Chdhx 901 rw что это такое
Обзор экшн-камеры GoPro Hero9 Black
Оглавление
Наш обзор предыдущей, 8-й версии камеры был опубликован не так давно. Аппарат запомнился необычайно эффективным стабилизатором, высокой разрешающей способностью и широким выбором нестандартных программных функций. Интересно, что же еще можно было улучшить в новой модели? Попробуем это выяснить, а кое-где проведем даже наглядное сравнение.
Конструкция, технические характеристики
И сразу — двойное разочарование. В хорошем понимании, конечно. Дело в том, что, ожидая посылку с камерой, автор мысленно готовил очередную порцию недовольства относительно упаковки камеры и руководства пользователя. Вот честно, кому сейчас нужны эти надоевшие постаменты с прозрачным куполом, под которым гордо красуется гаджет? Показать товар лицом? Но продвинутый пользователь, на которого, собственно, и рассчитан такой недешевый прибор, давно не ходит по магазинам и не щупает товар перед покупкой (здравствуй, новая нормальность). И вот, пожалуйста: никаких теперь вам хрупких постаментов с куполами. Декоративная упаковка сменилась практичным кейсом жесткой конструкции.
А руководство? Во что теперь превратились инструкции, служившие когда-то подробнейшими путеводителями (вспомнишь давние времена, когда инструкция содержала еще и электронную схему аппарата — вообще слезы наворачиваются). Так хотелось поругать разработчика за инструкцию, в которой отсутствует сколько-нибудь полезная информация. Но что же мы увидели, изучив комплектность? Руководства пользователя просто нет, а значит, нет и предмета обсуждения. Нечего ругать!
Камера GoPro Hero9 Black (артикул поставки CHDHX-901-RW) комплектуется скромным набором аксессуаров.
Дополнительные аксессуары приобретаются отдельно или в составе расширенных вариантов поставки. Впрочем, благодаря выкидным крепежным ушкам, которые появились еще в предыдущей восьмой версии камеры, теперь можно использовать любые крепления, стоимость некоторых — сто рублей за пучок. В базарный день. Так, чтобы прикрепить камеру к штативной площадке, мы применили копеечный переходник с винтовым штативным отверстием, а к рулю велосипеда прикрепили таким же стандартным кронштейном с ободком и «ушками», который остался от какой-то древней экшн-камеры.
Корпус камеры в сравнении с 8-й версией «повзрослел» в четырех измерениях. Увеличились габариты (3D) и масса (вот вам и четвертое D). Фронтальный черно-белый ретро-экранчик сменился цветным микро-дисплеем.
В таблице спецификаций, которая будет приведена ниже, разница габаритов и массы указывается в понятных циферках. Теперь аппарат не выглядит мопсом-недоростком, а представляет собой вполне солидный увесистый гаджет.
Конструкция же осталась прежней: корпус камеры состоит из алюминиевого шасси, которое «облито» фактурным пластиком, увеличивающим трение (говоря по-человечески — уменьшающим скольжение).
Верхняя кнопка служит для старта и остановки записи либо создания фотоснимка, это зависит от текущего режима работы камеры. Этой же кнопкой включается мгновенная запись без предварительного включения аппарата (функция QuickCaprure). Крепежная система здесь та же, что и в рассмотренной GoPro Max — два ушка, которые убираются в предусмотренное для этого углубление.
Блок объектива выступает из корпуса на 6 мм, а защитное стекло утоплено в рамке на 0,3 мм. Под объективом расположена микрофонная решетка.
Основной сенсорный дисплей сдвинут чуть вправо. Фронтальный микро-дисплей, лишенный сенсорности, явно предназначен для съемки селфи.
Под крышкой, которая занимает всю правую сторону корпуса, находится батарейный отсек, слот для карты памяти и разъем USB Type-C. В зафиксированном положении крышка защищает камеру от пыли и воды на глубине до 10 метров.
Прилагаемая аккумуляторная батарея имеет емкость 1720 мА·ч — это в полтора раза больше, чем в аккумуляторе предыдущей модели.
Если тестирование проводить в теплом помещении, то измерить длительность работы камеры от аккумулятора окажется невозможно. Мешает регулярный перегрев, из-за которого она то и дело выключается. Напомним, склонность к критическому перегреву наблюдалась и у предыдущей модели.
Перед аварийным выключением камера пищит и в течение доли секунды на экране отображается какое-то предупреждение, которое не успеваешь рассмотреть. Но теперь мы были во всеоружии и заранее установили другую камеру, которая записывала экран подопытной GoPro. Вот о чем сообщает перегретый гаджет.
Сразу же после аварийного выключения камера подверглась фотографированию тепловизором. Опыты проводились в помещении с температурой около 27 °C (все-таки центральное отопление теплой осенью — это зло).
Предыдущая модель нагревалась почти так же. Ну, может, на один-два градуса сильнее. Здесь максимальная температура некоторых участков корпуса составила 58 °C. Что, в принципе, объяснимо: пусть объем аппарата и увеличился, но ведь и сенсор стал вдвое мегапиксельнее.
Критический нагрев, приводящий к аварийному отключению аппарата, возникает через 30-40 минут записи при комнатной температуре в режиме 5K с выключенным стабилизатором. Если же съемку вести в режиме 1080 60p, то перегрев наступает через 50-60 минут. Чтобы охладить камеру, достаточно нескольких минут отдыха в выключенном состоянии, после чего аппарат вновь может записывать еще 15-20 минут до очередного перегрева с отключением. Нас не удовлетворили полученные результаты, и мы повторили тестирование, установив камеру на улице, где температура воздуха составляла 13 °C. Вот теперь хорошо: камера оставалась теплой на ощупь, но не горячей, и критического перегрева не случилось.
Благодаря отсутствию перегрева на улице мы выяснили, что с полностью заряженным аккумулятором камера может вести непрерывную видеозапись в режиме 5K 30p в течение 78 минут, а в режиме 1080 60p — 92 минуты. Это значительно больше, чем могла снимать предыдущая модель (56 минут в максимальном режиме 4K 60p). Думается, полученные нами цифры могут серьезно упасть при неизбежной деградации аккумулятора.
Необходимо отметить, что камера выключается при остатке заряда 5%-6%, если запись ведется в разрешении 5K, а при записи в Full HD аппарат выключается при остатке заряда 3%. Эти сведения получены по большей части случайно и вряд ли имеют какую-то пользу. Впрочем, такое знание не повредит: не доводите разряд батареи до этих пределов. Поскольку выключение камеры происходит неожиданно: за секунду до отключения аппарат пищит и выводит на экран сообщение о разряде. Это нехорошо. Можно было бы оснастить камеру функцией предупреждения о скором выключении — например, активировать частое мигание светодиодов или вывод тревожных сообщений на оба экрана и на смартфон. Например, как это сделано в квадрокоптерах и даже в некоторых камерах.
Зарядка аккумулятора занимает 2 часа 30 минут при использовании 0,5-амперного адаптера и чуть меньше, 2 часа 15 минут, при зарядке от более мощного адаптера, выдающего 3,1 А. Почему разницы практически нет? Очень просто: аккумулятор забирает около одного ампера в начале зарядки, после чего этот показатель снижается до 0,1 А при почти полном заряде аккумулятора. В среднем так и получается, 0,5А.
Теперь кратко про «обвесы». Если функциональность предыдущей модели камеры можно было расширить за счет специального медиамодуля для Hero8 Black, то теперь super-duper-дополнением к 9-й версии можно считать модуль объектива Max для Hero9 Black, который увеличивает угол обзора и усиливает стабилизацию при съемке. Приобретается он, само собой, отдельно и стоит довольно ощутимо. Жаль, что этот модуль не получилось взять для тестирования.
Основные технические характеристики экшн-камеры приведены в следующей таблице. В ней же имеются аналогичные сведения о предыдущей модели, Hero8, что дает возможность провести наглядное сравнение.
Информацию о камере также можно увидеть на страничке продукта.
Видео/фотосъемка
При подготовке статей с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи — рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемками, которые сделаны другими аппаратами.
Рассмотрим технические параметры видео, которое записывает камера. Этих параметров здесь огромное количество. Так, камера может снимать с шестью разными размерами кадра, каждый вариант может иметь два разных уровня битрейта, высокий и низкий, и разную же частоту, выбор которой зависит от размера кадра.
Ко всему, камеру можно переключить из стандарта NTSC в стандарт PAL, что почти вдвое увеличивает количество доступных частот кадров. В итоге получаются сотни возможных режимов. Которые нужно умножить на два, поскольку камера умеет кодировать в два разных формата, HEVC и AVC. А если к перечисленному добавить еще и четыре возможных угла обзора, то счет вариантов съемки пойдет на сотни. Вы все еще хотите видеть полную таблицу всех режимов? Вот и мы не хотим. При написании обзора Hero8 было убито немало времени, чтобы выяснить, в каких случаях камера использует разные кодеки. Сейчас вряд ли имеет смысл повторять этот подвиг, растрачивая драгоценные часы на создание таблицы, которой никто не воспользуется. И без нее понятно, что список доступных режимов, углов обзора и битрейтов в камере настолько огромен и перепутан, имеет такое количество взаимосвязей и взаимоограничений, что потеряться в этой мешанине проще простого.
В настройках камеры пункт выбора кодека остался хитрым и малопонятным для того, кто «не в теме».
Хитрость расшифровывается так: когда активен первый пункт, то камера будет вести запись только в HEVC. Если же включить пункт H.264 + HEVC, то камера будет самостоятельно выбирать оптимальный кодек, исходя из навороченности выбранного формата. Например, при съемке в 4K с частотой 30 кадров в секунду камера создаст видео, сжатое AVC (H.264). Но при увеличении частоты кадров видео станет кодироваться уже в HEVC (H.265). Отсюда совет: во избежание головной боли от зоопарка форматов активируйте первый пункт. Враз и навсегда. Правда, видеоредактор, которым вы пользуетесь, должен быть достаточно «свежим», поскольку старые версии не слышали о HEVC.
Но, похоже, без таблицы — никак, поэтому приведем таблицу, которая не заводит в сусанинские дебри, а отображает максимально краткий список режимов, доступных в рассматриваемой камере. Кодек H.264 оставим в прошлом, где ему самое место, значения в таблице касаются только H.265.
Размер кадра | Частота кадров в файле | H.265, макс. частота кадров, битрейт (Мбит/с) | Звук | |
---|---|---|---|---|
выс. | низ. | |||
5K (5120×2880) | 24, 25, 30 | 100 | 60 | AAC стерео 192 Кбит/с либо PCM |
4K (3840×2160) | 24, 25, 30, 50, 60 | 100 | 60 | AAC стерео 192 Кбит/с либо PCM |
4K 4:3 (4000×3000) | 24, 25, 30 | 100 | 60 | AAC стерео 192 Кбит/с либо PCM |
2.7K (2704×1520) | 24, 25, 30, 50, 60, 100, 120 | 100 | 60 | AAC стерео 192 Кбит/с либо PCM |
2.7K 4:3 (2704×2028) | 24, 25, 30, 50, 60 | 100 | 60 | AAC стерео 192 Кбит/с либо PCM |
1440 (1920×1440) | 24, 25, 30, 50, 60, 100, 120 | 80 | 60 | AAC стерео 192 Кбит/с либо PCM |
1080 (1920×1080) | 24, 25, 30, 50, 60, 100, 120, 200, 240 | 80 | 60 | AAC стерео 192 Кбит/с либо PCM |
Как и в предыдущей версии камеры, здесь иногда наблюдается большая разница в уровнях битрейтов при съемке с одним и тем же размером кадра, но с разной частотой. Например, на кодирование Full HD с частотой 30 кадров в секунду камера затрачивает 30 Мбит/с, а увеличение частоты до 240 кадров в секунду приводит к увеличению битрейта до 80 Мбит/с.
Теперь об углах обзора SuperView, Широкий, Линейный и Узкий, которые в камере называются «Цифровыми объективами». Конечно же, никаких подвижных частей оптическая система камеры не имеет. А изменение фокусного расстояния производится программной обрезкой исходного кадра с последующим растягиванием получившейся картинки до заданных размеров. То есть видео 5K, снятое с «узким» углом обзора — это всего лишь центральный кусочек 5K-видео, снятого с широким углом, растянутый до 5K. В этом плане рассматриваемая модель камеры в точности копирует предыдущую, поэтому воспользуемся уже знакомым рисунком:
Детализация изображения в таких кроп-режимах, само собой, падает. И пользоваться ими нет никакого смысла. Кроме случаев, когда материал не планируется обрабатывать на ПК, а предполагается быстрая выгрузка на какой-нибудь YouTube в исходном виде. Следующая анимация показывает изменение углов обзора в разных режимах «Цифрового объектива», а также при активации стабилизатора. Для примера взят старший режим 5K, в котором нельзя активировать 3-й стабилизатор и сверхширокий угол обзора (SuperView).