Тормозная обмотка дзт 11 для чего
Объявления
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
Советы бывалого релейщика → Студенческий Раздел → Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 6
1 Тема от ONE TIME 2019-09-11 18:24:00
Тема: Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
Куда должна ставиться тормозная обмотка в реле ДЗТ-11 для трёхобмоточного трансформатора 110/35/10, если питание осуществляется только со стороны 110 кВ. Для чего вообще нужна тормозная обмотка?
2 Ответ от High_Voltage 2019-09-11 21:27:54
Re: Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
Для чего вообще нужна тормозная обмотка?
Для выполнения магнитного торможения и загрубления реле при внешних КЗ
Куда должна ставиться тормозная обмотка в реле ДЗТ-11 для трёхобмоточного трансформатора 110/35/10, если питание осуществляется только со стороны 110 кВ
На сумму токов сторон НН и СН
3 Ответ от ONE TIME 2019-09-11 23:46:06
Re: Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
High_Voltage, благодарю!) А при кз на какой стороне нужно считать ток небеланса для выбора числа тормозных витков? СН или НН? Или и то и то, а потом выбрать какой то из них?
4 Ответ от nkulesh 2019-09-12 01:25:59 (2019-09-12 01:48:05 отредактировано nkulesh)
Re: Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
Релейная защита понижающих тр-ров и автотр-ров 110-500 кВ. (расчеты).pdf 3.86 Мб, 10 скачиваний с 2019-09-12
Релейная защита понижающих тр-ров и автотр-ров 110-500 кВ. (схемы).pdf 5.3 Мб, 10 скачиваний с 2019-09-12
Шабад_1985.pdf 15.1 Мб, 12 скачиваний с 2019-09-12
You don’t have the permssions to download the attachments of this post.
5 Ответ от ONE TIME 2019-09-12 11:04:42
Re: Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
nkulesh, руководящие указания я смотрел. Там в 3ёх обмоточном трансформаторе есть питание со стороны 110 и 35 кВ, а в моём случае питание только со стороны 110 кВ.
6 Ответ от nkulesh 2019-09-12 13:33:57 (2019-09-12 13:41:05 отредактировано nkulesh)
Re: Куда должна ставиться тормозная обмотка в ДЗТ-11? И для чего она?
Реле токовое дифференциальное с торможением ДЗТ-11
Реле токовое дифференциальное с торможением ДЗТ-11
Реле предназначается для дифференциальной защиты одной фазы силовых трансформаторов.
Реле состоит из исполнительного органа (реле РТ 40) и промежуточного насыщающегося трансформатора тока (НТТ).
Магнитопроводы НТТ выполнены трехстержневыми. На среднем стержне магнитопровода реле расположена катушка, содержащая рабочую и уравнительную обмотки.
Каждый из НТТ реле на крайних стержнях имеет катушки, содержащие вторичные и тормозные обмотки. Каждая вторичная обмотка шунтируется регулируемым резистором R, а к частям вторичных обмоток всех НТТ, соединенным параллельно, подключен исполнительный орган.
Рабочая и уравнительные обмотки реле имеют регулировку числа витков через один, вторые и первые обмотки регулируются ступенями соответственно через 4 и 7 витков.
Такое исполнение обмоток реле позволяет:
а) компенсировать в схемах защиты силовых трансформаторов несоответствие коэффициентов трансформации трансформаторов тока, установленных с разных сторон защищаемого трансформатора;
б) регулировать величину тока срабатывания.
Величина коэффициента торможения регулируется изменением числа витков тормозной обмотки.
Все это позволяет выполнять реле с широким диапазоном выравнивания токов в плечах защиты, а также широкой и независимой регулировкой чувствительности и торможения.
Применение НТТ одновременно предотвращает действие реле при появлении апериодической составляющей в переходных режимах (включение силового трансформатора под напряжение, возникновение внешних к. з. и т. п.).
В реле имеет место геометрическое суммирование намагничивающих сил, обусловленных токами, протекающими в плечах защиты.
Намагничивающая сила срабатывания реле н. с. при отсутствии тока торможения и нормальной затяжке противодействующей пружины исполнительного органа равна 100±5 А.
