почему моргенштерн такой противный
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Культура
Его и любят, и ненавидят: российский рэпер Моргенштерн раскалывает общество (Berliner Zeitung, Германия)
Алишер Моргенштерн — один из самых успешных рэперов России. Музыка 23-летнего автора и исполнителя провокационна. Этому рэперу знакома только валюта успеха
В новом видео «Новая волна» на Ютубе священник в белом одеянии входит в церковь в городе Катания на Сицилии. Полчаса остается жить человечеству, прежде чем в Землю врежется комета. Священнослужитель выходит к верующим, смотрит в наполненные отчаянием лица, открывает Библию, достает из находящегося там тайника таблетку экстази, глотает ее — и в церкви начинаются дикие танцы. К удивлению всех присутствующих. Электронные звуки и мощный бас — священник, оказавшийся рэпером, начинает петь как одержимый. «Что будет, если мы завтра умрем?» — спрашивает он. Женские и мужские голоса отвечают: «Я — волна, я — новая волна».
Собравшиеся верующие сначала колеблются, но затем начинают пританцовывать и прославлять свою жизнь. Время от времени рэпер из священника превращается в дьявола в черном одеянии. На его лице три шестерки. Набожная процессия превращается в дикую вечеринку, которая заканчивается уничтожением человечества, апокалипсисом. Исполняющего эту композицию рэпера зовут Моргенштерн. Этот дьявол российского рэпа очаровывает представителей «поколения Z» в России и во всем мире своими нигилистическими и декадентскими песнями. И делает он это в интернете, преимущественно в Tiktok. Это относится и к композиции «Новая волна», которую он перезаписал вместе с российским DJ Smash.
Кто же он такой, этот рэпер, которым так восторгается молодежь?
Очки по цене в сумму зарплаты ректора
«Меня зовут Алишер Моргенштерн. Мне 19 лет, и я умру в бедности». Таковы первые слова в одном из видео на Ютубе, опубликованном в мае 2017 года. Алишер Моргенштерн, родители которого развелись, когда ему было 11 лет, родился в 1998 году и носил фамилию Валеев. А в том видео Алишер сообщает, что из-за клипа в интернете его выкинули из университета.
В другом скандальном видео Алишер предлагал школьнице заняться сексом в туалете. Позднее он оправдывался тем, что роль девочки сыграла его взрослая знакомая. Однако университетские власти интереса к аргументам Моргенштерна не проявили. Студент был исключен.
Через год, когда Моргенштерн уже прославился в Ютубе, он записал еще одно видео. В нем он едет на автомобиле с водителем мимо здания своего бывшего университета. Выйдя из машины, Алишер говорит: мне 20 лет, но мои очки стоят столько же, сколько зарабатывает здешний ректор. А ювелирное украшение у него на шее оценивается в десять ректорских окладов. Перед зданием университета он расстелил голубой платок и заявил, что через минуту заработает полмиллиона долларов.
Стиль популярных российских рэперов
Эта история прекрасно иллюстрирует характер 23-летнего музыканта. Моргенштерн не может вписаться в существующую в России общественную систему, не может подчиниться, не может стать ее членом. Он зарабатывает деньги своим поведением, выходящим за существующие рамки. Сумасшедшие прически и татуировки на лице — его фирменный знак.
Контекст
Главред: Моргенштерн пошел войной на СБУ
Укрiнформ: «мягкая сила» Кремля в действии
Осторожная критика системы
Он писал новые песни в стиле рэп, оседлал волну успеха, стал ввязываться в споры с популярными блогерами и даже кандидатами в президенты. «При этом политика меня не интересует», — говорит молодой рэпер в одном из видео.
В 2018 году Алишер переехал в Москву и выпустил первый альбом, который одними людьми был встречен с диким восторгом, тогда как другие отнеслись к нему с презрением. Один из треков под названием «Пососи» набрал 2,5 миллиона дизлайков и стал самым ненавидимым видео в российском сегменте Ютуба. Эта откровенная песня представляет собой оду богатству Моргенштерна.
В этом клипе можно увидеть дачу, а также другие признаки благосостояния Моргенштерна. И становится понятно, почему у этого рэпера столько фанатов как среди российских, так и среди немецко-русских подростков — его композиции великолепно подходят для того, чтобы врубить их и слушать через Bluetooth в местных торговых центрах. Так российская молодежь с помощью вульгарного языка провоцирует представителей поколения своих родителей и заодно осторожно критикует систему.
Демон молодежи с татуировками на лице и немыслимой прической
Моргенштерн — не лучший рэпер, но самый успешный. Он работает с представителями любых политических и творческих лагерей. С критиками системы, такими как Rapper Face, и с пропутинским рэпером Тимати. Несмотря на двусмысленную общественную позицию, Моргенштерн уже стал крупным именем в российской музыкальной индустрии. Если в Тиктоке ввести хэштег morgenshtern, появится информация о более чем 2,9 посещениях. Даже американский баскетболист Шакил О’Нил выложил в интернете видео, в котором они с сыном танцуют под композицию этого рэпера.
Моргенштерн популярен в основном у молодежи, тогда как взрослые люди лишь качают головой. Он появляется в образе демона с дикой прической и татуировками на лице, а его тексты — о богатстве и изобилии.
Несмотря на скандалы, Моргенштерн в 2020 году был объявлен в России человеком и музыкантом года. Заявление, будто молодой рэпер умрет в бедности, оказалось ошибочным. Для дьявола это весьма характерно.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Последний месяц мы постоянно слышим имя Моргенштерна. В чем же его феномен?
Интервью Моргенштерна Юрию Дудю, вышедшее в начале ноября, набрало 21 млн просмотров. Забавно, что рэпер до этого сам уговаривал Дудя взять у себя интервью, а тот отмахивался, считая, что Моргенштерну нечего сказать после разговора с YouTube-каналом «Вписка». Оказалось, что Юрий ошибался: рэпер во «Вписке» и рэпер во «ВДуде» — два разных человека.
Просмотры клипов и роликов на канале самого Моргенштерна исчисляются десятками миллионов, написанный за неделю в прямых эфирах на YouTube альбом «Легендарная пыль» через несколько дней после релиза набрал 35 млн прослушиваний в одном только «ВКонтакте», за первый месяц работы Spotify в России Моргенштерн выбился в топ-5 самых прослушиваемых артистов стримингового сервиса, уступив только корейским гигантам BTS, а в октябре этого года, согласно аналитике больших данных МТС, и вовсе превратился в отдельный вид мобильного трафика наравне с «интернет-магазинами», «образованием» и «развлечениями». Разбираемся, как Моргенштерну удалось заработать миллионы и надолго занять трон в русскоязычном рэпе.
Глава первая, в которой Алишер нащупал хайп
Параллельно рокерские амбиции Алишер реализовывал в подземном переходе — зарабатывал пару тысяч рублей в день, исполняя композиции аксакалов русского рока. В интервью, вышедшем за месяц до первого гастрольного тура Моргенштерна, совсем не похожий на себя нынешнего скромный мальчик рассказывал трогательную историю о том, как играл ДДТ.
Хоть в той беседе он и вспоминает с теплотой рокерское прошлое, от образа не осталось и следа: в 2017-м Алишер заплел дреды, набил первую татуировку на лице «чтобы точно не взяли работать в офис», выпустил «Гимн выпускниц», в котором пел: «Я сегодня напьюсь и кому-нибудь дам», и видео про то, как его отчислили из педагогического университета за аморальные ролики.
В том же году артист запустил на канале поворотную для его карьеры рубрику #ИзиРеп, в которой по косточкам разбирал треки популярных исполнителей, писал похожие биты в Ableton и снимал пародийные клипы на смартфон. Первым на препарирование попал рэпер Face (Моргенштерн работал со своим земляком за пару лет до взлета последнего — монтировал клипы, в том числе «Гошу Рубчинского» и «Megan Fox», но особой симпатии к восходящей звезде не питал, хотя прекрасно осознавал потенциал жанра). Сейчас у видео «Face — трек и клип за 5 минут» 14 млн просмотров. Ролик вышел в сентябре 2017-го, а в октябре, когда рубрика #ИзиРеп пополнилась пародиями на Элджея и Ольгу Бузову, канал перевалил за отметку в 100 тыс. подписчиков. Музыкально-издевательский формат стал приносить первые деньги: 19-летний блогер за 2500–5000 руб. рекламировал магазин коробок с сюрпризом, онлайн-казино и брокеров (что, к слову, в блогерской среде считается «лютым зашкваром»).
Реклама мошенников до сих пор входит в список грехов, которые припоминают Моргенштерну (сам он утверждает, что давно не продвигает ставки на спорт и прочие обманные схемы). А первое место в нем занимает плагиат. Блогер Стас Васильев, снявший этой весной двухчасовое «Разоблачение Моргенштерна», утверждает, что формат #ИзиРэп Алишер подсмотрел у более талантливого и менее нахального коллеги Lida, тоже снявшего пародию на Face. Это не совсем так: родоначальником формата принято считать Red Lamp c рубрикой «На коленке». К плагиату в музыке (о котором, кажется, не снял видеоразоблачение только ленивый) мы еще вернемся.
А пока зафиксируем: 2017 год, Моргенштерн встал на одну из самых коротких тропинок к успеху в блогинге — упоминание знаменитостей и скандальность. Вызвал гнев будущих коллег — музыкантов (в том числе Feduk и Kizaru), закрепился и начал штурмовать рэп. Да, тот самый, который, по его словам, «изи» и «для тупых». Разнеся нью-скул в пух и прах на YouTube, в жизни Алишер решил не бороться с ситуацией, а возглавить ее.
Глава вторая, в которой Моргенштерн начал показывать истинное лицо
2018 год. Алишер отправился в свой первый музыкальный тур на 13 городов и выпустил EP «Hate me», а также дебютный альбом «До того как стал известен». Релиз побил рекорд рэпера Lizer (28 тыс. репостов во «ВКонтакте» за сутки), набрав за день больше 50 тыс. репостов.
До релиза самостоятельные (не пародийные) активы артиста насчитывали: трек «Hermit» с модным трэп-звучанием и видео на него (калька с калифорнийца Ghostemane) со строчкой о том, что «в этом мире [обманут] и ради хлеба куска», и предвыборный клип, в котором артист называет себя «самым свежим президентом Российской Федерации» и обещает, что «вместо чести солдаты будут отдавать ему дэб». Клип появился на канале Моргенштерна в декабре 2017-го, а в марте 2018-го началась волна видео от топовых YouTube-блогеров (Lizzka, Кузьмы, Юлика) для спецпроекта «Ленты.ру», в которой те напоминали о необходимости проголосовать на президентских выборах 2018-го.
Алишер тут же пропесочил «продажных блогеров» в ролике «Топ-5 — Кремлю со**** (Мои любимые клипы блогеров)», в котором не раз упомянул, что сам бы ни за что не записал агитку и не взял деньги у государства, потому что дорожит своей аудиторией. А потом добавил, что среди зрителей есть и «бараны». И пока эти «бараны» будут оправдывать любимых блогеров, объяснять их выходки стебом, те продолжат преспокойно наживаться на зрителях. При этом сам Моргенштерн снял стебный клип с припевом «Двадцать-восемнадцать, у!». Так, первая яркая метаирония Моргенштерна зашла на ура — у ролика 4 млн просмотров.
Внутренний провокатор и коммерсант Алишера предстали во всей красе: позиция «я один умный, в белом пальто стою красивый» (кстати, на видео Моргенштерн полностью в белом) — карьерообразующая для него. Вспомнить хотя бы, как артист отвечает Дудю на претензии в плагиате (спойлер: с надменной ухмылкой, мол, «Ну разве это не очевидно?») или как в интервью «Вписке» утверждает, что плащ за 110 тыс. руб. — самая бесполезная покупка в его жизни, а спустя год тычет в камеру «ювелиркой» на общую сумму 3 млн руб., покупает одежду на премию GQ за 2 млн руб. и снимает клипы за 6 млн руб. (в том же интервью годичной давности Моргенштерн отмахивался от дорогих клипов: «Вся эта киношность убивает вайб»).
К концу 2018-го Алишер стал миллионером: блогинг и первый гастрольный тур, в котором, как и сейчас, артист выступал под плюс, принесли, по его словам, 15 млн руб. прибыли. Почему? Позиция «Делать деньги, бл***, вот так. Пальцем щелк — и деньги в банк», которую Моргенштерн впервые заявил не в треке «Cadillac», а как раз в видео 2018 года, идеально вписалась в реалии российской хип-хоп-сцены.
«Рэп на русском исчерпал себя идейно, — объясняет админ телеграм-канала PRNRP Даня Порнорэп. — Была череда интересных исполнителей: ATL, Оксимирон, Скриптонит, но они перестали предлагать нечто принципиально новое. В то же время жанр настолько коммерциализировался, что новые артисты пришли с целью сразу заработать огромные деньги. У вышеназванных же не было таких перспектив в начале карьеры. Жанр испортили крупные суммы. Моргенштерн же — следствие и отражение этой испорченности».
С тем, что Алишер впитал в себя банальность современной музыки, не согласен Bah Tee, генеральный продюсер лейбла Zhara Music, на котором издается Моргенштерн: «Алишер — музыкант, и рэп-хиты он разбирал на атомы не потому, что они банальные, а потому что они понятны конкретно ему как профессионалу. Алишер говорит: «Смотрите, ничего сложного в этом нет, я сейчас повторю». И повторяет. Нельзя сказать, что вся актуальная музыка — проста и нетривиальна. Все-таки Скриптонит или, скажем, Andro еще работают на полную мощность».
Два года назад в Алишере окончательно проклюнулся циник и, как он сам говорит, «гений», решивший стать квинтэссенцией всего ширпотреба, возникшего в русском рэпе: примитивных хуков, текстов, тем. Вскормленный исключительно популярной музыкой («Написать то, чего не было до тебя, — невозможно. Возможно, конечно, но это уже дерьмо, это уже Boulevard Depo», — говорит Моргенштерн Дудю) и привыкший превращать каждый свой выдох в контент, Алишер начал создавать его и в рэпе. Благо от собственных музыкальных притязаний он избавился вместе с рок-балладами: зачем быть автором-исполнителем и предлагать новое, если это не приносит денег? А нигилизм приносит их более чем: в 2019-м Моргенштерн выпустил альбом «Улыбнись, дурак!», остриг дреды, приобрел Mercedes-Benz E200 за 4 млн руб. и на радостях снял клип на трек «Новый Мерин». Покупка отбилась за полгода стриминга трека.
«Он реально стал значимой фигурой, потому что установил новые правила игры, сразу предупредив, что серьезно воспринимать его не стоит, — рассуждает музыкальный журналист Борис Барабанов. — Моргенштерн честно говорит о том, что подворовывает. Но эта искренность и делает его новым панком».
Глава третья, в которой Моргенштерна признали королем
В 2019-м Алишер смекнул: одного признания канала «Вписка», специализирующегося на интервью с музыкантами, мало. Чтобы закрепиться в индустрии, нужно очаровать видных ее представителей. Именно очаровать, склонить на свою сторону, а не подкалывать и пародировать, как в случае с #ИзиРепом. Благо, клип «Новый Мерин», набравший десятки миллионов просмотров (сейчас у ролика 87 млн), привлек артистов. В ноябре вышел фит (то есть совместный трек) и неоднозначный клип, в котором Алишер наотмашь бьет девушку, «Грустная песня» с Егором Кридом и Thrill Pill (63 млн просмотров). Куплет Моргенштерна стал вирусным в TikTok: блогеры крутили головой и кривлялись под неразборчивый текст и эдлибы (выкрики) 120 тыс. раз. Для сравнения: на песню Ольги Бузовой «Вот она я» тиктокеры сняли 115 тыс. роликов. Благодаря фиту Моргенштерн навсегда распрощался с возможным статусом «очередного поющего блогера».
«Блогеры типа DAVA или Instasamka используют рэп в качестве некоего наряда. Моргенштерн в ядре своем рэпер, у него есть бэкграунд, он варился в этой культуре, работал с Face, наблюдал хип-хоп-бум в Уфе», — подтверждает автор PRNRP. К слову, Face и Алишер в декабре 2019-го организовали в Уфе рэп-фестиваль «Новая Атланта», за что Моргенштерну прилетела очередная доза хейта — деньги выделило правительство Башкортостана. «По человеку сразу видно, что он в рэпе, хоть и использует его утилитарно и прагматично. Он харизматичный, чувствует культуру, прикольно понтуется, — продолжает Даня Порнорэп. — Моргенштерн грамотно аккумулировал школьников, которые смотрят блогеров, и школьников, которые слушают рэп. Это костяк аудитории. Огромной аудитории. Они и обеспечивают Алишеру бешеные просмотры. А за просмотрами неизбежно тянутся люди, которым важно держаться на плаву». Так, к Моргенштерну «приклеились» Шарлот, кумир детства Алишера Витя АК-47, Элджей и Тимати.
К записи всех совместных треков Моргенштерн окончательно отточил формулу хита — спасибо верному оруженосцу Slava Marlow, без осечек стреляющему битами «в десятку». Загибайте пальцы, 2019 год подарил нам: «Young Hefner», в котором Алишер «висит, как молодой Хефнер», «РАТАТАТАТА», «Lollipop» (авторский вариант «Песенки» группы «Руки Вверх», которую перепели во всем мире и, наконец, вернули на родину) и, естественно, «Cadillac», под который танцуют и прекрасно разбирающиеся в материале дети, и взрослые, слыхом не слыхавшие ни об Элджее, ни о Моргенштерне.
«Да, Алишер не изобрел ничего нового в отличие от, скажем, Скриптонита. Зато у него безусловная чуйка на хиты. Он понял рынок», — подтверждает автор PRNRP. «Понял рынок» — значит, как автомобильный навигатор просчитал свой путь с каждым поворотом и съездом. Наглядное подтверждение: в день обещанного релиза клипа «Cadillac» Моргенштерн выложил клип «Пососи». Негодование фанатов решил обратить во благо и попросил «накидать дизлайков на клип». В итоге — обновил рекорд по количеству дизлайков на YouTube, заработав 2,4 млн «пальцев вниз» (у прошлых рекордсменов — Тимати и Гуфа с клипом «Москва» — был 1,4 млн дизлайков). Нахальная, прагматичная коммерция и монетизация абсурда (например, за продакт-плейсмент в клипе «El Problema» Моргенштерн и Тимати заработали 50 млн руб. еще до публикации клипа — одна интеграция стоит от 5 млн руб.) — в этом весь Алишер.
Почему люди слушают Моргенштерна и еще платят за это? Во-первых, рэпер «переобувается» на лету вот уже три года: сначала поносит рэперов, затем занимает их место, сначала снимает клип «Навальный Леха», потом называет Путина «красавчиком», сначала учит подписчиков добру и справедливости и утверждает, что дороже гитары за 25 тыс. руб. ничего покупать не будет, после — грубит подписчикам, играючи расстается с миллионами, постулирует женоненавистнические взгляды в YouTube-шоу «Подруги» и заявляет на концерте в Минске: «Мне [наплевать], что происходит у вас в стране!» Обманщик, трикстер, провокатор — как минимум, за таким интересно наблюдать.
«Он фокусник, — соглашается Борис Барабанов. — Только если фокусник сначала показывает трюк, а потом раскрывает секрет, то Моргенштерн в начале раскрыл карты и удачно их эксплуатирует». Артист признавался в фильме «Исповедь» для платформы Premier, что долго убивал в себе того добряка с красными волосами — мол, мешал делать настоящему Алишеру все, что ему заблагорассудится. Где-то стоя аплодирует Михаил Лабковский со своим знаменитым правилом «Делайте то, что хочется. Не делайте того, что не хочется».
Во-вторых, артисту не грозит репутационный скандал, а значит, брендам, предлагающим Алишеру сотрудничество (например, PepsiCo или Альфа-банку), не придется краснеть.
В конце ноября Моргенштерн подогревал публику обещаниями выпустить клип за 10 млн руб. И выпустил — только не клип, а рекламу Альфа-банка с припевом «Это клип за десять лямов».
«Клип с Моргенштерном — одна из десяти интеграций у блогеров за последнюю неделю ноября. Да, самая эпатажная. Но то, что подходит аудитории, например Алексея Пивоварова или Ирины Шихман, где мы тоже рекламируемся, не подходит аудитории Алишера. И наоборот, — поясняет Алексей Гиязов, директор по маркетингу и коммуникациям Альфа-банка. — Мы не показываем этот клип на телевидении или в каналах банка, там — ироничный Иван Ургант. Но на YouTube-канале Алишера странно было бы видеть «неестественного» Моргенштерна. Мы дали ему свободу действий, понимая, что в итоге получится эпатажный перформанс. И относиться к этому надо как к перформансу, с иронией».
Бренды тоже не отмахиваются от Моргенштерна (в отличие, например, от Светланы Лободы, которую — по крайней мере три года назад — отказывались одевать люксовые бренды, а стилисты не воспринимали всерьез).
«За свою карьеру Алишер сотрудничал со многими стилистами, он хорошо выглядит и в стритвире, и в классике. Он — один из немногих российских звезд, кто носит архивные вещи дизайнеров, — рассказывают представители концепт-стора Spin4Spin, которые предоставляют сервис аренды люксовой одежды стилистам. В их пиджаке Моргенштерн пришел на интервью к Дудю. — Алишер не является нашим прямым клиентом, но нам приятно, что в его коллекции есть наши вещи. Он достаточно откровенен, но главное, искренен в творчестве и подаче. Здорово, что молодые трендсеттеры, к которым, безусловно, относится Моргенштерн, покупают одежду на ресейле, таким образом формируя новую культуру потребления в России».
Культура отмены не может сработать для Моргенштерна, потому что отменять нечего. Скажем, у Регины Тодоренко есть репутация (читай, выверенный образ, рамки, заход за пределы которых страшно карается). У Оксимирона тоже есть репутация — вот кого закидали бы камнями за индифферентность к белорусским протестам. А Алишер абсолютно последователен в своем безразличии и полностью отдает себе отчет в том, что делает. Даже когда становится «Женщиной года» по версии журнала Moda Topical и слово в слово повторяет речь Оксимирона на премии «GQ Человек года»: как минимум — забавы ради, как максимум — чтобы, как Вольтрон, вобрать в себя еще и наследие Оксимирона, и глянцевых премий. Да и какой может быть четкий образ или позиция у культурного концентрата, амбассадора апроприации в русской музыке?
О музыке. Не стоит сразу воротить нос: мол, музыка и Моргенштерн не пересекаются в пространстве. «Моргенштерн — явление поп-культуры, в которой, помимо музыкальной составляющей, есть составляющая времени и контекста, — объясняет Борис Барабанов. — Нельзя рассматривать музыкантов исключительно как людей, пишущих ноты. Они, прежде всего, дают реакцию на происходящее вокруг. Да и делить что-либо на «музыку» и «немузыку» в мире, где существует «4,33» Джона Кейджа, — бессмысленно».
Что остается в сухом остатке? 22-летний рэпер без высшего образования, носящий на шее «десять зарплат своего ректора», лихо обводящий вокруг пальца аудиторию (то они «тупые», потому что поддаются провокации, то своим успехом он обязан лишь им), не производящий ничего нового, при этом виртуозно паразитирующий на чужом творчестве.
Моргенштерн — чудовище Франкенштейна, вскормленное культурой потребления и ставшее ее символом. Он ворвался в тлеющую рэп-игру и ограбил ее («Заберу все, будто бы я татарин», — посмеивается татарин Алишер в недавнем треке «Ice»). Поклонники любят настаивать на том, что сегодняшний Моргенштерн — лишь образ. Нет, он совершенно искренен в своем прагматизме, цинизме, скачущей туда-сюда позиции, отсутствии четких принципов, бонвиванстве (собственное заведение не случайно назвал «Kaif») и самоопределении (да, Алишер называет себя «гением», но вместе с тем и «пылью»). Искренность хорошо продается. «Я тупой, но мне заплатят деньги», — поет Алишер. Ему и платят. А мы об этом пишем. А вы читаете. Вот, пожалуй, и весь феномен.
«Дурачок с татуировками» Моргенштерн как зеркало русской рэп-революции
Арбенина разогнала охрану, а Баста сыграл тетю из ЗАГСа
Помимо российского павильона на всемирной выставке EXPO 2020 в Дубай на минувшей неделе шумным поюще-пляшущим табором выехала еще и форменная ВДМХ — выставка достижений музыкального хозяйства с родины. О первых днях фестиваля PARUS, который уже пятый раз сотрясал песчаные барханы Аравийской пустыни, можно прочитать на сайте «МК»: о том, как группа «Би-2» призвала к «Революции»; Филипп Киркоров впервые за два года пандемии чуть не провалился с сольным концертом; Стас Михайлов ослепил Дубай золотом и бриллиантами, как ни один падишах, а Леонид Агутин выступил в роли Земфиры. Тем временем финал ивента вышел не менее задорным. Диана Арбенина, Баста и Моргенштерн, которого ждали с особенным трепетом, отполировали впечатления до музыкально-скандального блеска. Подробности — в репортаже «ЗД» с места события.
Фото: пресс-служба фестиваля
Будто заученной речевкой на пионерской линейке и даже не деля друг друга на музыкальные форматы и ориентации, все, от Стаса Михайлова до Моргенштерна, единодушную пели осанну только одному — неожиданно свалившемуся чуду выступать, танцевать и веселиться, «как в подзабытые уже времена». Благодарили всех, кто сделал это возможным, включая «уважаемое правительство страны» (не нашей, а Дубая), которое действительно сигануло ва-банк, запустив к себе исстрадавшуюся по развлечениям, веселью и угару публику с ковидного севера.
Фото: пресс-служба фестиваля
Посрывав маски, зрители отчаянно уплясывались, упевались и упивались под известные хиты и любимых артистов, плотно прижимались и влажно дышали друг в друга пять вечеров кряду. Российские шансон и эстрада, рок и рэп, нежная лирика и трехэтажный мат на фоне пальм и знаковой башни «Бурж-аль-Араб» создавали весьма сюрреалистический колорит. В Эмиратах уже нет жестких ограничений на массовые мероприятия, поскольку коварный вирус достаточно успешно блокирован, средний уровень заражений за неделю в трехмиллионном мегаполисе колеблется вокруг цифры 80 человек в день. Но местные ведут себя законопослушно, держат дистанцию, строго носят маски там, где предписано, и все такое. А тут — понаехали, понимашь, сорвавшиеся с цепи.
Искусство требует жертв. Тем более что бонусом к российской эстраде прилагалось выступление итальянского кроссовера Андреа Бочелли, которое посетили члены королевской семьи. Российских журналистов по этой причине к финальной вишенке на тортике музпраздника не допустили, погнали, аки прокаженных, но сдается, что именно благодаря мировому тенору чинные дубайские арабы махнули рукой на весь остальной развеселый табор из суровых широт. По Сети так и разошлась шутка: Бочелли и Моргенштерн, а между ними — русский рок. Ну, еще поп…
С настроением всеобщей радости эмоционально солидаризировалась Диана Арбенина: «В России из-за локдауна накрылись 35 концертов, поэтому мы здесь отрываемся». И рок-леди оторвалась на полную катушку. Гоняла секьюрити, пытавшихся добросовестно оградить важно восседавших за столиками випов от ринувшихся к сцене фанатов и фанаток, желавших угорать чуть более энергично. «Секьюрити, плиз, аут! Стоп! Зис из май пипл», — возмущенно замахала руками артистка, прервав выступление, и пояснила далее уже на родном и могучем: «Это мои люди! Это — рок-концерт, а не заседание КПСС. Терпеть не могу этот формализм, когда всем некомфортно, а все делают вид, что все в кайф». Емкая и короткая тирада, вышедшая на уровень публицистического обобщения о суровых российских реалиях, вызвала одобрительный гул даже у сидельцев за столиками, и все бросились танцевать уже без всяких обид друг на друга.
Диана Арбенина вышла в народ. Фото: пресс-служба фестиваля
Коротко и емко — это вообще суть Арбениной как музыканта и поэта. Ее чистая, незамутненная графоманским украшательством, предельно конкретная, но в то же время глубокая и образная поэзия — даже не женская, а скорее ранимой, гордой, сильной, принципиальной и невероятно обаятельной пацанки, — помноженная на такую же предельно конкретную и захватывающую своей мощью и глубиной музыку, звучали, кажется, еще кристальнее, чище, выразительнее. От нахлынувших, стало быть, чувств-с.
Счастье, наверное, для «Ночных Снайперов», что группа возникла и эволюционировала уже на обломках мутноватого русского «говнорока» конца прошлого века. Другой возраст, другое поколение создали и новое качество в жанре. Вместе с «друзьями-однополчанами» этой волны, на гребне которой пронеслись и Земфира, и «Мумий Тролль», и некоторые другие эпические герои, они приблизили русский рок к его изначальной музыкантской и содержательной сути, заложенной отцами-зачинателями жанра из далекого и туманного забугорья более полувека назад, но филигранно «оттюнинговали» всё в духе, стиле и образе именно своего времени.
«31-я весна» как точка отсчета, обрамленная россыпью хит-шедевров из взрывной четвертьвековой музыкальной истории рок-музыкантки («Катастрофически», «Гопник», «Не кури», «Наотмашь», «Разбуди», «Моряк», конечно, «Розы» и др.), повысили градус праздника до высшей метки. Сет Арбениной можно считать, пожалуй, лучшим в лайнапе фестиваля — разумеется, на мой сугубо субъективный взгляд.
Фото: пресс-служба фестиваля
Даже Баста, который в качестве гранда, гуру русского рэпа, философа, наставника и строгого судьи завершал вечер пронзительным и чувственным, несмотря на всю брутальность (как он это умеет), выступлением и в котором, разумеется, звучал главный гимн времен и поколений «Сансара», а прямо на сцене была обручена очередная пара влюбленных из зала («У нас тут выездной загс, вот так обручил больше 100 пар», — похвалился рэп-пастырь Василий), смотрелся бы драматургически уместнее и логично, если бы выступал, наоборот, не после, а перед «Ночными Снайперами».
Баста: «Всех поженю». Фото: пресс-служба фестиваля
Но к такой революционной мысли, видимо, не были готовы не только организаторы, но сдается, что и сама бы Арбенина запротестовала, поскольку помимо всего лестного, что сказано о ней выше, обладает еще одним, крайне редким по нынешним временам качеством — обостренным чувством справедливости.
Фото: пресс-служба фестиваля
Моргенштерн! Лучший сет, не лучший — для публики, выжидавшей аж до судорог именно его, главного матершинника (чао, Шнур!), хитмейкера и скандалиста русского шоубиза, вопрос даже не риторический. Им, как и их герою, пофиг (если трансформировать в печатный слог обсценный термин, которым Алишер обрисовывает большинство своих взглядов и рефлексий на многообразие и тонкости жизни), кокетливо обзывая сам себя: «Дурачок с татуировкой на лице». Раньше это было так: «Стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, врагами стреляная…»
Восторженная публика, как и сам Моргенштерн, с недавних пор и на полном серьезе создает ауру чуть ли не гонимости вокруг персоны Утренней Звезды (так переводится с немецкого фамилия Алишеровской мамы, которая — фамилия, а не мама — стала самым продаваемым музыкальным брендом России). Вспоминается по звучной аналогии Айзеншпис — то есть Железный Конец. Светлой памяти продюсер очень гордился своей фамилией. И подумалось неожиданно, что между ними, Моргенштерном и Айзеншписом, есть много общего — например, предприимчивость, хитрость, изворотливость.
С тех пор как хитрый Морген прогнусавил под биток: «В свое сердце я впускаю лучших — там деньги, мама и Владимир Путин», — кто бы что ни надумывал себе про якобы «изысканный стеб», можно утверждать однозначно: никто ничего никогда (по крайней мере, пока) с Моргенштерном не сделает и даже пальцем не тронет. Если даже кое-где у нас порой, не прочухав политики партии, кто-то вдруг и насмешит курей потешной «прокурорской проверкой» или комическим штрафом. А у Алишера зато в копилку — драматическая нотка, рождающая бурю сострадания. С видимым удовольствием и бравадой он ее тянул и в Дубае: «Такое, — говорит, — время, когда запрещены концерты, и вообще запрещен Моргенштерн». Да ладно! Мастеру манипуляции на этом месте должна обзавидоваться сама Маргарита Симоньян. Хотя пофиг…
Хитрец, фланирующий не то что по грани освященных госинквизицией «духовных скреп», а лихо эту грань пославший в дали дальние, сделал главное, чтобы обезопасить все свое срамное предприятие, — присягнул в верности стае: с тем же «пофиг» в уже хрестоматийном ответе на вопрос Гордона: «Чей Крым?» — и еще раньше, когда хвалил страну, «в которой можно делать бизнес» (пока его мама прятала свой бизнес в Испании, спасаясь от загребущих лап безымянных силовиков — уже не спасается), и с «отличным президентом» и пр. и др. Всё услышали, всё взяли на заметку, будь спок. Теперь гуляй, рванина, весели народ, гони ему свою телегу, чтоб только по улицам не шастали. И Морген добросовестно отрабатывает право зарабатывать свои серебренники, гонит. Вон как белорусов-то приструнил, когда те пришли к рэперу в Минске веселиться на концерт со своими любимыми БЧБ-флажками. Апологет веселья Морген знает, однако, что у любого веселья есть границы, хотя это знание и отрицает…
Фото: пресс-служба фестиваля
«У нашего коллектива свои цели, свои смыслы, — вещал артист со сцены фестиваля сбежавшейся на чудо-чудное толпе. — Вы можете сказать: в твоих текстах нет смысла, ты тварь, ты материшься, чему ты учишь детей. Нет, стоп. Смысл простой: уметь веселиться. Люди забыли, что это такое. Вы давно танцевали вообще?» — почти уже с апломбом мессии вещал Алишер публике, которая на самом деле уже пятые сутки как уплясывалась в угаре и даже сперва не очень въехала в смысл драмы этих слов. Но оловянный рэп-солдатик упрямо ломился в открытую дверь: «Это же высшее наслаждение тела. Когда тело радуется, оно танцует. Вы давно радовались? Попробуйте. Это офигенно!» Разумеется, последнее наречие звучало резче.
«Сумбур», конечно, звучал мощно, да и сам артист хвалился в своих скитах (коротких монологах, сдобренных, как положено, матом) «живым звуком», хотя вся мощь звучания обеспечивалась качественным плейбеком, на который лишь накладывались живые и весьма скромные потуги фронтмена Алишера, второго вокалиста, барабанщика и гитариста. Но это — обычная технология шоу-бизнеса во всем мире, в ней нет ничего зазорного, просто негоже кичиться, поскольку в этом смысле у Моргенштерна нет большого отличия не то что от собратьев по хип-хопу, а и от Филиппа Киркорова со Стасом Михайловым. Короче, не надо пудрить мозги…
Филипп Киркоров в Дубае: «DIVA — это я». Фото: пресс-служба фестиваля
Морген завершал своим выступлением день боев ММА — есть на этом фестивале такая кровавая традиция. Многие наблюдатели сошлись во мнении, что и правильно — нельзя было «разбавлять» его выступление другими артистами. Имелось, правда, в виду, что настолько Алишер крут. На мой взгляд, дело в другом — нельзя было просто из уважения к другим артистам. Ну, право…
Хотя поглазеть на чудо-юдо заглянул и поп-истеблишмент: Виктор Дробыш, Леонид Агутин. «Вот пришел, — будто оправдывался Агутин в трепе с «МК», — Алишер даже попросил меня высказать свое мнение о концерте, говорит, ему это важно. Я, конечно, выскажу, хотя убежден, что некоторые вещи и концертом не исправишь». Больше Леонид ничего не сказал, не пояснил, убежал, а жаль…
Типа Боец (далее ТБ): Пойдем один на один с тобой выйдем, хочешь? Тут дети (нецензурно)! Ты че вообще несешь (нецензурно)? Ты в каком мире живешь, ты? Ты можешь хотя бы (нецензурно) не материться? Тут дети же!
ТБ: Убивать я тебя не хочу, я хочу с тобой чисто по-мужски разобраться. Я не убийца.
М: Ты хочешь дать мне (нецензурный синоним — по лицу)?
ТБ: Мы не пришли на твой концерт, мы пришли на ММА.
М: Так уходите.
ТБ: Мы уходили.
М: И что вас остановило?
ТБ: Когда я услышал твою речь, я решил вернуться и разобраться с тобой. (Нецензурный синоним — чудак) ты, пойдем с тобой выйдем.
М: Я что, на (нецензурно, синоним — дурачок) похож?
ТБ: Если ты мужик, ты со мной сейчас пойдешь.
М: Не, это ты мужик, а я человек.
ТБ: Каково тебе самому, скажи мне, ты? Тут маленькие дети, подростки. Нести свою чушь. Неужели ты не можешь по-мужски пойти и заработать денег? Тебе это надо, скажи? Тут твои соотечественники живут. Мы русскоязычные люди, живем в Дубае и слушаем твою говночушь.
М: Так, а зачем ты слушаешь? Просто уйди.
ТБ: Я не слушаю тебя, но ты же поешь. Тебе же дорогу открыл кто-то.
М: Я себе (сам) дорогу открыл.
ТБ: Тебе КТО-ТО открыл дорогу. И я бы на их месте тебе кислород перекрыл бы. Но это не в моих руках.
М: Вам не кажется (обращаясь к залу. — Прим. «ЗД»), что слишком душно стало? Дорогой, я абсолютно не против твоих взглядов на жизнь, иди к себе в зал, занимайся и (нецензурный синоним — оскорбляй) меня. Эти люди пришли веселиться. Ты никто, чтобы мешать им веселиться (гул одобрения в зале. — Прим. «ЗД»). Поэтому до скорых встреч, а мы продолжаем.
Моргенштерн повздорил со зрителем из-за мата: «В каком мире живешь?»
Смотрите видео по теме
У ТБ отобрали микрофон, он не особо и сопротивлялся. Алишер уже в сольном амплуа подытожил: «У меня с бойцами давно почему-то какое-то недопонимание. А вы какой пример подаете людям? Вы друг другу (нецензурное определение лица. — Прим. «ЗД») бьете (нецензурное определение удара). Это хороший пример типа. В общем, дорогие бойцы, реально, я вас уважаю, я понимаю вашу работу, это ваше искусство, у меня другое искусство, но не надо из себя строить (нецензурная связка слов в предложении) безгрешника и мне что-то запрещать. Вы чё (нецензурное производное от офигели)? А по поводу мата: вас обижает звук? Типа — уэ-уэ-уэ и (нецензурно)… Это что? Просто звук. Когда ты обижаешься на звук, это — большие проблемы. Большие», — завершил Алишер не лишенное изящества философствование на тему сочетания звуков, после чего дал отмашку себе и залу: «Продолжаем петь грязные песни. »
И понеслось… Не хватало только вердикта Станиславского: верю или не верю. Так и не смог смоделировать реакцию театрального мудреца, знатока актерства и режиссуры…