Bass на колонках что это
Настройка акустики комнаты: как добиться хорошего баса [перевод], статья. Журнал «Stereo & Video»
Сохранить и прочитать потом —
Мы недавно выложили последний видеоклип из серии «Building a new Music Room» (Постройка музыкальной комнаты). В нем мы рассказали, как нам удалось сделать хороший низкий бас в комнате. Полагаю, с подобной проблемой сталкивались многие. Я дам несколько советов, как ее решить.
Если вы смотрели наш «сериал» Building a new Music Room (eng), то знаете, что в комнате довольно серьезный резонанс — пик на частоте 25 Гц в музыкальной комнате. Эксперименты с установкой резонаторов Гельмгольца в каждом углу комнаты, чтобы уменьшить выброс на частотной характеристике, не дал ничего, кроме небольшого снижения уровня стоячих волн. Итак, что же нам было нужно делать? Как я объясняю в видеоклипе, мы перенесли место для прослушивания точно в середину провала по басам. Затем мы переустановили колонки соответственно новому месту.
Седьмой ролик из серии Building a new Music Room, где рассказывается о проблеме баса (eng):
Это то, что любой из вас может сделать, если у вас проблема с глубокими басами в комнате (либо их слишком мало, либо слишком много). Обычно, когда мы настраиваем звучание пары акустических систем, мы располагаем их там, где они лучше всего звучат в данной комнате. Затем мы выбираем место для прослушивания там, где можно получить наилучший звуковой образ и тональный баланс при заданном положении колонок. Однако, если у вас проблемы с басом, то во многих случаях нужно поступать как раз наоборот. Надо сказать, что у большинства из вас нет таких проблем, потому что вы, вероятно, вообще не услышите низких басов, пока не установите сабвуфер. Но для тех, у кого есть сабвуфер, выдающий по-настоящему низкий бас, следует проделать эти несколько шагов, чтобы решить проблему с комнатными резонансами.
Первый шаг — определение проблемных частот. Если резонанс низкий (от 20 Гц до 30 Гц), то за счет перемещения сабвуфера можно сделать не так уж много. В этом случае, вам придется двигать не колонки, а свое кресло, чтобы найти точку в комнате, где звучание соответствует вашим потребностям. Если же проблемные частоты лежат выше, то перемещение сабвуфера будет эффективным.
Когда у вас нет звукового генератора, можно использовать музыкальные записи, чтобы разобраться с проблемой. Для этого я обычно выбираю что-нибудь из органной музыки, с ее большими трубами — они помогают выяснить, какая частота беспокоит. Моя любимая запись – это «Реквием» Руттера. Она содержит несколько фрагментов с необычайно низким басом. Настолько низким, что большинство людей даже не подозревают о его существовании — их системы попросту не воспроизводят его. Интересно, что те же самые люди думают, будто у них в аудио системе хороший бас.
Трек №9 идеально подходит для этой цели, и при его воспроизведении низкие ноты органа должно соответствовать уровню других инструментов и естественно звучать в комнате. Это довольно мощные звуки, поэтому не бойтесь, если они откроют вам уши. Но важно еще достичь надлежащего баланса с певцами и оркестром.
Потом наступает момент, когда необходимо настроить сабвуфер. Либо с помощью его органов управления, либо за счет его размещения в комнате. И вы получите только одну часть спектра, звучащую правильно (надеюсь, что это басы выше 30 Гц), но не все остальные части одновременно. С вашего места вы услышите слишком много низких органных нот. Но если уменьшать громкость саба, теряется богатство и «полнокровность» мидбасов. Это та точка, где опытный настройщик восстанавливает уровень саба обратно для лучшей интеграции с мидбасами и начинает ходить по комнате вперед и назад, слушая нижние басы в «узлах» — пиках стоячих волн. Как я объясняю в видеоклипе, низкие частоты имеют тенденцию накапливаться в этих самых узлах помещения. Если ходить от фронта к тылу, то уровень низких частот очень сильно меняется. Вот где вы сможете найти правильное место для нижних басов и именно в нем нужно установить ваше кресло для прослушивания.
Теперь все, что осталось сделать, это выбрать положение для основных колонок. Такое, чтобы сохранить правильный звуковой образ и тональный баланс, основанный на новой позиции для прослушивания.
Я знаю, что это самый короткий и быстрый способ, и мы могли бы, вероятно, рассуждать о настройке в течение нескольких часов, но без правильного настроечного диска это лучшее, что я могу сделать в этом посте.
Метод обратного размещения для настройки баса
Еще один из простых и эффективных методов настройки баса. Он подойдет как для сабвуфера, так и для полнодиапазонных колонок.
Я, конечно, не мог использовать этот способ с колонками IRS в нашей комнате прослушивания из-за их размеров и веса. Но если ваши колонки не такие тяжелые, попробуйте этот рецепт настройки.
Он называется «метод обратного размещения». Короче говоря, вы ставите колонки на место для прослушивания, а сами ходите по всей области, в которую хотите, в конце концов, установить АС, и ищете оптимальное по звуку место. Подробней по пунктам:
— Установите сабвуфер (или полнодиапазонные колонки) в то место, где бы вы хотели сидеть, а не туда, где вы хотите его разместить.
— Возьмите в руки липкую ленту.
— Ходите по комнате, найдите наилучший баланс среднего и низкого баса.
— Отметьте это место кусочком липкой ленты.
— Продолжайте делать это, чтобы в результате получилось несколько точек.
— Пригласите в комнату жену, и пусть она поможет вам выбрать, какие из ваших мест разумней всего задействовать. Ее точку зрения лучше учитывать сразу (Wife Acceptance Factor — фактор жены).
Если у вас есть такая роскошь, как второй сабвуфер, этот же самый метод можно использовать для получения наилучшего баса в тех областях, где его не хватает:
— Определите зону, где баса мало.
— Разместите сабвуфер в этом месте.
— Ходите по комнате, слушая и пытаясь найти места, где высокое качество басов
— Пометьте эти места липкой лентой
— Выберите место, которое вам больше всего нравится, и разместить там сабвуфер
Если у вас есть 3 или 4 сабвуфера, вы можете продолжать процедуру, пока не получите предельно равномерный бас независимо от места прослушивания. Это, пожалуй, самый простой, быстрый, эффективный и почти безошибочный метод.
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End-аудио продукты и сервисы.
Что такое сабвуфер и зачем он нужен?
Содержание
Содержание
Басовый диапазон всегда привлекал музыкантов и меломанов своей особенностью: он не столько слышится, сколько ощущается всем телом. Бытовая полочная акустика не в состоянии воспроизвести всего низкочастотного великолепия, для этих целей изобрели сабвуферы. Сегодня их можно встретить повсюду: в домашних аудиосистемах и кинотеатрах, автомобилях и концертных площадках. Эта статья расскажет все, что нужно знать о сабвуферах.
Зачем нужен сабвуфер?
Если характеристик акустической системы недостаточно для получения глубокого насыщенного баса, на помощь приходит сабвуфер. Он позволяет превратить обычную полочную и напольную акустику с небольшими динамиками в полноценную акустическую систему. Саб особенно критичен для тех, кто любит музыку, насыщенную басом — танцевальную электронику и рок-н-ролл. По схожим причинам сабвуферы любят устанавливать в авто, получая дискотеку на колесах. Но и любители классики и джаза не остаются в стороне: для них натуральный динамичный бас также имеет большое значение.
В домашних кинотеатрах без сабвуфера вообще никуда. Львиная доля вау-эффекта от кино приходится на различные взрывы, басс-дропы и музыку с выраженной низкочастотной составляющей. Композитор Ханс Циммер («Начало», «Интерстеллар», «Пираты Карибского Моря» и т. д.) как-то выслал продюсерам несколько минут музыки для одной из сцен и получил от них ответ: мол, у вас там, кроме тишины, ничего нет. На это композитор ухмыльнулся и посоветовал слушать на киношной акустике, а не на бытовых колоночках.
Узнать, справляется ли имеющаяся акустическая система с низкими частотами, очень просто. Достаточно послушать на ней запись синусоиды, идущей по всему слышимому спектру. Чаще всего на бытовых колонках без саба что-то слышно, начиная с 50-80 Гц. Сабвуфер расширит это значение до 20-30 Гц.
В итоге сабвуфер позволяет:
Как устроен сабвуфер?
Почему же обычные колонки не справляются со сверхнизкими частотами, а сабвуфер справляется?
Технически невозможно сделать динамик, который воспроизводил бы все частоты одновременно. Чтобы колонки могли воспроизвести как можно больше частот, их делают многополосными: маленький динамик (твитер) отвечает за высокие, а большой динамик (вуфер) — за средние и низкие. Иногда твитер размещается прямо посреди вуфера, такой тип конструкции называют коаксиальным динамиком. Однако для воспроизведения саб-баса этого недостаточно, поэтому аудиосистему дополняют сабвуфером — этимология этого термина теперь очевидна. Причем сабвуфер обычно нужен лишь один, поскольку бас почти не локализуется человеческим ухом.
Также для сабвуфера нужен индивидуальный корпус, и вот почему. Частота 50 Гц соответствует волне длиной 7 метров, 20 Гц — 17 метров. Произвести волну такой длины может лишь довольно большой объект. Например, струна контрабаса в длину 42 дюйма (106 см), струна современной бас-гитары — 34 дюйма (86 см). Для достоверного воспроизведения звука этих струн диаметр динамика должен быть идентичен по размеру. Разумеется, в бытовых колонках такое сложно себе представить. Хотя в исследовательских целях подобные агрегаты создавались. К примеру, Mitsubishi Diatone D-160 — один из самых больших динамиков, когда-либо изготовленных человеком. Он имел 63 дюйма (около 160 см) в диаметре и умел воспроизводить частоты от 8 Гц! Интересно также, что один из самых крупных сабвуферов для автомобилей, Cadence DCX34W, оснащен диффузором диаметром ровно 34 дюйма, то есть как раз размером с мензуру бас-гитары.
Слушатели отмечают, что с увеличением размера диффузора несколько теряется детальность и динамика на быстрых партиях, поскольку большой мембране нужно время для колебания, но при этом сам бас звучит более натурально. Из этого можно сделать вывод: любителям танцевальной электроники ни к чему гнаться за гигантскими динамиками, а вот почитателям классики и джаза они как раз понравятся за возможность наиболее точно воспроизвести оттенки звучания акустических инструментов.
Первые сабвуферы появились в 70-е годы. До этого была мода делать огромные колонки с большими басовыми динамиками, в итоге аудиосистема занимала половину комнаты. Благодаря сабвуферу появилась возможность делать небольшие колонки, сопровождая их всего одним басовым динамиком в отдельном корпусе. Такая система стала называться трифоник, ее обозначают как 2.1.
Тем не менее, долгое время сабвуфер не был популярен из-за главного недостатка — частотного провала в диапазоне, где заканчивают играть колонки и начинает вваливать саб. В лохматые годы достойный результат можно было найти лишь в дорогих аудиосистемах. Зато с появлением домашних кинотеатров и компьютерного аудио идея обрела вторую жизнь. Во всех системах вида 5.1, 7.1, 9.1 и т. п. та самая цифра «1» после точки — и есть сабвуфер.
Существует несколько типов конструкции саба:
Звучание сабвуфера также зависит от материала его диффузора. Многие признают, что бумажный диффузор звучит более мягко и музыкально, металлический или синтетический — более резко и упруго. Композитный, например, кевларовый, часто применяется в автомобилях благодаря надежности и устойчивости к внешним воздействиям.
Как выбрать сабвуфер?
Для дома
Главное правило — чем больше комната, тем больше сабвуфер:
Некоторые меломаны предпочитают устанавливать сразу два сабвуфера. Это дает следующие преимущества:
Для авто
Автомобильный сабвуфер — настоящий мастхэв для меломана-автомобилиста. Без него качественный звук в машине не получишь. Сабы для авто, главным образом, делятся на активные — со встроенным усилителем, такие как Pioneer TS-WX300A, и пассивные, например, JBL Stage 1200B. Пассивные стоят дешевле, но нужно внимательно смотреть на его мощность и мощность усилителя. Некоторые кулибины изготавливают сабвуфер самостоятельно, покупая лишь сабвуферный динамик и толстую фанеру.
Для студии
Сегодня большинство музыки делается в домашних студиях и сводится на мониторах ближнего поля. Эти мониторы де факто не воспроизводят низкие басовые частоты, поэтому для полноценного мониторинга к ним нужен сабвуфер. Хорошо здесь то, что можно совершенно спокойно использовать студийные мониторы и саб от разных производителей. Для студий выпускают специальные студийные сабы, которые воспроизводят очень точный и быстрый бас с максимально линейной АЧХ.
Критически важной для студии является акустическая обработка помещения, поскольку именно с низкими частотами возникают основные проблемы. Также критично расположение сабвуфера — желательно, чтобы он был равноудален от мониторов. Если такое расположение невозможно, используется два саба.
Для DIY
Для тех, кто умеет держать в руках пилу и молоток, в продаже есть сабвуферные динамики. Их стоимость ниже готовых сабов, а смастерить ящик можно с помощью калькулятора из Интернета. Разумеется, нельзя забыть про усилитель — максимальная мощность динамика при этом должна в два раза превышать максимальную мощность усилителя. В остальном здесь открывается простор для творчества — можно сделать хоть суперсаб с рупорной конструкцией и несколькими динамиками.
Куда поставить сабвуфер?
Есть простой лайфхак, позволяющий быстро найти оптимальное место для саба. Нужно поставить его на кресло или диван, в котором будет сидеть слушатель, и походить по комнате, определив на слух позицию, где бас звучит наиболее громко, детально и глубоко. Это и будет искомой точкой.
Стоит также запомнить:
Как подружить саб и соседей?
С точки зрения соседей, сабвуфер — это смесь отбойного молотка и военного оркестра, призывающего к мобилизации и военным действиям. Дело в том, что басовые волны очень длинные, поэтому остановить их может только нечто толстое и массивное. Тонкие стены российских квартир для этих волн — все равно что листок бумаги для пули. Более того, если стена не несущая, она выступает еще и в роли мембраны, которая отлично улавливает низкочастотные вибрации и передает их всему каркасу дома, особенно в квартиры выше и ниже. Часто это является главной причиной, по которой меломаны отказываются от сабвуфера.
К счастью, есть несколько эффективных способов подружить сабвуфер с квартирой:
Как настроить саб?
Как правило, у сабвуфера есть несколько основных настроек:
Заключение
Сабвуфер открывает целое измерение в музыке. Оказывается, треки могут различаться между собой фактурой баса, а в некоторых направлениях можно даже почувствовать саму форму волны, из которой были сформированы низкие частоты.
Правильно настроенный сабвуфер добавляет музыке глубины и расширяет ее частотный диапазон, но при этом не отвлекает все внимание на себя и не выделяется из общей картины.
Рвем сабвуфер: 10 треков с самым низким басом
Содержание
Содержание
Бас всегда привлекал музыкантов и слушателей своей особенностью: низкие частоты можно не просто услышать, но и почувствовать всем телом. Правда, для этого понадобится подходящая аудиосистема с сабвуфером, который позволяет воспроизводить частоты ниже 60 Гц. Проверить качество звучания саба можно как с помощью референсных треков, так и просто послушав музыку с большим количеством баса. Вот 10 треков, которые в этом помогут.
Noisia & The Upbeats — Dead Limit
Дабстеп/драм-н-бэйс
Из танцевальной электроники драм-н-бэйс и дабстеп чаще других жанров используют саб-бас — дополнительный слой очень низкого (ниже 60 Гц) баса. На стыке этих жанров работают голландцы Noisia. Их треки отличаются великолепным продакшном, разбавлены приличной долей саунддизайнерских решений, но при этом не теряют в музыкальности. Главная фича — математически выверенный бас, фактура которого меняется от трека к треку. Коллаборация с новозеландским дуэтом The Upbeat вылилась в трек Dead Limit, получивший награду Drum&BassArena Awards. Резкие бас-дропы позволят проверить саб на скорость реакции и ширину частотного диапазона.
Massive Attack — Angel
Трип-хоп
Среди электроники не для танцполов найдется много экспериментальных жанров, в которых использование неприлично низких частот — обычное дело. К примеру, ветераны трип-хопа Massive Attack из Англии создали трек Angel, который не исчезает из всевозможных топов песен для проверки акустических систем. Причина в массивном басовом риффе, который является центральным элементом трека и звучит от его начала до конца. Повторяющаяся партия вкупе с низкой глухой бочкой создает гипнотизирующий эффект. Его тембр меняется на протяжении песни и раскрывается на аудиосистеме с хорошим сабом: становятся слышны атака и затухание нот, разделение баса на слои и другие детали.
Childish Gambino — This Is America
Хип-хоп
Бас в хип-хопе всегда играл особую роль. Стандартом жанра является зацикленный басовый рифф под бит с минималистичной аранжировкой, уступающей все внимание вокалу. Так же сделано в сингле Childish Gambino «This Is America», наделавшем немало шуму благодаря провокационному клипу. Жирная басовая партия из двух нот создает тревожное настроение, пока не превращается в конце песни в увесистый брейкдаун, способный проверить способности любого саба. Трек получил две главные грэмми («Запись года» и «Песня года») в 2019 году.
Hans Zimmer — Time
Саундтрек
Саундтреки к фильмам — особый жанр музыки. Именно благодаря низким частотам зритель получает львиную долю вау-эффекта в кинозале, поэтому кинокомпозиторы знают, как важен мощный бас. К примеру, Ханс Циммер («Начало», «Пираты Карибского Моря») любит смешивать звук аналоговых синтезаторов (нетрудно узнать звук Moog Modular, славящийся насыщенным басом) с большими барабанами, секциями струнных и труб. Но главное, что благодаря многомиллионным бюджетам, саундтреки для блокбастеров всегда идеально сведены и отлично звучат. Поэтому их можно использовать как эталон для проверки акустики, особенно когда заходит речь о динамике и натуральности звучания.
Muse — Hysteria
Рок-музыка часто строится вокруг баса, но обычно он настроен довольно высоко и не дает разгуляться сабвуферу. Правда, гитаристы Muse помешаны на педалях эффектов — отсюда уникальный характер звучания и жирный, почти синтетический звук баса. Он здесь записан в 4 трека: основной чистый сигнал, два обработанных овердрайвом и последний — дубль басовой партии на синтезаторе Roland lp8000. Аудиосистема с хорошей динамикой и натуральным звучанием позволит расслышать все слои баса.
Limp Bizkit — Rollin’
Альтернативный рок
В двухтысячные появилась целая плеяда групп, скрестивших хип-хоп и метал. Хип-хоповые басовые партии встретились с живыми инструментами и создали уникальное звучание, заставляющее по-новому посмотреть на роль бас-гитары в рок-музыке. Limp Bizkit можно назвать одним из самых характерных представителей ню-метала, а Rollin’ — одним из самых характерных треков всего жанра. Полноценно он раскрывается на большой акустике с сабвуфером, для которого это еще и неплохой тест на натуральность звучания и аккуратность воспроизведения тембров.
Meshuggah — Demiurge
Метал
Мало кто поспорит с тем, что шведы Meshuggah звучат тяжело. Гитаристы используют 8-струнные гитары, настроенные примерно как бас для стандартной рок-музыки. Соответственно, бас звучит на две октавы ниже обычного. Фанаты даже шутят, что в группе играют три басиста. При ударе по струнам низко настроенной гитары получается специфический звук, от которого происходит название поджанра — джент. Феноменальная плотность ритм-секции и чудовищно низкий строй станут отличной проверкой любой аудиосистемы на прочность.
J.S. Bach — Toccata and Fugue in D Minor (Don Dorsey — Bachbusters)
Классика
Композитор Дон Дорси на заре электронной музыки записал самое известное произведение Баха с помощью синтезаторов и выпустил альбом Bachbusters, который занял первую строчку чарта Billboard classical musiс. Аудиофилы долгое время использовали этот трек для проверки своих аудиосистем — не каждая может отыграть его чисто на большой громкости. Как известно, орган — инструмент с самым широким диапазоном, позволяющий извлекать ультранизкие ноты, вплоть до инфразвука. Добротный аналоговый синтезатор позволяет сымитировать все низкочастотное великолепие этого инструмента: в кульминации трека синтезированный орган звучит все ниже и ниже, пока не достигает частоты 19 Гц. Отличный способ проверить возможности своего саба.
The XX — Fantasy
Дрим-поп
Этот трек британских инди-рокеров концентрируется на простой, но очень низкой и жирной басовой партии. После короткого вокального вступления остаются только гитарно-электронный эмбиент и бас, а едва слышимый кик глухо отсчитывает ритм. Чтобы он прорывался сквозь завесу низких частот, использован эффект сайдчейн-компрессии, который часто можно услышать в электронной музыке: бас на долю секунды прерывается перед ударом бочки, а потом плавно, но быстро возвращается обратно. Хороший саб позволит услышать работу сайдчейн-компрессора.
James Blake — Limit To Your Love
UK bass
Британец Джеймс Блейк работает в жанре UK bass. Стиль родился в клубах Англии благодаря музыкантам, добавляющим лидирующую басовую партию в хаус, дабстеп, RnB и различные электронные жанры. Сингл Limit To Your Love — это кавер на песню певицы Лесли Файст. От оригинала остались лишь вокал и пианино, а вместо остальных инструментов в припеве звучит саб-басовая партия, добавляющая треку новое измерение. Бас здесь настолько низкий, что его в буквальном смысле можно услышать лишь с помощью сабвуфера.