То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов

Тема 1 Понятие культуры речи, её основные аспекты

То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть картинку То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Картинка про То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть картинку То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Картинка про То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть картинку То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Картинка про То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть картинку То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Картинка про То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов

То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть картинку То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Картинка про То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов

То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть картинку То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Картинка про То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов

Московский государственный технический университет

Имени Н.Э. Баумана

Т.А.Кобзева

РечевАЯ культурА

ИНЖЕНЕРА

Методические указания к курсу «Русский язык и культура речи»

Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана

УДК 808.2

ББК 81.2Рус

Рецензент: Камалова Р.А., доцент кафедры «Русский язык» МГТУ им. Н.Э.Баумана,

Кобзева Т.А.

Рассматриваются основные аспекты речевой культуры, приводятся упражнения для проведения практических занятий по курсу и задания для самостоятельной работы, способствующие совершенствованию речевых навыков, повышению уровня общей культуры будущих инженеров.

Для студентов всех специальностей.

УДК 808.2

ББК 81.2Рус

Методическое издание

Татьяна Анатольевна Кобзева

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА

Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана.

107005, Москва, 2-я Бауманская, 5.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Понятие культуры речи, ее основные аспекты

Тема 2. Нормативность устной речи.

Тема 3. Коммуникативный аспект речевой культуры

Богатство и выразительность речи

Тема 4. Этический аспект культуры речи.

Тема 5. Действенность (эффективность) речевой коммуникации

Тема 6. Деловая беседа

Тема 7. Деловая переписка

Тема 8. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной деятельности

Рекомендуемая литература с.54

Современные психологи считают, что у нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как говорим. И чаще всего нас оценивают по языку, которым мы пользуемся: по нему безошибочно дешифруется личность говорящего. Слушатель легко определяет, с кем имеет дело, судит о степени интеллигентности, психической уравновешенности, возможной закомплексованности своего собеседника и т.д. Наша манера говорить тотчас «выдает» круг нашего общения, принадлежность к определенному социальному слою, уровень образованности и даже особенности характера. И если справедлива пословица «по одёжке встречают…», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова – это «одёжки» наших мыслей, нашей духовной сущности.

Во все времена умение красиво и убедительно говорить оценивалось людьми очень высоко. Обладание этим даром возносило человека на политический Олимп, делало знаменитым, помогало «состояться» в своей профессии – какова б она ни была. Ещё М.В.Ломоносов замечал, что без хорошего знания языка профессионально работать невозможно: «Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Добавим к этому, что и квалифицированный инженер, обладающий необходимыми техническими знаниями, но имеющий скудный словарный запас, неспособный ясно и грамотно изложить свою точку зрения или передать полученную информацию, безусловно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьезную языковую подготовку.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными сегодня оказываются люди, не только способные мыслить самостоятельно, вырабатывать и предлагать оригинальные решения, но и умеющие адекватно сформулировать это решение, сделать его точным и понятным для других, вызвать к себе интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками, правильно выстраивать свое речевое поведение в сложных житейских и служебных ситуациях.

То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Смотреть картинку То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Картинка про То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов. Фото То что мы задумали я уверен наведет шорох на наших конкурентов

Таким образом, и с профессиональной точки зрения, и с позиций общенациональных интересов представляется весьма своевременным внесение важных коррективов в государственный образовательный стандарт, благодаря которым курс «Русский язык и культура речи» стал обязательным и для студентов технических вузов. Понимая, что многим учащимся, в сущности, приходится заполнять пробелы в своем языковом образовании с опозданием на много лет, мы всё же считаем, что эта задача вполне разрешима. Разумеется, ни этот курс в целом, ни данное пособие в частности не могут заменить вашей собственной кропотливой работы над совершенствованием своей речи. У нас другая цель – помочь вам осознать языковой идеал и стремиться к нему в собственной деятельности, помня о высказанном когда-то бессмертном завете Н.М.Карамзина: «В шесть лет можно выучиться всем иностранным языкам, но всю жизнь приходится учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим…».

Тема 1 Понятие культуры речи, её основные аспекты.

В современной лингвистике проводится чёткое разграничение понятий языки речь. Язык (знание языка) существует в сознании говорящих, его нормы узаконены (кодифицированы) и закреплены в художественной литературе данного народа, в грамматиках и словарях, а речь – это индивидуальное употребление языка каким-то конкретным его носителем. Речь каждый ведёт по-своему и о своём, и у кого-то речь может быть безграмотной или косноязычной, но язык здесь ни при чём, он по-прежнему остается «великим и могучим», невзирая на все усилия конкретных его носителей.

Соответственно и понятие речевой культуры подразумевает не столько знания о языке, сколько практическое его использование, владение им. Знания превращаются в культуру лишь тогда, когда они становятся органической частью определенной личности. И если язык – это инструмент человеческого общения, то речь можно сравнить с игрой на инструменте: сколько людей, столько и исполнителей. Бывают виртуозы, а бывают недоучки, бесталанные люди, совершенно беспомощные в обращении с этим тонким и совершенным инструментом.

Речевая культура человека заключается прежде всего в сознательном отборе и способе использования тех языковых средств, которые помогают его общению с другими людьми.Подбирая слова для выражения своих мыслей, говорящий, быть может не осознавая этого, руководствуется следующими соображениями:

· подходит ли слово по смыслу,

· правильно ли оно употребляется,

· выразительно ли оно,

· уместно ли оно в данной ситуации и т.п.

А стало быть, понятие культуры речи весьма неоднозначно. Оно включает в себя и нормативный, и коммуникативный, и этическийаспекты, предусматривает умение «переключаться» с одного стиля на другой, знать, когда как можно говорить, учитывать особенности собеседника и т.д. Другими словами, речь интеллигентного человека должна быть не только правильной, но и выполняющей с максимальной полнотой поставленные задачи общения. Проверьте для начала свои речевые навыки с помощью предлагаемого ниже теста: выполните задания 1-14, ответьте на вопросы 15-17.

Тест.

Хотите верьте, хотите нет, но окружающие воспринимают вас позитивно или негативно в зависимости от того, как вы говорите. Ваши отношения с людьми прежде всего определяются уровнем вашей речевой культуры. Если вы ощущаете себя личностью и если вам суждено быть лидером, руководителем, знайте: сказанное вами будет не только запоминаться, но и воспроизводиться. Лидеру не прощаются ошибки. И если профессиональных ошибок кое-кто может и не заметить, то речевые обязательно станут предметом пересудов и даже анекдотов. Помня об этом, имейте силу не прощать себе речевых недостатков уже сейчас, выявляйте их и неустанно работайте над точностью, чистотой, правильностью своей речи. Только тогда можно надеяться, что ваше слово станет действенным; ваша речь – влиятельной речью авторитетного человека.

Цель приводимого теста – определить «точку отсчета», исходный уровень вашей речевой культуры (высокий – средний – низкий) – в сущности, то, что неосознанно мы определяем в разговоре с любым человеком. Как правило, мы «про себя» отмечаем либо очень высокий уровень (более 70% правильных ответов в нашем тесте), либо низкий (менее 50%), а средний (50-70%) попросту «не замечаем». И это не случайно.

Высокий уровень речевой культуры проявляется во всем: не только в выборе и разнообразии слов, ясной и точной речи, отсутствии ошибок, но и в интонациях, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде, доброжелательном и уважительном отношении к собеседнику, внимательном выслушивании чужой речи и пр.

Низкий уровень речевой культуры также заметен во всем. Если человек высокой речевой культуры прежде всего заботится о том, чтобы никому не доставлять неудобств, то низкая культура человека заставляет его делать прямо противоположное: он бесконечно упражняется в самоутверждении за счет других. Отсюда – грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым нормам. Именно за счет этих проявлений мы безошибочно распознаем человека неразвитого, с низкой культурой.

