11 класс не хочет учиться что делать
Ребёнок не хочет учиться в 11 классе: причины проблемы и пути решения
Слайды и текст этой презентации
Ребёнок проучился в школе десять лет. Казалось бы, осталось совсем чуть-чуть приложить усилия, и на руках будет заветный аттестат и желанные высокие баллы по ЕГЭ, а впереди поступление в вуз. Но нет, иногда в 11 классе подросток отказывается учиться. Чтобы помочь ребёнку справиться с проблемой, родителям нужно разобраться в её причине.
Почему ребёнок не хочет учиться в 11 классе: возможные причины
Внезапное нежелание учиться в выпускном классе может быть связано с рядом причин.
Усталость
Это самая простая причина. В 11 классе родители очень озабочены предстоящим ЕГЭ и нанимают ребёнку репетиторов по ключевым предметам. Подросток, отсидев 6–7 уроков в школе, едва ли не каждый день ходит ещё и на дополнительные занятия. В итоге его нервная система просто не справляется с такой нагрузкой, и у юноши или девушки возникает апатия к учёбе.
Часто причиной снижения успеваемости является банальная усталость — организм просто не справляется с нагрузкой
Ребёнок не хочет поступать в вуз, который выбрали родители
Естественно, если подросток изначально пошёл в 10-й класс, то предполагается, что он после этого продолжит учёбу в высшем учебном заведении. Однако выбор конкретного института или университета, да и саму специальность, школьнику часто навязывают мама и папа. Внутренне юноша или девушка протестует, что и проявляется нежеланием учиться.
Возможно, родители за ребёнка решили, в какой вуз и на какую специльность он будет поступать
Ребёнок хотел уйти после 9 класса
Школьник изначально не хотел учиться в 10–11 классах, планировал уйти из школы после 9-го класса и пойти в какой-либо колледж или техникум. Родители же настояли на необходимости получения высшего образования.
У подростка есть любимое хобби, которое он хотел бы сделать своей будущей профессией
Поэтому он вообще не видит смысла учиться (ведь у него уже есть аттестат за 9 классов). Например, девушка увлекается маникюрным делом (с помощью роликов на YouTube научилась наращивать ногти и т. д.), или парень уже давно ведёт свой видеоблог, и у него это неплохо получается (зарабатывает на видео деньги).
Возможно, у ребёнка есть любое хобби, которое он планирует сделать своей профессией, зачем же тогда учиться
Авторитет друзей
В подростковом возрасте дети, вообще, часто поддаются чужому влиянию. Возможно, у ребёнка есть хороший друг или подруга, который после 9-го класса поступил куда-то на заочное отделение и параллельно работает, то есть, по сути, является более самостоятельным человеком, которого не так опекают родители. Подросток начинает размышлять на эту тему («А что же я сижу в школе? И впереди ещё 5 лет учёбы в вузе под родительским контролем»).
Возможно, у подростка есть друг или подруга, который уже давно сам зарабатывает деньги, вырвавшись из-под родительского контроля, естественно, это влияет на мировоззрение школьника
У подростка появилась личная жизнь
В этом возрасте (а то и раньше) многие ребята уже вовсю заводят романтические отношения, и у многих учёба отходит на второй план, на неё порой просто не хватает времени. Естественно, успеваемость начинает падать.
Возможно, учёба отходит на второй план из-за появившихся романтических отношений
Рекомендации родителям по решению проблемы
Если школьник в выпускном классе начал игнорировать учёбу, то прежде всего родители должны вывести его на откровенный разговор, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Это не всегда просто, особенно если подросток скрытный или родители используют авторитарный стиль общения. Но пытаться нужно обязательно.
Главное — вывести школьника на откровенный разговор
В зависимости от выясненной причины взрослым нужно принимать соответствующие действия.
Попытаться устранить усталость
Если организм ребёнка элементарно истощён, нервная система перегружена уроками и дополнительными занятиями, нужно снизить нагрузку. Пусть подросток уделяет меньше внимания непрофильным предметам. Кроме того, нужно снизить количество часов, отведённых на занятия с репетиторами (хотя бы временно).
Одновременно нужно пересмотреть рацион школьника, режим его дня (включить туда обязательные прогулки на свежем воздухе, достаточный сон). Не помешает приём поливитаминов, препаратов, успокаивающих нервную систему.
Не лишним будет сводить ребёнка к врачу. Вдруг у него, например, низкий гемоглобин, и от этого постоянная усталость, желание поспать.
Пусть ребёнок сам выберет вуз
Конечно, родители считают, что они лучше всех знают, что нужно их ребёнку, какая профессия будет для него перспективной. Однако нужно помнить, что нет ничего хуже осваивать неинтересную специальность, а потом зарабатывать на жизнь нелюбимым делом.
Многие студенты, проучившись пару лет в вузе, который им выбрали родители, потом забирают документы и уходят, жалея о потраченном времени.
Поэтому пусть подросток сам решит своё будущее — для этого ещё есть время (можно настроиться сдавать другие профильные предметы). Зато юноша или девушка обретёт внутреннюю гармонию и исполнится благодарности и доверия к родителям.
Пусть школьник сам решит, какую специальность он хочет осваивать после школы
Я уже 10 лет занимаюсь репетиторством и после 2–3-х занятий всегда видно: хочет ребёнок сам куда-то поступать или его родители заставили/уговорили… В то же время я часто вижу, как родители «дожимают» детей и заставляют их поступать в университет (я работаю в медвузе). Через год-два-три эти дети всё равно забирают документы, порой даже тайком от родителей и поступают (причём самостоятельно) в другие ВУЗы на ту специальность, которая их устраивает. Но на всё это уже потеряно много времени и денег.
Rimlyanin3000 [23.3K]
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1716051-kak-byt-esli-syn-11-klassnik-nichego-ne-delaet-dlja-postuplenija-v-vuz.html
Иногда вообще не нужно настаивать на вузе
Если выяснится, что ребёнок вообще категорически не хочет идти в вуз, стоит пойти ему навстречу. Ведь высшее образование — ещё не гарантия жизненного успеха, и примеров этому масса (когда многочисленные экономисты работают продавцами-консультантами и пр.). Конечно, не нужно бросать 11-й класс, пусть подросток всё равно окончит его, сдаст ЕГЭ (вдруг через год он всё-таки надумает поступить в вуз). А после этого нужно дать сыну или дочери возможность заняться любимым делом — например, стать мастером маникюра, наращивания ресниц, раскручивать свой блог и пр. Возможно, на первых порах потребуется какая-то финансовая помощь (например, купить те же атрибуты для маникюра), но на то и родители, чтобы поддерживать своего ребёнка.
Однако нужно убедиться, что речь идёт о серьёзном увлечении (а не просто «не хочу учиться»).
Если ребёнок хочет учиться в конкретном колледже, то пусть поступает туда после 11 класса (опять-таки, если захочет, в будущем сможет получить и высшее образование).
Высшее образование не даёт гарантии того, что человек будет успешен. Если он не хочет поступать — это его право. Но он должен понимать, что после окончания школы вы не будете его обеспечивать. Пускай выбирает: стипендия или работа. Если вы готовы перекрыть ему «денежную сиську» (простите, но другого определения не смог подобрать) — это лучший выход. Но вы должны быть готовы признать любой его выбор. Если он согласится идти на работу после школы — пускай идёт. А получить высшее образование человек всегда успеет. Ещё один вариант — проф.училище. Там за полтора-два года он обретёт специальность и уже сможет работать. А высшее образование опять же сможет потом осилить.
Rimlyanin3000 [23.3K]
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1716051-kak-byt-esli-syn-11-klassnik-nichego-ne-delaet-dlja-postuplenija-v-vuz.html
Я без высшего карьеру сделала, а институт только в 30 лет пошла и то для галочки. Подруга у меня с 10 классами, вообще без среднего специального, работает начальником отдела менеджеров — получает очень достойно. Главное, чтобы голова на плечах была. Работодатели сейчас смотрят на результат работы и опыт и не так сильно на высшее образование. С высшим образованием, конечно, отдадут предпочтение, но если не пройдёшь испытательный срок, то высшее образование не поможет.
ЛАНИ
https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=272162&st=10
Показать ценность учёбы
Этот приём сработает, если подросток, например, запускает учёбу из-за своей насыщенной личной жизни или находится под влиянием друзей (в принципе, он не против поступать в вуз). Нужно рассказать, что хорошее образование необходимо, чтобы хорошо устроиться в жизни. Это нужно и для воспитания личности, общей эрудиции (ведь с разносторонне развитым человеком всегда приятно общаться). Школьнику необходимо объяснить, что если он будет больше внимания уделять учёбе, его девушка (или молодой человек) никуда не денется (конечно, если это серьёзные отношения), а, напротив, будет это уважать.
Конечно же, родители искренне хотят, чтобы их ребёнок успешно закончил 11 класс и поступил в вуз, чтобы получить высшее образование. Однако иногда оказывается, что юноша или девушка хочет совсем иного будущего. В отдельных случаях нежелание учиться связано с физиологическими проблемами, банальной усталостью, истощением нервной системы. В любом случае взрослые должны не ругать своё чадо, а вывести его на откровенный разговор, и уже на его основе решать проблему.
Подросток не учится и лежит на диване. Но это не значит, что вы должны кормить его с ложки
Пора ли паниковать, можно ли как-то поднять подростка с дивана и как вести себя родителям, если ребенок не думает о будущем и не хочет учиться, рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.
– Впереди – 10-й или даже 11-й класс, а подросток лежит, смотрит в потолок и говорит, что ничего не хочет, учиться не хочет, поступать никуда не хочет. Какие могут быть причины?
– Причин может быть много, и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно. Подростковый возраст очень нестабильный. Возможно, его накрыла несчастная любовь. Возможно, он с чем-то не справился, заваливает предмет, и ему нужен репетитор.
Если подросток лежит и смотрит в потолок не один день, а неделю и больше, нужно разбираться, выяснять причину.
– Но все-таки какие основные причины того, что «я ничего не хочу» – достаточно распространенное явление среди подростков?
– Если мы говорим про семьи с подростками, живущими в больших городах, и про тех, кто взрослеет у очень внимательных, мотивированных родителей, очень часто подростки ничего не хотят, потому что они просто не успевают захотеть. Мы, боясь что-то упустить в их развитии, предупреждаем их желания. Особенно желания образовательные и те, что связаны с хобби. Он еще толком не успел захотеть, желание еще до конца не вызрело, а мы раз – и реализовали все.
Например, ребенок думает о программировании, задумался о хорошем компьютере, два года ходит на занятия – это одно, а другое – походил неделю, а к воскресенью компьютер купили. Результат может быть для человека не очень ценным из-за того, что на его достижение потребовалось совсем не много времени, а его не перехитришь.
Я не говорю о том, что нужно каждое желание мариновать и тогда хороший результат будет гарантирован. Но не учитывать это тоже нельзя.
Еще один момент заключается в том, что сегодня у подростка очень насыщенная информационная среда – много занятий в школе, много дополнительных занятий. Соответственно, может не возникать желания только потому, что ничего уже не нужно, слишком всего много, до перегруза.
Третье – это то, что взросление происходит в довольно защищенной среде, без экономических и социальных катаклизмов. Поэтому дети часто растут инфантильными. Они не то что не хотят заниматься чем-то, каким-то хобби, они в целом не очень что-то хотят. У них не развита воля, они привыкли, что где можно не напрягаться, лучше не напрягаться.
Они внимательно выбирают, что им подходит, а что не подходит, и очень ориентированы на заботу о себе. Вроде бы звучит плохо. Но в то же время именно эта способность, немного направленная в другую сторону, даст им возможность отказаться от ненужного: это меня не интересует; а вот у меня нет этого драйва; а вот мне это тяжело, у меня это не пойдет. Так что есть шанс, что они все-таки выберут то, что их заинтересует по-настоящему.
Последняя причина, очень важная – зависимость от интернета, от соцсетей есть у гораздо большего количества подростков, чем мы думаем. Человека, который имеет зависимость, сидит все время в компьютере, в телефоне, сосредотачивается в том, виртуальном мире, все остальное интересует гораздо меньше. Это отдельный разговор про природу зависимости и способы работы с ней, но это явление распространено гораздо больше, чем мы думаем.
– Могут ли родители отличить, что ребенок ничего не хочет из-за каких-то проблем в воспитании или из-за того, что у него депрессия?
– Один из признаков депрессии – как раз отсутствие желания. Если ребенок ничего не хочет, при этом у него есть другие признаки депрессии, например вялость, постоянная усталость, обязательно нужно показать его психиатру. Подростковые депрессии, увы – явление распространенное, и причины их роста не установлены. Говорят и про повышенную учебную нагрузку, и про ту же самую зависимость, и про то, что дети мало двигаются. Но факт остается фактом. Так что если подозреваете депрессию – нужно идти к грамотному психиатру. Если вы с этим пойдете к психологу, психолог вам не скажет, есть ли у вас депрессия, это не компетенция психолога, он все равно отправит к психиатру.
Не учится, не работает – запирать ли холодильник
– Я читала в одном из сообществ, что поднять подростка с лежанки и уговорить что-то сделать без скандала требует много сил и эмоций. Это так?
– Я вообще не понимаю про уговорить в этом смысле. Почему требуются уговоры и эмоции? Может быть, был авторитарный стиль воспитания, когда слишком многое решает мама, и то, что подросток лежит на диване – это сопротивление? Надо что-то менять для того, чтобы можно было начать диалог. Если вы водите ребенка за ручку, а ребенку 17 лет, вы, конечно же, можете столкнуться с сопротивлением.
У человека после 14-15 лет либо есть своя мотивация что-то делать, либо нет. Если своей мотивации нет, ее в ручном режиме через уговоры запустить нельзя. Это воспитательная ошибка.
Если вы уговариваете подростка идти к репетитору или уговариваете его помочь принести картошку, значит, вы не перешли на следующую ступень отношений, застряли в детстве. Когда он был маленький, его приходилось уговаривать съесть ложку манной каши, теперь вот уговоры продолжаются.
– Бывает, в ответ раздается и грубость…
– Конечно, это оборона. Потому что уговоры – неработающая модель. Вы его уговариваете, как будто он маленький, а он огрызается. Мне кажется, до подростка нужно донести: уговаривать тебя мы не будем, ты можешь нас попросить, чтобы мы тебе оплатили репетитора, но, если ты не поступаешь, мы тебе не оплачиваем обучение на платном. Мы не кормим тебя и не поим, ты просто идешь работать. Это называется выставление границ.
– Сейчас, кстати, стало трендом позволить ребенку после школы «искать себя». Как долго можно позволять это?
– Мне кажется, границы нужно выставлять сразу, воспринимая выросшего ребенка как самостоятельного человека, который должен включить свой двигатель, возможно, совершать свои ошибки. Но если нет четко проставленных границ, ему будет трудно делать выбор.
Современные подростки, выросшие, к счастью, в достаточно стабильном обществе, не понимают, что для простой обычной жизни требуются усилия.
И родителям, и ребенку с самого начала нужно понимать – когда он вырастет, кормить себя он будет сам. То есть, пока ребенок учится, его материально поддерживают; если он не учится, его перестают поддерживать.
– Но если родители это поняли не сразу, ребенок после школы «ищет себя», не учится и не работает, что делать? Не холодильник же на замок запирать…
– На замок не запирать, но выросший ребенок не сможет поехать на долгожданный фестиваль, вы ему не купите новые кроссовки, у него не будет нового девайса, вы не будете оплачивать отдых, развлечения.
Лучше заранее, пока ребенок растет, без эмоций доносить до него эту мысль: «Когда человек взрослеет, он продолжает оставаться ребенком для семьи, но по сути он уже не ребенок. На правах ребенка он остается, пока учится, получает образование. Если это не так, то, значит, ты такой же, как мы, взрослый, тебе нужно будет работать, для того чтобы оплачивать транспорт, интернет». Обычно такие спокойные разговоры, которые ведутся с ребенком, пока он еще растет, очень понятны и доходчивы.
Сегодня многие семьи приходят к тому, что современные изнеженные мальчики должны пойти в армию, и только после этого они приходят в сознание, понимают ценность и важность учебы…
Я знаю, что чем выше материальный уровень семьи, тем чаще бывают трудности с мотивацией. Зачем ребенку готовиться, трудиться, поступать, ведь если он не поступит на бюджет, пойдет на платное? У семьи есть деньги, он привык развлекаться, он получает удовольствие от жизни.
– Подводя итог: нельзя подростка уговорить встать с дивана и начать что-то делать? Тогда что нужно делать?
– Это просто не работает. Да, тревоги, переживания родителей понятны. Но если лечить аппендицит капустными листьями, будет ощущение, что мы что-то делаем, но аппендицит от этого не пройдет. Это не тот способ, который помогает. Уговоры, они для дошкольников: для трехлеток, четырехлеток – привлечь внимание, уговорить, замотивировать. С подростками совершенно иначе. Это их жизнь, их сознание, их выборы.
Родителям тоже надо учиться, находить какой-то промежуточный вариант между «делай, что хочешь, ты нам не нужен» и «делай, как мы сказали», договариваться, выставлять границы, но не в острый момент отношений, а заранее, лет с 13-14.
Если ребенок просит, ему можно и нужно помочь найти репетитора. Можно и нужно помочь организовать режим, с которым он не будет выгорать. Но важно, чтобы это была не только ваша инициатива, а прежде всего ребенка, а вы уже подхватываете. Чтобы он думал: «Мне нужно в этот институт, ради этого я готов что-то делать». А не: «Это вы меня определили, а я, так и быть, согласился».
Когда мы применяем к подростку то, что работает с дошкольником, мы сильно ошибаемся и сильно портим отношения. Главное, как я сказала, это ни к чему не ведет. Надо учиться договариваться, как мы делаем это со взрослыми людьми.
Подросток перестал учиться: 3 причины и план действий
Как найти мотивацию для учебы и решить проблемы со школой
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
В конце учебного года ваш ребенок «съехал» по всем предметам и, кажется, махнул рукой на учебу. Вы выдохнули с наступлением школьных каникул и решили дать ему и себе отдохнуть и вернуться к вопросу успеваемости ближе к школе. Что ж, сейчас самое время – можно спокойно обсудить проблемы, которые возникли со школой, и попробовать их решить.
Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но, как показывает опыт, можно выделить несколько основных, и если их сгруппировать, станет понятно, по каким каналам и куда утекает энергия, которая должна быть направлена на учебу. Самые большие «черные дыры» я бы обозначила так: нагрузка, отношения, увлечения.
Нагрузка: когда подросток не успевает жить
Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».
Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.
Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.
Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.
Отношения: когда в школу ходить страшно или незачем
На желание детей учиться и ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями.
В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. Одна мама жаловалась мне, что учительница невзлюбила ее сына. Вызвав маму в школу, она заявила: «Я не могу работать с вашим ребенком. У меня язва открывается, когда я его вижу». Она не могла сдержать раздражения, глядя, как мальчик во время урока машинально наматывает на палец какие-то ниточки. Конечно, ребенок это чувствовал, приходил с занятий расстроенный и не хотел делать домашнее задание.
У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.
Увлечения: пустая трата времени?
Еще один канал «разбазаривания» энергии — незапланированные, неподконтрольные увлечения детей, которые, с точки зрения взрослых, ничего не дают ребенку — как говорится, «ни уму ни сердцу», а только «отвлекают от дела».
Это могут быть подростковые компании «по интересам»: у одних это музыкальная группа, у других футбольная команда — дети собираются вместе, чтобы послушать музыку, обсудить новости, отправиться на стадион или просто прошвырнуться по улицам в поисках приключений. Кто-то всерьез увлекается травмоопасным экстримом — руфингом, паркуром, стритрейсингом, зацепингом.
Конечно, массу времени съедают и гаджеты: здесь и компьютерные игры, и общение в интернете, чаты, переписки. Ребенок считает минуты до окончания уроков — все внимание сосредоточено на чем-то другом.
А уж подростковая влюбленность способна поглощать все силы и мысли. Хотя бывает, что именно желание произвести впечатление на объект симпатии, вырваться в лидеры, стать лучшим, заставляет ребенка учиться — «стремиться и достигать».
Независимо от того, по какой причине ребенок не хочет учиться, мы, родители, должны отложить все дела, «спикировать» на проблему и посвятить ее решению столько времени, сколько понадобится. Самое главное — не угрожать, не наказывать, чтобы не разрушить контакт с ребенком. Наоборот, надо сблизиться и всячески ему помогать. Что именно делать?
Расставить приоритеты
Замечая, что дети утомляются, устают, родители зачастую начинают давать им медикаменты, способствующие концентрации внимания и повышению работоспособности — фактически подсаживают на допинг. Я всегда предостерегаю от этого. Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, дать ребенку передохнуть, найти оптимальный для него темп жизни. И не ждать результатов сразу — пусть сначала восстановится.
Надо провести своего рода инвентаризацию — чем ребенок занимается, куда уходят его силы и почему их не остается на учебу. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе.
Все дети разные, их способности индивидуальны, у кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое. И если у ребенка не клеится с учебой, он должен знать, что он не бесталанный, не безнадежный, всегда найдется что-нибудь, что он делает хорошо: один прекрасно играет в футбол, другой поет, третий рисует, четвертый печет пироги. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным.
Я знаю семью, где из-за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. И что это дало? Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей — ведь его оставили без любимого дела. Отношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего, догоняющего, которому ничего не остается, как только тянуться за другими, а это тяжело, обидно, унизительно.
Подтянуть запущенные предметы
Когда какой-то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра»: если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет.
В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и какие темы ребенок не усвоил, что надо подтянуть, после чего перейти к конкретным действиям — разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее.
Конечно, потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: как только он начинает понимать и усваивать материал, пропадает страх, появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.
Бывает, что родители заставляют ребенка заниматься трудным предметом по два часа кряду и следят, чтобы он не отвлекался. Но мало кто может так долго сосредотачиваться на чем-либо. Ребенок сидит эти два часа, страдает, начинает тайком заниматься другим, продолжая изображать из себя труженика — а воз и ныне там…
Поэтому важно найти оптимальный способ самостоятельной работы. Можно разложить большое дело на цепь маленьких. Например, прочитал условие задачи, посидел, подумал минут десять (можно поставить песочные часы или включить таймер), потом сделал короткий перерыв, выпил чаю или попрыгал, поиграл с кошкой. Затем снова сосредоточился и решил задачу до конца.
Надо научить ребенка после сильной концентрации переключаться на краткосрочный отдых и снова к максимальному сосредоточению.
Детей «заставляют» учиться прежде всего позитивная эмоция и успех. Ребенок чего-то достигает, у него появляется вера в свои силы, она дает ему энергию двигаться дальше. Если мы поможем ему почувствовать себя успешным — в любом деле, будь то спорт, музыка, рисование, поэзия, — то этот успех станет триггером, локомотивом, который потянет за собой остальное, в том числе и школьные оценки. А главное, вернет ребенку желание учиться.
Помочь наладить отношения
Если причина плохой учебы в пристрастном отношении учителя, ребенок рискует оказаться между молотом и наковальней: в школе его «третирует» педагог, а дома «прессуют» родители. Это тупиковый вариант: мы потеряем контакт с ребенком, а проблема так и не будет решена.
Чтобы ее решить, нам придется поговорить с учителем, попытаться его услышать, что-то ему объяснить, как-то выстроить отношения. Если же мы понимаем, что выправить ситуацию не удастся, надо менять учителя — переходить в другой класс или в другую школу. Причем действовать надо оперативно: ребенку нельзя долгое время находиться в поле мощных негативных эмоций.
Точно так же надо разбираться в плохих отношениях со сверстниками. Если ребенка травят — это один вопрос, если же ребенок не может найти общий язык с одноклассниками, надо учить его общаться и налаживать контакты.
Вводить ограничения
А что делать с увлечениями, которые пожирают время и энергию наших детей? Не стоит однозначно отвергать, критиковать то, что сейчас важно и значимо для ребенка. Иногда достаточно просто переждать, и увлечение само собой затухнет, рассеется, улетучится. Но так бывает, увы, не всегда.
Тогда нужно проявить заинтересованность, попытаться найти в занятиях ребенка какой-то позитив или рациональное зерно. Это позволит как минимум избежать конфронтации. А дальше — ограничивать время «нежелательных» занятий, постепенно сокращая его.
Например: «Тебе нравится паркур? В целом я не против, что ты занимаешься спортом, но давай договоримся: ты посвящаешь этому не больше двух часов в день, а опасные трюки выполняешь только тогда, когда абсолютно к ним готов».
Или: «Я понимаю, ты влюблена и ни о чем другом не можешь думать. Но ты пойдешь на свидание только после того, как сделаешь уроки, а вернуться домой должна не позже десяти вечера».
То же самое и с гаджетами. Садясь за стол, мы все откладываем в сторону и не отвлекаемся ни на какие устройства. А ложась спать, все отключаем и складываем подальше от кровати. Если мы будем устанавливать подобные правила и границы без критики и упреков, то и агрессии в ответ будет меньше.
Поощрять за процесс, а не за результат
Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.
Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.
Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.
Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.
Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.