То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов
Тема 1 Понятие культуры речи, её основные аспекты
Московский государственный технический университет
Имени Н.Э. Баумана
Т.А.Кобзева
РечевАЯ культурА
ИНЖЕНЕРА
Методические указания к курсу «Русский язык и культура речи»
Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана
УДК 808.2
ББК 81.2Рус
Рецензент: Камалова Р.А., доцент кафедры «Русский язык» МГТУ им. Н.Э.Баумана,
Кобзева Т.А.
Рассматриваются основные аспекты речевой культуры, приводятся упражнения для проведения практических занятий по курсу и задания для самостоятельной работы, способствующие совершенствованию речевых навыков, повышению уровня общей культуры будущих инженеров.
Для студентов всех специальностей.
УДК 808.2
ББК 81.2Рус
Методическое издание
Татьяна Анатольевна Кобзева
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА
Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана.
107005, Москва, 2-я Бауманская, 5.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Понятие культуры речи, ее основные аспекты
Тема 2. Нормативность устной речи.
Тема 3. Коммуникативный аспект речевой культуры
Богатство и выразительность речи
Тема 4. Этический аспект культуры речи.
Тема 5. Действенность (эффективность) речевой коммуникации
Тема 6. Деловая беседа
Тема 7. Деловая переписка
Тема 8. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной деятельности
Рекомендуемая литература с.54
Современные психологи считают, что у нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как говорим. И чаще всего нас оценивают по языку, которым мы пользуемся: по нему безошибочно дешифруется личность говорящего. Слушатель легко определяет, с кем имеет дело, судит о степени интеллигентности, психической уравновешенности, возможной закомплексованности своего собеседника и т.д. Наша манера говорить тотчас «выдает» круг нашего общения, принадлежность к определенному социальному слою, уровень образованности и даже особенности характера. И если справедлива пословица «по одёжке встречают…», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова – это «одёжки» наших мыслей, нашей духовной сущности.
Во все времена умение красиво и убедительно говорить оценивалось людьми очень высоко. Обладание этим даром возносило человека на политический Олимп, делало знаменитым, помогало «состояться» в своей профессии – какова б она ни была. Ещё М.В.Ломоносов замечал, что без хорошего знания языка профессионально работать невозможно: «Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Добавим к этому, что и квалифицированный инженер, обладающий необходимыми техническими знаниями, но имеющий скудный словарный запас, неспособный ясно и грамотно изложить свою точку зрения или передать полученную информацию, безусловно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьезную языковую подготовку.
Реалии нашей жизни таковы, что востребованными сегодня оказываются люди, не только способные мыслить самостоятельно, вырабатывать и предлагать оригинальные решения, но и умеющие адекватно сформулировать это решение, сделать его точным и понятным для других, вызвать к себе интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками, правильно выстраивать свое речевое поведение в сложных житейских и служебных ситуациях.
Таким образом, и с профессиональной точки зрения, и с позиций общенациональных интересов представляется весьма своевременным внесение важных коррективов в государственный образовательный стандарт, благодаря которым курс «Русский язык и культура речи» стал обязательным и для студентов технических вузов. Понимая, что многим учащимся, в сущности, приходится заполнять пробелы в своем языковом образовании с опозданием на много лет, мы всё же считаем, что эта задача вполне разрешима. Разумеется, ни этот курс в целом, ни данное пособие в частности не могут заменить вашей собственной кропотливой работы над совершенствованием своей речи. У нас другая цель – помочь вам осознать языковой идеал и стремиться к нему в собственной деятельности, помня о высказанном когда-то бессмертном завете Н.М.Карамзина: «В шесть лет можно выучиться всем иностранным языкам, но всю жизнь приходится учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим…».
Тема 1 Понятие культуры речи, её основные аспекты.
В современной лингвистике проводится чёткое разграничение понятий языки речь. Язык (знание языка) существует в сознании говорящих, его нормы узаконены (кодифицированы) и закреплены в художественной литературе данного народа, в грамматиках и словарях, а речь – это индивидуальное употребление языка каким-то конкретным его носителем. Речь каждый ведёт по-своему и о своём, и у кого-то речь может быть безграмотной или косноязычной, но язык здесь ни при чём, он по-прежнему остается «великим и могучим», невзирая на все усилия конкретных его носителей.
Соответственно и понятие речевой культуры подразумевает не столько знания о языке, сколько практическое его использование, владение им. Знания превращаются в культуру лишь тогда, когда они становятся органической частью определенной личности. И если язык – это инструмент человеческого общения, то речь можно сравнить с игрой на инструменте: сколько людей, столько и исполнителей. Бывают виртуозы, а бывают недоучки, бесталанные люди, совершенно беспомощные в обращении с этим тонким и совершенным инструментом.
Речевая культура человека заключается прежде всего в сознательном отборе и способе использования тех языковых средств, которые помогают его общению с другими людьми.Подбирая слова для выражения своих мыслей, говорящий, быть может не осознавая этого, руководствуется следующими соображениями:
· подходит ли слово по смыслу,
· правильно ли оно употребляется,
· выразительно ли оно,
· уместно ли оно в данной ситуации и т.п.
А стало быть, понятие культуры речи весьма неоднозначно. Оно включает в себя и нормативный, и коммуникативный, и этическийаспекты, предусматривает умение «переключаться» с одного стиля на другой, знать, когда как можно говорить, учитывать особенности собеседника и т.д. Другими словами, речь интеллигентного человека должна быть не только правильной, но и выполняющей с максимальной полнотой поставленные задачи общения. Проверьте для начала свои речевые навыки с помощью предлагаемого ниже теста: выполните задания 1-14, ответьте на вопросы 15-17.
Тест.
Хотите верьте, хотите нет, но окружающие воспринимают вас позитивно или негативно в зависимости от того, как вы говорите. Ваши отношения с людьми прежде всего определяются уровнем вашей речевой культуры. Если вы ощущаете себя личностью и если вам суждено быть лидером, руководителем, знайте: сказанное вами будет не только запоминаться, но и воспроизводиться. Лидеру не прощаются ошибки. И если профессиональных ошибок кое-кто может и не заметить, то речевые обязательно станут предметом пересудов и даже анекдотов. Помня об этом, имейте силу не прощать себе речевых недостатков уже сейчас, выявляйте их и неустанно работайте над точностью, чистотой, правильностью своей речи. Только тогда можно надеяться, что ваше слово станет действенным; ваша речь – влиятельной речью авторитетного человека.
Цель приводимого теста – определить «точку отсчета», исходный уровень вашей речевой культуры (высокий – средний – низкий) – в сущности, то, что неосознанно мы определяем в разговоре с любым человеком. Как правило, мы «про себя» отмечаем либо очень высокий уровень (более 70% правильных ответов в нашем тесте), либо низкий (менее 50%), а средний (50-70%) попросту «не замечаем». И это не случайно.
Высокий уровень речевой культуры проявляется во всем: не только в выборе и разнообразии слов, ясной и точной речи, отсутствии ошибок, но и в интонациях, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде, доброжелательном и уважительном отношении к собеседнику, внимательном выслушивании чужой речи и пр.
Низкий уровень речевой культуры также заметен во всем. Если человек высокой речевой культуры прежде всего заботится о том, чтобы никому не доставлять неудобств, то низкая культура человека заставляет его делать прямо противоположное: он бесконечно упражняется в самоутверждении за счет других. Отсюда – грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым нормам. Именно за счет этих проявлений мы безошибочно распознаем человека неразвитого, с низкой культурой.
Диапазон проявлений среднего уровня речевой культуры гораздо шире. Как правило, в этом случае нет открытого пренебрежения различными нормами, скорее, есть некоторая ориентация на ситуацию – основные нормы стараются соблюдать только тогда, когда за нарушение могут наказать. В остальном люди со средним уровнем культуры обычно гораздо ближе к низкому уровню, чем к высокому, потому что человек с действительно высоким развитием, как правило, считает для себя недостойным поступиться им в любой ситуации и не нарушает тех норм, в необходимости которых он уверен. И дело не просто в нормативности речи. Абсолютно безошибочная речь – явление чрезвычайно редкое. Но для носителя высокой речевой культуры характерен минимум нарушений норм, их несистемность, случайность и – самое главное! – отсутствие апломба, излишней самоуверенности, выработанная привычка во всем проверять себя и стремление совершенствоваться.
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.
Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.
1. Встреча прошла с большим интересом.
2. Я заметил характерную ему ошибку.
3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.
4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.
5. На встрече присутствовал и представитель с завода.
6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.
7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.
8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.
9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.
10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.
12. Я понял, какой намек мне дали.
13. У нас самая дешевая стоимость товаров.
14. Я не хочу нагнетать обстановку.
15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.
16. Приведенные сведения в последнем статотче-те говорят о том, что проблема еще не решена.
17. Николай ждал меня на коридоре.
18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.
19. Все это сказывается на работу.
20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.
Задание IV. Работа над точностью и выразительностью речи.
1. Придумать фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
2. Найти синонимы слова сказал.
3. Найти синонимы слова шел.
4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.
5. Объяснить смысл крылатых выражений: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни.
6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.
7. Исправить предложения и объяснить ошибки: Все требовали приподнять занавес.
Все равно велосипеда он не откроет, Он полслова на лету схватывает.
Обещал снять с него семь шкур. Все это вошло нам в пот и кровь. Это все еще держится в облаках. Другой конец палки состоит в том.
Помню, какие свинарники мы возводили!
Перед ним была альтернатива: остаться в деревне или вернуться в город.
Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.
9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым днем будут. Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет. Моя тревога., с каждым днем. Площадь засоленных почв. с каждым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).
10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: «. не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте» (из книги К. Чуковского «Живой, как жизнь»).
11. Выразить мысль без канцеляризмов: «Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления».
12. «Перевести» наукообразную фразу: «Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка».
13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли разговорным стилем:
В отношении применения этого метода еще стоит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.
14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: «То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?» Как лучше выразить эту мысль?
15. Что хотел сказать оратор: «Инвалиды и пенсионеры существуют у нас в жестком виде?»
16. Как лучше выразить эту мысль: «Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело» (из книги о самовоспитании)?
Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».
2. (я, ты, он) понял (она) поняла
3. (я, ты, он) начал (она) начала (оно) начало
4. (я, ты, он) принял (она) приняла (оно) приняло
5. (я) хочу (ты) хочешь
(мы) хотим (вы) хотите (они)хотят
6. Так много, надеть очки, осмеять.
7. Эти выражения содержат лишние слова: криминал означает преступление, вакансия — свободное место, прейскурант — сборник цен, сувенир — то, что дарят на память, перспективы — то, что в будущем, и т.п.
8. Каждая минута; отступают только назад; в декабре; ознакомиться можно только впервые; завещать; летом; в итоге; заблуждение.
9. Любовь к родине, заведующий клубом, благодарю вас.
10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.
11. Говорить о жизни — гаварыць пра жыццё, ходить по дорогам — хадзщь па дарогах, мы с Толей — мы з Толям.
12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.
13. Выборы выборов выборам выборы выборами о выборах
14. Сто двадцать семь человек ста двадцати семи человек ста двадцати семи человекам сто двадцать семь человек ста двадцатью семью человеками о ста двадцати семи человеках
Восьмое марта восьмого марта восьмому марта восьмое марта восьмым марта о восьмом марта
15. Сколько рублей скольких рублей скольким рублям сколько рублей сколькими рублями о скольких рублях
Сколько детей скольких детей скольким детям сколько детей сколькими детьми о скольких детях
16. Воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»
17. Красивее, легче, лучше.
1. Встреча вызвала большой интерес.
2. Я заметил характерную для него ошибку.
3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание нашей организации.
4. Он попытался предостеречь директора от неверного шага.
5. На встрече присутствовал и представитель завода.
6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.
7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.
8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студенты поняли многие сложные вопросы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподавателем литературу, им стали ясны многие сложные вопросы.
9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.
10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.
12. Я понял, какой намек мне сделали.
13. У нас самая низкая стоимость товаров.
14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.
15. Для многих стали приманкой квартиры, пре стижная работа, дачи.
16. Сведения, приведенные в последнем статот чете, говорят о том, что проблема еще не решена.
17. Николай ждал меня в коридоре.
18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.
19. Все это сказывается на работе.
20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Разрешите произнести тост в честь наших успехов.
1-6. Воспользуйтесь «Словарем синонимов русского языка», «Учебным словарем наиболее употребительных фразеологизмов современного русского языка» А.Ф. Калашниковой.
7. Все требовали приподнять завесу. Все равно велосипед он не изобретет. Он схватывает все с полуслова.
Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку). Все это вошло в кровь и плоть. Пока это все неясно и неопределенно; есть выражение «витать в облаках» (мечтать). Но палка о двух концах.
8. Помню, какие свинарники мы строили!
Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.
Я не могу съесть всю эту кашу.
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.
9. Стало ясно, что трудности с каждым годом будут возрастать.
Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет повышаться.
Моя тревога усиливается с каждым днем. Площадь засоленных почв увеличивается с каждым годом.
11. Постараемся всеми силами исправить положение.
12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.
13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот метод.
Кислотные дожди губят растения. Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.
Подумаем, как нам экономить электроэнергию.
14. Ох, как забеспокоятся наши конкуренты, узнав, что мы задумали!
15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.
16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настроении, понимая ответственность этого шага.
К главе 5 «Подготовка к речи-монологу»
Задание I. Изучение на конкретных примерах системы связей: Тема — Аудитория — Цель — Основная идея — Рекламное название.
1. Определите цель и главную идею беседы на темы:
• «Организация рабочего времени — необходимое средство повышения производительности труда»:
а) в студенческой группе;
• «Учебное заведение, которое я закончил»:
а) рассказ в молодежной компании;
б) беседа с директором фирмы, в которой вы хотите работать.
Сформулируйте рекламное название выступления в каждом случае.
2. Обоснуйте выбор темы, цель и главную идею своего будущего выступления в группе.
3. Обсуждение окончательного плана выступления в соответствии с логикой раскрытия темы и занимательностью изложения.
Задание II. Прокомментировать использование цифр в предложенных преподавателем газетных публикациях.
Задание Ш. Преподаватель предлагает студентам записать несколько высказываний великих людей. Дает задание на дом по работе с ними: свободный пересказ, оценочные суждения, творческое развитие мысли. Затем выполнение заданий обсуждается.
К главе 6 «Секреты успешного выступления»
Задание I. Тренировка умения приветствовать аудиторию.
Цель задания — научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.
Студенты по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом.
Преподаватель следит за тем, чтобы походка оратора была уверенной, голова приподнята. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор — всем. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть широким, помогающим последовательно охватить взглядом всех собравшихся.
Во время второго выхода после начальной паузы нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помогать себе жестом.
Преподаватель следит за тем, чтобы был зрительный контакт со всеми, а интонация приветствия соответствовала смыслу слов.
Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здравствуйте!» с разной интонацией, выражающей:
б) назидательность, суровость;
в) радость от встречи.
Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана начальная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слушателей.
Задание II. Тренировка умения начинать выступление.
После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей.
Задание III. Чей вариант вступления лучше?
Задание дается всей группе. Нужно предложить варианты вступления (зачин и введение в тему), которые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседы на темы:
1. Как организовать свой день.
2. Как добиться успеха в бизнесе. «Выступать» предлагается перед
а) уставшими студентами в конце занятий;
б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.
Цель задания — попытаться установить эмоциональный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления.
Варианты вступлений обсуждаются, лучшие отмечаются.
Задание IV. Тренировка умения начинать и заканчивать выступление.
Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация). Примеры тем:
1. Сотвори себя сам.
2. Дружба помогает жить.
4. Как жить, не старея.
5. Резервы психики человека.
6. Как научиться владеть собой.
7. Космическое будущее человечества.
8. Лучше гор могут быть только горы.
9. Море — мир красоты и чудес.
10. Музыка в нашей жизни.
11. Красота спасет мир.
Задание V. Тренировка умения отвечать на вопросы.
Трем студентам по очереди предлагается ответить на вопросы по своей теме. Необходимо каждый раз перефразировать вопрос, сохранив его смысл, и дать краткий ответ.
«Жюри», выбранное заранее, оценивает по 10-балльной системе умение будущих ораторов отвечать на вопросы, учитывая:
1) насколько точно был понят смысл вопроса;
2) краткость и точность ответов;
3) впечатление от манеры отвечать (быстрота реакции, самообладание, доброжелательный тон).
Задание VI. Тренировка умения выступать.
Студентам предлагается готовить мини-выступление (на 3 минуты) к каждому занятию. Темы выступлений, например, такие: «Это интересно знать», «Как я люблю отдыхать», «Мое отношение к предпринимательству; классической музыке; альпинизму и т.п.» (любые темы, в названии которых есть слово «я» или «мой, мое»).
К главе 7 «Культура ведения полемики»
Задание I. Преподаватель вместе со слушателями выбирает тему полемики (тезис), например: «В нашей стране должна быть правительственная цензура средств массовой информации» (или «один государственный язык», «платное здравоохранение», «бесплатное высшее образование» и т.п.). Обратное утверждение (не должна. ) представляет собой антитезис. Сторонники каждого утверждения объединяются в команды и готовятся к проведению полемики, привлекая справочную и другую литературу. Необходимо уточнить все термины, уходящие в тезис, проанализировать проблему по плану, предложенному в главе 5 (стр. 72—73), собрать все аргументы и подготовить убеждающую речь. Следует продумать способ опровержения оппонентов и критику их доводов.
На занятие приглашается «жюри». В выступлении команд оцениваются:
ораторское искусство лидера каждой команды; логичность и убедительность каждого довода; качество опровержения; вопросы обеих команд; сплоченность каждой команды; тон ведения полемики;
использование тактики и приемов ведения полемики;
использование уловок и их нейтрализация.
Рекомендуется подготовить бланки для фиксации оценок выступления команд с учетом этих критериев.
Перед тем как дать слово участникам команд, преподаватель рассказывает о цели занятия, представляет членов «жюри», объявляет порядок ведения обсуждения. В ход полемики он вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные приемы. После завершения полемики и вердикта «жюри» участники обсуждают, чему их научило это занятие.
Задание II. Дискуссия на тему «С чего начинать свое дело». Разбор возникшей полемики, оценка поведения ее участников.
Слушателям предлагается определить последовательность действий, необходимых для начала выпуска нового товара (что это за товар, решает группа):
3) разработать технологию изготовления товара;
5) найти помещение для работы;
6) заключить договор на поставку сырья;
7) изучить потребность населения в этом товаре;
8) получить лицензию на эту деятельность;
9) сформировать трудовой коллектив;
10) заключить договор на аренду помещения.
Затем слушатели объединяются в команды и совместно определяют последовательность своих действий.
После этого представители разных команд отстаивают свою правоту по каждому пункту.
«Жюри» оценивает убедительность аргументации и культуру ведения полемики каждого участника игры. В заключении оно подводит общий итог «сражений» по всем вопросам.
По этому принципу может быть организована дискуссия на любую тему, близкую интересам слушателей и кругу их знаний.
Задание III. Деловая игра «Выступление»
Эта игра подводит итог изучению мастерства публичного выступления.
Цель проведения игры — на примере трех выступлений дать представление о всей сложности ораторского искусства, необходимости тщательной подготовки к выступлению.
Основные задачи игры:
1. Выработать навык публичного выступления.
2. Научить парировать реплики, отвечать на вопросы, полемизировать.
3. Сформировать умение анализировать выступление оратора и критически оценивать свое выступление.
За 4 учебных часа можно провести 3 цикла деловой игры.
3. «Непонятливый слушатель».
4. «Любознательный слушатель».
Ораторы назначаются заранее. Они выступают с сообщениями, которые начали готовить после изучения темы «Подготовка к речи-монологу». На выступление отводится 15 минут.
Задание «Оппоненту» — критически оценивать выступление. Допускаются реплики по ходу выступления, полемические высказывания, но в корректной форме. После выступления следует задать вопрос или высказаться по поводу какого-либо положения выступления с критических позиций, постараться вызвать оратора на спор или ввязать в полемику.
Задание «Непонятливому слушателю» — задать оратору вопрос, который требует разъяснения термина или какого-либо положения выступления.
Задание «Любознательному слушателю» — задать оратору дополнительный вопрос по теме.
Задания «Рецензентам» — разобрать выступление:
1. Было ли удачным название выступления? Обоснуйте свое мнение.
В чем состоит главная идея выступления? Какую цель, по вашему мнению, ставил перед собой Оратор и удалось ли ему ее достичь?
2. Вид вступления. Удачно ли оно? Каков вид заключения?
3. Было ли выступление доходчивым? Пояснял ли Оратор значение терминов? Как он это делал?
4. Было ли выступление последовательным? Каков его план? Интересна ли композиция выступления?
5. Какие приемы изложения использовал Оратор?
6. Обосновывал ли Оратор свои мысли? Каким образом? Насколько убедительно?
7. Удалось ли выступающему установить контакт с аудиторией? Если да, что этому способствовало? Если нет, то почему?
Отметить манеру держаться (позы, жесты), интонацию, эмоциональность Оратора, зрительный контакт со слушателями.
8. Что вы можете сказать о его культуре речи?
9. Удачно ли Оратор отвечал на вопросы?
10. Успешно ли полемизировал с оппонентом?
11. Общее впечатление от выступления. Пожелания Оратору по совершенствованию мастерства.
Слушателям, не получившим специальных заданий, предлагается реагировать на выступление естественно, при желании задавать вопросы.
101 Практические занятия
К главе 8 «Восприятие и понимание партнера по общению»
Задание I. Слушатели по очереди рассказывают о диалоге с незнакомым пассажиром (см. задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Преподаватель и остальные слушатели оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стереотипизации.
Задание II. Слушатели, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем преподаватель приглашает к столу какую-нибудь пару. Не глядя на партнера, нужно описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т.п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.
Выполнение этого задания возможно только в обстановке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера. Создание такой атмосферы зависит от преподавателя.
Задание III. Для изучения особенностей восприятия преподаватель предлагает следующее:
1. Показывает в течение 5-7 секунд слушателям портрет известного ему человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, угадать профессию.
Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Студенты приходят к выводу об индивидуальности восприятия, различии между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.
Ход одного цикла игры:
1. Преподаватель раздает задания всем участникам игры.
2. Выступление Оратора.
Преподаватель следит за корректностью поведения Оппонента.
3. Полемика с Оппонентом.
4. Ответы на вопросы слушателей.
5. Выступления Рецензентов с разбором сообщения.
6. Слушатели с места дополняют ответы.
7. Преподаватель уточняет и обобщает сказанное. Для второго и третьего циклов игры назначаются
После завершения деловой игры преподаватель подводит итоги.
2. Преподаватель читает биографию какого-нибудь человека и просит слушателей пересказать ее, выделив самое главное. Выясняется, что это «глав
ное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно, значимо для каждого.
3. Преподаватель предлагает слушателям описать, как они хотели бы, чтобы их воспринимали. Затем слушатели достают листки, на которых они описывали то впечатление, которое, на их взгляд, они производят (задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Сравнивая эти описания, можно сделать полезные для каждого выводы.
Задание IV. Это задание позволяет проверить способность поставить себя на место партнера, понять его чувства.
Преподаватель описывает, к примеру, следующую ситуацию. «Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всём, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?» Слушатели разбиваются на пары и разыгрывают эту ситуацию. Впечатления обсуждаются в группе. Преподаватель задает вопросы, позволяющие выяснить способность к децентрации каждого.
ление от имени этого персонажа. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения, вторая часть объявления — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера.
«Брачные объявления» звучат по очереди. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару». В конце концов все находят друг друга и становятся рядом. Для преподавателя информативно и то, как образуются пары.
Ход игры обсуждается и комментируется.
Примеры «брачных пар»:
Задание V. «Брачные объявления».
В ходе игры выявляется способность к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать. Игра развивает воображение и речь. Преподаватель-психолог сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры.
К главе 9 «Как «читать» партнера по деловому разговору»
Задание I. Проверка наблюдательности.
Несколько человек выходят за дверь, остальные — наблюдатели. Преподаватель принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит слушатель, который через несколько секунд занимает место преподавателя и принимает ту же позу. Затем входит следующий слушатель, и все повторяется снова. Когда последний участник группы садится на стул, преподаватель располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных.
Задание II. Проверка правила Беннета.
а) В центре аудитории в определенной позе замирает слушатель. Остальные по очереди отвечают на следующие вопросы:
1) Что, по вашему мнению, выражает эта поза?
2) Какие эмоции она у вас вызывает?
Различия в толковании позы у разных слушателей
и в эмоциях, вызываемых ею, подтверждает правило Беннета.
б) Преподаватель предлагает слушателям определить социальный статус, внутреннее состояние, отношение к теме разговора и друг к другу участников беседы, изображенных на рисунке б (стр. 159). Мнения слушателей сопоставляются и обсуждаются в группе2.
Задание III. Слушатели разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствующие их состоянию и настроению. Партнер должен их отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы партнером до и после этого.
Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе. Этому способствовало подражание позе. Исключения подтверждают правило Беннета.
Задание IV. Упражнение, иллюстрирующее значение подражания по позе и «отзеркаливанию» для создания благоприятной атмосферы общения.
Слушатели разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание — в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и перестать «отзеркаливать» партнера. Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Слушатели меняются ролями, и упражнение повторяется. Результат — впечатления, ощущения — обсуждается в группе.
Задание V. Тренировка умения «отзеркаливать».
Слушатели разбиваются на пары и располагаются произвольно. В каждой паре определяются ведущий и ведомый. Преподаватель начинает медленно, с паузами читать какой-нибудь текст, который легко сопровождать выразительными жестами, например, басню Крылова «Ворона и Лисица». Ведущий пары сопровождает слова басни жестикуляцией. Ведомый повторяет его движения. Преподаватель читает текст еще раз. Роли в парах меняются.
Задание можно повторить с другим текстом.
Задание VI. Тренировка умения влиять на состояние партнера. Начало упражнения повторяет упражнение V. Но «ведомый» получает задание: в какой-то момент перехватить инициативу. Пока преподаватель читает басню, первый ведущий может вновь заставить подражать себе.
Результат выполнения упражнения обсуждается: легко ли было захватить инициативу? Для чего нужна такая тренировка?
Задание VII. Отработка приема, который позволяет добиться откровенности собеседника.
Слушатели располагаются парами за столами друг против друга. Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить прием, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напряженного собеседника возникло желание разжать руки И заговорить.