Топаз 11 космический корабль что случилось

Трагическая хроника гибели экипажа «Союз-11»

30 июня 1971 года случилось самое трагическое событие за время всей советской и российской истории освоения космоса. Не стало сразу трех членов экипажа «Союз-11» – Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова.

Череда неудач

Начало 1960-х годов было настоящим триумфом советской космонавтики. Вдохновленные полетом за пределы нашей планеты первого жителя Земли Юрия Гагарина, советские власти развернули программу подготовки по высадке человека на луне. Американцы в этой борьбе сдаваться не собирались и активно проводили испытания, пытаясь хоть здесь одержать первенство. Это у них получилось. 20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг впервые ступил на поверхность луны.

Мечтая опередить американцев, наши космонавты хотели получить у ЦК КПСС разрешение полететь под свою ответственность. Однако из-за высокой вероятности катастрофы, власти не решились пойти на столь сильный риск. Это состязание мы проиграли, и «лунную программу» СССР пришлось свернуть.

Во второй половине 60-х годов отечественная космонавтика потеряла сразу несколько выдающихся личностей. В 1966 году умер великий инженер, обеспечивший СССР на долгое время ведущую позицию в космосе, Сергей Королев. 24.04.1967 трагически погиб Герой Советского Союза Владимир Комаров, а в марте 1968 ушел из жизни Юрий Гагарин. Все это оставило отпечаток на развитии космоса и науки страны в целом.
Чтобы как-то реабилитироваться после неудачи на луне, Советский Союз развернул новую программу – создание первой в мире уникальной обитаемой орбитальной станции. Все силы отечественной космонавтики были перекинуты к этому проекту.

Орбитальная станция «Салют»

19.04.1971 ракетой-носителем Протон на орбиту нашей планеты была выведена первая пригодная к нахождению на ней человека орбитальная станция, называющаяся «Салют-1». Она предназначалась для полета и работы трех человек. Станцию планировалось использовать для научных исследований в сфере метеорологии, астрономии, радиоастрономии, изучения атмосферы земли, космического околоземного пространства, проведения технологических и медико-биологических опытов.

«Салют-1» мог длительное время функционировать в автоматическом режиме. Станция вышла на орбиту и 5 дней спустя на корабле «Союз-10» к ней направилась первая экспедиция. Но по причине возникшей внештатной ситуации и неуспешной стыковки высадиться прибывшим не представилось возможным. Корабль чудом удалось увести от Салюта, не повредив стыковочный узел, и вернуть космонавтов на Землю.
После неудачного полета «Союз-10» инженеры начали спешно готовить новую экспедицию. У летательного аппарата необходимо было доработать стыковочные агрегаты.

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилосьСхематичное изображение станции «Салют-1» и корабля «Союз»

Счастливая случайность или злой рок

За время пребывания космической станции на орбите, а это почти 4 месяца, к ней должны были направить три экспедиции. В первую, которая вылетела на космолете «Союз-10», вошли Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников. Состав экипажа под номером два включал Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Петра Колодина, третьего: Владимира Шаталова, Владислава Волкова, Виктора Пацаева. Помимо основных, был и запасной экипаж в лице Георгия Добровольского, Виталия Севастьянова и Анатолия Воронова. Получается, что именно Леонов, Кубасов и Колодин должны были оказаться на борту «Союз-11».
Однако незадолго до полета Георгий Шонин был отстранен от подготовки к экспедиции. Его заменили Владимиром Шаталовым, на место которого перевели Георгия Добровольского. Так человек, казалось бы, не имевший шансов полететь к первой станции, его все-таки получил.

Дата новой экспедиции «Союз-11» была назначена на 6.06.1971. К космодрому «Байконур» выехали основной и запасной экипаж – Волков, Пацаев, Добровольский. Все воспринимали это, как простую формальность, так как ранее никто никогда не менял участников полета прямо перед стартом.
Однако за три дня до вылета врачи запретили Валерию Кубасову отправляться в экспедицию. Рентген легких показал наличие затемнения. Предположительный диагноз врачей – туберкулез.

