Ткань китайка что это
Обзор ткани с богатым прошлым Китайки: от свойств до сфер использования
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
Если бывают ткани «с прошлым», то китайка – одна из них. За 14 веков она не только не утратила популярности в мире, но и продолжает оставаться неизменно модной.
Что это за ткань?
Так называют плотную, как правило, шелковую или хлопчатобумажную ткань с рисунком или узорами, которые вплетаются в нее с помощью жаккардового ткацкого станка. Его механизм позволяет автономно управлять отдельными нитями основы или небольшими их группами.
Секрет плетения заключается в сочетании двух техник: атласного переплетения для узора и полотняного (саржевого или сатинового) – для фона. Плотность достигается использованием более толстых чем у других тканей исходных нитей.
В наше время китайку вырабатывают на современных станках с компьютерным управлением и широко используют в модной индустрии.
В России основное производство таких тканей сосредоточено в Ивановской, Нижегородской, Московской и Ленинградской областях. За рубежом лидерами являются Китай, Турция, Германия, Италия, Австрия, Австралия.
История происхождения
В Европе первые упоминания об этой ткани относятся к середине 14 века. Тогда французские и итальянские ткачи начали ткать такое полотно — чаще всего из шелка, но нередко из шерсти и льна.
В Китае для производства такого материала придумали специальные ткацкие станки с большим количеством изгородей, позволявшие плести ткани с очень сложными узорами. Китайцы использовали эту технику еще во времена династии Тан (VI-IX века н.э.). В Россию ткань этого типа попала именно из Китая, отсюда ее русское название.
Начиная с середины XVIII столетия китайку начали массово завозить в нашу страну. Одновременно развивалось отечественное производство, которое уже в начале XIX века позволило не только полностью отказаться от импорта, но и начать экспортировать китайку в другие страны, в том числе и в сам Китай.
Больше всего российской китайки производилось в Костромской губернии, где крупнейшей фабрикой владел предприниматель из города Вичуга (ныне Ивановская область) Петр Коновалов.
Состав ткани и ее свойства
Первоначально китайку производили из шелка, потом из хлопка. Сегодня эта двусторонняя ткань может быть сделана из любых, в том числе синтетических волокон. Узоры могут быть как одного цвета, так и многоцветными.
На спокойную полотняную основу накладывается атласный рисунок, который отражается на изнанке ткани. Узор создается путем плотного переплетения нескольких слоев нитей.
По фактуре напоминает парчу, по сочности красок – атлас, а по мягкости – шелк. Этот прочный и красивый материал, хорошо подходящий для пошива в том числе реверсивной одежды, является сейчас одним из модных трендов.
Китайка (ткань)
Кита́йка — первоначально, шёлковая, затем хлопчатобумажная лёгкая вещь, производившаяся в Китае, и массово ввозившаяся в Россию в XVIII-начале XIX века. В первой четверти XIX века импорт был полностью вытеснен российским производством.
Российское производство
В самой Костромской губернии производство китайки было сконцентрировано в Вичугском крае. [2] Одним из пионеров массового производства русской китайки был вичугский фабрикант Пётр Кузьмич Коновалов (1781—1846). Первые годы его фабрика, официальной датой основания которой считается 1812 г. (а самая ранняя дата, упоминаемая в источниках, — 1800 г. [3] ), вырабатывала исключительно китайку. [4]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Китайка (ткань)» в других словарях:
КИТАЙКА (ткань) — КИТАЙКА, шелковая ткань, ввозившаяся в Россию из Китая (отсюда название). В России также вырабатывали аналогичную недорогую хлопчатобумажную ткань, из которой шили верхнюю одежду … Энциклопедический словарь
КИТАЙКА — Набивная хлопчатобумажная ткань из Китая. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КИТАЙКА Набивная хлопчатобумажная ткань из Китая. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
КИТАЙКА — шелковая ткань, ввозившаяся в Россию из Китая (отсюда название). В России также вырабатывали аналогичную недорогую хлопчатобумажную ткань, из которой шили верхнюю одежду … Большой Энциклопедический словарь
ткань — материал, материя, полотно, покров, мануфактура, драпировка, драп, кружево, узорница, набойка, паволока, грануляция, глия, эпителий Словарь русских синонимов. ткань материал; материя (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов
КИТАЙКА — жен. простая бумажная ткань, начально мутно желтая, и вывезенная из Китая. | вор., тамб. китайчатый сарафань, китайник муж., архан., вят. катаечник муж. или катаечница жен. яросл. Китаечный, китайковый, китайчатый. По зиме в китаечном, по лету в… … Толковый словарь Даля
китайка — сущ., кол во синонимов: 6 • белье (15) • даба (7) • нанка (2) • ткань … Словарь синонимов
китайка — и; мн. род. таек, дат. тайкам; ж. 1. Вид яблони с мелкими плодами, отличающийся большой морозоустойчивостью и засухоустойчивостью; плоды этой яблони. Варенье из китайки. 2. Старинная плотная, чаще синяя, ткань (первоначально шёлковая, ввозимая из … Энциклопедический словарь
Китайка — I ж. 1. Старинная шелковая ткань, ввозившаяся в Россию из Китая. отт. разг. Изделия из такой ткани. 2. Плотная хлопчатобумажная ткань, обычно синего цвета, из которой шили верхнюю одежду. отт. разг. Изделия из такой ткани. II ж. 1.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Китайка — I ж. 1. Старинная шелковая ткань, ввозившаяся в Россию из Китая. отт. разг. Изделия из такой ткани. 2. Плотная хлопчатобумажная ткань, обычно синего цвета, из которой шили верхнюю одежду. отт. разг. Изделия из такой ткани. II ж. 1.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Китайка — шелковая плотная ткань с жаккардовым рисунком (китайская камка), ввозившаяся в Россию из Китая. В XIX в. в России стали выпускать недорогую хлопчатобумажную К. для верхнего платья. Ткань была очень популярной. (Терминологический словарь… … Энциклопедия моды и одежды
Значение слова «китайка»
1. Вид яблони с мелкими плодами, отличающейся большой морозо- и засухоустойчивостью.
2. собир. Мелкие плоды этой яблони. Варенье из китайки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КИТА’ЙКА, и, мн. нет, ж. (истор.). Сорт гладкой хлопчатобумажной ткани, первоначально привозившейся из Китая.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кита́йка I
1. шёлковая ткань, в старину ввозившаяся в Россию из Китая
2. разг. изделие (изделия) из такой ткани [1]
3. плотная хлопчатобумажная ткань, обычно синего цвета, из которой шили верхнюю одежду
4. разг. изделие (изделия) из такой ткани [3]
кита́йка II
1. ботан. морозоустойчивый вид яблони с мелкими плодами (Malus prunifolia)
кита́йка III
1. прост. то же, что китаянка ◆ Это точно, вон показывали, во Владивостоке работают в кафе поварами китайки с ОТКРЫТОЙ формой туберкулеза, который воздушно-капельным путем передается. из блога, 2011 г. (цитата из НКРЯ)
кита́йка IV
1. разг. китайский ресторан ◆ Отмечали день рождения в ресторане Клен, что на пересечении Пионерки и Кубяка. Ресторан европейской кухни, поэтому дешевой кухни, как в китайке нет. «Где можно весело отметить день рождения?» // «Форум хабаровских родителей ХабМама», 2011 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова семафорить (глагол), семафорил:
Ткань китайка что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хлопок. Часть 3. Ткани из хлопка: александрийка, демикотон, канифас, китайка, коленкор.
Продолжаем разговор о хлопке, начатый здесь и здесь.
Мы не будем пытаться объять необъятное и рассказать обо всех видах тканей в одном посте.
Начнем мы с тканей, которые остались только на страницах словарей и художественной литературы.
Александрийка.
Александрийка (александрейка, ксандрейка, касандровка) — красная хлопчатобумажная ткань, иногда с полоской или клеткой в одну нитку синего, белого или желтого цвета.
Так как александрийка — фабричная ткань, то она имела хождение в городской среде и, как всякий покупной товар, действительно была «далеко не по карману и обычаю крестьянскому», особенно в первой половине XIX века. Александрийка была своеобразным социальным знаком, по которому узнавали происхождение, круг интересов и сословные претензии человека. Александрийка была чрезвычайно распространена, что объясняет ее широкое использование в литературных произведениях XIX века, где она служит средством выражения авторского отношения к описываемым персонажам. Напр., у И.С.Тургенева: «Этот Дон Жуан в александрийской рубахе уже не знал несчастных привязанностей» («Стук…Стук…Стук», 1871). Дон Жуаном назван уличный разносчик, вряд ли подозревавший о существовании литературного героя, чьим именем он назван.
У Н. В. Гоголя: «Парень, лет 17, в красивой рубашке розовой ксандрейки, принес и поставил перед ними графины» («Мертвые души», т. 2). Упомянув александрийку, Гоголь исходил из того, что всем был хорошо известен ее цвет — красный. Если современному читателю сочетание розовой и красивой ксандрейки не кажется необычным (потому что александрийка давно забыта), то современники писателя понимали, что выцветшая (а потому розовая) ткань обозначала бедность.
Александрийка производилась вплоть до начала ХХ века, после чего ее производство прекращено, а ткань фактически забыта. Сейчас ее могут предлагать в салонах тканей под видом «эксклюзивной», однако к настоящей александрийке эта ткань имеет, как правило, весьма отдаленное отношение.
В торговле для этой ткани используется коммерческий термин «демитон», от франц. demitton: — бумажная ткань. Жесткость достигалась за счет того, что для изготовления демикотона использовалась двойная, хорошо скрученная пряжа низких номеров. Демикотон, обычно одноцветный, иногда довольно ярких цветов применялся для шитья верхней одежды, теплых халатов, покрытия шуб. Ноский, крепкий, он пользовался особым спросом у людей среднего достатка, для которых долговечность ткани была самым важным свойством.
К сожалению, эта ткань не производится уже более ста лет, и фотографий ее, и даже рисунков найти не удалось. Из литературных произведений, где она упоминается, известно, что демикотон был жестким, «как листовое железо», хорошо держал форму, был непластичным и не драпировался.
Демикотон не был единственной хлопчатобумажной тканью атласного переплетения, известной в XVIII-XIX вв. Похожей на демикотон, но более тонкой была ткань демите (от франц. demitte), производившаяся в Малой Азии, в г. Смирна. В ХХв. сохранилась лишь одна из тканей такого типа — молескин, имеющая, правда, совсем иные пластические свойства.
Китайка — плотная, преимущественно шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета; иногда так называли нанку синего цвета. Термин от названия государства — Китай, места первоначального производства ткани. Как шелковую ткань китайку ввозили в Россию вплоть до начала XVIII века; позже название перешло на хлопчатобумажную ткань местного производства, активно экспортировавшуюся в Китай. Плотность китайки достигалась более толстыми, чем, например, у кумача, исходными нитями. Ткань широко использовалась в среде крестьянства, городской бедноты для шитья сарафанов, рубах, а также покрытия шуб, шушунов. До середины XIX века кумач и китайка четко различались по цвету, но во второй половине столетия встречаются упоминания о красной китайке и синем кумаче. Основными центрами производства китайки были Москва и Казань, и основная часть ткани, производимой здесь, уходила на экспорт.
Коленкор — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки.
Коленкор был только гладкокрашеной тканью — белой или цветной. Клей или крахмал, которыми пропитывали коленкор для придания товарного вида, в процессе носки осыпался, и ткань теряла свой глянец. Художник-баталист В. В. Верещагин, вспоминая свое детство, писал о том, что он ходил «в синей мериносовой, прошитой красными шнурками рубашечке… в белых коленкоровых штанишках… Панталоны накрахмалены и шумят».
Белый коленкор шел на рубашки, белье, а цветной, стоивший несколько дороже, — на подкладку, переплеты книг и недорогие платья.
Коленкор известен также как основа для набивных тканей, таких как ситец и миткаль. Коленкор был широко распространен в XVIII-XIX веках, но уже в XX веке стал применяться только в качестве бельевой ткани, а сейчас практически не используется.
Это далеко не все забытые хлопковые ткани. Мы продолжим рассказ о них в следующей статье.
Фольклор как источник изучения материальной культуры
(Ткань «китайка» в поэтическом творчестве украинского народа)
На дiвоньках шмаття –
То шовк та китайка,
Кармазинова крайка, 8
Як два сина родила –
Чорним шовком обвила
I в китайку сповила. 9
Если и есть в народной песне упоминание о шелковой китайке, как, например,
Дала ёму принадочку,
3 черного шовку китаёчку. 11
Ты, камка, ты наша камочка,
Золота камка узорчата.
Уж не этот ли блеск причина того, что китайку иногда принимали за шелковую ткань? Тем более что и название ткани напоминает о родине шелка. В некоторых песнях ее даже называют «китай».
Породила два сина,–
Да й обидва Василя;
В чорний китай сповила. 19
Iди ти, iди, наша мати старая,
Преч iз нашого багатого двору –
Будуть у нас гостi наiжджати
У синiх каптанах,
У китаевих штанях. 28
В Царiградi на базарi
Де брат сестру запродав,
Та не знае, що взять мае;
Вона собi цiну знае:
«Бери грошi, не лiчачи,
Серебро-злато, не важачи,
Китаечку не мiрячи» 30
В период Колиивщины – народной борьбы с угнетателями в 1768 г. – были сложены песни, в которых в образной форме «будем драти. з китайки онучi» выражалась уверенность в победе над панами, засевшими в Умани, Фастове, Белой Церкви и в других городах.
Ой уже ж тая та Бiлая Церква та обитая китайками
Ой тепер вона та завойована та славними та козаками!
Ой хвалився батько Швачка, та до Фастова йдучи:
«Ой будем драти, панове молодi, китаевi онучi!» 31
В дальнейшем почти в такой же форме в наймитских и чумацких песнях стали выражать надежду на удачу в делах.
Ну, а уж если штаны или рубашка, надетые по случаю какого-то торжества, были действительно из китайки, то в ответ на насмешки девушек парень горделиво отвечал:
Брешете, дружки-панянки!
На менi сорочка з китайки,
Мене мати вряжала
Iз скринi сорочку давала! 40
В народных песнях широко варьируется тема использования китайки во время похорон казака.
Причем это, как видно, установившаяся традиция. О ней, как о должном, говорит и тот, кто готовится встретить свой смертный час.
Самого мене, Олексiя Поповича, вiзьмiте,
До моеi шиi камiнь бiленький прив’яжiте,
Очi моi козацькi молодецькi
Червоною китайкою затмiте,
У Чорне море
Самого мене спустiте. 46
Дума «Федiр безродний, бездольний» донесла до нас еще одну деталь похоронного обряда казака:
Да тiло козацькее молодецькее знахожали,
На червону китайку клали. 47
Этот ритуал, очевидно, связан с установившейся традицией оказания особой почести высокому, дорогому гостю – сажать его за стол на лавку, устланную красной китайкой.
За бiлу руку його хватае,
Та в свою палату його зазивае,
На червонiй китайцi саджае. 48
Как явствует из думы «Iвась Коновченко», в Запорожской Сечи сидеть на красной китайке означало занимать определенное служебное положение. Корсунский полковник, наставляя Ивася, говорит ему:
Какое место занимала китайка в костюме девушки, видно из такой песни:
Часто упоминается и китайчатый платок.
В другой песне с помощью рушника девушка выражает свое отношение к суженому, которого она не всегда сама себе выбирала.
Из китайки готовила девушка платочки, которые дарила на память своему любимому.
Возможно, что эта «хусточка» (платочек) и была иногда той «червоной китаечкой», которой закрывали лицо погибшему казаку. Использовалась китайка и в качестве свадебных подарков.
НаIхали свати, як iден,
Привезли кiтаю, як огонь 62
В другой свадебной песне поется:
Знати, дiвоньку, знати,
Що в еi добрая мати:
Краяла подарочки.
3 тонкоI китаечки. 63
Такими подарками обычно были платки и рушники. Ими невеста одаривала сватов, родственников жениха, своих подруг (дружек). Ценились эти подарки, как видно из шуточной песни, весьма высоко.
Особой, специально приготовленной для этого случая нарядной «хусточкой» девушка перевязывала руку жениху, выражая этим свое согласие выйти за него замуж. Широко использовалась китайка и в другие моменты свадебного обряда.
После венчания с молодой снимали «весильный» (свадебный) венок и торжественно покрывали голову женским головным убором, состоящим из нескольких частей. Начинали обычно с кибалки – деревянного обручика, обшитого тканью, вокруг которого закручивали волосы. По традиции молодая, как бы не желая оставлять девичество, дважды срывает с головы кибалку и бросает ее прочь от себя и только на третий раз покоряется. Дружки при этом поют:
Под «китайкой коханкой», очевидно, подразумевается девичья «хусточка». Сверху кибалки на голову молодой надевали «очипок» (чепец), а затем повязывали «намитку» – длинное узкое полотнище. Замена венка женским головным убором означала для девушки расставание с вольной девичьей жизнью, вступление в женское общество с повседневной тяжелой работой, с постоянными заботами, с безропотным подчинением мужу. Все это нашло отражение в свадебных песнях.
Нагайка в таких песнях выступает как атрибут насилия, как символ тяжелой женской доли. Для усиления в песне трагического момента нагайка сопровождается эпитетом «чорна». Китайка в этих случаях тоже никогда не бывает «червоной», чаще всего она синяя.
Синий цвет китайки в подобных песнях не только соответствует настроению песни, но и в какой-то степени характеризует одежду замужней женщины, более скромную и сдержанную по цвету, чем девичья.
Почти три столетия китайка бессменно находилась в обиходе украинского народа, была с ним и в радости и в горе, этим она заслужила его признательность, добрую память и широко отразилась в народной песне.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась в России бурным ростом промышленности, в том числе и текстильной. Строились новые фабрики, совершенствовалось оборудование и технология текстильного производства. Начался массовый выпуск тканей различного вида и назначения. И на смену китайке пришел ситец – легкий, дешевый, нарядный и веселый. Китайка ушла из народного быта, но сохранилась в старинной украинской народной-песне.
Е. В. Арофикин. Фольклор как источник изучения материальной культуры. Ткань «китайка» в поэтическом творчестве украинского народа. Советская этнография,№5, 1978. С. 119–129.