прием инсерт в начальной школе что это такое

Инсёрт — прием технологии критического мышления. Что это такое и как использовать на уроке?

прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть фото прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть картинку прием инсерт в начальной школе что это такое. Картинка про прием инсерт в начальной школе что это такое. Фото прием инсерт в начальной школе что это такое

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда он используется, отметим его плюсы и минусы. Почему в литературе этот прием часто называют технологией эффективного чтения?

Инсерт — что это такое?

Справка: Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать «инсерт» в технологии критического мышления.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for (система).

E — effective (для эффективного).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

Петр I — первый российский император.

Издал «Табель о рангах»

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Нюансы применения приема ТРКМЧП «Инсерт»

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием «Инсерт» в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

Для каждого этапа в технологии РКМЧП предлагаются свои приемы. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

На стадии осмысления работают такие приемы как «Чтение с остановками», «Кубик Блума», «Толстые и тонике вопросы», таблица «ЗХУ».

Для стадии размышления подходят «Шесть шляп», «Синквейн», «Ромашка вопросов», «Эссе».

Прием «Инсерт» может работать на каждом этапе урока.

Заключение: Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Прием инсерт — метод критического мышления

Инсерт – это один из приемов технологии развития критического мышления, который позволяет ребенку научиться самостоятельно добывать важную для себя информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее. Также ученик получает навыки обсуждения, отстаивания своей точки зрения и признания своих ошибок.

Что это такое инсерт

прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть фото прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть картинку прием инсерт в начальной школе что это такое. Картинка про прием инсерт в начальной школе что это такое. Фото прием инсерт в начальной школе что это такое

Инсерт – это метод технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Применяется он в начале изучения новой учебной информации. Чтобы понять, что это такое – инсерт на уроке, достаточно узнать, что его название является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».

Как использовать

Метод работает в 5 этапов. Они последовательны и обязательны.

На первом обучающимся предлагается к чтению статья или параграф из учебника, в которой они делают специальные пометки четырех видов:
«V» – это та информация в тексте, которая ребенку уже знакома;
«+» — это тезисы и мысли, которые являются для читающего новыми;
«-» — это противоречия той информации, которую ребенок уже знал ранее;
«?» – это те моменты в тексте, которые непонятны читающему и требуют дополнительных объяснений для него.

На втором этапе инсерта предлагается составить таблицу:

V+?
В этом столбике тезисно отмечаются уже известные ранее фактыЗдесь записывается информация, которая оказалась новойВ этой графе отмечаются противоречия: факты, которые не соответствуют прежним знаниям читающегоЗдесь перечисляются дополнительные вопросы и непонятные моменты.

На четвертом этапе обучающимся предлагается прочитать текст вновь и дописать таблицу, если в этом появится необходимость. При этом дети начинают более глубоко осмысливать прочитанное, и, как следствие, дополнять записи и перемещать некоторые из одной колонки в другую.

На заключительном, пятом этапе идет процесс рефлексии. Здесь обучающиеся обсуждают получившиеся таблицы друг с другом, делятся понятым, анализируют процесс накопления знаний. Теперь им становится ясно, как незнакомый учебный материал постепенно превращается в более понятный.

Нюансы применения приема ТРКМЧП инсерт

прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть фото прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть картинку прием инсерт в начальной школе что это такое. Картинка про прием инсерт в начальной школе что это такое. Фото прием инсерт в начальной школе что это такое

При работе с приемом инсерта в начальной школе и в старших классах необходимо учитывать некоторые нюансы:

Когда использовать прием инсерт

Наиболее удобный момент использования приема инсерт – занятие на новую тему или урок для актуализации новых умений и знаний. При использовании этого приема ученик должен читать текст не пассивно, а внимательно. Инсерт способствует тому, что обучающийся начинает концентрироваться на каждой строке, в том числе на невнятных для восприятия частях текста, которые прежде он предпочитал просто пропускать. Метод наиболее актуален тогда, когда необходимо переработать крупную часть новой теоретической информации.

Прием инсерт в рамках уроков по ТРКМЧП

Занятия по формированию критического мышления посредством чтения и записывания выстраиваются по определенной системе:

Преимущества и недостатки приема инсерт

прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть фото прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть картинку прием инсерт в начальной школе что это такое. Картинка про прием инсерт в начальной школе что это такое. Фото прием инсерт в начальной школе что это такое

К положительным сторонам метода можно отнести активность на уроке каждого ученика, заинтересованность обучающихся в подробном и осмысленном чтении, возможность обсудить свои мысли с одноклассниками и формирование умения осмысленно читать все, что написано, а не только то, что интересно или точно понятно, упуская скучное и невнятное.

Заключение

Инсерт можно использовать на уроках литературы и русского языка, истории и обществознания, биологии и химии, и на других учебных предметах. Он позволяет воспринимать прочитанное на осознанном уровне, не выпуская главного и уделяя внимание каждому записанному слову. В результате уровень усвоения знаний оказывается достаточно высоким.

Источник

Использование приема «инсерт» на уроках в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Инсерт — что это такое?

Справка: Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать «инсерт» в технологии критического мышления.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for ( система ).

E — effective ( для эффективного ).

T — thinking (и размышления).

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет : маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

Нюансы применения приема ТРКМЧП «Инсерт»

В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

Таблица обсуждается по «колонкам». То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: «Знаю», «Интересуюсь», «Узнал».

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием «Инсерт» в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.

Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Прием «Инсерт» может работать на каждом этапе урока.

Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Источник

Кластер и инсерт как приемы развития критического мышления на уроке

Разделы: Физика

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Технология критического мышления (ТКМ) одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностями этой технологии являются:

— учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

— на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

— стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Организация учебно-воспитательного процесса при использовании данной технологии проходит на основе коллективного способа обучения. Обучающиеся работают в динамических парах и группах на основе интерактивного взаимодействия.

В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи:

Технологическая карта урока

ЭтапСодержаниеВремя, мин.Деятельность учителяДеятельность ученика
Стадия вызова1. Формирование пар или групп.

2. Получение заданий.

4. Индивидуальная, групповая работа

5. Отчет групп7-10Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работеУченик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и группахСтадия осмысленияЧтение информационного

Существуют свои методические приемы технологии критического мышления. Рассмотрим следующие:

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты-спутники, у них – свои спутники.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

На данном уроке учащиеся предполагают, какие вопросы будут главными.

Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.

Распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть фото прием инсерт в начальной школе что это такое. Смотреть картинку прием инсерт в начальной школе что это такое. Картинка про прием инсерт в начальной школе что это такое. Фото прием инсерт в начальной школе что это такое

Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и сделать предположения о….. Информация записывается. Для того чтобы разрешить противоречия, возникающие в ходе записи предположений, ответить на все вопросы при систематизации, подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.

Продолжается работа с данным приёмом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в “грозди”.

Этот приём имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.

Старшеклассники, а также учащиеся основной легко используют этот приём. Возрастная специфика выражается в том, что старшие школьники более самостоятельны в выделении смысловых единиц. При организации подобной работы с учащимися основной школы рекомендуем учителю совместно с учащимися озаглавливать смысловые блоки или предложить учащимся готовые вопросы. Достаточно 2–3 раза провести подобную работу, для того чтобы этот приём стал технологичным. Школьники легко, с удовольствием используют кластеры.

Рекомендации по работе с “гроздьями”

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на “грозди”? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, а могут быть ключевые слова или фразы.

3. Озвучьте свои “грозди”. Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

4. Попросите установить связи между “веточками” вашей “грозди” и объяснить возникшие связи.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту “веточку” “поярче”.

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо вам знакомыми:

• ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или которые можно расставить в определённой последовательности, а затем, на стадии осмысления содержания, искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал;

• верные и неверные утверждения.

Попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

I — interactive самоактивизирующая

S — system системная разметка

Е — effective для эффективного

R — reading and чтения

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Сформулируем некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме:

Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка: “+” и “v”, три значка: “+”, “v”, “?” или четыре значка: “+”, “v”, “-”, “?”.

Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Инсерт-1

“V”“+”“-”“?”
Поставьте “v” на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаетеПоставьте “+” на полях, если то, что вы читаете, является для вас новымПоставьте “-”, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаетеПоставьте “?” на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём “ИНСЕРТ” и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы, не все любят писать, а иногда им совсем не хочется быть активными в классе. На уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

Возможен и такой этап работы: учащиеся в группах обсуждают содержание своих таблиц перед общей дискуссией в классе. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы “?”, обеспечивают выход на новые источники информации.

Данные приёмы не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. Вместе с тем работа с предложенными приемами предполагает следование принципам, заложенным авторами проекта РКМЧП для эффективной работы в технологическом режиме.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова; это умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.

Таким образом, применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Заир-Бек С. И. Основы педагогического проектирования: учеб. Пособие. – СПБ., 1995.

Селевко Г. И. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие. – М. 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *