почему станция метро сокол так называется
Любимый Сокол: как станция метро «Сокол» стала станцией особого назначения
Эта станция появилась случайно. Ну или почти случайно. Строительство её изначально не планировалось. Нынешнюю «зелёную ветку» хотели протянуть от «Площади Свердлова» («Театральная») до «Аэропорта». Но прогон между станцией «Аэропорт» и метродепо под развилкой Ленинградского и Волоколамского шоссе получался слишком длинным. Поэтому и решено было построить на этом отрезке ещё одну станцию. Так и появился «Сокол», хотя сам район в то время фактически был деревней – собственное метро ему, казалось, без надобности.
Станция метро «Сокол» в 1938 году. Москва. Фото: wikimedia.org
Перрон станции «Сокол». Снимок сделан между 1940–1945 годами. Фото: oldmos.ru
В 30-е годы метростроевцы и представить себе не могли, что спустя 20 лет трафик на «деревенской» станции будет соперничать с показателями пассажиропотока всегда востребованной «Комсомольской». В один из дней 1954 года статистики зафиксировали проход через «Сокол» 154 тысяч человек. Даже сейчас средний суточный пассажиропоток станции почти в два раза меньше – 85 тысяч человек в сутки.
Восточный вестибюль станции метро «Сокол», 1938 год. Фотограф: Э. Евзерихин. Фото: oldmos.ru
Дело в том, что в 1950-м на Соколе уже появилось множество КБ и предприятий оборонного значения. В то время это был научный и производственный центр города, где большинство объектов были засекречены. Так и сама станция «Сокол» стала станцией особого назначения.
Кстати, она остаётся такой до сих пор. У неё особое назначение, связанное с инфраструктурой всего Московского метрополитена. Именно через «Сокол» новые вагоны метро, прибывающие по железнодорожным путям из Мытищ, попадают под землю.
Часы над перроном станции метро «Сокол». Снимок сделан в 1940 году. Фото: oldmos.ru
У архитектуры перронного зала станции есть свои уникальные особенности. Узнать о них можно в нашем материале на сайте «Социум-Сокол».
Станцию метро «Сокол» хотели назвать «Всехсвятская»
Плафоны из оникса, колонны, облицованные биробиджанским мрамором, мозаика в переходе… Станция метро «Сокол» считается одной из самых красивых в московском метро. Один из ее создателей — инженер Центральной проектной конторы «Метропроект» (сегодня это АО «Метрогипротранс») Николай Ушаков — жил на 3-й Песчаной улице. О Николае Ивановиче рассказала его дочь, психолог, психолингвист, академик Российской академии образования Татьяна Ушакова.
Куранты в окне
В середине 1930-х годов «Метропроект» занимал часть бывшего Пассажа — сейчас это здание Театра имени Ермоловой. Торцевые окна выходили на Кремль.
— Папин стол стоял прямо напротив Спасской башни с курантами. Сослуживцы спрашивали: «Николай Иванович, сколько на ваших точных?» — говорит Татьяна Ушакова.
В конструкторском отделе, где работал ее отец, было шесть групп. Николай Иванович входил в ту, которая занималась объектами мелкого заложения. Глубина «Смоленской» — первой станции, которую он проектировал, — восемь метров, а на участке метро от «Смоленской» до «Киевской» рельсы вообще выходят на поверхность.
Метро посреди села
Станцию «Сокол» — ее открыли 11 сентября 1938 года — Ушаков проектировал вместе с инженером Николаем Кабановым. Архитектурный облик станции разработали братья Юрий и Константин Яковлевы, авторы Смоленского метромоста.
Когда «Сокол» открыли, был только один вестибюль — восточный, где фонтан. По обе стороны стояли деревянные дома села Всехсвятского, кирпичные девятиэтажки появятся только через 20 с лишним лет. Кстати, сначала новую станцию хотели назвать «Всехсвятская», потом «Поселок Сокол» — эти названия сохранились в документах.
Светильники из оникса
Вообще-то и станции «Сокол» первоначально не должно было быть. Конечной по проекту была станция «Аэропорт». Но у развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе построили метродепо, и рядом появился незапланированный «Сокол».
Станция для Москвы не совсем обычная. Во-первых, она двухпролетная: по центру платформы расположены поддерживающие свод колонны. Нетрудно заметить, что на большинстве московских станций три пролета и два ряда колонн. Во-вторых, плафоны светильников, которые вмонтированы в своды, сделаны из оникса — этот полупрозрачный камень пропускает свет. Огромные мраморные панно на путевых стенах вблизи лестницы в центре зала не случайно кажутся пустоватыми. На них намечалось высечь статьи Конституции, принятой в 1937 году. Почему-то задуманное не осуществилось.
Консоли на «Маяковской»
Участвовал Ушаков и в строительстве станции «Маяковская».
— Папа придумал, как сделать своды выше и устроить углубления, где разместились мозаики Дейнеки, — говорит Татьяна Николаевна. — Кроме того, он предложил революционный способ, как укрепить колонны. Обычно это делалось внизу, а он сделал укрепление сверху, на консолях, — вспоминает дочь инженера.
Рабочие инструменты Николая Ушакова /Арина Вакулина
Бункер для Сталина
Во время войны Ушаков отправил семью в эвакуацию, а сам остался в Москве: проектирование и строительство метро не прекращалось.
— Позже «Метропроект» эвакуировали в Куйбышев, там папа проектировал бункер для Сталина недалеко от Волги. Сейчас это музей, я в нем была, — говорит Татьяна Ушакова.
Из Киева обратно в Москву
После войны «Метропроект» стал направлять Николая Ивановича в длительные командировки в столицы союзных республик, где начиналось строительство метро, — в Баку, Тбилиси, Киев. Результатом трехгодичной командировки в Киев в качестве главного инженера стало не только появление первой линии Киевского метрополитена, но и то, что Ушаковы переехали на 3-ю Песчаную улицу в районе Сокол. До этого в Москве Ушаковы жили в коммунальной квартире на улице Горького.
— Мы жили вчетвером — родители и я с братом — в одной комнате, а в Киеве папе дали квартиру на Крещатике — хорошую, с двумя балконами, — вспоминает Татьяна Ушакова.
Родители уехали, а Татьяна с братом остались: они учились в аспирантуре.
— Мама в Киеве очень скучала без нас. В конце концов она уговорила папу вернуться и обратилась в бюро обмена квартир, — добавляет она.
Не сразу, но нашелся вариант: на Соколе жил генерал КГБ родом из Днепропетровска, жена у него была из Киева, она тоже очень тосковала. В 1957 году Ушаковы с ними поменялись.
Шанхай в Березовой роще
На Соколе тогда все было иначе. К примеру, Березовую рощу называли «шанхаем».
— Там стояло множество хибар, собранных из досок, фанеры, картона, и жили люди, но не бомжи, а просто те, у кого не было нормального жилья, — рассказывает Татьяна Ушакова.
Во дворах все было голо, ни кустика.
— Папа, как только вышел на пенсию, занялся озеленением: сажал липки, березы, — вспоминает она. — Он вообще был, можно сказать, общественником: следил за тем, чтобы в доме и во дворе был порядок. Деревья, посаженные им, сейчас большие и красивые. Мои внуки знают, что их сажал прадедушка.
Почему станция метро сокол так называется
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Станцию метро «Сокол» хотели назвать «Всехсвятская».
Плафоны из оникса, колонны, облицованные биробиджанским мрамором, мозаика в переходе… Станция метро «Сокол» считается одной из самых красивых в московском метро. Один из ее создателей — инженер Центральной проектной конторы «Метропроект» (сегодня это АО «Метрогипротранс») Николай Ушаков — жил на 3-й Песчаной улице. О Николае Ивановиче рассказала его дочь, психолог, психолингвист, академик Российской академии образования Татьяна Ушакова.
В середине 1930-х годов «Метропроект» занимал часть бывшего Пассажа — сейчас это здание Театра имени Ермоловой. Торцевые окна выходили на Кремль.
— Папин стол стоял прямо напротив Спасской башни с курантами. Сослуживцы спрашивали: «Николай Иванович, сколько на ваших точных?» — говорит Татьяна Ушакова.
В конструкторском отделе, где работал ее отец, было шесть групп. Николай Иванович входил в ту, которая занималась объектами мелкого заложения. Глубина «Смоленской» — первой станции, которую он проектировал, — восемь метров, а на участке метро от «Смоленской» до «Киевской» рельсы вообще выходят на поверхность.
Метро посреди села.
Станцию «Сокол» — ее открыли 11 сентября 1938 года — Ушаков проектировал вместе с инженером Николаем Кабановым. Архитектурный облик станции разработали братья Юрий и Константин Яковлевы, авторы Смоленского метромоста.
Когда «Сокол» открыли, был только один вестибюль — восточный, где фонтан. По обе стороны стояли деревянные дома села Всехсвятского, кирпичные девятиэтажки появятся только через 20 с лишним лет. Кстати, сначала новую станцию хотели назвать «Всехсвятская», потом «Поселок Сокол» — эти названия сохранились в документах.
Светильники из оникса.
Вообще-то и станции «Сокол» первоначально не должно было быть. Конечной по проекту была станция «Аэропорт». Но у развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе построили метродепо, и рядом появился незапланированный «Сокол».
Станция для Москвы не совсем обычная. Во-первых, она двухпролетная: по центру платформы расположены поддерживающие свод колонны. Нетрудно заметить, что на большинстве московских станций три пролета и два ряда колонн. Во-вторых, плафоны светильников, которые вмонтированы в своды, сделаны из оникса — этот полупрозрачный камень пропускает свет. Огромные мраморные панно на путевых стенах вблизи лестницы в центре зала не случайно кажутся пустоватыми. На них намечалось высечь статьи Конституции, принятой в 1937 году. Почему-то задуманное не осуществилось.
Консоли на «Маяковской».
Участвовал Ушаков и в строительстве станции «Маяковская».
— Папа придумал, как сделать своды выше и устроить углубления, где разместились мозаики Дейнеки, — говорит Татьяна Николаевна. — Кроме того, он предложил революционный способ, как укрепить колонны. Обычно это делалось внизу, а он сделал укрепление сверху, на консолях, — вспоминает дочь инженера.
Рабочие инструменты Николая Ушакова /Арина Вакулина.
Бункер для Сталина.
Во время войны Ушаков отправил семью в эвакуацию, а сам остался в Москве: проектирование и строительство метро не прекращалось.
— Позже «Метропроект» эвакуировали в Куйбышев, там папа проектировал бункер для Сталина недалеко от Волги. Сейчас это музей, я в нем была, — говорит Татьяна Ушакова.
Из Киева обратно в Москву.
После войны «Метропроект» стал направлять Николая Ивановича в длительные командировки в столицы союзных республик, где начиналось строительство метро, — в Баку, Тбилиси, Киев. Результатом трехгодичной командировки в Киев в качестве главного инженера стало не только появление первой линии Киевского метрополитена, но и то, что Ушаковы переехали на 3-ю Песчаную улицу в районе Сокол. До этого в Москве Ушаковы жили в коммунальной квартире на улице Горького.
— Мы жили вчетвером — родители и я с братом — в одной комнате, а в Киеве папе дали квартиру на Крещатике — хорошую, с двумя балконами, — вспоминает Татьяна Ушакова.
Родители уехали, а Татьяна с братом остались: они учились в аспирантуре.
— Мама в Киеве очень скучала без нас. В конце концов она уговорила папу вернуться и обратилась в бюро обмена квартир, — добавляет она.
Не сразу, но нашелся вариант: на Соколе жил генерал КГБ родом из Днепропетровска, жена у него была из Киева, она тоже очень тосковала. В 1957 году Ушаковы с ними поменялись.
Шанхай в Березовой роще.
На Соколе тогда все было иначе. К примеру, Березовую рощу называли «шанхаем».
— Там стояло множество хибар, собранных из досок, фанеры, картона, и жили люди, но не бомжи, а просто те, у кого не было нормального жилья, — рассказывает Татьяна Ушакова.
Во дворах все было голо, ни кустика.
— Папа, как только вышел на пенсию, занялся озеленением: сажал липки, березы, — вспоминает она. — Он вообще был, можно сказать, общественником: следил за тем, чтобы в доме и во дворе был порядок. Деревья, посаженные им, сейчас большие и красивые. Мои внуки знают, что их сажал прадедушка.
станция Сокол
Расположение
«Сокол» – станция метрополитена Москвы в составе Замоскворецкой линии. Находится между станцией «Аэропорт» и станцией «Войковская». Станция «Сокол» проходит непосредственно под Ленинградским проспектом на участке развязки с Ленинградским и Волоколамским шоссе. Это Северный административный округ Москвы, территория районов «Аэропорт» и «Сокол».
История станции
Построить линию метро, которая бы заканчивалась во Всехсвятском, планировали еще в 30-х годах двадцатого века. Строительство осуществлялось открытым способом. Запустили станцию 11 сентября 1938 года. Правда, тогда был задействован лишь один вестибюль – наземный, который находился в окружении обычных сельских домов. В военные годы, как и другие станции метро, станция «Сокол» была бомбоубежищем.
По прошествии Великой Отечественной войны открыли западный вестибюль, расположенный около Церкви Всех Святых. Со временем на станции достроили дополнительные лестницы, построили выход в подземный переход, который проходит под Ленинградским проспектом.
Конечной станция «Сокол» перестала быть в конце 1964 года. В конце ХХ века из-за плохого технического состояния достроенные когда-то дополнительные лестницы полностью демонтировали.
История названия
Название «Сокол» станция получила благодаря находящемуся в полукилометре району «Сокол», который построили в 20-е годы двадцатого века. Это был первый кооперативный жилой поселок в Москве. Ранее на его территории размещалось крупное село Всехсвятское. Впрочем, название «Всехсвятское» для станции во время пропаганды абсолютного атеизма было неприемлемо. Идея переименования ее во «Всехсвятское» появилась лишь в 1992 году. Инициаторы аргументируют, что это более подходящее название для станции, которая расположена как раз в центре тогдашнего села. Но идею с переименованием пока не реализовали.
Описание станции
Зал станции «Сокол» отделан мрамором под названием «коелга», на путевых стенах тоже мрамор, но биробиджанский. Пол выстелен гранитными плитами красного и серого цвета.
Зал станции имеет два параллельных свода. Их поддерживают боковые стены и единственный ряд колонн. В облицовке нижней части колонн и стен станции используются элементы белого мрамора и агамзалинского оникса из Армении. Колонны расширяются кверху и образуют купола. В куполах есть углубления из агамзалинского оникса, в которых расположены скрытые светильники. С помощью этого приема станция освещается ровно.
Зал станции на две равные части делится поперечным мостиком, из которого на платформу ведут две широкие лестницы.
Технические характеристики
Станция «Сокол» построена по специальному проекту, который разработали архитекторы Ю. Яковлев и К. Яковлев. По своей конструкции она нехарактерна для Московского метрополитена, поскольку является двухпролетной станцией мелкого заложения (на глубине почти 10 метров). Свод станционного зала имеет форму купола с углублениями. Его высота – 4,5 метра. Свод поддерживают колонны, выстроенные в один ряд, и стены тоннеля.
Станция «Сокол» является одной из наиболее жарких станций Московского метрополитена. Например, летом 2010 температура воздуха здесь достигала 33,5 градусов по Цельсию.
За станцией есть ответвления от главных путей. Они ведут в депо «Сокол», которое обслуживает Замоскворецкую линию. Кроме того, эти ответвления иногда используют для оборота составов. Особенностью главного путепровода также является то, что на пути к «Войковской» после проезда стации «Сокол» он не прямой, а поворачивает направо. Это нетипично для московского метро. Но ввиду недостаточной ширины станции именно так были вынуждены расположить служебные пути. Подобное еще можно увидеть на станциях «Сокольники» и «Партизанская».
Вестибюли и пересадки
«Сокол» имеет два наземных вестибюля. Проектировали их разные архитекторы, поскольку построены они в разное время.
Восточный вестибюль являет собой полукольцо с раздельными входами и выходами в торце. В центре – гранитный фонтан. Северный вестибюль построен в форме буквы «П». В начале ХХІ века в центре павильона построили магазин, а само здание приспособили для людей, имеющих ограниченные возможности. Кроме того, модернизировали сигнализацию, системы пожаротушения и оповещения.
Достопримечательности
Главная достопримечательность в районе метро «Сокол» – Храм Всех Святых во Всехсвятском.
Каменная церковь во имя Всех Святых была построена в конце ХVII века по инициативе боярина Ивана Милославского. Храм дал официальное название селу. Позже село стало собственностью грузинского царевича Александра, с которым обручилась единственная дочь боярина Дарья.
Церковь построена в стиле раннего барокко. Внутри стены церкви полностью расписаны. Храмовая икона «Собор Всех Святых» исполнена в васнецовском стиле. Она находится над резным иконостасом. Иконостас трехъярусный, бело-кремовый с позолотой. При храме есть колокольня. Она находится под пятиградусным наклоном из-за песчаной почвы и протекающей вблизи речки.
Церковь не раз перестраивали и расширяли. В 20-х годах двадцатого века храм пытались закрыть и оборудовать на его территории клуб. Хотя недействующим он был лишь в 1939-1945 годах, когда публично сожгли иконостас и разместили там военный склад. А в 70-х годах двадцатого века церковь Всех Святых имела самый большой приход.
В начале ХХІ века храм отреставрировали и достроили двухэтажный дом, где разместили воскресную школу и церковную лавку.
При церкви Всех Святых было старинное кладбище, где похоронено много представителей грузинских княжеских родов. Поговаривают, что здесь также покоится тело грузинского писателя Сулхан-Саба Орбелиани. Уничтожили кладбище в конце ХХ века. Одна из версий – здешним высокопоставленным жильцам не нравилось видеть из окна кладбище. Сохранились лишь несколько надгробных плит.
Наземная инфраструктура
Этот район считается одним из наиболее престижных в столице, следовательно, инфраструктура развита отлично, и здесь есть все заведения, необходимые для комфортного быта. Вблизи станции есть скверы, парки, развлекательные заведения.
Полезные факты
Время открытия станции «Сокол» – 5:20 утра. Первый поезд к станции «Речной вокзал» отправляется в 5:54. Первый поезд в направлении метро «Красногвардейская» отходит с «Сокола» в 5:28.
Интересно
Станция «Сокол» имеет репутацию «нехорошего места». Сотрудники метро рассказывают, что нередко чувствуют проявление каких-то потусторонних сил. Возможно, это происходит потому, что станция построена на месте, где во время Красного террора расстреляли массу людей.
Метро «Сокол» также время от времени фигурирует в сводках московских происшествий. Здесь несколько людей попали под поезд, иногда с летальным исходом. Известен также случай, когда в 2006 году в тоннель провалилась бетонная свая и повредила один из вагонов поезда. Тогда люди не пострадали.
«Сокол» – станция метро особого назначения
Московский метрополитен, станция «Сокол». Фото: Florstein (WikiPhotoSpace), wikimedia.org
Строительство станции метро «Сокол» изначально не планировалось. Метростроевцы строили ветку от «Площади Свердлова» («Театральная») до «Аэропорта». Но потом было решено перенести депо в район развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Перегон от «Аэропорта» до депо получался слишком длинным – этому фактору мы и обязаны появлением станции, в пяти минутах ходьбы от которой сейчас находится Центр культуры и бизнеса «СОЦИУМ-СОКОЛ».
От деревни до промышленного центра
В 1930-е годы нынешний район Сокол фактически ещё был деревней. Но спустя 20 лет местный пассажиропоток уже бил рекорды всегда многолюдной «Комсомольской». В 1954 году зафиксировали проход 124 тысяч человек в сутки (для сравнения: в наши дни станцией «Сокол» пользуется в среднем 82 тысячи человек в сутки). А всё потому, что к этому времени в районе появилось много предприятий оборонного значения.
Уникальная архитектура
Лестница на станции «Сокол». 12 апреля 1947 год. Фото: В. Савостьянов, Л. Великжанин, wikipedia.org
Архитекторы станции «Сокол» – братья Юрий и Константин Яковлевы – выбрали оригинальное решение для оформления небольшого по меркам метро перронного зала. В московской подземке нет двухпролётных колонных станций. Обычно строят либо трёхпролётные (два тоннеля для прохода поездов, а один для перронного зала), либо двухпролётные, но с глухой стеной между путями. «Сокол» – исключение.
Станция метро «Сокол» в 1938 году. Москва. Фото: wikimedia.org
Перрон станции «Сокол». Снимок сделан между 1940–1945 годами. Фото: oldmos.ru
Из-за маленькой ширины платформы – всего 8 метров – колонны здесь не просто украшают зал и служат спинками для лавочек, а держат свод станции. Массивные у основания, колонны кверху расширяются, превращая пролёты между опорами в купола. Когда-то здесь были установлены светильники, скрытые прозрачным ониксом, благодаря чему платформа освещалась ровным мягким светом. Но исторические светильники не отвечали современным требованиям к уровню освещения, поэтому их заменили.
В отделке станции также есть много примечательного. Например, стены вестибюля выложены необычной мозаикой. Это следствие рачительного отношения к ценным породам камня. Строители делали фанерную рамку, заливали цемент и укладывали мозаику из осколков, которую обрамляли уже специально вырезанными ровными кусками камня. Полученными плитами выложили стены.
Панно из белого мрамора на путевой стене станции «Сокол», современное фото из открытых источников. Фото: oldmos.ru
Обращают на себя внимание большие пустые мраморные рамы на перронных стенах станции. Есть мнение, что тут планировали разместить цитаты из сталинской конституции, но почему-то от этой затеи отказались. А более достойного заполнения так и не нашли.
В 30-е годы метростроевцы не предполагали, что станция «Сокол» будет очень востребована, поэтому построили всего один выход в центре зала и один вестибюль. Со временем пришлось достраивать второй вход и выход на обе стороны Ленинградки.
Восточный вестибюль станции метро «Сокол», 1938 год. Фотограф: Э. Евзерихин. Фото: oldmos.ru
Ворота для поездов
Станция «Сокол» – главный въезд в метро для всех его новых поездов. Вагоны производят на заводе в Мытищах, откуда они своим ходом по железной дороге доезжают до Сокола.
К слову, депо «Сокол» – одно из старейших в Московском метрополитене, старше только «Северное».
Часы над перроном станции метро «Сокол». Снимок сделан в 1940 году. Фото: oldmos.ru
Прежде чем выйти на постоянную работу в метро, поезда проходят тщательную проверку в депо «Сокол» и совершают несколько «холостых» рейсов. Только после этого новые вагоны отправляются в депо различных веток.
В отличие от трамваев и автобусов, метропоезда в депо заходят не на ночёвку, а на ТО и уборку. За сутки каждый состав хотя бы раз должен отметиться в депо.
Контролёры на входе станции «Сокол», 1938 год. Фотограф: Н. С. Грановский. Фото: oldmos.ru
Мифы московского метро: призраки на Соколе
Не каждая станция может похвастаться своими привидениями. Многие припозднившиеся пассажиры уверяют, что видели в тоннеле рядом со станцией «Сокол» девушку в белом. Призраку даже дали имя: Наташа. По легенде, девушка была похоронена на кладбище у церкви, но, когда строили метро, её могилу разорили, вот и бродит она под землёй несчастная и неприкаянная.
Ещё один призрак станции – Чёрный машинист. Городская легенда гласит, что когда-то машинист спас пассажиров во время пожара, а сам погиб. Вину за происшедшее свалили на него, поэтому он теперь тревожит живых своими появлениями в тщетном стремлении добиться справедливости. Впрочем, нынешние машинисты его не боятся. Напротив, уверяют, что он помогает им в работе.