Толстой детство что за человек был мой отец впечатления
Л.Н.Толстой в 30-50 гг. XIX века. Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец», «Папа», «Юродивый».
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 37.
Тема. Л.Н.Толстой в 30-50 гг. XIX века. Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец», «Папа», «Юродивый».
Цель:
· выявить ключевые события периода 30-50-х гг., оказавших влияние на становление характера Л.Н.Толстого; показать звучащий в главах повести «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» общее настроение беспокойства, присущего и Николеньке Иртеньеву – герою повести «Детство», и автору;
· формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом;
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова (по выбору).
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, его целей и задач.
2. Сообщение учащегося о Ясной Поляне. Мультимедийная презентация.
3. Рассказ учителя по плану.
Толстому довелось рано познакомиться с бедами и невзгодами: мальчику не было и двух лет, когда он потерял мать, а в 1837 г. внезапно, как говорили — от удара, умер его отец. Вместе с сестрой Марией и братьями Николаем, Сергеем и Дмитрием десятилетний Лев отправляется в Казань, где жила их тетушка П.И. Юшкова.
Исчерпывающую характеристику новой опекунши дала Софья Андреевна Толстая. По ее словам, Пелагея Ильинична «была добродушная, светская, чрезвычайно поверхностная женщина любила поесть, убрать со вкусом свои комнаты. Муж ее был хотя человек умный, но без правил. Жил он бездеятельно, прекрасно вышивал по канве, подмигивал на хорошеньких горничных и играл слегка на фортепиано».
Фактически воспитание Толстого с переездом в Казань окончилось. Начался период самостоятельной жизни.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранена) и описание одного прожитого дня («История вчерашнего дня»). Тогда же была начата повесть «Детство».
Ещё живя в Казани, он стал составлять «Правила», которым намеревался следовать неукоснительно изо дня в день. Приведем некоторые из них:
«Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош».
«Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную».
«Всегда говори правду».
«…Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».
«Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству».
Весной 1851 г. Толстой едет на Кавказ и сначала в качестве волонтера, потом – юнкера, затем – младшего офицера принимает участие в походах и боевых действиях русской армии. В письмах с Кавказа близким людям он признавался, что пошел на войну для того, во-первых, чтобы испытать свою храбрость, во-вторых, чтобы увидеть своими глазами, что такое война.
Толстой не раз был представлен к награждению боевым Георгиевским крестом, но не получил этой награды, так как высшее начальство видело в нём «беспокойного» офицера, который вмешивался не в свое дело, составлял проекты об улучшении организации русских войск и управления ими.
Начальство не любило и побаивалось Толстого. Зато у офицеров-сослуживцев Лев Николаевич пользовался уважением и симпатией.
Писатель добивается перевода в осажденный Севастополь. Он сделал это «для того, чтобы видеть. войну» и «больше всего из патриотизма», который, как он писал брату, «сильно нашел» на него в то время.
Здесь развертывались главные события начавшейся в 1853 г. Крымской войны.
Толстой приехал в осажденный Севастополь в ноябре 1854 г. и был там до конца осады города. Долгое время он провел на четвертом бастионе, одном из самых опасных участков обороны Севастополя, где командовал батареей. Принимая участие в войне, писатель проявил истинное мужество. Он был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.».
Рассказы Толстого о защитниках Севастополя поразили современников не эффектными описаниями сражений, не громкими фразами об одержанных победах, а строгой правдой и простотой изображения тяжелого, будничного и в то же время героического труда матросов, солдат, артиллеристов с четвертого бастиона, сестер милосердия, жителей осажденного города.
Первым произведением Толстого, появившимся в печати, была повесть «Детство», законченная им на Кавказе. Послав ее рукопись в журнал «Современник» Н.А. Некрасову, молодой автор даже не назвал своей фамилии, настолько он не был уверен в успехе. Некрасов высоко оценил повесть, напечатал ее в «Современнике» и все сделал для того, чтобы поощрить начинающего автора к дальнейшей литературной работе.
За «Детством» в «Современнике» появились повести Толстого «Отрочество» (1854) и «Юность» (1855—1856), составившие трилогию. В ее главном герое Николеньке Иртеньеве воплотились многие черты самого Толстого.
В ноябре 1855 г., после того как русские войска оставили Севастополь, Толстой приехал в Петербург, где как равный был встречен выдающимися писателями.
4. Экскурсия по выставке портретов и фотографий Л.Н. Толстого.
В государственном музее Л.Н. Толстого в Москве хранится около 26 тысяч фотографий в основном фонде. Музей обладает не только самым полным собранием фотографий самого Л.Н.Толстого (около 12 тысяч), но и уникальными и многообразными фотоснимками лиц, мест, событий, связанных с жизнью и творчеством писателя. Основой фотофонда музея послужили экспонаты выставки, посвященной Л.Н. Толстому, состоявшейся в 1911 г. в Историческом музее в Москве. Владельцы фотографий (среди них К.К.Булла, Ф.Т.Протасевич, фирма «Шерер, Набгольц и К», снимавшие Толстого) подарили их постоянному музею Л.Н.Толстого, который открылся в 1911 г. в Москве. В Государственном музее Л.Н.Толстого и Москве собраны все материалы, связанные с его жизнью и творчеством, и том числе и фотофонды с новыми материалами из разных музеев страны. Изображений молодого Толстого немного. Это дагеротипы 1849 и 1854 (из четырех известных нам дагеротипов писателя три находятся в музее) и первые фотографии С.Л.Левицкого, М.Б.Тулинова, И.Жерюзе (1856, 1862). В дальнейшем собрание его фотографий пополнялось, особенно и первое десятилетие XX в.
В Русском музее хранится портрет Л.Н.Толстого, относящийся ко времени Севастопольской кампании. Приобретенный Русским музеем в 1918 г. этот портрет составлял часть коллекции Е.Е.Рейтерна — сына художника Гергарда (Евграфа) Романовича Рейтерна, на дочери которого был женат В.А.Жуковский.
Портрет сделан карандашом известным охотником-любителем и остроумным карикатуристом Л.Н.Вакселем, хорошо известным Петербургу конца 40-х и начала 50-х гг.
Из всех дошедших до нас изображений Толстого в бытность его на военной службе портрет Вакселя принадлежит к числу наиболее ранних. Этот портрет верно передает его «некрасивое, но умное и замечательное лицо», как выразился И.С.Тургенев в письме к Некрасову от 22 октября 1854 г.
«Детство» — это автобиографическая повесть Л.Н. Толстого.
Автобиографическое произведение — художественное произведение, в основе которого — события и факты из жизни автора.
• Н.Г. Чернышевский о повести «Детство». Художественный замысел Л.Н. Толстого.
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 — 1889), публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ, отметил в творчестве Л.Н.Толстого две существенные черты: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства.»
Н. Г.Чернышевский пишет: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь, по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грёзы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем. Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души.»
В дневнике Толстой записал: «Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество».
Уловить и воплотить «текучее вещество» душевной жизни, само формирование человека — в этом главная художественная задача Толстого. Замысел его первой книги определен характерным названием: «Четыре эпохи развития». Предполагалось, что внутреннее развитие Николеньки Иртеньева, а в сущности — всякого человека вообще, если он способен к развитию, будет прослежено от детства до молодости.
«Текучее вещество» человеческого характера наиболее отзывчиво и подвижно в ранние годы жизни, когда каждый новый день таит в себе неисчерпаемые возможности для открытия неизведанного и нового, когда нравственный мир формирующейся личности восприимчив ко всем «впечатлениям бытия».
С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого — мысль о громадных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного и духовного роста.
6. Выразительное чтение главы «Детство». Анализ главы.
• Как характеризует Л.Н. Толстой детство?
• Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?
Риторические вопросы и риторические восклицания служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви.
• От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»?
Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви.
Умение любить — результат неустанного самосовершенствования человека, которое продолжается всю жизнь.
7. Анализ главы «Что за человек был мой отец?».
Один из наиболее ярких героев повести — папа. Весь его облик дан с изумительной четкостью. Интересны изменения, которые вносились Толстым в связи с характеристикой папа. Сначала она стояла в начале рассказа. В третьей редакции глава «Что за человек был мой отец?» по счёту была четвертой. В каноническом тексте характеристика отставлена значительно дальше и составляет содержание главы X. Очевидно, Толстой считал необходимым, чтобы герой раскрылся предварительно в поступках. В самой характеристике на первом плане стоит описание внешнего облика отца. Портретность облика доведена здесь до виртуозности, — в этом легко убедиться, сравнив литературный образ Иртеньева с его прототипом (в Литературном музее имеется портрет A.M. Исленьева, служащий иллюстрацией описания Толстого, вплоть до позы, деталей обстановки).
7.2.Сообщение учащегося о прототипе отца Николеньки.
Из дворян Тульской губернии. В службу вступил подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк, участник Отечественной войны 1812 и заграничного похода 1813, награждён за храбрость, проявленную при Бородине, вышел в отставку по домашним обстоятельствам в 1822 году в звании капитана.
В показаниях назван членом тайного общества. Следствием установлено, что членом тайных обществ декабристов не был. Был арестован. По высочайшему повелению освобожден с оправдательным аттестатом.
Образ отца в «Детстве» близок именно к характеру A.M. Исленьева и совсем не передает черты отца писателя. Хотя A.M. Исленьев узнал cебя этом образе, все же это не портрет одного определенного человека. Об отце героя говорится скорее как о типе дворянина определенного времени.
Самым распространенным, сложным и интересным видом литературного портрета является психологический портрет. Л.Н. Толстой тонко выявляет особенности характера своего героя через детали внешности: черты лица, позу, вещи. Так сразу формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою.
7.4. Обращение к домашнему заданию.
— Назовите слова, воссоздающие черты портрета отца. Что вы можете сказать об этом человеке?
«Не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички. большому росту, сильному сложению, лысой голове и спокойным, самоуверенным движениям».
Человек внешне не очень красивый, но обаятельный. Ему присущ тонкий вкус и хорошие манеры.
— Назовите художественные детали, дающие представление о характере отца. Что вы можете сказать об этом человеке?
«Человек прошлого века. Неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Смотрел презрительно. Две главные страсти: карты и женщины. Нравился всем без исключения, в особенности же тем, которым хотел нравиться. Он умел взять верх в отношениях со всяким. Он знал крайнюю меру гордости и самонадеянности.
Он был оригинален. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления. Он умел скрывать от других и удалять от себя известную всем тёмную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими. Конек его был блестящие связи. Он был чувствителен и даже слезлив. Он любил музыку, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку. Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, да он и был так счастлив в жизни. Те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими. Он говорил очень увлекательно, он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость».
Это человек, в котором внешняя воспитанность сочетается с крайним себялюбием, и все измеряется на весах личных интересов и удобств.
Это яркий тип изысканного эгоиста.
Эгоизм его проявляется и в других эпизодах повести: в главе «Папа» и «Юродивый».
8. Художественный пересказ главы «Папа» с включением выразительного чтения эпизода от слов «Я распоряжений своих не переменю.» до слов «Мне очень, очень жалко стало матушку, и вместе с тем мысль, что мы точно стали большие, радовала меня».
• О чем свидетельствует разговор с Яковом?
О непрактичности отца, о нежелании его всерьез заняться поправлением дел в расстроенном имении.
• Почему отец решил оставить в деревне матушку?
Решение оставить матушку в деревне свидетельствует о намерении отца ни в чем себя не ограничивать в Москве.
9. Художественный пересказ главы «Юродивый» с включением выразительного чтения эпизода от слов «Ах да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи, — сказала она.» до слов «Зачем ты мне напомнила об его ногах? Я посмотрел и теперь ничего есть не буду».
• Как характеризует отца отношение к присутствию в комнате Гриши, Божьего человека?
Отец неуважительно относится к чувствам матери, оскорбляет ее веру в бескорыстное служение Богу. Он подозревает Гришу в неискренние и лености, цинично иронизирует над его убогостью.
• Закончите фразу: «Образ отца в повести Л.Н. Толстого «Детство» является воплощением эгоизма.»
IV. Подведение итогов урока.
В главах «Детство» и «Что за человек был мой отец?» Л.Н. Толстой отразил внутреннюю неустроенность и беспокойство, которые его герой и он сам в годы работы над трилогией — переживал как душевный конфликт, как внутренний разлад.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать главу «Maman».
1 группа. Подготовить художественный пересказ главы «Письмо» и выразительное чтение фрагмента главы от слов «В этом письме была вложена записочка Мими следующего содержания…» до слов «После уже всё пошло хуже да хуже».
2 группа. Подготовить художественный пересказ главы «Горе». Выразительное чтение фрагмента главы от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу…» до слов «… чтобы утешить и благословить меня».
3 группа. Подготовить художественный пересказ главы «Наталья Савишна» и выразительное чтение эпизода главы от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за её двадцатилетние труды и привязанность…» до слов «Я так привык к её бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? Довольна ли?»
4 группа. Подготовить художественный пересказ главы «Последние грустные воспоминания». Выразительное чтение эпизода главы от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением…» до слов «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?.»
Анализ глав повести Л. Н. Толстого « Детство»: « Детство». «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый»
Анализ глав повести Л. Н. Толстого « Детство»: « Детство». «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый»
Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира героя.
Планируемые образовательные результаты
2. Уважение к личности и ее достоинству;
3.Воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру;
4.Устойчивый познавательный интерес;
5.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
2. Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;
3.Применять литературоведческие термины для анализа текста;
4. Формировать навыки анализа текста с целью понять особенности прозы Толстого
1.Развивать навыки самоанализа;
2.Давать определения понятиям;
3.Умение анализировать текст;
4.Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
5.Развивать речь, память учащихся;
6.Формулировать собственное мнение, аргументировать его.
Трудовые действия учителя
Формирование универсальных учебных действий
1. Эмоциональный настрой. Проблемная задача урока
— «Детство – самая счастливая пора». Вам доводилось слышать эту фразу? Согласны ли вы с таким утверждением?
— Как вы понимаете «счастливая пора»?
-Считаете ли вы, что означает безоблачный период жизни, без всяких проблем?
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Как вы думаете,что может стать сегодня предметом нашего исследования
Подсказка в форме загадки:
Это есть у каждого из вас, это есть только у вас, у нас это тоже есть, но в другом качестве.
Да, действительно, сегодня мы поговорим о душевных качествах, о переживаниях, сложных проблемах, которые решают дети – главного героя повести « Детство Николеньки Иртеньева
2. Актуализация знаний
Обращение к домашнему заданию.
Мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 году, она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года. И многие писатели того времени увидели в нем «прекрасную надежду русской литературы».
Н.Г. Чернышевский о повести «Детство».
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 — 1889), публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ, отметил в творчестве Л.Н.Толстого две существенные черты: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства. »
Н. Г.Чернышевский пишет: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь, по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грёзы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем. Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души. »
Толстой задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе».
Толстой написал 3 части задуманного романа – «Детство», «Отрочество» и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» осталась так и не написанной.
Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать?
1.Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. В них Толстой вырабатывал для себя правила жизни и работы.
2.Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности…
3.Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание
4.Анализ главы «Детство»
Выразительное чтение главы «Детство»
Обращение к словарю.
Сладкие грёзы – приятные мечты.
Восточный халатец – лёгкий, воздушный, мягкий.
Ангел-утешитель- сверхъестественное существо, посланец Бога, покровитель человека.
Добродетель Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.
Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.
– положительное нравственное качество человека.
Как характеризует Толстой детство?
Задания на разный уровень оценок 4,5
1.Лексические (эпитеты: «счастливая, невозвратимая пора детства», отуманенные дремотой глаза; метафоры: «сладкие грезы»).
Лев Толстой — Детство: Глава 10 (Что за человек был мой отец?)
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд его происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой. Две главные страсти его в жизни были карты и женщины; он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин всех сословий.
Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца, с тех пор как я его запомню, — наружность, с которою он умел не только прослыть и быть человеком à bonnes fortunes [удачливым (франц.).], но нравиться всем без исключения — людям всех сословий и состояний, в особенности же тем, которым хотел нравиться.
Он умел взять верх в отношениях со всяким. Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления: в каком бы он ни был блестящем положении, — казалось, он для него был рожден. Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими. Конек его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости, на которых он в душе сердился за то, что они далеко ушли в чинах, а он навсегда остался отставным поручиком гвардии. Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички… Впрочем, все шло к его большому росту, сильному сложению, лысой голове и спокойным, самоуверенным движениям. Он был чувствителен и даже слезлив. Часто, читая вслух, когда он доходил до патетического места, голос его начинал дрожать, слезы показывались, и он с досадой оставлял книгу. Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепьяно, романсы приятеля своего А… цыганские песни и некоторые мотивы из опер; но ученой музыки не любил и, не обращая внимания на общее мнение, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку и что он не знает лучше ничего, как «Не будите меня, молоду», как ее певала Семенова, и «Не одна», как певала цыганка Танюша. Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, что ему некогда было составлять себе их, да он и был так счастлив в жизни, что не видел в том необходимости.
В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, — но единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно. Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость.