То что налоговое бремя падает в основном на юридических лиц характерно для
Что такое налоговое бремя?
Понятие налогового бремени
Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.
Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.
В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.
Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).
С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.
Налоговое бремя и налоговая нагрузка
Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.
Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.
Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.
Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.
Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).
Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:
где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);
В — выручка (по данным Росстата).
Избыточное налоговое бремя и его последствия
У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.
Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.
Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.
Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.
Итоги
Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.
Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.
В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.
Налоговое бремя
Налоговое бремя: формула и порядок расчета
Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.
Наиболее близким понятием, которое встречается в законодательстве РФ, является налоговая нагрузка. Она характеризует долю фискальных платежей в объеме полученных доходов. Используется она ФНС как один из основных критериев при выборе предприятия для проведения выездной проверки. Порядок расчета и анализа этого показателя прописан в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:
Как ФНС использует сведения о налоговой нагрузке отдельных компаний
Инспекции ФНС обязаны выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности деятельности ФНС использует ряд оценочных критериев. Некоторые из них закрыты и используются только во внутренней деятельности данного госоргана. Но часть из них доведена до сведения налогоплательщиков.
Общедоступные критерии приведены в Приложении 2 к Приказу № ММ-3-06/333@. Предприятия могут самостоятельно использовать их для анализа деятельности своей компании и оценки риска проведения в отношении организации выездной проверки.
Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство
Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.
Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.
Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.
Распределение налогового бремени
Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.
Чему равно налоговое бремя на работника
Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:
Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.
Определение термина «налоговое бремя» не закреплено в законодательстве, однако широко используется в научной, учебной, практической экономической и юридической литературе, а также встречается в подзаконных нормативно-правовых актах и судебной практике.
До настоящего времени не выработано какой-либо схожей дефиниции данного термина. Не в последнюю очередь это связано с тем, что понимание налогового бремени чрезвычайно сложно и неоднозначно.
Налоговое бремя определяют как:
обобщенную характеристику действия налогов, указывающую на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также дохода отдельных категорий налогоплательщиков [9, с. 31; 10, с. 393];
отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета [5, с. 80];
меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов [16, с. 166];
совокупность исчисленных в денежном выражении налогов, сборов и иных обладающих признаками налога или сбора платежей, обязанность уплаты которых возложена действующим законодательством на налогоплательщика в связи с совершением им конкретных финансово-хозяйственных операций и (или) иных юридически значимых действий, в своем единстве и взаимосвязи определяющих общую сумму денежных средств, подлежащих безусловному, безвозмездному и безвозвратному изъятию в бюджет в течение налогового периода [2, с. 43];
сумму выплаченных или начисленных денежных средств [17, с. 23].
Представляется, что единого понятия налогового бремени выработано быть не может. Прежде всего налоговое бремя необходимо определять на двух уровнях, в зависимости от круга субъектов, в отношении которых оно рассчитывается.
При этом некоторые ученые и практики отмечают, что налоговое бремя не исчерпывается только лишь суммой уплаченных налогов, а включает в себя и те затраты, которые налогоплательщики понесли в связи с уплатой налогов (затраты труда, содержание штата специалистов, мобилизация денежных средств, судебные издержки в случае защиты нарушенных прав и др.) [8, с. 60].
Неоднократно высказывалась точка зрения о том, что в силу эффекта переложения налогов говорить о «налоговом бремени на юридическое лицо» не вполне корректно. Несмотря на это, данное понятие получило широкое употребление. Один из аргументов в пользу целесообразности его применения заключается в том, что юридическое лицо является «отдельным субъектом», который с юридической точки зрения, отличается от физических лиц, владеющих им. Обезличенные налоги, которые платит в бюджет юридическое лицо, нельзя сравнивать с налогами, которые уплачивает физическое лицо [6, с. 165].
Расчеты налогового бремени физических лиц крайне сложны в силу того, что население уплачивает как прямые, так и косвенные налоги. То есть налоговое бременя физических лиц не сводится к суммированию налогов, уплаченных в связи с полученным доходом и располагаемой недвижимой и движимой собственностью. Авторский коллектив И.А. Майбурова, например, указывает, что налоговое бремя на физическое лицо измеряется суммой уплаченных им налогов (абсолютный показатель) и их долей в доходе налогоплательщика (относительный показатель) [12, с. 109].
Интересен подход к определению налогового бремени физических лиц М.Е. Косова и Л.А. Крамаренко. Авторы определяют его как вызванное налогообложением ухудшение благосостояния налогоплательщика, проявляющееся в уменьшении его дохода (и, соответственно, потребления рыночных благ), не компенсируемое предоставлением общественных благ, профинансированных за счет уплаченных налогов, а также в изменении структуры благосостояния (потребления) налогоплательщика [6, с. 165-166].
Помимо термина «налоговое бремя» в специальной литературе, подзаконных нормативно-правовых актах используется термин «налоговая нагрузка».
Авторы, использующие только один из анализируемых терминов, как правило, не аргументируют свой выбор, оставляя без внимания существование другого понятия. По мнению Е.А. Бабякиной, термин «налоговое бремя» применяется учеными для характеристики тяжести налогообложения, т.е. на экономику в целом, в то время как микроэкономический аспект исследования проблемы тяжести налогообложения связан с использованием термина «налоговая нагрузка» [1, с. 25-26].
С приведенной позицией сложно согласиться полностью, однако для экономических исследований в действительности в большей степени характерно использование понятие «налоговая нагрузка» при изучении именно количественного выражения налогового бремени на предприятия, отрасли экономики, регионы, население.
На объективную необходимость разделения понятий «налоговое бремя» и налоговая нагрузка» указывает в исследовании формирования социально-ориентированной налоговой системы А.В. Боброва. Ею сформулировано понятие налоговой нагрузки как совокупности всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, как эквивалент обязательства налогоплательщика перед государством (т.е. абсолютная величина), а налоговое бремя как относительной, частной от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия, уровень его обременения государством [3, с. 21].
2. Барташевич С.В. Понятие налогового бремени как правовая категория // Налоги и налогообложение. 2010. N 6. С. 37-44.
7. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.
10. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд. перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
15. Соловьева Н.А. Налоговое бремя и налоговая нагрузка: понимание и соотношение // Налоги и финансовое право. 2012. N 6. С. 235-239.
17. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. 2008. N 11. С. 23.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авторы материалов сборника
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Тема 7. Государство в неоинституциональной экономической теории
1. Согласно неоинституциональной теории государства, причиной его возникновения является:
а) минимизация трансакционных издержек экономических субъектов; +
б) способность государства управлять экономикой;
в) «присмотр» за рыночным механизмом;
г) политическая воля отдельных личностей.
2. Отметьте главные причины образования государства:
а) необходимость охраны границ государства; +
б) разработка и контроль за соблюдением правил совместного проживания людей на
в) развитие национальной культуры;
г) захват других народов и установление господства над ними.
3. К функциям государства относятся:
а) спецификация и защита прав собственности; +
б) предоставление гражданам общественных товаров и услуг; +
в) создание условий для политической конкуренции;
г) обеспечение политической мощи на мировой арене.
4. Границы государства определяются:
а) величиной трансакционных издержек контроля за деятельностью хозяйственных
субъектов и мощью полицейского аппарата; +
б) количеством населения;
в) размерами территории;
г) этнической структурой населения.
5. Модель государства как «стационарного бандита» характеризует:
а) максимизация доходов в краткосрочном периоде;
б) преимущественное развитие перераспределительных технологий;
в) насильственное перераспределение прав собственности;
г) долгосрочные инвестиции и максимизация дохода в долгосрочном периоде. +
а) максимизация доходов в краткосрочном периоде; +
б) преимущественное развитие перераспределительных технологий; +
в) стремление к спецификации и защите прав собственности;
г) долгосрочные инвестиции и максимизация дохода в долгосрочном периоде.
7. Организационной структурой, способствующей восполнять «провалы рынка», может быть:
а) государство; +
б) крупные финансовые структуры;
в) структуры мафиозного типа
г) бюрократический аппарат исполнительной власти.
8. В модели «стационарного бандита» государство стремится:
a) максимизировать инвестиции и долгосрочный доход; +
б) максимизировать краткосрочный доход;
в) минимизировать собственные издержки;
г) размыть права собственности.
9. Ограничениями для правителя со стороны подданных в модели государства Д. Норта являются:
a) издержки выхода («утечка мозгов»); +
б) угроза конфискации имущества;
в) реальная политическая конкуренция; +
г) угроза уголовной ответственности.
10. К функциям государства с рыночной системой институтов не относится:
а) кредитно-денежная и налогово-бюджетная политики на различных фазах экономического цикла;
б) установление «правил игры» в обществе;
в) установление единых норм и стандартов измерения качества продукции;
г) директивное установление цен и объёмов производства продукции. +
11. Государство рассматривается как фирма (организация):
а)в неоинституциональной экономической теории; +
б) в экономической теории Дж. М. Кейнса;
в) в экономической теории А. Смита:
г) в экономической теории Ф. Кенэ.
а) контрактное государство; +
б) демократическое государство;
в) государство в командной экономике;
г) государство – бандит «гастролер».
13. То, что налоговое бремя падает, в основном, на юридических лиц, характерно для:
а) контрактной модели государства; +
б) эксплуататорской модели государства;
в) характерно для любой модели;
14. Резкая дифференциация населения по доходам свидетельствует о:
а) контрактной модели государства;
б) эксплуататорской модели государства; +
в) демократическом обществе;
г) тоталитарном государстве.
15. Выделите главный признак государства «бандита – гастролера»:
а) четкая спецификация прав собственности;
б) размытые права собственности и максимизация доходов в краткосрочном периоде; +
в) стимулирование долгосрочных инвестиций;
г) стабильность хозяйственных отношений.
16. Какое из перечисленных благ имеет характеристику «чистого общественного блага»?
а) нефтегазовое месторождение;
б) судебная система; +
а) в максимизации дохода в краткосрочном периоде;
б) в максимизации дохода в долгосрочном периоде; +
в) в насильственное распределение прав собственности;
г) в долгосрочных инвестициях. +
18. В рамках институционального подхода границы государства определяются:
а) способностью захватить другие территории;
б) способностью осуществлять контроль на определенной территории и
облагать налогом граждан; +
в) политической волей отдельных граждан;
г) более сильными государствами.
19. Теория «оседлого бандита» М.Олсона рассматривает:
а) «справедливое» распределение доходов в обществе;
б) рациональное поведение граждан;
в) рациональное поведение бандита; +
г) идеальную структуру общества.
20. Проблема эффективности институтов государства состоит в том, что:
а) государство выражает интересы финансовой элиты общества; +
б) интересы государственной власти и интересы общества согласованы;
в) государство выражает интересы незащищенных групп населения;
г) государство выражает интересы большинства населения.
21. К признакам, отличающим государство от других форм организаций общества, относятся:
а) взаимодействие с международными организациями;
б) обладание собственностью;
в) прерогатива на издание общеобязательных нормативно-правовых актов,
суверенитет, монополия на принудительную власть в отношении населения; +
г) наличие бюрократического аппарата.
22. К числу основных форм осуществления функций государства можно отнести:
а) законодательную власть, исполнительную власть, судебную власть; +
б) контрольно-надзорную функцию;
в) наблюдательную функцию;
г) судебную систему.
23. Система общественных отношений, в которых находятся между собой люди,
обладающие реальными правами и свободами, и, пользующиеся покровительством государства, называется:
а) гражданским обществом;
б) политической системой общества;
в) экономической системой общества;
24. Идею о том, что государство должно вмешиваться в рыночные процессы для достижения макроэкономического равновесия выдвинул:
а) Д. Кейнс; +
б) М. Фридмен;
в) Дж. Гэлбрейт;
г) А. Смит.
25. Государственным режимом для большинства стран является:
26. Какой из государственных органов РФ осуществляет исполнительную власть?
а) политические партии;
б) Государственная Дума;
г) Министерство финансов. +
27. Под системой норм, регулирующих права собственности в связи с накоплением и использованием финансовых ресурсов, понимается:
б) гражданское право;
в) финансовое право; +
г) международное право.
28. Д. Норт считал, что главной услугой государства гражданам является:
а) предоставление специфицированных и защищенных прав собственности; +
б) справедливые налоги;
в) социальная защита населения;
г) уравнительное распределение доходов.
29. Существует два основных подхода к объяснению возникновения государства:
а) теория эксплуатации Т. Гоббса; +
б) теория общественного договора Дж. Локка; +
в) теория общественного выбора;
г) «классовый» подход К. Маркса.
30. Ограничения власти государства (правителя):
а) политическая конкуренция (внутренняя и внешняя); +
Институциональная экономика
1. Институты определяются как:
Формальные (законы, указы, приказы) правила, которые предопределяют поведение организаций и индивидов в экономике
Неформальные правила, которые предопределяют поведение организаций и индивидов в экономике
Разновидность высших учебных заведений
Основные организационные структуры общества и экономики (президент, правительство, банки, биржи, предприятия)
2. Джон Коммонс определял институты как:
Коллективные действия, ограничивающие действия индивидуальные
Привычки
Равновесия в повторяющихся взаимодействиях между людьми
Механизмы рационализации поведения человека
3. В каких случаях можно рассматривать светофор, как модель института:
Если горит красный свет, и все автомобили стоят
Если горит красный свет, и все автомобили едут
Если горит зеленый свет, и все автомобили стоят
Если горит зеленый свет, и все автомобили едут
4. Выберите верные утверждения, описывающие соотношение формальных и неформальных правил:
Формальные и неформальные правила всегда представляют собой единое целое
В одних отраслях экономики действуют только формальные, в других только неформальные правила
Действие формальных правил затруднено без их поддержки неформальными правилами
Действие неформальных правил затруднено без их поддержки формальными правилами
5. Возможны следующие источники возникновения неформальных правил:
Законодательное внедрение
Случайное появление
Поведенческие привычки
Традиции
6. Проблемы принуждения к следованию формальным правилам:
Наиболее остро стоят в случае слабого государства
Определяются ограниченной рациональностью экономических субъектов
Велики тогда, когда эти правила неэффективны
7. Основное свойство экономических институтов:
Позволяют снизить издержки выбора в условиях неопределенности
Всегда стабильны и не изменяются
Всегда подчиняются принципу «естественного отбора»: неэффективные институты вытесняются более эффективными
8. Преимущества неформальных институтов над формальными в том, что они:
Допускают гибкость реализации санкций
Проявляются в больших группах людей
Играют значительную роль в условиях слабого государства
9. Согласно Д.Норту, государство обладает следующими основными свойствами:
Обменивает услуги «защита и правосудие» на налоги
Является дискриминирующим монополистом, то есть разбивает граждан на группы, имеющие различные права собственности и обязанности в сфере налогообложения
+Монопольная власть правительства в сфере перераспределения ресурсов между гражданами ограничена правом граждан на эмиграцию, а также наличием конкурентов внутри государства (оппозиции)
10. Приватизация это:
Передача частного имущества в собственность государства
Передача российского предприятия иностранному инвестору
Передача государственного имущества в частную собственность
11. Национализация это:
Передача частного имущества в собственность государства
Передача российского предприятия иностранному инвестору
Передача государственного имущества в частную собственность
12. Внешний эффект это:
Эффект, который внешность владельца собственности производит на партнера по переговорам
Ситуация, когда действия одной стороны влияют на благосостояние другой стороны
Влияние на деятельность предприятия со стороны непредсказуемых природных явлений
13. С точки зрения традиционной экономической теории негативный внешний эффект (загрязнение окружающей среды) рассматривается как:
Несчастный случай, не подлежащий рассмотрению в рамках экономической науки
Ситуация, в которой одинаково виноваты предприятие-загрязнитель и жители окружающей территории
Ситуация, в которой виновато предприятие-загрязнитель, которое подлежит воздействию государства (штрафы, экологические налоги, закрыти
14. С точки зрения институциональной экономики негативный внешний эффект (загрязнение окружающей среды) рассматривается как:
Несчастный случай, не подлежащий рассмотрению в рамках экономической науки
Ситуация, в которой одинаково виноваты предприятие-загрязнитель и жители окружающей территории
Ситуация, в которой виновато предприятие-загрязнитель, которое подлежит воздействию государства (штрафы, экологические налоги, закрыти
15. Смысл теоремы Коуза состоит в том, что:
Если в ситуации внешних эффектов (загрязнения воздух четко специфицированы права предприятия на загрязнение и права жителей окружающей территории на чистый воздух, а трансакционные издержки (ведения переговоро равны нулю, то предприятие и жители без вмешательства государства выберут самый экономически эффективный вариант решения проблемы
если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%
Если поле для выпаса скота принадлежит всем жителям деревни (находится в общей собственности), то каждый из жителей будет заинтересован в увеличении количества выпасаемого скота, пока на пастбище не произойдет полное истощение почвы и травяного покрова
16. Контракт это:
Противодействие интересам собственника имущества
Акция гражданского неповиновения
Соглашение, которое устанавливает права и обязанности сторон в рамках установленных сроков их взаимодействия
17. К параметрам контракта относятся:
Размер контракта
Правила, которыми будут руководствоваться стороны контракта в будущем
Реальное равенство (или неравенство) участников контрактных отношений
Степень формализации контракта
18. Полный контракт, это:
Договор, который предусматривает действия каждой стороны при всех возможных обстоятельствах (включая случайности), и распределения издержек и выгод между сторонами, а также возможные санкции за неисполнение при данных обстоятельствах
Очень большой по объему документ, превышающий по количеству страниц обычный стандартный договор
Договор, исполнение которого гарантировано государством (правительством, профильным министерством или иным ведомством)
19. Основные причины, по которым обычно контракт является неполным:
Отсутствие заинтересованности сторон к заключению полного контракта
Ограниченность способности человека предвидеть маловероятные случайности
Высокие издержки исследований, расчетов и переговоров, необходимых для заключения полного контракта
20. Оппортунистическое поведение:
Попытка создания оппозиционной политической партии
Стремление индивида получить одностороннюю выгоду за счет контрагента в процессе подготовки, подписания и исполнения контракта
Альтруистическое поведение экономического субъекта, который отказывается от получения прибыли в интересах общества, или жертвует всю прибыль на цели благотворительности
1. Для минимизации издержек поиска альтернатив сделки (подходящих продавца, покупателя и цены) следует:
Обращаться к посредникам и держателям баз данных о возможных участниках сделки и ценах (консалтинговые агентства, биржевые брокеры, агентства по недвижимости, кадровые агентств
2. Основные причины, по которым обычно контракт является неполным:
• Ограниченность способности человека предвидеть маловероятные случайности
• Высокие издержки исследований, расчетов и переговоров, необходимых для заключения полного контракта
3. Право собственности включает следующие исключительные правомочия в отношении объекта собственности:
Распоряжения
Владения
(частично верный 1,8519 из 2,7778)
4. К издержкам ex ante (предконтрактным) относятся издержки:
Поиска информации
Ведения переговоров
6. Трансакционные издержки являются препятствием для взаимовыгодного обмена:
Да
7. Издержки мотивации
Это издержки обеспечения контроля, мониторинга и сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств
8. Неблагоприятный отбор возникает:
Из-за асимметрии информации
Из-за высоких издержек получения достоверной информации
9. В обществе строгой морали:
Индивид менее склонен к оппортунизму
Индивида нет необходимости жестко контролировать
10. Для минимизации издержек измерения количества и качества товаров или услуг следует:
Ориентироваться на международные, государственные, отраслевые стандарты качества
Ориентироваться на известные бренды (торговые марки)
Ориентироваться на гарантии, официально предоставляемые контрагентом
11. Кандидату на позицию менеджера по продажам предложено на выбор три варианта контракта найма. В условиях неблагоприятной конъюнктуры на товарных рынках какой вариант будет выбран:
Высокая базовая заработная плата и низкий уровень комиссионных
12. Основные механизмы борьбы с моральным риском
Оплата по результату
Конкуренция фирм на рынке
Мониторинг (контроль)
Репутация агентов на рынке
(частично верный 1,8519 из 2,7778)
15. Отношение собственности возникают по поводу:
Опубликованных творческих идей и мыслей человека
18. Вы владеете акциями фирмы на сумму 200 тыс. рублей. Акционерный капитал фирмы – 80 млн. рублей. Число акционеров – 40. Фирма понесла убытки в размере 100 млн. руб. и ей грозит банкротство. Каким будет размер ваших потерь в случае банкротства фирмы:
200 тыс. рублей
19. Между владельцем химического завода и окрестными жителями возник конфликт по поводу загрязнения воды, используемой для полива. Была проведена экспертная оценка возможных вариантов решения конфликта. Перенос производства в другое место – 40 млрд. у.е. Модернизация очистных сооружений завода – 15 млрд. у.е. Переселение жителей с их согласия в другое место – 30 млрд. у.е. Установка индивидуальных систем водоочистки – 12 млрд. у.е. Предполагается, что трансакционные издержки, связные с данной ситуацией пренебрежительно малы. В пользу какого варианта будет сделан выбор:
Установка индивидуальных систем водоочистки
20. Основные теории возникновения государства это:
21. Собственник может:
Запретить вмешательство других лиц в управление принадлежащим ему имуществом
22. Моральный риск это:
Действия экономических субъектов (агенто по максимизации собственной прибыли в ситуациях, когда на них, вследствие неполноты контракта, не может быть возложена прямая ответственность за оппортунистические действия
24. Экономическая трансакция это
Взаимодействие между хозяйственными субъектами по поводу передачи собственности, изделий, услуг
Переговоры, заключение и выполнение контрактов
25. Ситуация, при которой налоговое бремя падает в основном на юридических лиц, характерно для:
эксплуататорской модели государства
26. Репутационный механизм принуждения основан на:
Заинтересованности фирмы в сохранении хороших отношений с прошлыми, настоящими и будущими партнерами
27. Трансакционные издержки состоят из:
Переговоров и заключения сделки
Контроля за выполнением сделки, возможных потерь в процессе или после ее выполнения
Затрат ресурсов и времени на поиск контрагента (партнера по сделк
28. К издержкам ex post (постконтрактным) относятся издержки:
Защиты контракта от третьих лиц
Мониторинга
29. Внешний эффект это:
Ситуация, когда действия одной стороны влияют на благосостояние другой стороны
32. Осуществляется реконструкция аэропорта, расположенного вблизи жилых домов. Возник конфликт между владельцем аэропорта и жителями по вопросу права на шумовое загрязнение. Экспертами оценены следующие варианты решения проблемы. Перенос аэропорта в другое место – 30 млрд. у.е. Изменение расписания и уменьшение интенсивности полетов – 11 млрд. у.е. Переселение всех жителей с их согласия в другое место – 20 млрд. у.е. Установка в каждом доме шумопоглощающих устройств – 10 млрд. у.е. Предполагается, что трансакционные издержки, связанные с данной ситуацией пренебрежительно малы. В пользу какого варианта будет сделан выбор
34. Согласно теории Д. Норта государство это:
Организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, которая оказывается в состоянии специфицировать и защитить права собственности
36. Основной смысл теории общественного договора:
Люди отказываются от части своих прав и делегируют государству функции управления, поддержания внутренней и внешней безопасности, наказания нарушителей формальных правил.