451 градус по фаренгейту это температура чего
Категории статей
Грибы против платика
Ученые проводят исследования по разложению пластика с помощью микроорганизмов и грибов. Далее
Ученые ставят диагноз планете
Cтолько углекислого газа, как сейчас, в атмосфере не было последние 2 млн лет, метана и закиси азота — 800 тыс. лет. Далее
Природный регулятор температуры колибри
Учитывая огромную скорость и частоту крыльев, птицы должны нагреваться до температур, несовместимых с жизнью. Далее
Биоразлагаемые пакеты – вред или польза?
Интересно разобраться, действительно ли такие пакеты не наносят вреда окружающей природе. Далее
Видео лекции на канале Temperatures.ru
Две видео лекции уже доступны для просмотра на канале Temperatures.ru Далее
Популярные статьи
Польза и вред инфракрасного обогревателя (323567)
Среди электрических обогревателей, которые мы используем в быту, наиболее популярными сейчас становятся инфракрасные нагреватели. Они очень широко рекламируются в Интернете и в газетах. Говорят, что они намного эффективнее масляных радиаторов и тепловентиляторов. Меньше потребляют энергии, не сжигают кислород и т.д. Главное – они совершенно не вредные, никакого отрицательного воздействия на организм человека не оказывают. Далее
Почему горячая вода замерзает быстрее, чем холодная? (209548)
Это действительно так, хотя звучит невероятно, т.к в процессе замерзания предварительно нагретая вода должна пройти температуру холодной воды. Парадокс известен в мире, как «Эффект Мпембы». Далее
Вредно ли разогревать пищу в микроволновке? (199173)
Контролируйте температуру приготовления мяса! (181337)
При приготовлении сырого мяса, особенно, домашней птицы, рыбы и яиц необходимо помнить, что только нагревание до надлежащей температуры убивают вредные бактерии. Далее
451 градус по Фаренгейту, температура возгорания бумаги? (166089)
451 градус по Фаренгейту. Это название знаменитой книги Рэя Брэдбери. На языке оригинала звучит так: ‘Fahrenheit 451: The Temperature at which Book Paper Catches Fire, and Burns’. Действительно ли при этой температуре начинают гореть книги? Далее
Основные разделы
451 градус по Фаренгейту, температура возгорания бумаги?
451 градус по Фаренгейту. Это название знаменитой книги Рэя Брэдбери. На языке оригинала звучит так: ‘Fahrenheit 451: The Temperature at which Book Paper Catches Fire, and Burns’.
Сколько будет 451 °F по Цельсию? Примерно 232,8 °С. Мне кажется, что это низковато для воспламенения. На свой страх и риск беру кусок газеты и кладу в духовку, где при температуре 250 °С запекается рыба с картошкой. Наблюдаю сквозь стекло духовки за эффектом. Нет никакого эффекта. Бумага лежит и даже не обугливается. Правда, запах пошел примерно такой, как когда бумагу проглаживают утюгом. Итак, ошибался ли знаменитый фантаст?
Если провести поиск в Интернете, то окажется, что с легкой руки Брэдбери даже популярные американские образовательные сайты, отвечая на вопросы любознательных посетителей о температуре возгорания бумаги, приводят температуру 451 °F. Обычно, однако, дается разъяснение, что это зависит от типа бумаги, от пропитки и т.д. Данная цифра, мол, дана только для книг и газет. Один сайт даже дает метод проверки этой цифры для школьников, предлагая с помощью термопары измерять температуру горения.
Но есть и опровержения. Наткнулась на один интересный сайт «How books got their titles?» и там, на странице Fahrenheit 451 by Ray Bradbury, посвященной знаменитой книге Брэдбери, высказывается мнение, что писатель в заголовке книги перепутал градусы Цельсия и градусы Фаренгейта. Температура возгорания бумаги составляет 450 °С! Это примерно 843 °F. Ссылка дана на уважаемый справочник «Handbook of Physical Testing of Paper By Jens Borch (2001)», в котором черным по белому написано «The ignition temperature of paper is about 450 degrees C, but it is somewhat dependent upon the paper quality. The ignition temperature is 450 degrees C for rayon fibers, 475 degrees C for cotton, and 550 degrees C for flame-resistant cotton (treated with N-methyl-dimethyl-phosphonopropionamide).» (Температура возгорания бумаги составляет около 450 °С, но немного зависит от качества бумаги. 450 °С – для вискозы, 475 °С – для хлопка, 550 °С для огнеупорного пропитанного хлопка).
