18 век стал веком чего
Век просвещения – годы эпохи, особенности науки, деятели
Век Просвещения – одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.
Годы века Просвещения
Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.
Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.
Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.
В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:
Ответной реакцией царской России на просветительские идеи стало создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.
Рис. 2. Министерство народного просвещения.
Особенности культуры эпохи Просвещения
Главное отличие культуры века Просвещения – доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм – доминирование разума в поведении людей.
Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.
В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.
Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.
Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.
Самой популярной комедией 18 столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.
Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.
Что мы узнали?
При изучении темы «Век Просвещения» мы узнали, как в обществе возникло новое идейное течение и почему 18 век называют эпохой Просвещения. Мы выяснили, в чем заключалась основная идея просветительского движения, как оно повлияло на развитие научной мысли и искусства в Европе.
Особое место эпохи, охватившей 18 столетие, отразилось в полученных ею эпитетах «Век Разума», «Эпоха Просвещения», «Галантный век».
Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, находящейся на стадии становления раннего капитализма. Это мост между поздним средневековьем и «новым временем».
«Просвещение» в основе своей демократично, это культура «для народа» в противовес обособленной дворянской культуре.
Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого, а не узкого круга «избранных». Как любая эпоха, «Век Разума» сформировал свой идеал и стремился к осуществлению его на практике как можно полнее и быстрее.
Эпоха Просвещения одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Стоит особняком между долгим периодом Средневековья (6-17 вв) и эпохой «промышленного переворота» (сер.19 в.)
Многие социальные идеи и политические модели пришли в современность именно из второй половины 18 века (демократическая республика, права человека и др.)
Умы просветителей волновали идеи равенства людей, не только перед Богом, что признавали и в средневековье, но и перед законом и перед другими людьми.
Избавление от современных социальных проблем просветители 18 века видели в раскрепощении умов, в распространении образования среди народа.
Неудивительно, что деспотичная власть церкви, ограничивавшая научные изыскания и развитие, защищающая произвол королевской (царской) власти и бесправие народа казалась им враждебной тёмной силой.
Защитники «старого режима» в свою очередь, «обличали» просветителей и их учеников, как «злокозненных масонов», третировали, как «врагов Бога и короля». Обе стороны, по-своему были упрямы и нетерпимы друг к другу, в годы революции во Франции эта психология проявит себя в одинаковой взаимной ненависти и жестокости, «враги нации» (дворяне-роялисты) против разночинцев-республиканцев («врагов Бога и короля»). И это уже отдельная тема.
Благодаря крупным достижениям естественных наук в 18 столетии возникло несколько самоуверенное представление о том, что загадок и тайн для человека в природе больше нет. По мере развития знаний далее, в течение 20 века люди становились в чем-то менее самоуверенными.
Идея победы разума (рассудка, логики) и науки, приоритет инноваций перед старыми традициями, приоритет знаний перед нерассуждающей слепой верой – вот еще один характерный психологический признак этой эпохи.
К сожалению, враждебное отношение к церковной организации философы просветители перенесли на религию в целом, объявив ее «вымыслом древних жрецов для обмана и эксплуатации народов», грубый материализм и атеизм был характерен для «вольтерьянцев».
Но не все просветители были материалистами, Руссо и его сторонники верили в Бога, но эта их внутренняя вера не выражалась в посещении церкви и соблюдении ритуалов и обрядов.
Еще один признак психологии Века Просвещения это исторический оптимизм, вера в возможность изменить человека к лучшему, с помощью качественного воспитания, а также дав миллионам темных и неграмотных людей образование, изменив условия их жизни.
Ориентиром для политических утопий 18 века было «особое» состояние общества, не знающего войн, крупной частной собственности и огромных капиталов, сословно-кастовых различий и барьеров между людьми, общество живущее согласно разуму и совести.
В своих произведениях просветители условно помещали это уникальное общество то к американским индейцам, то к китайцам, то на тихоокеанские острова, изображали человека нового типа, к уровню которого надо стремиться. Но это скорее умозрительный, вымышленный тип общества, не существовавший в реальности нигде и никогда, но к которому нужно стремиться человеку, отвергающему и душой и умом современное ему монархическое общество с его узаконенным неравенством дворян и разночинцев.
Условно эпоха Просвещения началась с английской революции 1689 года и завершилась 100 лет спустя революцией во Франции. В центре внимания просветителей – проблема справедливого переустройства устаревших позднее-феодальных институтов.
На смену средневековой феодальной идеологии «божественного права» королей и идеологии «прирожденного дворянского превосходства» пришло время философов, социологов, экономистов, деятелей культуры и науки.
В философии Просвещение резко выступало против любого рода мистики и метафизики, упрощенно отрицая существование всего, чего нельзя увидеть, пощупать, измерить. Это, конечно, было слишком самонадеянно.
Не знали еще люди 18 века ни о радиации, ни о рентгеновских лучах, воздействие которых человек не воспринимает непосредственно, ни об инфра-красном спектре, в котором глаз человека ничего не видит, ни об ультра-звуке, в диапазоне которого человек ничего не слышит, в отличие от животных.
Только сложные высокоточные приборы помогли человеку 20-21 века и увидеть и услышать и заметить то, что прошло мимо наших органов чувств.
В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало огромные надежды на магическую силу воспитания.
В области юриспруденции, политики идеи 18 столетия – запрет пыток и зверских видов казней, освобождение человека от унизительных ограничений сословного неравенства, крепостного права, колониального рабства, уважение к человеческой личности независимо от происхождения человека.
Большинство философов просветителей 18 века, деятелей науки и культуры были выходцами из образованного, но незнатного «среднего» класса. Разночинцы играли решающую роль и в экономике предреволюционной Франции, но и при этом были неравноправны с представителями дворянства.
Движение Просвещения 18 столетия было в значительной степени и антимонархическим и антицерковным, направляясь против засилья церкви к светском обществе, мешающего распространению знаний в толще народа. К тому же, церковь всегда жестко выступала на стороне монархии против демократизации.
Философы представляли собой идейно монолитную группу людей, уже к 1770 году активно влияющую на формирование общественного мнения, не быть «либералом» и «свободомыслящим» в 18 веке означало открыто расписаться в невежестве, косности и мракобесии, поэтому даже дворянство и немалое количество священников были хорошо знакомы с сочинениями Вольтера, Руссо, Дидро, д,Аламбера и прочих.
Это была своеобразная моральная победа над идеологией «старого режима». Идеологическую войну «старый режим» проиграл почти без боя, ему нечего было предложить народу, кроме обещаний вечного бесправия, кроме обоснования дворянских привилегий их «умственным и физическим превосходством» над народом и кого же привлечет этот дикий социальный «расизм», кто станет умирать, защищая свой ошейник и барские привилегии?
Сторонники «новых идей» объединялись в дореволюционной Франции в своеобразные кружки по интересам, рассеянные во всей стране и связанные тесной перепиской. Большинство будущих участников Революции состояло в таких кружках, которые и будут преобразованы из философских и литературных в политические клубы во второй половине 1780-х. Это будущая сеть якобинских обществ Франции 1790-х.
Философия Просвещения была своеобразной подготовкой умов, обучением масс новым идеям и эти ученики к концу 1780-х «подросли» и уже не желали быть «верноподданными рабами короля», они видели себя равноправными гражданами новой Франции. Новым идеям горячо сочувствовало большинство французов, как среди образованных людей, так и среди самых простых.
Революции, как мощные и организованные общественно-политические движения национального масштаба всегда имеют шансы на успех в отличие от стихийных крестьянских бунтов, легко и жестоко подавлявшихся веками.
Революции всегда начинаются в умах и в мировоззрении определенной части образованных людей и лишь позднее распространяются среди масс, распространяются намеренно. Образованное меньшинство становится мозгом будущего движения, но, без народа эти «вожди», что генералы без армии.Но и народ без них, что бойцы без командира.
На раннем этапе часть привилегированных, в своих целях, любят заигрывать с «новыми идеями», изображать из себя «либералов», одни рвутся к власти, другим просто нравится эпатировать, возмущать «собратьев по классу».
Но по мере углубления Революции эти салонные лже-либералы отшатываются от нее и занимают резко враждебную позицию. Что и произошло с Мирабо, с генералом Лафайеттом.
Как в России завязка революционных событий не в 1917 и даже не в 1905 году, так и во Франции завязка грандиозных событий лежит не в 1789, а лет так на 15-20 ранее.
Старый режим был обречен, он защищал только интересы королевской династии и аристократов и ничего не гарантировал 95% населения страны.
Монархисты-либералы, конституционалисты смогли привлечь на свою сторону еще часть крупных собственников-буржуа, но и они оставили за бортом интересы 80-85% французов.
Поколение французских революционеров, рожденных в середине 18 столетия (1750-е-1760-е гг.), выросло на последнем завершающем этапе эпохи Просвещения, когда период политического воспитания масс был в основном закончен, началось время активных действий.
Публицистика Марата и особенно Робеспьера логически завершили труд Руссо «Общественный договор», просветители оставались теоретиками, якобинцам предстояло переосмыслить, дополнить прямо по ходу событий и осуществлять на практике их планы.
Жизнь сложнее любых кабинетных теорий и не их вина, что «молочных рек с кисельными берегами, мира хищников и травоядных» не вышло. Руссо ярко живописал некое совершенное общество будущего, но он ничего не написал о бешеном сопротивлении дворян-сторонников старого режима, об анти-французской коалиции и интервенции, о гражданской войне и прочем.
Просвещение имело свои национальные различия в разных странах.
В России с неграмотным крепостным большинством роль просветителей играли либеральные единицы из дворян и разночинцев, составлявших менее 10% жителей империи. В силу тотальной неграмотности народ был отрезан от «плодов просвещения» и жил своей, обособленной жизнью и отдельной от дворянства культурой. Это было характерно для России не только в 18-м, но и в следующей 19-м столетии. Российское Просвещение никогда не носило выраженного анти-религиозного характера.
Никакого подобия национального единства не было в сословно-кастовом монархическом обществе, было два разных «общества», словно два племени внутри страны – мир аристократических дворцов и салонов и вся остальная страна.
И только первой категории в ее ослеплении роскошью и властью могло казаться, что в стране все тихо и лучезарно, все довольны своим положением.
Руссо, Вольтер, Дидро и другие деятели французского Просвещения были «разночинцами», выходцами из народа, их имена будут помнить веками, но кто помнит их современников из знати, этих надменных герцогов и маркизов, мнивших себя «элитой и сливками общества»?
Но исчезни эти пятьдесят или сто тысяч привилегированных с лица земли и в стране (Россия, Франция или другая страна) ровно ничего бы не изменилось, но если бы исчезли люди труда, науки или культуры, потери для нации оказались бы невосполнимые.
«Элита». Господа, не всё, что плавает на поверхности, является сливками
18 ВЕК
Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 607-612
Скопировать библиографическую ссылку:
18 век
Возникновение первых научных учреждений
Наука как самостоятельная сфера светской профессиональной деятельности формировалась в 1-й четв. 18 в. благодаря преобразованиям Петра I, идейная основа которых восходила к зап.-европ. рационалистической философии 17 в., базировавшейся на достижениях естественных наук. Отсутствие сложившихся науч. институтов и слабость теоретической базы на начальном этапе привели к необходимости заимствования из Европы уже сложившихся науч. институтов и форм науч. деятельности. Наука стала развиваться в рамках европеизированной культуры, существовавшей параллельно с традиционной культурой, в результате чего, по замечанию В. И. Вернадского, возникло «глубокое духовное разделение рус. образованного общества: рядом существовали – почти без соприкосновения – люди двух разных систем образования, разного понимания». Специфика социальной организации рус. общества 18 в. не способствовала появлению особого слоя профессиональных учёных-естественников, хотя преобразования сопровождались повышением социального статуса образования и образованности, ставшими необходимыми для карьерного успеха. Русское дворянство, составлявшее наиболее образованную часть общества и принимавшее активное участие в становлении литературы и искусства, развитии гуманитарных наук, почти не занималось естественными науками, остававшимися в 18 в. уделом узкой группы приглашённых в Россию иностранцев или выходцев из податных сословий.
Век Просвещения в России — достижения в науке, медицине, живописи, архитектуре
18 в. вошел в историю России как век просвещения. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с эпохой рождения российской науки. В середине 18 века образование в России носило сословный характер. Созданные еще при Петре I школы были рассчитаны на выходцев из дворянского сословия. При Петре же возник в 1724 году, при Российской академии наук, Санкт-Петербургский университет. При ближайших преемниках Петра он несколько утеряет свое значение. Зато в 1755 году по инициативе великого русского ученого энциклопедиста Михайло Васильевича Ломоносова и при непосредственном участии Шувалова возникнет Московский университет.
Университеты и другие учебные заведения в России
Преподавание в Московском университете велось исключительно только на русском языке. В университете насчитывалось несколько факультетов. Имелся философский факультет, юридический и медицинский. Что интересно, отсутствовал характерный для учебных заведений такого рода богословский факультет. В середине 80 годов 18 века сеть учебных заведений в России еще больше расширилась. Появились губернские и уездные начальные училища. Губернские училища включали в себя четыре класса, а уездные два. В первых двух классах учили считать, писать, да ещё закону Божьему. А что касается двух оставшихся классов в четырех классных начальных училищах, то там еще обучали истории, географии, геометрии и иным наукам.
К концу 18 века в России имелось уже пять кадетских корпусов. Возникали и благородные пансионы. По инициативе Бецкого были открыты подобные пансионы для детей выходцев из дворянского сословия. Причем, в духе идей просвещения Бецкой считал, что для развития человеческой личности важно не только образование, но еще и воспитание. Для этого дети находились в пансионе, в отрыве можно сказать от своих семей, с 5 до 18 лет. Они, действительно, получали идеальное образование и идеальное воспитание с тем, чтобы впоследствии передать его и своим детям.
Уделил Бецкой внимание и образованию выходцев из не дворянского сословия и женскому образованию тоже. В 1764 году был открыт Смольный институт благородных девиц. С 1725 года, с момента появления Российской академии наук, множество иностранных специалистов трудятся на благо нашего отечества. Это математики Эйлер, Бернулли. Историки Миллер и Байер и другие видные специалисты.
Достижения в науке и медицине
В конце 18 века продолжается изучение природных ресурсов нашей страны. Для этого были направлены 5 экспедиций, которые собрали богатейший материал о животном и растительном мире.
Большие сдвиги произошли и в медицине. Впервые была сделана прививка от оспы. Причем, первый, кто привился, стала Екатерина II. Среди изобретений в области техники нельзя не упомянуть те, которые принадлежат гению Ивану Петровичу Кулибину. Это автор проектов самобеглой коляски, одноарочного моста через Неву, лифта. Великое множество изобретений было у Ивана Петровича. Но увы, двор интересовали, в основном, только красивые и замысловатые игрушки. Многие его изобретения вернуться впоследствии в Россию уже из-за границы.
Отдельно следует упомянуть об Иване Ивановиче Ползунове, знаменитом теплотехнике, который усовершенствовал паровую машину. Паровую машину он увидел в Англии, но, если английская могла только откачивать воду из шахт, то наша усовершенствованная, русская могла приводить в действие любые механизмы. Но изобретение Ползунова не нашло применения у себя на родине. После его смерти машина ветшала и под конец была разломана.
Развитие истории
Сделала шаг вперед и историческая наука. Василий Никитич Татищев написал первый обобщенный труд по истории отечества. Он так и назывался «История Российская» в пяти томах. Василий Никитич собирал великолепные древние рукописи, которые, к сожалению, не сохранились и не дошли до нас. Но единственное, что можно о нем сказать плохого, он не был профессиональным историком и, если видел, что в летописи какая-то часть не сохранилась, то просто напросто дописывал ее сам.
Направления в литературе
Господствующим направлением в литературе середины 18 века стал классицизм. Для классицизма характерно апология просвещенного абсолютизма, преклонение перед разумом. Все герои классических произведений, как правило, не носители каких-то индивидуальных черт характера, а просто выражают собой некие качества. Для русского классицизма было характерно использование не античных, но отечественных сюжетов. Наиболее яркие поэтические произведения эпохи классицизма — это стихи Тредиаковского, Ломоносова, Контимира.
Но, пожалуй, самый яркий представитель этого направления — это, конечно же, Державин. Комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» тоже на первый взгляд относятся к произведениям, которые построены по законам классицизма. На самом деле это не совсем так. Герои этих произведений не только носители каких-то определенных качеств, но еще и индивидуальных черт характера.
Со второй половины 18 века в литературе появляется еще один стиль — сентиментализм. Для него характерно внимание к проблемам и переживаниям маленького человека. Пожалуй, наиболее яркое произведение, которое написано именно в стиле сентиментализма — это «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина.
Настроения в обществе в 18 веке
Общественная мысль России второй половины 18 века развивалась тоже под влиянием идей просвещения. Самый крупный деятель эпохи просвещения — Николай Иванович Новиков. С одной стороны, он выступал против крепостного права, против сословных привилегий, но с другой стороны, призывал не упрощать идеи просвещения до примитивного вольтерьянства. Самое главное говорил он — это нравственное воспитание, а не только образование.
Совсем иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве Александра Николаевича Радищева. В его знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» он не только называет помещиков пьяницами ненасытными, но призывает к свержению существующего строя и к цареубийству. Екатерина II назвала Радищева бунтовщиком почище Пугачева.
Нельзя не упомянуть и о консервативном направление общественной мысли. Знаменитый памфлет Михаила Михайловича Щербатова о «Повреждении нравов в России» представляет собой критику правительства Екатерины II с права. Он, наоборот, призывал сохранить дворянские привилегии и сохранить незыблемым крепостнических строй.
Архитектура 18 века
В архитектуре середины 18 века господствовал стиль барокко. Самым видным архитектором этой эпохи является выходец из Италии Бартоломео Растрелли. Именно он являлся автором Зимнего дворца, Строгановского дворца, большого Екатерининского в Царском селе, большого дворца в Петергофе. Однако же, к концу 18 века барокко сменилось классицизмом. Крупнейшими архитекторами второй половины 18 века стали Баженов, Казаков и Старов.
Живопись эпохи Просвещения
К концу 18 века расцветает и русская живопись. Связано это, в первую очередь с тем, что вельможи желали увековечить себя на полотнах художников. Среди выдающихся архитекторов той поры можно упомянуть Федота Ивановича Шубина. Он создал целую галерею скульптурных портретов, государственных деятелей и полководцев России. Однако, пожалуй, самым известным стал не российский, а французский скульптор — Фальконе. Автор Медного всадника.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что в 18 веке Россия стала одной из крупнейших культурных держав Европы.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Почему 18 век был самым крутым веком в Европе
Гарантии для бедных
В 18-ом веке парламенты всех государств приняли поправки по которым государство заботилось о бедных. И это было какой-то «подачкой». Государство давало крышу над головой и заботилось о тех бедных, которые не могли себе найти работу. Этот же закон дал церкви возможность получать федеральную помощь за то, что они помогали бедным. Но из-за того, что были реальные проблемы с рабочими местами, правительство было обречено кормить тысячи голодных ртов. И поэтому пришлось изобретать строительные проекты, которые были инициированы лишь для того, чтобы создать рабочие места для неквалифицированных рабочих. Эти здания называли «глупостью». Так и говорили «построили глупость». При этом большинство этих зданий сейчас украшает улицы европейских городов.
Истинные знания люди в Европе зачастую получали в баре или кафе, где выступали великие умы. Сегодня мы паримся о том, во сколько нам обойдется диссертация на заказ, а тогда люди парились о кофе. Туда мог прийти любой, заказать себе чашечку дешевого кофе и сидеть и учиться. Ведь большинству образование было недоступно, а тут мудрый человек, на понятном всем языке объясняет тайны, которые так пугали обычного жителя города 18-ого века.
Именно кафе и эти лекции за чашечкой кофе принесли грамотность европейцам, а не Кэмбриджи и прочие Оксфорды.
Около 1750 г. в Польше, человек по имени Яков Франк начал набирать известность утверждая, что он и есть мессия для еврейской и христианской религии. Франкистов не любила церковь всего лишь из-за того, что у них практиковался культ оргий. Сотни, тысячи оргий, должны были привести франкистов к просветлению, но привели к смерти.
Животные были умнее
Это сейчас мы смотрим на ленивых животных в зоопарке, а тогда животные зарабатывали. Именно тогда свиньи умели считать, определять цвета и прочее. Лошади не просто паслись на полях, лошади зарабатывали, вытворяя такое, что современным и не снилось.
Люди носили солнцезащитные очки
Да, тогда не было джинсов и кожаных курток, но уже тогда появились солнцезащитные очки. Представьте себе, в 18-ом веке человек ходил в солнцезащитных очках. В голове не укладывается. Джеймс Аускоч, изобретая тонированные линзы, изначально думал, что его изобретение может быть использовано для коррекции зрения, но когда он понял, что тонирование линз ничего не лечит, тогда-то и родились солнцезащитные очки.
Джозеф Пристли был первым человеком, который придумал газированную воду. Он первым и заработал на газировке. Кстати, его фирма сейчас известна как Schweppes.
Да, не было американских горок и банджи-джампинга. Но известные как «Pleasure Gardens» / «Сады удовольствия», общественные парки были на каждом шагу. Они были изначально построены для очень богатых господ, но с течением времени, люди из разных классов смогли посещать их не боясь трений.
Были зоопарки, даже зоопарки, где экспонатами были люди, были парки, беседки и прочее. Были и первые экспериментальные карусели, кататься на которых было страшнее, чем где-либо сегодня, да и были необычные сады удовольствия. В этих садах вы арендовали площадь и гарем. Да-да. Вы могли снять «6 соток» и «6 телок», а точнее гарем и «отдыхать». 😉
Рождество было продолжительным праздником
Сейчас Европейцы успевают поработать после католического рождества несколько дней, отмечают новый год, и снова на работу. А тогда с 25 декабря начинался праздник рождества, который длился 12 ночей, т.е. тринадцать дней.
Пива было так много и оно стоило так дешево, что мы пьем пиво уровня шампанского «Кристалл» в переводе на деньги 18-ого века. Тогда в пиве можно было уснуть за копейки, не то что сейчас.