Тмутаракань что это значит

Тмутаракань на Боспоре и Тамани

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
Также Гермонасса в античности; Тумен-Тархан у ранних хазар; Самкерц у поздних хазар; Таматарха у византийцев; Тмуторокань в Древней Руси; Матарха у ордынцев; Матрега у генуэзцев, Тамань с крепостью Ханкала у турков; Воспорское царство или Тмутараканское княжение в русских летописях.
Город считается одним из древнейших на Юге Руси в дельте Кубани. Начиная с конца 9-го века город получает Русо-славянское Княжение.
======================
У греков слово «тагматарха» означало резиденцию тагматарха, владельца области. Хотя слово «тагматарх» явно из индоарийского лексикона, который восприняла и Древняя Греция, и Киммерия, существовавшая в 7-м веке в Крыму и на Тамани.
Слово «тма» у персов означало туман, у хазар это слово означало отряд военных в 10 тысяч солдат. Слово «тархан» означало вождь, который управлял десятитысячным войском Тюркского Каганата. Тогда Тму-Тархан может означать Вождь армии.
Слово «тамг» в иных лексиках означало пролив, а слово «тархан» свободный. Тогда Тамаг-Тархан могло бы означать Свободный пролив.
Слово «тумэн» означало город с сотней сёл, а слово «тархан» означало свободный, значит Тумэн-Тархан может означать Свободный большой город.
В русской разговорной речи слово Тмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, за семью морями, неизвестно где.
=============================
Сейчас этот город идентифицируют с Таманским городищем, которое расположено в пределах станицы Тамань на Таманском полуострове. Местные исследователи считают, что именно с именованием Тамань этот город входил в состав летописной Руси. Площадь города составляла около 35-ти гектар. Толщина культурного слоя, разделённого на дюжину подслоёв, составляет 24 метра.
При городе была крепостная стена из сырцовой глины, а также церковь 11-го века, заложенная Князем Мстиславом. Внутри крепости стояла каменная башня для обзора окрестностей и прибрежной территории.
При Крепости были крупные хранилища для воды, для виноделия. Улицы были прямые с мощением. Жилища были каменные, а также из дерева, но ставленные на каменные глыбы, в домах стояли печи из сырцового кирпича.
В период древнерусской Тмутаракани на городище сохранился только небольшой слой древнерусской культуры. Это говорит о том, что здесь присутствовали только купцы, которые были в городе проездом, а сам город заселяли люди разных национальностей по языку тюркского типа, которые были занесены сюда ураганом Тюркского Каната, доносивший свой Дух в тмуторокань из-за Каспия.
Существует версия, что Тмутаракань древнерусский, о котором писали путешественники и летописцы, находился в другом месте. А не найден город до сих пор потому, что это поселение почти не оставило после себя культурных следов на Тамани из-за малого времени своего существования, чему причиной могло быть случившееся здесь в 1094-м году землетрясение с поднятием уровня моря.
Среди Белгородских исследователей муссируется версия о том, что Тмутороканское Княжество следует ассоциировать с Крапивенским городищем, которое не младше 12-го века, и которое расположено в устье Корень-реки бассейна Донца. Там, в нетях этой реки, искусственно засыпан, а затем затоплен целый город с христианским монастырём, выбитым в меловой скале.
В 18-м веке в Гродненской губернии был городок Торокань, тоже замурованный где-то в болотах и нетях Беловежской пущи. Что там с ним не так было, никто не знает.
=============================
В конце 6-го века до Рождества Христова в эпоху классического античного времени этот город называли Гермонасса. Согласно древнегреческим античным хронистам город строен был в 6-м веке греками с Лесбоса или с Микен, от коих получил название Гермонасса.
Начало его строительства под этим именем было положено ещё Семандром из Милета, а трудились и потом остались тут греки-эоляне. А назван был город по имени жены его основателя, кою звали Гермонасса. По другой версии основал город Гермон с греками-ионийцами.
Начиная с 4-го века по Рождесту христову город Гермонасса состоял в составе Боспорского царства, но оставался независимым полисом. В городе в это время селились не бедные люди, которые были в состоянии строить себе двухэтажные виллы, сложенные из местного камня. При своих жилищах греки имели крупные хранилища пшеницы, которые предназначалась и для купеческих дел. В городе были разные ремёсла, в том числе и гончарные, поскольку все каменные здания покрывались своеобразной черепицей, узор которой не повторялся больше нигде в Боспорском царстве.
В центре города, по традиции зодческой городской культуры античного города, стоял Верхний город, Акрополь, защищённый город, священное место города, откуда началась его жизнь и история.
Рядом с городом, за пределами его крепостной стены, стоял храм Афродиты.
Начиная со 2-го века по Рождеству Христову сюда приходят римляне, которые ничего особого в городе не меняют, также, как и в его именовании, они продолжают в своих историях называть город Гермонассой.
В 6-м веке Нашей Эры, по Рождеству Христову, начинается хазарская история города. Здесь обосновался предтеча Хазарии, Тюркский каганат. Тюрки дали городу тюрко-язычную интерпретацию его наименования: Тумен-Тархан. При этом хазары использовали город в обычной своей стихии, как таможенно-пропускной пункт на Таманском торговом пути из хазар в греки. Портом и городской инфраструктурой больше занималось купечество, которое было в хазарское время разнородным, но, в основном греческим, хотя появляются уже и Новгородские русские купеческого рода люди.
В начале 6-го века по Рождеству Христову Юстиниан Первый присоединяет Пантикапей вместе с Тмутараканью к Византии, правда на федеративной основе. Сами византийцы пока в дела города не вмешиваются, платят налоги, и ладно. Управление городом под именем Тамань осуществляется на паритетной основе Хазарией и Византией.
В 7-м веке на Таманский полуостров приходят византийцы, которые укрепляют крепость, усиливают портовые сооружения, а город называют по-своему, но тоже созвучное хазарскому: Таматарха.
В конце 7-го века Тюркский каганат распадается, его наследником становится Хазарский каганат. Тумен-тархан теперь числится за хазарами, которые переименовывают город в Самкерц, который они к началу 9-го века постепенно превратили в крепость.
Правительство Хазарии, получив в управление огромные владения в Крыму, учитывало тот факт, что основная масса городского населения, в том числе в Тмутаракани, была охристианена и тяготела к Византии, что могло привести к отпадению города снова к Византии. Поэтому Каганат шёл на политические и экономические уступки Константинополю.
Константин добился восстановления церковной организации в Крыму и на Тамани, правда, без объединения отдельных епископий в единую митрополию.
В конце 8-го века Константинопольский патриархат устанавливает в городе Таматархскую епархию Готской митрополии в Крыму. В это время сам император Константин принимает участие в восстановлении христианства в Фуллах и в Таматархе.
В 10-м веке, по сведениям письма хазарского Царя Иосифа, Русь напала на хазарский город Самкерц, который долгое время считали за предместьем Керчи, а на самом деле соответствует Тмутаракани.
В начале 10-го века эта хазарская крепость прикрывала проход из Чёрного моря в Азовское, а также переход по льду через Боспор зимой.
Эта крепость была издавна известна русскому торговому люду, плавашему к Тмутаракани ещё в 8-м веке из Днепра вдоль берегов Крыма.
Константин Багрянородный отмечал, что таким образом Русь ходила в Чёрную Булгарию, Хазарию и даже в Сирию, под которой можно понимать и Серир на Кавказе.
Византия помогает хазарам в вопросах укрепления крепости, в конструкциях которой этого времени заметно влияние византийских зодчих. В самом городе нет временных жилых сооружений типа юрт или землянок, которые характерны для кочевых тюрок и хазар 8-го века.
Основное население города не изменило своему многонациональному характеру, заложенному ещё античными греками. Тут живут и славяне, и Русь, и хазары, и армяне, и аланы, которые свободно исповедовали свои религии: тенгрианство, христианство, иудаизм.
Ремесленники занимались гончарным делом, виноделием, скотоводством, земледельчеством, производством вина. Было очень много торговцев, это и понятно, город стоял на выгодном торговом пути, где соединялись дороги с Причерноморья, Приазовья и Черноморья.
Экономически город во многом зависим от Византии, поскольку основная продукция. Производимая им, отвозится греками в Малую Азию.
С 8-го века, в хазарскмий период, город в различных источниках именуется как Таматарха, Матлука, а также Самкерц, Самкуш, Тумен-Тархан. Арабские источники этого периода именуют город как Самкуш ал-йахуд, то есть Еврейский Самкуш, в то время в городе обосновалась иудейская община, опиравшаяся на царскую знать в Хазарии.
В это время все поселения Боспора наполняются кружальной керамикой с волнисто-линейным орнаментом, которая приписывается как русо-славянскому населению, так и салтовской культуре, носителем которой были хазарские племена.
С конца 8-го века археологический материал города и погребений при нём представлен керамикой из яйцевидных амфор, высоких кувшинов с плоскими ручками, из сделанных на гончарном круге сероглиняных горшков с поверхностью, покрытой горизонтально-бороздчатым рифлением с гребенчатой волной под шейкой, иногда нанесённой поверх рифления.
В середине 9-го века Зихская кафедра тоже была переведена в Таматарху-Матраху.
С 9-го века в жизни города появляется русо-славянский культурно-этнический элемент, который приносят прибывающие сюда купцы, Князья, дружинники, ратные люди, монахи, блудные люди, ищущие счастья на земле.
В 943-м году Князь Хельгу-Олег, бывший старшим сыном в норманнском роду, княживший в Тмуторокани, который при нём входил в Азовскую Русь, совершил поход в Закавказье, где и погиб.
Есть версия, что Хельгу-Олег был Князем норманнской Тмутороканской Руси, Самкерц же означает не Тмуторокань, а Керчь.
Так или иначе, но Русь, состоявшая из множества разноликого народа, смогла преодолеть сопротивление защитников города, который в источниках, описывавших эту историю, назывался как Самкерц. После чего всё это пёстрое воинство удалилось восвояси, рассыпавшись по Тамнскому полуострову.
Узнав о разграблении Тмутаракани-Самкерца, Архонт Боспора того времени, ставленник Хазарии, Булшица по имени Песах, кинулся отмстить ворам, но никого не нашёл. Тогда он посчитав, что всё это дело рук византийских интриган, напал на владения византийские в Крыму.
Персидские историки, писавшие в 12-м веке, сообщали, что в 943-м году Тмутороканская Русь совместно с аланами нападала на Закавказье, двигаясь со стороны алан и греков. Шли они по степям Северного Кавказа до Каспийского моря. Получается, что та Русь, которая напала на Самкерц, не растворилась на Боспоре, а дружно направилась на Кавказ, куда Крымские хазары не ходили.
Согласно другой, более достоверной, версии, к тому времени Саркел уже назывался Белой Вежей, а русо-славянская колонизация достигла Керченского пролива, на берегах которого возникает русское Тмутороканское Княжение. Поэтому нападение на Каспийские народы могло произойти через Дон с переволокой на Волгу. К тому же, в строительстве кораблей Хельгу-Олегу помогали византийцы, увидевшие в Тмутороканском Княжении силу, с которой можно было договариваться.
В 10-м веке, после разгрома в 965-м году Хазарского Каганата, наступает древнерусская история города, когда городу было возвращено его первоначальное тюрко-язычное название Тмутаракань, более близкое духу русо-славянскому, мятежному и ищущему счастья в тридевятом Царстве-государстве.
В 968-м году Самкерц переходит под власть Киевской Руси. Святослав, направившийся на завоевание Боспора, сначала взял Семендер, по дороге к Чёрному морю подчинил алан, часть из которых присоединилась к Святославову воинству, затем подчинил касогов и пришёл к Таматархе, которая не стала сопротивляться и выслала послов с дарами. После чего Святослав по воде добрался до Саркела, откуда уже ушли его защитники, по крайней мере, в летописях ничего не сообщается об осаде крепости. Здесь он основал своё крепость, назвав её Белая Вежа.
Пока Святослав находился на Боспоре, он основал там новое Княжество, Тмутороканское, называемое в источниках также Тмурараканское Княжение. После чего Тмутаракань активно включается в систему культурных и торговых отношений между Византией, Северным Кавказом, Русскими Княжествами, Крымом.
Этнический состав города не претерпел особых изменений, только стало больше прибывать торговцев с Руси.
В 10-м веке город подвергается зодческой перепланировке. Теперь жилища ориентируются по сторонам света, при жилых особняках пристраиваются дворовые пристройки с хлевом и с хранилищами для сельхозпродукции. При городе появляются организованные кладбища.
За посадом шла гавань, где была пристань, которая в разные эпохи переделывалась под новые корабельные эпохи. Недалеко от города на горе стоял древний монастырь постройки начала 11-го века. В другой стороне, прямо рядом с нынешней станицей сохранились развалины обеих крепостей, генуэзской и турецкой.
Ремесло городское было в основном греческой культуры, как и все надписи вокруг: и на кладбищах, и на посуде, и на камнях.
В конце 10-го века город начинает появляется в русских летописях. Принадлежал город тогда Черниговскому Княжеству.
Тмутороканское Княжение тесно было связано с завоеваниями Святослава, которое было основано на общем движении русо-славян под знаменем Северской Руси на юго-восток, и который с давних времён ассоциировался с Тмутороканской областью, Северская же Русь участвовала во всех её исторических перепетиях с самого первого дня основания здесь города, и поэтому не могла никогда смириться с её утратой, каждый раз возвращаясь на родину своих предков.
В 10-м веке Белая Вежа на Дону и Тмуторокань в Керченском проливе давали возможность устанавливать водную торговую магистраль Днепр-Азов-Дон-Волга-Каспий для связи Киевской, Северской, а позже и Московской Руси с Северным Кавказом.
==================

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *