Толкование языков что это

Толкование языков что это

Толкование языков что это. Смотреть фото Толкование языков что это. Смотреть картинку Толкование языков что это. Картинка про Толкование языков что это. Фото Толкование языков что это

Толкование языков что это. Смотреть фото Толкование языков что это. Смотреть картинку Толкование языков что это. Картинка про Толкование языков что это. Фото Толкование языков что этоТолкование языков что это. Смотреть фото Толкование языков что это. Смотреть картинку Толкование языков что это. Картинка про Толкование языков что это. Фото Толкование языков что это Толкование языков что это. Смотреть фото Толкование языков что это. Смотреть картинку Толкование языков что это. Картинка про Толкование языков что это. Фото Толкование языков что это

Урок 13. Истолкование языков

Центральная истина: Истолкование языков является сверхъестественным способом передачи через Дух смысла изречения на иных языках.

Наше исследование даров Святого Духа привело нас к концу этого списка — к дару истолкования языков.

Но разве Бог не может говорить с нами каким-то другим способом? Да, может, и Он это делает. У нас есть высказывания, которые не являются истолкованием языков; они являются проявлением дара пророчества. Все эти дары действуют верой, но для того, чтобы пророчествовать, нужно больше веры, чем для того, чтобы сделать высказывание на языках или дать истолкование языков, потому что у тех, кто проявляет эти дары, есть на кого опереться. Другими словами, человек с даром языков может опереться на того, у кого дар истолкования, и наоборот. Однако тому, у кого дар пророчества, нужно иметь достаточно веры, чтобы хотя бы просто начать говорить то, что он принял.

Истолкование — не перевод

Если тот, кто истолковывает, также используется в пророчестве, он может закончить истолкование и перейти на пророчество (я делаю это очень часто). Большинство людей, чутких в Духе, легко заметят разницу, потому что как только начинается пророчество, слова становятся более властными и имеют большее помазание. В пророчестве больше вдохновения и благословения.

Истолкование в личной молитвенной жизни

13 А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

27 Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

40 Только все должно быть благопристойно и чинно.

Согласно 13-му стиху, те, кто говорят на иных языках, должны молиться о даре истолкования. Павел наставляет нас ревновать об этом даре не потому, чтобы мы могли истолковывать на людях, но скорее, чтобы мы могли истолковывать для себя свои собственные молитвы, если Богу угодно. Если мы знаем, о чём мы молимся, то мы можем получить большое духовное назидание, а если Богу будет угодно использовать нас для публичного истолкования высказываний на языках, то это будет дополнительным благословением.

Я начал впервые истолковывать языки в своей личной молитвенной жизни. Однажды я молился, когда осознал, что говорю по-английски, и я знал, о чём я молился на языках. (Конечно, Бог знает, о чём мы молимся на языках, потому что мы говорим Ему, но иногда Он хочет, чтобы и мы знали, о чём мы молимся).

Однако необязательно, чтобы всё, что мы произносим на иных языках в личной молитве, становилось ясным для нашего ума, потому что Павел сказал: “Когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода” (1-е Кор. 14:14). Далее, мы говорим не себе; мы говорим Богу; Ему ясно, о чём мы молимся, и этого достаточно. “Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом” (1-е Кор. 14:2).

Так, мы видим, что в истолковании языков есть личная сторона, и это очень важно лично для нас. Также у этого дара есть и публичное проявление. Но не все мы будем использованы публично; только по желанию Господа.

Истолкование как публичное служение

Некоторые люди спрашивали: “Речь идёт о трёх посланиях?” Фактически мы нигде в Библии не увидим выражение “послания на языках”. Это просто фраза, которую создали для объяснения. Лучше было бы сказать “изречение на языках”. Тем не менее этот стих говорит о людях, а не о посланиях или высказываниях.

Павел не сказал точно, сколько людей может или не может говорить на языках. Он просто сказал, пусть говорят двое или трое, и то, пусть по очереди. Это значит, что они не должны говорить одновременно (для меня это значит, что человек может говорить более одного раза).

Я бы посоветовал любому собранию, если трое уже высказались публично на языках, то четвёртый пусть молчит, невзирая на то, как бы сильно Дух ни побуждал его. Если нужно сказать ещё что-то, то пусть это скажет один из тех, кто уже высказался. Это поддерживает хороший порядок.

Обратите внимание на то, что Павел сказал: “. пусть один истолковывает. ” В Писании нет ничего такого, что развенчало бы понятие о том, что один и тот же человек может и сделать изречение на языках и истолковать самого себя. Фактически один из тех, кто высказывается на языках публично, может истолковать высказывание, даже если будут и другие, способные истолковать. Павел учит нас, чтобы у нас не было соперничества в истолковании. Итак, нет ничего небиблейского в том, если кто-то сделает высказывание на языках и сам истолкует, если истолкователь при этом остается только один.

“Чинно и благопристойно”

Я бывал на таких служениях, где видел злоупотребление этими дарами, и я покидал их в растерянности. (Это были не мои служения, потому что на своих служениях я обычно указываю на ошибки и объясняю их людям, чтобы они не запутались).

Но это не означает, что на тех служениях действовал дьявол. Просто люди перепутали порядок. Если мы научимся ходить в Духе согласно Слову и следовать наставлению Павла: “только всё должно быть благопристойно и чинно” (ст. 40), то у нас не будет беспорядка на служениях.

Иногда нам просто нужен практический совет об этих проявлениях, чтобы служение было упорядоченным. Тогда даже наши гости поймут и будут под впечатлением от нашего порядка. Особенно важно: мы не оскорбим Духа Божьего. Библия говорит: “И не оскорбляйте Святого Духа Божия. ” (Ефес. 4:30). Иногда Его оскорбляли в некоторых церквях — оскорбляли тем, что Он хотел проявить Себя, а Ему не позволили, а также тем, как некоторые люди нарушали порядок! Когда кто-то говорит на языках, тот, кто обычно используем в даре истолкования, должен немедленно начинать прислушиваться к Духу, потому что Господь может захотеть использовать его в действии этого дара.

Иногда я ждал, пока кто-то истолкует, а они ждали меня. В то же время кто-то другой ждал ещё кого-то. Любой из нас мог истолковать высказывание на языках, но все мы потеряли его, потому что не были настроены на одну волну со Святым Духом. (Мы не можем что-то получить от Бога, если не настроены на Его волны).

По этой причине у нас иногда нет истолкования высказывания. Когда так получилось у меня, я сказал тому, кто говорил на языках: “Пожалуйста, повторите это ещё раз, а я истолкую”. Затем, когда он начал говорить, я вошел в Дух, и Бог дал мне истолкование.

Проявление духовных даров действительно нужно судить. (В конце концов мы судим не людей, делаем ли мы это на людях или с глазу на глаз). Мы не всегда можем принять суждение любого человека; но только тех, кто чувствительны к движению Святого Духа.

В завершение позвольте мне указать, что все эти девять духовных даров действуют верой. Они действуют не даром веры; а обычной общей верой. Также помните, что Библия говорит: “. всё возможно верующему” (Марк 9:23) — и если вы верите, вам всё возможно!

Текст наизусть: “А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования.” (1-е Кор. 14:13).

Источник

Истолкование языков. Дары Духа Святого. Иные языки и истолкование

Истолкование языков, как и другие духовные дары, описанные в послании к Коринфянам, должны проявляться в Церкви Христа. Об этом проявлении Духа мне писать просто, так как Дух Святой обогатил меня даром истолкования.

Толкование языков что это. Смотреть фото Толкование языков что это. Смотреть картинку Толкование языков что это. Картинка про Толкование языков что это. Фото Толкование языков что это

Не перевод

Сначала о заблуждениях. Многие считают, что истолкование языков сродни переводу. То есть, что каждое слово имеет свой перевод. Мне Господь сразу показал, что это не так. Истолкование языков, это своего рода, пересказ того, что было произнесено, причем так, как истолкователю было это понятно. Что я хочу сказать.

В школе мы все писали диктант, изложение и сочинение. Диктант подразумевал ТОЧНУЮ передачу текста со всеми знаками. Сочинение давало возможность использовать любые выражения для описания какого-то процесса. А вот изложение подразумевало описание того, что человек слышал. Это должно было быть близким к тексту. И в классе из 30 работ сложно было найти одинаковые изложения.

То же и с истолкованием. Несколько человек могут истолковывать одно и то же говорение на языках. Но их истолкование не будет похоже одно на другое. Все, наверное, слышали «пугалку» противников говорения на зыках, в которой рассказывалось о том, что исследователи давали послушать речь на иных языках разным людям и получали разные истолкования.

Я не знаю, насколько это правдивая история. Но лично я, ещё до того, как получил и иные языки, и истолкование языков, решил для себя не участвовать в таких экспериментах.

Где использовать

Дар истолкования иных языков как бы «привязан» к говорению на языках. Мы помним, что говорение на языках происходит в двух случаях

– для назидания себя, когда я говорю себе и Богу, говорю тайны духом

– для назидания церкви при наличии истолкователя языков.

Дело в том, что дары, проявления Духа должны быть направлены на прославление Христа. А значит, публичное использование должно происходить в собраниях верующих с определенными ограничениями. Они описаны и для пророчеств и для языков.

Толкование языков что это. Смотреть фото Толкование языков что это. Смотреть картинку Толкование языков что это. Картинка про Толкование языков что это. Фото Толкование языков что это

Вы видите, что нет и намека на какое-то другое использование этих даров. Поэтому использование дара истолкования иначе вы будете делать на свой страх и риск, зная, что будете отвечать перед Богом.

Копирование

Когда я ревновал об этом даре, Бог научил меня некоторой мудрости. Написано, что «…действия различны…». Я хотел увидеть, как этот дар проявляется. В то время интернет не имел ещё такого развития как сегодня. Но я смог найти несколько примеров. Но что-то меня не устроило. У меня появилось нежелание продолжать эти поиски. Потом я понял почему. Мой разум хотел просто скопировать то, что я увижу у других. В нашем городе и рядом ни у кого не было этого дара.

Как получить дар истолкования иных языков

Я не скажу вам ничего нового, потому что получать, принимать надо ВЕРОЙ. Лично мой опыт был достаточно простой. Читая Слово, мне открылось место Писания.

А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования. (1Кор.14:13)

Господь открыл мне, чтобы я молился о даре истолкования. Я не могу объяснить этого умом, но я знал, что этот дар есть у меня, предназначен для меня. А дальше я просто начал говорить то, что приходило ко мне. Далее было подтверждение от братьев и сестер, которые о чем-то молились, а потом Господь давал мне истолкование их молитв на языках, где говорилось о том, о чем они молились. Давались советы именно на те темы, которые их волновали.

Ревность

Желание обладать дарами должно исходить из воли Божьей – для назидания Церкви. Нельзя думать о себе, о своей выгоде, когда молимся о дарах.

Толкование языков что это. Смотреть фото Толкование языков что это. Смотреть картинку Толкование языков что это. Картинка про Толкование языков что это. Фото Толкование языков что это

Все ли истолкователи?

Как и в случае с другими дарами, приходится констатировать, что НЕ ВСЕ будут истолкователями. Дух Святой распределяет дары в собрании по Своей воле. Это убирает человеческую составляющую в служении. Не всегда то, что вам хочется – вы получите. Помните, что

мы Его творение, созданы на добрые дела, которые Он предназначил нам исполнять.

Не мы Его избрали, но Христос избрал нас и поставил нас, чтобы мы приносили плод. Его плод в Его саду, который для Него вырос из Его семени.

Цель – назидание Церкви

Есть Божье определение богатства. И одна из жемчужин – это дары Духа Святого. Слово говорит нам обогатиться ими. Это истинно небесное богатство. Не имеющее аналогов на земле. Именно поэтому проявление силы Божьей, Слова Божьего всегда вызывало трепет и страх у посторонних

Источник

Дар языков по Деяниям и 1 Кор. за апостольским богослужением

Дар языков (глос­со­ла­лия) впер­вые сооб­щен был апо­сто­лам, а может быть, и другим веру­ю­щим, в день Пяти­де­сят­ницы при соше­ствии на них Духа Свя­того. Этот дар про­явился в какой-то осо­бенно вооду­шев­лен­ной (чем-то напо­ми­нав­шей речь чело­века в состо­я­нии опья­не­ния) речи (λαλεîν, άπο-φθέγγεσθαι) «о вели­чиях Божиих» «на иных языках» (έτέραις γλώτταις), так что слу­ша­тели до 15 наци­о­наль­но­стей слы­шали из уст апо­сто­лов свое родное наре­чие (διάλεκτος). Дух Гос­по­день, обни­ма­ю­щий Собою чело­ве­че­ство в его наро­дах и языках и нося­щий в Себе силу объ­еди­не­ния их, про­из­вел во внут­рен­ней­ших осно­вах души мгно­вен­ное устра­не­ние наи­бо­лее раз­де­ля­ю­щих чело­ве­че­ство наци­о­наль­ных границ языка, сим­во­ли­че­ски пре­ду­ка­зы­вая этим буду­щее бла­го­дат­ное еди­не­ние чело­ве­че­ства.

Подоб­ный дар сооб­щался в апо­столь­ской Церкви неод­но­кратно после кре­ще­ния. Так, дар языков полу­чили Кор­ни­лий и домаш­ние его после кре­ще­ния, уче­ники Иоанна Кре­сти­теля чрез руко­воз­ло­же­ние на них ап. Павла. Не незна­ме­на­тельно, что наи­бо­лее силь­ный отзвук вели­кого чуда Пяти­де­сят­ницы мы нахо­дим в столь цен­траль­ной и зна­чи­тель­ной языко-хри­сти­ан­ской Церкви, как Коринф­ская. В Коринф­ской Церкви этот чудес­ный дар полу­чил самое широ­кое при­ме­не­ние за бого­слу­же­нием. Он и обна­ру­жи­вался, по-види­мому, только за бого­слу­жеб­ными собра­ни­ями, «в церк­вах».

Содер­жа­нием речи коринф­ских глос­со­ла­лов была молитва и пре­иму­ще­ственно хва­леб­ного, и какого-то таин­ствен­ного харак­тера. Язык, на кото­ром гово­рил глос­со­лал, был непо­ня­тен при­сут­ству­ю­щим и, по-види­мому, не вполне поня­тен и самому глос­со­лалу («хотя дух» его «молился» в то время, но «ум» оста­вался без плода), почему речь глос­со­лала нуж­да­лась в истол­ко­ва­нии, но истол­ко­ва­ние его речи тре­бо­вало тоже осо­бого дара Духа Свя­того, кото­рым далеко не всегда обла­дал глос­со­лал. Язы­ко­го­во­ре­ние было вожде­лен­ным даром («желаю, чтобы вы все гово­рили язы­ками»), нази­дав­шим глос­со­лала, сте­пень этого дара зави­села от нрав­ствен­ной высоты обла­да­теля, почему, напри­мер, ап. Павел обла­дал им более всех корин­фян.

Раз­лич­ные пони­ма­ния дара языков

Сущ­ность и осо­бен­но­сти дара языков

Как видим, все изло­жен­ные объ­яс­не­ния для дара языков допус­кают против себя воз­ра­же­ния, но вместе с тем каждое из них имеет и то или другое серьез­ное осно­ва­ние в тексте Нового Завета.

Все эти объ­яс­не­ния соеди­нимы друг с другом, и воз­можно, что каждое из них ука­зы­вает дей­стви­тель­ную черту в этом необык­но­вен­ном явле­нии. Обра­щает на себя вни­ма­ние раз­но­об­ра­зие выра­же­ний самого ап. Павла отно­си­тельно дара языков: «язык», «языки», «роды языков», «гово­рить языком» или «язы­ками», «гово­рить слова на языке», «молиться языком», «иметь язык», «вос­пе­вать», «молиться», «бла­го­слов­лять», «бла­го­да­рить духом», «духом гово­рить тайны», «гово­рить не людям, а Богу». Уже это пока­зы­вает, что дар языков мог «бес­ко­нечно раз­но­об­ра­зиться» в своих про­яв­ле­ниях. Чтобы пра­вильно судить о харак­тере этих про­яв­ле­ний, надо обра­тить вни­ма­ние на место, какое отво­дит апо­стол этому дару среди других духов­ных даро­ва­ний. В своей клас­си­фи­ка­ции таких даро­ва­ний ап. Павел выде­ляет дар языков с даром истол­ко­ва­ния их в особый разряд: рас­по­ла­гая духов­ные даро­ва­ния по сте­пени пользы, кото­рую они при­но­сят не отдель­ному веру­ю­щему, а всей Церкви, апо­стол на первом месте ставит дары ума (учи­тель­ство, про­ро­че­ство), на втором дары воли (чудо­тво­ре­ния, пас­тыр­ство) и на послед­нем – оче­видно, в каче­стве про­яв­ле­ний чув­ства – дары языков. Сле­до­ва­тельно, язы­ко­го­во­ре­ние явля­лось выра­же­нием живого внут­рен­него дви­же­ния и оду­шев­ле­ния тех, кото­рые впер­вые почув­ство­вали себя сво­бод­ными от осуж­де­ния и ощу­тили неиз­ре­чен­ную радость, неиз­бежно свя­зан­ную с первым (свежим) созна­нием бого­сы­нов­ства. Это была лику­ю­щая радость новых отно­ше­ний к Богу и людям, новой и полной сво­боды о Христе, искав­шая себе необы­чай­ного, не свя­зан­ного при­род­ной необ­хо­ди­мо­стью, выра­же­ния. Здесь все дело было в этом внут­рен­нем воз­буж­де­нии: насколько оно было глу­боко, видно из того, что оно было понятно только тому, кто чрез Духа Свя­того при­хо­дил во внут­рен­нее сопри­кос­но­ве­ние с имев­шим такие пере­жи­ва­ния, тому, кто имел спо­соб­ность истол­ко­ва­ния. И этот послед­ний раз­де­лял с первым его воз­буж­де­ние, однако оно овла­де­вало им не в такой сте­пени, как первым, и он был в состо­я­нии узнать боже­ствен­ный объект, кото­рым вызвано было это воз­буж­де­ние, и выра­зить эти чув­ства в ясных словах, пере­ве­сти на понят­ный язык необыч­ные формы их про­яв­ле­ния. При такой глу­бине этого чув­ства есте­ственно, что оно поль­зо­ва­лось для своего выра­же­ния всеми воз­мож­ными для чело­века спо­со­бами, выби­рая между ними наи­бо­лее высо­кие и бла­го­род­ные. Язык – наи­бо­лее тонкий способ такого выра­же­ния. Но, как заме­чает грам­ма­тик Пселл, у каж­дого народа есть бого­пре­дан­ные имена, име­ю­щие неска­зан­ную силу, кото­рую они как бы теряют от пере­вода; таковы, напри­мер, еврей­ские имена Сера­фим, Херу­вим, Михаил, Гав­риил. Древ­ние при­пи­сы­вали чуже­зем­ным словам сверхъ­есте­ствен­ную силу. Язык – не слу­чай­ное про­из­ве­де­ние народа, а созда­ние его гения, носи­тель его идей. Пере­жи­ва­е­мое пер­выми хри­сти­а­нами, оче­видно, было выше и такого вели­кого кол­лек­тив­ного тво­ре­ния, как язык каж­дого народа, и нуж­да­лось в идей­ном богат­стве всех языков. Оно стояло выше и этого послед­него. Блж. Фео­до­рит под язы­ками, на кото­рых гово­рили глос­со­лалы, разу­меет «неко­то­рые мыс­лен­ные языки, кото­рыми Ангелы вос­пе­вают хвалы и пес­но­пе­ния Богу». Посему дар языков не непре­менно надо пони­мать как сплош­ную речь на ино­стран­ных языках; глос­со­лал мог заим­ство­вать оттуда наи­бо­лее выра­зи­тель­ные слова; на это, по-види­мому, ука­зы­вает выра­же­ние ап. Павла: «принял Духа усы­нов­ле­ния, Кото­рым взы­ваем: Авва, Отче». То воз­буж­де­ние, в кото­ром нахо­дился глос­со­лал, могло и речи его на оте­че­ствен­ном языке сооб­щать неяс­ность, нуж­дав­шу­юся в истол­ко­ва­нии. Речь его выхо­дила из тех глубин души, кото­рые не осве­ща­ются светом созна­ния, из «духа», а не «ума». Воз­можно, что эта речь допол­ня­лась дру­гими выра­же­ни­ями чув­ства, напри­мер вздо­хами, на что, может быть, ука­зы­вают слова ап. Павла: «Сам Дух хода­тай­ствует за нас воз­ды­ха­ни­ями неиз­ре­чен­ными». Силь­ное вооду­шев­ле­ние могло при­зы­вать на помощь слову и звуки пения, так как музыка вообще силь­нее слова выра­жает наши чув­ства. (Если так, то мы могли бы уте­шать себя мыслью, что не только содер­жа­ние хри­сти­ан­ских молитв и песней, но и самый напев их вдох­нов­лялся Духом Божиим и, конечно, сохра­нил печать Его до нынеш­него вре­мени).

Зна­че­ние и досто­ин­ство дара языков

Одно с несо­мнен­но­стью можно ска­зать о даре языков, что с внут­рен­ней сто­роны, по душев­ному состо­я­нию язы­ко­го­во­ре­ние было состо­я­нием осо­бен­ной духов­ной, глу­бо­кой молитвы. В этом состо­я­нии чело­век гово­рил непо­сред­ственно Богу, с Богом, про­ни­кал в тайны. Это было состо­я­ние рели­ги­оз­ного экс­таза, за доступ­ность кото­рого ему ап. Павел горячо бла­го­да­рит Бога. С внеш­ней сто­роны оно было настолько вели­че­ствен­ным явле­нием, вполне достой­ным Духа Божия, что для самых неве­ру­ю­щих было зна­ме­нием, пока­зы­вав­шим воочию при­сут­ствие Самого Боже­ства в собра­ниях хри­сти­ан­ских. Это было состо­я­ние самого высо­кого душев­ного подъ­ема. Осо­бенно вели­че­ственно в этом явле­нии было то, что несмотря на всю силу чув­ства, охва­ты­вав­шего тогда чело­века, он не терял власти над собою, мог сдер­жи­вать и регу­ли­ро­вать внеш­ние про­яв­ле­ния этого состо­я­ния, – мол­чать, пока гово­рил другой, ожидая своей оче­реди. «И духи про­ро­че­ские пови­ну­ются про­ро­кам», сви­де­тель­ствует ап. Павел. Настолько это состо­я­ние стояло выше какой-либо нервно-физио­ло­ги­че­ской почвы.

И все же ап. Павел ставит дар языков ниже про­ро­че­ства. В даре языков было что-то как бы сти­хий­ное, отве­чав­шее той сту­пени раз­ви­тия, на кото­рой стояло тогдаш­нее чело­ве­че­ство. В этом даре было нечто общее с теми при­ми­тив­ными фор­мами про­ро­че­ство­ва­ния, кото­рые оно при­няло, напри­мер, у Саула, и кото­рое, в свою оче­редь, по внеш­ним формам своим напо­ми­нало ман­тику язы­че­ства. Ап. Павел, своим про­ти­во­по­став­ле­нием язы­ко­го­во­ре­ния про­ро­че­ству, лишает почвы наклон­ность к энту­зи­а­сти­че­ским экс­цес­сам и помра­че­нию ясного хри­сти­ан­ского созна­ния, как они стали заяв­лять себя в Коринфе. Он закры­вает пред Цер­ко­вью дорогу, на кото­рую впо­след­ствии всту­пили гно­стики, дорогу к вырож­де­нию этого дара в орги­азм и магию. Через при­со­еди­не­ние истол­ко­ва­ния язы­ко­го­во­ре­ние, подобно про­ро­че­ству, полу­чало нази­да­тель­ную силу для всех. Во вре­мена св. Иринея ( 202 г.) язы­ко­го­во­ре­ние хотя сохра­ня­ется, но видимо пере­хо­дит в про­ро­че­ство. По край­ней мере, отли­чи­тель­ную у ап. Павла функ­цию про­рока «откры­вать тайны» св. Ириней при­пи­сы­вает глос­со­лалу: «мы слы­шали многих бра­тьев в церкви, кото­рые имели про­ро­че­ские даро­ва­ния и через Духа гово­рили раз­ными язы­ками и для общей пользы выво­дили наружу сокро­вен­ное в людях и изъ­яс­няли таин­ства Божии».

Следы язы­ко­го­во­ре­ния в древ­нем и тепе­реш­нем бого­слу­же­нии

Тем не менее, как выра­же­ние глу­бо­кого, потря­са­ю­щего рели­ги­оз­ного чув­ства, дар языков не мог не ока­зать боль­шого и проч­ного вли­я­ния на хри­сти­ан­ское бого­слу­же­ние. Он созда­вал то бла­го­дат­ное дыха­ние, кото­рое сохра­ни­лось за этим бого­слу­же­нием, и когда пре­кра­тился этот дар, сохра­ни­лось, отлив­шись в другие формы. В позд­ней­шем и даже совре­мен­ном бого­слу­же­нии можно ука­зать неко­то­рые част­но­сти, кото­рые явля­ются сле­дами древ­него язы­ко­го­во­ре­ния на бого­слу­же­нии. Из язы­ко­го­во­ре­ния можно про­из­во­дить, напри­мер, древ­ний литур­гий­ный воз­глас «Мара­ната», поло­жен­ный при евха­ри­стии в «Учении 12 апо­сто­лов» и при­во­ди­мый, должно быть, из бого­слу­жеб­ной прак­тики ап. Павлом. Этот воз­глас – сирий­ское слово, озна­ча­ю­щее «Гос­подь наш пришел» (про­ро­че­ское про­шед­шее) или «прииди»: Map – Гос­подь, ан или ана – наш, шла – пришел, или «та» – приди. Таким обра­зом, воз­глас выра­жает напря­жен­ное ожи­да­ние близ­кого при­ше­ствия Хри­стова у первых хри­стиан. Экзе­геты без­успешно ста­ра­ются объ­яс­нить сирий­ский язык этого воз­гласа;

Вот эти объ­яс­не­ния: ап. Павел хотел ара­мей­ское про­ти­во­по­ста­вить еллин­ской гор­до­сти муд­ро­стью и крас­но­ре­чием (св. Иоанн Зла­то­уст, блж. Фео­фи­лакт); уси­лить свою угрозу или намек­нуть на своих юда­и­сти­че­ских про­тив­ни­ков в Коринфе (Гофман, Гейн­рици); удо­сто­ве­рить под­лин­ность посла­ния, напи­сав это слово своею рукою (Биль­рот, Рюк­керт); это почему-нибудь памят­ное слово из посе­ще­ния ап. Павлом Коринфа или пароль хри­стиан (Эвальд); это был штем­пель ап. Павла на посла­нии, впо­след­ствии спи­сы­вав­шийся греч. бук­вами (Годэ).

Но при пред­по­ло­же­нии, что он вышел из уст глос­со­лала на бого­слу­же­нии, эта стран­ность объ­яс­ня­ется есте­ственно. – Уже св. Иоанн Зла­то­уст ищет только следов глос­со­ла­лии в бого­слу­же­нии своего вре­мени: «А теперь у нас одни только знаки тогдаш­них даро­ва­ний. И теперь мы гово­рим двое или трое и порознь, и, когда один умол­кает, начи­нает другой; но все это только знаки и памят­ники преж­него. Посему-то, когда мы начи­наем гово­рить, народ отве­чает: Духови твоему, выра­жая этим, что в древ­но­сти гово­рили так не по соб­ствен­ной муд­ро­сти, но по вну­ше­нию Духа».

Остат­ками язы­ко­го­во­ре­ния, должно быть, явля­ются такие отры­воч­ные слова в древ­нем пес­нен­ном после­до­ва­нии, как «Все­лен­ную, Алли­луия», равно как в нынеш­нем бого­слу­же­нии неко­то­рая бес­связ­ность и отры­воч­ность (и свя­зан­ная с ними таин­ствен­ность) воз­гла­сов на важ­ней­шей части литур­гии («каноне» ее) и при окон­ча­нии вечерни и утрени. Такого же харак­тера воз­глас «Пре­муд­рость», ука­зы­ва­ю­щий на важ­ность не тех молитв и песней, пред кото­рыми он про­из­но­сится, а самого момента цер­ков­ной службы (напри­мер, входа).

Воз­можно, что веко­вым отго­лос­ком глос­со­ла­лии были в преж­нем греко-сла­вян­ском бого­слу­же­нии так назы­ва­е­мые попевки, или при­бав­ле­ние к тексту пес­но­пе­ния, на осо­бенно тор­же­ствен­ных местах, посто­рон­них слогов, – обычай, сохра­нив­шийся до XVI в. В древ­ней­шем из рус­ских уста­вов Моск. Типогр. библ. XI—XII в. на сте­пен­ных вос­крес­ной утрени, заме­няв­ших тогда нынеш­ний поли­е­лей, пола­га­ется алли­луиа с такими по-пев­ками: «але­не­луиа але­неве ене­вене луиа але­неве еневе неве­неве еневе ене­луиа». В Часо­слове кра­ков­ского изда­ния 1491 г. на при­пе­вах пред­на­чи­на­тель­ного псалма вечерни Слава Ти Гос­поди поло­жены такие попевки: «Слава Ти Гос­поди анене наана неа­нене нааа инане сотво­рив­шему вся». Следом глос­со­ла­лии явля­ется также упо­треб­ле­ние на бого­слу­же­нии, и тоже в важ­ней­шие его моменты, древ­не­ев­рей­ских и гре­че­ских слов: алли­луиа, аминь, Кирие еле­и­сон. В глос­со­ла­лии же имеет свое осно­ва­ние стрем­ле­ние к созда­нию осо­бого бого­слу­жеб­ного языка: в римо-като­ли­че­стве это закон­ное стрем­ле­ние, исхо­дя­щее из убеж­де­ния, что с Богом бесе­до­вать нужно на особом, ангель­ском языке, дове­дено до край­но­сти, но оно не чуждо и всем Пра­во­слав­ным Церк­вам: гре­че­ский бого­слу­жеб­ный язык (ита­ти­че­ский) едва ли когда-либо был раз­го­вор­ным (как пока­зы­вает эта­ти­че­ская форма его в древ­ней­ших латин­ских тран­скрип­циях), как и бого­слу­жеб­ный сла­вян­ский.

Дар языков пред­став­ля­ется в Новом Завете таким чудес­ным, вели­че­ствен­ным и уми­ли­тельно-потря­са­ю­щим явле­нием, что его нельзя никак при­зна­вать явле­ни­е­мод­ного порядка с язы­ко­го­во­ре­нием рус­ских и загра­нич­ных сек­тан­тов (хлы­стов, мале­ван­цев, ирвин­гиан, мор­мо­нов), состо­я­щим в совер­шенно бес­смыс­лен­ном соче­та­нии слогов и слов (напри­мер: «рентре фенте ренте фин­три­фунт», «тррр, тлим, тлим, дзе». – Коно­ва­лов Д. Рели­ги­оз­ный экстаз в рус­ском мисти­че­ском сек­тант­стве // Бог. Вест, 1908,4,738,744) и пред­став­ля­ю­щим чисто нерв­ное явле­ние, сопро­вож­да­ю­ще­еся кон­вуль­си­ями (тамже, 10,200; 4,754), кру­же­нием (4:734,755), нерв­ным смехом и плачем (4,753). На нерв­ной же почве может появиться у неко­то­рых лиц речь на ино­стран­ном языке, когда-либо услы­шан­ная ими и вос­при­ня­тая бес­со­зна­тельно. То и другое явле­ние зна­комы были и древним хри­сти­а­нам, но резко обособ­ля­лись ими от дара языков, сооб­ща­е­мого Духом Святым; они объ­яс­ня­лись воз­дей­ствием на чело­века со сто­роны злых духов. Евсе­вий при­во­дит рас­сказ древ­него исто­рика о язы­ко­го­во­ре­нии мон­та­ни­стов. «Некто, по имени Монтан, ска­зы­вают, из числа вновь уве­ро­вав­ших, от чрез­мер­ного жела­ния пер­вен­ства, под­вергся вли­я­нию про­тив­ника и вдруг, при­шедши в состо­я­ние одер­жи­мого и исступ­лен­ного, начал гово­рить и изда­вать стран­ные звуки (λαλεîν κα? ξενοφωνεîν), т. е. про­ро­че­ство­вал вопреки обычаю, издревле пре­дан­ному и пре­ем­ственно сохра­ня­ю­ще­муся в Церкви… Он (диавол) даже воз­двиг каких-то двух женщин и испол­нил их лживым духом, так что и они, подобно выше­упо­мя­ну­тому Мон­тану, гово­рили бес­смыс­ленно, неуместно и странно» (Евсе­вий. Цер­ков­ная исто­рия. V, 16). По рас­сказу блж. Иеро­нима, один франк­ский чинов­ник, с дет­ства под­пав­ший под власть демона, в при­сут­ствии св. Ила­ри­она заго­во­рил, «едва каса­ясь ногами земли и чрез­вы­чайно покрас­нев», на незна­ко­мых ему Сир­ском и гре­че­ском языках с совер­шенно пра­виль­ным про­из­но­ше­нием (Жизнь св. Ила­ри­она, гл. 22). У сек­тан­тов рус­ских и загра­нич­ных не наблю­да­лось гово­ре­ния на незна­ко­мых ино­стран­ных языках, а только про­из­не­се­ние бес­смыс­лен­ных звуков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *