почему город зима так называется
Почему город зима так называется
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Зима» в новостях:
Зима́ — город в Иркутской области России. Образует Зиминское городское муниципальное образование со статусом городского округа как единственный населённый пункт в его составе. Крупная станция ВСЖД.
Статус города: с 1917.
Население: 30 515 человек (2020 год).
Конфессии: православные и другие.
Код ОКАТО — 25420.
История
Первое упоминание о городе Зиме содержится в материалах Центрального государственного архива древних актов — «Ревизских сказках» середины XVIII. В августе 1743 Иркутская провинциальная канцелярия дала распоряжение о создании станции на Большой Московской дороге. По этой дороге в середине XVIII гнали заключённых. Своё название Зима предположительно получила от бурят: они называли это место зэмэ, что в переводе означает вина, проступок.
Первым жителем Зимы считается ямщик Никифор Матвеев. «В прошлом 1743 по Указу Иркутской канцелярии из Братского острога он, Матвеев, приписан на Зиминский станец в ямщики для содержания подвозной гоньбы. в семигривенном окладе», — записано в «Ревизских сказках».
На протяжении второй половины XVIII века и всего XIX века Зима развивалась как родовая притрактовая деревня. Селились в Зиме строители и рабочие железной дороги, ссыльные, заключенные. В 1878 село являлось центром сельского Зиминского общества, куда входили Хулгунуйская заимка и деревня Ухтуй. В городском краеведческом музее сохранились старинные фотографии, на которых каторжане-строители железной дороги, прибытие первого паровоза «Русак» в 1889, вагон-церковь. Эти снимки принесли зиминцы, когда в 1957 открывали музей.
В 1891 началось сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали. Появилась станция Зима, где были построены локомотивное депо, железнодорожные мастерские, жилой поселок.
Статус города присвоен поселению в 1917.
Сегодня г. Зима — это город областного подчинения, центр административного района Иркутской области, крупная опорная железнодорожная станция Восточно-Сибирской железной дороги.
1 февраля 1963 отнесён к категории городов областного подчинения. В январе 1968 постановлением президиума Иркутского облисполкома утвержден проект городской черты.
Некоторые события истории Зимы
География
Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра города Иркутска, на левом берегу реки Оки.
Рельеф представляет собой слабонаклонную равнину с общим падением 0,5-3,0 % в сторону реки Оки, сильно заболоченную, с высоким уровнем грунтовых вод.
В грунтах на территории города залегают плавуны, подпочвенные агрессивные воды, местами — линзы вечной мерзлоты, в южной части города имеются сильно оподзоленные почвы. Сейсмичность — 6 баллов.
Климат резко-континентальный, температура воздуха варьирует от −40-50°C зимой до +35-40°C летом. Минимально возможная температура зимой до минус 55°C.
Экология
Транспорт
Крупная станция Восточно-Сибирской железной дороги, расположена на Транссибирской магистрали (4934 км от Москвы). Пригородное сообщение с Иркутском (на восток) и с Тулуном (на запад). Автобусное сообщение с Саянском.
Расстояние от Зимы до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Саянск | — | 25 |
Черемхово | 120 | 117 |
Тулун | 139 | 133 |
Усолье-Сибирское | 183 | 190 |
Ангарск | 211 | 221 |
Иркутск | 250 | 265 |
Нижнеудинск | 256 | 256 |
Алзамай | 348 | 346 |
Слюдянка | 376 | 377 |
Байкальск | 411 | 416 |
Тайшет | 419 | 413 |
Бирюсинск | 432 | 426 |
Вихоревка | 688 | 337 |
Улан-Удэ | 706 | 715 |
Братск | 712* | 358 |
Красноярск | 837 | 782 |
Городская инфраструктура
Зима застроена деревянными одноэтажными (с приусадебными участками) и многоэтажными благоустроенными домами.
Одноэтажная застройка преобладает в центральной части города, в поселках ЛДК и II Строитель, и в так называемой Старой Зиме. В этих микрорайонах сосредоточено около 40% городского жилищного фонда. Кварталы многоэтажных, полностью благоустроенных домов расположены в основном в восточной части города — в посёлках Железнодорожный и Гидролизный.
Очаговая застройка благоустроенными домами имеется также в поселках ЛДК, II Строитель, Сенной, в центральной и западной частях города, в микрорайоне Ангарский.
Город продолжает служить опорным пунктом при освоении прилегающей к Транссибу территории. Он неразрывно связан со всеми поселениями Зиминского района и является их историческим и административно-культурным центром. 3
Население
Динамика численности населения
Презентация к уроку
Тип мероприятия: путевой очерк
Цель: углубить знания обучающихся об истории родного города.
В 2013 году жители города Зима, отметили 270-летие его рождения.
Сегодня предлагаю обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны.
Пусть кто-то родился в столице
Пусть кто-то родился в селе,
А я обрела свою Родину
В любимой всем сердцем Зиме.
Марина Выражемская [1]
Происхождение названия города.
С чего начиналась жизнь на берегах реки Оки почти три века назад и дала развитие будущему городу под названием Зима?
На Сибирской реке, на Оке,
Где Саяны видны вдалеке,
Кто-то первый поставил дома
И придумал названье “Зима”.
Татьяна Остапенко [7]
Откуда же появилось такое название города?
В книге М. Н. Мельхеева “Происхождение географических названий Иркутской области” говорится так: “Зима, Зиминский р-н — от бурятского зэмэ — вина, проступок. По преданию, бурятский род, обитавший в этой местности, считался в чем-то провинившимся; “место провинных”. Никакой связи с русским словом “зима” это название не имеет.” [8]
Существует и такое предположение: “Зима” в русском фольклоре Восточной Сибири- слово из бурятского языка, означавшее “острог”.
Наиболее вероятна другая версия. “Зима – “яма, низина”, так называли буряты ту местность, где сливались четыре реки: Зима, Оха, Ухтай и Тимэн. Так как местность здесь низинная, заболоченная. [1]
Версия о происхождения названия Зима от русского слова “зимовье” (место, помещение, где зимуют люди), которые могли поставить русские первопроходцы, служилые люди, менее вероятна. Такие зимовья ставились в основном таежных зонах, где водился соболь, который служил основной платой в качестве ясака русскому царю. [2
Древние жители Приокской долины.
Как известно, коренными жителями Восточной Сибири были в основном буряты и эвенки. Приложение 2 Массовое заселение этой обширной территории русскими началось в XVIII веке. Они довольно быстро входили в контакт с аборигенами и устанавливали с ними деловое сотрудничество. То же самое происходило еще на необжитой по-настоящему территории нынешнего Зиминского района, где первопроходцы и пришлое население вступали с бурятами-кочевниками в хозяйственно-экономические связи. Буряты продавали им скот, овчины, шерсть, а в обмен или за деньги получали хозяйственные товары, а также ружья и боеприпасы, продукты земледелия, муку, хлеб, разные крупы. Нередко между семьями бурят и русских устанавливались самые близкие родственные и кровные узы и взаимоотношения.
Русские, основывая новые земли, старались сохранить прежние названия рек, поселений, пастбищных угодий и природных местечек, что позволило им быстрее входить в доверие к коренному населению и использовать их опыт в ведении примитивного домашнего хозяйства в суровых климатических условиях Восточной Сибири. [1]
Раньше буряты жили по опушкам густой непроходимой тайги, которая вплотную подходила к большой и быстрой реке. То была Ока, которую они считали в здешнем краю самой удобной для проживания, и в особенности для пастьбы скота. [2]
Когда же русские первопроходцы вышли на ее берега, то они просто нарекли ее Окой, считая, очевидно, что она по своей величине похожа на Оку, что протекает в средней полосе России.
Сибирская Ока берет свое начало из небольшого озерка у гольца Нкудабан, расположенного на высоте 2000 метров над уровнем моря. На расстоянии почти 400 километров она течет в каменистом коридоре среди живописных горных хребтов и ущелий Саянских гор, а затем, течение воды хотя несколько и замедляется, но все же остается довольно быстрым вплоть до самого впадения в Братское море.
Общая протяженность Оки примерно 980-990 километров и занимает площадь бассейна 80 тысяч квадратных километров. В ее бассейне имеются значительные запасы полезных ископаемых, в том числе и каменного угля в местечке Кулгунай, по-прежнему богат и разнообразен животный мир.
Легенды и предания.
Спустя много лет чужеземцы снова пошли на бурят войной, пуще прежнего стали на них нажимать. Как и прежде, они снова в боевые дружины объединились и, как хорошие знатоки здешних мест, искусно использовали на пути незваных пришельцев лесные завалы и другие препятствия. Самое же большое сражение произошло у впадения реки Зимы в Оку, где буряты одержали внушительную победу над врагом и на том самом месте основали крепостное поселение, ставшее впоследствии большим селом, которое и было названо Зимой.” [1]
В другом же предании, записанном зиминским журналистом В. Коминым от старожила города Зимы Игнатия Полякова, несколько по-иному трактуется происхождение этого названия.
“Когда-то давным-давно на бурят напали какие-то племена, которые по тем временам были прекрасно вооружены, да и сами буряты не знали, что на них нападут, поэтому незваных пришельцев победить так и не смогли. Много их сородичей попало к тем племенам в плен. Для пленников они соорудили на высоком берегу реки из высоких жердей и бревен своего рода острог, по нескольку дней стали содержать их без воды и пищи. Затем на этом самом месте были установлены для пленников большие войлочные юрты, а между враждующими сторонами установилось длительное перемирие. Буряты стали называть это место “зимой”, что означало “место провинных”. [1]
По существу, все эти предания и легенды во многом схожи между собой. Однако трудно установить, какая из них наиболее правдоподобна и представляет историческую ценность, а потому точная дата основания Зимы многие десятилетия, попросту говоря, витала в воздухе.
Краеведы и старожилы в поисках исторической правды докопались до свидетельств, датированных 1735 годом. Так, в путевых описаниях участника второй экспедиции Генриха Фридриха Миллера (учрежденной по велению императрицы Анны Иоанновны) упоминается о первых поселенцах деревни Зиминская, которые “исстари платят ясак по 1 соболю с человека в Красноярский острог”. Участником той же экспедиции студентом Горлановым в 1739 году, сделана запись, где Зима имеет одно из первых своих названий – зимовье Зиминское. [9]
Уже этот уникальный исторический документ дает основание сделать вывод, что зиминское поселение, возможно, возникло значительно раньше.
Зима – одно из старейших поселений Восточной Сибири, возникшее с приходом сюда в первой половине XVIII века русских. Свое развитие оно получило как ямская станция в связи с прокладкой Московско-Сибирского тракта и устройством переправы через реку Оку.
Можно предположить, что здесь уже существовал станец как место остановки на существовавшей в то время сухопутной дороге из Москвы в Иркутск. Для организации постоянного сообщения, перевозки почты и грузов в 1743 году из Балаганского, Братского острогов и Нижнеудинской слободы сюда переселены 16 семей. Об этом свидетельствуют “Ревизские сказки”, относящиеся к середине XVIII века. (Это списки населения, охваченные ревизиями, сословном и национальном составе жителей того или иного поселения. Там же указываются их возраст и семейное положение). [5]
На одном из ее листов говорится: “В прошлом, 1743 году по указу из Иркутской канцелярии приписан он, Безносов, на Зиминский станец в ямщики для содержания подводной гоньбы. в семигривенном окладе” (Материалы Центрального Государственного архива древних актов. Ф. 350 “Ревизские сказки”, № 983, ч. 2/5, л. 954 об.). [2]
Вместе с Безносовым, в том же году в эти места были переселены 16 семей. К 1760 году на этой ямской станции уже числилось 39 семей, переехавших сюда из разных мест, в том числе из таких отдаленных, как Иглинский и Чечуйской остроги, Орлинская слобода. По переписи 1762 года, в поселении проживал 431 человек. [2]
Тем не менее, именно 1743 год, принято считать как бы основанием села Старая Зима, которое является в настоящее время микрорайоном нашего города, исторически значимым объектом. О прошлом здесь напоминают своеобразное расположение улиц, тянущихся вдоль берега; необычные домовые и хозяйственные постройки из толстых бревен; наличники, украшенные резьбой и иногда встречающиеся находки в огородах местных жителей. [8]
Ямщик, лошадь и верстовой столб.
С началом строительства Транссибирской магистрали в четырех километрах от притрактовой деревни Зимы вырос Железнодорожный поселок с одноименным названием и станция.
Но это уже другой век, другая история.
Приложение 3 Некоторые события истории Зимы
Почему город зима так называется
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Зима» в новостях:
Зима́ — город в Иркутской области России. Образует Зиминское городское муниципальное образование со статусом городского округа как единственный населённый пункт в его составе. Крупная станция ВСЖД.
Статус города: с 1917.
Население: 30 515 человек (2020 год).
Конфессии: православные и другие.
Код ОКАТО — 25420.
История
Первое упоминание о городе Зиме содержится в материалах Центрального государственного архива древних актов — «Ревизских сказках» середины XVIII. В августе 1743 Иркутская провинциальная канцелярия дала распоряжение о создании станции на Большой Московской дороге. По этой дороге в середине XVIII гнали заключённых. Своё название Зима предположительно получила от бурят: они называли это место зэмэ, что в переводе означает вина, проступок.
Первым жителем Зимы считается ямщик Никифор Матвеев. «В прошлом 1743 по Указу Иркутской канцелярии из Братского острога он, Матвеев, приписан на Зиминский станец в ямщики для содержания подвозной гоньбы. в семигривенном окладе», — записано в «Ревизских сказках».
На протяжении второй половины XVIII века и всего XIX века Зима развивалась как родовая притрактовая деревня. Селились в Зиме строители и рабочие железной дороги, ссыльные, заключенные. В 1878 село являлось центром сельского Зиминского общества, куда входили Хулгунуйская заимка и деревня Ухтуй. В городском краеведческом музее сохранились старинные фотографии, на которых каторжане-строители железной дороги, прибытие первого паровоза «Русак» в 1889, вагон-церковь. Эти снимки принесли зиминцы, когда в 1957 открывали музей.
В 1891 началось сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали. Появилась станция Зима, где были построены локомотивное депо, железнодорожные мастерские, жилой поселок.
Статус города присвоен поселению в 1917.
Сегодня г. Зима — это город областного подчинения, центр административного района Иркутской области, крупная опорная железнодорожная станция Восточно-Сибирской железной дороги.
1 февраля 1963 отнесён к категории городов областного подчинения. В январе 1968 постановлением президиума Иркутского облисполкома утвержден проект городской черты.
Некоторые события истории Зимы
География
Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра города Иркутска, на левом берегу реки Оки.
Рельеф представляет собой слабонаклонную равнину с общим падением 0,5-3,0 % в сторону реки Оки, сильно заболоченную, с высоким уровнем грунтовых вод.
В грунтах на территории города залегают плавуны, подпочвенные агрессивные воды, местами — линзы вечной мерзлоты, в южной части города имеются сильно оподзоленные почвы. Сейсмичность — 6 баллов.
Климат резко-континентальный, температура воздуха варьирует от −40-50°C зимой до +35-40°C летом. Минимально возможная температура зимой до минус 55°C.
Экология
Транспорт
Крупная станция Восточно-Сибирской железной дороги, расположена на Транссибирской магистрали (4934 км от Москвы). Пригородное сообщение с Иркутском (на восток) и с Тулуном (на запад). Автобусное сообщение с Саянском.
Расстояние от Зимы до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Саянск | — | 25 |
Черемхово | 120 | 117 |
Тулун | 139 | 133 |
Усолье-Сибирское | 183 | 190 |
Ангарск | 211 | 221 |
Иркутск | 250 | 265 |
Нижнеудинск | 256 | 256 |
Алзамай | 348 | 346 |
Слюдянка | 376 | 377 |
Байкальск | 411 | 416 |
Тайшет | 419 | 413 |
Бирюсинск | 432 | 426 |
Вихоревка | 688 | 337 |
Улан-Удэ | 706 | 715 |
Братск | 712* | 358 |
Красноярск | 837 | 782 |
Городская инфраструктура
Зима застроена деревянными одноэтажными (с приусадебными участками) и многоэтажными благоустроенными домами.
Одноэтажная застройка преобладает в центральной части города, в поселках ЛДК и II Строитель, и в так называемой Старой Зиме. В этих микрорайонах сосредоточено около 40% городского жилищного фонда. Кварталы многоэтажных, полностью благоустроенных домов расположены в основном в восточной части города — в посёлках Железнодорожный и Гидролизный.
Очаговая застройка благоустроенными домами имеется также в поселках ЛДК, II Строитель, Сенной, в центральной и западной частях города, в микрорайоне Ангарский.
Город продолжает служить опорным пунктом при освоении прилегающей к Транссибу территории. Он неразрывно связан со всеми поселениями Зиминского района и является их историческим и административно-культурным центром. 3
Население
Динамика численности населения
История Зимы
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте «Прибайкалье» (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Город Зима* был основан вольными крестьянами как небольшое поселение в начале XVIII в. Первое упоминание о нем обнаружено в ведомостях «Ревизские сказки» (1743 г.), где говорилось о существовании «Зиминского станца».
Месторасположение «станца» оказалось удачным. Находился он на сухопутном торговом пути между Енисейском и Иркутском. Окрестные земли были пригодны для сельскохозяйственного освоения, а река открывала водный путь в бассейн Ангары и Байкала, позволяла развивать рыбный промысел.
Росту поселения способствовал Московский гужевой тракт, проложенный в Приангарье во второй половине XVIII в. Он дал основу для развития извозного промысла и земледелия, потребовал устройства через Оку постоянной паромной переправы. Вплоть до начала строительства железной дороги Зима развивалась вместе с Московским трактом и к концу XIX в. представляла собой довольно зажиточное село.
При прокладке Транссибирской железной дороги в 1890-х гг. Зима стала опорным пунктом строителей. Здесь была создана база для возведения железнодорожного моста через Оку, организованы заготовка леса и производство шпал.
Первый поезд пришел в Зиму 6 октября 1897 г., и с началом регулярного движения по Транссибу возле села открыли станцию, построили вокзал, железнодорожные мастерские с токарным цехом, локомотивное депо и водонапорную башню. Возле станции вырос жилой поселок железнодорожников.
В период столыпинской аграрной реформы на станцию прибывали переселенцы из Европейской России. Они быстро обосновывались на новом месте, начинали распахивать прилегающие к Транссибирской магистрали земли, занялись заготовкой леса и его переработкой. Вскоре со станции Зима стали отправляться хлебные, а затем и лесные грузы.
Село Зима приобрело агропромышленную специализацию, еще больше окрепло, стало крупным административным и экономическим центром данной территории. Его жители по примеру соседей-черемховцев обратились с ходатайством о преобразовании села в город с сохранением за ними земельных и лесных наделов. Губернская власть поддержала просьбу, и соответствующий запрос был направлен в правительство. В 1917 г. село Зима вместе с Черемхово и 40 другими населенными пунктами страны получило статус города.
После революции уезды в Иркутской губернии были упразднены, ив 1925 г. город стал административным центром образованного Зиминского района.
К началу 1940-х гг. здесь построили мясокомбинат и крупный хлебозавод, маслозавод, открыли новые лесопильные производства. Численность населения города выросла до 26,9 тыс. чел.
В период 1950-1960-х гг. проведена электрификация железной дороги на участке от Зимы до Слюдянки. На станции Зима открыли крупное локомотивное депо для электровозов.
В начале 1960-х гг. вступили в строй Зиминский гидролизный завод и ТЭЦ-3, завод ЖБИ и канифольно-экстракционный завод. Чуть позже пущены птицефабрика и швейная фабрика.
В мае 1968 г. было решено на базе Зиминского месторождения соли возвести Зиминский электрохимический комбинат. На базе Ангарского управления строительства в городе создали новое подразделение «Зимахимстрой». В июне 1968 г. прибыл первый десант, начавший подготовку строительной площадки. В апреле 1970 г. при возводимом Зиминском электрохимическом комбинате, в 22 км к северо-востоку от Зимы, заложили новый город, названный через пять лет Саянском. Вскоре был переименован и строящийся комбинат — из его названия исключили слово «Зиминский».
Новый город и комбинат создали мощный полюс экономического роста, который с 1980-х гг. стал оттягивать население Зимы. Кризис 1990-х гг. усугубил отрицательную демографическую динамику. В этот период успешно работавшие промышленные предприятия города были акционированы и вскоре обанкротились. Сейчас Зима не имеет столь мощного промышленного и кадрового потенциала и исполняет роль лишь административного центра Зиминского района.
На гербе города Зимы в зимних тонах (серебристом и сине-голубом) символы зимы — снежинка и припорошенные снегом ели. В них отражено название города. Хвойные деревья напоминают также о лесных богатствах территории, о наличии в Зиме лесной и деревообрабатывающей промышленности. Стилизованная под колесо снежинка символизирует железнодорожный транспорт, ставший для Зимы градообразующей отраслью. Авторы герба — Оксана Афанасьева (Москва), Константин Моченов и Вячеслав Мишин (Химки). Герб утвержден решением городской думы 27 ноября 2008 г., числится в Государственном геральдическом регистре РФ (№ 4680)
* Поселение получило название по имени небольшой речки Зимы — левого притока Оки. Сама речка названа по имени бурятского рода зэмэ, обитавшего в этой местности.