рассмотри рисунки определи последовательность событий так 1 2 малыш и карлсон
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Линдгрен А. “Малыш и Карлсон. Карлсон, который живет на крыше”. Читательский дневник, краткое содержание
Линдгрен А. “Малыш и Карлсон. Карлсон, который живет на крыше”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Линдгрен А.
Название: “Малыш и Карлсон. Карлсон, который живет на крыше”
Жанр: сказка
Тема произведения: дружба
Число страниц: 250
Главные герои и их характеристика
Малыш. Мальчик 7 лет. Добрый, любознательный, тихий. Любит приключения и много мечтает. Хороший и верный друг.
Карлсон. Мужчина в полном расцвете сил. Имеет пропеллер. Хитрый, жадный, но веселый и большой проказник.
Бетан. Сестра Малыша. 14 лет.
Боссе. Брат Малыша. 15 лет. Часто не принимают Малыша всерьез, но любит своего брата.
Гунилла. Подружка Малыша. Добрая и милая девочка.
Кристер. Друг Малыша. Имеет собаку.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Мальчик из обычной шведской семьи знакомится с летающим человечком, Карлсоном. Вместе они много играют, переживают интересные приключения и учатся быть верными друзьями.
Сюжет — краткое содержание
Однажды Малыш сильно скучал у окна и вдруг увидел летающего человечка, толстенького и с пропеллером.
Они познакомились, и Карлсон уносит Малыша к себе на крышу, где они разоблачают козни жуликов.
Малыш знакомит Карлсона со своими друзьями, а потом Карлсон пугает пробравшихся в квартиру воров.
Малыш находит потерявшегося щенка, и Карлсон решает устроить цирковое представление.
Щенка приходится вернуть хозяину, но на день рождения Малышу дарят своего собственного щенка.
Родители Малыша случайно видят Карлсона, и решают никому не говорить про этого человечка.
Понравившийся эпизод
В этой сказке много интересных эпизодов, но мне больше всего понравилось, как Карлсон нацепил порванные простыни и летал по квартире, пугая незадачливых воров.
План произведения для пересказа
Взорванная паровая машина
Карлсон ест тефтели
Бетан и ее свидание
Как лечился Карлсон
Друзья Малыша и Карлсон
Карлсон устраивает цирковое представление
Родители и Карлсон
Главная мысль
Никогда нельзя говорить, что чего-то не может быть просто потому, что раньше этого не было.
Чему учит эта книга
Сказка учит дружбе, уметь дружить, помогать друзьям. Учит фантазировать и выдумывать, развивает воображение. Учит любить животных и заботиться о них. Учит быть честными, не жадничать и делиться последним.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка, которую я очень хочу еще раз перечитать. Мне страшно завидно Малышу, что у него есть такой интересный, проказливый друг, который никогда не даст заскучать.
Новые слова и выражения
Денатурат — смесь спиртов, вид топлива.
Эре — мелкая монетка.
Крона — монетка в сто эре.
Зубрежка — способ выучить уроки, заучивание наизусть.
Мансарда — квартира на чердаке.
Пословицы к произведению
Верный друг лучше сотни слуг.
Нет друга — ищи, нашел — береги.
Старый друг лучше новых двух.
Шалость шалости рознь, иную хоть брось.
Собака — друг человека.
Технологическая карта урока АСТРИД ЛИНДГРЕН «МАЛЫШ И КАРЛСОН». «КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ»
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».
«Карлсон, который живет на крыше»
Цели деятельности учителя
Учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки. актуализировать знания детей о сказочных человечках; познакомиться с новым героем – Карлсоном; вызвать интерес к содержанию произведения, к героям, желание прочитать произведение полностью; развивать читательские умения, прививать любовь к чтению
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные результаты
Предметные: научится оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – основы смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текста; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Универсальные
учебные действия
I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала
Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, фиолетовое.
– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится?
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех
Сообщают о готовности к уроку
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе.
Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место
II. Речевая разминка
Речевая разминка
в игровой форме
Организует речевую разминку (развитие техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста).
На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора слайд
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете
Наблюдение. Устные ответы
III. Подготовка к восприятию
Определение целей урока. Составление плана рабо-
Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательски-
Определяют задачи чтения и составляют
Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление».
Сообщение темы урока
ты с произведением
– Сегодня мы начнем знакомство с новым произведением. Оно последнее в нашем разделе «В гостях у Барсука». Будьте внимательны и отгадайте , кто главный герой этого произведения:
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек – большой озорник Слайд
– Кто это? Чем он интересен? (Это Карлсон.)
– Как называется эта сказка?
– Прочитайте тему урока
Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат
и уровень усвоения знаний
IV. Первичное восприятие текста
Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа
с толковым словарем
Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. Учитель знакомит учащихся с творчеством автора. С лайды
Астрид Анна Эмилия Эриксон (1907–2002) родилась на хуторе Нас, недалеко от Виммербю (Швеция). Окончив школу, работала в местной газете, затем переехала в Стокгольм (1926 г.) и поступила в школу секретарей. Свою первую большую сказку – «Пеппи
Осуществляют самостоятельное чтение
(слежение, слушание) произведения, рассматриваемого в классе. Соот-
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: работают с дополнительной литературой; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Самостоятельное чтение. Устные ответы.
Работа с толковым словарем
Длинныйчулок» – Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. «Однажды, когда я не знала, о чем повествовать, она сделала заказ – о Пеппи Длинныйчулок. Я не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки». Как-то вечером, в марте 1944 года, Астрид надо было навестить одного своего друга. Шел снег, на улице было скользко, она упала и сломала ногу. Некоторое время ей пришлось полежать в постели. Заняться было нечем, и она начала стенографировать свои истории о Пеппи, решив преподнести рукопись в подарок дочке, когда ей исполнится в мае десять лет.
Как и почему Астрид все-таки решила отправить работу в издательство, об этом история умалчивает. Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а «ошарашенного» автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир. Идею «Карлсона, который живет на крыше» тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, кото-
носят высказанные предположения с прочитанным произведением. Работают
с толковым словарем
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
рый прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон – красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но тогда его звали Лильем Кварстен. Астрид Линдгрен не раз повторяла: «Не хочу писать для взрослых!» Эти слова стали кредо ее жизни и творчества. Она хотела писать только для детей, потому что абсолютно разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства. В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно. С начала 70-х годов написанные ею книги неизменно возглавляют список самых популярных произведений для детей. Ее произведения, повествующие о Пеппи Длинныйчулок, Эми́ле из Леннеберги, Малыше и Карлсоне, изданы на 58 языках. Ее книги заложили традицию совершенно новой детской литературы, порывающей с привычными для этого жанра нравоучениями и сентиментальностью.
Демонстрация отрывка из мультфильма.( Слайд)
Произведение читает учитель или подготовленные дети.
– Выразите своё мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведётся рассказ?
– Чем необычен Карлсон? Где живет Карлсон? С кем сравнивает автор летящего Карлсона? Как понимаете слова: «самоуверенный», «хитроумный»?А Малыш ?(Слайд)
V. Мотивация
к анализу и перечитыванию текста
Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. решение проблемной задачи
Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение
с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои).
– О чем Малыш мечтает больше всего на свете? (Малыш больше всего на свете хочет иметь собаку,
и это видно уже в самом начале истории про Малыша и Карлсона. ) Прочитайте эти строки.
– Прочитайте те строчки текста, из которых видно, что Малышу очень обидно за свою паровую машину. («Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слез. «Моя паровая машина. – всхлипывал он. – Моя паровая машина развалилась на куски!»)
– Малыш сердится на Карлсона? Прочитайте те строчки текста, которые показывают, что Малыш совершенно не сердится на Карлсона и очень хочет, чтобы он прилетел к нему еще. («Это очень хорошо, что ты
Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументировать свою точку зрекния. Проявлять интерес к высказываниям товарищей. Отвечать развернуто, ис-
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на
– Как вы думаете, Карлсон действительно торопится домой? После каких слов Малыша Карлсон засобирался домой и сказал, что он очень спешит? (Учащиеся читают отрывок.)
– «Представляю, как рассердится папа, – озабоченно пробормотал он.
Карлсон удивленно поднял брови:
– Из-за паровой машины? Да ведь это же пустяки, дело житейское. Стоит ли волноваться по такому поводу! Так и передай своему папе. Я бы ему это сам ска-
зал, но спешу и поэтому не могу здесь задерживаться.
– А Малыш этому верит? (Малыш, судя по всему, верит Карлсону и просит его прилететь еще.)
элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста.
Выполняют выборочное чтение, чтение по цепочке, по ролям
уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
Обобщающая беседа по тексту
Определение смыслов в тексте. Организация коллективной игры.
Проводит игру «Что любит Карлсон?»
Участвуют в коллектив-
Личностные: осознают свои возможности в учении.
(обобщающая) работа с текстом
(определение смыслового погружения
в текст).
Выполнение творческих заданий
Пригласим на день рожденья
Мы любимца детворы,
Для стола и для игры.
Вспомнить только всем нам нужно,
Что любит Карлсон на обед.
Отвечайте громко, дружно
Только «да» иль только «нет».
Любит Карлсон на обед
Съесть большой кулек конфет? (Да.)
Любит Карлсон или нет
Вкусный тортик на обед? (Да.)
Будет Карлсон на обед
Есть свой собственный берет? (Нет.)
Любит Карлсон на обед
Кушать тефтели иль нет? (Да.)
Может, Карлсон на обед
Будет соус без котлет? (Нет.)
Любит Карлсон на обед
Пироги без свечек? (Да.)
Любит Карлсон для леченая
Кушать банками варенье? (Да.)
Любит Карлсон на обед
Отведать чипсиков пакет? (Нет.)
Карлсону для настроения надо
Смесь печенья с шоколадом? (Да.)
Будет Карлсон или нет
«Фантой» запивать обед? (Нет.)
Любит Карлсон на обед
Гору плюшек или нет? (Да.)
Познавательные: находят ответ на вопрос; работают с несколькими источниками информации.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.
Коммуникативные: участвуют в коллективной работе, выполняют свою часть работы
Как Карлсон, любим мы, друзья,
Игра закончилась моя,
И есть, за что вас похвалить.
итогов урока. Рефлексия
Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения
Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Очень важно, чтобы настоящие друзья были рядом не только в книгах, в праздники, но и в каждый день вашей жизни. Запомните: очень плохо быть одному! Но жить нужно так, чтобы не только вам было хорошо, но и рядом с вами другим людям было тепло и радостно.
– С каким произведением познакомились? Кто автор? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось? Что больше всего запомнили? Когда переживали? Можете ли вы сказать, как будут развиваться события дальше?
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам понравилось? Что больше всего запомнили?
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– То, что вы не знали, а сейчас знаете, – это новое для вас?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы
Оценивание работы обучающихся
– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
– Для чего нужна такая работа с произведением?
– Ответьте на вопросы на карточке :
Урок для меня показался
стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
Рекомендации к выполнению домашнего задания
Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение произведения.
2. Написать письмо Карлсону с описанием своих любимых игр.
3. Подготовить творческий пересказ от лица Малыша
Урок литературного чтения по теме: Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывок). 2-й класс
Класс: 2
(составлен по учебнику Бунеева, Бунеевой “Литературное чтение”, 2 класс)
1. Познакомить учащихся с новым произведением.
2. Отработать навыки правильного плавного чтения, умения находить ответы в тексте, читать
по ролям, помочь понять образ времени, о котором пойдет речь.
3. Вспомнить ранее прочитанные сказки, их героев, приметы сказки.
4. Воспитывать внимательность, любовь к сказке.
— карточки с буквами Б, И, Л, Ь, Б, О;
— карточки: “Астрид Лингрен”, “Швеция”, “Стокгольм”, “Семья Свантесон”, “Сказочные человечки”, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше (отрывок)”, Самоуверенный, хитроумный, дух захватило”;
— картинки: кольцо золотое, золотой ключик, луковица, помидор, медведь, Чиполлино, гном, Буратино, Винни-Пух, Карлсон;
— аудиозапись песни Буратино;
— на доске: зачин, троекратный повтор, сказочные предметы и герои, борьба добра и зла, победа добра, концовка (закрыть листами).
ХОД УРОКА
I. Повторение пройденного материала.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой, и нам предстоит путешествие в мир новой сказки. Но сначала давайте вспомним, как называется весь раздел. (Сказочные человечки).
— Давайте вспомним некоторых из них: они уже здесь, но пока не спешат нам показаться. Если вы угадаете их загадки, то сможете их увидеть.
Задание 1. Соберите из букв слово: О, Л, Ь, Б, И, Б.
— Что получилось? Это кто? (Учитель открывает картинку с гномом)
— Какое произведение? (Джон Толкин “Хоббит”).
— Найдите волшебный предмет (дети показывают волшебное кольцо).
Задание 2. А теперь послушайте диалог двух героев:
(Дети у доски рассказывают диалог Чиполлино и Мастино).
— Кто автор? (Учитель открывает картинку с Чиполлино)
— Найдите волшебный предмет (дети показывают лук, помидор).
— Почему сами герои волшебные?
— Кто из них положительный герой? Отрицательный?
Задание 3. А теперь слушаем песню.
(Звучит аудиозапись песни Буратино).
— Из какого произведения, кто герой, автор? (Учитель открывает картинку с Буратино).
— Найдите волшебный предмет (дети показывают золотой ключик).
— Кто положительный герой? Отрицательный?
Задание 4. Внимение! Фраза: “Кто ходит в гости по утрам…”
— Откуда эта фраза? Автор? Герой?
— Найдите волшебный предмет (дети показывают картинку “медвежонок”).
— Итак, мы вспомнили сказки, их героев и волшебные предметы.
— Какие же есть приметы, присущие только сказке? (Учитель открывает слова по ходу ответов)
СКАЗОЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ГЕРОИ
БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА
II. Работа по теме урока.
— А сейчас давайте начнем знакомство с новой сказкой. Она последняя в нашем разделе “Сказочные человечки”. Будьте внимательны, думайте, какие есть сказочные приметы и предметы. Начинается наша сказка так:
“В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет
самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон…”
— Кто узнал эту сказку? Кто автор?
— Мы будем читать ее целиком?
— Кто это? (Учитель показывает картинку с Карлсоном).
— А почему он над домами, над улицей? Где же он живет? Откуда об этом узнали?
(Ответы детей по картинкам)
— Мы уже читали о гномах, куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, катались на облаках мумми-тролли. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка?
— Давайте начнем чтение.
Задание перед чтением:
Ответить на вопросы после чтения: 1 вариант – чем необычен Карлсон?
2 вариант – где живет Карлсон?
— Кто готов ответить на мои вопросы? (После чтения)
— С кем сравнивает автор летящего Карлсона?
— Как понимаете слова: “самоуверенный”, “хитроумный” (карточки).
— Описал ли автор внешность Малыша?
— Можем ли мы сказать какой был Малыш?
— Что насторожило Малыша?
— Что можно предположить?
— Какие чувства он испытывал?
— Что значит “дух захватило”? (карточка)
— Как познакомились Малыш и Карлсон?
— Найдите диалог Малыша и Карлсона. Готовимся к чтению по ролям самостоятельно, по парам.
— Определите тон, интонации героев.
— Кто готов. (Прослушиваются две пары)
III. Итог.
— Какие сказочные приметы есть в новой сказке?
— Что показалось смешным?
— Какие авторские сравнения делают текст сказки интересным?
IV. Домашнее задание:
— Читать 4 часть, нарисовать домик Карлсона.