То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

Движение в философии

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как

Движение — атрибут бытия.

Понятие

Движение — это общее понятие, объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращение одних объектов в другие. Движение противопоставляется покою в обычном опыте человека.

Определение понятия движения в философии, пожалуй, самое простое: это всякое изменение вообще, где бы (с кем бы) и когда бы это изменение ни происходило.

Всё, весь мир находится в постоянном движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир, все вещи не бывают законченными, а находятся в непрерывном самодвижении. Быть — значит быть в движении, изменении.

Движение неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи — это процесс взаимодействия противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений, смены качественных состояний.

Типы движения материи

Формы движения

В научной классификации форм движения материи необходимо учитывать:

В соответствии с этими требованиями и данными современной науки выделяются три основные группы форм движения материи:

И в каждой из этих групп имеется множество форм движения материи.

Надо помнить, что любые классификации форм движения не абсолютны, вполне возможно, что будут открыты новые формы движения, которые пока неизвестны науке.

Движение как способ существования материи

Категория «движение» является одной из старейших в философии. Это Связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит сформулировал вывод «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется.

Поэтому в философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение есть неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них.

Формы и способы движения материи

Выделяются следующие формы движения:

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение представляет собой единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть:

Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

Источник

Движение и его основные формы

Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждой форме материи присуща своя форма движения, поскольку движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие одного объекта на другой неизменно вызывают изменения в каждом из них.

В окружающей действительности имеются пять основных форм движения материи, которые соответствуют основным структурным уровням и формам материи: механическая, химическая, физическая, биологическая и социальная

В составе каждой основной формы движения материи имеется несколько неосновных, а пространственное перемещение (механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел, распространение волн, движение элементарных частиц), равно как электромагнитные и гравитационные взаимодействия, присущи материальным образованиям всех без исключения структурных уровней.

Взаимосвязь форм движения материи таково, что каждая более высокая форма движения предполагает все низкие, но не сводится к этим «подчиненным» формам. Например, организму животного присущи не только биологические, но и физико-химические закономерности; человеку свойственны не только социальные, но также биологические и физико-химические закономерности, которые здесь имеют побочный характер.

Отрыв форм движения друг друга, сведение высших к низшим в итоге ведет к недопустимому упрощенчеству и редукционизму, механицизму. Наглядным примером такого механизма является попытка не владеющих диалектикой ученых свести биологические процессы к физико-химическим, игнорировать специфику живого, которая, как теперь выяснено, заключается в наличии целесообразной организации и соответствующих информационно-регулятивных процессов на всех уровнях живой материи.

Энгельсовская классификация основных форм движения материи лежит в основе современной теории структурных уровней действительности. Она имеет большое мировоззренческое и методологическое значение, поскольку позволяет создать стройную научную картину мира, осуществить классификацию всех известных на сегодняшний день отраслей научного знания.

Что же общего между различными формами движения материи, что представляет собой движение как таковое?

Обусловленное универсальным взаимодействием тел, предметов, движение тоже всеобще; оно является единственным способом существования материи. В окружающем мире нет объекта, который не претерпевает каких-то изменений, не находится в состоянии движения. Небесные тела постоянно движутся по определенным орбитам, в макротелах происходит движение молекул, в организме осуществляется обмен веществ, без которого было бы невозможным его выживание. В обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях; даже мышление человека представляет собой движение мысли. Как говорили еще древние, все течет, все изменяется. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Итак, движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное свойство. Даже находящееся на первый взгляд в состоянии покоя тело на самом деле оказывается изменяющимся, движущимся в самых различных отношениях. Спящий человек, например, вместе с домом, в котором он находится, вращается с большой скоростью вокруг земной оси, вместе с Землей вокруг Солнца и т.д. К тому же в его организме осуществляются сложные процессы обмена веществ. Короче говоря, движение предполагает не только устойчивость, покой в частности, но и изменяемость. Более того, устойчивость тел, предметов окружающей действительности, дифференциация материи, сохранение телами своей качественной определенности и внешней формы обусловлены именно движением, точнее, взаимодействием молекул, структурой этих тел.

Движение и абсолютно, и относительно. Абсолютность движения проистекает из его универсальности, из того очевидного факта, что все в мире находится в постоянном изменении. Вместе с тем движение относительно, ибо каждому объекту присуща конкретная форма движения, так что единственный способ существования материи проявляется через свою противоположность – многообразие форм движения материи. Движение также есть единство прерывного и непрерывного, изменений количественных и качественных. Данная особенность движения фиксируется в понятии развития.

Развитие не всегда есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему; оно предполагает необратимость, хотя означает не только прогресс, но и регресс. Например, с повышением уровня организации живых существ, с прогрессом в области живой материи, в ходе ее эволюции постепенно снижается регенеративная способность к восстановлению утраченных органов: если оторванный у ящерицы хвост со временем отрастает, то у человека дальше заживания ран дело не идет и ни один утраченный орган не восстанавливается. С прогрессом в области науки, техники и производства происходят загрязнения окружающей среды, урбанизация, возрастают психологические нагрузки на организм человека, растет количество психонервных и соматических заболеваний.

Движение и материя неразрывно связаны, предполагают друг друга. Всякая попытка оторвать движение от материи, представить движение либо энергию без материи ненаучно. Немецкий естествоиспытатель Х1Х в. В. Оствальд пытался обосновать положение о движении без материи, о «чистом» движении. Однако мыслить движение без материи – значит признавать движение только в мысли, а это есть философский идеализм, вернее, мистика. Представить движение без материи – это все равно что увидеть «улыбку йоркширского кота, которого в данном месте давно уже нет».

Несостоятельность взглядов Оствальда заключалась и в том, что, по его мнению, понятие «энергия» целиком поглощает философские категории «материя» и «сознание». Между тем энергия – мера материального движения и никакого отношения к сознанию, идеальному не имеет. Если мы говорим об энергичности человека, то совершенно в ином, не естественнонаучном смысле, употребляем этот термин, так сказать, метафорически. Назвать человека энергичным – совсем не значит считать его физически сильным, способным совершать большую физическую работу; речь идет о его психологической характеристике.

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное какm = m0 / Ö 1 – (v 2 / с 2 ),

То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Смотреть картинку То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Картинка про То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как. Фото То общее что присуще всем формам движения есть не что иное какгде v – фактическая скорость.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи. Материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом выполнении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Всякая попытка поставить под сомнение принцип сохранения материи и движения оказывается несостоятельной. Так, нельзя представить реакцию ядерного синтеза, в результате которой ядра атома водорода образуют ядро атома гелия, при этом оказывается меньше исходной суммарной массы ядер водорода (масса ядра гелия = 4,003, тогда как сумма четырех ядер водорода – 4*1,008 = 4,032). Просто в ходе этой термоядерной реакции часть вещества превращается в полевую форму материи, в излучение, так что подобный «дефект массы» не может быть свидетельством ликвидации, уничтожения материи.

Не является отрицанием философского принципа несотворимости и неуничтожимости движения и факт возрастания энтропии в замкнутых системах. Дело в том, что второе начало термодинамики, согласно которому в любой замкнутой системе происходит превращение всех видов энергии в тепловую, а последняя рассеивается в окружающую среду и не может быть применено к материальной действительности в целом, поскольку Вселенная бесконечна. В ней, как установлено, наряду с возрастанием энтропии, с остыванием и гибелью звезд, превращением их в газопылевую туманность, происходят процессы противоположного характера, связанные с образованием новых, «молодых» звезд, которым «всего лишь» сотни или даже десятки миллионов лет. Выдвинутая в Х1Х в. концепция «тепловой смерти Вселенной», таким образом, оказалась несостоятельной.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 704 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Выделяют следующие виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противополож­ностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются ато­мы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения; осуществляются физические процессы – движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе; постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение – единственный способ существования материи, ее ат­рибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изме­нение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

1) от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);

Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам, например социальные закономерности не сво­дятся к биологическим или физико-химическим закономерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и физико-химическим закономерностям.

Существует зависимость между двумя свойствами материи – мас­сой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энер­гией, выражающей меру материального движения, изменяемости.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фун­даментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть:

количественным — перенос материи и энергии в пространстве;

качественным — изменение самой материи, перестройка внут­ренней структуры и возникновение новых материальных объек­тов и их новых качеств.

Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переход от одной формы материи к другой. Популяционное движение–изменение может происходить как эволюционно, так и эмерджентно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совер­шенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происхо­дит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В резуль­тате данных спонтанных изменений и отклонений (флуктуации) существующие связи между элементами материн изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

• «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

• «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синерге­тика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русско­го происхождения И. Пригожин.

þ Пространство и время как атрибутивные свойства материи

Материя имеет расположение во времени и пространстве. В том что касается расположенности материи во времени и пространстве, существует два основных подхода:

субстанциональный;

реляционный.

Сторонники первого, субстанционального (Демокрит, Эпикур), считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельными субстанциями, наряду с мате­рией, а отношение между пространством, временем и материей рассматривали как межсубстанциональные. Пространство отождествлялось с пустотой (пустым местом), понимаемой как самостоятельная субстанция, благодари которой все явления и процес­сы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла су­щественную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривалось как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «те­чение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.

Сторонники второго, реляционного подхода (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель), воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимос­ти от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности про­исходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений на­уки) выглядит реляционная теория, согласно которой:

• время – форма бытия материн, которая выражает длительность су­ществования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

• пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени.

Теория относительности, созданная в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:.

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

Признается существование и психологического пространства и вре­мени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдель­ного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг про­исходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека. И наоборот, чем больше событий, интересных для человека, тем быстрее идет для него время.

Можно выделять пространство и время социального бытия. Едини­цей социального пространства может выступать деревня, полис, фео­дальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время – форма бытия обще­ства, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действи­тельность дифференцирована, структурирована, а мир находится в со­стоянии движения, изменения.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопро­вождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.

þ Отражение как свойство материи

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенностью в пространстве и вре­мени) является отражение.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальной объек­те: следов человека на грунте, следов действий человека, царапин, эхо, отражения предметов в зеркале, на гладкой поверхности водоема.

Эти следы, запечатлеваемые в чем-то другом и используемые самооргани­зующимися системами, называются информацией. Например, при рас­копках ученые находят отпечатки давно умерших животных и исчезнув­ших растений. Отпечатки – это тоже отражение, несущее информацию. Гладкая поверхность воды, отбрасывая падающие на нее лучи света, вос­производит окружающие предметы — деревья, дома, людей. Это вос­произведение — тоже отражение.

Отражение в неживой природе — это элементарные формы отра­жения: механическая, физическая, химическая. Приведенные приме­ры как раз демонстрируют эти формы отражения. Элементарные фор­мы отражения еще не обладают активностью. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно. Здесь еще нет избирательно направленной активности.

Особый вид отражения – биологический, который включает в себя следующие стадии: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Раздражимость – это биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды. Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, измене­ние ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, дви­жение подсолнуха за Солнцем.

Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам биологического отражения присуща активность и це­лесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребно­сти самосохранения, целесообразно реагируют, т. е. отражают биологи­чески важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у про­стейших действует лишь при появлении тех «жучков» и «паучков», которыми они питаются. На остальные раздражители они никак не реагируют.

У более высоко развитых животных появляются способности, которые они активно исполь­зуют при добыче пищи. На основе этого происходит дальнейшее разви­тие биологической формы отражения: появляются зачатки психичес­кой формы отражения. Восприятия, представления обусловлены ус­ложнением самих форм поведения, а также развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. А. Г. Спиркин называет ощу­щения и представления ядром сознания. Психическое отражение, воз­никающее у позвоночных животные, – это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения.

Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторные механизмы. Рефлекс, лежащий в основе психических явлений, служит отражательным механиз­мом. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается в виде нервных процессов в организме и заканчивается его ответным движением.

По своей биологической сущности вся условно-рефлекторная дея­тельность является сигнальной. Вследствие образования временных свя­зей, многочисленные сигналы из внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) являются предвестниками, сигнали­зирующими о предстоящем наступлении существенно важной для орга­низма безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, оборонитель­ной, половой и т. д.). Сигнальная система имеет огромное значение в жизни организмов. На основе сигнального характера отражательной деятельности организма возникает и развивается опережающее отра­жение действительности, которое уже на ранних этапах жизни служи­ло основному требованию всего живого – приспособиться и выжить.

Опережающее отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретным образным мышлением. Его физиологи­ческий механизм И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Психическое отражение — систематизация ощущений, способ­ность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные си­туации.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Соглас­но материалистической концепции, сознание – это способность высо­коорганизованной материи отражать материю.

Для возникновения сознания одних биологических предпосылок не­достаточно. Новый способ жизнедеятельности человека, его пред­метно-практическая деятельность, есть необходимое условие фор­мирования человеческого сознания. Общественный труд формирует че­ловеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности – изготовления орудий труда. Сознание про­дуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек и ко­торые удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее позна­ния и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.

þ Основные подходы к проблеме сознания в философии

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетичес­кая предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий, характер, т. е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм от­ражения (раздражимости и т. д.). Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Сознание есть продукт общественно-исторического развития, фун­кциональное свойство мозга, идеальное отображение действительнос­ти, регулятор деятельности человека.В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все 4 аспекта отношения сознания к мате­рии – исторический, онтологический, гносеологический и праксиоло­гический (деятельностный).

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что иде­альное сознание тем не менее производно от материи.

В целом, в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме со­знания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зре­ния физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим «ме­ханизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный ин­теллект, носителем которого является машина (компьютер) – ма­териальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться
на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик (массы, запаха, четких размеров, формы);

• сознание может «господствовать» над образами: увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микро­скопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее, физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» является устаревшим и ненаучным;

• теория вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что мозг выделяет мысль, как печень – желчь).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, соглас­но которому сознание индивида представляет собой единственную достоверную реаль­ность, а материальный мир есть его порождение (субъективный идеа­лизм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) располагаются:

• объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

• умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материн отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к проблеме сознания, в философии существуют и другие точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Из их числа можно выделить три основных:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су­ществует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космичес­кой (божественной) точке зрения:

• теория П. Тейяра де Шардена, согласно которой сознание – это надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу; одушевленность – свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сто­ронники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их созна­нию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошками, собаками, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

þ Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражении.

Суть теории отражения в том, что сознание есть свойство высокоорга­низованной материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются: отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, сознатель­ная форма отражения.

Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по сво­ей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Сознание – высшая форма биологического отражения, присущая человеку и частично высшим животным.

Сознание – наиболее полное обобщенное отражение окружающего мира и осмысление его устойчивых особенностей, закономерностей, способность к абстрагированию, рефлексии (обращенности сознания на само себя), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания высших животных:

• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;

• способностью к абстракции (в том числе к оторванному от непосредственной реальности мышлению);

• возможностью передачи содержания сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, – языка в устной и письменной формах).

Главные особенности сознания человека: идеальность, интенциональность, идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру;

• независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.

Возникающие образы, мысли, сознание сами не являются матери­ей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров. (Сознание мо­жет «вместить» в себя все: песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету.) Сознание, его образы — са­мостоятельная реальность, по сути своей противоположная материи. Созна­ние независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире. (Человек может представить себе все что угодно.)

Сознание во многих случаях предшествует материи, точнее, ма­терии, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изго­товлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в со­знании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы): строить дворцы по проекту, собирать телевизо­ры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструиро­вать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.

Сознание – это мир идеальных явлений, существующих в субъек­тивной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя, мозга человека. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, уче­ным не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не созна­ние. Ведь в коре мозга хирург не находит мыслей, образов, а находит лишь мозговое вещество.

Интенциональность – направленность сознания на предмет. Сознание не может быть беспредметным: что-то всегда является предметом со­знания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета со­знания (того, что «видит» сознание), формы (того, как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазия.

Предметом сознания, в свою очередь, являются: окружающий мир, его предметы, явления, собственный духовный мир.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи, что представляет собой внутреннюю самостоятельную работу, выходящую за рамки про­стого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способ­ности явилась выработка системы кодирования, передачи и распрост­ранения содержания сознания — языка.

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

þ Сознание и язык

Язык — специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыс­лей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен­ным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Впрочем, когда человек размышляет о чем-либо, он и сам для себя свои мысли выражает с помощью слов, так называемой внутренней речи. Сознание, таким образом, существует в материаль­ной оболочке языка. В процессе осознания мысль отливается в логичес­кие формы, облекается в словесную оболочку (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление имеет здесь подчиненный характер). Слово, по удачному выражению психолога Л. С. Выготского, является не только фиксатором, но и оператором: мысль в слове не просто выра­жается, но и совершается, в том смысле что благодаря самосознанию направляется ее дальнейший ход. Вот почему нет жесткой связи между языком и мышлением, между словом и понятием.

Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внут­ренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мыс­ли, он вынужден, тем не менее, использовать некоторые из них. Проис­ходит и напряжение мышц гортани.

Язык не только способ выражения мысли. Кроме репрезента­тивной, когнитивной (познавательной) и регулятивной функций, он выполняет еще и коммуникативную — служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит также транс­ляция знаний во времени — от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечиваются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры (социальная па­мять общества). Язык представляет собой своеобразную и чрезвы­чайно сложную знаковую систему. Однако если отдельный знак есте­ственного языка является условным, то слово только с самого начала было таковым: с возникновением языка оно как элемент системы ста­ло иметь для человека вполне определенное значение, понятийную сторону.

Наглядное представление о различии слова и понятия дает «семантический треугольник», вершины которого соответствуют ото­бражаемому объекту, слову и соответствующему понятию. Понятие в опосредованной и обобщенной форме отображает объект, а слово вы­ражает понятие и обозначает объект (в семиотике и теории информа­ции слову будут соответствовать знак и сигнал, а понятию – значение и информация). Данная схема упрощает подлинную связь слова, поня­тия и объекта: слово может обозначать и не имеющие объективного су­ществования в природе объекты (леший, русалка, ведьма).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *