2 класс что такое имя прилагательное 2 класс школа россии
Конспект урока русского языка 2 класс «Что такое имя прилагательное?»
Тема урока: Что такое имя прилагательное?
Получение новых знаний об имени прилагательном;
закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;
развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
обогатить словарный запас учащихся;
воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов; способствование воспитанию нравственных качеств личности и любви к животному и растительному миру.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: получить прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, диск «Русский язык».
I. Организационный момент.
— Наступила весна. Ярче светит солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
II . Самоопределение к деятельности.
— Назовите весенние месяцы.
весна, март, апрель, май, грачи, солнце, весенние.
— Посмотрите на доску и прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему? Докажите.
— Так о чем же мы с вами будем сегодня говорить?
— И тема сегодняшнего урока…(Что такое имя прилагательное?)
— А какова цель нашего урока?
III. Актуализация опорных знаний
— Какое сегодня число?
— Открыли тетради, записали число, классная работа.
— Кто знает, какое важное событие произошло в этот день в 1961 году?
— Да, в 1961году впервые на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос.
— Запишем эти два словарных слова в тетрадь.(космос, космонавт)
— Прочитайте: У него зубы, уши, шкура, хвост.
— О каком животном идёт речь в этом предложении?
— Ребята, мнения наши разошлись.
— А как вы думаете почему? (Нет признаков)
— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о тигре? ( У него зубы какие? Уши какие? Шкура какая? Хвост какой?
— Прочитайте, что же у вас получилось?
У него острые зубы, чуткие уши, полосатая шкура и длинный хвост.
— А теперь понятно, о ком идёт речь в этом предложении?
— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
— Какой частью речи они являются?
— Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
— Проверим по учебнику с.86, правильно мы сделали вывод?
IV. Работа по теме урока.
1. Упр.148, с.86 устно
— Угадайте, признаки, каких предметов могут обозначать эти слова?
Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Серый, большой, неуклюжий – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …
— К какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
— Прочитайте высказывание А.Н.Толстого.
— Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова.
— С чем сравнивает автор яркость? Меткость? Певучесть? Задушевность русского языка?
— На какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией.
3. работа с текстом
— Посмотрите на экран, перед вами текст.
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
— О чем этот текст? (О весне)
— А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
— А этот текст о чём? (О весне)
— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
— Что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете? (Наличие прилагательных)
— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
— Сделайте вывод. Для чего нам нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, более точной и выразительной.
4. Творческое задание. Работа в группах.
— Прочитайте предложения. Нравится ли вам текст? Можно ли исправить его?
Наступил ________ апрель. ________ сугробы снега осели. Выдался
_________день. Светит ________солнце. С крыш падает ______капель. Весело
(теплый, веселая, высокие, быстрый, ясный, яркое)
-Каким стал текст? Так для чего нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
Весёлый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный, доброжелательный, кое – как(ловушка.)
— Я называю разные части речи: имя существительное, глагол и имя прилагательное. Существительное – хлопаем, глагол – топаем, Прилагательное – вау.
Берёза, говорил, зелёная, прекрасный, снег, рисунок, гуляет, трава, повернул, деревянный, заботливый, пальто, растёт, цветок, громкий, длинная, гладкие, солнце.
— Прочитайте. Отгадайте загадку.
— Докажите, что выделенные слова – это имена прилагательные.
— С какими именами существительными они связаны по смыслу?
— Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным.
2. работа со стихотворением.
— Прочитайте «Страничку для любознательных» с.88.
— Выпишите, пожалуйста, из этого стихотворения словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
(Проверка правильности выполнения задания.)
—Так зачем нам нужны прилагательные?
Вывод: Прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.
— Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Вспомните стихотворения русских поэтов, которые мы изучали на уроках литературного чтения, приведите примеры (Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин, А.Л. Барто и др). (учащиеся приводят свои примеры «Белая береза» Есенин, «Поёт зима – аукает» Есенин, «Верёвочка» Барто)
Вывод: Имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.
2. Дополнительное задание. Игра «Назови признаки».
По вкусу: лимон, сахар.
По цвету: ромашка, колокольчик.
По форме: мяч, стол.
По размеру: слон, муравей.
3. Задание из электронного приложения.
— Выполним задание из электронного приложения к учебнику.
Послушайте стихотворение об имени прилагательном.
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
— Скажите ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
— Что такое имя прилагательное?
— Какую роль играют в речи имена прилагательные?
— Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
— Какова была цель сегодняшнего урока?
— Достигли ли цели? Докажите.
— Какое задание вам понравилось больше всего?
— У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?
радость,
спокойное состояние,
грустное настроение,
— Посмотрите, какая у нас получилась красивая полянка! Я желаю, чтобы все полянки земли, оставались такими же красивыми как наша.
Что такое имя прилагательное 2 класс Школа России
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: что такое имя прилагательное?
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии : деятельностное обучение, критическое мышление, ИКТ, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы : индивидуальная, парная, групповая.
— познакомить обучающихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Образовательные : познакомить учащихся с новой частью речи, формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к имени прилагательному вопрос
Развивающие : развитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся.
Воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку
• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
научатся находить прилагательные в тексте;
ставить вопросы от существительных к прилагательным,
устанавливать связь между прилагательными и существительными,
подбирать примеры имён прилагательных.
• формирование нравственно-этических качеств личности;
• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
• умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
выполнять практические упражнения;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
определение цели своего обучения;
устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:
Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
— Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу (отмечают в карточке готовность к уроку)
-Строчка чистописания (обучающиеся сами на доске пишут строчку для однаклассников)
Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.
Записывают с доски в тетрадь
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
2 .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель : 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи;
2 )актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;
3 ) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
4 ) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
На доске записаны слова:
– Прочитайте записанные на доске слова:
Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска
— Какое задание предложим для этих слов?
– Распределите слова в два столбика. В первый столбик – имена существительные,
— Что обозначают слова второго столбика?
Эти слова можно назвать одним словом- признаки
— Обозначьте изученные орфограммы.
Оцените свою работу у доски.
— Кто допустил ошибки? Исправьте.
(отмечают в карточке)
– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
— Что они обозначают?
1 человек работают у доски, остальные – в тетради.
1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой –остальные слова. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.
Белое, робкий, деревянное, широкие
Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.
3 . Формулирование проблемы,
Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.
Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.
Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)
Тема: слова-признаки предметов.
Как называются слова?
На какие вопросы отвечают?
Что они обозначают?
Какую роль в нашей речи играют?
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. ставить перед собой задачи и выполнять их.
Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
– Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.
— На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.
Сверяем с эталоном на доске.
— На какой вопрос отвечают слова-признаки?
— Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.
Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.
— Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.
— У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
— Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.
Где мы можем проверить наш вывод?
— На какой вопрос осталось получить ответ?
Исследование данной проблемы.
— Возьмите карточку 2.
— Прочитайте текст №1.
2. Наступила ранняя весна.
Тает последний снег.
Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце.
Летят голосистые птицы.
— Нравится ли он вам?
-А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?
— Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?
— А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.
— Сравним два текста.
— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
— Что же отличает первый текст от второго?
— Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?
— Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?
А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?
— Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?
— Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
— Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.
Работа в парах на карточках.
Отвечают на вопросы какой? Какая? какое?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
Какую роль играют в речи имена прилагательные?
Добавить слов, распространить предложения.
Дети составляют предложения.
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Тает последний снег.
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Умение высказывать своё мнение и отстаивать его
Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.
САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ
Коммуникативные УУД использо-вать упражнения для снятия усталости.
Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.
— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
— Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
1) Игра. Отгадай кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый.
Рыжая, хитрая, ловкая.
Серый, хищный, жадный.
Белый, пушистый, холодный.
Круглое, сладкое, сочное.
2) Работа в группах.
На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка.
Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер.
— Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
— О чём в нём говорится?
— Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?
« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.
Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные
1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)
2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)
речь идёт об именах прилагательных
Ориентиро-ваться в системе знаний.
Коммуникативные УУД:уметь слушать мнение другого,отстаивать свое мнение.
Знание русских сказок и их содержания,устно народное творчество.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.
Работа с разноуровневыми карточками.
— Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?
Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.
2. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.
Сверяют с эталоном.
Воспитание положитель-ных качеств, полезных привычек и норм поведения.
Устное народное творчество и пословицы русского народа.
Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость,
2 ) оценить свою работу и работу класса на уроке;
3) наметить направления будущей учебной деятельности;
Цель: закрепление и углубление знаний учащихся.
— Какую тему изучали сегодня?
Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили
На все ли вопросы ответили?
Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.
— Кому что-то осталось непонятным?
— Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?
кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.
2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,
3) выучить правило, с.46.
саморегуляция, рефлексив-ный опыт
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-352541
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.