В небольших пределах намагничивающая сила срабатывания может регулироваться изменением величины регулируемых резисторов R.
При протекании тока через тормозную обмотку намагничивающая сила срабатывания реле возрастает. Зависимость намагничивающей силы срабатывания реле н. с. от намагничивающей силы торможения н. с.=f(н. с. Т). Для различных углов сдвига между тормозным и рабочим токами указанная зависимость не остается постоянной.
Регулирование тока срабатывания и компенсации различия вторичных токов трансформаторов тока и коэффициента торможения производится включением различного количества витков первичных обмоток путем установки регулировочных штепсельных винтов в соответствующие гнезда ответвлений обмоток. Количество включенных витков первичных обмоток равно сумме чисел, маркирующих используемые гнезда (необходимо иметь в виду, что маркировка, стоящая у гнезд тормозной обмотки, показывает число включенных тормозных витков одной тормозной катушки). Не рекомендуется изменять ток срабатывания реле изменением положения указателя на шкале или изменять затяжку пружины.
Коэффициент надежности реле Кн для кратности тока срабатывания, равной 5, составляет не менее 1,35 и не менее 1,2 для кратности, равной 2 (определение Кн см. реле МЗТ 11).
Время срабатывания реле при Iр=3 Icp не превышает 0,04 сек, а при Ip=2 Icp – около 0,05 сек (при Кт=0,35).
Контактная система реле состоит из 1з контакта, разрывная мощность которого составляет при напряжении до 250 в и токе до 2 а 60 вт в цепи постоянного тока с индуктивной нагрузкой.
Реле имеет одну тормозную обмотку.
Схема реле при применении его для защиты трехобмоточных трансформаторов позволяет производит ступенчатую регулировку токов срабатывания в плече с большим током (в рабочей обмотке) 2.87 до 12.5 А.
При применении реле для защиты двухобмоточных трансформаторов ток срабатывания может регулироваться в пределах 1.45-12.5 А (при н. с.0н. ср=100 А).
Реле предназначается для дифференциальной защиты одной фазы силовых трансформаторов.
Реле состоят из исполнительного органа (реле РТ-40) и промежуточного насыщающегося трансформатора тока (НТТ).
Коэффициент торможения Кт при н. с.т=300 А может быть изменен: от 0.12 и выше для наибольшей уставки на ток срабатывания (величина Кт является минимальной при включении в тормозной обмотке одного витка, т. е. wт=1; с включением большего числа тормозных витков Кт будет пропорционально увеличиваться) и от 0.66 и ниже для меньшей уставки на ток срабатывания.
Максимально допустимый длительный ток рабочей, уравнительной и тормозной обмоток в нормальном режиме 10 А.
Сопротивление рабочей, первой и второй уравнительных обмоток (при полностью включенных витках), измеренное на постоянном токе составляет не более 0.1 Ом.
Рис. 1 Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой реле ДЗТ-11 в нормальном режиме, от тока в обмотке (при полном числе витков).
Рис. 2 Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой реле ДЗТ-11 в аварийном режиме, от тока в обмотках.(обмотки 1,3 и 4 включены последовательно).
Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы.
2-6. Дифференциальная токовая защита с торможением Принцип торможения в дифференциальных токовых защитах
При КЗ в зоне действия защиты (при одностороннем питании) по рабочей и тормозной обмоткам проходит один и тот же ток (рис. 2-24,6), т.е. Iр = Iт. Однако выбранное по выражению (2-48) соотношение чисел витков рабочей и тормозной обмоток (ωр > ωт) должно обеспечивать преобладание рабочей МДС ( Fp > Fт) и, следовательно, надежное срабатывание реле.
Выбор места включения тормозной обмотки. При выполнении дифференциальной защиты понижающих трансформаторов с реле, имеющими одну тормозную обмотку, при одностороннем питании трансформатора имеется возможность исключить влияние тормозной обмотки при КЗ в зоне действия защиты. Для этого на двухобмоточных понижающих трансформаторах тормозная обмотка должна включаться в плечо дифференциальной защиты не со стороны питания (как показано на рис. 2-24 для пояснения принципа действия защиты), а в плечо противоположное.
На трехобмоточных понижающих трансформаторах с односторонним питанием рекомендуется выбирать место включения тормозной обмотки таким образом, чтобы определяющим для выбора тока срабатывания было условие (2-37) отстройки от броска тока намагничивания при включении трансформатора под напряжение:
Включение тормозной обмотки этих реле в плечо со стороны питания не рекомендуется, поскольку при больших токах в случае КЗ на стороне питания и при отношении чисел витков тормозном и рабочей обмоток более 0,4 может существенно снизиться кратность тока в исполнительном органе, что вызовет отказ защиты.
Пример 10. Выбираются уставки дифференциальной защиты с торможением (реле ДЗТ-11) двухобмоточного трансформатора мощностью 6,3 MB-А (115± 16%) кВ/ 11 кВ из примера 4 (рис. 2-10).
Решение. Рассчитываются токи КЗ (результаты расчета приведены на рис. 2-10). Определяются средние значения первичных и вторичных номинальных токов для всех сторон защищаемого трансформатора так же, как в предыдущем примере (табл.2-5).
Выбирается место установки тормозной обмотки обоих реле ДЗТ-11 (фаз А и С): плечо стороны НН (рис. 2-27).
Определяется первичный ток небаланса без учета составляющей I'»нб по выражениям (2-35), (2-39), (2-40): Iнб=(1*1*0,1+0,16) 410 = 106,5 А, где I (3) к.макс.вн= 410 А (рис. 2-10).
Ток срабатывания защиты выбирается только по условию (2-50) отстройки от броска тока намагничивания. Уточненное значение kн в выражении (2-50) определяется в следующем порядке. При uк.сp= 10,5 % сопротивление
При мощности трансформатора 6,3 MB-А (рис. 2-10)
При x 1с =15 Ом получаем хк=15 + 1,15*361=430 Ом.
Значение хб= 115 2 /6,3 = 2100, хк* = 430/2100= 0,2, значение kн = 2,1 — 3,7*0,2 = 1,36. Номинальный ток трансформатора равен 31,7 А (на стороне 110 кВ).
Ток срабатывания дифференциальной защиты по условию (2-50) Iс.з >=1,36-31,7 =43 А.
Определяются числа витков обмоток ДЗТ для выравнивания МДС, аналогично тому, как это выполнено в предыдущем примере.
Определяется по выражению (2-48) число витков тормозной обмотки реле ДЗТ-11, необходимее для обеспечения бездействия защиты при внешнем трехфазном КЗ (точка К2 на рис. 2-10):
Принимается ближайшее большее число витков тормозной обмотки (ωт = 11вит.); числа витков на тормозной обмотке реле ДЗТ-11 могут быть установлены следующие: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 18, 24.
Определяется по формуле (2-38) коэффициент чувствительности защиты при КЗ за трансформатором в зоне действия защиты, когда ток повреждения проходит только через трансформаторы тока стороны 110 кВ и торможение отсутствует. Из рис. 2-10 I (3) к.мин.вн = 230А. В соответствии с табл. 2-1 для схемы соединения обмоток трансформаторов тока в треугольник расчетный ток в релеПри прохождении тока КЗ по стороне ВН ток срабатывания реле
Iс.р= 100/27 = 3,7 А. Коэффициент чувствительности 17,2 / 3,7 = 4,6 > 2.
Проверка чувствительности защиты при однофазном КЗ на стороне 110 кВ в зоне действия защиты и выбор тока срабатывания реле РТБ схемы автоматики отключения отделителя 110 кВ производятся так же, как в примере 9.
Расчетная проверка трансформаторов тока производится в соответствии с §1-5 так же, как в примере 4. Переход на nт = 150/5 не снижает чувствительности защиты.
Пример 11. Выбираются уставки дифференциальной защиты трехобмоточных трансформаторов 10 МВ-А, (115 ±4 * 2,5 %)кВ / (38,5 ± 2 * 25 ) кВ /11 кВ по данным, приведенным на рис.2-16. Трансформаторы работают раздельно на сторонах 35 и 10 кВ.
Решение. Определяются средние значения первичных и вторичных номинальных токов для всех плеч дифференциальной защиты (по номинальной мощности наиболее мощной обмотки трансформатора). Расчеты сводятся в табл. 2-8.
Определяются первичные токи небаланса без учета составляющей I'»нб по выражениям (2-35), (2-39), (2-40):
Предварительный расчет показывает, что при выполнении дифференциальной защиты без торможения (§2-4) kч =1,4 при двухфазном КЗ на стороне НН (рис. 2-16). В случаях параллельно работы трансформаторов на одной из сторон (НН или СН) значения Iк.макс, Iнб и, следовательно, Iс.з возрастают, а значение kч становится меньше 1,4, так как проверка чувствительности должна производиться при одиночной работе трансформаторов, когда ток КЗ меньше, чем при параллельной работе. Поэтому дальнейший расчет производится для дифференциальной защиты с торможением с реле ДЗТ-11.
Определяется место включения тормозной обмотки реле ДЗТ-11. Рассматриваются три варианта.
а) Включение тормозной обмотки в плечо 35 кВ (рис. 2-28). При этом несрабатывание защиты при внешнем повреждении на шинах 10 кВ, когда торможение отсутствует, обеспечивается выбором тока срабатывания, так же как для защиты с реле серии РНТ, т. е. по выражению (2-36), в котором принимается наибольшее значение kн для реле серии ДЗТ-10 (1,5): Iс.з >= 1,5 • 66=99 А. По условию (2-50) Iс.з>= kн • Iном.тр=1,5 • 50=75 А, где Iном.тр берется из табл. 2-8.
Определяющим условием является (2-36), поэтому не производится уточнение коэффициента kн в выражении (2-50) по примеру 10. Коэффициент чувствительности
защит (предварительный) при двухфазном КЗ в точке КЗ (рис. 2-16) в минимальном режиме при Iс.з = 99 А и
k (2) ч =13/5,7 = 2,28. Поскольку kч >2, этот вариант может быть принят для дальнейших расчетов (числа витков обмоток ННТ указаны на рис. 2-28).
б) Включение тормозной обмотки в плечо 110 кВ, что позволило бы выбрать ток срабатывания защиты только по условию (2-50). Этот вариант требует дополнительной проверки надежности работы реле ДЗТ-11 (ДЗТ-1) по зависимостям, приведенным на рис. 2-26. В данном примере Iк.макс= 5000 А (точка К1 на рис. 2-16), I1* = 5000/150= 33. Предварительное значение Iнб = (0.1 +0.1 + 0.05) Iк.макс (КЗ на стороне 35 кВ). По формуле (2-48)По рис. 2-26, б при I1* =33 и ωт /ωp = 0,43 I2*=1,1, что значительно ниже нормируемых значений I2*. Следовательно, этот вариант не может быть принят.
в) Включение тормозной обмотки на сумму токов плеч 10 и 35 кВ (рис. 2-29). Очевидно, что последний вариант является наилучшим, так как позволяет выбрать ток срабатывания защиты только по условию (2-50), как и в варианте «б», и в то же время исключить влияние тормозной обмотки реле при КЗ в зоне действия защиты. Кроме того, на значение тока срабатывания в этом варианте не влияет неточность подбора числа витков уравнительных обмоток реле (составляющая I»‘нб влияет лишь на выбор
Расчет чисел витков обмоток НТТ реле ДЗТ производится так же, как в предыдущих примерах. Выбранные числа витков указаны на рис. 2-29. Проверка по условию (2-44а) показывает, что числа витков рабочей и уравнительных обмоток выбраны правильно: Iном.вн * ωp = 2,88 • 17 = 49 А =Iном.сн *ωУРІ= 3,24 • 15 =48,6 А = Іном.нн * ωУРІІ = =4,39 *11 = 48,2 А, где значения вторичных номинальных токов плеч дифференциальной защиты берутся из табл.2-8.
Число витков тормозной обмотки выбирается большим из двух значений С0Х, вычисленных по формуле (2-48) для внешних КЗ в точках К2 и КЗ (рис. 2-16): ωт = 7 вит. Остальные расчеты выполняются также, как в предыдущих примерах.
Особенности выполнения и расчетов дифференциальной и максимальных токовых зашит на трансформаторах 110/6(10) кВ с расщепленными обмотками обусловлены, главным образом, невысоким уровнем токов при КЗ на выводах одной из обмоток низшего напряжения и большим различием между значениями токов Ік.макс и Ік.мин (§ 2-2). При расчете дифференциальной защиты этих трансформаторов определяющим является, как правило, условие (2-37) отстройки от броска тока намагничивания. Даже при выборе значения коэффициента надежности по условиям, описанным в § 2-4 и 2-5, может оказаться, что коэффициент чувствительности дифференциальной защиты будет ниже, чем требуется. В этих случаях по предложению «Энергосетьпроекта» устанавливают дополнительный чувствительный комплект дифференциальной защиты с выдержкой времени 0,5-1 с, благодаря которой можно не учитывать броски тока намагничивания и выбирать для этого комплекта Іс.з =1,3*187=244 А; б) по условию (2-37) Іс.з >=1,3*131 = 170 А, где 131 А соответствует 1,05 номинального тока трансформатора. Ток срабатывания реле
Расчетный ток в реле при КЗ за трансформатором (рис. 2-30 и табл. 2-1) Коэффициент чувствительности 10,3/7=1,47 = kн*Iнб опт = 1,3*122 = 159 А. Однако по условию (2-37) его нужно принять равным 170 А (п. 2 этого примера). При этом Iс.р =(170*1,73)60=5 А. Предварительно определенный kч=10,3/5= 2 (вместо 1,47 из расчета в п. 2 этого примера).Для дальнейшего расчета уставок реле РНТ определяется напряжение регулируемой стороны высшего напряжения трансформатора при оптимальном положении регулятора. Из рис. 2-19 видно, что
Определение вторичных токов защиты сведено в табл. 2-9, причем вторичный ток плеча ВН определяется при Uoпт = 104,5 кВ. Вторичный ток плеча НН определяется по полной мощности трансформатора (25 MB*А) для обеспечения выравнивания МДС в реле при внешних КЗ (как это всегда делается при расчете дифференциальных защит трансформаторов и автотрансформаторов с обмотками неодинаковой мощности). Расчет числа витков обмоток реле РНТ начинается с регулируемой стороны ВН, которая в данном примере является основной, так как имеет больший вторичный ток (табл. 2-9). По выражению (2-43) ωосн = 100/5 = 20 вит. Для неосновной стороны НН ωнеосн= 20*3,97/3,84 = 20,6 вит. Для упрощения схемы включения реле РНТ можно принять 20 вит. При этом ток небаланса при внешних КЗ увеличится из-за составляющей І»‘нб, которая вычисляется по выражению (2-41):
Суммарный ток небаланса по условию (2-35) Інб= 122 + 21 = 143 А. По отношению к ранее выбранному току срабатывания защити по условию (2-37) 1 70 А коэффициент надежности отстройки от тока небаланса в выражении (2-36) kн= 170/143 = 1,2, что может быть принято, поскольку в расчете (п. 2) приняты максимально возможные значения первых двух составляющих тока небаланса. При одинаковых числах витков для обеих сторон дифференциальной защиты уравнительные обмотки реле РНТ могут не использоваться, а на рабочей обмотке устанавливаете ωp= 20 вит, (рис. 2-30, б).
Таким образом, расчетный прием выбора уставок дифференциальной защит с реле РНТ при оптимальном положении регулятора РПН в данном примере позволил повысить коэффициент чувствительности защиты с 1,47 (п. 2, расчет при среднем положении регулятора РПН) до требуемого значения 2 при токе срабатывания 130 % номинального тока трансформатора.
6. Для чувствительного комплекта дифференциальной защиты с реле ДЗТ-1 и выдержкой времени 1 С выбираются числа витков рабочей и тормозной обмоток включенных по схеме 2-30, б. Для рабочей обмотки по выражению (2-43) ωp =100/3,4= 29,4 вит. Для повышения чувствительности принимается ωp= 30 вит. Составляющая тока небаланса по условию (2-41) может быть принята для запаса равной 5% максимального тока при внешнем КЗ: 0,05*720 = 36 А. Тогда по выражению (2-35) Iнб = 187 + 36 = 223 А. Число витков тормозной обмотки по выражению (2-48):
Можно принять 18 или 24 вит. Увеличение числа витков тормозной обмотки, включенной со стороны НН (рис. 2-30), не снижает чувствительности защиты при КЗ в зоне ее действия и питании места КЗ только со стороны ВН (тормозная обмотка не обтекается током КЗ).
7. Проверка чувствительности дифференциальной защиты при однофазном КЗ на землю на стороне 110 кВ (точка КЗ на рис. 2-30, а), выбор тока срабатывания реле РТБ (при включении трансформатора через отделитель с использованием короткозамыкателя), расчетная проверка трансформаторов тока и проверка возможности применения схемы с дешунтированием ЭО (ЭВ) производится так же, как в предыдущих примерах этой главы.
8. Рассчитываются токи срабатывания максимальных токовых защит с пуском по напряжению. На стороне НН только по формуле (1-1) при kсзп = 1 Iс.з.нн = 1,2*1150/0,8 =
1725 А. На стороне ВН Іс.з.вн = 1,3 (1725 + 1150) • 6,3/115 = 205 А, где kн.с = 1,3, берется из табл. 1-4. Ток срабатывания реле Iс.р = 205 • 1,73/60 =5,9 А. Коэффициент чувствительности 10,3/5,9 = 1,75. где Iр.мин = 10,3 А — п. 2 этого примера.
В ряде случаев может потребоваться больший ток срабатывания защиты на стороне НН для выполнения условия (1-4) согласования с защитами предыдущих элементов 6 (10) кв. Это вызовет увеличение тока срабатывания защиты на стороне ВН и, может быть, недопустимое снижение ее чувствительности. Однако Iс.з.вн можно не увеличивать, если пусковые органы напряжения этих защит выполнить тремя реле напряжения (рис. 2-11, б), а рабочие уставки выбрать в соответствии с § 2-3.
4. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА УСТАВОК ЗАЩИТ С РЕЛЕ ДЗТ
В соответствии с Правилами устройства электроустановок [Л. 2] и Руководящими указаниями по релейной защите [Л. 3 — Л. 6] дифференциальные защиты с реле типа РНТ пли ДЗТ могут быть применены, если эти защиты обеспечивают коэффициент чувствительности не менее двух (Кч1≥2) при внутреннем металлическом коротком замыкании в расчетном по чувствительности режиме. Причем для реле ДЗТ чувствительность и надежность работы защиты при наличии торможения определяются для случая, когда тормозная обмотка обтекается наибольшей долей тока повреждения в минимальном режиме работы системы, по двум условиям:
а)
где Fр — м. д. с. рабочей обмотки,
Fс.р — м. д. с. срабатывания реле в условиях, когда
защита находится на грани срабатывания вследствие наличия переходного сопротивления
в месте короткого замыкания;
б) для обеспечения надежности срабатывания исполнительного органа реле расчетные точки, соответствующие внутренним металлическим коротким замыканиям, должны находиться на расстояниях, не меньших 10% координат точки от расчетной по чувствительности тормозной характеристики.
Повышенные по сравнению с другими типами защит требования к коэффициенту чувствительности вызваны необходимостью иметь для защиты основного оборудования достаточный запас по чувствительности даже при коротком замыкании через значительное переходное сопротивление. Для реле типа РНТ и ДЗТ указанным значениям коэффициента чувствительности соответствуют следующие кратности токов первичной и вторичной обмоток НТТ:
Очевидно, что требуемая чувствительность защиты будет всегда обеспечиваться при Кч2≥1,2. Для реле ДЗТ этому условию соответствуют приведенные в каталогах тормозные характеристики, снятые при затяжке пружины исполнительного органа до 1,2I2ном. С помощью таких характеристик просто определяется чувствительность защиты, так как всем точкам, лежащим выше и левее этой характеристики (кривая 3 на рис. 24), соответствуют Кч2>1,2 и Кч1>2. Однако поскольку в реле типа ДЗТ на величину вторичного тока влияют как рабочий, так и тормозной токи, то определение чувствительности защиты по условию Кч2≥1,2, как правило, неоправданно завышает значения коэффициента чувствительности по первичному току и не позволяет оценить влияние переходного сопротивления в месте короткого замыкания. Так, для точки в (рис. 24) при Кч2 = 1,2Кч1 = Fр/Fс.р = 1920/170 =11,3 а для точки б при Кч2 0,4и кратности первичного тока более 30. Для выбранных чисел витков тормозной и рабочей обмоток наибольшее отношение м. д. с. будет при одностороннем питании внутреннего короткого замыкания, когда тормозная и рабочая обмотки обтекаются одним и тем же током:
В случае многостороннего питания внутреннего короткого замыкания указанное отношение м. д. с. будет меньшим:
Эти обстоятельства следует учитывать в расчетах, а существующую методику проверки чувствительности по пп. «а» и «6» необходимо дополнить следующим пунктом.
в) Если отношение выбранных чисел витков тормозной и рабочей обмоток, включенных со стороны питания, превышает 0,4, то для расчетного случая проверку надежности срабатывания защиты по п. «б» следует произвести и в максимальном режиме. В тех случаях, когда расчетная точка располагается за пределами о6ласти характеристик, приводимой в каталогах, можно воспользоваться характеристиками кратности вторичного тока (рис. 25 для реле ДЗТ-11). Найденная по этим характеристикам кратность вторичного тока для рассматриваемого случая должна быть не меньше 1,1.
Снижение надежности работы защиты может иметь место, например, у дифференциальной защиты трансформатора, имеющего регулировку напряжения под нагрузкой и присоединяемого к одной из сторон через два выключателя, когда внутреннее короткое замыкание происходит на стороне наиболее мощного питания.
Большие кратности токов срабатывания могут также возникать в реле дифференциальной защиты трех обмоточных трансформаторов с регулировкой напряжения под нагрузкой и при одностороннем питании, когда внутреннее короткое замыкание происходит на стороне питания. Рекомендуемое (Л. 5] в этом случае включение тормозной обмотки со стороны питания хотя и обеспечивает больший коэффициент чувствительности по первичному току, может существенно снизить кратность вторичного тока в исполнительном органе, а иногда привести и к отказу защиты (см. точку г на рис. 24). В рассматриваемом случае тормозную обмотку следует присоединять к трансформаторам тока той стороны, сопротивление обмотки которой близко к нулю. Последнее хотя и несколько снизит чувствительность защиты по первичному току (за счет увеличения тока срабатывания), но обеспечит повышение кратности вторичного тока, и надежность работы защиты в целом увеличится. В тех случаях, когда чувствительность защиты все же окажется недостаточной, а расчетной является отстройка от токов небаланса на стороне, где отсутствует торможение, целесообразным является включение тормозной обмотки на сумму токов плеч защиты питаемых сторон.
Пример 3. Расчет дифференциальной защиты трех обмоточного понижающего трансформатора с односторонним питанием при использовании реле ДЗТ-11. Защищаемый трансформатор 110/38,5/10 кв мощностью 15 Мва имеет встроенное регулирование напряжения под нагрузкой на стороне высшего напряжения в пределах ±10% номинального и регулирование напряжения на стороне среднего напряжения ±2Х2,5% номинального, производимое перестановкой ответвлений при отключенном трансформаторе. Исходные данные для расчета приведены на рис. 26. Предварительными расчетами установлено, что защита должна быть выполнена с реле типа ДЗТ, поскольку защита с реле РНТ при отстройке от токов небаланса не обеспечивает необходимой чувствительности.
Расчет защиты
1. Определяются первичные номинальные токи, выбираются трансформаторы тока для защиты и находятся соответствующие вторичные токи в плечах защиты.
Т а б л и ц а 8
Данные расчета по п. 1 примера 3