Диапазон проявлений среднего уровня речевой культуры гораздо шире. Как правило, в этом случае нет открытого пренебрежения различными нормами, скорее, есть некоторая ориентация на ситуацию – основные нормы стараются соблюдать только тогда, когда за нарушение могут наказать. В остальном люди со средним уровнем культуры обычно гораздо ближе к низкому уровню, чем к высокому, потому что человек с действительно высоким развитием, как правило, считает для себя недостойным поступиться им в любой ситуации и не нарушает тех норм, в необходимости которых он уверен. И дело не просто в нормативности речи. Абсолютно безошибочная речь – явление чрезвычайно редкое. Но для носителя высокой речевой культуры характерен минимум нарушений норм, их несистемность, случайность и – самое главное! – отсутствие апломба, излишней самоуверенности, выработанная привычка во всем проверять себя и стремление совершенствоваться.

Источник

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.

Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.

1. Встреча прошла с большим интересом.

2. Я заметил характерную ему ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали вни­мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь неверный шаг ди­ректора.

5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

6. Обработав эти данные, выяснилась полная кар­тина состояния дел.

7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне броси­лось странное объявление.

11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне дали.

13. У нас самая дешевая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать обстановку.

15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16. Приведенные сведения в последнем статотче-те говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня на коридоре.

18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблю­дать инструкцию.

19. Все это сказывается на работу.

20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание IV. Работа над точностью и выразитель­ностью речи.

1. Придумать фразы со словами: терпение, терпе­ливость, терпимость, толерантность.

2. Найти синонимы слова сказал.

3. Найти синонимы слова шел.

4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.

5. Объяснить смысл крылатых выражений: ябло­ко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы ко­нюшни.

6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть пер­вую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, во­дить за нос, поставить на карту.

7. Исправить предложения и объяснить ошибки: Все требовали приподнять занавес.

Все равно велосипеда он не откроет, Он полслова на лету схватывает.

Обещал снять с него семь шкур. Все это вошло нам в пот и кровь. Это все еще держится в облаках. Другой конец палки состоит в том.

Помню, какие свинарники мы возводили!

Перед ним была альтернатива: остаться в деревне или вернуться в город.

Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.

9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым днем будут. Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет. Моя тревога., с каждым днем. Площадь засоленных почв. с каж­дым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).

10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: «. не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неис­пользовании им откупа рыбки, употребление стару­хой ряда вульгаризмов, направленных в адрес ста­рика и понудивших его к повторной встрече с рыб­кой, посвященной вопросу о старом корыте» (из книги К. Чуковского «Живой, как жизнь»).

11. Выразить мысль без канцеляризмов: «Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления».

12. «Перевести» наукообразную фразу: «Для созда­ния положительного настроения можно рекомендо­вать такое известное средство, как улыбка».

13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли раз­говорным стилем:

В отношении применения этого метода еще сто­ит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.

14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: «То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?» Как лучше выразить эту мысль?

15. Что хотел сказать оратор: «Инвалиды и пенси­онеры существуют у нас в жестком виде?»

16. Как лучше выразить эту мысль: «Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настро­ении, осознавая всю полноту ответственности за это дело» (из книги о самовоспитании)?

Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарем русско­го языка».

2. (я, ты, он) понял (она) поняла

3. (я, ты, он) начал (она) начала (оно) начало

4. (я, ты, он) принял (она) приняла (оно) приняло

5. (я) хочу (ты) хочешь

(мы) хотим (вы) хотите (они)хотят

6. Так много, надеть очки, осмеять.

7. Эти выражения содержат лишние слова: кри­минал означает преступление, вакансия — свобод­ное место, прейскурант — сборник цен, сувенир — то, что дарят на память, перспективы — то, что в будущем, и т.п.

8. Каждая минута; отступают только назад; в де­кабре; ознакомиться можно только впервые; заве­щать; летом; в итоге; заблуждение.

9. Любовь к родине, заведующий клубом, благода­рю вас.

10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.

11. Говорить о жизни — гаварыць пра жыццё, хо­дить по дорогам — хадзщь па дарогах, мы с Толей — мы з Толям.

12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.

13. Выборы выборов выборам выборы выборами о выборах

14. Сто двадцать семь человек ста двадцати семи человек ста двадцати семи человекам сто двадцать семь человек ста двадцатью семью человеками о ста двадцати семи человеках

Восьмое марта восьмого марта восьмому марта восьмое марта восьмым марта о восьмом марта

15. Сколько рублей скольких рублей скольким рублям сколько рублей сколькими рублями о скольких рублях

Сколько детей скольких детей скольким детям сколько детей сколькими детьми о скольких детях

16. Воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»

17. Красивее, легче, лучше.

1. Встреча вызвала большой интерес.

2. Я заметил характерную для него ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили вни­мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь директора от не­верного шага.

5. На встрече присутствовал и представитель за­вода.

6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.

7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.

8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студенты поняли многие сложные воп­росы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподавателем литературу, им стали ясны многие сложные вопросы.

9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.

10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне сделали.

13. У нас самая низкая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.

15. Для многих стали приманкой квартиры, пре стижная работа, дачи.

16. Сведения, приведенные в последнем статот чете, говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня в коридоре.

18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.

19. Все это сказывается на работе.

20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Раз­решите произнести тост в честь наших успехов.

1-6. Воспользуйтесь «Словарем синонимов русско­го языка», «Учебным словарем наиболее употребитель­ных фразеологизмов современного русского языка» А.Ф. Калашниковой.

7. Все требовали приподнять завесу. Все равно велосипед он не изобретет. Он схватывает все с полуслова.

Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку). Все это вошло в кровь и плоть. Пока это все неясно и неопределенно; есть выра­жение «витать в облаках» (мечтать). Но палка о двух концах.

8. Помню, какие свинарники мы строили!

Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.

Я не могу съесть всю эту кашу.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.

9. Стало ясно, что трудности с каждым годом бу­дут возрастать.

Мы надеемся, что к концу года уровень производ­ства начнет повышаться.

Моя тревога усиливается с каждым днем. Площадь засоленных почв увеличивается с каж­дым годом.

11. Постараемся всеми силами исправить поло­жение.

12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.

13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот метод.

Кислотные дожди губят растения. Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.

Подумаем, как нам экономить электроэнергию.

14. Ох, как забеспокоятся наши конкуренты, уз­нав, что мы задумали!

15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.

16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настрое­нии, понимая ответственность этого шага.

К главе 5 «Подготовка к речи-монологу»

Задание I. Изучение на конкретных примерах системы связей: Тема — Аудитория — Цель — Ос­новная идея — Рекламное название.

1. Определите цель и главную идею беседы на темы:

• «Организация рабочего времени — необходимое средство повышения производительности труда»:

а) в студенческой группе;

• «Учебное заведение, которое я закончил»:

а) рассказ в молодежной компании;

б) беседа с директором фирмы, в которой вы хо­тите работать.

Сформулируйте рекламное название выступления в каждом случае.

2. Обоснуйте выбор темы, цель и главную идею своего будущего выступления в группе.

3. Обсуждение окончательного плана выступле­ния в соответствии с логикой раскрытия темы и за­нимательностью изложения.

Задание II. Прокомментировать использование цифр в предложенных преподавателем газетных пуб­ликациях.

Задание Ш. Преподаватель предлагает студентам записать несколько высказываний великих людей. Дает задание на дом по работе с ними: свободный пе­ресказ, оценочные суждения, творческое развитие мысли. Затем выполнение заданий обсуждается.

К главе 6 «Секреты успешного выступления»

Задание I. Тренировка умения приветствовать аудиторию.

Цель задания — научиться делать начальную пау­зу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Студенты по очереди выходят к аудитории и при­ветствуют собравшихся жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы походка ора­тора была уверенной, голова приподнята. Остано­виться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор — всем. Начинать приветст­вие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть широким, помога­ющим последовательно охватить взглядом всех со­бравшихся.

Во время второго выхода после начальной паузы нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помогать себе жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы был зритель­ный контакт со всеми, а интонация приветствия со­ответствовала смыслу слов.

Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здрав­ствуйте!» с разной интонацией, выражающей:

б) назидательность, суровость;

в) радость от встречи.

Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана началь­ная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слуша­телей.

Задание II. Тренировка умения начинать выступ­ление.

После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, ко­торые в данный момент волнуют людей.

Задание III. Чей вариант вступления лучше?

Задание дается всей группе. Нужно предложить варианты вступления (зачин и введение в тему), ко­торые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседы на темы:

1. Как организовать свой день.

2. Как добиться успеха в бизнесе. «Выступать» предлагается перед

а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.

Цель задания — попытаться установить эмоцио­нальный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления.

Варианты вступлений обсуждаются, лучшие отме­чаются.

Задание IV. Тренировка умения начинать и за­канчивать выступление.

Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация). Примеры тем:

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

4. Как жить, не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море — мир красоты и чудес.

10. Музыка в нашей жизни.

11. Красота спасет мир.

Задание V. Тренировка умения отвечать на воп­росы.

Трем студентам по очереди предлагается ответить на вопросы по своей теме. Необходимо каждый раз перефразировать вопрос, сохранив его смысл, и дать краткий ответ.

«Жюри», выбранное заранее, оценивает по 10-балль­ной системе умение будущих ораторов отвечать на воп­росы, учитывая:

1) насколько точно был понят смысл вопроса;

2) краткость и точность ответов;

3) впечатление от манеры отвечать (быстрота ре­акции, самообладание, доброжелательный тон).

Задание VI. Тренировка умения выступать.

Студентам предлагается готовить мини-выступле­ние (на 3 минуты) к каждому занятию. Темы выступ­лений, например, такие: «Это интересно знать», «Как я люблю отдыхать», «Мое отношение к предпринима­тельству; классической музыке; альпинизму и т.п.» (любые темы, в названии которых есть слово «я» или «мой, мое»).

К главе 7 «Культура ведения полемики»

Задание I. Преподаватель вместе со слушателя­ми выбирает тему полемики (тезис), например: «В на­шей стране должна быть правительственная цензура средств массовой информации» (или «один госу­дарственный язык», «платное здравоохранение», «бес­платное высшее образование» и т.п.). Обратное ут­верждение (не должна. ) представляет собой антите­зис. Сторонники каждого утверждения объединяют­ся в команды и готовятся к проведению полемики, привлекая справочную и другую литературу. Необхо­димо уточнить все термины, уходящие в тезис, проанализировать проблему по плану, предложенному в главе 5 (стр. 72—73), собрать все аргументы и подго­товить убеждающую речь. Следует продумать способ опровержения оппонентов и критику их доводов.

На занятие приглашается «жюри». В выступле­нии команд оцениваются:

ораторское искусство лидера каждой команды; логичность и убедительность каждого довода; качество опровержения; вопросы обеих команд; сплоченность каждой команды; тон ведения полемики;

использование тактики и приемов ведения по­лемики;

использование уловок и их нейтрализация.

Рекомендуется подготовить бланки для фикса­ции оценок выступления команд с учетом этих кри­териев.

Перед тем как дать слово участникам команд, пре­подаватель рассказывает о цели занятия, пред­ставляет членов «жюри», объявляет порядок ведения обсуждения. В ход полемики он вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные при­емы. После завершения полемики и вердикта «жюри» участники обсуждают, чему их научило это занятие.

Задание II. Дискуссия на тему «С чего начинать свое дело». Разбор возникшей полемики, оценка по­ведения ее участников.

Слушателям предлагается определить последо­вательность действий, необходимых для начала выпуска нового товара (что это за товар, решает группа):

3) разработать технологию изготовления товара;

5) найти помещение для работы;

6) заключить договор на поставку сырья;

7) изучить потребность населения в этом товаре;

8) получить лицензию на эту деятельность;

9) сформировать трудовой коллектив;

10) заключить договор на аренду помещения.

Затем слушатели объединяются в команды и со­вместно определяют последовательность своих дей­ствий.

После этого представители разных команд отста­ивают свою правоту по каждому пункту.

«Жюри» оценивает убедительность аргументации и культуру ведения полемики каждого участника игры. В заключении оно подводит общий итог «сра­жений» по всем вопросам.

По этому принципу может быть организована дискуссия на любую тему, близкую интересам слу­шателей и кругу их знаний.

Задание III. Деловая игра «Выступление»

Эта игра подводит итог изучению мастерства пуб­личного выступления.

Цель проведения игры — на примере трех выс­туплений дать представление о всей сложности ора­торского искусства, необходимости тщательной под­готовки к выступлению.

Основные задачи игры:

1. Выработать навык публичного выступления.

2. Научить парировать реплики, отвечать на воп­росы, полемизировать.

3. Сформировать умение анализировать выступ­ление оратора и критически оценивать свое выступ­ление.

За 4 учебных часа можно провести 3 цикла дело­вой игры.

3. «Непонятливый слушатель».

4. «Любознательный слушатель».

Ораторы назначаются заранее. Они выступают с сообщениями, которые начали готовить после изуче­ния темы «Подготовка к речи-монологу». На выступ­ление отводится 15 минут.

Задание «Оппоненту» — критически оценивать выступление. Допускаются реплики по ходу выступ­ления, полемические высказывания, но в корректной форме. После выступления следует задать вопрос или высказаться по поводу какого-либо положения выс­тупления с критических позиций, постараться вызвать оратора на спор или ввязать в полемику.

Задание «Непонятливому слушателю» — задать оратору вопрос, который требует разъяснения тер­мина или какого-либо положения выступления.

Задание «Любознательному слушателю» — задать оратору дополнительный вопрос по теме.

Задания «Рецензентам» — разобрать выступление:

1. Было ли удачным название выступления? Обо­снуйте свое мнение.

В чем состоит главная идея выступления? Какую цель, по вашему мнению, ставил перед со­бой Оратор и удалось ли ему ее достичь?

2. Вид вступления. Удачно ли оно? Каков вид зак­лючения?

3. Было ли выступление доходчивым? Пояснял ли Оратор значение терминов? Как он это делал?

4. Было ли выступление последовательным? Каков его план? Интересна ли композиция выступления?

5. Какие приемы изложения использовал Оратор?

6. Обосновывал ли Оратор свои мысли? Каким образом? Насколько убедительно?

7. Удалось ли выступающему установить контакт с аудиторией? Если да, что этому способствовало? Если нет, то почему?

Отметить манеру держаться (позы, жесты), инто­нацию, эмоциональность Оратора, зрительный кон­такт со слушателями.

8. Что вы можете сказать о его культуре речи?

9. Удачно ли Оратор отвечал на вопросы?

10. Успешно ли полемизировал с оппонентом?

11. Общее впечатление от выступления. Пожела­ния Оратору по совершенствованию мастерства.

Слушателям, не получившим специальных зада­ний, предлагается реагировать на выступление есте­ственно, при желании задавать вопросы.

101 Практические занятия

К главе 8 «Восприятие и понимание партнера по общению»

Задание I. Слушатели по очереди рассказывают о диалоге с незнакомым пассажиром (см. задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Препо­даватель и остальные слушатели оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стереотипизации.

Задание II. Слушатели, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем препода­ватель приглашает к столу какую-нибудь пару. Не гля­дя на партнера, нужно описать черты его лица, на­звать цвет глаз, волос, форму лица и т.п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в об­становке доброжелательности, уважения друг к дру­гу, при стремлении отыскать что-то красивое и при­мечательное во внешности партнера. Создание та­кой атмосферы зависит от преподавателя.

Задание III. Для изучения особенностей восприя­тия преподаватель предлагает следующее:

1. Показывает в течение 5-7 секунд слушателям портрет известного ему человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, уга­дать профессию.

Интересно и полезно сравнить разные впечатле­ния. Студенты приходят к выводу об индивидуаль­ности восприятия, различии между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.

Ход одного цикла игры:

1. Преподаватель раздает задания всем участни­кам игры.

2. Выступление Оратора.

Преподаватель следит за корректностью поведе­ния Оппонента.

3. Полемика с Оппонентом.

4. Ответы на вопросы слушателей.

5. Выступления Рецензентов с разбором сооб­щения.

6. Слушатели с места дополняют ответы.

7. Преподаватель уточняет и обобщает сказанное. Для второго и третьего циклов игры назначаются

После завершения деловой игры преподаватель подводит итоги.

2. Преподаватель читает биографию какого-ни­будь человека и просит слушателей пересказать ее, выделив самое главное. Выясняется, что это «глав­

ное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно, значимо для каждого.

3. Преподаватель предлагает слушателям описать, как они хотели бы, чтобы их воспринимали. Затем слушатели достают листки, на которых они описы­вали то впечатление, которое, на их взгляд, они про­изводят (задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Сравнивая эти описания, можно сделать полезные для каждого выводы.

Задание IV. Это задание позволяет проверить способность поставить себя на место партнера, по­нять его чувства.

Преподаватель описывает, к примеру, следующую ситуацию. «Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подхо­дит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всём, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяс­нение с другом?» Слушатели разбиваются на пары и разыгрывают эту ситуацию. Впечатления обсужда­ются в группе. Преподаватель задает вопросы, по­зволяющие выяснить способность к децентрации каждого.

ление от имени этого персонажа. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения, вторая часть объявле­ния — «заказ» на будущего спутника жизни: его вне­шность, черты характера.

«Брачные объявления» звучат по очереди. Необхо­димо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару». В конце концов все находят друг друга и становятся рядом. Для преподавателя информатив­но и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»:

Задание V. «Брачные объявления».

В ходе игры выявляется способность к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать. Игра развивает воображение и речь. Преподаватель-психолог сможет увидеть психологи­ческие проблемы некоторых участников игры.

К главе 9 «Как «читать» партнера по деловому разговору»

Задание I. Проверка наблюдательности.

Несколько человек выходят за дверь, остальные — наблюдатели. Преподаватель принимает определен­ную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит слуша­тель, который через несколько секунд занимает мес­то преподавателя и принимает ту же позу. Затем вхо­дит следующий слушатель, и все повторяется снова. Когда последний участник группы садится на стул, преподаватель располагается на стуле рядом и при­нимает исходную позу. У всех есть возможность срав­нить позы и выявить самых наблюдательных.

Задание II. Проверка правила Беннета.

а) В центре аудитории в определенной позе зами­рает слушатель. Остальные по очереди отвечают на следующие вопросы:

1) Что, по вашему мнению, выражает эта поза?

2) Какие эмоции она у вас вызывает?

Различия в толковании позы у разных слушателей

и в эмоциях, вызываемых ею, подтверждает правило Беннета.

б) Преподаватель предлагает слушателям определить социальный статус, внутреннее состояние, отношение к теме разговора и друг к другу участников беседы, изображенных на рисунке б (стр. 159). Мнения слуша­телей сопоставляются и обсуждаются в группе2.

Задание III. Слушатели разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно прини­мают позы, соответствующие их состоянию и настрое­нию. Партнер должен их отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы парт­нером до и после этого.

Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе. Этому способствовало подражание позе. Исключения подтверждают правило Беннета.

Задание IV. Упражнение, иллюстрирующее зна­чение подражания по позе и «отзеркаливанию» для создания благоприятной атмосферы общения.

Слушатели разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они прове­ли вчерашний день. У слушающих задание — в тече­ние первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. За­тем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и перестать «отзеркаливать» партнера. Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Слушатели меняют­ся ролями, и упражнение повторяется. Результат — впечатления, ощущения — обсуждается в группе.

Задание V. Тренировка умения «отзеркаливать».

Слушатели разбиваются на пары и располагают­ся произвольно. В каждой паре определяются веду­щий и ведомый. Преподаватель начинает медленно, с паузами читать какой-нибудь текст, который легко сопровождать выразительными жестами, например, басню Крылова «Ворона и Лисица». Ведущий пары сопровождает слова басни жестикуляцией. Ведомый повторяет его движения. Преподаватель читает текст еще раз. Роли в парах меняются.

Задание можно повторить с другим текстом.

Задание VI. Тренировка умения влиять на состо­яние партнера. Начало упражнения повторяет упраж­нение V. Но «ведомый» получает задание: в какой-то момент перехватить инициативу. Пока преподаватель читает басню, первый ведущий может вновь заста­вить подражать себе.

Результат выполнения упражнения обсуждается: легко ли было захватить инициативу? Для чего нужна такая тренировка?

Задание VII. Отработка приема, который позво­ляет добиться откровенности собеседника.

Слушатели располагаются парами за столами друг против друга. Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй про­бует применить прием, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напряженного собеседника воз­никло желание разжать руки И заговорить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *