почему проектный треугольник называется так почему не квадрат например
Что нужно сделать до старта проекта? Часть 3. Ограничения проекта
В первой статье этого цикла речь шла о формулировании целей проекта, результатов проекта и сбору требований к ним, как необходимому шагу для снижения неопределенности проекта. Вторая статья цикла посвящена формулированию допущений по проекту и переходу от допущений к рискам, которые надо будет учесть при планировании сроков и бюджета проекта.
Для того чтобы перейти к подписанию документов, подтверждающих официальное признание проекта, нужно сделать еще один важный шаг – сформулировать ограничения по проекту.
В управлении проектами используется термин «проектный треугольник», для которого используют также название «тройное ограничение проекта». Проектный треугольник описывает взаимодействие ключевых ограничений проекта:
Самую большую сложность представляет интерпретация ограничения по качеству. Качество чего имеется в вид у?
Применительно к проекту можно рассуждать о качестве проекта и о качестве результатов проекта. Определение качества, которое использую я, следующее:
Качество – это степень соответствия результата требованиям к нему.
Когда мы говорим о качестве результатов проекта, то его можно проверить, сравнив то, что получилось сделать по результатам проекта, с тем, что требовалось получить (грубо говоря, сравнив продукт проекта с требованиями к нему).
Таким образом, качество результатов проекта тесно связано с содержанием проекта, в котором описаны требования к результатам.
Логика формирования ограничений по проекту следующая:
Как работает проектный треугольник?
Так как неопределенность в проекте велика, то и наши расчеты имеют некоторую степень достоверности. Если мы при сборе требований не учли важные требования – это приведет к появлению новых работ в содержании проекта, сторона треугольника «Содержание» станет длиннее. Сбалансировать ее можно, либо увеличив сторону треугольника «бюджет», либо увеличив сторону «срок», либо увеличив обе эти стороны треугольника.
Таким образом, если меняется одна из сторон треугольника, руководителю проекта и заказчику приходится балансировать две другие стороны треугольника.
Понимая, как работает проектный треугольник, руководитель проекта и заказчик могут договориться о приоритетах: что важнее для проекта – срок, содержание, качество или бюджет.
Многие из вас уже видели похожие картинки:
Если заказчик настаивает на том, что должны быть реализованы все цели проекта и при этом выполнены все требования к результатам, то желательно, чтобы к моменту старта проекта эти требования уже были собраны и утверждены заказчиком. Тогда руководитель проекта под требования может просчитать бюджет и срок. При этом заказчик проекта должен отдавать себе отчет в том, что если по ходу проекта он захочет изменить или добавить требования, то срок или бюджет проекта придется изменять (а может быть, и то, и другое).
Если заказчик пытается на старте проекта зафиксировать все три параметра проектного треугольника, то он пытается передать руководителю проекта все риски, связанные с изменениями в проекте. Как реагирует на такое поведение заказчика мудрый руководитель проекта? Он закладывает резервы времени и денег на изменения (иногда резервы могут быть очень существенными, например, равными 100% от расчетных значений сроков или бюджета).
Какие еще типы ограничений могут быть?
В PMBOK содержится мнение, что к четырем ограничениям, описанным в проектном треугольнике, нужно еще добавлять ограничения по ресурсам и рискам. В результате получается шестигранник ограничений:
Какова логика встраивания рисков в ограничения? В PMBOK дается следующее объяснение: «Изменение требований к проекту или целей проекта может вызвать дополнительные риски». Риски, в свою очередь, могут повлиять на содержание проекта, сроки или бюджет проекта.
Ограничения по ресурсам оказывают самое сильное влияние на сроки выполнения работ, но могут повлиять и на бюджет проекта.
Стоит ли использовать подход PMBOK к ограничениям, определяя шесть типов ограничений, или достаточно определить три типа ограничений (содержание, срок и бюджет) – решать руководителю проекта. Я в большинстве проектов оперирую только тремя самыми важными ограничениями, которые описываю в документе Устав проекта.
Успешность проекта
По выполнению проекта в рамках его ограничений судят об успехе проекта.
Например, при достижении всех целей проекта в срок и в бюджет проект будет признан успешным. В PMBOK считается, что «успех проекта должен связываться с последними базовыми планами, одобренными уполномоченными заинтересованными сторонами». Это значит, что если базовые сроки или бюджет несколько раз по ходу проекта пересматривались и согласовывались заказчиком проекта, то измерение успешности проекта будет делаться относительно последнего согласованного заказчиком срока и бюджета.
Итак, критерием успешности проекта является реализация всех запланированных результатов проекта, причем в срок и в бюджет.
Шаги по подготовке проекта к старту следующие:
Если у вас есть вопросы и комментарии по теме ограничений проекта, давайте обсуждать. И удачи вам в реализации проектов!
Ложь железного треугольника
18 Авг 2020
Привет, дорогие друзья!
Многие из вас слышали о таком термине, как Проектный Треугольник, описывающий баланс между содержанием, стоимостью, временем и качеством проекта. Но почему же он называется треугольником, если ограничения четыре? Сопоставим ли он со Scrum’ом? Читайте об этом в данной статье!
До моей карьеры в agile у меня часто бывал такой случай, когда проект был определен, спланирован, заложен в бюджет, объявлен, продан и расписан по времени — и затем почти сразу сходил с плана. Запоздалое уточнение или внезапное новое требование к планированию может мгновенно превратить лучшие планы менеджера проекта в бессмыслицу.
Даже если этого не произойдет, естественный ход развития проекта приведет к возникновению сложностей, которые невозможно было предвидеть при первичном планировании. Никакие благие намерения или интенсивная работа нам не могли помочь — все всегда заканчивалось тем, что мы должны объяснить клиенту, почему он не получит то, за что заплатил по графику, который мы обещали. Беседа выходит всегда веселой.
Оглядываясь назад на мою карьеру с использованием водопадной методологии управления проектами, я вспоминаю, что подобные проблемы происходили гораздо чаще, чем сейчас. Я могу вспомнить только два или три проекта, которые действительно шли в соответствии с планом, который мы заложили на первой же встрече с заказчиком. И все же мы продолжали работать по старинке снова и снова! Что может быть безумнее?
Так что можете себе представить мою радость, когда меня познакомили с Железным треугольником.
Также известный как проектный треугольник или тройственная ограниченность, Железный Треугольник — Это попытка простым способом передать взаимосвязь аспектов, влияющих на реализацию проекта.
Три стороны треугольника: содержание (scope), бюджет (budget) и время (time).
Исходя из принципа треугольника, все три аспекта соединены между собой в трех углах. Можно изменить любую из сторон, но, по крайней мере, одна из оставшихся двух тоже должна измениться, если вы собираетесь сохранить треугольник.
Как говорится: ”Если сломать треугольник, качество просочится наружу”. (Об этом позже.)
Ценность этой диаграммы заключается в том, что она легко передает идею о том, что, если вы увеличиваете содержание, вам нужно либо добавить бюджет (обычно с точки зрения количества членов команды), либо время. Если вы уменьшаете бюджет без изменения времени, вам нужно будет уменьшить содержание. И так далее.
Это довольно изящное выражение взаимосвязи некоторых факторов реализации проекта. И позвольте мне сказать вам, что иллюстрация этого треугольника на доске для заказчика, который запросил новую функцию, которую он только что придумал, обеспечило одни из самых тяжелых, но удовлетворительных моментов в моей карьере.
Это очень мощный инструмент для менеджеров водопадных проектов, чтобы исключить вмешательство заказчиков в проект. Мы называем это ”защитой содержания», но на самом деле речь идет о том, чтобы ценить подписанный лист бумаги, а не работать в коллаборации с реальными людьми.
То, что я никогда не понимал, пока не начал работать по-новому, — это то, что на самом деле есть четвертая сторона Железного треугольника.
Вот что делает все это ложью. Кто-то когда-нибудь слышал о четырехгранном треугольнике?
Подумайте вот о чем: сколько из нас, работающих над проектами по водопадной модели, застряли с неизменными требованиями, невозможными сроками и негибкими бюджетами одновременно? Когда все это просто не может работать, что вы делаете? Как вы это делаете?
Ответ для меня и многих других, кого я знаю, заключается в том, что вы отказываетесь от качества. Конечно, вы можете и не называть это так. Вы «сокращаете время тестирования» (то есть экономите на Quality Assurance — обеспечении качества). Вы “понижаете серьезность» стольких дефектов, сколько можете (т. е. игнорируете их), и все. Вы также можете сжать свой план развертывания, сократив время на обучение или найдя пользователей быстрее, что является компромиссом качества реализации.
Классический Железный Треугольник говорит, что качество страдает, если любая из трех сторон перемещается независимо от других, но я лично могу поручиться, что плохое качество также является результатом отказа подвинуть любую из трех сторон перед лицом неизбежных изменений проекта.
Качество не «утечет», если вы сломаете треугольник. Качество — это невидимая «четвертая сторона» треугольника, которая часто незаметно «меняется» в попытке удовлетворить остальные три ограничения.
И, конечно же, низкое качество грозит серьезными затратами на техническое обслуживание, снижает удовлетворенность пользователей и, конечно же, ценность, поставляемую клиенту. И, само собой, поскольку стандарты качества падают, а технический долг увеличивается, сроки поставки растягиваются, а затраты растут.
К счастью, Scrum спасает нас от всего этого. Мы можем потихоньку забывать о Железном Треугольнике!
В Scrum качество фиксируется. Это задано в определении «сделано» — вот и все.
В Scrum бюджет фиксирован. Scrum-команда стабильна и кросс-функциональна, содержит все наборы навыков, необходимые для доведения работы до конца.
Время в Scrum не фиксировано. Время до релиза — это неизвестное, небольшое число коротких спринтов фиксированной длины. Мы не притворяемся, что можем видеть будущее вплоть до даты развертывания; мы знаем эмпирически, что не можем.
Теперь можно поспорить, что Scrum все-таки фиксирован по времени. В конце концов, мы знаем, как долго длится каждый спринт, и мы знаем, что каждый спринт будет производить потенциальный прирост готовности продукта. Это правда! Но ключевое слово — ”потенциально». Только потому, что каждое приращение может быть развернуто, не означает, что они все будут развернуты. Количество спринтов, которые отделяют нас от релиза, заранее неизвестно и зависит от множества факторов, некоторые из которых не находятся под контролем команды. Мы делаем эту неопределенность планирования приемлемой для клиента, заставляя каждое приращение доставлять им ценность, даже если эта ценность не полностью наглядна пользователям.
Но самое главное, что не фиксируется в Scrum, — это содержание. Оно может меняться изо дня в день, прямо во время спринта, по мере изменения потребностей бизнеса и рыночных условий. Содержание очень легко изменяется, поскольку мы узнаем больше в процессе разработки или когда мы проверяем продукт с заинтересованными сторонами и клиентом. В Scrum мы не претендуем на то, что можем видеть будущее, даже в конце конкретного спринта! Принятие этой гибкости делает нас лучше в процессе разработки, и, конечно, оставляет нас с лучшим продуктом в конце концов.
Принципиально важно, что если ты хочешь быть гибким, то концепция “как долго это еще будет продолжаться?” должна быть выброшена из твоего мышления. “Как долго” задает непостижимый вопрос о времени. И что вообще означает «законченный», если вы не наткнулись на какие-то идеи на рынке по пути? (Но обратите внимание, насколько нерационально наше мышление при водопаде, что мы думаем, что это единственный самый важный вопрос, который нужно задать? Насколько наш подход основан на предположениях, мифологии, подчинении авторитету и полном отрицании того, что говорит нам наш послужной список?)
Попробуйте представить себе, что «закончено» — это не главное и никогда им не было. Вместо того, чтобы ползти до какой-то постоянно отдаляющейся финишной черты, выпустите что-то незаконченное и крошечное! Посмотрим, что получится! Просто попробуйте с этого момента спланировать небольшой релиз!
Вскоре у вас появится ощущение того, как небольшие версии вашего продукта находятся в тренде, что позволит вам планировать, основываясь на фактическом знании чего-то, а не работать с благими, но обреченными на провал намерениями. И вы обнаружите, что защита, которую призван обеспечить Железный Треугольник, больше не нужна.
Если вы хотите стать Agile, то вы можете зарегистрироваться на наш открытый тренинг Agile Certified Professional в онлайн или очном формате.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропускать новые статьи:
Разработчик в треугольнике управления проектами
Излагаются два подхода, которые потенциально позволяют дать объективную оценку, на сколько работа разработчика на проекте удовлетворяет требованиям качества, сроков и бюджета.
Управление проектом — это организация процесса по успешному, т. е. за отведённое время и без превышения выделенного бюджета, достижению поставленной цели. Конечный продукт при этом должен обладать заданными изначально свойствами и быть приемлемого качества.
Во многих случаях приходится искать баланс между ограничениями по времени, затратам и содержанием проекта. Очень наглядной иллюстрацией является проектный треугольник, (картинка поскольку три стороны треугольника связаны, и изменение одной стороны влияет, по крайней мере, на одну из двух других сторон, демонстрируя процесс балансировки ограничений).
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда требуется сократить срок сдачи проекта. Для этого может понадобиться увеличить бюджет и использовать больше ресурсов, с помощью которых тот же объем работы будет выполнен за меньшее время. Если же увеличение бюджета недопустимо, необходимо уменьшить содержание проекта, поскольку с наличными ресурсам нет возможности выполнить весь запланированный объем работ за меньшее время.
Создание, за отведённое время и в рамках заданного бюджета, качественного программного обеспечения, которое удовлетворяет реальным потребностям заказчика — это процесс, который можно и нужно описывать на языке управления проектами. Разработчик — одна из ключевых ролей в этом процессе. Мне кажется, принципиально возможно оценить профессионализм девелопера, если систематически оценивать результаты его работы с позиции того, насколько они соответствуют тройственной ограниченности.
В идеале каждая задача, которая поставлена разработчику, должна быть решена так, чтобы:
Естественно, что накладываемые ограничения должны быть адекватными, как с точки зрения общепринятых норм, так и относительно возможностей самого разработчика. (Но обсуждение этого вопроса выходит за рамки данной статьи, а по умолчанию мы считаем, что каждая задача, по решению которой оценивается профессионализм разработчика, является корректной поставленной и не имеющей чрезвычайно завышенных требований).
Зачем это нам нужно?
Но формирование таких критериев требует сильной формализации в описании процесса разработки. К текущему моменту у нас намечается два пути. Они различаются в подходах к двум из трёх сторон треугольника управления проектом: срокам и бюджету. Прежде чем перейти к этим различиям, очень кратко опишем идею нашего подхода к оценке качества.
В дополнение к стандартным методам QA, предполагается получать метрики качества кода с помощью статических анализаторов типа SonarQube. Думаю, что эти данные вполне можно соотнести с результатами работы каждого разработчика в проекте, а также оценивать любые части проекта и проект в целом. Возможно, что дополнительным параметром, оценивающим качество труда разработчика будет отношение времени потраченного на решение поставленной задачи к времени, потраченному на исправление относящихся к этой задачи багов.
Теперь о двух возможных подходах к деньгам и ко времени
Первый взгляд на эту проблему исходит из того, что далеко не в каждом случае можно рассчитывать на наличие всех исходных данных. В целом для расчёта показателей, относящихся к попаданию в сроки, необходимы:
Относительно бюджетных характеристик этот подход рассматривает три варианта проектов с точки зрения подхода к ценообразованию:
В связи со всем изложенным выше, возникает несколько естественных вопросов:
Во-первых, какой из двух подходов, на ваш взгляд, лучше описывает профессионализм разработчика в контексте попадания в сроки/бюджет/качество? И какие варианты, кроме проектного треугольника, можно было бы использовать?
Во-вторых, хотелось бы понять, можно ли соотнести бюджеты в деньгах с эстимейтами и реально потраченными часами в задачах? Что такое сроки и относятся ли они к эстимейтам или же к Start date и Due Date?
Возможно ли учесть различия в проектах с точки зрения подхода к ценообразованию (fixed cost, time and material, другие варианты) при расчёте бюджетной метрики для конкретного разработчика, или для него имеет смысл только fixed cost подход?
В-третьих, интересно, насколько корректно использовать модель, которая иллюстрирует объективные ограничения, возникающие при управлении проектами, для количественного описания профессионализма разработчика?
Буду рад услышать ваше мнение на этот счет!
Проектный треугольник
«Вы можете иметь это хорошее, быстрое или дешевые. Выберите два».
Инженеры много лет говорят об этом руководителям проектов.
В разных терминах каждый проект имеет «треугольник» времени,денег и области охвата. Изменить один из них, не затроня хотя бы один из других, невозможно. Задача руководителя проекта — следить за тем, чтобы треугольник не распался.
Процедура Во-первых, когда возникает проблема, найдите ее в треугольнике проекта: имеет ли он время (расписание), деньги (бюджет) или область? Затем выясните, какие стороны треугольника можно изменить, а какие — фиксированные. В-третьих, устраив проблему и оптимизируйте проект. В-четвертых, завершите проект и отпразднуйте его!
В этой статье
Time + money + scope = quality
Треугольник проекта также называется «утюговом треугольником» и (менее широкое название — тройной ограничением). Это одно и то же: невозможно изменить бюджет, расписание или область проекта, не влияя на хотя бы одну из других частей.
Вот некоторые примеры того, как это работает:
Чтобы привлечь дата окончания (времени), вы можете потратить больше ресурсов (денег), чтобы быстрее завершить работу или урезать функции (область), чтобы меньше работы необходимо сделать до нового крайнего срока.
Чтобы завершить проект в рамках бюджета (затрат), можно избавиться от сверхурочных и завершить проект позднее (время) или срезать компонентов (область действия).
Чтобы добавить функции в продукт (область), вы можете продлить крайний срок, чтобы уложить время на новую работу (время) или добавить людей для ее более быстрого выполнения (затраты). Вы также можете сделать и то, и другое!
Качество — это четвертая часть треугольника проекта. Оно расположено в центре, где любое изменение любой стороны влияет на его.
Например, если вы опережаете расписание, вы можете заменить функции вырезания или дать больше времени существующим задачам. Благодаря этому дополнительному времени и области результат может быть лучше.
Один из ключевых моментов: универсальный стандарт качества не существует. Для любого проекта качество определяется в самом проекте. Для некоторых компаний самой важной мерой качества является сохранение проекта в бюджете. Для других людей выход на рынок вовремя имеет больше значения. Руководитель проекта должен знать, как определяется качество для организации и конкретного проекта.
В предыдущем примере можно было просто завершить работу с продуктом раньше с большим количеством функций, чтобы он был раньше конкурентов. Это может быть определение качества для этого проекта в вашей компании.
Что нельзя изменить
В большинстве проектов по крайней мере одна сторона треугольника фиксирована. Изменить его нельзя.
Возможно, бюджет не подлежит обсуждению. (Похоже, вы знакомы?) Или, возможно, продукт должен выйти в продажу к определенной дате. Возможно, и то, и другое верно.
Часто фиксированные элементы проекта продиктуются руководителем проекта, но не всегда. Иногда решение о том, какой элемент является самым важным для успеха проекта, зависит от вашего плеча. И вам нужно быть понятным, если возникают проблемы (и они всегда возникают).
Когда проблема возникает на стороне исправлений, действовать не всегда достаточно. Например, если вы обнаружите, что разработка функции программного обеспечения займет больше времени, чем прогнозировался, и вы подписали контракт, в который будет добавлена эта функция (область), необходимо либо перенести дату окончания, либо добавить ресурсы, чтобы завершить ее вовремя.
Если стороны с исправлением и проблемойразные, не сдайте их. В этом и есть прелесть треугольника проекта. всегда есть место для внесения изменений. Например, если проект должен завершиться вовремя и он получил масштаб, вы все равно можете скорректировать затраты, добавив ресурсы.
Если все три стороны треугольниказависли, не стоит волнуйтесь. Возможно, у проекта возникли проблемы, но вы знаете, что у вас возникли проблемы, и у вас есть хорошая отправная точка для пересмотра целей проекта или стандартов качества.
Оптимизация расписания
Тем не менее вы столкнулись с проектом, который настроен на превышение крайнего срока.
Чтобы сократить расписание, можно сократить критический путь задачи, последняя задача которой завершается в дату окончания проекта. Изменение других задач может не сократить календарный план, но изменение задач критического пути будет выполняться. Чтобы сократить критический путь, вы можете:
Сократите длительность задачи (уменьшите область действия или добавьте ресурсы).
«Быстрое отслеживание» расписания: перекрытие задач, чтобы люди могли работать над ними одновременно (добавить ресурсы). Эту прием лучше использовать ближе к началу проекта.
«Аварийное выполнение» расписания: добавление ресурсов для ускорения выполнения задач (деньги).
Удаление задач (сокращение области действия).
Конечно, такое исправление расписания может существенно сказаться на бюджете, области и качестве проекта.
Оптимизация бюджета
В большинстве проектов наибольший фрагмент бюджета состоит из затрат на ресурсы: затраты на ресурсы с учетом ставок и фиксированные затраты на людей, оборудование и материалы. Для работы с бюджетом может потребоваться очень сложное решение.
Сократите область проекта, чтобы сократить количество задач, для выполнения которые требуются ресурсы.
Убедитесь, что подходят тарифы, сборы и сверхурочные.
Убедитесь, что ресурсы лучше всего подходят для работы.
Замените дорогой ресурс на более дорогой.
Контроль над затратами может привести к отключению крайнего срока или необходимости сократить масштаб проекта. Например, если для задач не разрешается сверхурочные работы, дата окончания может быть позже на месяц. Если же вы обрезали область, дата окончания может фактически переместиться в нее.
Оптимизация области
Можно ли сэкономить деньги, сделав мост на несколько футов короче его реки? Конечно, нет. Иногда область проекта не может измениться, поэтому вам придется принять другие меры:
Добавьте ресурсы, чтобы убедиться, что все задачи завершены (затраты).
Вырезание задач, которые не находятся на критическом пути (при их стоимости).
Добавление задач или добавление длительности к задачам (затратам).
Продлите крайний срок, чтобы разрешить время для всех задач с текущим уровнем ресурсов (времени).