Тест по произведению бедная лиза 9 класс с ответами что
Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами
Контрольный тест по литературе для школьников 9 класса. Тема: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
1. Используя опорные сведения, дайте характеристику указанным творческим методам и литературным направлениям.
Опорные сведения к вопросу 1.
а) Этот метод утверждал идею изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания.
б) Этот метод исходил из положения об изначальной доброте человека и призывал развивать эту доброту с помощью обращения к природе и гуманного воспитания.
в) Утверждает культ разума.
г) Утверждает культ чувства.
д) Основное внимание уделялось анализу человеческих переживаний, различным проявлениям характера, но не в общественной жизни, а в частной, бытовой сфере.
е) Этот метод главным образом носил просветительский характер.
ж) Старался прежде всего пожалеть, понять и простить человека.
з) Строго судил человека и обличал его пороки.
и) Писатели чётко придерживались ряда правил, согласно которым следовало создавать произведение: «чистота жанра» и стиля, соблюдение «трех единств» (места, времени, действия), поэзия должна отличаться строгостью, ясностью, стройностью композиции.
к) Среди писателей, воплощавших в жизнь идеи этого метода, были М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков.
л) Для писателей, приверженцев этого метода, главным и определяющим в человеке является его характер.
м) Эстетическим идеалом был человек, овладевший своими страстями, выше всего ценящий государственный долг.
н) Тесная связь с современностью и обличительная направленность.
п) Впервые внес в русскую литературу идею гуманизма.
р) Карамзин первый в русской литературе овладел этим методом.
с) Характерные для метода жанры произведений: ода, басня, поэма, трагедия, сатира, комедия.
т) Этот метод открыл для литературы мир природы.
2. Н. М. Карамзин свято верил, что ______________________
3. Почему повести Н. М. Карамзина называют сентиментальными? _______
4. Одной из первых в России сентиментальных повестей явилась повесть Н. М. Карамзина ____________ («Бедная Лиза»).
5. А с 1804 года и до самой смерти Карамзин был занят ___________________ (исследованием и написанием «Истории государства Российского»),
6. Повесть «Бедная Лиза» начинается __________________ (с описания природы близ Си..нова монастыря).
а) с описания монашеской кельи;
б) с описания природы близ Си..нова монастыря;
в) с описания Лизиной хижины;
г) со сцены знакомства Лизы с Эрастом.
7. Что привлекает автора к стенам Си..нова монастыря? ________________ (Воспоминание о плачевной судьбе Лизы.)
8. Сколько лет назад опустела хижина, где жила Лиза со своей матерью? ________________ (30 лет назад.)
9. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец? ___________________ (15 лет.)
10. Чем занималась Лиза? _______________________
(Ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве.)
11. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом? _______ (Семнадцать.)
12. Как произошло знакомство Лизы и Эраста? ________________
(Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице.)
13. Что из себя представлял Эраст? ________________
(Эраст был довольно богатый дворянин с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь.)
15. Где состоялось первое свидание Лизы и Эраста? Опишите душевное состояние Лизы после него. Что помогает автору передать чувства, которые испытывает героиня повести? ___________________
(На берегу Москвы-реки. «На лице ее, во всех ее движениях обнаруживалась сердечная радость. Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!».)
16. Как Эраст называл Лизу? __________ («Своей пастушкой».)
17. С каким чувством он помышлял «о презрительном сладострастии»? ________________ (С отвращением.)
18. Что явилось причиной перелома в их отношениях? ___________________ (За Лизу посватался сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст попытался успокоить ее, но неожиданно невинные ласки переросли в большее.)
19. Как природа отреагировала на потерю Лизиной невинности? _________________ («Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков. ».)
20. Как изменился Эраст? _______________
(«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками, он желал большего. и наконец, ничего желать не мог».)
21. Как Эраст объяснил Лизе причину расставания? _______________
(«Ты знаешь, что у нас война, а я в службе, полк мой идет в поход. », «Смерть за отечество не страшна. ».)
22. Как изменилась природа в восприятии Лизы в эпизоде расставания? ______________________
23. Сколько времени прошло с момента расставания Лизы с Эрастом и их встречи в Москве? __________________
(Прошло около двух месяцев.)
25. Как высказывается автор по поводу поступка Эраста: понимает, осуждает, пытается оправдать или не находит оправдания? Можно ли принять в качестве оправдания приведенные автором жизненные обстоятельства, вынудившие Эраста жениться на другой? Кто виноват в том, что возникли такие «обстоятельства»? _______________
26. Почему Лиза принимает решение покончить жизнь самоубийством? _____________________________
(«Мне нельзя жить. нельзя! О, если бы упало на меня небо. Горе мне!» Несмотря на то, что Лиза потеряла невинность, она осталась чиста и непорочна, хотя твердо была убеждена в том, что совершила великий грех. Лиза оказалась не в силах пережить страшнейшие сердечные мучения.)
27. Почему повесть Н. М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? Что автор понимает под словом «бедная»? __________________
(Прежде всего, здесь слышится отношение автора к своей героине. Жалость и сочувствие испытывает он к ней, печалится и скорбит «о плачевной судьбе Лизы».)
28. Какая фраза из повести стала «крылатой»? _______________
(«И крестьянки любить умеют».)
29. Что нового привнес в русскую литературу Н. М. Карамзин? ______
б) Существенно реформировал русскую прозу, старался сделать язык прозы приятным для слуха.)
Опорные предложения:
б) Поднял проблему воспитания человека.
в) Впервые осудил невежество дворян.
г) Литература должна сосредоточиться на внутреннем мире человека, его переживаниях.
д) Философскую лирику и идеи просвещения.
е) Существенно реформировал русскую прозу, старался сделать язык прозы приятным для слуха.
30. Какая традиция русской литературы начинается с повести Карамзина «Бедная Лиза»? ___________________
Тестирование по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?
3. Укажите главную тему произведения.
3) тема предательства
4) тема материнства
4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?
1) в Петербурге и его предместье
2) в Москве и её предместье
3) в Киеве и его предместье
4) в Воронеже и его предместье
5. «. довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую жизнь».
2) об отце матери Лизы
«. довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным».
2) об отце матери Лизы
7. Как встретились герои произведения?
2) в берёзовой роще
3) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши
4) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами
8. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
9. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?
4) героиня не любила Эраста
10. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе?
4) не способной выдержать испытания
11. Каково отношение автора к своей героине?
1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.
12. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?
2) осуждает предательство по отношению к Лизе
3) понимает его, сочувствует ему
4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении
13. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?
1) Герои поженились.
2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
14. Что стало с матушкой Лизы в конце произведения?
1) Она решила утопиться вслед за дочерью
3) Она скончалась от потрясения
15. Какова роль природы в произведении?
1) природа является фоном повествования
2) по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным
16. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
18. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу?
2) «маленький человек»
4) «обиженные и оскорблённые»
19. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
экспозиция «… тут она бросилась в воду»
завязка «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…»
развитие действия «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
кульминация «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
развязка окрестности Москвы
экспозиция окрестности Москвы
завязка «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
развитие действия «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
кульминация «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…» развязка «… тут она бросилась в воду»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-375142
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по повести “бедная лиза” карамзина в вопросах и ответах (викторина)
Тест по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” с ответами
Тест по повести “Бедная Лиза” Карамзина
1. К какому сословию принадлежит Эраст?
1) купцы 2) дворяне 3) мещане 4) крестьяне
2. Сколько лет бедной Лизе, когда она встречает Эраста? 1) 16 2) 17 3) 18 4) 19
3. В каком городе Лиза встречает Эраста?
1) Москва 2) Петербург 3) Ярославль 4) Киев
4. Что продает Лиза, когда впервые встречает Эраста?
1) розы 2) тюльпаны 3) ромашки 4) ландыши
Какого цвет глаза у бедной Лизы?
1) голубые 2) серые 3) карие 4) зеленые
6. К какому сословию принадлежит Лиза?
1) дворяне 2) купцы 3) мещане 4) крестьяне
На ком женится Эраст в конце повести?
1) на бедной Лизе 2) на молодой аристократке
3) на старой вдове 4) на французской актрисе
Какие книги читает Эраст?
1) книги по истории 2) медицинский словарь
3) романы 4) книги по философии
9. Где живет бедная Лиза?
1) в каменном доме 2) в хижине
3)в землянке 4) в подвале
10. С кем живет бедная Лиза?
1) с отцом и матерью 2) с отцом 3) с теткой 4) с матерью
11. Куда уезжает Эраст на несколько месяцев?
1) на учебу 2) на войну 3) в путешествие 4) в деревню
12. Какие изделия умеет вязать Лиза?
1) чулки 2) ковры 3) сумки 4) лапти
13. Что происходит с Эрастом на войне? Он:
1) попадает в плен 2) служит в штабе
3) играет в карты 4) пьянствует
Тест по повести “Бедная Лиза” Карамзина
1. К какому сословию принадлежит Эраст?
1) купцы 2) дворяне 3) мещане 4) крестьяне
2. Сколько лет бедной Лизе, когда она встречает Эраста? 1) 16 2) 17 3) 18 4) 19
3. В каком городе Лиза встречает Эраста?
1) Москва 2) Петербург 3) Ярославль 4) Киев
4. Что продает Лиза, когда впервые встречает Эраста?
1) розы 2) тюльпаны 3) ромашки 4) ландыши
Какого цвет глаза у бедной Лизы?
1) голубые 2) серые 3) карие 4) зеленые
6. К какому сословию принадлежит Лиза?
1) дворяне 2) купцы 3) мещане 4) крестьяне
На ком женится Эраст в конце повести?
1) на бедной Лизе 2) на молодой аристократке
3) на старой вдове 4) на французской актрисе
Какие книги читает Эраст?
1) книги по истории 2) медицинский словарь
3) романы 4) книги по философии
9. Где живет бедная Лиза?
1) в каменном доме 2) в хижине
3)в землянке 4) в подвале
10. С кем живет бедная Лиза?
1) с отцом и матерью 2) с отцом 3) с теткой 4) с матерью
11. Куда уезжает Эраст на несколько месяцев?
1) на учебу 2) на войну 3) в путешествие 4) в деревню
12. Какие изделия умеет вязать Лиза?
1) чулки 2) ковры 3) сумки 4) лапти
13. Что происходит с Эрастом на войне? Он:
1) попадает в плен 2) служит в штабе
3) играет в карты 4) пьянствует
Тест по повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” 9 класс
Контрольная работа по литературе
Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»
учитель русского языка и литературы
Афиногенова Ольга Николаевна
Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тестовые задания с выбором ответа
1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»:
«… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань
2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь
в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь
3. Какие цветы продавала Лиза?
а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши
4. Жениха Лизы звали:
а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум
5. Возлюбленный Лизы по происхождению был:
а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик
6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет
7. В финале повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
г) умирает от болезни
8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение
9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
1) «… тут она бросилась в воду»
Тестовые задания с кратким ответом
1.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
2. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?
3. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?
4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Вопросы для работы с текстом
1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии следующим словам и выражениям.
Могила, умерла, скрывать грусть, взгляд, солнце разбудило природу.
2. Восстановите отрывок из повести «Бедная Лиза».
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и … голосом пела … песни, но вдруг … и закричала: « …! » Молодой незнакомец стоял под окном».
В чём, по-вашему, истоки разрыва героев повести? Кратко напишите ответ.
Тестовые задания с выбором ответа
б) Симонов монастырь
а) 5 б) 3 в) 4 г)2 д) 1
Тестовые задания с кратким ответом
Вопросы для работы с текстом
могила – «вместилище Лизина праха»
умерла – «скончала жизнь свою»
скрывать грусть – «таить печаль сердца своего»
солнце разбудило природу – «восходящее светило дня разбудило все творение»
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и тихим голосом пела жалобные песни, но вдруг вскочила и закричала: «Ах!» Молодой незнакомец стоял под окном».
Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
Репин А. В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Тест с ответами: «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин
1. В каком году было написано произведение «Бедная Лиза»:
а) 1793
б) 1792 +
2. К какому литературному направлению относится это произведение:
а) Сентиментализм +
б) Классицизм
3. Какие признаки сентиментализма присущи произведению «Бедная Лиза»:
а) противопоставление героя и общества, поиск идеалов
б) однозначность образов, единство времени, действия и места
в) неоднозначность образов, чувство как высшая ценность +
4. Кто из героев произведения любил «те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби»:
а) рассказчик +
б) Эраст
5. Кем был отец Лизы:
а) учителем при местной семинарии
б) сельским врачом
в) зажиточным крестьянином +
6. Какие цветы продавала Лиза в день знакомства с Эрастом:
а) подснежники
б) ландыши +
7. О ком из героев эти слова: «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным»:
а) о Лизе
б) об отце Лизы
8. Как Эраст называл Лизу:
а) «Пастушка» +
б) «Нимфа»
9. Почему Эрасту пришлось покинуть Лизу:
а) Эраст переехал с родителями в Петербург
б) мать Лизы запретила им видеться
в) Эраст ушел на войну +
10. Что решил сделать Эраст, чтобы поправить материальное положение после того как проиграл в карты свое состояние:
а) попросить нужную сумму у друзей
б) жениться на богатой вдове +
в) уехать воевать в Европу
в) вышла замуж за нелюбимого
12. К какому сословию принадлежит Эраст:
а) крестьяне
б) дворяне +
13. Сколько лет Лизе, когда она встречает Эраста:
а) 17 +
б) 16
14. В каком городе Лиза встречает Эраста:
а) Петербург
б) Киев
15. Какого цвет глаза у Лизы:
а) голубые +
б) карие
16. Какие книги читает Эраст:
а) медицинский словарь
б) романы +
в) книги по истории
17. Где живет Лиза:
а) в подвале
б) в каменном доме
18. С кем живет Лиза:
а) с отцом и матерью
б) с матерью +
19. Какие изделия умеет вязать Лиза:
а) сумки
б) ковры
20. Что происходит с Эрастом на войне? Он:
а) пьнствует
б) играет в карты +
21. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит в:
а) изображении внутреннего мира и чувств человека +
б) воспитании внешней красоты человека
в) изучении личностных качеств человека
22. Жанр «Бедной Лизы»:
а) рассказ
б) повесть +
23. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» — пишет Карамзин о Лизе:
а) как о легкомысленной девушке
б) с иронией
в) как о человеке чистом душой +
24. Эраст был:
а) умный
б) ветреный и слабый +
в) добрый от природы
25. Эраста привлекла в Лизе:
а) бедность
б) чистота и аккуратность
в) естественная красота +
26. Что сделал Эраст:
а) ничего не говорил о будущем
б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах +
в) сразу предложил Лизе выйти за него замуж
27. Слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
а) гром небесный +
б) шелест листьев
28. «Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза» — это слова:
а) слова Эраста
б) матери
29. Картины природы в этом произведении:
а) являются фоном повествования
б) передают настроение Лизы +
в) показывают смену времен года
30. Фраза из произведения, которая сталя крылатой:
а) «И крестьянки любить умеют» +
б) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»
в) «Смерть за отечество не страшна…»
Тест с ответами: «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин
1.С этого автор начинает произведение «Бедная Лиза»:
а) С упоминания о бедной девушке и ее матери
б) С рассказа о полевых цветах
в) С описания вида Москвы+
2. Эти цветы продавала Лиза, когда увидела Эраста?
а) Тюльпаны
б) Ромашки
3. Эти слова произнес молодой человек, покупая цветы у Лизы?
а) «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля.»+
б) «Я думаю, что прекрасней? Девушка или цветы, которые она продает.»
в) «Я думаю, что и рубля мало за цветы из рук такой прекрасной девушки.»
4. По какой причине Лиза не могла выйти замуж за этого молодого человека?
а) Он уезжал в другую страну
б) Он не хотел проводить свадьбу
в) Они были из разных сословий+
5. Каково отношение Н.М. Карамзина к Эрасту?
а) презирает его
б) осуждает предательство по отношению к Лизе
в) понимает его, сочувствует ему+
6. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?
а) Герои поженились.
б) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
в) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
7. Роль природы в произведении:
а) природа является фоном повествования
б) по картинам природы можно судить о времени года
в) природа передаёт настроение Лизы+
г) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным
8. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
а) экспозиция
1) «… тут она бросилась в воду»
б) завязка
2) «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…»
в) развитие действия
3) «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
г) кульминация
4) «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
д) развязка
5) окрестности Москвы
Ответ: а) 5 б) 3 в) 4 г)2 д) 1
9. Куда, как казалось Лизе, уехал Эраст?
а) В другую страну
б) В армию+
11. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора
б) эпитет
в) олицетворение
12. Кем был Эраст?
а) Военным
б) Дворянином+
в) Она скончалась от потрясения+
14. В этом месте происходят события, о которых рассказывает автор в произведении:
а) в Петербурге и его предместье
б) в Москве и её предместье+
в) в Киеве и его предместье
г) в Воронеже и его предместье
15. Кого описывают в данном отрывке?
«…довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую жизнь».
а) об отце Лизы+
б) об отце матери Лизы
в) об Эрасте
Тест по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
проверить в тестовой форме уровень знаний творчества Н.М.Карамзина, степень понимания сентиментальной повести «Бедная Лиза»,
его темы, идеи, сюжетной линии, характеров героев и т.д.
К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»:
К какому литературному жанру принадлежит
Укажите главную тему произведения:
Где происходят события,
рассказанные автором в произведении:
в Воронеже и его предместье
в Москве и её предместье
в Петербурге и его предместье
в Костроме и её предместье
Вступительный пейзаж – это:
«Ибо и крестьянки любить умеют» –
эти слова произносит:
Лиза в Москве продавала:
Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту:
Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе:
Гроза в повести – это:
Влюблённые расстались, потому что:
Лиза надоела Эрасту
Эраст ушёл в военный поход
Эраст уехал в Петербург
Эраст вернулся в имение родителей
Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста:
Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха
Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения
Какова роль природы в произведении:
природа является фоном повествования
по картинам природы можно судить о времени года
автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным
природа передаёт настроение Лизы
Роль рассказчика в произведении:
свидетель любовных отношений Эраста и Лизы
выразитель отношения автора к отношениям героев
посредник между читателем и героями
Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
К какому типу литературных героев можно отнести Лизу:
«обиженные и оскорблённые»
направление в западно-европейской и русской культуре первой половины 19 в., провозгласившее чувство в качестве основы человеческой природы
направление в западно-европейской и русской культуре второй половины 19 в., провозгласившее чувство в качестве основы человеческой природы
направление в западно-европейской и русской литературе первой половины 18 в.,
ориентированное на чувственность
направление в западно-европейской и русской культуре второй половины 18 в.,
ориентированное на эмоциональное восприятие
Как вы оцениваете свою работу на уроке:
Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2014
Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2008
Зубова Е.Н. Контрольно-измерительные материалы по литературе. — М.: ВАКО, 2013
Коршунова И.Н., Липина Е.Ю. Тесты по литературе. — М.: Дрофа, 2014
Тест “Бедная Лиза”
Вариант 1. Выполнил(а)____________________________
Прошло два года после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы — и закраснелась. «Ты продаёшь их, девушка?» — спросил он с улыбкою. — «Продаю», — отвечала она.
— «А что тебе надобно?» — «Пять копеек». — «Это слишком дёшево. Вот тебе рубль». — Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмет рубля. — «Для чего же?» — «Мне не надобно лишнего».
— «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня».
— Лиза отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку.
«Куда же ты пойдешь, девушка?» — «Домой». — «А где дом твой?» — Лиза сказала, где она живет, сказала и пошла. Молодой человек не хотел удерживать ее, может быть, для того, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст. 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной темой данного отрывка является: 1) портрет Эраста; 2) встреча Лизы и Эраста; 3) портрет Лизы; 4) любовь Эраста к Лизе.
А 4. Что определяет поведение молодого человека во время первой встречи с Лизой? 1) страсть; 2) жалость; 3) любовь; 4) симпатия к прекрасной девушке.
А 5. Почему Лиза отказалась от рубля, предложенного Эрастом за цветы? 1) не желала брать лишнего; 2) боялась Эраста; 3) это было для неё слишком мало; 4) спешила домой и не обратила на молодого человека никакого внимания.
В 1. Назовите литературное направление, в стиле которого написано данное произведение Карамзина.
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Лиза отдала цветы…»).
В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Куда же…», выпишите слово, которое характеризует отношение прохожих к разговору молодого человека с красивой девушкой.
В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Прошло года два…», найдите название города, где происходят описываемые события.
С 1. Какие черты сентиментального произведения можно выявить в данном фрагменте? Свой ответ поясните.
Вариант 1: А1.2; А2.4; А3.2; А4.4; А5.1; В1.Сентиментализм. В2. Поступок. В3.Коварство. В4.Москва.
Вариант 2. Выполнил(а)____________________________
Однажды ввечеру Эраст долго ждал своей Лизы. Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее от слез покраснели. «Лиза, Лиза! Что о тобою сделалось?» — «Ах Эраст! Я плакала!» — «О чем? Что такое?» — «Я должна сказать тебе все.
За меня сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка хочет, чтобы я за него вышла». — «И ты соглашаешься?» — «Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать? Да, мне жаль матушки; она плачет и говорит, что я не хочу ее спокойствия, что она будет мучиться при смерти, если не выдаст меня при себе замуж.
Ах! Матушка не знает, что у меня есть такой милый друг!» — Эраст целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю.— «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» — сказала Лиза с тихим вздохом. — «Почему же?» — «Я крестьянка».
— «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».
Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности! — Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей — никогда Лиза не казалась ему столь прелестною — никогда ласки ее не трогали его так сильно — никогда ее поцелуи не были столь пламенны — она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась — мрак вечера питал желания — ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения. — Эраст чувствует в себе трепет — Лиза также, не зная, отчего — не зная, что с нею делается… Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) играет роль вставного эпизода; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной темой данного отрывка является: 1) природа; 2) обольщения Лизы; 3) непорочность любви Эраста к Лизе; 4) классовые предрассудки.
А 4. Что определяет поведение Лизы во время сватовства сына богатого крестьянина из соседней деревни? 1) желание выйти замуж; 2) стремление разбогатеть; 3) любовь к Эрасту; 4) забота о матери.
А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание природы? 1) как фон, на котором разворачиваются события; 2) как отражение психологического состояния героев и дальнейших последствий их поступка; 3) охарактеризовать природу средней полосы России; 4) автор надеется таким образом привлечь внимание читателя.
В 1. Назовите литературное направление, в стиле которого написано данное произведение Карамзина.
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Ах, Эраст. »).
В 3. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении называется описание природы (со слов: «…мрак вечера…»).
В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Однажды ввечеру…», найдите слово с помощью которого описываются чувства Эраста, когда он увидел заплаканную Лизу.
С 1. Какие художественные приёмы помогают автору описать героев? Свой ответ поясните конкретными примерами из приведённого отрывка.
Вариант 2: А1.2; А2.3; А3.2; А4.3; А5.2; В1.Сентиментализм. В2.Речь. В3.Пёйзаж. В4.Испугался.
Вариант 3. Выполнил(а)____________________________
Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо много шумят листья.
Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. — Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»
Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. — Теперь, может быть, они уже примирились!
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2)является эпилогом; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.
А 4. Что определяет жизнь Эраста после смерти Лизы? 1) наслаждения; 2) гордыня; 3) угрызения совести; 4) забота о Лизиной матери.
А 5. С какой целью в данном фрагменте приводятся слова о том, что «Эраст был до конца жизни своей несчастлив»? 1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни; 2) показать, что Эраст был легкомысленным, но не жестоким человеком; 3) охарактеризовать поступок Лизы; 4) показать, что Эраст забыл о Лизе.
В 1. Назовите литературное направление, в стиле которого написано данное произведение Н. М. Карамзина.
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании природы, окружающей его (со слов: «Её погребли…»).
В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Эраст был …», найдите предложение, которое объясняет, от кого автор узнал историю, описанную в произведении Н. М. Карамзина.
С 1. Охарактеризуйте последствия Лизиного самоубийства. Почему они оказались такими трагическими?
Вариант 3: А1.2; А2.2 ; А3.4; А4.3; А5.2; В1.Сентиментализм. В2. Пейзаж. В3.Страшной. В4.Он сам рассказал мне свою историю и привёл меня к Лизиной могиле.
Online Test Pad
Тест для подготовки к ЕГЭ по истории России. Все основные события и даты по Российской истории.
В тесте проверяется умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей.
Обязательные ответы на все вопросы.
Каждый новый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.
Может, собака и вправду лучший друг человека, зато для кошки нет лучше друга, чем она сама. Кошек можно любить или ненавидеть (ваши чувства им совершенно до лампочки!), однако эти животные обитают рядом с человеком уже так давно, что можно с уверенностью сказать: кошки будут жить в нашем доме всегда.
И ведь не то чтобы от них была какая-то особая польза. Они не носят хозяину газет, не подают лапу и категорически отказываются бегать за летающей тарелкой «Фрисби» – вероятно, просто оттого, что не желают быть в услужении.
И однако же, несмотря на все эти «грехи», их надменное равнодушие, чувство собственного достоинства и полная непроницаемость гарантируют им надежное место в мире людей.
Среди предлагаемых утверждений могут верные и неверные. Неверные утверждения построены так, что они нарушают логические связи между элементами теории, содержат фактические ошибки, искажающие суть физических законов и закономерностей.
Высказывание считается ошибочным, если в нем содержится неполная формулировка. Если в утверждении по умолчанию подразумеваются случаи, когда физический закон или теория неприменимы, оно тоже не может быть признано верным.
Как правило, неверное утверждение содержит одну ошибку, неверными могут быть одно-два слова, возможно, ошибочные слова нужно поменять местами.
Наблюдательный человек по внешним приметам многое может сказать о людях. Гениальной наблюдательностью обладал Шерлок Холмс. Надеемся, что этот тест поможет вам проверить, насколько вы владеете этим искусством.
Тест по дисциплине Разработка Внедрение и Адаптация поможет Вам проверить и закрепить знания по теме упрвление проектами по созданию и внедрению программного обеспечения.
Тест предназначен для проверки знания теории по теме “Треугольники”при итоговом повторении геометрии 9 класса.Задания составлены из открытого банка заданий ФИПИ по математике.
Тест на проверку знаний по теме “Логарифм. Основное логарифмическое тождество. Свойства логарифмов”
Данный тест предназначен для закрепления материала по теме “тригонометрические уравнения” базового уровня. По окончанию теста необходимо ввести свою Фамилию Имя и класс.
Коэффициент интеллекта – это оценка способности думать и рассуждать. Оценка IQ является стандартизированным способом сравнить эту способность с большинством людей, которые проходят данный тест. Фактическая оценка IQ может находиться в интервале набранного балла.
Дело в том, что крайне трудно получить оценку IQ с высокой точностью, поскольку существует много внешних факторов, которые могут оказать негативное влияние на ваш счет. Например, вы отвлекаетесь на что-то в этот день. Кроме того, IQ не является измерителем всех способностей и умений человека.
Попробуйте пройти тест и набрать максимальное количество баллов.
Пройти тестРазбираемся в тонкостях работы рефлекторных дуг, различиях условых и безуслоных рефлексов.Пройти тест
В тесте даны существительные в форме творительного падежа с безударным окончанием. Необходимо выбрать окончание из предложенных вариантов.
Речь идет о том, насколько хорошо ты знаком(а) с историей своей семьи. Сегодня такими знаниями могут похвастаться очень немногие. Но, быть может, ты все таки окажешься в их числе. Выяснить это тебе поможет следующий тест.
Тест на знание флагов стран Африки. Предлагаются названия стран. Задача – выбрать нужный флаг. Вопросы и варианты ответов (страны-флаги) появляются в случайной последовательности. По окончании теста вы увидите правильные ответы.
Вариант теста по теме “Грамматические нормы (синтаксические нормы)”. Тест будет полезен для самоконтроля и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА.
Тест на проверку знаний по биологии из раздела общая биология на тему Происхождение человека.
Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Фраза — «и крестьянки любить умеют». Сентименталисты, в отличие от классицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума.
При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные качества. Эта ключевая фраза у Карамзина дает новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и имущественном положении еще не свидетельствуют о превосходстве одного сословия над другим.
Высокими нравственными ценностями обладали отец и мать Лизы, сама она много трудилась. Автор подробно описывает развитие ее любовного чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна потере жизни.
Идея повести сосредоточена в приведенной нами фразе, которая стала формулой сентиментальной литературы.
Немаловажна для понимания авторской позиции и манера изъяснения чувств, которая свойственна главной героине повести: по своей лексике, по понятиям и представлениям она ничем не отличается от выражения чувств образованной барышни. В. И.
Коровин объясняет это тем, что «художественное задание Карамзина отчасти и состояло в том, чтобы приблизить чувства крестьянки к чувствам образованной барышни и тем самым стереть различия в содержании и формах душевных переживаний».
Образ Лизы обрисован автором подробно. Героиня унаследовала от родителей высокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, добросердечие. Она чиста, наивна, бескорыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее.
Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждениям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубоко переживает ее радости и трагедию, постоянно тревожится за ее судьбу. Воспоминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби».
И в самом заголовке повести выражено сочувственно-сентиментальное отношение Карамзина к Лизе.
Характеристика внешнего и внутреннего облика Лизы складывается из авторских описаний и комментариев ее поступков, а также через косвенную передачу отзывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости».
О ее красоте говорит и то впечатление, которое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери.
Из этого мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.
Существенной деталью, с которой началось знакомство Лизы и Эраста, были цветы, которыми торговала Лиза. Оброненная им просьба рвать цветы только для него заронила первое чувство в душе девушки. Она оказалась для нее более значимой, чем для Эраста, и потому на следующий день, когда он не пришел, она никому не продала ландыши и бросила их в Москву-реку.
Другая деталь — робкие взоры, которые она бросала на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности — «щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер» — по мере их нарастания. Поцелуй Эраста и его первое признание в любви отозвались в ее душе восхитительной музыкой.
Как видим, важное значение в передаче движения чувств от робкой привязанности до пылкой страсти имеют цвето-звуковые детали. Достижение апогея любви, приведшего, по словам писателя, к погибели непорочности героини, также сопровождается рядом важных словесных деталей. Появляется новое слово бросается (в его объятия).
До этого на свиданиях они обнимались, их объятия были чисты и непорочны. Теперь изменения происходят вокруг них и в природе, и в цвето-звуковом ряду: поцелуи стали пламенны, мрак вечера (в отличие от тихой луны, светлого месяца) питал желания; «ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения».
После свершившегося «блеснула молния и грянул гром. Лиза задрожала». «Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».
После столь переломного момента в отношениях Лизы и Эраста Карамзин стал более подробно передавать внутреннее состояния молодого человека, становившегося все более равнодушным к своей любимой. С этого времени в повествовании практически исчезают природные символы. Лишь дважды упоминаются древние дубы, бывшие свидетелями их любви. Эпитет мрачный теперь принадлежит дубу над могилой бедной Лизы.
Жест в литературе — один из важных приемов в передаче внутреннего состояния персонажа. Широко пользуется им и Карамзин. Проанализируем сцену встречи Лизы и Эраста в городе, когда она увидела его в карете, подъезжающим к дому.
Ее чувство радости от встречи выразилось в жестах: бросилась, он почувствовал себя в объятиях. Хотя сказано, что он почувствовал себя в объятиях, автор тем самым подчеркивает стремительность ее радостного действия. Стремительность ее движений — это стремительность в выражении чувств.
Далее стремительными становятся его жесты — он хочет скорее освободиться от Лизы, чтобы никто не увидел его в объятии простой крестьянки накануне выгодной женитьбы: взял за руку, привел в кабинет, запер дверь, положил деньги ей в карман, вывел из кабинета и велел слуге проводить девушку со двора. И все это настолько быстро, что Лиза не смогла опомниться.
Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный.
Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выражение любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презрительным отвращением вспоминал уже испытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомментировал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» Пороки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отношения Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумножила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бесцеремонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доброго малого». Узнав о самоубийстве Лизы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувствительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенстве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым препятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет общественных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккордом» (В. И. Коровин).
В произведениях классицизма положительные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изображался расчетливым и безжалостным соблазнителем.
Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрастом, который и рассказывает ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики.
Повествователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами. Материал с сайта //iEssay.ru
Лирических отступлений в повести немного.
Больше у автора развернутых суждений, сопутствующих изображению любви героев, которые, правда, можно отнести и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». Повествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горевать вместе с природой».
Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жизни и смерти, о горьких страницах истории отечества.
Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюбленных.
В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфитеатром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подножия зеленые цветущие луга и убогая, разоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью.
От панорамы Москвы повествователь бросает взгляд на Симонов монастырь, вспоминает в связи с ним историю бедной Лизы, обозначает характер своего настроения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище.
Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. Настроение автора («нежной скорби») постепенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.
На фоне прекрасных пейзажных зарисовок зарождается и развивается любовное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но чаще всего под тению столетних дубов — дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный».
Тихая луна гармонирует с волосами Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства.
О таком слиянии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих признание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен».
Наблюдаемые нами литературные приемы характерны для сентиментализма.