проектная работа зачем человеку семья
Проектная работа зачем человеку семья
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ? (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Работу выполнили ученики
Цель нашего исследования:
Оценить точки зрения людей насчет роли семьи в жизни людей.
1.Выяснить у опрашиваемых,что по их мнению представляет семья.
2.Выяснить,смогут ли опрашиваемые,по их мнению,продержаться без поддержки семьи.
3.Проанализировать всю полученную статистику.
4.Сделать вывод по всем полученным сведениям.
Гипотеза:В современном обществе помощь семьи необходима каждому человеку.
Определения понятия семья:
2. Семья — социальный институт, базовая ячейка общества.
Союз мужчины и женщины
Добровольность вступления в брак
Связанность членов семьи с общностью быта
Вступление в брачные отношения
Стремление к рождению,социализации и воспитанию детей
Виды семьи в зависимости от структуры родственных связей:
Виды семьи в зависимости от формы брака:
Виды семьи в зависимости от критерия семейной власти:
Жизненный цикл семьи:
вступление в первый брак — образование семьи.
начало деторождения — рождение первого ребенка.
окончание деторождения — рождение последнего ребенка.
«пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка.
Что для вас значит семья?
Всего было опрошено 24 человека.
Из опроса следует,что большинство считает,что семья-это опора,т.е. те люди которые смогут понять и поддержать тебя.Также немалая доля людей считает,что семья для них-круг самых близких для них людей.
Считаете ли вы,что вы сможете,будучи взрослыми прожить без помощи родителей?
Всего было опрошено 22 человека.
Из опроса следует,что большинство опрашиваемых понимает,что без какой-либо помощи от родителей будет трудно начать свою самостоятельную жизнь.Однако,некоторые считают,что смогут добиться всего сами,без помощи со стороны родителей.
Во сколько лет вы считаете нужным становиться родителями?
Всего было опрошено 20 человек.
Опрос показывает,что больше половины опрашиваемых считает,что самый оптимальный возраст для того чтобы стать родителем-24-29 лет.Это возраст окончания института,на основе чего мы можем сделать вывод,что опрашиваемые считают,что сначала нужно получить образование,возможно устроиться на работу,а потом уже и о детях думать.Однако,никто из опрашиваемых не проголосовал за то,что не должно быть возрастных рамок для того чтобы завести ребенка,это означает,что все опрашиваемые,считают,что все таки нужно ограничивать возраст появления детей в семье.
Из-за чего могут возникать конфликты в семье?
Всего было опрошено 28 человек.
Результаты опроса показывают,что большинство опрашиваемых считают,что главной причиной конфликта в семье может стать недопонимание одной из сторон позиции другой.Однако много опрашиваемых посчитало,что упрямство и нахальство одного из представителей сторон конфликта также может стать причиной конфликта.
Исследовательский проект «Зачем человеку семья»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема: Зачем человеку семья
Описание слайда:
Зачем человеку семья.
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим
государственное значение…
(А.С. Макаренко)
Описание слайда:
Актуальность темы: В жизни всегда вариантов больше одного, а уж точек зрения столько, сколько людей на планете. Над вопросом создания семьи когда-нибудь начинают задумываться все. Поэтому этот вопрос актуален во все времена.
Описание слайда:
Цель работы: определить значение семьи в современном обществе.
Задачи:
— изучить литературу;
— разработать анкету;
— проанализировать полученные результаты.
Описание слайда:
Гипотеза: Семья теряет свою актуальность. Большинство молодых семей живут гражданским браком. Штамп в паспорте ничего не решает.
Объект исследования: семья.
Предмет исследования: отношение к семейному образу жизни.
Описание слайда:
Описание слайда:
Функции семьи:
Воспитательная функция семьи
Хозяйственно-бытовая функция семьи
Эмоциональная функция семьи
Функция духовного (культурного) общения
Функция первичного социального контроля
Описание слайда:
В анкете №1 был представлен один вопрос и варианты ответа:
Зачем человеку семья?
-для продления рода;
-для получения воспитания;
-чтобы спокойно встретить старость;
-для поддержки и помощи на протяжении
детства и юношества;
-для организации досуга,
взаимообогащения интересов;
-для формирования индивида как личности.
Описание слайда:
-для продления рода;
-для получения воспитания;
-чтобы спокойно встретить старость;
-для поддержки и помощи на протяжении детства и юношества;
-для организации досуга, взаимообогащения интересов;
-для формирования индивида как личности.
Описание слайда:
Вывод:
Большинство опрошенных считают, что целью семьи является продление рода и получение воспитания.
Следующая анкета была создана по результатам первого опроса.
Если семья нужна для продления рода и получения воспитания, нужен ли для этого штамп в паспорте?
Описание слайда:
Описание слайда:
Вывод: 68 % опрошенных считают, что брак нужно официально регистрировать.
Многие обосновали это тем, что при появлении штампа в паспорте появляется больше обязанностей, ответственность, зависимость друг от друга, что делает людей ближе.
Описание слайда:
Анкета №3 была составлена для того, чтобы понять, как отразится нынешнее отношение к семье на будущих поколениях.
Вопрос: Как вы считаете, будущее поколение выберет семью или так называемую свободную любовь?
Описание слайда:
Вывод: Молодое поколение всё-таки чаще
выбирают свободные отношения,
а взрослые люди семью.
Описание слайда:
Описание слайда:
Вывод:
Задача образовательного учреждения, а прежде
всего современной школы:
актуализировать чувство сопричастности
ребёнка с семьей, родом, родственниками;
2) дать возможность осознать правила,
регулирующие взаимоотношения в семье;
3) инициировать осознание детьми семейных
ценностей, обычаев.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация на тему «Эмоциональный мир человека»
Презентация на тему «Потребности человека»
Презентация на тему «Глобальная угроза международного терроризма»
Презентация к внеклассному мероприятию по обществознанию «Дружба»
Внеклассное мероприятие по обществознанию «Дружба»
Методическая разработка урока»Деньги и их функции»
Презентация по обществознанию «Переустройство и перепланировка жилого помещения»
Презентация по обществознанию «Жилищный фонд»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5302926 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исследовательский проект «Зачем человеку нужна семья?
Цель работы: определить значение семьи в современном обществе.
Гипотеза: Семья теряет свою актуальность. Большинство молодых семей живут гражданским браком. Штамп в паспорте ничего не решает.
Объект исследования: семья.
Предмет исследования: отношение к семейному образу жизни.
— проанализировать полученные результаты.
А зачем нужна семья? С точки зрения природы семья невыгодна, т.к. предполагает моногамию, а для естественного отбора было бы лучше, чтобы люди скрещивались в как можно более разнообразных сочетаниях. На ранних этапах развития человека так и было. Однако, со временем семья стала все более устойчивой системой, и, в конце концов, осталась практически единственной формой сожительства людей. Те же вопросы возникают и по отношению к животным: наличие там семей тоже противоречит интересам природы. Почему же семья все же появилась и, несмотря на сложности, противоречия и т.п., сохранилась?
Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Зачем человеку нужна семья? »
Зачем человеку нужна семья?
III. Исследовательская часть.
Список использованной литературы
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье,
но каждая семья является, прежде всего, большим делом,
имеющим государственное значение…
Цель работы: определить значение семьи в современном обществе.
Гипотеза: Семья теряет свою актуальность. Большинство молодых семей живут гражданским браком. Штамп в паспорте ничего не решает.
Объект исследования: семья.
Предмет исследования: отношение к семейному образу жизни.
— проанализировать полученные результаты.
А зачем нужна семья? С точки зрения природы семья невыгодна, т.к. предполагает моногамию, а для естественного отбора было бы лучше, чтобы люди скрещивались в как можно более разнообразных сочетаниях. На ранних этапах развития человека так и было. Однако, со временем семья стала все более устойчивой системой, и, в конце концов, осталась практически единственной формой сожительства людей. Те же вопросы возникают и по отношению к животным: наличие там семей тоже противоречит интересам природы. Почему же семья все же появилась и, несмотря на сложности, противоречия и т.п., сохранилась?
Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
К сожалению, не во всех семьях царит взаимопонимание, иногда родные люди не могут найти между собой общий язык и живут разной жизнью, практически не пересекаясь. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо просто осознавать важнейшее значение семьи.
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.
С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. Он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.
Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость – обоюдна, а обязательства – взаимны. (В. Гюго)
Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-этическом плане. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п.
Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать».
Семья как социальный институт обладает обоими его признаками. Первый – удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач.
Второй признак – семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.
К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением, не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а, соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.
Сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви.
Многие живут в гражданском браке, чтобы не испытывать последствия и психологическое давление развода.
Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.). Следовательно, в самом общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе свидетельства неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки зрения развод является социальным злом.
Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно к каждому конкретному браку вопрос о нежелательности или желательности развода не может решаться однозначно. В отдельных случаях развод не только не является социальным злом, он, наоборот, необходим.
Разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.
III. Исследовательская часть.
При проведении работы было составлено 3 анкеты- опроса.
Опрошены жители п. Привокзальный.
В Анкете №1 был представлен один вопрос и варианты ответа:
Зачем человеку семья?
-для продления рода;
-для получения воспитания;
-чтобы спокойно встретить старость;
-для поддержки и помощи на протяжении детства и юношества;
-для организации досуга, взаимообогащения интересов;
Проект на тему «Зачем человеку семья»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Зачем человеку семья?»
МОУ «Сыртинская школа»
Глава 1. Теоретические основы понятия семья. Семья как
необходимое условие для жизни человека.
1.1 Понятие семьи. Брак. Развод. 6
1.2 Брак и семья: возникновение и развитие (или как возникла
семья, или история возникновения семьи) 10
1.3. Функции семьи. Зачем человеку семья. 12
1.4. Проблемы современных семей. 13
2.1 Методика исследования. Анализ полученных данных 16
Самое основное в жизни человека — это семья. Это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.
Данный проект помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. В проекте представлена совместная работа учащегося и руководителя по формированию представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта обучающийся получает более углубленные знания о значении семьи в жизни отдельной личности, о происхождении семьи, семейных традициях, об интересах членов семьи, о способах сохранять память о близких.
Над вопросом создания семьи когда-нибудь начинают задумываться все. Поэтому этот вопрос актуален во все времена.
Семья – это союз двух свободных, самодостаточных личностей. Семья- это живой организм, который постоянно изменяется. Семья- это система. Семья- это образ жизни.
Человеку нужна семья по очень многим причинам. Никто не может усомниться в справедливости старой истины: «семья – ячейка общества!». Чем больше крепких, благополучных семей – тем крепче и сильнее все государство. И любовь к своему народу, к своей стране, начинается именно с любви к самым близким людям – маме и папе.
Так для чего же нужна семья? Так ли она необходима в современном обществе? Эти вопросы актуальны как никогда, и дать однозначный ответ просто невозможно.
Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Она обеспечивает человеку психолого-физиологический комфорт. В семье человек испытывает ощущение своей полезности и важности.
Социологические исследования, которые проводились недавно, отмечают снижение роли семьи, утерю представления об устойчивой семье как норме, что не может не отразиться на семейных ориентациях молодого поколения. Низкий уровень жизни, неуверенность в завтрашнем дне не позволяют российским семьям реализовать даже весьма низкие (один-два ребенка) репродуктивные ориентиры.
Для того, чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время население России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.
Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· Раскрыть содержание таких понятий, как «Семья», «Брак», «Развод».
· Рассмотреть вопрос о происхождении и развитии семьи.
· Перечислить функции семьи, а также проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи.
· Провести и проанализировать опрос по теме «Семья» среди учащихся 7-8 классов.
· Подвести итоги; определить значение семьи в жизни человека.
Таким образом, в ходе работы над проектом были пройдены следующие этапы:
1. Сбор и систематизация информации.
2. Обобщение информации. Формулирование целей и задач исследования.
3. Создание теоретической части проекта.
4. Формулирование выводов.
5. Переход к практической части проекта. Подготовка вопросов для опроса среди учащихся.
6. Анкетирование среди подростков по теме проекта, анализ ответов. Формулирование выводов и построение диаграмм.
7. Подготовка к презентации. Подбор картинок, высказываний по теме.
8. Создание презентации. Изготовление буклета – продукта проекта.
Глава 1. Семья как необходимое условие для жизни человека
1.1. Понятие семьи. Брак. Развод.
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье,
но каждая семья является, прежде всего, большим делом,
имеющим государственное значение.
Понятие семьи различно у разных народов и значительно изменялось в разные периоды человеческой истории. Охрана семейных отношений регулируется различными отраслями права, которые по-разному толкуют понятие «семья». Нет единого определения семьи и в монографических исследованиях.
С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. По мнению Л. А. Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями.
Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «семья — это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Значение слова «семья» приведено в учебнике социологии Г.И Козырева. Так, по его мнению «Семья– это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Это единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей. Она является своего рода посредником между личностью и обществом. Именно в семье индивид проходит первичную социализацию и подготовку к самостоятельной жизни в обществе. ».
Г.И Козырев рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт.
Козырев утверждает: «1)Если рассматривать семью, как малую социальную группу, то предметом исследования будут являться внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).
2)Если исследовать семью, как социальный институт, то нас будут, прежде всего, волновать такие вопросы, как взаимоотношения семьи и государства, а также социальные функции семьи. Т.е. по каким правилам и нормам формируется семья, как государство стимулирует (не стимулирует) развитие семейно-брачных отношений, насколько эффективно семья как социальный институт выполняет свои социальные функции.» [5]
Так же Г.И Козырев дает определение брака :
«Брак – это исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации» [2]
Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать».
Сто или двести лет назад браки чаще заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Сожительство вне брака было немыслимым и считалось греховным.
В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства.
Некоторые супруги заключают брачные контракты. Брачный договор или брачный контракт, как большинство граждан привыкло его называть, является соглашением лиц, планирующих вступить в брак, или соглашением супругов. Брачный договор направлен на определение имущественных прав и обязанностей каждого из супругов, как в браке, так и после его расторжения.
В жизни супругов часто бывает не все гладко. Иногда отношения заходят в тупик и приходится расторгать брачный союз. Это сложный этап в жизни каждого, кого он касается.
Разво́д — официальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. Временные, денежные затраты это не все факторы, которые вызывают сложности при разводе. Психологическая сторона играет большую роль, причем даже при обоюдном желании развестись. Осложняет процесс наличие несовершеннолетних детей, которые невольно становятся участниками конфликта. [ 1]
Сейчас многие живут в гражданском браке, чтобы не испытывать последствия и психологическое давление развода.
1.2. История возникновения семьи
Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново. [5]
На начальном этапе парный брак был весьма непрочным, так как муж продолжал жить в своём роду, а жена в своём. Позже жена стала переходить в род мужа и оставалась там.
С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины, как основного кормильца семьи резко возросло. Брак становился более прочным и со временем перешёл в единобрачный.
Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленна. Она являлась и производственной и потребительской единицей. Распад хозяйства, которое было экономической базой старой семьи, повлёк за собой исчезновение и самой этой семьи. Вместо неё стала складываться индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Она возникла совсем недавно, буквально в последние десятилетия. Такая семья является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными.
Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичное воспитание детей вплоть до достижения ими зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.[5]
На рубеже XIX–XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями: авторитарная власть мужчины была потеряна, семья утратила функции домашнего производства.
Что касается семьи как института государства, со второй половины 30-х гг. XX в. начинается процесс укрепления семьи, что выразилось в ограничении разводов, запрете абортов. Здесь важно понять, как отмечает В.Т. Пуляев, что «семья как институт общества и семья как институт государства не тождественны и не равнозначны. Государство есть сугубо политический институт общества, который объединяет людей в рамках правовых норм. Государство подчиняет интересы людей собственным интересам. Все юридические явления социальны, но не всякий социальный феномен является правовым. Далеко не все институты общества оформляются юридически. Поэтому отождествлять деятельность государства с функционированием общества нельзя. Семья – это явление общечеловеческое, категория гражданского общества, а семья как институт государства – категория юридическая, выражающая отношения подчинения семьи известным нормам, правилам и законам права.[7]
1.3. Функции семьи. Зачем человеку семья?
А зачем нужна семья? С точки зрения природы семья невыгодна, т.к. предполагает моногамию, а для естественного отбора было бы лучше, чтобы люди скрещивались в как можно более разнообразных сочетаниях.
Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности.
Социологи выделяют несколько функций семьи:
· Репродуктивная: рождение потомства.
· Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
· Рекреационная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
· Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
· Духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение.
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.[1]
1.3. Проблемы современных семей.
Тема семьи и ее проблематика будут всегда актуальны, для многих исследователей она является фундаментальной в осмыслении этапов личностного развития и постижения социального взаимодействия, и поэтому семья небезосновательно является объектом изучения широкого спектра наук. Целью данного раздела является рассмотрение существования семьи в современных условиях, с точки зрения ее актуальных проблем.
Алкоголизм в семье. Одной из часто встречающихся причин дезинтеграции семьи является алкоголизм одного из супругов или алкогольная зависимость. Алкоголь — это тип депрессанта, который замедляет деятельность нервной системы. Алкоголизм разрушает все сферы жизни человека, то есть семью, работу и т. д. Алкоголизм может затронуть любого человека независимо от возраста, образования, пола, интеллектуального уровня или профессии. Все нуждаются в помощи и лечении в основном через психотерапию. Члены семьи алкоголика нуждаются в лечении, как и сам алкоголик, но он при лечении должен решить свои проблемы и начать жить своей нормальной жизнью.
Перегрузка ролей женщины Одной из проблем современного общества является то, что женщина, в семье, выполняет гораздо больше ролей, чем мужчина. Помимо воспитания детей и домашних обязанностей, женщина должна также быть и успешной работницей, материально обеспечивающей семью. У женщин, которые основную часть своей жизни проводят на работе, замечено также чувство вины в связи с недостаточным количеством внимания, которое она уделяет близким, детям, выполнению хозяйственных функций. Однако именно семья и личная жизнь является отличным подспорьем для развития деловой активности современной женщины. В начале совместной жизни мужчины, как правило, помогают женщинам по дому, что является составляющей ритуала ухаживания, но вскоре эта помощь прекращается, и все домашние дела обрушиваются на женщину. Подобная перегрузка выливается в постоянную раздражительность, которая способна внести разлад в отношения. Важное значение для современной женщины имеют внесемейные увлечения, позволяющие ей развиваться на личностном и духовном уровнях.. Раздражительность, тем временем, вызывает непреходящий эмоциональный дискомфорт, что служит причиной формирования негативных установок на мужа и на сексуальную близость с ним. Так возникает еще один дегенеративный фактор в отношениях.
Конфликт между детьми и родителями. Серьезной проблемой является также конфликт поколений между детьми и родителями. Они происходят из разных систем ценностей, различных культурных моделей и естественных тенденций, когда молодые люди могут восстать против любого семейного авторитета. Действия родителей, если они не являются рациональными и педагогически обоснованными, приводят к большему количеству конфликтов, что может привести к побегу детей в секты, участию в субкультурах молодежных групп или наркомании.
Разрушительное влияние секты на семью. Секта — это психоманипулирующая или тоталитарная группа, которая нарушает основные права человека и принципы социальной жизни. Секта характеризуется небольшим количеством групп, которые имеют враждебное и равнодушное отношение к обществу под руководством человека, который осуществляет так называемую власть «Гуру». Среди членов секты есть прямая и прочная связь, они часто подчиняются системе запретов и приказов, отвергают культурные и материальные блага.
В заключение можно сказать, что семей, избежавших всех сопутствующих проблем брака, практически не существует, но каждая семья обладает определённой сопротивляемостью проблемам брака, поскольку обстоятельства часто отличаются и могут варьироваться. Из этого можно заключить, что каждая семья индивидуальна и подлежит изучению со стороны различных наук, отсюда вытекает актуальность и богатый простор для исследований темы семьи.[4]
Во второй главе данной работы проведем исследование в виде опроса. Целью опроса является выявление значения семьи в жизни подростка, его отношение к семье.
Глава 2. Эмпирические исследования роли семьи в жизни подростка.
2.1. Методика исследования.
Все взрослые и дети знают, что семья – это очень важно для каждого человека. Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, мы провели опрос, в котором надо было ответить на четыре вопроса:
1.Что для вас значит ваша семья?
3. Во сколько лет вы считаете нужным становиться родителями?
4. Из-за чего могут возникать конфликты в семье?
Всего было опрошено 32 учащихся МОУ «Сыртинская школа». Участниками опроса стали подростки от 13 до 15 лет, обучающиеся в 7,8 классах.
Анализируя ответы участников опроса по первому вопросу «Что для вас значит семья?», можно сделать следующий вывод:
Многие считают, что смогут обойтись без помощи взрослых. Так ответили 20 человек, что составило 62/%. Возможно, они переоценивают свой потенциал или хотят казаться взрослыми и самостоятельными. Меньшая часть – 7 человек из 32 (22%) понимает, что без какой-либо помощи от родителей будет трудно начать свою самостоятельную жизнь. Остальные 16% (5 человек) затрудняются с ответом на данный вопрос.
На третий вопрос «Во сколько лет вы считаете нужным становиться родителями?» ответы распределились следующим образом:
половина опрашиваемых (50 %-17 человек) считает, что оптимальный возраст для того, чтобы стать родителем – 24-29 лет. Это возраст окончания института, на основе чего мы можем сделать вывод, что опрашиваемые считают первостепенным получить образование, возможно, устроиться на работу, а потом думать о детях. Четвертая часть опрошенных (8 человек) считает возраст 18-23 лет оптимальным, чтобы завести детей. Однако 13% опрошенных считают, что не должно быть возрастных рамок для того чтобы завести ребенка, то есть эта часть испытуемых считает, что не нужно ограничивать возраст появления детей в семье. Наиболее удачным возрастом стать родителем в 30-40 лет считает 6 процентов учащихся. Это говорит о том, что данная группа испытуемых решит стать родителем после того, как станет полностью самостоятельной личностью;возможно, сначала планируется получить достойную работу, обзавестись имуществом, хозяйством. Остальные 6 процентов считают, что стать родителем лучше в период 40-50 лет.
Четвертый вопрос был посвящен проблеме возникновения конфликтных ситуаций в семье. У опрашиваемых спрашивали, почему по их мнению могут возникать внутрисемейные конфликты. Большинство (21 участник опроса из 32) считает, что главной причиной конфликта в семье может стать недопонимание одной из сторон позиции другой. Так считает 65% опрошенных Однако много опрошенных (8 учащихся – 25%) посчитало, что упрямство и нахальство одного из представителей конфликта также может стать причиной конфликта. И трое из опрошенных (10%) считают, что главная причина конфликтов в семье – это воспитание ребенка в жестких, строгих условиях. Покажем графически данные результаты опроса.
Наша гипотеза подтвердилась частично. Людям действительно нужна поддержка семьи, однако не все это признают, да и возможно, что они в каких-то случаях обходятся без помощи родителей и просто хотят быть самостоятельными, поскорее повзрослеть. Но большинство все же считает, что семья-это первостепенный институт, в котором люди должны относиться друг к другу с пониманием и сочувствием. Ведь как показали результаты 1 вопроса, семья-это круг самых близких, семья-это опора и поддержка для нас.
В завершение работы мы подготовили буклет-памятку по созданию и сохранению идеальной семьи, правильному воспитанию детей, гармонизации отношений внутри семьи.
Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости.
Только пройдя через трудности и ошибки, человек может в полной мере понять необходимость крепких семейных отношений. Именно в семье формируется личность и человек с большой буквы.
По проблеме значения семьи в жизни человека мы проанализировали теоретическую и методологическую базу, провели собственное исследование, результаты которого могут пригодиться классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам при исследовании детско-родительских отношений. Также, основываясь на полученные результаты, можно разработать памятки по улучшению семейных отношений, создать советы по созданию идеальной семьи и т.д.
Наша гипотеза подтвердилась частично. Людям действительно нужна поддержка семьи, однако не все это признают, да и возможно, что они в каких-то случаях обходятся без помощи родителей и просто хотят быть самостоятельными, поскорее повзрослеть. Но большинство все же считает, что семья-это первостепенный институт, в котором люди должны относиться друг к другу с пониманием и сочувствием. Ведь как показали результаты 1 вопроса, семья-это круг самых близких, семья-это опора и поддержка для нас.