почему советские мультики такие странные
23 самых психоделических советских мультфильма
В скучные и застойные позднесоветские времена происходил настоящий расцвет отечественной мультипликации. Именно в это время на свет появились самые странные и прекрасные советские мультики, захватившие наше воображение раз и навсегда. Поскольку все они в открытом доступе, нет никаких причин, чтобы не посмотреть их снова — на этот раз уже вместе с детьми. И лишний раз восхититься их завораживающему безумию. «Мел» совместно с Cameralabs отобрал 23 самых безумных психоделических советских мультика.
Крылья, ноги и хвосты
Три минуты 54 секунды тотального психодела. Хотя, казалось бы, ничто не предвещает. Просто птицы находят некоторое количество вкусностей и принимают взвешенное решение до них добраться.
ФРУ-89
Каждый советский ребёнок просто обязан знать, что такое фрустрация. Потому что другим словом происходящее на экране не объяснить.
Контракт
Космическая сага под абсолютно неотразимые джазовые композиции. Тут есть рекламный упоротый робот, карающие сферы, мистер брутальность и неподкупность летающий Кубик Рубика. Смотрится всё это настолько стильно, что современным хипстерам лучше не смотреть во избежание эстетического шока.
Спойлер: в итоге окажется, что всё происходило в гигантском цветке.
Падал прошлогодний снег
Да, это банально, но без него никуда. Начнём с того, что повествование ведётся от лица человека с запущенной стадией синдрома рассеянного внимания. Рассказчик постоянно скачет с одной сюжетной линии на другую и забывает, на чём остановился. Но это не портит общей картины, скорее даже помогает полностью погрузиться в атмосферу сюрреализма, царящего в сознании создателей. Маловато будет!
Медвежуть
С фрустрацией было проще: там сразу дали понять, что к пониманию происходящего стремиться не стоит. Здесь же вы до последнего пытаетесь вникнуть в сюжет, и иногда вам даже кажется, что вы начинаете понимать. Но это ненадолго. Успокаивать себя можно тем, что это всего лишь сны, которые видит медведь в своей тёплой уютной кроватке.
Ух ты, говорящая рыба
Каждое творение киностудии «Арменфильм» — культурный памятник абсурду, сделанный так качественно, что совершенно не замечаешь своего собственного духовного роста.
Контакт
«Солярис» для детей в кратком изложении: инопланетный разум пытается взаимодействовать с земными организмами, принимая форму понятных им предметов. Рисовка в стиле The Beatles в полной мере дополняет картину.
Голубой щенок
Мультфильм затрагивает глубокие проблемы дискриминации и угнетения. «Голубой, голубой, не хотим играть с тобой!».
Свирепый Бамбр
Картина про управление гневом и сложности социальной адаптации агрессивного интроверта в мире обычных людей.
Кубик
Сборник абсолютно безумных короткометражек, столь же прекрасных по содержанию, сколь и по рисовке. Заяц с хвостиком-пупочкой, который ищет сам себя, и двое виртуозных друзей, дающих незабываемые представления. Спорим, вы их помните, даже если видели всего раз, и было вам тогда совсем немного лет.
Икар и мудрецы
Волшебный и милый мультик про мечту. Про то, что всё достижимо, надо только не сдаваться. И прикольные поговорки на латыни, которые вы сможете выучить вместе с его героями.
Чудовище
Одноглазое чудище живёт в коммуналке с разными соседями, и всё время мусорит своей чешуей. Ужасно трогательный и грустный мультфильм про терпимость и толерантность, а в детстве он был просто грустный, чего мы тогда понимали.
Чукотская сказка с чукотской музыкой про то, как мифическое существо похитило двух девочек. Страшненько и странненько.
Пиф-паф, ой-ой-ой
Что будет, если «Вышел зайчик погулять» поставить в опере? Этот мультфильм.
Конфликт
Притча про войну, которую показали на пальцах (зачёркнуто) спичках. Натурально, со всем ужасом войны, какая бы сторона ни оказалась круче.
Прямое попадание
Про игровые автоматы, виртуальную реальность и то, что реальная реальность лучше. Ярко, динамично, музыкально, психоделично до краешка.
Перевал
После просмотра этого мультика не каждый решался прочитать оригинальную повесть Кира Булычёва. А она великолепна, одна из лучших работ автора.
Будет ласковый дождь
Мрачная и впечатляющая экранизация Рэя Брэдбери. Показывая весь тлен жизни «на Западе», режиссёр развернулся очень качественно.
Халиф Аист
Страшная-страшная сказка. Мы до сих пор её боимся!
Сундук
Чумовой весёлый мультик с песней. Наши искренние рекомендации.
32 декабря
Этот мультик как-то крутили по одному из центральных каналов 31 декабря. И теперь эта феерия, которую пели продукты, у нас в головах навсегда. Спасибо вам, товарищи мультипликаторы.
Шкатулка с секретом
Яркий и красочный мультик, который нарисовали в стиле знаменитой «Yellow Submarine», про механическую музыкальную шкатулку пугал и пугает до сих пор. Невзирая на крайнюю нарядность.
Ёжик в тумане
Этот список немыслим без потрясающего «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна. Короткометражка с почти монохромной картинкой покоряет неповторимой загадочной атмосферой. Образы героев и сюжет каждый зритель трактует по-своему, но его обожают все. «Ёжик в тумане» собрал более 35 международных и всесоюзных премий, а в 2003 году его назвали лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
«Эти мультики — странные и порой жестокие». Нужны ли современным детям советские мультфильмы?
Психодраматерапевт, клинический психолог Вита Малыгина подняла в своем фейсбуке важную (и, как оказалось, крайне хайповую) тему: она разбирает советские мультфильмы с точки зрения психологии и зашитых в них установок — не всегда позитивных. Мы попросили Виту рассказать, почему у родителей возникает все больше вопросов к советской мультипликации, и ответить на некоторые из них.
Советские мультфильмы — любимая холиварная тема в сети, особенно в родительских сообществах. Хочешь немного дешевой славы — напиши пост про советские мультфильмы с однозначной оценкой. А лучше сравни советскую мультипликацию с мультфильмами западными и выскажи крайнюю позицию: «наши» супротив «ихних» лучше, они добрые, милые, человечные и «настоящие». Или наоборот: «наши» — пещерный век, стамеска для выстругивания послушных буратин, а «ихние» — исключительно за добро, настоящие ценности. И все — тебе обеспечен миллион комментариев, в которых все передерутся, причем, конечно, быстро забросят мультфильмы и перейдут на все остальное, начиная с 1917 года. Хотя сначала, конечно, прибегут те, кому жизнь перепахала слишком эмоциональная «Варежка», или те, кто так боялся в детстве Стервеллу Де Виль из «101 далматинца», что до сих пор вздрагивает при виде брюнеток и красного маникюра.
Все советское, будь то сталинки в городах России, пломбир за 20 копеек, Юрий Гагарин, рижский трикотаж или духи «Кредо», вызывает острую реакцию у тех, кто успел пожить в Союзе или хотя бы провести там детство. Эта реакция — острая ностальгия или острое отвращение или такие смешанные чувства, что перенести их совершенно невозможно.
Мы — всем миром — как будто не можем сделать шаг назад и посмотреть на все это, в том числе и на мультфильмы, с некоторого расстояния. Стремимся или слиться, или решительно отмежеваться. Ничего странного или страшного в этом нет: так происходит сепарация, идет ли речь об отдельном человеке или о целом обществе.
За старые советские мультфильмы горой стоит старшее поколение, а младшее иногда в толк не может взять, чего это мамы и папы, дедушки и бабушки так радуются, например, старенькой ленте «Паровозик из Ромашкова»? И графика слишком проста, и цвета неяркие. Хотя смысл этого мультфильма, кстати, очень актуален и сейчас, когда загруженные взрослые, несущиеся на всех парусах по карьерным просторам, в какой-то момент заново учатся останавливаться и жить в моменте, наслаждаясь каждой минутой. Именно об этом «Паровозик».
Одним словом, к советским мультфильмам много вопросов. Попробуем обсудить некоторые из них.
Мнение: «Советские мультики — странные и порой жестокие, показывать их детям не следует»
А еще жестокими и злыми современным мамам кажутся, например, сказки Чуковского. Что это за феномен? Частично его можно объяснить квазипсихологизацией родительских стратегий. Многие современные родители считают, что они должны любой ценой обеспечить детям радостную, позитивную жизнь, что их дети вообще не должны расстраиваться и испытывать отрицательные эмоции. Отрицательная эмоция — сама по себе травма.
Наверное, эта тенденция отчасти процесс естественный. Любой маятник, качнувшись вправо, неминуемо качнется влево. А в нашей культуре долгое время не было принято обращать внимание ни на чувства взрослых, ни на чувства детей. Нельзя сказать, что в этом отношении Россия, а потом и Советский Союз, были какие-то уж слишком особенные. Кого, например, волновали переживания малолетних рабочих, труд которых вплоть до XX века использовали производства по всей Европе?
«Стихи Чуковского — это энциклопедия садизма»: как современные родители читают классиков
Но у нас есть и свои особенности: уделять внимание чувствам, позволять себе чувствовать в России большую часть XX века было небезопасно и угрожало выживанию. Родительские стратегии времен революции, коллективизации, индустриализации и сталинских репрессий были направлены прежде всего на то, чтобы ребенок смог выжить, даже если родители его оставят (погибнут, будут арестованы или умрут от голода). Когда разбираешься в семейных историях россиян, то и дело натыкаешься на парадоксальные способы выражения любви к детям. Часто, чтобы спасти ребенка, надо было отказаться от него: отправить в эвакуацию, когда война; к родственникам в другой город или деревню, если ждешь ареста или если семья голодает и всех детей прокормить не может. В этих условиях чувства только мешают, поэтому надо их куда-то спрятать, забыть о них, «заморозить».
Не плакать, что бы ни случилось — одно из главных достоинств любого советского ребенка
Еще недавно выражение «управлять своими чувствами» для большинства означало умение отказываться от них, отрицать их присутствие.
Современные родители учатся уделять внимание чувствам своих детей. Но иногда им кажется, что это означает полностью избавить их от отрицательных эмоций и переживаний. Получается, все, что будит нежные, тонкие, уязвимые чувства, вызывает у таких родителей неприятие или даже агрессивное отрицание: «Это плохой мультфильм: моя дочка расстраивается, когда его смотрит»; «В этой сказке много страшного: там паук ноги и руки мухе крутит и кровь из нее пьет. Я не хочу, чтобы мои дети слушали про такие ужасы»; «Ежик в тумане — психоделический мультик, от него тоскливо на сердце»; «Варежка» — очень грустная лента, там жестокая мама отказывается покупать девочке собачку и та от горя играет с варежкой как с собачкой»; «Придуманная собачка опять стала варежкой, мой ребенок расстроился из-за этого, когда смотрел…» Удивительно, но нежный, добрый мультфильм о том, как важно прислушиваться к чувствам, о целительной силе детской фантазии кажется мамам слишком жестоким именно потому, что будит чувства.
Мнение: «Непонятно, на какой возраст рассчитаны эти советские мультфильмы»
Современным родителям, привыкшим к тому, чтобы им сразу объясняли, для какого возраста какой мультфильм, кажется неудобным, что советские ленты плохо поддаются такой маркировке.
Что делать? Смотреть мультфильмы вместе с детьми и ориентироваться на детское восприятие. Ориентироваться на свое восприятие. Ну, допустим, мультфильм «Волшебное кольцо», поставленный по русской сказке, скорее всего, не впечатлит ребенка 3–4 лет: там мало действия, речь героев довольно сложная, как и цветовая гамма. Но для старших дошкольников и младших школьников этот мультфильм в самый раз: образная остроумная речь, занимательный сюжет. И с ценностями все в порядке: добрый и сметливый Ваня супротив корыстной и глупой царевны.
Мнение: «Советские мультфильмы не проходили психологическую экспертизу»
Зато проходили идеологическую. Поэтому некоторые из них в современных условиях выглядят устаревшими. Особенно это касается моделей общения. Часто в советских мультиках общественное гораздо важнее личного. Часто взрослые герои пользуются виной и стыдом как инструментом воспитания. Правда, этим воспитательным технологиям лет 200 и придумали их не в Советском Союзе. Но в XIX веке мультиков не снимали, а в «Томе Сойере» нам дорого совсем не это. Поэтому и кажется, что «стыдить» и «виновата» — это придумали в дремучем совке.
Что делать? Обсуждать с детьми увиденное. Строго говоря, это следует делать в любом случае, особенно если речь идет о детях-дошкольниках. Современные производители мультфильмов и другого детского контента смирились с судьбой и с тем, что родители предпочитают оставлять детей наедине с компьютером или планшетом с самого раннего возраста, и усиленно работают над тем, чтобы этот контент был доступен такому ребенку и приносил ему пользу. Но старые мультфильмы — и не только советские — все-таки лучше всего воспринимаются и усваиваются детьми, когда рядом есть взрослые, готовые об этом поговорить.
Мнение: «Некоторым современным детям старые мультфильмы кажутся слишком медленными и слишком блеклыми»
Так ли это плохо? Вообще-то нет, не плохо. Слишком быстрый темп — это способ загипнотизировать зрителя. Детский мозг не в состоянии переварить так много визуальной информации на быстрой перемотке. Ребенок, застывший перед экраном, где все неоново-яркого цвета и бесконечно мелькает, не увлечен происходящим, как могли бы подумать родители, а находится в трансе. С этой точки зрения старые советские мультики довольно экологичные. То же касается и цветов. Гамма в них разнообразнее, тоньше (не было ведь необходимости завоевывать рынок, и художники могли отвести душу и поупражняться в колористике).
«Выбирай: либо кот, либо я». Тест: хорошо ли вы помните советские мультфильмы
Что делать? Ничего особенного. Если очень хочется все-таки поделиться с детьми своими детскими сокровищами, ищите мультфильмы своего детства, которые подойдут по цвету, скорости и звуку и вашим детям. Например, маленький мультсериал «Приключения капитана Врунгеля» сочетает в себе привлекательные для современных детей яркость и скорость и ценимые старшим поколением остроумие и искрометность. А детективная история, наполненная неожиданными поворотами, легко удерживает внимание детей от 5 лет и старше.
Мнение: «Советские мультфильмы декларируют устаревшие ценности»
По сравнению с тем, что сейчас прилетает в детские планшеты, с ценностями там не так уж плохо. И уж точно лучше, чем в ютьюб-роликах о распаковывании игрушек, дико популярных у дошкольников. Да и в целом советская мультипликация транслировала не такие уж «опасные» ценности: умение дружить, помогать товарищам, держать слово. Я даже не уверена, что современным детям повредят коллективистские идеи, вшитые во многие советские мультфильмы: мы яростно отринули их в конце 80-х годов как связанные с репрессивной идеологией совка, но теперь видим, как трудно современным детям бывает работать вместе и договариваться.
Правда, есть советские мультфильмы, в которых транслируются устаревшие и вредные вещи
Например, в мультфильме «Песенка мышонка» главного героя, талантливого мышонка-музыканта, обижают, обесценивают и высмеивают бобры-строители, заявляя, что петь и плясать может каждый и ничего особенно ценного в этом нет. Мышонок сначала обижается, а потом перевоспитывается, учится делать настоящую работу (класть кирпичи) и уже после этого получает разрешение петь песенки.
Что делать? Использовать мультфильм как своеобразное пособие по новейшей истории. Рассказывать, объяснять. Делиться своим. Пользоваться случаем и обсуждать увиденное: хорошо ли смеяться над чьим-то творчеством? Можно ли считать, что уметь водить машину, или класть кирпичи, или рассчитывать смету важнее и ценнее, чем уметь петь и сочинять? А можно ли вообще раз и навсегда выяснить, какие профессии или дела важнее?
Мнение: «Зачем вообще советские мультфильмы, если есть вечная классика Диснея?»
Может быть, и так. Молодые родители 20–25 лет, скорее всего, так и думают. У этого есть чисто технологические причины: интернета в их детстве еще не было, по телевизору гоняли «Чипа и Дейла», советских мультфильмов не показывали вовсе, а на видео их родители, мои ровесники, с удовольствием покупали своим детям мультфильмы Диснея, недоступные в нашем детстве и от этого еще более прекрасные. Так что для многих молодых родителей советские мультфильмы — это примерно как «Илиада» Гомера или уж, во всяком случае, «Херасков какой-то».
Что делать? Мне все-таки кажется, что смотреть вместе с детьми наши старые мультики полезно. И не только потому, что в этом потоке — иногда нудном, иногда странном — есть безусловные шедевры. Например, настоятельно рекомендую смотреть с детьми серию мультфильмов про Лисенка, главный из которых — «Мотылек». Серия появилась на самом излете Советов, и эти мультфильмы удивительным образом вобрали в себя все лучшее, что было в советских мультиках, и то, что дала нашей культуре мелькнувшая на миг настоящая свобода. «Мотылек» — мультфильм о важности каждого поступка, о неумолимости времени, о памяти и о любви. Самые последние слова этого мультика: «Зла и жестокости может и не быть вовсе» — как формула жизни.
Делиться с детьми мультфильмами своего детства, будь вы родители или бабушки/дедушки, так же естественно, как делиться любимыми книгами. Нам хочется, чтобы у нас с детьми и внуками было общее поле для размышлений, чтобы у нас был общий язык и общие шутки.
Наша новейшая история начиная с 1917 года состоит из разрывов. Сто лет мы то и дело разрушаем, а потом возводим церкви, разрушаем, а потом тащим назад памятники, старательно забываем, а потом опять вспоминаем свою родословную, убитую и сосланную родню, и нет пока конца-краю этому процессу.
14 советских и российских мультфильмов, от которых без ума иностранцы
Если говорить психологическим языком, последние сто лет мы живем, бесконечно совершая cut off (буквально — «разрыв») — в семейной психологии с помощью этого термина обозначают обрывы семейных и родственных связей. Эти обрывы, какая бы причина ни лежала в их основе, разрушительно сказываются на последующих поколениях. Кто-нибудь из потомков тех, кто разорвал связи, столкнется с непреодолимыми препятствиями в своей судьбе и, если ему повезет, попадет к терапевту и свяжет, соединит разорванные нити, заштопает сеть семейной судьбы.
Но пока мы продолжаем жить в культуре бесконечных разрывов. Споры и конфликты вокруг советских мультфильмов — один из маркеров этих разрывов. Мы пока никак не можем с этими мультиками обойтись спокойно и без эмоций. Никак не можем принять, что время сделает свою работу, большая часть этих мультфильмов забудется, потеряет смысл, утратит значение. Но что-то останется и будет радовать и увлекать. И ткань нашей общей судьбы станет опять целой.
Отсутствие таланта или почему совковые мультфильмы унылое го*но?
Всем привет! Чувствую,после этого поста в меня полетят тонны дерьма и меня начнут смешивать с говном и мочей. Но это ничего—ведь нет ничего сочнее и вкуснее чем горящий пердак совкодрочера. На тяге этого чудо-прибора я уверен,можно будет космические станции покорять,а возможно и открыть неизведанные вселенные,ведь топлива в горящем пердаке совкодрочера достаточно для нескольких таких космических обходов)
Ладно,с лирическим отступлением закончил и теперь непосредственно ближе к делу. Почему же советские мультфильмы полное говно? Причин здесь множество и я о каждой подробно расскажу в этом посте. Итак,начнём.
Первая причина по которой советские мультфильмы полное говно—убогость анимации. Если вы были внимательными за просмотрами советских “шедевральных” мультиков,то вы наверняка замечали такую хрень,что изображение тела героя мультфильма когда он отходит на дальние дистанции тупо испаряется. Персонаж как будто растворяется в воздухе и выглядит это очень и очень смешно. Или например,помните Винни пуха? Почему во время того,когда он идет у него лапы левитируют? У него есть способности теликинеза или что?))
Вторая причина—убогость нарисованной картинки. Советские мультфильмы всегда рисовали убогими,тусклыми красками. Неужели совок был настолько нищей страной что у них денег даже на нормальные краски не хватало? Или делать не умели?)
Третья причина—унылый сюжет. Абсолютно все мультики,(за одним лишь исключением,о котором я скажу позже) имели ну настолько убогий и унылый сюжет,что при просмотре этих “шедевров” просто невозможно было не заснуть. Когда мне бабушка включала эту советскую унылую хрень меня хватало буквально минут на 10 прежде,чем я возьму пульт и не переключу тв на канал,на котором шли:Симпсоны,Южный Парк,Гриффины и другие. Плюс еще смотрел диснеевские мульты вроде:Лило и Стича,Истории Игрушек,Корпорации монстров,Тачки и другие. Смотреть совковое говно я не мог,ну ооооочень унылое говно. Но все же,был среди всего этого темного царства один единственный годный мультфильм совкового производства и называется он “Остров Сокровищ” да,этот мультик вышел годным. Но во-первых,тогда уже был фактический конец совка,жить которому оставалось на тот момент всего лишь 3 года. А во-вторых я думаю,что этот мульт смог выстрелить лишь потому,что он был написан по книге Британского писателя и большая часть сюжета была тупо скопирована из книги. Кстати говоря о копировании)
Причина четвёртая—как раз таки то самое копирование.Ну погоди был скопирован с Тома и Джерри. Бременские музыканты были скопированны с книги Немецкого писателя. Плюс ко всему—мульт был напихан всякой унылой чушью с тупыми песнопениями. И из того,что было написано в книге в убогом мульте ничего из этого не было. Агент 00Х,вожделенный каждым ватником,которые превозносят его выше чуть ли не самого супермена про которого он поёт в своей песне. Хотя гляди на его постоянные фиаско очень слабо верится в то,что он превосходит этого супермена. А вот что до самого супермена,то я думаю,ему и одного тычка пальца достаточно,чтобы отправить этого агента в далекое эро. кхм-кхм. путешествие.
Так вот,агент был скопирован с агента 007 что вполне очевидно по названию агента советских так сказать аниматоров. Было еще очень много скопированного советскими аниматорами. Все времени не хватит перечислять)
Причина пятая—озвучка. Половина реплик персонажей это неразборчивый тупой бубнеж. Зачем это дичайшее переигрывание я не знаю. Говорят так,словно в рот им запихали тонны спермы🤣
Причина шестая—это невероятно депрессивные мультики. Никакого оптимизма,одна печаль и тоска. В совке и так не было никаких поводов для радости,так еще и создатели этих “шедевров” вставляли палки в колёса. Вечно плачущие персонажи,грустная музыка,нафига все это? Зачем?
Причина седьмая—эти мульты,как и вся советская система в целом,были нацелены на то—чтобы вырастить из человека раба,безвольного и послушного. Большая часть мультиков была нацелена на то,чтобы ребёнка как можно быстрее заставить работать. В этих мультах показывалось как это важно,лишать себя детства,убивать в себе ребенка и как можно скорее становится взрослым рабом. Слава богу,что нынешние мультики не такие и не лишают человека радости, насладиться сладкой и беззаботной детской жизнью.
На этом все. Все пункты были четко и ясно расписаны. Не смотрите этот шлак и не показываете его своим детям. Ведь Симпсосоны и Южный парк гораздо лучше этого унылого шлака.
Жду тонны минусов и горящего пердака от совкодрочеров)