Теперь государственной комиссии необходимо было решить, заменить ли одного Кубасова или всю команду. Специалисты сошлись на втором варианте. 6.06.1971 года был запущен летательный аппарат «Союз-11», на борту которого находились командир Георгий Добровольский, инженер-исследователь Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков.

Немного биографии

Георгий Добровольский родился 1.06.1928. Его родина – Одесса. Получал образование в Одесской специальной школе ВВС No 14, Чугуевском военно-авиационном училище, а затем Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. До присоединения к отряду космонавтов проходил службу летчиком-истребителем в одной из военных частей СССР. Стал командиром космического корабля «Союз-11». Это был его первый полет за пределы Земли.

Бортинженер Владислав Волков родился 23.11.1935. Коренной москвич. Учился в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе. Первый раз он оказался в космосе за 2 года до нынешней экспедиции на борту корабля «Союз-7». Полет к «Салюту» был для него вторым по счету.

Виктор Пацаев был рожден 19.06.1933 на территории нынешнего Казахстана. Окончил Пензинский индустриальный институт, затем работал в Центральной аэрологической лаборатории Гидрометслужбы СССР. С 1968 году числится в отряде космонавтов. Свой первый полет совершил к станции Салют-1 в должности инженера-исследователя.

Ход экспедиции

«Союз-11» вовремя и удачно стартовал с «Байконура», утром следующего дня пристыковался к «Салюту». При переходе на станцию участники экспедиции обнаружили проблему – воздух был сильно задымлен. Членам команды пришлось починить систему вентиляции и сутки дожидаться восстановления воздуха, находясь внутри спускаемого аппарата «Союз-11».

Дальнейший полет проходил нормально. Космонавты поддерживали ТВ-связь с Землей, им удалось выполнить все поставленные перед ними задачи. На 11-ый день возникла внештатная ситуация – начался пожар. Встал вопрос о том, чтобы срочно покинуть станцию и вернуться на Землю. Но команде удалось самостоятельно совладать с огнем и продолжить работы.

Советская пресса умалчивала о проблемах на борту «Салюта». Людям сообщалось, что полет проходит хорошо, строго по плану, а самочувствие отличное. Реально же у находящихся на станции было немало сложностей, в том числе межличностные конфликты и противоречия. Бортинженер Владислав Волков, ссылаясь на свой опыт нахождения в космосе, старался самостоятельно решать все вопросы, что вызывало раздражение у его напарников. Подобное поведение не нравилось и специалистам на Земле.
Все же несмотря на тяжелые условия и возникшие проблемы, экипаж космолета «Союз-11» справился со своей задачей на 100%. Планировалось вернуть участников полета на землю и отправить новую экспедицию, которая бы закрепила достигнутые результаты и закончила исследования.

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилось«Салют-1» и «Союз-11» на почтовой марке СССР.

Возвращение на Землю

29 июня планировалось совершить расстыковку космолета «Союз-11» и орбитальной станции. Однако перед тем как отделиться от Салюта, у космонавтов возникла очередная проблема. Находящийся на переходе в спускаемый аппарат люк был закрыт, но панель пульта управления отображала включенный транспарант «Люк открыт». Космонавты несколько раз пытались открыть и повторно закрыть люк, но эти действия оказались безрезультатными.

Эксперты на Земле предположили, что дело в неисправности датчика на обрезе люка. Члены команды заблокировали датчик, подложив под его концевой выключатель небольшой краешек изоляции. Ко всеобщему ликованию, транспарант наконец-то погас. Перед отстыковкой космонавты дополнительно удостоверились, что спускаемый аппарат полностью герметичен. Для этого пришлось сбросить давление в бытовом отсеке. Судя по приборам, все находилось в пределах нормы. В 21 час 25 минут «Союз-11» благополучно отделился от орбитальной станции.

Записи переговоров с экипажем, сделанные в последние минуты перед отключением связи, свидетельствуют о том, что на борту «Союз-11» все было хорошо. Георгий Добровольский доложил, что условия для посадки отличные, а он и его коллеги прекрасно себя чувствуют. После этого двигатель перешел в режим торможения, остановился и корабль начал схождение с орбиты. В момент прохождения через плотные слои атмосферы исчезла связь с экипажем «Союз-11».

Казалось, что посадка идет по плану. В семи тысячах метрах от земли открылся парашют спускаемого аппарата. Вскоре спускающийся «Союз-11» попал в поле зрения группы встречающих вертолетов. Смущало лишь одно – экипаж на связь не выходил, но причиной тому посчитали отказ антенны.
В 2 часа 17 минут спускаемый аппарат сел в заданном районе. Одновременно приземлилась встречающая группа. Медики подошли к кораблю и открыли люк, но голосов экипажа не услышали.

Без признаков жизни

Поисковая группа обнаружила космонавтов без сознания в «Союз-11». Они располагались в своих креслах с отстегнутыми плечевыми ремнями, а у Добровольского ремни были перепутаны и застегнут лишь верхний поясной замок. Врачи вытащили космонавтов из аппарата и принялись проводить реанимационные мероприятия.

Медики не сразу поняли, насколько все серьезно. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делались до тех пор, пока всем не стало понятно, что космонавтов уже не вернуть к жизни. Усилия врачей оказались безуспешными, и в Центр управления полетами сообщили, что весь личный состав погиб.

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилосьПочтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Причины трагедии

Пока вся страна скорбила о погибших космонавтах, специалистам необходимо было как можно скорее провести расследование и установить причины гибели личного состава в «Союз-11». Вердикт был однозначным – разгерметизация. Первым делом проверили люк, с которым возникли проблемы при отстыковке, но он был полностью исправным.

Причина нашлась практически сразу. Неисправен был вентиляционный клапан. Предназначался он для поддержания системы жизнеобеспечения на борту спускаемого аппарата и открывался автоматически на высоте четырех километров с целью выравнивания давления внутри. При посадке корабля «Союз-11» этот люк открылся в 150-ти километрах от поверхности Земли в полном вакууме.

Что послужило причиной преждевременного открытия люка, так и не удалось достоверно установить. По официальной версии, разгерметизацию спровоцировал подрыв пиропатронов при разделении отсеков спускаемого аппарата. Однако во время попытки воссоздать ситуацию на Земле воспроизвести этот вариант развития событий не получилось.

Космонавты Волков, Пацаев, Добровольский умерли от острого кислородного голодания и декомпрессионной болезни. Шансов выжить в создавшихся условиях у них не было.

Что происходило на борту в те роковые минуты

В момент, когда отсеки корабля «Союз-11» разделились, давление в кабине начало резко падать. Воздух выходил из спускаемого аппарата, издавая страшный свист, при этом образовался сильный туман. У космонавтов было очень мало времени на то, чтобы разобраться с причинами случившегося. Они попытались отключить все приборы, чтобы услышать, откуда выходит воздух. Добровольский успел проверить состояние люка, с которым возникли проблемы при отсоединении от станции.

Когда космонавты поняли, в чем дело, времени у них уже не оставалось. Самочувствие их резко ухудшалось с каждым мигом. Из-за острой декомпрессионной болезни члены экипажа ощущали дикую боль во всех частях своего тела. Резкий перепад давления привел к разрыву барабанных перепонок, и космонавты перестали слышать. Сознание их начало угасать уже через двадцать секунд после случившейся разгерметизации.

Последствия и выводы

После ужасной трагедии, унесшей жизни личный состав «Союз-11», СССР на время приостановил пилотируемые полеты. Станция «Салют-1» новых экспедиций не принимала.
Очевидно, что космонавты могли бы выжить, если бы на них были скафандры. Отменили их с целью экономии места в кабине и увеличения количества членов экипажа. Летательные аппараты признавались надежными и безопасными, разгерметизация их исключалась. И хотя инженеры утверждали, что катастрофа была единичным случаем и больше не повторится, было решено все последующие полеты обязательно проводить в скафандрах.

Помимо этого, было тщательно пересмотрено расположение органов управления корабля. Ее разместили таким образом, чтобы любое действие можно было выполнить, не вставая с места. Количество членов экипажа сократили до двух человек, на месте третьего же была размещена установка автономного жизнеобеспечения.

Погибших членов экипажа «Союз-11» захоронили в Кремлевской стене. Их память увековечена в названиях улиц по всей территории бывшего Советского Союза.

Источник

«Союз-11». Самая крупная катастрофа в истории советской космонавтики

30 июня 1971 года первый в истории космонавтики экипаж орбитальной космической станции «Салют» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб при возвращении на Землю. Это трагическое происшествие стало самым крупным в истории отечественной космонавтики – погиб весь экипаж.

Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Александр Моклецов// © Shutterstock Inc

Советская и американская космические программы действовали в условиях крайне жёсткой конкуренции. Каждая из сторон стремилась во что бы то ни стало опередить конкурента и стать первой. Поначалу пальма первенства принадлежала СССР: первый запуск искусственного спутника Земли, первый запуск человека в космос, первый выход человека в открытый космос, первые полёт женщины-космонавта остались за Советским Союзом.

Американцы сосредоточились на лунной гонке и победили. Хотя и СССР имел теоретическую возможность успеть первым, но программа была слишком ненадёжна и слишком высока была вероятность катастрофы, поэтому советское руководство не посмело рисковать жизнью своих космонавтов. Советский лунный отряд космонавтов был переведён на подготовку по программе «Стыковка» для первого полёта на орбитальную станцию.

Благополучно высадившись на Луне, американцы доказали сами себе, что тоже кое-что могут, после чего чрезмерно увлеклись спутником Земли. СССР в то время уже разрабатывал проект пилотируемой орбитальной станции и одержал в этой сфере очередную победу, запустив свою орбитальную станцию на два года раньше, чем это сделали США.

Станцию «Салют» планировали вывести на орбиту к началу 24-го съезда КПСС, однако немного опоздали. Станция была выведена на орбиту только 19 апреля 1971 года, через десять дней после закрытия съезда.

«Союз-10»

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилось

Практически сразу на орбитальную станцию был отправлен первый экипаж. 24 апреля, через пять дней после выхода станции на орбиту, с Байконура стартовал корабль «Союз-10». На его борту находились командир корабля Владимир Шаталов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-испытатель Николай Рукавишников.

Это был весьма опытный экипаж. Шаталов и Елисеев уже совершили по два полёта на кораблях «Союз», новичком в космосе был только Рукавишников. Планировалось, что «Союз-10» успешно произведёт стыковку с орбитальной станцией, после чего космонавты пробудут на ней три недели.

Но всё пошло не так, как было запланировано. Корабль благополучно добрался до станции и начал стыковку, но тут начались сбои. Штырь стыковочного узла сцепился со станцией, однако произошёл сбой автоматики и заработали корректирующие двигатели, из-за чего «Союз» раскачался и стыковочный узел сломался.

О стыковке больше не могло быть и речи. Более того, под угрозой оказалась вся программа станции «Салют», поскольку космонавты не знали, как избавиться от штыря стыковочного узла. Его можно было «отстрелить», но это сделало бы невозможной стыковку с «Салютом» любого другого корабля и означало крах всей программы. В дело включились находившиеся на Земле инженеры-конструкторы, которые посоветовали установить перемычку и с её помощью открыть замок и извлечь штырь «Союза». После нескольких часов это наконец удалось сделать — и космонавты отправились домой.

Смена экипажа

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилось

Началась подготовка к полёту «Союза-11». Этот экипаж был чуть менее опытным, чем предыдущий. Никто из космонавтов не был в космосе более одного раза. Зато командиром экипажа стал Алексей Леонов — первый человек, совершивший выход в открытый космос. Кроме него в состав экипажа входили бортинженер Валерий Кубасов и инженер Пётр Колодин.

Несколько месяцев они тренировались в стыковке как в ручном, так и в автоматическом режиме, ведь нельзя было второй раз подряд ударить в грязь лицом и вернуться из полёта так и не пристыковавшись.

В начале июня была определена дата вылета. На заседании Политбюро дата была одобрена, как и состав экипажа, который все однозначно аттестовали как наиболее умелый. Но случилось невообразимое. За два дня до старта с Байконура пришло сенсационное известие: во время стандартного предполётного медосмотра врачи сделали Кубасову рентгеновский снимок и обнаружили в одном из лёгких небольшое затемнение. Все указывало на острый туберкулёзный процесс. Правда, оставалось непонятным, как его можно было просмотреть, ведь такой процесс развивается не за один день, а космонавты проходили тщательные и регулярные медицинские осмотры. Так или иначе, но лететь в космос Кубасову было нельзя.

А ведь и Госкомиссия и Политбюро уже одобрили состав экипажа. Что же делать? Ведь в советской программе космонавты готовились к полётам тройками и если выбывал один, то требовалось менять всю тройку, так как считалось, что тройки уже сработавшиеся, а замена одного члена экипажа приведёт к нарушению согласованности.

Но, с другой стороны, никто прежде в истории космонавтики не менял экипаж менее чем за двое суток до вылета. Как выбрать правильное решение в такой ситуации? Между кураторами космической программы произошёл горячий спор. Помощник главкома ВВС по космосу Николай Каманин настаивал на том, что экипаж Леонова опытный и если заменить выбывшего Кубасова Волковым, который также имел опыт космических полетов, то ничего страшного не будет и согласованность действий от этого не нарушится.

Однако конструктор Мишин, один из разработчиков «Салюта» и «Союза», выступил за полную смену тройки. Он считал, что дублирующий состав будет гораздо лучше подготовленным и сработавшимся, чем основной, но подвергшийся изменению состава накануне полёта. В итоге победила точка зрения Мишина. Экипаж Леонова отстранили, заменив дублирующим экипажем, в составе командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-исследователя Виктора Пацаева. Никто из них не был в космосе, за исключением Волкова, уже летавшего на одном из «Союзов».

Экипаж Леонова очень болезненно воспринял отстранение от полёта. Борис Черток позднее вспоминал слова конструктора Мишина: «Ох, какой же тяжёлый был у меня разговор с Леоновым и Колодиным! — сказал он нам. — Леонов обвинил меня в том, что я якобы сознательно не пожелал заменить Кубасова Волыновым, чтобы ещё раз протащить в космос Волкова. Колодин сказал, что он так и чувствовал до последнего дня, что его в космос не пустят под любым предлогом. Колодин говорит: «Я у них — белая ворона. Они все лётчики, а я ракетчик».

Никто из разгневанных космонавтов и представить не мог, что ошибочный рентгеновский снимок (никакого туберкулёза у Кубасова не оказалось и позднее он успешно летал в космос) спас им жизнь. Но тогда обстановка накалилась до предела. Черток лично наблюдал эту картину: «На Госкомиссии я оказался рядом с Колодиным. Он сидел с низко опущенной головой, нервно сжимал в кулаки и разжимал пальцы, на лице играли желваки. Нервничал не только он. Оба экипажа чувствовали себя неважно. Первый был потрясён отстранением от полёта, второй — внезапным изменением судьбы. После полёта второму экипажу предстояло подниматься по мраморной лестнице Кремлёвского дворца под фанфары, музыку Глинки, получать звёзды героев. Но радости на их лицах не было».

Полёт

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилось

Корабль «Союз-11» стартовал с Байконура 6 июня 1971 года. Космонавты волновались не только потому, что двое из них прежде не были в космосе, но и из-за пышных проводов: за день до отлёта провожающие устроили настоящий митинг, на котором выступали с речами.

Тем не менее запуск корабля прошёл в штатном режиме и без каких-либо сбоев. Космонавты успешно и без проблем состыковались с орбитальной станцией. Это был волнительный момент, ведь им предстояло стать первыми землянами на борту космической станции.

Космонавты благополучно разместились на орбитальной станции, которая хотя и была небольшой, казалась им огромной после невероятно тесного «Союза». Первую неделю они привыкали к новой обстановке. Помимо прочего, космонавты на «Салюте» имели телевизионную связь с Землёй.

16 июня на станции произошло ЧП. Космонавты почувствовали сильный запах гари. Волков связался с Землёй и сообщил о пожаре. Решался вопрос о срочной эвакуации со станции, но Добровольский принял решение не торопиться и отключить некоторые приборы, после чего запах гари прошёл.

Всего космонавты провели на орбите 23 суток. У них была достаточно насыщенная программа исследований и экспериментов. Кроме того, им предстояло законсервировать станцию для следующих экипажей.

Вечером 29 июня экипаж произвёл успешную расстыковку с «Салютом» и отправился домой.

Катастрофа

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилось

В целом полёт проходил нормально — никто не ждал никаких ЧП. Экипаж вышел на связь и провёл ориентацию. Как оказалось, это был последний сеанс связи с экипажем. Как и ожидалось, в 1:35 включилась тормозная двигательная установка. В 1:47 произошло разделение спускаемого аппарата с приборным и бытовым отсеками. В 1:49 экипаж должен был выйти на связь и сообщить об успешном отделении спускаемого аппарата. Спускаемый аппарат не имел телеметрической системы и на Земле никто не знал, что происходит с космонавтами. Планировалось, что сразу после разделения Добровольский выйдет на связь. Молчание в радиоэфире очень удивило специалистов, ведь экипаж отличался большой словоохотливостью и порой говорил с Землёй куда больше, чем того требовала ситуация.

Возвращение на Землю происходило в плановом режиме, без эксцессов, поэтому поначалу не было оснований считать, что с экипажем что-то случилось. Наиболее вероятной версией была неисправность радиооборудования.

В 1:54 системы ПВО засекли спускаемый аппарат. На высоте 7 тысяч метров раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, который был оборудован антенной. Космонавты обязаны были связаться либо по КВ- либо по УКВ-каналам и доложить об обстановке. Но они молчали, не отвечая на запросы с Земли. Это уже настораживало, ни один из благополучно вернувшихся «Союзов» не имел проблем со связью на этой стадии.

Около 2:05 встречающие спускаемый аппарат вертолёты обнаружили его и доложили в Центр управления полётами. Через десять минут аппарат благополучно приземлился. Внешне аппарат не имел никаких повреждений, но экипаж по-прежнему не выходил на связь и не подавал признаков жизни. Уже было ясно, что произошло какое-то ЧП, но ещё была надежда, что космонавты, может быть, потеряли сознание, но всё-таки живы.

Сразу же после посадки рядом с аппаратом приземлился встречающий вертолёт, а через две минуты спасатели уже открывали люк аппарата. Черток вспоминал: «Спускаемый аппарат лежал на боку. Внешне не было никаких повреждений. Постучали по стенке — никто не откликнулся. Быстро открыли люк. Все трое сидят в креслах в спокойных позах. На лицах синие пятна. Потёки крови из носа и ушей. Вытащили их из СА. Добровольский был ещё тёплым. Врачи продолжают искусственное дыхание».

Попытки врачей реанимировать экипаж путём искусственного дыхания и массажа сердца не увенчались успехом. Вскрытие показало, что экипаж погиб от декомпрессионной болезни, вызванной резким падением давления в спускаемом аппарате.

Расследование

Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть фото Топаз 11 космический корабль что случилось. Смотреть картинку Топаз 11 космический корабль что случилось. Картинка про Топаз 11 космический корабль что случилось. Фото Топаз 11 космический корабль что случилось

Обстоятельства гибели однозначно указывали на разгерметизацию корабля. Уже на следующий день начались исследования спускаемого аппарата, однако все попытки обнаружить утечку провалились. Каманин вспоминал: «Закрыли люк и все другие штатные отверстия в корпусе корабля, создали в кабине давление, превышающее атмосферное на 100 миллиметров, и. не обнаружили ни малейших признаков негерметичности. Повысили избыточное давление до 150, а затем до 200 миллиметров. Выдержав корабль под таким давлением в течение полутора часов, окончательно убедились в полной герметизации кабины».

Но, если аппарат был полностью герметичен, тогда как могла произойти разгерметизация? Оставался только один вариант. Утечка могла произойти через один из вентиляционных клапанов. Но этот клапан открывался только после раскрытия парашюта для выравнивания давления, как он мог открыться при отделении спускаемого аппарата?

Единственный теоретический вариант: ударная волна и подрывы пиропатронов при отделении спускаемого аппарата заставили преждевременно сработать пиропатрон открытия клапана. Но на «Союзе» ни разу не было таких проблем (да и вообще не было ни одного случая разгерметизации как на пилотируемых, так и на беспилотных кораблях). Более того, после катастрофы многократно проводились эксперименты, моделирующие эту ситуацию, но ни разу не произошло нештатного раскрытия клапана из-за ударной волны или подрыва пиропатронов. Ни один эксперимент так и не воспроизвёл эту ситуацию. Но, поскольку других объяснений не было, в качестве официальной была принята именно эта версия. Оговаривалось, что это событие относится к разряду крайне маловероятных, поскольку в экспериментальных условиях его так и не смогли воспроизвести.

Комиссии удалось приблизительно восстановить события, происходившие внутри спускаемого аппарата. После штатного отделения аппарата космонавты обнаружили разгерметизацию, поскольку давление быстро падало. На то, чтобы найти и устранить её, у них было менее минуты. Командир экипажа Добровольский проверяет люк, но он герметичен. Пытаясь обнаружить утечку по звуку, космонавты отключают радиопередатчики и аппаратуру. Вероятнее всего, им удалось обнаружить утечку, но уже не хватило сил, чтобы закрыть вентиль. Падение давления было слишком сильным, и уже через минуту космонавты потеряли сознание, а примерно через две минуты они были мертвы.

Всё было бы по-другому, будь у экипажа скафандры. Но советские космонавты возвращались в спускаемом аппарате без них. Против этого выступали и Королев, и Мишин. Скафандры были очень громоздкими, как и необходимая для них аппаратура жизнеобеспечения, а корабли и без того были слишком тесными. Поэтому пришлось выбирать: либо дополнительный член экипажа, либо скафандры, либо коренное переустройство корабля и спускаемого аппарата.

Итоги

Погибшие космонавты были похоронены в Кремлёвской стене. На тот момент это была самая крупная катастрофа в космосе по числу жертв. Впервые погиб целый экипаж. Трагедия «Союза-11» привела к тому, что полёты по данной программе были заморожены более чем на два года.

За это время коренным образом была пересмотрена сама программа. С тех пор космонавты в обязательном порядке возвращаются назад в защитных скафандрах. Чтобы получить больше места в спускаемом аппарате, было решено отказаться от третьего члена экипажа. Была изменена компоновка органов управления, чтобы космонавт, не вставая с места, мог дотянуться до всех важнейших кнопок и рычагов.

После внесения доработок программа «Союз» зарекомендовала себя в качестве одной из самых надёжных и с успехом действует до сих пор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *