ребенок не берет бутылку со смесью что делать
Ребенок упорно не берет бутылочку: как приучить малыша пить и есть из нее, когда кроха начнет держать бутылочку сам?
Если у матери пропадает молоко или его недостаточно, возникает необходимость в бутылочке со смесью. Бывают моменты и при грудном вскармливании, когда временно приходится сцеживать молоко (например, при травмировании кожи соска) и давать его другим способом. Необходимость в бутылочке возникает и с 1-3 месяца – в это время малышу уже понемногу дают воду или травяные чаи, чтобы не болел животик.
Тогда и возникает вопрос: как приучить ребенка к бутылочке? Обычно это не представляет особых сложностей, но иногда случается, что малышу что-то не нравится и он просто отказывается от нового способа получения пищи. Нужно выявить такие причины и устранить их, тогда процесс кормления придет в норму, и малыш будет сытым.
Необходимость в использовании бутылочки может появиться по разным причинам. Родителям важно приучить младенца к новому для него способу приема пищи, чтобы он стал таким же естественным, как и грудь
Необходимость бутылочки с соской
Как в случае с пустышкой, кормлением из бутылочки не стоит слишком увлекаться, но иногда без нее не обойтись. Когда ребенок ест только молоко из материнской груди, такая необходимость может либо вообще не возникнуть, либо будет эпизодической и кратковременной – в случае травмирования соска, при отлучении мамы из дома на несколько часов, при временном нарушении лактации и заменой грудного молока смесью и других экстренных ситуациях. Тогда молоко из груди просто сцеживается, а по возможности грудное вскармливание возобновляется.
Почему желательно использовать бутылку как можно меньше? Обычно малышу пить из нее легче, в то время как при сосании груди приходится прилагать усилия. Ребенок быстро ощущает эту разницу и ему может настолько понравиться, что он откажется от груди и будет требовать более легкий вариант. По этой же причине, если нужно напоить малыша укропной водичкой или травяным отваром от колик, лучше делать это из ложечки или шприца без иглы.
В случае же, когда ребенок уже кушает только смесь, без бутылочки не обойтись. Дети-искусственники питаются таким образом столько времени, сколько длится период грудного вскармливания, а уже потом будут переходить на ложку.
Ребенок не воспринимает бутылочку
Если ребенок отказывается от бутылочки, на то существует веская причина. Может быть, даже не одна. Маме необходимо проанализировать качество и состояние бутылочки, соски, поведение малыша и все, что связано с этим процессом. Евгений Комаровский вместе с другими педиатрами называют причины, по которым дети отказываются от предложенного им способа кормления:
Возможны и другие причины, но реже. Обусловлены они будут состоянием здоровья малыша, но это уже новая тема.
Устранение причины
Само по себе приучение к новому способу кормления не является чем-то сложным. После того как будут устранены все мешающие факторы, можно увидеть – ребенок станет с удовольствием использовать этот новый для него предмет.
Бывает, что причиной отказа малыша является новая соска, хотя она и не отличается от предыдущей. Здесь дело может быть в легком запахе резины, который какое-то время сохраняется на новых вещах. Чтобы от него избавиться, нужно всего лишь прокипятить (рекомендуем прочитать: как кипятить бутылочку и пустышку для новорожденного?) соску в течение 2-3-4 минут.
Стоит учитывать и психологический фактор. Если при кормлении из соски что-то напугало малыша и он больше не хочет пить из нее, родителям придется запастись терпением, чтобы убедить малыша в том, что это безопасно. Нужно периодически предлагать ее снова – постепенно, при условии спокойной обстановки в доме, он будет брать ее.
Бутылочку следует периодически предлагать – мягко, но настойчиво. Если ребенок снова отказался, ругать его не следует – возможно, требуется еще немного времени для привыкания
Процесс осваивания ребенком бутылочки
Если устранены причины, приучить ребенка к бутылочке несложно. Для этого просто нужно периодически давать ее малышу, и очень скоро он сам начинает пить из нее молоко или воду. Поскольку соска все-таки имитирует грудь, это обязательно произойдет.
Чтобы научить малыша, можно использовать некоторые приемы, которые помогут ему лучше воспринимать бутылочку с соской вместо груди (постоянно или временно). Что можно сделать:
К 8-9 месяцам малыш уже научится самостоятельно держать бутылочку, а затем и вовсе сам берет ее. Такие достижения очень радуют детей, ведь им виден результат их усилий и терпения. Правда, здесь может возникнуть другая небольшая проблема – бутылочка может стать новой игрушкой. Тогда нужно будет доносить до малыша разницу и как только он насытится, убирать бутылочку с соской.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва
Энциклопедия мам
Вниманию мамы
О пользе грудного вскармливания наслышаны практически все молодые мамы. Да, материнское молоко является самым лучшим, самым сбалансированным питанием для малыша, и никакая, даже самая лучшая смесь не сможет заменить находящиеся в нем факторы защиты, роста, стволовые клетки, разнообразные полезные бактерии и т.д. Но существует множество причин, по которым мама не кормит грудью своего ребенка: тяжелые роды и долгое восстановление, мастит, прием лекарственных препаратов, не совместимых с грудным вскармливанием, состояние новорожденного, нехватка или отсутствие молока, в конце концов, необходимость выхода на работу. В этом случае малыш получает искусственное вскармливание, благо, что сейчас есть большой выбор современных адаптированных (т.е. приближенных по составу к грудному молоку) смесей.
Выбор смеси для питания малыша – ответственный шаг. Конечно, отзывы на родительских форумах бывают полезны, но при выборе смеси для грудничка следует прежде всего обратиться к квалифицированному педиатру. Доктор поможет подобрать смесь, подходящую именно вашему ребенку, с учетом особенностей его здоровья – веса, стула и т.д.
Итак, смесь выбрана, есть бутылочки, соски, стерилизатор. Разводим и кормим.
Если ваш ребенок хорошо растет, ест, спит, он спокоен, у него хороший стул и чистая кожа – поводов для смены питания, конечно, нет.
К сожалению, «идеальных» детей не так много. Иногда возникают ситуации, в которых мама задается вопросом: может, не подходит смесь?
Как понять, что не подходит смесь?
Несмотря на то, что детские смеси хороших производителей более-менее схожи по составу друг с другом, реакция ребенка на них может быть совершенно разной.
Признаки того, что смесь не подходит
Нормальная прибавка веса ребенка первого месяца жизни за сутки должна быть не менее 26-30 г, прибавка за неделю – не менее 180 г. В первый месяц жизни малыш должен набрать не меньше 500, лучше 600 г, в последующем дети первого полугодия в среднем прибавляют от 800 до 600 г в месяц. Необходимо учитывать то, что детки, находящиеся на искусственном вскармливании, обычно быстрее набирают вес, чем их сверстники на грудном. Если вес «стоит» или набирается недостаточно, значит, есть проблемы с усвоением питания. Ребенок может беспокоиться, плохо спать. Разобраться, «виновата» ли смесь, поможет педиатр. При наличии изменений частоты и характера стула может помочь назначение ферментных препаратов, в случае неэффективности может встать вопрос о замене смеси на более подходящую (кисломолочную, на козьем молоке, низколактозную и т.д.). На какую именно — подскажет специалист, при необходимости – по результатам дополнительного обследования.
Появление сыпи на коже малыша может быть иметь разные причины, иногда они вовсе не связаны с питанием. Сыпь может быть инфекционного характера, например, при стрепто- или стафилодермии. Она может быть проявлением раздражения или аллергической реакции на средство для стирки детского белья, на медицинские препараты, которые получает ребенок. Высыпания, появившиеся на введение смеси, могут быть связаны с индивидуальной непереносимостью какого-либо компонента этой смеси. У некоторых детей возникает аллергическая реакция на белок коровьего молока, появляется так называемый атопический (т.е. аллергический) дерматит. Сыпь при атопии может быть сухой или с мокнутием, на любых участках тела, но у грудничков чаще всего появляется на щечках, в области сгибов на ручках и ножках. Аллергическая сыпь чешется, вызывает беспокойство ребенка, нарушение сна. У некоторых малышей проявлением аллергии на белок коровьего молока бывает «плохой», разжиженный стул с прожилками крови. Появление сыпи, а тем более появление крови в стуле, является поводом для обращения к педиатру! Он назначит лечение, в случае аллергической реакции на белок коровьего молока подберет другую, специализированную смесь (на основе частичного или полного гидролизата белка, в зависимости от конкретной ситуации).
Проблемы с пищеварением
Также могут послужить поводом для смены питания малыша. У детей первых месяцев жизни часто бывают срыгивания.
В целом, физиологичное явление, обусловленное особенностями строения желудка грудничков и неизбежным в процессе кормления заглатыванием воздуха. После кормления ребенка его нужно подержать «столбиком», чтобы лишний воздух вышел. В норме ребенок срыгивает не больше чайной ложечки, 1-2 раза после кормления. Но частые, обильные, продолжительные срыгивания ведут к тому, что с питание не усваивается. Смесь не так часто «виновата» в срыгиваниях (если только это явление не появилось/резко усилилось вместе со сменой продукта). Чаще всего они могут быть следствием нарушения перистальтики желудочно-кишечного тракта из-за перенесенной внутриутробной или в родах гипоксии (т.е. это «неврологическая» симптоматика). Но, если срыгивания ведут к нарушению питания малыша, мешают набирать вес, доктор подбирает антирефлюксные смеси, либо в дополнение, либо на замену той смеси, которой питается ребенок.
При коликах после приема пищи малыш кричит, прижимает ножки к животику, «сучит» ими, животик может вздуваться. В их происхождении играют роль и незрелость пищеварительной системы у малыша, и нарушения микробиоценоза кишечника, и лактазная недостаточность, и даже попадание большого количества воздуха при неправильной технике прикладывания к груди. Очень выраженные колики, отсутствие тенденции к их уменьшению, неэффективность лечебных мероприятий (массаж, теплая пеленка, назначенные врачом препараты) могут быть поводом для смены смеси.
Изменения стула
В норме стул ребенка на искусственном вскармливании 2-5 раз в сутки, гомогенный, кашицеобразный. Жидкий, пенистый стул, его учащение, наличие в нем комочков, может свидетельствовать о лактазной недостаточности у малыша. Это состояние, при котором наблюдается недостаток фермента, расщепляющего лактозу (основной углевод молока) – лактазы. Чаще всего лактазная недостаточность бывает временной (транзиторной), она проходит к возрасту 3-4 месяцев. По рекомендации педиатра, после проведения дополнительного обследования, смесь такому ребенку частично или полностью меняют на низко/безлактозную. Запоры, к сожалению, тоже часто мучают малышей. При запорах отмечается уменьшение частоты стула (иногда стула не бывает один, а то и два дня). Бывает, что у ребенка стул 1-2 раза в сутки, но при этом он часто тужится, плачет от боли и напряженности в животике. Если лечебные мероприятия, назначенные педиатром (массаж животика, выпаивание, лекарственные средства) оказываются неэффективны, приходится менять смесь. Деткам с запорами, коликами могут подойти смеси на козьем молоке. Надо сказать, что любые нарушения пищеварения у детей – веский повод обратиться к врачу. Иногда доктор, помимо своих рекомендаций, может назначить консультацию других специалистов, например, невролога.
Необъяснимые видимыми причинами изменения в поведении
Снижение активности, вялость, проблемы со сном, теоретически могут быть связаны с «неподходящей» смесью. Но прежде, чем в этом случае менять смесь на другую, следует проконсультировать ребенка у квалифицированного педиатра и исключить патологические причины такого поведения малыша!
Все дети очень индивидуальны
Бывает, что ребенку просто не нравится новая смесь. Поджимает губки, плачет, отворачивается. Нужно проявить терпение, возможно потребуется пару дней, чтобы он привык. Если проблема не решается, по совету педиатра смесь приходится менять.
Правила введения новой смеси
Дальнейшая замена идет по принципу «ложка на ложку»: в одно кормление добавляют уже целую мерную ложку нового продукта, остальное количество мерных ложек – старой смеси. На следующий день – две мерных ложки нового, остальное – старого, и так далее. Таким образом заменяют новой смесью сначала одно кормление, потом другое и т.д. до полной замены смеси. Если появляется небольшое изменение стула, поведения и т.п., нужно немножко «притормозить» замену, дать малышу привыкнуть, а затем продолжать снова.
Важно знать про введение новых смесей
Дорогие мамы и папы! Здоровье ребенка в первый год его жизни является основой его здоровья на все последующие годы. Если у вас появились сомнения в переносимости питания или что-то беспокоит, обратитесь за консультацией к квалифицированному специалисту. Обладая компетенцией и опытом, он поможет решить проблему, в том числе подбора питания для вашего малыша. Вам останется выполнять рекомендации, следить за развитием и здоровьем, а главное – наслаждаться общением с дочкой или сыночком.