Чему учит рассказ железная дорога
Чему учит стихотворение Железная дорога
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» — легендарное; вы слышали строки из него, даже если самого стихотворения так и не удосужились прочитать. Оно больше, состоит из 4-х частей. В гражданской лирике, в социальной поэзии, считается образцовым, эталонным.
Сюжет стихотворения
«Железную дорогу» Некрасов написал в 1964 году, через три года после отмены крепостного права. Эпиграфом, отправной точкой стал диалог отца и маленького сына в поезде. Мальчик, удивленный железной дорогой, спрашивает папу, кто ее построил. На что мудрый отец, ни секунды не раздумывая, отвечает: «граф Петр Андреевич Клейнмихель». Видимо, диалог этот реальный. Наверное, Некрасов слышал его, был возмущен до глубины души, и решился рассказать правду ребенку, ответить всем, кто считает, что Зимний дворец построила лично Екатерина II, а Колизей воздвигали римские императоры.
Далее поэт рассказывает как голод и пореформенная безысходность, породившая тьму деревенской бедноты, согнала людей на строительство железной дороги. Со всей страны оборванные, голодные, безработные люди потянулись, чтобы заработать себе хоть на кусок хлеба, чтобы просто выжить, не умереть с голоду. Однако и здесь они умирали – от недоедания, непосильной работы, от того, что жили в землянках из месяца в месяц. В снег, в лютый мороз и жару, в дождь, в весеннюю распутицу русские мужики прокладывали путь.
Некрасов подробно описывает все бедствия безымянных строителей, всю непосильность их работы. И учит мальчика уважать народный труд, его великий подвиг. И тогда отец мальчика смеется над поэтом. Народ, вы считаете, что эту дорогу построил народ? Ваш народ – это сборище лодырей, грубых варваров, разбойников и воров. Он не способен ни на что. Без кнута не построит и амбара.
Затем отец просит не смущать детский ум рассказами о бедствиях и ужасах. Что ж, решает поэт, расскажу, пожалуй, и о светлой стороне строительства. Но далее идут горькие строки об обманутых людях, которые за все время строительства больше, чем на хлеб насущные ничего не заработали. За каждый промах, за любой огрех надзиратели записывали штрафы и неустойки. Так что, к концу строительства люди оказались не только не в прибыли, но все в долгах.
И затем лирический герой красноречиво описывает явление подрядчика. Этот «народный благодетель» был так щедр, что «подарил недоимку» работникам. Простил долги, да водкой угостил. А теперь ступайте подобру-поздорову, любезные – с чем пришли, с тем и уходите. Картина народного ликования выглядит особенно ужасающе и безысходно. Но мы знаем, что главные строки этого стихотворения навеки вошли в русскую жизнь. И в них – надежда на избавление от морока бедности. Это строки о русском народе, который вынес уже много бед и вынесет еще, проложив себе дорогу к счастью. А не путь чужой славы…
Чему учит стихотворение
В те времена, когда было написано это стихотворение, оно перевернуло сознание многих, заставив иначе смотреть не только на русскую жизнь, но и на всю человеческую историю, которая до этого понималась как история царей, героев и полководцев. Но вот на историческую сцену выходит народ – с его вековечным страданием и покорным молчаньем. Некрасов говорит вместо них – сотен и тысяч, и сотен тысяч, и миллионов забитых, угнетенных и обманутых людей. Этот стих учит нас тому, что есть истинное величие и достоинство человека. А еще милосердию, совестливости и человечности, которой так не хватало в мрачной русской жизни.
«Железная дорога» читательский дневник
Всего получено оценок: 318.
Всего получено оценок: 318.
«Железная дорога» – стихотворение, повествующее о том, какой ценой достался технический прогресс не только в России, но и во всём мире. Произведение посвящено подвигу простых тружеников, руками которых создавалось величие страны.
Краткое содержание «Железная дорога» для читательского дневника
Число страниц: 5. Некрасов Н. А. Издательство «Советская Россия». 1958 год
Жанр: Стихотворение
Год написания: 1864 год
Время и место действия
Действие поэмы разворачивается в 1864 году в России, спустя всего три года после отмены крепостного права. Но, даже получив долгожданную свободу, крестьяне не могли прокормить свои семьи. Многие из них подались в город, что послужило удешевлению рабочей силы. Именно в такой ситуации оказались строители железной дороги, которые тяжело работали практически за одну еду.
Главные герои
Рассказчик – смелый, справедливый, принципиальный человек, который превыше всего ценил правду.
Ваня – маленький мальчик.
Генерал – важный, самодовольный человек, презирающий простой народ.
Народ – собирательный образ простых тружеников.
Сюжет
Ваня спросил у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Тот ответил, что это заслуга графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Попутчик, сидевший в одном вагоне с генералом и его маленьким сыном, не согласился и решил рассказать мальчику правду о подлинных строителях железной дороги.
Рассказчик поведал, что в мире есть отвратительный царь – голод, который и согнал сюда множество обездоленных людей. Для многих из них это строительство стало могилой, и железнодорожное полотно лежит на костях мертвецов. Рассказчик живо описал, как эти мертвецы бегут вслед за поездом и поют страшную песню о том, как они надрывались в зной и холод, болели страшными болезнями, надрывались на тяжёлых работах, жили в убогих землянках.
Автор успокоил Ваню и предложил ему не бояться этих мертвецов, ведь это простые русские мужики, приехавшие сюда со всех концов страны. Они зарабатывали на хлеб тяжёлым, честным трудом, и рассказчик призвал мальчика перенять эту благородную привычку трудиться и уважительно относиться к мужику.
Под эти рассказы Ваня уснул, а когда проснулся, рассказал отцу, что видел множество мужиков, которые и построили эту железную дорогу. Но генерал лишь захохотал в ответ. Он сказал, что был в Ватикане, любовался Колизеем и собором Святого Стефана в Вене – и к этим чудесным архитектурным сооружениям народ не имеет никакого отношения. Генерал считал мужиков отсталыми варварами, жалкими пьяницами, не способными создать что-либо гениальное. Он попросил попутчика не смущать разум ребенка и показать ему светлую сторону жизни.
Рассказчик согласился и описал, как после окончания строительства все мужики оказались ещё и должны подрядчику. Приехав на железную дорогу, подрядчик похвалил мужиков за проделанную работу и согласился погасить им все «долги», а сверх того – выкатил работникам бочку дешёвого вина. Мужики были искренне рады такому повороту и даже качали подрядчика на руках. Рассказчик сказал генералу, что сложно представить более радостную картину.
Вывод и своё мнение
Через описания многочисленных лишений, которые пришлось пережить строителям железной дороги, автор показал судьбу всего простого народа в России. Страшная бедность, бесправие, тотальное невежество, рабская покорность – основные составляющие жизни мужиков. Писатель призывал помнить, что всё великое в стране построено руками простого народа, и не забывать, какой большой ценой эти достижения достались.
Главная мысль
Очень важно ценить труд простых рабочих, руками которых воздвигнуты все грандиозные сооружения, выполнены все масштабные работы.
Авторские афоризмы
«…В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему…»
«…Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…»
«…приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек. »
«…Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе..»
«…Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе…»
«…Что там? Толпа мертвецов. »
«…Детское сердце грешно возмущать…»
«…Логика ваша немножко дика…»
«…Нет безобразья в природе. »
Толкование непонятных слов
Ткач – рабочий, занимающийся изготовлением тканей на ткацком станке.
Землянка – углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землей.
Новые слова
Ядрёный воздух – свежий, чистый воздух.
Артель – добровольное объединение людей для совместной работы.
Дебри – места, заросшие непроходимым, густым лесом.
Цинга – болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C.
Роковой – приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый.
Подрядчик – человек, обязующийся по договору выполнить определённый вид работ.
«Железная дорога» — читательский дневник по стихотворению Н. Некрасова
Стихотворение «Железная дорога» Николая Некрасова было написано в 1864 году, опубликовано в ноябре 1865 года в журнале «Современник».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Некрасов Николай Алексеевич
Название произведения: «Железная дорога»
Жанр: стихотворение
Год написания: 1864
Издательство: Мир искателя
Год издания: 2012
Главные герои и их краткая характеристика
Рассказчик – смелый, справедливый, принципиальный человек, который превыше всего ценил правду.
Ваня – маленький мальчик.
Генерал – важный, самодовольный человек, презирающий простой народ.
Народ – собирательный образ простых тружеников.
Время и место действия
Действие поэмы разворачивается в 1864 году в России, спустя всего три года после отмены крепостного права. Но, даже получив долгожданную свободу, крестьяне не могли прокормить свои семьи. Многие из них подались в город, что послужило удешевлению рабочей силы. Именно в такой ситуации оказались строители железной дороги, которые тяжело работали практически за одну еду.
Краткое содержание и сюжет
Ваня спросил у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Тот ответил, что это заслуга графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Попутчик, сидевший в одном вагоне с генералом и его маленьким сыном, не согласился и решил рассказать мальчику правду о подлинных строителях железной дороги.
Рассказчик поведал, что в мире есть отвратительный царь – голод, который и согнал сюда множество обездоленных людей. Для многих из них это строительство стало могилой, и железнодорожное полотно лежит на костях мертвецов. Рассказчик живо описал, как эти мертвецы бегут вслед за поездом и поют страшную песню о том, как они надрывались в зной и холод, болели страшными болезнями, надрывались на тяжёлых работах, жили в убогих землянках.
Автор успокоил Ваню и предложил ему не бояться этих мертвецов, ведь это простые русские мужики, приехавшие сюда со всех концов страны. Они зарабатывали на хлеб тяжёлым, честным трудом, и рассказчик призвал мальчика перенять эту благородную привычку трудиться и уважительно относиться к мужику.
Под эти рассказы Ваня уснул, а когда проснулся, рассказал отцу, что видел множество мужиков, которые и построили эту железную дорогу. Но генерал лишь захохотал в ответ. Он сказал, что был в Ватикане, любовался Колизеем и собором Святого Стефана в Вене – и к этим чудесным архитектурным сооружениям народ не имеет никакого отношения. Генерал считал мужиков отсталыми варварами, жалкими пьяницами, не способными создать что-либо гениальное. Он попросил попутчика не смущать разум ребенка и показать ему светлую сторону жизни.
Рассказчик согласился и описал, как после окончания строительства все мужики оказались ещё и должны подрядчику. Приехав на железную дорогу, подрядчик похвалил мужиков за проделанную работу и согласился погасить им все «долги», а сверх того – выкатил работникам бочку дешёвого вина. Мужики были искренне рады такому повороту и даже качали подрядчика на руках. Рассказчик сказал генералу, что сложно представить более радостную картину.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Автор слышит, как на вопрос сына, генерал отвечает, что дорогу строил граф. Автор показывает Ване толпу мертвецов, на костях которых построена дорога. Мертвецы поют и спрашивают, помнят ли их труд. Мертвый белорус до сих пор долбит землю и автор говорит, что мужика нужно уважать. Генерал смеется и говорит, что мужики все воруют и пьянствуют. Автор рассказывает, как подрядчик поставил бочку вина мужикам и простил все недоимки, вместо того, чтобы заплатить.
План пересказа
Основная мысль
Очень важно ценить труд простых рабочих, руками которых воздвигнуты все грандиозные сооружения, выполнены все масштабные работы.
Чему учит
Стихотворение учит уважать чужой труд, уважать простой народ. Учит проявлять сострадание, милосердие, быть отзывчивым и человеколюбивым. Учит справедливости. Учит презирать обманщиков и эксплуататоров.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравилось это страшное стихотворение. Я пришла в ужас, когда прочитала какой ценой была построена железная дорога. Мне стало очень жаль простых мужиков, простой народ, который нещадно эксплуатировали, унижали, обманывали. Над которым измывались, но который все стерпел и стал еще сильнее. Это стихотворение заставляет задуматься о том, как много еще несправедливости в мире.
Вывод и мое мнение
Через описания многочисленных лишений, которые пришлось пережить строителям железной дороги, автор показал судьбу всего простого народа в России. Страшная бедность, бесправие, тотальное невежество, рабская покорность – основные составляющие жизни мужиков. Писатель призывал помнить, что всё великое в стране построено руками простого народа, и не забывать, какой большой ценой эти достижения достались.
Пословицы
Понравившиеся цитаты из текста
«…В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему…»
«…Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…»
«…приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек. »
«…Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе..»
«…Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе…»
«…Что там? Толпа мертвецов. »
«…Детское сердце грешно возмущать…»
«…Логика ваша немножко дика…»
«…Нет безобразья в природе. »
Словарь новых и незнакомых слов
Ткач – рабочий, занимающийся изготовлением тканей на ткацком станке.
Землянка – углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землей.
Ратник – воин.
Ядрёный воздух – свежий, чистый воздух.
Артель – добровольное объединение людей для совместной работы.
Дебри – места, заросшие непроходимым, густым лесом.
Цинга – болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C.
Подрядчик – человек, обязующийся по договору выполнить определённый вид работ.
Анализ стихотворения «Железная дорога» Николая Некрасова
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» было написано в 1864 году. Будучи живым свидетелем этой эпохи и её проблем, автор рассказал через него о сложностях жизни в те времена, как страдали простые крестьяне, живя в бедности и занимаясь тяжёлым и неблагодарным трудом. Само произведение адресовано детям и написано в форме беседы с мальчиком. Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» позволяет более глубже вникнуть в его основную идею.
История написания
В 1842 году царь Николай I издал указ о строительстве железнодорожных путей. Эта дорога была первой на территории Российской Империи. Соответствующему событию и посвящено было произведение Некрасова. Рельсам указанной дороги предстояло соединить между собой Москву и Петербург. Руководил строительством граф Пётр Андреевич Клейнмихель, упоминаемый в эпиграфе. В 1852 году оно уже было окончено, что считалось для того времени невероятно быстрым.
Впервые стих был напечатан в журнале «Современник». Произошло это в 1864 году. Он сразу же обратил на себя внимание общественности, став важным явлением в гражданской лирике. Поэт не занимался прославлением дороги, а заострял внимание на болезненной теме — как это строительство происходило и чем отозвалось для простого народа.
Специалисты по истории критиковали Некрасова за искажение исторических фактов. В частности, его обвиняли, что он указывал число погибших 5000, тогда как точное количество установить оказалось невозможным.
Делая анализ «Железной дороги» Некрасова, необходимо отметить, что оно написано в виде диалога между умным мальчиком Ваней и его отцом-генералом, а также авторской фигурой рассказчика, который берёт на себя смелость возразить родителю и рассказать, как на самом деле строилась дорога.
Жанр, размер и направление
Жанр соответствует гражданской лирике. Написано произведение дактилем, рифмовка перекрёстная (abab), используются мужская и женская рифмы.
Произведение написано в направлении реализма. Повествование обладает чётким ритмом, словно действительно написано под стук колёс поезда, катящегося по просторам страны. Читатель без прикрас видит:
Делая анализ стихотворения «Железная дорога», важно указать, что оно пронизано сочувствием к народу, которому пришлось пройти через это всё. Этим оно выделяется среди других произведений того времени.
Отдельного слова достойны образы в стихотворении. Основной символ отражён в самом названии этого произведения. Железнодорожное полотно, словно красная нить, связывает все остальные элементы и персонажей и проходит сквозь всё повествование. Ведь именно оно послужило причиной страданий людей, о которых рассказчик говорит Ване. Они предстают в образе сотни мертвецов, поднимающихся из земли и следующих за поездом, где едут мальчик с отцом и рассказчиком.
Несчастный белорус — собирательный образ простого труженика, принесшего в жертву жизнь в угоду властям и их желанию облагораживать территорию города. На протяжении долгих лет его сопровождали утомительный труд и выживание в землянке. Автор с глубоким уважением говорит о представителях народа, восхищается трудолюбием крестьян. Первые 3 главы — правда, как на самом деле происходило строительство дороги и какой ценой она строилась для обычных людей.
На просьбу же показать «светлую сторону» рассказчик тоже не теряется и иронично, с юмором повествует о лабазнике, рабочих и бочке вина. Купец кажется благодетелем, но на самом деле он эксплуатирует людей, не испытывая к ним ни уважения, ни простого человеческого сочувствия.
Настроение и тематика
Главная тема произведения — как тяжело трудились и страдали рабочие при постройке дороги, как поступали с ними чиновники, не считавшие их за людей. Общество в те времена было подвержено сильному социальному расслоению, и жизнь элиты общества разительно отличалась от условий, в которых приходилось существовать крестьянам и рабочим. Это были 2 параллельные линии, нигде не пересекавшиеся, но автор решил пролить на это свет, будто предвосхищая грядущие революции. Такова ключевая мысль стиха.
Так писатель подходит и к другой теме — социального неравенства. Есть господа, а есть крестьяне и рабочие. В произведении осуществляется попытка понять, возможно ли им понять образ жизни друг друга и осознать, что все они люди, жители одной страны. Ваня относится к привилегированному классу, его жизнь ничем не омрачена, в отличие от тяжёлой и иногда трагической судьбы крестьянских детей. Один человек никак не в силах изменить ситуацию, но Некрасов видит умного Ваню, как олицетворение мыслящей, думающей молодёжи. По его мнению, она будет смотреть на мир по-другому не так, как их отцы.
Также поэт говорит, что не стоит закрывать глаза на правду, даже если она страшнее и неприятнее, чем ложь. В уютном вагоне нового поезда не видно, что творится за его пределами. Однако стоит помнить, какими усилиями далась стране эта дорога, что не так легко и просто это было, как говорил отец-генерал. Труд человека не должен быть забыт, его нужно уважать и знать о нём.
Настроение произведения так же двойственно, как жизнь людей в 19 веке: с одной стороны, новое железнодорожное полотно, стремительно бегущее между городами, с другой же — то, что стояло за его строительством, не самая приятная картина.
Проблематика стихотворения
Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:
Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.
Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.
Главная идея и средства выразительности
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» несёт в себе идею, что за большим и ярким творением стоят простые труженики из народа, крестьяне, рабочие. Это — то основное, что хотел донести автор устами рассказчика, повествующего об этом мальчику Ване. И большой несправедливостью является, что помнят чиновников, подрядчиков, тех, кто был жесток к этим рабочим и пользовался их трудом, мало давая взамен, а не тех, кто трудился в поте лица, создавая материальные ценности.
Без простых людей не было бы многого из того, что создаёт комфорт, уют и достаток в жизни. Всё создано руками людей. В произведении говорится, что не помнить о тех, кто создал железную дорогу, кто страдал и даже погибал ради этого, значит, предать себя и свой народ. Отдельного слова достойны средства художественной выразительности, используемые в произведении.
К ним относят:
В стихотворении «Железная дорога» автор показывает читателю картину колоссального труда русского человека в жестоких для него условиях. Пусть господа получили все почести и о них говорят, но поступки их являются низкими и подлыми. Настоящий труд, хоть и остался невидим, не должен быть забыт, и о нём это произведение. Русские рабочие, крестьяне сделали для страны очень много, и об этом важно помнить.
Таков краткий анализ стиха с обзором литературных приёмов, использованных в нём, а также обозначением основного смысла. Он пригодится всем, кто изучает в школе произведение и намерен писать сочинение по теме. Для составления плана по «Железной дороге», обзор также будет полезен.
«Железная дорога» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – антитеза, жанр, история создания, главная мысль
“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.
История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.
Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.
Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.
Эпитеты – “Здоровый, ядреный воздух“, “славная осень”.
Сравнения – “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Гиперболы – “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Метонимия – “А по бокам-то всё косточки русские”.
Олицетворение – “Свисток оглушительный взвизгнул”.
История создания
Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Средства выразительности
В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.