почему киса воробьянинов так зовут
Кто вы, Киса Воробьянинов? Тайны слов.
Процитируем фрагмент текста из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова
«Двенадцать стульев» (написан в 1927 г., впервые опубликован в 1928 г.):
«— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор, — как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело,
а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!»
Предлагаю вам свою версию происхождения этого прозвища.
Это своеобразная аббревиатура указывающая на отца и авторов романа.
Расшифруем её для любознательных читателей:
И ещё про Кису, так просто мы его не отпустим:
Киса Воробьянинов = КВ = Катаев Влентин (находка аббревиатуры Владимир Павлов).
Мистифицировать так мистифицировать!
Петров и Ильф привлекли к авторству или к соавторству
своего знакомца по «Гудку» Михаила Булгакова.
Конгениально, товарищи, конгениально.
УЕЗДНЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ КОМАНЧЕЙ
Кисой Остап не ограничился!
Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову Бендер, как ордена на мундир,
«вешал» и другие прозвища: «фельдмаршал», «уездный предводитель команчей».
В связи с последним прозвищем возникает вопрос: почему авторы или автор из многих
названий индейских племён (чероки, апачи, могикане. ) выбрали именно команчей?!
Не думаю, чтобы Ильф и Петров пошли на такую эквилибристику.
А для Булгакова такая рискованная шутка вполне характерена.
Опыт у писателя уже был:
Михаил Афанасьевич несколько своих фельетонов в «Гудке» по-хулигански подписал:
Г.П. Ухов, Герасим Петрович Ухов.
В ГПУ-НКВД расшифровали эти подписи или нет точно сказать вам пока не могу.
Любознательный читатель спросит:
— А почему «предводитель команчей» был «уездным»?
Ответ прост:
— Потому, что все три писателя не были коренными москвичами,
они приехали в столицу из Одессы.
Работа над ней продолжается
и она когда-нибудь будет
опубликована.
Кто вы, Киса Воробьянинов? Тайны слов.
Процитируем фрагмент текста из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова
«Двенадцать стульев» (написан в 1927 г., впервые опубликован в 1928 г.):
«— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор, — как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело,
а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!»
Предлагаю вам свою версию происхождения этого прозвища.
Это своеобразная аббревиатура указывающая на отца и авторов романа.
Расшифруем её для любознательных читателей:
И ещё про Кису, так просто мы его не отпустим:
Киса Воробьянинов = КВ = Катаев Влентин
Находка аббревиатур: Владимир Павлов.
Мистифицировать так мистифицировать!
Петров и Ильф привлекли к авторству или к соавторству
своего знакомца по «Гудку» Михаила Булгакова.
Конгениально, товарищи, конгениально.
УЕЗДНЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ КОМАНЧЕЙ
Кисой Остап не ограничился!
Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову Бендер, как ордена на мундир,
«вешал» и другие прозвища: «фельдмаршал», «уездный предводитель команчей».
В связи с последним прозвищем возникает вопрос: почему авторы или автор из многих
названий индейских племён Северной Америки (чероки, апачи, могикане. ) выбрали именно команчей?!
Не думаю, чтобы Ильф и Петров пошли на такую комбинаторную, словесную эквилибристику.
А для Булгакова такая рискованная шутка вполне характерена.
Опыт у писателя уже был:
Михаил Афанасьевич несколько своих фельетонов в «Гудке» по-хулигански подписал:
Г.П. Ухов, Герасим Петрович Ухов.
В ГПУ-НКВД расшифровали эти подписи или нет точно сказать вам пока не могу.
Работа над ней продолжается
и она когда-нибудь будет
опубликована.
Киса Воробьянинов
Ипполи́т Матве́евич Воробья́нинов (1875, Старгородский уезд — после 1928), по прозвищу Ки́са — персонаж романа «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Содержание
Образ
После революции 1917 года, лишённый положения предводителя старгородских дворян, И. М. Воробьянинов перебрался в уездный город N. В этом маленьком провинциальном городке работал в ЗАГСе, где управлял столом регистрации смертей и браков. Жил вместе с тёщей, Клавдией Ивановной Петуховой.
Перед смертью тёща призналась Ипполиту Матвеевичу в том, что спрятала свои дореволюционные фамильные драгоценности в одном из двенадцати стульев гарнитура работы мастера Гамбса. Поиски сокровища и составляют сюжет романа «12 стульев».
На второй день после встречи с Остапом Бендером, Воробьянинов получил от него профсоюзную книжку «члена союза совторгслужащих». Отныне формально он действует в романе, по аттестации Остапа, как «Конрад Карлович Михельсон, сорока восьми лет, холост, член союза с тысяча девятьсот двадцать первого года, в высшей степени нравственная личность, мой хороший знакомый, кажется друг детей…». Иногда компаньон именует его «либер фатер Конрад Карлович», «гражданин Михельсон».
После переезда концессионеров в Москву между ними произошел разговор:
— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор, — как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!
Детское прозвище Ипполита, Киса, очень понравилось Остапу Бендеру. Компаньон частенько звал его так, хотя не скупился и на другие прозвища, вроде «фельдмаршал», «предводитель команчей» и тому подобные.
О судьбе Ипполита Матвеевича после событий романа «12 стульев» (1928) нет никаких данных. Он лишь один раз мельком упоминается Остапом Бендером в романе «Золотой телёнок».
Был такой взбалмошный старик, из хорошей семьи, бывший предводитель дворянства, он же регистратор загса, Киса Воробьянинов. Мы с ним на паях искали счастья на сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.
Внешность и привычки
В начале романа «12 стульев» Ипполит Матвеевич описывается как высокий (185 см) седой старик (хотя ему только 52 года), носящий ухоженные усы. В очках Воробьянинов очень похож на Милюкова, а потому вместо очков вынужден носить пенсне.
Отправляясь на поиски сокровищ, Ипполит Матвеевич красит волосы в «радикальный чёрный цвет», но после умывания на следующий же день его волосы становятся зелёными и ему приходится побриться наголо и сбрить усы.
Из привычек Ипполита Матвеевича известно его обыкновение произносить по утрам «бонжур» (то есть фр. bonjour ) если он «проснулся в добром расположении», или «гут морген» (нем. guten Morgen ) если «печень пошаливает, 52 года — не шутка и погода нынче сырая».
Прошлая жизнь
В рассказе «Прошлое регистратора загса», напечатанном через год (1929) после публикации первоначальной версии романа Двенадцать стульев, приведены подробности из прошлой жизни Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Этот рассказ представляет собой отдельное повествование, с совершенно другим образом Ипполита Матвеевича. Здесь герой представлен как гуляка-авантюрист. Если считать информацию из этого рассказа состоятельной, то «Ипполит Матвеевич Воробьянинов родился в 1875 году в Старгородском уезде в поместье своего отца Матвея Александровича, страстного любителя голубей.» То есть на момент главного действия романа ему было 52 года.
Ярким событием из прошлого Ипполита Матвеевича явился скандальный роман с женой окружного прокурора Еленой Станиславовной Боур, закончившийся отъездом обоих в Париж.
В 1911 году Воробьянинов женился на дочери соседа — состоятельного помещика Петухова. Произошло это после того, как отъявленный холостяк, наехав как-то в имение, увидел, что дела его пошатнулись и что без выгодной женитьбы поправить их невозможно…
— Ну, как твой скелетик? — нежно спрашивала Елена Станиславовна, у которой Ипполит Матвеевич после женитьбы стал бывать чаще прежнего…
В 1912 году, будучи предводителем дворянства, слыл заядлым филателистом и увлёкся коллекционированием земских марок, пытаясь перегнать английского коллекционера из Глазго, мистера Энфильда.
Узаконив в земстве выпуск марки Старгородской земской почты в количестве двух экземпляров, он собственноручно разбил клише, а на нижайшую просьбу знаменитого английского коллекционера продать ему одну марку за любые деньги написал весьма невежливый ответ латинскими буквами: «Накося выкуси!». [2] [3]
Продолжение этой истории так описал фантаст Сергей Синякин: «Даже в самый разгар войны А.Гитлер не оставлял попыток завладеть знаменитой Старгородской коллекцией марок. Захватив в плен сына советского руководителя — Якова Джугашвили, Гитлер через разведку предложил обменять его на две марки из коллекции И. М. Воробьянинова. Сталин долго раздумывал, расхаживая по кабинету и дымя трубкой. Остановившись перед ожидающим ответа Г. Жуковым, он вытащил трубку изо рта и глухо сказал: „Я лейтенантов на фельдмаршалов не меняю“». [4]
На масленицу 1913 года в Старгороде произошло событие, возмутившее передовые слои местного общества… В момент наивысшей радости раздались громкие голоса… В залу вошел известный мот и бонвиван, уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, ведя под руки двух совершенно голых дам. Позади шел околоточный надзиратель в шинели и белых перчатках, держа под мышкой разноцветные бебехи, составлявшие, по-видимому, наряды разоблачившихся спутниц Ипполита Матвеевича.
Был 1913 год. Двадцатый век расцветал…
Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, видел в своем воображении мелкую рябь остендского взморья, графитные кровли Парижа, темный лак и сияние медных кнопок международных вагонов, но не воображал себе Ипполит Матвеевич (а если бы и воображал, то всё равно не понял бы) хлебных очередей, замерзшей постели, масляного каганца, сыпно-тифозного бреда и лозунга «Сделал свое дело — и уходи» в канцелярии загса уездного города N.
Не знал Ипполит Матвеевич… и того, что через четырнадцать лет ещё крепким мужчиной он вернётся назад в Старгород и снова войдёт в те самые ворота, над которыми он сейчас сидит, войдёт чужим человеком, чтобы искать клад своей тёщи, сдуру запрятанный ею в гамбсовский стул, на котором ему так удобно сейчас сидеть…
Изгнанный из собственного дома в 1918 году, лишенный привычного образа жизни, Ипполит Матвеевич принял участь советского служащего со смиренным достоинством. Когда же перед ним в 1927 году вдруг замаячил шанс вернуть прежнюю роскошную жизнь, он очертя голову бросился на поиски своих сокровищ, будучи совершенно неприспособленным к этому.
Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься…
— Никогда, — принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, — никогда Воробьянинов не протягивал руки. — Так протянете ноги, старый дуралей! — закричал Остап.
Он страдает (по словам Остапа) «организационным бессилием и бледной немочью», подвергается унижениям, опускается до попрошайничества, воровства, и, наконец, становится убийцей.
Ключевые фразы
Экранизации и роли
См. также
Примечания
Ссылки
Киса — (Ботсвана) деревня на юге Ботсваны. Чиса (швед. Kisa) небольшой городок в лене Эстергётланд. Киса, Соня Элен канадский лингвист. Киса эвфемизм, обозначающий кошку, реже животное из семейства кошачьих. Киса… … Википедия
Воробьянинов,Ипполит Матвеевич — Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич Воробьянинов) персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Содержание 1 Образ 2 Внешность и привычки 3 Прошлая жизнь … Википедия
Воробьянинов — Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич Воробьянинов) персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Содержание 1 Образ 2 Внешность и привычки 3 Прошлая жизнь … Википедия
Воробьянинов, Ипполит Матвеевич — Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич Воробьянинов) персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Содержание 1 Образ 2 Внешность и привычки 3 Прошлая жизнь … Википедия
Воробьянинов Ипполит Матвеевич — Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич Воробьянинов) персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Содержание 1 Образ 2 Внешность и привычки 3 Прошлая жизнь … Википедия
Ипполит Воробьянинов — Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич Воробьянинов) персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Содержание 1 Образ 2 Внешность и привычки 3 Прошлая жизнь … Википедия
Ипполит Матвеевич Воробьянинов — Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич Воробьянинов) персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Содержание 1 Образ 2 Внешность и привычки 3 Прошлая жизнь … Википедия
Иполит Матвеевич Воробъянинов — Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич Воробьянинов) персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Содержание 1 Образ 2 Внешность и привычки 3 Прошлая жизнь … Википедия
Двенадцать стульев — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев … Википедия
А вы читали «12 стульев»? + Ответы!
Я уже хотел было написать возмущённое письмо тренеру моей новой/старой команды Сорренто – почему, дескать, до сих пор нет превью и вообще никакой реакции на сегодняшний матч, но тут, к изумлению своему :-), обнаружил, что у нас в игре образовалась пауза аж до субботы. А то и до воскресенья.
И чтобы здешние мозги не прокисали, решил предложить вашему вниманию своеобразный тест. На большого любителя, разумеется. Кто такими вещами не увлекается или вообще читать не любит – пожалуйста, не напрягайтесь, проходите мимо и занимайтесь своими делами :-). Но я надеюсь, что среди почти 400 подписантов нашего блога найдётся хотя бы человек 20-30 таких, кому это будет интересно, кто воспримет это как вызов и как возможность проявить свою эрудицию. Ну а если кто-то под такую тему еще раз перечитает роман (или вообще впервые прочитает этот безусловный литературный шедевр), то будет просто замечательно.
Тестовые вопросы по «12 стульям» я начал составлять давно, но всё никак не мог довести до ума – то их было мало, то они были слишком простыми. И вот буквально пару недель назад я под настроение оформил их окончательно.
Всего получилось 35 вопросов – 30 основных, которые основаны исключительно на знании текста и умении его анализировать, и 5 дополнительных, общего свойства (история и экранизация). Вопросы разные. Есть такие, на которые можно и должно ответить сразу, почти без раздумья. Есть такие, для ответа на которые придётся прошерстить весь роман. Отвечайте на них прямо здесь, в комментах. Можете при этом спорить или не спорить, совещаться или не совещаться, ругаться или приходить к согласию.
Ответы (если ничто этому не помешает) я дам в пятницу вечером. Тогда же подведу и итоги теста/конкурса. За правильный ответ – ПЕРВЫЙ ПО ВРЕМЕНИ – участник получит 3 балла. За просто правильный ответ – 1 балл. За точную цитату или достоверный факт, подтверждающие ответ, можно заработать еще по 1 баллу в каждом вопросе. Вот и все правила. Но я куда больше рассчитываю на ваш интерес, а не на желание непременно выиграть… (Чуть не забыл… Убедительно прошу Эндрю Томпсона не участвовать в конкурсе. Андрей, Вы эти вопросы увидели дней 10 назад, поэтому обладаете серьезной форой по сравнению с остальными.)
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Увы, конкурс явно не удался, поэтому итоги подводить ни к чему. Только ответы.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов
Ки́са Воробья́нинов (Ипполи́т Матве́евич Воробья́нинов) — персонаж книги «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Содержание
Образ
Происходил из старгородских дворян, после революции 1917 года перебрался в уездный город N (то есть маленький провинциальный городок) и работал в ЗАГСе, где управлял столом регистрации смертей и браков. Жил вместе с тёщей, Клавдией Ивановной Петуховой.
Перед смертью тёща призналась Ипполиту Матвеевичу в том, что спрятала свои дореволюционные фамильные драгоценности в одном из двенадцати стульев гарнитура работы мастера Гамбса. Поиски сокровища и составляют сюжет романа «12 стульев».
Детское прозвище Ипполита, Киса, очень понравилось его компаньону, Остапу Бендеру, и тот частенько звал его так, хотя не скупился и на другие прозвища, вроде «фельдмаршал», «предводитель команчей» и тому подобные.
— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор, — как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!
О судьбе Ипполита Матвеевича после событий романа «12 стульев» нет никаких данных. Он лишь один раз мельком упоминается Остапом Бендером в романе «Золотой телёнок».
Был такой взбалмошный старик, из хорошей семьи, бывший предводитель дворянства, он же регистратор загса, Киса Воробьянинов. Мы с ним на паях искали счастья на сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.
Внешность и привычки
В начале романа «12 стульев» Ипполит Матвеевич описывается как высокий (185 см) седой старик, носящий ухоженные усы. В очках Воробьянинов очень похож на Милюкова, а потому вместо очков вынужден носить пенсне.
Отправляясь на поиски сокровищ, Ипполит Матвеевич красит волосы в «радикальный чёрный цвет», но после умывания на следующий же день его волосы становятся зелёными и ему приходится побриться наголо и сбрить усы.
Из привычек Ипполита Матвеевича известно его обыкновение произносить по утрам «бонжур» (то есть фр. bonjour ) если он «проснулся в добром расположении», или «гут морген» (нем. guten Morgen ) если «печень пошаливает, 52 года — не шутка и погода нынче сырая».
Прошлая жизнь
В первоначальной, полной версии романа Двенадцать стульев (1928), приведены подробности из прошлой жизни Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Эта целиком изъятая глава представляет собой отдельное повествование, с совершенно другим образом Ипполита Матвеевича. Здесь герой представлен как романтик-авантюрист. Если считать информацию из этой главы состоятельной, то «Ипполит Матвеевич Воробьянинов родился в 1875 году в Старгородском уезде в поместье своего отца Матвея Александровича, страстного любителя голубей.» То есть на момент главного действия романа ему было чуть за 50.
Ярким событием из прошлого Ипполита Матвеевича явился скандальный роман с женой окружного прокурора Еленой Станиславовной Боур, закончившийся отъездом обоих в Париж.
В 1911 году, Воробьянинов женился на дочери соседа — состоятельного помещика Петухова. Произошло это после того, как отъявленный холостяк, наехав как-то в имение, увидел, что дела его пошатнулись и что без выгодной женитьбы поправить их невозможно…
— Ну, как твой скелетик? — нежно спрашивала Елена Станиславовна, у которой Ипполит Матвеевич после женитьбы стал бывать чаще прежнего…
В 1912 году, будучи предводителем дворянства, слыл заядлым филателистом и увлёкся коллекционированием земских марок, пытаясь перегнать английского коллекционера из Глазго, мистера Энфильда. Узаконив в земстве выпуск марки Старгородской земской почты в количестве двух экземпляров, он собственноручно разбил клише, а на нижайшую просьбу знаменитого английского коллекционера продать ему одну марку за любые деньги написал весьма невежливый ответ латинскими буквами: «Накося выкуси!». [2] [3] Продолжение этой истории так описал фантаст Сергей Синякин: «Даже в самый разгар войны А.Гитлер не оставлял попыток завладеть знаменитой Старгородской коллекцией марок. Захватив в плен сына советского руководителя — Якова Джугашвили, Гитлер через разведку предложил обменять его на две марки из коллекции И. М. Воробьянинова. Сталин долго раздумывал, расхаживая по кабинету и дымя трубкой. Остановившись перед ожидающим ответа Г.Жуковым, он вытащил трубку изо рта и глухо сказал: „Я солдат на фельдмаршалов не меняю“». [4]
На масленицу 1913 года в Старгороде произошло событие, возмутившее передовые слои местного общества… В момент наивысшей радости раздались громкие голоса… В залу вошел известный мот и бонвиван, уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, ведя под руки двух совершенно голых дам. Позади шел околоточный надзиратель в шинели и белых перчатках, держа под мышкой разноцветные бебехи, составлявшие, по-видимому, наряды разоблачившихся спутниц Ипполита Матвеевича.
Был 1913 год. Двадцатый век расцветал…
Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, видел в своем воображении мелкую рябь остендского взморья, графитные кровли Парижа, темный лак и сияние медных кнопок международных вагонов, но не воображал себе Ипполит Матвеевич (а если бы и воображал, то всё равно не понял бы) хлебных очередей, замерзшей постели, масляного каганца, сыпно-тифозного бреда и лозунга «Сделал свое дело — и уходи» в канцелярии загса уездного города N.
Не знал Ипполит Матвеевич… и того, что через четырнадцать лет ещё крепким мужчиной он вернётся назад в Старгород и снова войдёт в те самые ворота, над которыми он сейчас сидит, войдёт чужим человеком, чтобы искать клад своей тёщи, сдуру запрятанный ею в гамбсовский стул, на котором ему так удобно сейчас сидеть…
Будучи лишенным в 1917 всех средств, Ипполит Матвеевич принял свою участь со смиренным достоинством. Когда же перед ним в 1927 году вдруг замаячил шанс вернуть прежнюю роскошную жизнь, он очертя голову бросился на поиски своих сокровищ, будучи совершенно неприспособленным к этому.
Описанный образ повесы никак не вяжется с блеклым законопослушным обывателем, в которого превратился Ипполит Матвеевич после революции. В романе «предводитель дворянства» представлен жалкой фигурой из прошлого, которой не место в новой жизни. Он страдает (по словам Остапа) «организационным бессилием», подвергается унижениям, опускается до попрошайничества, воровства, а в конце он становится убийцей.
Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься…
— Никогда, — принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, — никогда Воробьянинов не протягивал руку…
При таком рассмотрении, образ Воробьянинова предстаёт скорее трагичным, вопреки замыслу авторов.
Ключевые фразы
— Господа! Неужели вы будете нас бить?