почему город ефремов так называется
Родина тульского Робин Гуда: какие тайны и легенды хранит Ефремов
Чем интересен город и почему стоит его посетить – выяснял наш корреспондент
В самой крепости люди не жили – служивые селились поблизости в слободах. Поэтому до сих пор в окрестностях Ефремова остались деревни Стрельцы или Пушкари. В дубовый острог местные жители приходили как на работу. Защитное сооружение обслуживали около 200 человек.
При Петре I всех защитников крепости перевели в разряд государственных крестьян-однодворцев. Им выделили землю в окрестных слободах – даже мост за казенные деньги построили. Он до сих пор так и называется – Стрелецкий.
Позже жителям Ефремова пришлось сменить ружья на плуги. Удачное расположение на пересечении Муравского торгового пути способствовало и развитию торговли. Так постепенно из города-крепости Ефремов стал купеческим. В 19 веке здесь проживало уже 10 тысяч человек, работали 18 малых предприятий по производству пива, кирпичей, мыла, свечей, воска и кожи. Поэтому пришлось построить еще один мост – Догаевский.
Анна Мотлох, хранитель фондов краеведческого музея Ефремова, рассказывает – в 60 годах XIX века состоятельный крестьянин Догаев обратился в городскую Думу с просьбой приписаться к мещанскому сословию:
— Дума, как полагается, долго думала, а потом выдвинула условия – построить мост через овраг.
Мост Догаев с сыновьями построили за полгода. Сейчас он ведет к Красной Площади, которая 150 лет назад называлась Нижняя торговая. Здесь проводили шумные ярмарки, а за товаром приезжали даже из столицы. Осенью 1857 сюда приезжал сам Лев Толстой по торговому вопросу. Гостиница, в которой Толстой снимал комнату за 10 рублей, сохранилась до сих пор – в полуразрушенном виде.
Город на Красивой Мече
Пусть он не прогремел ничем
Но путь большой прошел, осилив,
Наш скромный город на Мече
Кровинка, клеточка России.
Н. Титов.
Расстояние от Ефремова до ближайших крупных городов по автодорогам [3] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МоскваИсторияИстория Ефремова типична для многих городов Черноземья и юга Центральной России. Город-крепостьПоявление оседлого населения на территории Ефремова относится к концу XVI века, немногочисленные «охочие люди» занимались бортничеством. Тот или иной участок лесных угодий получил наименование по личному имени или прозвищу владельца. Одним из таких участков был Ефремовский (Офремовский) лес. В годы военно-аграрной колонизации территорий Черноземья в XVII веке владельцем Ефремовского леса становится дворянин Иван Тургенев, который в 1630-х основал деревню Ефремовскую. По указу царя Михаила Фёдоровича в 1637 году была произведена реконструкции Тульской засечной черты в Ефремовской был построен дубовый острог. Крепость заселялась в основном детьми боярскими и казаками, которые несли службу по охране рубежа и получали за это поместья в окрестностях города. Приток крестьян в Ефремов поначалу носил добровольный характер (жители городков имели ряд налоговых льгот). Ефремовская крепость существовала до 1680-х годов, после чего обветшавшие бревенчатые стены были снесены. Уездный городПри Петре I все населявшие город «служилые люди», не являвшиеся дворянами, были переведены в разряд государственных крестьян-однодворцев. Принадлежащие им земли постепенно передавались в собственность помещиков, которые заселяли их крепостными. Статус города Ефремов получил в 1777 году, спустя год был утверждён герб города (используемый и поныне), в 1779 началась перестройка города по регулярному плану с ликвидацией сохранявшегося с XVII века слободского деления. Поскольку к этому времени Ефремов был центром аграрного района, на гербе города были изображены «три плужных сошника серебряные, показующие упражнение народа сей страны в земледелии». Основой экономики Ефремова, как и других городов Черноземья, была торговля зерном. На его производстве было занято практически все крепостное население Ефремовского уезда. Ещё с 1765 года ради снижения потребления зерна крестьянами в уезде начинает внедряться картофель. На начало XIX века в городе жило 1816 человек, в основном мещан. Появление мануфактур и небольших заводов в Ефремове относится к 1830-м годам, что привело к росту численности его населения до 3 тыс. человек (1835). В городе существовало 18 малых предприятий, производивших пиво, кирпич, мыло, свечи, воск, сало и кожи. На них работало 83 человека. После отмены крепостного права в 1861 году многие крестьяне из нищего и аграрно перенаселённого Ефремовского уезда начали уходить на заработки на тульские заводы, в Москву, переселялись в районы нового аграрного освоения (Слобожанщина). После строительства в 1868-69 годах железной дороги Москва-Тула-Орёл-Курск-Киев Ефремов начал быстро приходить в упадок, поскольку зерновая торговля переориентировалась на железнодорожные перевозки. Торгово-промышленный центр
В 1874 году через Ефремов прошла железная дорога Тула-Елец (изначально планировалось, что дорога дойдёт до Воронежа, однако этого так и не произошло). Это оживило зерновую торговлю и способствовало развитию в городе перерабатывающих производств — мукомольного и винокуренного. Иные виды промышленной деятельности в городе не развивались, а Ефремовский уезд оставался нищей аграрной глубинкой. Зерновая торговля в Ефремове сильно пострадала после появления в 1890 году у лежащих к востоку Лебедяни, Раненбурга и Данкова собственного железнодорожного сообщения. В 1888 году был объявлен банкротом местный общественный банк, 1891-92 и 1898 годах в Ефремове и уезде был массовый голод. Перепись населения 1897 года насчитала в Ефремове 9038 человек (в 1861 году было 10,5 тыс.), более трети из которых были крестьянами. Из 1221 жилого дома в городе три четверти были деревянными. На небольших предприятиях в городе и уезде работали 892 человека, в среднем по 15 человек на заводе. В том же 1897 году было заложено здание духовного училища (ныне Средняя школа № 1 города Ефремова). В 1900-х годах было проведено благоустройство территории города: появилось уличное освещение, построен водопровод, в 1909 году открыт кинотеатр. Население Ефремова к 1914 году достигло 14,5 тыс. человек, преобладающим типом застройки стали двухэтажные дома с кирпичным первым этажом и деревянным вторым, крытые жестяными листами. В городе активно развивалась розничная торговля, главными торговыми улицами были Подьяческая, Дворянская и Московская. Ефремовское уездное земское собраниеВ конце XIX — начало XX вв. в России стало активно развиваться местное самоуправление и город Ефремов тоже не исключение. В 1864 году создаётся Ефремовское уездное земское собрание. Одним из первых решений принятых уездным земским собранием —»Ходатайство о строительстве железной дороги от г. Ельца до соединения её с Орловско-Тульской железной дорогой.» (1866 г.) В последние годы существования Ефремовского уездного земского собрания большой вклад в развитие сделали: Арсеньев А. А., князь Лобанов—Ростовский А. Н., Оболенский Д. Д., Шаховской П. И. В связи с Октябрьской революцией 1917 года Ефремовское уездное земское собрание прекратило своё существование. Ефремовское уездное земское собрание располагалось на углу улиц Гоголя и Большой Московской (ныне ул. Свердлова). Здание сохранилось до сих пор и является памятником архитектуры. Советская индустриализация
После установления советской власти Ефремов стал опорным пунктом хлебозаготовок для снабжения продовольствием рабочих Тулы. Попытки проведения продразверстки в уезде саботировались местными властями, поскольку нищий уезд сам остро нуждался в зерне. Во время крестьянского восстания 1919 года местный гарнизон отказался подавлять его и был заменен отрядами из Тулы. Экономика города пришла в упадок, к 1926 году в Ефремове жило 10 тыс. человек, на треть меньше, чем в 1914. Пищевая промышленность города хотя и частично ожила в годы НЭПа, не могла развиваться из-за дефицита сырья — из-за крайней нищеты и аграрного перенаселения сельское хозяйство стало полунатуральным, треть хозяйств не имели лошадей. После коллективизации основной отраслью промышленности города стала переработка картофеля и зерна в этиловый спирт (промышленное производство создано в 1934). В 1933 году в Ефремове был запущен завод синтетического каучука, первые десятилетия работавший на этиловом спирте. Для снабжения завода электроэнергией была построена Ефремовская ТЭЦ, проведена реконструкция железной дороги (т. н. сверхмагистраль «Москва-Донбасс»). В городе развивается централизованная сфера обслуживания, население Ефремова растет (26,7 тыс. в 1939 году). В послевоенные годы индустриализация Ефремова замедлилась, проводилась реконструкция завода СК, в 1970 году завод технического спирта был преобразован в Биохимический завод, в 1982 году запущен Ефремовский химический завод, производящий серную кислоту. В 1960—1970-х в связи с увеличением населения города, построены три микрорайона типовых пятиэтажных домов, проведена реконструкция центра города. В 1985 году через Ефремов прошёл газопровод «Уренгой—Помары—Ужгород». В 1990-е годы промышленность Ефремова пережила депрессию и до сих пор не смогла оправиться от кризиса. Население города быстро сокращается, но город начинает выходить из кризиса. Политика в Ефремове в настоящее времяВыборы депутатов в Ефремове 03-06-2012 ссылка на видео из Ефремовского ТИКа с комментариями: docs.google.com/folder/d/0B1cQvpeMAJHwWUVvTjdGODZ4SXc/edit Думаю жителям Ефремова будет интересно… Прошу распространять… ЭкономикаЕфремов — моноотраслевой промышленный город, основу его экономики составляют три химических завода: Крупнейшее в России производство патоки: Также в городе находится ряд предприятий пищевой промышленности, работающих на местный рынок. Транспорт и связьЖелезнодорожный транспортГород расположен на линии железнодорожной магистрали «Москва—Донбасс». Станция Ефремов является пограничной между Московской (включительно) и Юго-Восточной железными дорогами и располагается на участке Узловая-1 — Елец. Линия проходит через крупные населенные пункты: Богородицк, Товарковский, Волово и Становую. От станции Ефремов организовано пригородное сообщение до станций Узловая-1 и Елец. Автомобильный транспортАвиационный транспортВозле города расположен бывший военный аэродром Ефремов-3 Городской транспортС 1930-х гг. в городе действует городской транспорт Водный транспортГород расположен на р. Красивая Меча (приток Дона), но в пределах Тульской области река судоходна только для маломерных судов, причем на некоторых участках. Это связано с большим количеством бродов, мелководья и порогов-перекатов (например, возле деревни Ишутино). Связь и радиоНа окраине города в 1989 году была построена ретрансляционная телевышка, высота которой 250 м и она входит в Список самых высоких телевизионных башен и радиомачт России. Люди, связанные с городомЗнаменитые уроженцы КрасивомечьяВ Ефремове в разное время бывалиЕфремов — родина Героев СССРНа ефремовской земле родились 10 Героев СССР ДостопримечательностиВ то время — территория так называемого Дикого поля. Несмотря на неудачное для русских начало сражения, усилиями А.Басманова и С.Сидорова русский отряд в итоге одержал победу. В походе был захвачен крымский обоз. На месте сражения в 1995 году создан мемориальный памятник. Почему город ефремов так называетсяОсновой для создания разделов об истории города послужила книга Территория, на которой возник Ефремов, относилась к Куликову полю. Оседлое население покинуло этот район в самом начале междоусобной борьбы в Золотой Орде, в 60-е годы XIV в., когда не подчиняющиеся никакой центральной власти отряды татар начали грабить поселения и городки, возникшие в этой местности в XII — XIV вв., а жителей или истреблять, или захватывать в плен для продажи в рабство. Территория постоянной опасностиКроме того, по Дону время от времени проходили большие купеческие караваны, как правило, стремившиеся оказаться под защитой стражи посольств. А в договорной грамоте великого князя московского Ивана III (1462—1505) с рязанским князем от 9 июня 1488 г. отмечалось, что территорию, прилегающую к р. Красивая Меча, контролировали оба эти великие княжества: «А Меча нам ведати вопче», т. к. это было направление возможных татарских ударов. Первые упоминания о Ефремовской землеРайонОсвоение территории нынешнего Ефремовского района, часто именуемого Красивомечьем, относится к домонгольскому периоду. Вплоть до победного похода князя Святослава на хазар в 966 г. местность входила в состав каганата. В те времена в срединном течении Мечи — главной реки края — начиналась водная часть пути из Центральной и Северной Руси в Хазарию, Византию и другие государства Причерноморья. В 60-е гг. XIV в. оседлое население эти земли покинуло. Через броды на Мече татарские отряды ходили в сторону Тулы, Дедославля, Коломны. Этим путем войско Мамая шло в сентябре 1380 г. в сторону Москвы и было остановлено на Куликовом поле. На левом берегу Мечи победное сражение было завершено. В середине XVI в. в окрестностях Мечи неоднократно проходили схватки с крымскими татарами. Летом 1558 г. здесь повернуло вспять крымско-ногайское войско царевича Мехмет-Гирея. В доме купца Мясищева на Большой Московской улице (ныне ул. Свердлова) родился Владимир Михайлович Мясищев (1902-1978) — известный авиаконструктор, Герой Соцтруда, генерал-майор, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники России, лауреат Ленинской премии. Правила обработки личных данныхПриносим свои извинения. Правила находятся в разработке
|