 100 метров, на протяжении последних 50 километров Мста ещё расширяется и становится судоходна. Весной судоходство возможно до с. Подгорное (160 км), после спада воды до Мстинского Моста (146 км). Ранее работала пассажирская линия Новгород — Мстинский Мост, обслуживаемая т/х типа «Заря». Километраж судоходной части Мсты принято отсчитывать от начала Сиверсова канала (от реки Волхов). Нижнее течение Мсты соединено с Волховом Сиверсовым каналом и с Вишерой — Вишерским каналом.
Исторические сведения
В прошлом река служила границей между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли.
С древних времён Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать — Уверь, Удина, цепочка озёр к северу от Боровичей и волок назад во Мсту (называвшийся Нижним волоком, в отличие от Верхнего волока из Тверцы в Цну возле Вышнего Волочка). Волок заканчивался возле села ниже Боровичей, которое так и называется — Волок.
В середине XIX века со дна Мсты и отчасти по берегам рек Крупы, Вельгии и Быстрицы добывался серный колчедан. На заводах из колчедана получали серную кислоту для местных бумажных фабрик, а также для химических заводов Москвы и Петербурга.
В 1884 году на живописном берегу у истока Мсты был открыт Владимиро-Мариинский приют, ставший местом летней практики студентов Императорской Академии художеств. В последующем известен как «Академическая дача». Берега Мсты и озера Мстино были запечатлены в многочисленных картинах и этюдах русских художников конца XIX и ХХ века. [1]
Памятники природы
В 6 км ниже Опеченского Посада (в 20 км выше Боровичей) во Мсту впадает подземная река Понеретка.
Мста (река)
Мста (река)
Мста | |
---|---|
Большой порог на Мсте | |
Протекает по территории | Тверской и Новгородской областям России. |
Исток | Мстино (озеро) |
Устье | Ильмень (озеро) |
Длина | 445 км |
Площадь бассейна | 23 300 км² |
Высота истока | 154 м |
Расход воды | 202 м³/с |
Длина — 445 км, площадь бассейна — 23 300 км². Средний расход воды в 40 километрах от устья — 202 м³/сек.
Мста берёт начало из озера Мстино, вытекая из-под Мстинской плотины (к северу от Вышнего Волочка), впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту. Крупные притоки : Березайка, Щегринка, Перетна, Льняная, Холова (левые); Уверь, Белая, Мда, Хуба (правые). Название (древнерусское «Мъста») означает «чёрная» (из прибалтийско-финского Musta).
В прошлом — граница между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли.
С древних времён Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать — Уверь, Удина, цепочка озёр к северу от Боровичей и волок назад во Мсту (называвшийся Нижним волоком, в отличие от Верхнего волока из Тверцы в Цну возле Вышнего Волочка). Волок заканчивался возле села ниже Боровичей, которое так и называется — Волок.
В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.
В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина составляет около 100 метров, на протяжении последних 50 километров Мста ещё расширяется и становится судоходна. Весной судоходство возможно до с. Подгорное(160 км.), после спада воды до Мстинского Моста (146 км.). Ранее работала пассажирская линия Новгород — Мстинский Мост, обслуживаемая т/х типа»Заря».Километраж судоходной части Мсты принято отсчитывать от начала Сиверсова канала (от р. Волхов). Нижнее течение Мсты соединено с Волховом Сиверсовым каналом и с Вишерой — Вишерским каналом.
Расположенное в Бологовском районе Тверской области озеро Долгое — старица Мсты.
Памятники природы
Возле Боровичей в Мсту впадает подземная река Понеретка.