почему формула 1 так называется
11 вопросов, которые вы хотели узнать про Формулу 1, но стеснялись спросить
Совсем недавно мы серьезно отвечали на сложные вопросы про главную серию гонок на планете. Пришло время немного расслабиться и получить удовольствие с обратной стороной медали Формулы 1.
1) Как известно, Серхио Перес родился в Мексике и, вполне возможно, любит острые чили перцы. А Кими Райкконен родился в Финляднии и не против поесть мороженного. А кто-нибудь уточнял, что из канадской кухни любит, как бы это странно не звучало, канадец Лэнс Стролл?
Ну, что ж, по поводу Стролла я ничего конкретного сказать не могу. Зато могу рассказать про другого канадца, Никласа Латифи: он без ума от «Нутеллы», это заметно даже по его инстаграму.
2) Как известно, «Ред Булл» окрыляет. А что в этот момент делает со своими гонщиками «Альфа Таури»?
Делает безумно стильными! Бренд AlphaTauri, если верить всезнающей Википедии, «был основан в 2016 году для расширения присутствия бренда Red Bull в индустрии моды». Возможно, команда была переименована в Alpha Tauri, чтобы сделать Формулу 1 более стильной, кто ж знает.
3) Как известно, в гонках Формулы 1 есть пейскары двух марок: «Мерседес» и «Астон Мартин». Интересно, а какая марка отечественного автомобилестроения могла бы их заменить?
Тут два варианта: либо «Газель», либо «Лада». Хотя, чего это я: и «УАЗ «Патриот»» подойдет прекрасно.
4) Как известно, в этом сезоне гонки были при любой погоде. Думаю, инженеры Pirelli легко и с удовольствием придумали бы зимнюю резину. Почему не проводят этап Гран При России, в Сочи, но не в центре города, а в Красной Поляне?
Во-первых, для этого нужно построить трассу в Красной Поляне. Во-вторых, даже при наличии зимней резины это крайне опасно: не думаю, что болиды Формулы 1 когда-либо были предназначены для работы при минусовых температурах. Хотя, если вам когда-либо было интересно посмотреть на болид на снегу – милости просим, Ред Булл уже сделали все за вас!
5) Как известно, одной из любимых кричалок у фанатов Формулы 1 в этом сезоне является прекрасное скандирование «Макс, Макс, СуперМакс». А что бы кричали фанаты молодого пилота из Нидерландов, если бы его звали, например, Дик? Не подумайте ничего плохого — речь про имя одного из бывших тренеров сборной России по футболу.
Пожалуй, оставим это на размышление фанатам Ферстаппена. Прошу заметить, что во времена его отца на трибунах никто не скандировал «Йос, Йос, СуперЙос». Хотя, может, тут дело в том, что старший Ферстаппен не отличился такой звездной гоночной карьерой, как его сын.
6) Как известно, разным природным явлениям дают названия абсолютно от фонаря или от балды, кому как больше нравится. Например, ураган «Катрина» или вулкан «Фаградальсфьядль». А какое природное явление заслуживает свое название в честь японца Юки Цуноды? Цунами, мурмурация или промоина?
Я бы даже сказала не природное явление, а гоночное: авария в квалификации. Уж очень часто они у молодого японца случаются. Пора вводить отдельный термин — «цунодить», то есть разбивать машину во время квалификационного заезда.
7) Как известно, у людей бывает аллергия на мед, молоко, пыльцу. А что делать, если у победителя гонки аллергия. на шампанское?
Ну, начнем с того, что во многих гонках чемпионата шампанского на подиуме и нет. Связано это со страной, в которой проходит уик-энд: как известно, в арабских странах отношение к алкоголю противоречивое, а потому трем лучшим гонщикам на пьедестале выдают безалкогольный пенный напиток.
Так что выход только один: побеждать или заезжать на подиум исключительно в арабских странах, благо в календаре современной Формулы 1 их предостаточно.
8) Как известно, итальянцы выиграли в этом году много серьезных титулов: Евровидение, чемпионат Европы по футболу, мужские сто метров в легкой атлетике на Олимпийских играх в Токио. Что должно произойти, чтобы случилось очередное итальянское чудо и Кубок конструкторов выиграли представители Феррари?
Именно, что чудо. Или, например, это возможно, если Мерседес и Ред Булл снимутся с чемпионата в конце сезона. Не уверена, конечно, что Феррари выиграют борьбу за третье место у Макларена, но мало ли — может, великие итальянские силы им помогут.
9) Как известно, многолетний действующий чемпион мира сэр Льюис Хэмильтон управляет болидом под номером #44. Если бы разрешили трехзначные номера, какой бы он себе выбрал?
Сложно залезть человеку в голову, особенно семикратному чемпиону мира. Но я бы предположила, что у него не такая развитая фантазия, как у автора этих вопросов, поэтому, вероятно, трехзначный номер Льюиса был бы «444». Или «666», но он уж слишком верующий для такого.
10) Как известно, в этом сезоне представители разных стран принимают участие в чемпионате. В тоже время в Китае очень много денег, людей и фабрик по производству всего. На что могла бы рассчитывать команда, составленная полностью (менеджеры, инженеры, пилоты) из представителей наших ближних соседей?
На неплохое место в чемпионате. И, я бы даже сказала, на победу. Гонщиков из Китая, к сожалению, пока в формульных сериях немного: на ум приходит только Гуаньюй Чжоу, пилот Формулы 2. Но зная их национальные особенности, я бы с удовольствием посмотрела на успех китайской команды в чемпионате.
В Формуле Е, кстати, за этим можно наблюдать уже сейчас: команда «ДС Течита» — одна из самых успешных во всем пелетоне, ведь за плечами коллектива аж три титула.
11) Как известно, все диалоги между гонщиками и пилотами происходят в формате радиопереговоров. Интересно, с помощью какой программы это происходит и получают ли ее разработчики гонорар за рекламу своей продукции во время гонок?
На этот вопрос ответить сможет разве что эксперт, работающий в Формуле 1. У меня таких знаний, к сожалению, нет. Ну и так как открытой информации об этом в интернете не представлено, будем считать, что никакой рекламы не существует. Да и вряд ли компании, которая спонсирует своими технологиями радиопереговоры в Формуле 1, нужна какая-либо реклама.
Эволюция королевы
Вы когда-нибудь задумывались, почему машину класса Формула 1 называют болидом? И вообще, откуда пошли эти странные машины с открытыми колесами и плавником над мотором? Почему именно Формула 1 – Королева автоспорта?
Выше только звезды…
Одной хорошей стороной спорта является его влияние на развитие других отраслей человеческой жизни. Самым ярким примером тут может стать автоспорт, ведь именно он стал главным катализатором развития автомобилестроения. Каждая из команд, в отличии от других видов автогонок, должна собственноручно сконструировать болид с нуля и обслуживать его. Так что это неукоснительно ведет к развитию технологии. Многое из того, что было придумано на трассах Формулы 1 перешло и на «гражданские» машины.
Машину класса Формулы 1 болидом прозвали журналисты, по аналогии со значением этого слова в астрономии. Болид – это небесное тело, что попало в атмосферу земли и, оставляя за собой сверкающий, яркий след, стремительно уноситься за горизонт. Поскольку большинство команд довольно ярко раскрашивают свои машины, это определение так и прижилось. Впрочем, болидами отныне называют все быстрые машины и не только с открытыми колесами.
Сущность наружу
Кстати, вот и первый вопрос – почему открытые колеса? Ведь они являются главным элементом в машине, который портит аэродинамику. А в мире автоспорта каждая десятая доля времени на счету. Но так уж повелось, что на этих машинах регламентом запрещено закрывать колеса аэродинамическими элементами.
Вообще-то машины с открытыми колесами родились в США, но и в Европе они получили большую популярность. В Европе гонки на автомобилях с открытыми колёсами стали проводиться в 20-х гг. Новые машины получили название монопостов и они начали участвовать в престижных гонках Гран-При. С 1930 г. результаты некоторых Гран-При стали заноситься AIACR в отдельный зачет, создав личный чемпионат Европы, а в 1946 г. была создана FIA, которая определила основные классы монопостов – Формула 1, 2 и 3. В 1950 г. был организован чемпионат мира, проводимый на машинах Ф1.
Кстати, не думайте, что чемпионат мира и Формула 1 всегда были единым целым. На заре своего становления, в автоспорте было очень много крупных гонок и, хоть в них обычно принимали участие все пилоты Формулы 1, в зачет они не шли, являясь отдельными гонками. После FIA привела в порядок дела и регламенты Формулы 1 в порядок и тем самым установила «Золотой век». А открыв дорогу спонсорству и продажей прав на телетрансляцию, Формула 1 окончательно утвердилась во главе мира автогонок, став самой престижной и богатой серией, используя самые передовые технические возможности.
Чудо техники
Болид Формулы 1 – это сплав технических достижений в сфере высоких технологии в самых разных отраслях науки. И не только автомобилестроения, но и электроники, кибернетики, химии, физики и многого другого.
Прежде всего болид выглядит традиционно, его схема неизменна с того времени, как он появилась в мире – узкий кокпит, мотор расположен сзади, колеса (обычно из 4, но история знала случаи, когда их было больше), передние ведомые, привод на задние колеса (полный привод запрещен). Поскольку открытые колеса создают большое лобовое сопротивление, мощные аэродинамические элементы спереди и сзади должны компенсировать потерю в мощности. Еще одна отличительная черта болида Формулы 1 – это большой «хребет» над моторным отсеком, хотя в последнее время этот элемент становится частью заднего антикрыла.
Lotus Эмерсона Фиттипальди 1962 года
Прародителем этой схемы в Формуле 1 стал Фердинанд Порше (да, тот самый, что создал фирму, которая до сиз пор известна во всем мире с индексом 911). Именно его болиды в 50-х приобрели такой вид. Правда не раз предпринимались попытки изменить эту схему. Например, еще в 1954 году команда Mercedes пользуясь неточностями в регламенте на некоторых конках выставляла машины с закрытыми колесами, но FIA быстро пересекла это. Еще более комичным выглядит попытка команды Lotus обуздать мощный мотор с помощью 6-колесной схемы. Но и эта попытка была признана незаконной и с тех пор машины в Формуле 1 только четырехколесные.
Шестиколесный Tyrell 1976 года
Отдельно хочется сказать и про моторы с шасси. Если силовой агрегат можно приобретать на стороне, то шасси каждая команда обязана разрабатывать сама. Элементы подвески, как и тормоза – элементы находящиеся вне корпуса, а потому к ним особенные требования. Эти элементы сделаны из самых прочных материалов и призваны выдерживать большие нагрузки. Карбоно-керамические тормоза могут выдерживать температуру до 2000 градусов по Цельсию и не терять при этом своей эффективности.
Мотор – это сердце любой машины. И от его производительности напрямую зависит и скорость машины. Ошибочно думать, что в Формуле 1 самые мощные и быстрые машины. Например, в американской серии ChampCar моторы достигали мощности в 1500 л. с., а максимальная скорость достигала до 400 км/ч. Но в том и дело, что гонки проводятся не на прямой, а по кольцу, где важны многие факторы помимо мощности: стабильность машины, ее надежность и управляемость, аэродинамика и крутящий момент. А в этом Формуле 1 точно нет равных. Потому-то именно она Королева автоспорта.
Боевой и гражданский
Многое из того, что появилось на трассах Формулы 1, после «боевого» крещения на трассах Формулы 1 в экстремальных условиях, идет в «народ». Самой ярким примером тут может служить антипробуксовочная система или АБС. Именно в Ф1 она была опробована, а свою настоящую пользу она принесла уже после на обычных дорогах. Не будем забывать о том, что и привычная теперь многим автоматическая коробка переключения передач тоже обязана своим рождением Формуле 1. Перечислять можно долго, но главная заслуга Формулы 1 – это безопасность на дорогах.
Хребет над моторным отсеком постепенно становиться часть заднего антикрыла
Вместо эпилога
Трудно представить, но такой далекий от демократий вид спорта как Формула 1, сделал немало полезного для всего человечества в целом. Формула 1, как и многие другие вещи со временем претерпела изменения и, словно индикатор, отображающий технические достижения нашего мира.
Это интересно:
Суммарная стоимость болида Формулы 1 примерно равна миллиону долларов (точная цифра неизвестна – коммерческая тайна). Примерно в эту же сумму обходится и его содержание, поскольку эта машина сравни космическому кораблю. Прежде чем она выйдет на трассу с ней нужно провести множество манипуляций.
Изначально АБС была испробована в Формуле 1 в 1990 году командой Ferrari. Но в 1994 году была запрещена, как система нивелирующая многие недостатки пилотирования гонщиками. Зато с тех пор она активно стала внедрятся на дорожных автомобилях.
После гибели Айртона Сенны в 1994 году FIAвзяла курс на ужесточение правил безопасности и до сих пор пытается сдержать неуклонный рост мощности моторов и предельной скорости. Например, постепенно снижалось количество цилиндров у моторов и их диаметр. Сначала отказались от моторов V12, перейдя на V10, затем все стали использовать восьмицилиндровые двигатели, объемом не боле 3.5 литра без турбонаддува. Несмотря на это мощность моторов осталась высокой – около 900 л. с. на 600 кг боевого веса машины вместе с пилотом. С 2014 года Ф1 переходит на новые моторы – V6 с турбонаддувом объемом 1.6 литра.
Максимальная скорость, достигнутая болидом Формулы 1 – 415 км/ч. Ее развил американец Пол Трейси на трассе в Мичигане во время одной из практик.
История чемпионата «Формулы-1». Справка
Предпосылки для возникновения гонок «Формулы-1» появились в 20-30-е годы двадцатого столетия на чемпионатах Гран-при Европы. Перед Второй мировой войной организациями, принимающими участие в Гран-при, был сформулирован первый регламент проведения чемпионата. Планировалось, что он начнет действовать в 1941 году, но начавшаяся война помешала этим планам осуществиться.
Требования к автомобилям из класса «Формула А» позволяли принимать участие в гонках автомобилям довоенной разработки, таким, как Alfa Romeo-158 или Maserati-4CL.
Система начисления очков была прямо противоположна той, что использовалась в чемпионатах мира среди автомобильных фирм в 1925-1927 годах и чемпионатах Европы в 1935-1939 годах. Там использовалась система штрафных очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по регламенту «Формулы-1» очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке. Чемпионом становился гонщик, набравший наибольшее количество очков.
Первый чемпионат мира стартовал 13 мая 1950 года гонкой на Гран-при Великобритании на трассе Сильверстоун. Затем были этапы в Монако, Индианаполисе, Швейцарии и Франции. Чемпионат закончился Гран-при Италии в Монце.
Первым чемпионом мира в классе «Формула-1» стал итальянец Джузеппе Фарина из команды «Альфа Ромео». Он ненамного опередил своего партнера по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие семь лет пять раз становился чемпионом мира. Фанхио запомнился как один из величайших гонщиков «Формулы-1» и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов.
Начиная с 1958 года в «Формуле-1» началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года чемпионами становились британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбэм, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.
В 1962 году команда «Лотус», одна из ведущих команд «Формулы-1» в 1960-е и 1970-е годы, впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. В 1968 году «Лотус» выступил с еще одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании «Империал Тобакко». Это положило начало спонсорству в «Формуле-1», которое превратило гоночные машины в передвижные рекламные щиты. Вошли в традицию и обязательные пресс-конференции гонщиков.
Начиная с 1966 года в автомобилях «Формулы-1» стали использовать достижения аэродинамики: из задней подвески над двигателем выросли антикрылья, увеличивающие главным образом прижимную силу в поворотах.
В конце 1970-х годов «Лотус» впервые применил граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счет разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещен FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
Эра турбомоторов наступила в 1980-е годы. Первый двигатель с турбонаддувом был применен командой «Рено» в 1977 году. К 1987 году мощность моторов превышала 1000 лошадиных сил, что и по сей день является рекордом для автомобилей с открытыми колесами. В целях снижения скоростей в 1984 году FIA ограничила размер топливного бака. В 1988 году было введено ограничение на допустимое давление наддува, а год спустя турбодвигатели вообще были запрещены.
В начале 1990-х годов команды начали широко использовать электронику в конструкции болидов. Она применялась, прежде всего, для рулевого усиления, системы управления тягой, полуавтоматической коробки передач, системы активной подвески. В результате расцвета электроники, все больше функций по управлению болидом брал на себя компьютер, уменьшая тем самым значение пилота. В 1994 году FIA запретила многие из электронных нововведений.
В конце XX столетия стремительный прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в «Формулу-1» привели к огромному росту затрат: бюджет некоторых команд составлял несколько сотен миллионов долларов в год. Это привело к тому, что многие команды покинули чемпионат из-за нехватки средств для конкуренции с лидерами чемпионата.
Начало XXI века в «Формуле-1» прошло под безусловным доминированием команды «Феррари»: с 2000 по 2004 год пилот «Феррари» Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. На данный момент Шумахер является семикратным чемпионом (он взял еще два титула в 1994 и 1995 годах, выступая за команду «Бенеттон»). Ему же принадлежит множество других рекордов в «Формуле-1».
Начало 2000-х гг. было ознаменовано частыми изменениями регламента гонок. В частности, формат квалификации менялся с 2002 года четырежды. Наиболее значимые перемены произошли перед сезоном 2005 года: моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки. Все эти изменения были связаны с попыткой уменьшить скорости (в целях безопасности) с одной стороны и увеличить количество обгонов по ходу гонки (для повышения интереса болельщиков) с другой.
Начиная с сезона 2006 года вступило в действие одно из самых значимых изменений в правилах: отказ от десятицилиндровых моторов объемом в 3 литра, которые использовались в «Формуле-1» с 1995 года в пользу восьмицилиндровых с объемом в 2,4 литра.
В чемпионате мира «Формулы-1» за всю ее историю выступало всего пять женщин-пилотов: Мария Тереза де Филлипс, Лелла Ломбарди, Галика Дивина, Дезире Уилсон, Джованна Амати. Все они не смогли добиться каких-либо значимых успехов.
Первым российским гонщиком в «Формуле-1» стал Виталий Петров, который дебютировал в мировом чемпионате в 2010 году. Он выступает за команду «Рено».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
F1 для чайников. Глава 1: Только факты
Блог «Формула Перца» замахнулся на перевод целой книги. Дело это непростое, и если вы видели где-то в Интернете какие-либо другие переводы, скажите мне сразу, чтобы я дальше не мучалась, хорошо?
Итак, Formula One Racing for Dummies или Формула 1 для чайников. Обойдемся без предисловий и инструкций, глава немаленькая.
В наши дни F1 – настоящее мировое зрелище. Практически на каждую запланированную гонку приходят более 120000 зрителей, чтобы хоть сидя, хоть стоя, но посмотреть на звездных миллионеров-гонщиков. Ровно в то же время в 150 странах мира более 300 миллионов человек включают телевизор, чтобы с комфортом понаблюдать за борьбой за славу.
F1: великий и мировой вид спорта
Часть фанатов F1 заявляют, что именно F1 является по-настоящему мировым видом спорта. Ведь дело ограничивается не только пилотами, борющимися за победу на трассе, но и лучшими машинами и двигателями всего мира, находящимися в их распоряжении. Например, испанец Фернандо Алонсо гоняется за французскую команду Рено под руководством итальянца Флавио Бриаторе*, хотя сами машины сконструированы и построены на заводе в Британии. Вау!
Но это еще не все доводы в пользу глобальности F1: не забывайте, что каждый сезон гонки проходят на уникальных трассах всего мира, каждая из которых по-своему интересна для гонщиков, команд и фанатов. F1 действительно напоминает путешествующий цирк: все болиды, команды и пилоты высаживаются в Австралии, на следующей неделе они уже в Малайзии, а потом они поедут в Бразилию, гран-при которой состоится еще через две недели.
Фанаты со всего мира также приходят на гонки. Какую трассу бы вы не взяли, там вы найдете не только местных болельщиков, но и тех энтузиастов, которые приехали на гонку из другой страны. Быстрый осмотр трибун гонок F1 неизбежно выявит несколько флагов разных стран.
Массовый интерес появился с самого начала, когда в 1950 году стартовал первый официальный чемпионат F1. Хотя гонки F1 проходили и ранее, до того момента не было официально оформленной борьбы за чемпионский титул.
Пилоты и другие важные люди
Как и другие весьма успешные виды спорта, F1 – коллектив звездных имен. Так же, как Дэвид Бекхэм в футболе или Тайгер Вудс в гольфе, пилоты F1 с большими именами могут похвастаться миллионами фанатов, разбросанных по всему миру, следящих за каждым их шагом и надеющихся, что их парень сможет побеждать в каждой гонке.
Но не только пилотами ограничивается список важных имен в F1. Многие из командных руководителей сами по себе весьма интересны. Некоторые из них, как босс Рено Флавио Бриаторе, почти так же хорошо известны еще и из-за постоянного пребывания в сплетнях о знаменитостях, как и из-за большой работы, которую они проворачивают для своих команд.
Однако и это еще не все известные люди – потому что даже начальники самих гонок тоже урвали свой кусок славы. Берни Экклстоун, управляющий коммерческой стороной F1, весьма известен и считается одним из самых богатых людей в Британии. Макс Мосли, президент управляющей всем автоспортом мира FIA, также далеко не безызвестный человек.
Гонщики, несомненно, являются центральными фигурами всей F1. Без пилотов не было бы и гонок, а без великих сражений, психологических войн и того, что некоторые из них просто не дружат между собой, не было бы никакого интереса в том, чтобы следить за каждым новым поворотом в гоночном сезоне F1.
Самые высокооплачиваемые гонщики в наши дни получают такие деньги, о которых многие из нас и мечтать не могут, но они еще и тяжело работают для этого. Мало того, что они подвергают себя огромному риску, управляя болидами F1 на скорости 200 миль в час, они также должны работать с командой для того, чтобы выжать из болида все до последней десятой секунды, общаться с медиа и посещать промо-мероприятия своих спонсоров (подробнее в главе 7).
Хотя деньги, внимание и волнение, сопровождающие управление быстрыми машинами уже сами по себе хорошие награды за то, что ты – хороший гонщик F1, нет ничего лучше побед. Некоторые профессионалы заявляют, что победы приводили их в наибольший восторг за всю их жизнь, но вы и сами можете над этим поразмыслить, дойдя до главы 11, которая расскажет вам о том, что случается после победы и как она не означает конец дня для гонщика.
Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Для F1 нужно лишь немного перефразировать: за каждым великим гонщиком стоит по-настоящему великая команда. Команда делает все, чтобы у пилота была лучшая техника, которая правильно работает. Каждый пилот знает, что если бы не его команда, он бы никуда не приехал. Дэвид Култхард однажды произнес известную фразу о том, что он бы выглядел довольно глупо, усевшись на стартовой решетке без машины рядом.
Лидер команды – человек, который собирает вместе ресурсы и персонал – руководитель, босс команды. Нет единого описания работы босса команды, потому что у каждого есть свой путь управления. Глава BAR Дэвид Ричардс был нанят акционерами команды для управления ресурсами, а босс Минарди Пол Стоддарт владеет всеми 100% акций свой команды. У других могут быть некоторые доли в делею
Хотя пилот может добиться побед в гонках очень быстро, особенно если он выступает за лидирующую команду F1, руководителю команды требуется много, много лет для того, чтобы перевести свои ресурсы в быструю команду, задача, для выполнения которой, надо сделать следующее:
Высокая цена успеха в F1, включающая перспективу заработать миллионы на дополнительной спонсорской поддержке или телеправах, означает, что боссы должны уметь разбираться в невероятном объеме политики, сопровождающей F1. Постоянно идут споры вокруг денег, изменений в правилах и даже угрозами протестов против команд соперников. Некоторые соглашения держат все в рамках честной игры, а также все следуют сводам правил (или пытаются их обойти) для того, чтобы F1 была честным соревнованием.
Об обязанностях боссов команд читайте в главе 6, если же вам интереснее узнать о правилах, которым должны подчиняться команды, они описаны в главе 4.
Большие шишки: Экклстоун и Мосли
Но лидеры подчиняются не только боссам команд. Есть еще Макс Мосли, президент FIA, который смотрит за тем, правильно ли управляется F1. А рядом стоит спортивный диктатор Берни Экклстоун, который помог F1 вырасти из гонок, о которых в 1970х знали немногие, в то, что обсуждается почти в каждой семье мира сейчас. То, как Экклстоун распорядился коммерческими правами F1, принесло свои дивиденды каждой команде, а самого Берни сделало одним из самых богатых людей в Британии.
Ракеты на колесах: машины, которыми они управляют
Когда вы спрашиваете людей о том, как выглядит гоночный болид, многие из них описывают усовершенствованный дорожный автомобиль с большим двигателем, массивными колесами и по-настоящему хорошей окраской. Некоторые из них даже воображают, что дверцы наглухо закрыты для того, чтобы повысить безопасность на трассе.
Однако, машина F1 – зверь другого рода, отличный от всего того, что вы видите на дорогах. Это машина, конструкцию, материалы и вид которой люди скорее ассоциируют с современными боевыми самолетами, а не с автомобилями.
Поскольку машины F1 не должны подчиняться законам дорожного движения, они развиваются иначе, чем обычные автомобили. Их конструкция больше направлена в погоде за скоростью, а не комфортом, и они практически буквально являются ракетами на колесах.
Ключевые элементы конструкции
Далее следует список элементов и характеристик, которые отличают болид F1 и придают ей абсолютно другой вид по сравнению с другими гоночными машинами:
В целом, болид F1 – это одноместная гоночная машина с открытыми колесами. Вы можете найти похожие на вид конструкции в низших сериях, но они не могут сравняться по скорости на одном круге с болидом F1.
Подробнее о том, что определяет болид F1, в главе 5.
Готовя машину к максимальной отдаче
На высшем уровне автоспорта каждая команда должна использовать свое оборудование по максимуму. Если у машины есть всего лишь одна слабая сторона, все соперничающие команды приложат максимальные усилия для того, чтобы использовать чужой недосмотр в свою пользу. Машины готовят к выступлениям в гонках тремя способами:
Вверх, вниз и повсюду вокруг: трассы
Каждая гонка дает командам и пилотом новые испытания, и это из-за того, что каждая трасса в календаре уникальна. Вид трасс сильно изменился за долгие годы, хотя F1 традиционно не проводила гонки на овалах, даже если учитывать 500 миль Индианаполиса как часть чемпионатов мира с 1950 по 1960 года.
Некоторые трассы были в календаре с 1950х, как Сильверстоун и Монца, причем их конфигурации обновлялись с течением времени. А некоторые трассы появились недавно, как, например, Малайзия и Мельбурн. У каждой трассы свои характеристики, включая разные максимальные скорости, уникальные повороты и очень разные схемы.
Правильные вещи для бизнеса
F1 не создана для тех, у кого нет денег. Это не футбол, в который вы с приятелями можете поиграть, всего лишь купив мяч.
Нет, F1 просто пожирает деньги. Огромные цены разработок, использование космических технологий, экспертная помощь, необходимые для создания побеждающей машины, означают, что один круг по трассе обойдется больше, чем в три тысячи фунтов стерлингов. И да, перед тем как вы начнете считать свои сбережения, думая, что можете позволить себе несколько кругов – плата за страховку, возможно, будет еще в несколько раз выше.
С такими высокими ценами только самые лучшие команды мира могут добиться успеха в F1. В старые дни богатые владелец команды был способен проспонсировать свою же команду за сезон самостоятельно, машины и двигатели действовали одинаково весь сезон, а зарплаты пилотов не были такими уж огромными. Но сейчас болиды и двигатели меняются от гонки к гонке, а зарплаты гонщиков измеряются в миллионах.
К счастью, возрастающая дороговизна F1 была компенсирована огромным интересом, который она привлекает по всему миру, что означает спонсорскую поддержку, осуществляемую с целью увидеть свои логотипы на болидах.
Без спонсоров и денег, которые они приносят, та F1, которую мы знаем сейчас, не существовала бы. На самом деле, успех команды на трассе сильно зависит от того, как она привлекает спонсоров. Неудивительно, что современные команды F1 нанимают экспертов по рекламе и спонсорству для того, чтобы они помогли им найти больше денег.
Конечно, спонсоры не дают деньги только для того, чтобы их логотипы налепили на болиды в хороших местах. Для того, чтобы оправдать каждый потраченный фунт, они создают огромные маркетинговые кампании, большие промо-события, выпускают телерекламу и дорожные плакаты, используя свой статус «спонсора F1» как преимущество. Мероприятия, устраиваемые спонсорами, настолько важны и времязатратны, что некоторые говорят: «F1 –спорт между двумя и четырьмя часами дня и бизнес в любую другую минуту». Подробнее об этом в главе 3.
Получая большее от F1
Если вам нравится смотреть гонки F1, тогда спорт может быть абсолютно волшебным. Дело происходит в уикэнды, когда большинство людей свободны настолько, чтобы сесть перед телевизорами и насладиться спектаклем в уютной домашней атмосфере или даже приехать на саму гонку и увидеть все воочию. Независимо от того, где вы смотрите гонку, вы поймете, что каждая гонка гарантированно принесет достаточно сюрпризов, восхищения и интриги для того, чтобы удержать вас на месте вплоть до момента клетчатого флага.
Получая полную информацию
F1 – один из наиболее интригующих и интересных видов спорта. Она может дать вам наслаждения на всю жизнь, если вы попытаетесь немного больше о ней понять.
Несколько десятилетий назад было практически невозможно узнать о последних событиях в мире гонок – телевидение не освещало все полностью, газетам не было интересно об это писать, а интернета еще не было. Сейчас у вас вряд ли получится страдать из-за недостатка информации, скорее, ее теперь можно найти даже в избытке. Вы можете отыскать сотни вебсайтов с последними новостями, многочисленные телепрограммы с анализами гонок, газеты, которые освещают каждых слух о братстве F1. Правда, разбираться во всем этом может быть несколько сложно без совета от экспертов – почитайте главу 17 для некоторой помощи.
1) Видимо, Зимние ОИ в расчет не берут 🙂
2) Думаю, это уже устарело в связи с изменениями правил.