Вот так, путаница в температурных шкалах приводит к ошибкам в литературе. А ошибка в литературе закрепляется образовательной системой.
Несмотря на ошибку в заголовке, книга очень хорошая и актуальная в наше время. Идея этой истории пришла Брэдбери в голову, когда он наткнулся на случай, когда полиция, вместо того, чтобы защищать людей, стала допрашивать их на улице. Это показалось писателю невероятным. Он написал книгу о возможном будущем, в которой полиция вместо того, чтобы тушить огонь, разжигает его
Похожие по тематике статьи на сайте:
Другие статьи раздела
Комментарии:
Температура начала самоподдерживающейся реакции (горения, взрыва) в общем случае не может быть определена с точностью не только до градусов, но даже десятков градусов. Эта температура не является свойством материала, не имеет точного значения и не является аналогом температуры плавления. В зависимости от условий (давление и влажность воздуха), особенностей бумажного образца (толщина, структура, влажность) и условий инициирования реакции (локальное, распределенное по поверхности, объемное, непрерывное, импульсное), эта температура может изменяться очень существенно. Например, при импульсном лазерном нагревании (наносекундные длительности) температура поверхности бумаги может превышать 1000-1500 К, но воспламенение не произойдет, останется только едва заметный след (ожог). Воспламенение происходит тогда, когда мощность тепловыделения реакции становится больше, чем мощность тепловых потерь. На графике зависимости температуры образца от времени T(t) при медленном нагревании появляется точка перегиба, и начинается самоускорение нагрева. Конечно, можно договориться о проведении эксперимента в стандартных условиях – по размерам и свойствам бумаги, устройству камеры сгорания и т.д. В этом случае удастся добиться воспроизводимости и постоянства температуры воспламенения. В физико-химических справочниках нет данных по температуре воспламенения веществ – ни твердых, ни жидких, на газовых. В литературе приводятся лишь грубые ориентировочные данные, направленные на технику безопасности. Художественная литература может позволить себе любой вымысел, если он не противоречит правилам грамматики и литературным нормам, там можно воспламенять что угодно хоть взглядом, хоть словом, хоть выразительным жестом. Но к науке не имеют отношения ни 451 F, ни 451 С.
Александр Николаевич, Ваш комментарий, говорит о том, что Вы давно занимаетесь фундаментальной наукой. Согласна, что температура возгорания веществ, в том числе бумаги, зависит от многих факторов. Впрочем, как и температура кипения. Наверное, если бы Вам сказали, что вода кипит при 100 °С, Вы бы возразили, что это зависит от чистоты воды, высоты над уровнем моря, объема сосуда и т.д. И были бы правы, как ученый. Но иногда не хочется слишком усложнять мир. Большинство людей живет в мире геометрии Евклида, механики Ньютона и температуры по стоградусной шкале. То есть в нормальных условиях. Данная заметка как раз про такой мир. Эта статья не научная. Поджигать коротким лазерным импульсом бумагу никто не собирается. Условия нормальные. То есть, берем печку, нагретую до 450 °С и бросаем туда бумагу. Она горит. Если печку нагреть до 230 °С, она не горит. У меня, к сожалению нет книги «Handbook of Physical Testing of Paper By Jens Borch (2001)», у меня есть только аннотация, но я думаю, что там именно такие условия и имеются ввиду. Любое физическое явление можно усложнить и исследовать. Но это уже в других разделах сайта, а не в рубрике «Интересные факты».
Наталия Павловна, понимание смысла кажется мне важнее знания точных цифр. За точными цифрами очень часто ничего не стоит. Весьма точно воспроизводятся температуры плавления чистых веществ. Но почему они повторяются всегда и всюду – неясно. Почему в бесконечно узком интервале температур происходят такие сильные изменения свойств? Требуется множество статистически независимых элементарных событий (разрыв химических связей и т.д.), чтобы произошло разрушение порядка и превращение вещества из твердого в жидкое. В метрологических статьях (кажется, из НИСТ) видел точки плавления, определенные с точностью до 6-7 знаков, но за этой точностью нет понимания физики явления. Поэтому нет и веры этим точным цифрам. Нигде не видел у метрологов обсуждения вопроса: какая предельная точность температур плавления может быть достигнута? Чем эта точность будет определяться – неточностью методов измерения или невоспроизводимостью температуры плавления? Можно ли будет когда-нибудь измерять температуру плавления с точностью до 1/1 000 000 000 000 К? А величина 451 F – это гламур, не более того. Вот примеры гламурных вопросов: при какой температуре испаряется золото? при какой температуре погибают вирусы? какая температура в Гольфстриме? до какой температуры нагрета лава в вулкане? Достаточно запомнить какие-то цифры и ничего не понимать. Бывает, что студент точно записывает 5-6 цифр в постоянной Больцмана или Планка, но при этом ошибается на 10-15 порядков величины, записывая показатель степени. Примерно так и Брэдбери – ему все равно, в какой шкале градусы – Фаренгейта, Цельсия или Кельвина. Фантазии литератора – не о температуре, это всегда о другом.
Согласна, что плавление чистого вещества это удивительный процесс, особенно поражает воображение остановка температуры на каком-то точном значении. (Не любого вещества, конечно, а только веществ с кристаллической структурой, какими являются, например, металлы и вода.) Многие ученые занимались и занимаются исследованием скрытой теплоты плавления, физикой фазовых переходов, физикой переохлаждения и перегрева, влиянием примесей в металле на температуру плавления и затвердевания, влиянием атмосферного давления и т.д. Для метрологов-термометристов точки фазовых переходов металлов – это основа международной температурной шкалы. Советую заглянуть в наш раздел МТШ-90/Основные принципы реализации реперных точек (http://temperatures.ru/pages/fixed_points_its90). В настоящее время можно утверждать, что само полученное значение температуры плавления и затвердевания металла определяется скорее не свойствами металла, а ограничениями измерительных инструментов – термодинамических термометров. Действительно, чтобы получить конкретное значение температуры плавления, нужно его измерять. Например, значение температуры, приписанной плавлению чистого галлия по МТШ-90, равно 29,7646 °С. На сколько оно точное? Если Вы посмотрите в раздел «Разработка нового определения кельвина» и в опубликованный там документ МБМВ http://temperatures.ru/pdf/Kelvin_CIPM.pdf, то узнаете, что погрешность термодинамического определения этой температуры составляет 1 мК, а воспроизводимость измерений платиновым термометром в различных лабораториях 0,05 мК. Эта точность и имеется в виду в работах НИСТ. МТШ-90 не термодинамическая, а условная практическая шкала. Не вижу ничего плохого в «гламурных вопросах». Кстати не все ученые и не всегда могут ответить на эти жизненные вопросы так, чтобы было понятно всем. Иногда легче усложнить объяснение, чем упростить его. А рубрика «Интересные факты» именно для всех любознательных людей. Бредбери не писал о температуре, он писал о нашем возможном будущем. Но его книга очень популярна, поэтому многие, наверное, взяли себе на заметку и это название, в котором записана температура 451 °F.
Узнал кое что из заметки, но еще больше из комментариев. Хорошо когда в мире все еще есть живые книги. Спасибо.
Дмитрий, зачем Вы ищите везде политику? Вы правильно цитируете Ленина (правда, мой слух коробит то, как Вы его называете), но Ленин говорил, что люди «будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике», а не в физике. Причем здесь фазовые переходы металлов, о которых мы дискутируем с Александром Магуновым? Кстати, я его комментарии не затирала, а честно на них отвечала. Вы тоже можете участвовать в дискуссии. Однако предупреждаю, что «к установлению гармонии в мире» она не имеет отношения. Все проще. Это наука, а не политика.
Вообще, 232 градусов Цельсия это температура плавления такого твёрдого вещества как олово (Sn).
Ох уж эти телефоны. Вношу исправления. «проще повалить человека наземь, если ткнуть его палкой» Ну и «может сгодиться горячий уголек», там выше.
Василий Иванович совершенно прав. Бредбери совершенно ни к чему была температура САМОвоспламенения бумаги. Впечатление создается, что книжку мало кто читал. Особенно это касается товарища с лазером из НИИПМТ.
Где вы взяли этот «калькулятор»?
Да прямо в интернете. Если ссылку не забанят в подозрении на рекламу, вот температура самовоспламенения бумаги http://www.wolframalpha.com/input/?i=paper+burning+temperature
Так это же не калькулятор никакой. Справочник популярный. Они там не дают физических объяснений, а ссылаются на Брэдбери, между прочим.
То чувство, когда комментарии интереснее самой статьи 🙂
Нормальная температура паяльника около 250С, но 40-60-100 ваттные из магазина электротехники часто перегреваются выше 300С, это хорошо видно по окислившемуся жалу. Вот такой стоваттный у меня был, когда, придя домой морозной январской ночью, решил испить чайку горячего, а плиту поджечь оказалось нечем! Попытался разжечь бумагу паяльником, не получилось. Совал в щель листки бумаги до соприкосновения с красным ТЭНом, всю квартиру провонял дымом, но поджечь не смог
Хочу внести свою лепту. Рэй Брэдбери воспользовался ошибочными данными, либо же сам перепутал. Я ни в коем разе не собираюсь спорить с учеными мужами на эту тему, просто пытаюсь вступиться за бедного фантаста. На сколько я знаю, температура должно быть 451° C. Ещё раз прошу прощение за вмешательство.
Андрей, разве Рэй Брэдбери нуждается в защите? Это гениальный фантаст, каких мало. Он также философ, выражающий очень глубокие мысли в своих рассказах. Ошибка в названии романа никак не пятнает его имя. Эта заметка написана просто как интересный факт, который почему-то повторяют даже некоторые справочники.
Наталия Павловна, добрый вечер! Еще раз спасибо Вам за статью. До великого романа доросла моя младшая дочь, и я сразу же вспомнила, на какую публикацию сослаться для уточнения конкретных цифр 🙂 С уважением, Елена Иванчура
Возьмем выдержку из справочника «Пожарная опасность веществ и материалов»: «. Бумага фотографическая, горючий материал. Толщина 0,15 мм; масса 1 м2 0,146 кг; теплота сгорания 13,3 МДж/кг. Температура воспламенения 238 °С; температура самовоспламенения 365 °С. При хранении в кипах способна к тепл. самовозгоранию: т. самонагр. 120 °С, температура тления 324 °С. Бумага, горючий, а в разрыхленном виде легковоспламеняющийся материал. Удельная теплота сгорания 18,32 МДж/кг (газетная бумага), 16,52 МДж/кг (оберточная бумага). Температура воспламенения и температура самовоспламенения 230 °С. » Вы всё еще будете разводить дискуссию по поводу того, ошибался автор или нет? Возьмите олово, расплавьте в тигле (температура плавления
232’C). Вылейте расплавленное олово на бумагу (газету, лист) и сделайте для себя выводы.
Я бы не ссылался на справочники. Особенно по пожарной безопасности. Там специально пугают людей. Лучше проверять опытным путем. Предлагаете налить олово? Так сделайте это сами, а потом напишите, какой результат. Но это все равно будет не «самовоспламенение», и не «возгорание», а просто поджег.
Григорий С., а какова разница между «возгоранием» и «просто поджогом» именно в данной теме?
В справочнике А.Я.Корольченко «Пожароопасность веще и материалов и средства их тушения» на стр. 258 для Бумаги указана температура самовоспламенения 230 градусов по цельсию
We Wish to Buy Your website Traffic Hi, I’m Tom from digital market company CentTip Co.,Ltd. Are you trying to find a way to generate more money via your website? Check this page to get funds and bonus: https://www.centtip.com/earn-10-more You will be glad to know Media.net which belongs to Bing and Yahoo, as one of the biggest pools of advertisers in the world, they pay more to purchase your web site traffic. The average earnings from 1,000 ads impressions is USD 10. Currently they are expanding their business, and you will obtain 10% more of your revenue for 1st 3 months. Join Now: https://www.centtip.com/earn-10-more Thank you for your time, Tom Kulzer Founder and CEO, CentTip Co.,Ltd
Не стоит к беллетристическим произведениям прикладывать строгие рамки физики. Произведение прекрасно. Независмо от «градусов Цельсия» или «Фаренгейта».
Полиция пожары не тушит. И не разжигает. Даже у Бредбери.
451 градус по Фаренгейту
Рэй Брэдбери сам жил в этом придуманном мире романа и себя представлял тем самым пожарником, который в отличие от пожарных не тушит, а разжигает пожар в этом мрачном будущем, где нет места книгам. И горе тому, у кого они обнаружатся. Эти книги сжигаются специальной командой поджигателей- пожарников вместе с домом и хозяином. Убежать, или спрятаться невозможно. Безжалостные роботы- собаки догонят и уничтожат ослушника.
Мрачное темное будущее романа, где нет книг, нет интернета, а есть телевизоры с громадными электронно- лучевыми трубками-экранами на всю стену, с надоедливой рекламой, которые, охваченные огнем пожара, трескались и с шипением заполняли свой вакуум атмосферным воздухом, да еще миниатюрные улитки- радиоприемники FM, с той же надоедливой рекламой, которые умещались в ухе.
Не суждено было Рэю Брэдбери узнать, что книги действительно исчезнут в недалеком будущем, но для этого их не потребуется сжигать. Они тихо и мирно сами уйдут в небытие, уступив место тем самым гаджетам- компьютерам, телефонам и планшетам, которые подобно «одноруким бандитам»- автоматам, грабящим доверчивых граждан, желающих разбогатеть, воруют более ценное, чем деньги- время и интеллект.
Сейчас, в этом наступившем будущем человек с книгой в метро воспринимается как не от мира сего, как динозавр, или неандерталец.
Когда роман был опубликован, Рэю Брэдбери указали на ошибку с температурой, но он отказался ее исправлять.
— Пусть остаётся, как есть. Красивое, говорящее название романа. Мало кто обратит внимание на эту незначительную оплошность с температурой.
02.09.2021
451 градус по фаренгейту, Рэй Бредбери
По признанию Брэдбери, ошибка была вызвана тем, что при выборе названия он консультировался со специалистом из пожарной службы, который и спутал температурные шкалы.
What seems to have happened is that Bradbury mixed up his Fahrenheit with his Celsius. 450 degrees C is correct for paper – only one off from 451 – but this is Celsius (or Centigrade), not Fahrenheit. The equivalent in Fahrenheit would be about 843 degrees. The famous formulation ‘Fahrenheit 451: The Temperature at which Book Paper Catches Fire, and Burns’, should perhaps be changed: I would suggest something such as: ‘Fahrenheit 843: The Approximate Temperature at which Rayon Fiber Untreated with N-methyl-dimethyl-phosphonopropionamide Catches Fire, and Burns’.
Consulted:
Bradbury, Ray: Match to Flame: The Fictional Paths to Fahrenheit 451 (2006)
Borch, Jens: Handbook of Physical Testing of Paper (2001)
Франсуа Пико и Хосе Кустодио де Фариа. Реальная жизнь прототипов романа «Граф Монте-Кристо»
Среди многочисленных романов, написанных Александром Дюма (отцом), два имеют наиболее счастливую судьбу. Ни один из других романов, написанных этим автором, даже и близко не смог повторить их успех и приблизиться к ним по тиражам и популярности. В ХХ веке эти произведения были многократно экранизированы, и теперь с их сюжетами знакомы даже те, кто так и не собрался раскрыть книгу и ознакомиться с оригиналом.
Первый из них, разумеется, «Три мушкетёра» — один из главных и любимых романов подростков всех стран, который, однако, вызывает отчётливое чувство недоумения и неприятия у способных здраво размышлять взрослых читателей.
Второй из этих романов — знаменитый «Граф Монте-Кристо»: волнующая и будоражащая воображение история коварства и любви, ненависти и мести.
Роман «Граф Монте-Кристо», издание 1853 г.
Первый фильм по этому роману был снят еще в 1908 году в США. А во французских киноверсиях снимались культовые актеры и звезды первой величины — Жан Маре (1954 г.) и Жерар Депардье (1998 г.).
Жан Маре в роли графа Монте-Кристо
Жерар Депардье в роли графа Монте-Кристо
В фильме 1998 года вместе с Жераром Депардье снимался и его сын Гийом, сыгравший роль молодого Дантеса
Гийом Депардье в роли молодого Дантеса
Ружья «Монтекристо» часто можно было увидеть также и в тирах дореволюционной России. А вот в Европе их называли «флоберами».
В данной статье мы не будем проводить литературный анализ романа. Вместо этого поговорим о реальных людях, ставших прототипами его героев и персонажей.
Сюжетная основа романа «Граф Монте-Кристо»
В романе «Граф Монте-Кристо» А. Дюма, как и во многих других своих произведениях, воспользовался реальным сюжетом, лишь значительно романтизировав его: идеализировал главного героя и лишил его противников полутонов. Основные черты всех персонажей были гиперболизированы и доведены до абсолюта. Это, с одной стороны, предельно вульгализировало героев романа, которые стали похожи на ходячие стереотипы, наделённые каждый своей функцией. Но, с другой стороны, такое упрощение позволило читателям сразу и четко определиться с симпатиями и смириться с поведением главного героя во второй части книги. Ведь Дюма не оставляет читателям и тени сомнения, подводя их к мысли: эта жестокая и поистине маниакальная месть осуществляется абсолютно положительным персонажем по отношению к абсолютно отрицательным. Враги героя всего лишь получили по заслугам, совесть мстителя была абсолютно чиста и спокойна.
Однако реальная история мщения, ставшая основой романа Дюма, имела другой финал — и для человека, ставшего прототипом главного героя, закончилась намного страшнее и печальнее. Если бы этот сюжет взялся разрабатывать не легкомысленный романист, традиционно рассматривавший историю как «гвоздь, на которую он вешает свою картину», а более серьезный писатель, могла бы получиться трагедия шекспировского масштаба. Это было бы произведение о тщетности и даже пагубности злопамятства и мести всем подряд. Но при этом любители беллетристики лишились бы одной из «жемчужин» этого жанра.
История Франсуа Пико
В романе «Граф Монте-Кристо» Дюма творчески переработал одну из глав книги «Полиция без масок», изданной в 1838 году. Это были мемуары некоего Жака Пеше, а историю, заинтересовавшую знаменитого сочинителя, сам Пеше назвал «Алмаз и мщение».
Началась эта история в 1807 году, что почему-то не устроило Дюма, который перенес начало действия романа в 1814 год. Профессия главного героя писателю также не понравилась. Решив, что романтический герой не может быть сапожником, Дюма лёгким движением своего пера превратил реального Франсуа Пико в моряка и капитана корабля Эдмона Дантеса. Что касается титула, которым Дюма «наградил» героя своего романа, то произведен он был от названия скалистого островка, который писатель увидел близ острова Эльба.
Враг реального Пико, небогатый буржуа Матье Лупиан, в романе Дюма стал дворянином и офицером Фернаном. Имя миланского прелата, с которым герой познакомился в тюрьме, Пеше в своих мемуарах не назвал, и А. Дюма ничтоже сумняшеся назначил «добрым гением» Дантеса Хосе Кустодио де Фариа, вполне реального человека, который и сам мог бы стать героем приключенческого романа. О нем мы сегодня тоже поговорим (чуть позже).
Э. Дантес и Фариа, кадр фильма, 2002 г.
То обстоятельство, что Фариа и не думал умирать в замке Иф, а благополучно вышел из этой тюрьмы и на свободе написал одну из первых посвященных гипнотическим практикам научных книг, для Дюма не имело никакого значения. Он «художник» и «так видит», что поделаешь.
Но что же было на самом деле? Реальная история, как мы помним, началась в 1807 году в Париже, когда сапожник из города Ним Франсуа Пико рассказал своему земляку Матье Лупиану, что ему повезло: он женится на Маргарите Вигору, родители которой выделили дочери весьма щедрое приданое. Вместо того чтобы порадоваться за старого знакомого, Лупиан, который и сам имел виды на столь богатую невесту, вместе с двумя друзьями написал донос в полицию. В нем говорилось, что Пико — дворянин из Лангедока и английский агент, через которого осуществляется связь между различными группами роялистов. Это дело заинтересовало начальника полиции Лагори, который отдал приказ об аресте Пико. Несчастный сапожник провел в тюрьме 7 лет и, разумеется, не бежал из нее, а просто был освобожден после падения Наполеона — в 1814 году. Соседом Пико по камере оказался неназванный по имени священник из Милана, который и завещал ему свое состояние. А в романе Дюма, как мы помним, Дантес получил старинный клад кардинала Чезаре Спады (реальное лицо), якобы отравленного папой римским Александром VI (Борджиа).
Полученные деньги позволили бы ещё отнюдь не пожилому Пико начать новую жизнь, однако он жаждал мести и потому стал искать виновников своего ареста. Его подозрения пали на Лупиана, но доказательств не было. Скоро Пико повезло (по крайней мере, так он тогда думал): он нашел знакомого Лупиана — некоего Антуана Аллю, который в то время проживал в Риме. Назвавшись аббатом Бальдини, он сообщил ему, что действует по завещанию умершего Франсуа Пико, согласно которому на его могильной плите следует высечь имена людей, причастных к его аресту. Получив в качестве награды крупный алмаз, Аллю назвал нужные имена. И с этой минуты началась цепь трагических событий, приведших к гибели и Пико, и многих других людей.
Вскоре Пико начал свою месть. Один из доносчиков был найден убитым, а на рукоятке кинжала, что стал орудием преступления, следователи прочитали таинственные слова: «Номер первый». Вскоре был отравлен второй доносчик и на черное сукно, покрывавшее гроб, кто-то приколол записку со словами: «Номер второй».
Таким образом, полученное Пико состояние в реальной жизни счастья ему не принесло и стало причиной смерти пяти человек, в том числе и его самого.
Настоящая жизнь аббата Фариа
Теперь обратимся к другому важному персонажу романа Дюма, которого писатель назвал аббатом Фариа.
Настоящий Хосе Кустодио де Фариа родился в 1756 г. в Западной Индии — на территории португальской колонии Гоа, в настоящее время хорошо знакомой туристам всего мира. Будущий аббат был выходцем из рода брахманов, но его отец, Каэтано де Фариа, принял христианство. Это позволило ему жениться на дочери португальского чиновника, а их сыну — получить прекрасное образование. Но индийское происхождение и годы, проведенные в этой стране, давали о себе знать, и, даже получив сан священника, Хосе продолжал заниматься йогой и ведическими практиками.
В Европу семья де Фариа перебралась, когда Хосе исполнилось 15 лет. В Риме отец и сын одновременно поступили в университет: Каэтано закончил медицинский факультет, Хосе — богословский. После этого они неплохо устроились в Лиссабоне, где отец стал исповедником португальской королевской четы, а сын — священником королевской церкви.
Padre Jose Custódio de Faria
Однако в дальнейшем они оказались втянуты в заговор, ставящий своей целью отделение Гоа от метрополии, и в 1788 году семья Фариа вынуждена была перебраться во Францию. Но и в этой стране взгляды младшего Фариа были сочтены чересчур радикальными: эмигрант оказался в Бастилии, где и находился на протяжении нескольких месяцев, пока не был освобождён восставшими парижанами 14 июля 1789 года.
Режим заключения Хосе де Фариа не был очень уж суровым, тем более что один из тюремных надзирателей оказался большим любителем игры в шашки, а заключенный — настоящим мастером. Поэтому особенно скучать опальному аббату не пришлось. Именно тогда он решил модернизировать правила этой игры, увеличив количество полей, и стал изобретателем стоклеточных шашек. И этого было бы достаточно, чтобы имя аббата осталось в истории, но он отнюдь не собирался останавливаться на достигнутом.
Революции открывают немало путей для неординарных людей, и де Фариа не был исключением. Как человек, пострадавший от прежнего режима, он пользовался полным доверием новых властей и даже получил под командование один из отрядов Национальной гвардии. Но, как известно, революции склонны пожирать своих детей, и в 1793 г. на подозрительного бывшего аббата обратили внимание возглавившие Конвент якобинцы. Де Фариа не стал ждать ареста и бежал на юг, где отошёл от политики, занимаясь преподаванием медицины. Именно в это время он увлекся новомодным учением Франца Месмера о «животном магнетизме», а заодно начал свои эксперименты в области гипноза. Однако вне политики этот незаурядный человек остаться не смог, и, когда «негодяи спасли Францию от фанатиков», он примкнул к основанной Франсуа Ноэлем Бабёфом организации, названной им «Заговор во имя равенства».
В 1794 году после падения якобинцев власть во Франции оказалась в руках нового правительства — Директории, при котором фактическими хозяевами страны стали немногочисленные нувориши, а разница в уровне жизни между богатыми и бедными достигла невиданных размеров, намного превзойдя социальное расслоение при Людовике XVI. Все это сопровождалось падением нравственности и в крупных городах появились и стали задавать тон бесстыжие «светские львицы» вроде Терезы Тальен. Республиканские войска уже имели хороших генералов и научились воевать, вражеские армии теперь не могли угрожать самому существованию Французской Республики. Главная опасность для нее теперь заключалась во внутренней нестабильности. С одной стороны, «порядок в стране» стремились навести некоторые популярные в народе генералы, с другой — имелись довольно многочисленные сторонники «левых», мечтавшие о социальной справедливости и установлении во Франции истинно народной власти. Закончилось все государственным переворотом 18 брюмера 1799 г., в результате которого к власти пришел Наполеон Бонапарт. Лидеры новых «левых» с этим не смирились, и филиалы «Заговора во имя равенства» появились во многих французских городах, в том числе и в Ниме, где находился в то время Хосе Кустодио де Фариа. Именно он и возглавил городскую организацию «Заговора. » Однако «Гракх» Бабёф был предан и казнён 27 мая 1797 г., его соратники оказались в тюрьмах, либо сосланы в южные колонии на каторгу. Местом заключения Хосе де Фариа стал замок Иф, в одиночной камере которого ему которой ему пришлось провести 17 лет.
Гуальтьеро Тумиати в роли Фариа
В настоящее время в этом замке находится музей. Показывают и «камеру аббата Фариа», в которой имеется лаз его имени. Но размер его отверстия таков, что пролезть сквозь него невозможно даже ребенку.
Интерьер замка Иф, камера Фариа с лазом внизу
Имеется в этом музее и «камера Дантеса», в которой также есть два маленьких отверстия. Но, если в первой камере отверстие располагается у самого пола, то в этой — под потолком.
Надо сказать, что А. Дюма, лично посещавший этот замок, несколько сгустил краски: Иф все же был построен не в качестве тюрьмы, а как крепость, и многие камеры имели окна, из которых открывается прекрасный вид на море, берег иди окрестные острова. Лишь несколько камер располагались в подвальных помещениях, именно их и описал в своем романе Дюма.
Скажем уж заодно, что Дантес и Фариа — не единственные «звёзды» и герои музея замка Иф. Часть экспозиции посвящена носорогу, благодаря которому, как считается, и была построена крепость. Утверждают, что корабль с носорогом, который король Португалии Мануэль I подарил папе римскому Льву X, остановился в Марселе, чтобы на этого невиданного зверя смог полюбоваться и французский монарх Франциск I. Остров Иф, на котором этот носорог был временно высажен, показался Франциску удобным для строительства крепости, которая и была возведена в 1524-1531 гг
Вид на замок Иф и Марсель
Изображение этого носорога сохранилось на гравюре А. Дюрера
Носорог, гравюра А. Дюрера
Но вернемся к Фариа, который вышел на свободу одновременно с Пико, после падения Наполеона в 1814 году. С несчастным сапожником, ставшим прототипом другого героя романа Дюма, он не только не был знаком, но даже и не подозревал о его существовании. Это вообще были личности разного масштаба и разных взглядов, вряд ли они могли быть интересны друг другу.
Обретя свободу, Пико начал свою маниакальную месть, а Фариа вернулся в Париж, где в доме №49 на улице Клиши открыл «магнетические классы», которые быстро обрели большую популярность. Хосе де Фариа проводил очень успешные сеансы гипноза, в которых объектами его экспериментов были не только люди (и взрослые, и дети), но даже домашние животные. При этом он лично разработал два новаторских приёма внушения, которые получили его имя и описаны во всех учебниках по психотерапии. Первый из этих приемов предписывает долго и не мигая смотреть в глаза пациенту, а потом уверенным повелительным тоном дать команду заснуть. Используя второй прием, врач должен быстро подойти к пациенту и властно приказать: «Спать!» В городе Панаджи, столице индийского штата Гоа, можно увидеть памятник, на котором местный уроженец Хосе Кустодио де Фариа предстает именно в роли гипнотизёра.
Франсуа Пико и Хосе Кустодио де Фариа. Реальная жизнь прототипов романа «Граф Монте-Кристо»
Аббат Фариа, памятник в Панаджи, Гоа
Деятельность Фариа, как уже говорили, была вполне успешна, и это вызвало зависть коллег, которые стали обвинять его в обмане пациентов и шарлатанстве. С другой стороны, представители официальной церкви обвиняли его в связях с дьяволом и в колдовстве. Опасаясь быть арестованным в третий раз, Фариа предпочел оставить медицинскую практику и даже от греха подальше уехал из Парижа. До смерти в 1819 году он служил священником в церкви одной из окрестных деревень. Однако научную работу он не оставил: написал ставшую знаменитой книгу «О причине ясного сна, или Исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии».