Теоретические основы что это

Какова теоретическая основа исследования или проекта?

Этот критический обзор позволяет нам определить, какие переменные должны быть измерены и какова взаимосвязь между ними, в то же время, когда определяется ответ на вопрос исследования.

Теоретические основы что это. Смотреть фото Теоретические основы что это. Смотреть картинку Теоретические основы что это. Картинка про Теоретические основы что это. Фото Теоретические основы что это

При разработке эссе или любого другого исследования теоретические основы становятся настоящей проблемой для студентов..

Крайне важно, чтобы теоретическое обоснование было логичным и ясным, поскольку оно будет направлять исследователя от начала его исследования до его завершения. Плохой подход к теоретическим основам эквивалентен плохим исследованиям.

Создание хорошей теоретической основы требует тщательного обзора литературы, связанной с предметом, что позволит разработать концептуальную схему, по которой можно будет руководствоваться тем, кто выполняет исследовательскую работу..

Как разработать теоретическое обоснование?

Чтобы разработать хорошую теоретическую базу, необходимо изучить предмет и четко определить проблему исследования. Для этого необходимо установить порядок, в котором идеи, темы и подтемы, вытекающие из теоретической основы.

Очень важно иметь четкое представление об исследовательской проблеме, решение которой вы хотите дать. Проведение углубленного расследования существующих данных и информации по данному вопросу позволит вам иметь в своем распоряжении ряд важных ресурсов..

Исследователь должен узнать о заинтересованности других авторов в отношении предмета, который будет развиваться, что позволит ему получить различные мнения относительно своего объекта исследования..

Обязательно изучите теории по этому вопросу, которые были успешно использованы другими исследователями, и это может дать вам смысл вашей конечной цели.

Имейте в виду, что хорошая теоретическая основа поможет вам найти ответы на ваши вопросы исследования и, следовательно, принесет пользу исследованиям, что позволит вам выполнять качественную работу.

Содержание теоретического обоснования

Теоретические основы что это. Смотреть фото Теоретические основы что это. Смотреть картинку Теоретические основы что это. Картинка про Теоретические основы что это. Фото Теоретические основы что это

После того, как обзор библиографии, связанной с изучаемым предметом, будет выполнен, необходимо определить, какое содержание является релевантным и должно быть отражено в теоретической основе..

Для этого необходимо выбрать ключевое содержание, которое будет связано с вопросами исследования. Например, если вы хотите выяснить, почему клиенты онлайн-компании X не возвращаются, чтобы часто совершать покупки, вам следует сделать следующее:

Вопрос исследования в этом случае будет следующим: как онлайн-компания X может повысить удовлетворенность своих клиентов, чтобы повысить лояльность к компании?

Как видно, концепции удовлетворенности клиентов и лояльности к компании важны для их исследований и должны быть широко развиты в теоретической основе..

Установить соответствующие концепции, модели и теории

Теоретические основы что это. Смотреть фото Теоретические основы что это. Смотреть картинку Теоретические основы что это. Картинка про Теоретические основы что это. Фото Теоретические основы что это

Материал, позволяющий установить соответствующие концепции, взят из обзора библиографии, связанной с темой исследования. Исходя из этого, необходимые входные данные получены для разработки концепций, которые послужат основой для их исследовательской работы..

Следуя предыдущему примеру, было установлено, что основными концепциями были удовлетворенность клиентов и лояльность к компании..

Следующим шагом является рассмотрение того, какие теории относятся к удовлетворенности клиентов и лояльности клиентов к компании..

Поиск этих понятий позволяет придать форму теоретическим основам исследования, реализуя критический анализ, позволяющий принять или отвергнуть существующие теории и придать исследованию новый смысл..

Как видно, необходимо следовать логической структуре, чтобы понять теоретические основы. Важно дать ответ на вопросы исследования, гипотезы и разработать ключевые концепции.

Найдите теоретическую основу в теле исследования

Теоретические основы что это. Смотреть фото Теоретические основы что это. Смотреть картинку Теоретические основы что это. Картинка про Теоретические основы что это. Фото Теоретические основы что это

Как уже упоминалось, чтобы структурировать теоретические основы, необходимо исследовать в связи с предыдущими исследованиями по этому вопросу, разработать ключевые концепции и теории, которые поддерживают работу, которая проводится.

Один из способов организовать всю эту информацию заключается в следующем:

Не следует забывать, что хорошее развитие теоретической основы является ключом к успешному расследованию, поскольку оно не только помогает придать расследованию поддержку и логический смысл, но также служит руководством, позволяющим другим исследователям разрабатывать новые исследования..

Они возникают, когда речь идет о характеристике конкретной ситуации, иногда кажется, что их трудно установить, но они помогают построить теорию на изучаемом предмете..

Однако эта теория может быть оценена как истинная или ложная. Это предложение понять новые идеи, поскольку они адекватно объясняют понятия во всех их смыслах..

Не следует забывать, что если теоретическая основа будет правильно построена, это будет способствовать адекватной интерпретации результатов, полученных в исследовании, что приведет к успешной исследовательской работе..

Источник

Значение теоретической основы (что это такое, понятие и определение)

Также называемый библиографическое исследование, он состоит из выбора чтений, относящихся к предмету исследования, и способности интерпретировать, обсуждать и вести диалог с авторами в этой области, чтобы лучше понять феномен учился.

Теоретическая база важна еще и потому, что служит руководством для анализа и интерпретация данных, собранных для исследования, поскольку они должны интерпретироваться в свете существующей теоретической основы.

Этот шаг важен для научных исследований и завершения курсовой работы. При правильном исполнении ему удается придать достоверность исследованиям и поместить их в контекст научной области. В этом смысле следует искать надежные источники, предлагающие качественную информацию для исследования.

Обычно теоретическая база используется в двух важных моментах исследования: при разработке первоначального проекта и в его окончательном написании.

В первоначальном проекте идеи, как правило, не очень четко отражают цели исследования, и только по мере его продвижения можно оценить то, что важно выразить с точки зрения информации. В это время роль консультанта имеет фундаментальное значение, чтобы направлять студента, какие авторы и тексты использовать (соответствующая библиография).

В заключительном эссе теоретическая база берется в качестве сравнения с полученными результатами, чтобы понять, действительно ли студент смог достичь своих целей.

Как сделать теоретический фундамент?

Поэтому при подготовке к этому этапу требуется некоторая осторожность, например:

Чтобы собрать теоретическую основу, необходимо, прежде всего, определить ключевые моменты работы, то есть основные концепции, которые затрагивают объект анализа.

Затем исследователь должен проследить путь через всю историю соответствующих исследований по выявленной центральной концепции. Следующий шаг выбрать наиболее значимых авторов, изучавших эту тему, и представить их различные подходы. Сравнение работ разных авторов также важно, так как помогает обогатить теоретическую базу.

Пример теоретической основы

Предположим, что тема заключительной работы по курсу (TCC) посвящена, например, кинематографическому языку модернистского и постмодернистского движений.

Для разработки теоретической основы, помимо рассмотрения темы, исследователь должен определить проблематизацию и цели исследования. После этого этапа вы сможете определить основные концепции работы и начать разработку фона по предмету.

В приведенном выше примере можно предположить, что основными темами являются кино, модернизм и постмодернизм. Прежде чем приступить к анализу, необходимо контекстуализировать и теоретизировать эти концепции. Для этого исследователь должен искать контент (книги, статьи, фильмы и т. Д.), Посвященный этим вопросам, и различать различные подходы, уже используемые другими авторами.

Теоретическая основа, как следует из названия, служит для предоставления теоретической справочной точки зрения на анализируемый предмет.

Источник

Методология исследования – это не набор методов исследования, а его теоретическая основа. Что же такое теоретическая основа исследования?

Главная » обучение » Методология исследования – это не набор методов исследования, а его теоретическая основа. Что же такое теоретическая основа исследования?

Теоретические основы что это. Смотреть фото Теоретические основы что это. Смотреть картинку Теоретические основы что это. Картинка про Теоретические основы что это. Фото Теоретические основы что это

Методология исследования – это важный раздел научной работы, в котором раскрывается теоретический базис исследования.

Итак, давайте изучим вопрос детальнее, чтобы разобраться в сути реализации методологии в выполняемом исследовании.

1. Определяем методологию исследования

Прежде чем претендовать на что-то новое и своё в науке необходимо определить методологию собственного исследования. Одной из сложностей в формализации исследования является выбор и конкретизация его теоретической основы. Дело в том, что в современной науке нет фактической возможности разработать новое знание без опоры на уже известное. В этом и заключается смысл определения теоретической основы исследования. Проще говоря, прежде чем «замахнуться» на формулировку научной новизны собственного научного исследования, нужно проверить, кто уже выполнял исследования в этом вопросе, и на что они опирались. То есть в науке существует преемственность, которую принято озвучивать в своих исследованиях, чтобы понимать, какая теория предшествовала рождению нового знания.

2. Как влияет полнота библиографического исследования на его результат?

Итак, мы выяснили, что говорить о научной новизне мы можем только по отношению к современному научно-историческому состоянию разработанности указанной проблемы исследования в научном сообществе.

Может оказаться так, что исследователь считает свое «детище» великим открытием, о котором вообще еще никто не знает, и тем самым автор претендует на свое первенство в научном познании. Всё это сопряжено с поиском того, где и кем подобное уже было описано, и в каких вариациях. Иначе можно попасть в курьезное положение, при котором это «новое» является новым только для самого исследователя, только потому, что он недостаточно хорошо изучил то, что до него уже сделали другие.

Так было с Циолковским, когда он оформил свою первую научную работу «теория газов» и отправил с попутным грузом в Петербург, в «Русское физико-химическое общество». Работу его изучили, оценили, но публиковать не стали. И дело было не в том, что оформлена работа была не подобающим образом. Дело было совсем в другом! Все разъяснил Менделеев, с которым Циолковский состоял в переписке. На самом деле, кинетическая теория газов, которую Циолковский сам разработал, уже отчасти была разработана 25 лет назад.

Поэтому очень важно смотреть, что же указывают в списках литературы предшественники и исследователи, занимающиеся схожей или подобной проблемой. Может быть то, что преподносится как новое, уже давно разработано, и тем более, имеет своих последователей.

3. Что не следует брать в качестве научной основы исследования?

Сведения, которые берутся учеными в качестве научной основы собственного исследования, должны отвечать критериям научного знания. Существует фундаментальная наука, которая дает «пищу» для всех прикладных наук, и это тоже следует учитывать в выполнении научного исследования.

Когда я сама защищала кандидатскую диссертацию в Москве (2008 г.), я проживала с аспиранткой, которая рассказала мне о ситуации, случившейся у её знакомых (начинающих ученых) на предзащите. Один из присутствующих, когда в докладе была озвучена теоретическая основа, подошел и выхватил доклад из рук, разорвал его, бросил на пол и начал при всех его топтать. Можно себе представить, что докладчик при этом просто впал состояние шока. Разумеется, с таким финалом предзащита не прошла, и была назначена детальная экспертиза.

Дело в том, что существуют и абсолютно не научные публикации (лженаука), и публикации в научных журналах, которые выполнили интернет-тролли для того, чтобы проверить и снизить репутацию и статус научного журнала. Чего стоит только скандал со статьей «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности», опубликованной в 2008 году как результат машинного перевода.

Понятно, что для докладчика и так большой стресс – выступление перед членами диссертационного совета, ведь все они имеют большой авторитет в науке, но использовать свою осведомленность о трудах и заслугах членов комиссии, чтобы «задобрить» их, крайне не рекомендуется. Особенно не следует указывать их труды в качестве «научной основы», если эти работы имеют отдаленное отношение к теме исследования. Все это «шито белыми нитками», и скорее произведет обратный эффект, чем приведет к одобрению вашей научной работы.

4. Так что же можно и нужно брать в качестве научной основы?

Итак, для того, чтобы выбрать научную основу, нужно, чтобы эта основа была «железобетонной». Это не означает «общепризнанной», ибо в науке существуют и революционные открытия, и постоянная оглядка на существующие авторитеты как раз может науку и тормозить. Но очень часто основанием могут являться научные знания, которые включают в себя используемый понятийный аппарат. Как правило, он уже разработан, и в своих исследованиях ученые так или иначе используют термины и понятия, которые имеют общепринятый смысл в науке. Не лишним является как раз указание, кто именно разработал подобную формулировку, и затем исследователь либо следует этим формулировкам, либо их уточняет в своем исследовании применительно к какой-либо ситуации или проблеме.

То есть следует помнить, что то, что кажется само собой разумеющимся и не вызывает вопросов, возможно когда-то было революционным и уж точно разработано кем-то. А знать своих предшественников в науке – это необходимость для любого ученого.

Это также касается теоретических гипотез и концепций, которые уже были доказаны ранее в чьих-то уже проведенных научных исследованиях. Если что-то уже доказано в науке, то оно уже может быть использовано в качестве научной основы.

Все мы знаем из геометрии о системе исходных допущений, аксиом, постулатов, из которых впоследствии выводятся следствия и теоремы. Подобное движение и происходит в науке, только со временем уже доказанные «теоремы» могут стать основой для дальнейшего исследования, если они пройдут проверку на практике и окажутся достоверным знанием.

5. Понятийный аппарат, понятие, термин, категория, определение, аксиома, постулат – как примеры теоретической базы исследования

Чем отличается понятие от понятийного аппарата? Понятие – это суждение, включающее в себя отличительные признаки изучаемого объекта, в то время как понятийный аппарат – это совокупность не только одних понятий, но и терминов, категорий, определений, аксиом и постулатов, используемых в рамках определенной научной теории.

Термин является «именем», названием определенного понятия в определенной научной области. Откроем словари, для того чтобы уточнить, в каком аспекте можно еще рассматривать понятия. А именно:

1) категория – это основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания;

2) определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения.

Разумеется, все это создавать заново не имеет смысла, хотя и не запрещено. Но как правило, для того, чтобы быть понятыми, исследователи выбирают понятный и общепринятый в научном сообществе язык, лишь уточняя его при необходимости.

6. Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?

Как правило, любая научная теория проверяется практикой, и строится для того, чтобы дать необходимые и актуальные практические результаты. Конечно, теория может быть и абстрактной, и в то же время в теоретическом конструировании возможно использование некоторых основополагающих пунктов вообще без каких-либо доказательств.

То есть существуют еще два «столпа» научных теорий, которые принимаются в науке на особых положениях, а именно им не требуются доказательств вообще. Это «аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой они принимаются без доказательства». И «постулат – принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках».

Можно, конечно, сформулировать и собственные аксиомы, и постулаты, а затем создать на основе этого свою собственную научную теорию. Однако вопрос с доказательствами не будет снят – теория все равно так или иначе проверяется на практике и вам придется доказывать ее состоятельность теми методами, которые общеприняты в науке.

Может оказаться и так, что в каких-то обстоятельствах разработанная вами теория не будет работать. Поэтому необходимо для каждой теории указать допущения – «предположения, положенные в основу упрощения описания реального объекта (процесса), используемые при исследовании». И ограничения – «требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании».

7. Что такое эмпирические научные основы?

То есть мы с вами разобрались, что любая научная теория имеет свой базис (теоретические основания), на котором она строится. Научные основы – это характерные струк­турные элементы знаний любой науки, не зависимо от того, является она фундаментальной или же прикладной.

Какие же бывают научные основы? В качестве примера предлагаю выделить несколько их видов, не претендуя на полноту их описания.

В первую очередь – эмпирические основы. Это та экспериментальная база, которая и побуждает любого исследователя искать теорию, которая научно описала бы интересные и необычные факты, которые не могут быть объяснены в рамках уже существующих теорий. Эмпирические основы должны иметь возможность воспроизводства в эксперименте, иначе они не могут быть восприняты научным сообществом в качестве доказательной базы.

Известным примером из этой «оперы» является «чайник Рассела». Он писал: «Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов». Поэтому эмпирическая основа очень важна в качестве доказательной базы исследования. Думаю, когда-нибудь в честь ученого этот чайник все же будет запущен в космосе по данной орбите.

8. Что называют теоретическими основами и научно-методическими основами исследования?

Теоретические основы определяются некоторыми авторами как «сборная солянка», которая включает в себя как исходные эмпирические, так и исходные теоретические основы данной предметной области, так как теория не может существовать в отрыве от практики.

Так же некоторые исследователи включают в них и научно-методические основы. Согласно одной из общепринятых научных позиций, научно-методические основы науки включают в себя два элемента:

1) научно-методический аппарат науки,

2) методологические основы данной науки.

Воспользуемся еще раз словарем для разъяснения приведенных данных: «Научно-методический аппарат – часть теории в виде арсенала процедурных знаний, основными элементами которых являются методы, алгоритмы, методики, имитационные модели, технологии решения научных и практических задач. Методологические основы предметной науки объединяют в своём составе методы научного обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования».

9. Как выбрать методологические основы своего исследования?

То есть если мы хотим указать методологические основы своего исследования – мы должны грубо говоря взять тот способ, благодаря которому были построены и обоснованы уже известные термины, понятия, определения, процедуры, методы, алгоритмы, методики, технологии, положенные в основу вашего исследования и применить этот же СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ к созданию и применению уже подобного, но своего, авторского научного продукта.

10. Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?

Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический ап­парат такой науки может быть назван научно-ме­тодологическим. То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.

Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!

Заключение

Итак, методология исследования – это важный элемент научного знания, в ней конкретизируется теоретическая основа исследования. А теоретическая основа – это те теории и знания, которые послужили основой для нового знания.

Перед любым научным исследованием подробно изучайте работы ваших предшественников и определяйте свой теоретический базис и уже потом приступайте к формулированию новизны исследования.
Теоретические основы что это. Смотреть фото Теоретические основы что это. Смотреть картинку Теоретические основы что это. Картинка про Теоретические основы что это. Фото Теоретические основы что это

Источник

Теоретические основы

Развитие науки неразрывно связано с непрерывным совершенствованием методов.

Для теоретического познания характерны такие общенаучные познавательные методы исследования, как абстрагирование, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение, мысленный эксперимент и др.

Абстрагирование – процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих в данный момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от множества других признаков, свойств и отношений этого предмета [6].

Моделирование – метод исследования, основанный на построении моделей.

Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы на практике опытным путём [4].

Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория [4].

Модель – объект, который отображает или воспроизводит свойст­ва другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.

Математическая модель – это модель, представленная в виде совокупности математических соотношений.

Математическое соотношение – математическая структура, отображающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных), представленных в символьной форме.

Аналитическая модель – математическая модель, представленная в виде совокупности математических утверждений.

Математическое утверждение – математическое соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства, принадлежности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в символьной форме.

Имитационная модель – математическая модель, представленная в виде совокупности математических предписаний.

Математические предписания – математические соотношения, устанавливающие последовательность операций (арифметических, логических и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.

Результатом теоретического познания является развитие теоретических основ предметных наук и теоретических основ методологических наук, возникающих как на прикладной, так и на философской ступенях познания (см. табл. 1).

В составе теоретических основ как предметной, так и методологической науки в наиболее общем случае могут быть выделены следующие основные элементы (см. табл. 2):

– исходные научные основы (эмпирические и теоретические);

Исходные научные основы – это множество относящихся к предмету изучения данной науки элементов первичных фактографических и процедурных знаний, необходимых для выполнения теоретических построений.

Исходные эмпирические основы представляют собой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемые как отправные от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшественницы, к науке более высокого – теоретического уровня.

Исходные теоретические основы – это первичные фактографические знания, включающие понятийный аппарат, множества первичных идеализаций («абсолютно твёрдое тело», «точечный объект поражения»), теоретических гипотез и концепций (представление об электрическом токе как о жидкости, о группировке оборонительных средств как системе массового обслуживания), исходных допущений, аксиом (постулатов), а также формализованные (в понятиях и терминах данной теории) формулировки решаемых задач.

понятийный аппарат – совокупность специфических терминов, понятий, категорий и определений, вводимых в рамках создания теоретических основ соответствующей науки;

термин – слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства;

понятие – целостная совокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта;

категория – основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания;

определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения;

аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой они принимаются без доказательства;

постулат – принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках.

Научно-методические основы науки включают два элемента:

научно-методический аппарат (научно-методический ап­парат методологической науки может быть назван научно-ме­тодологическим);

методологические основы данной науки.

Научно-методический аппарат – часть теории в виде арсенала процедурных знаний, основными элементами которых являются методы, алгоритмы, методики, имитационные модели, технологии решения научных и практических задач.

Алгоритм

общенаучное понятие: предельно формализованное описание метода (или методики) в виде совокупности точных предписаний, задающих конечную последовательность действий, приводящих при одинаковых варьируемых исходных данных к одному и тому же результату;

в вычислительной технике: совокупность точных предписаний, задающих конечную последовательность действий, которые надо выполнить при варьируемых исходных данных для получения требуемого результата [7].

В различных видах деятельности алгоритмы, как и методы, реализуются в виде технологий.

Технология – комплекс знаний о способах, методах, приёмах и средствах осуществления того или иного процесса или вида деятельности в интересах достижения заданного результата.

В простейших случаях: предельно строгая технология соответствует алгоритму, а нестрогая технология – методике.

В сущности, элементы научно-методического аппарата представляют собой совокупность научно-инструментальных средств, разработанных и разрабатываемых в ходе развития науки и соответствующей ей практики, реально апробированных, прошедших экспертизу специалистов, официально признанных, опубликованных или материально воплощённых, приводящих к получению научных (в том числе и практических) результатов в интересах научной и практической деятельности в соответствующей предметной области науки и практики, обладающих обоснованной степенью достоверности.

Теоретические основы что это. Смотреть фото Теоретические основы что это. Смотреть картинку Теоретические основы что это. Картинка про Теоретические основы что это. Фото Теоретические основы что это

Элементы научно-методического аппарата создаются с учё­том вполне определённых ограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесообразное разнообразие.

Допущения – предположения, положенные в основу упрощения описания реального объекта (процесса), используемые при исследовании.

Ограничения – требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании.

Термины «теоретические основы», «научно-методиче­ские основы», «научно-методический аппарат», «методологичес­кие основы» обычно не упоминаются в энциклопедиче­ских изданиях, но применяются в практике названия учебных дисциплин (например, «Теоретические основы радиотехники») и в научной деятельности, особенно при экспертизе научных работ, потому что при частом обращении к ассоциируемым с ними совокупностям элементов требуются краткие названия.

Методологические основы предметной науки объединяют в своём составе методы научного обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования (см. табл.2).

Следует акцентировать внимание на диалектической взаимосвязи и частичном пересечении методологических основ предметной науки с методологией предметной области (ПО). Создание, анализ, оценка, выбор, совершенствование элементов научно-методического аппарата предметной науки осуществляются методами, развиваемыми в рамках методологи ПО (иногда и с привлечением философии). При этом обоснование применимости некоторого (например, математического) метода в конкретной предметной науке – знания, относящиеся к методологическим основам данной предметной науки, в то время как обоснование применимости того же метода в различных предметных науках рассматриваемой ПО – это знания, относящиеся к методологии ПО.

Теоретические результаты (какпредметной, так и методологической науки) это арсенал вторичных (главным образом фактографических) знаний, полученных исходя из исходных первичных знаний с применением располагаемого научно-методического аппарата.

Теоретические результаты включают в свой состав логические основы науки и теоретические данные.

Логические основы – множество допустимых правил логического вывода, обоснования и доказательства.

Фактически логические основы предметной науки представляют собой совокупность обоснований (и доказательств) вторичных знаний.

Теоретические данные представляют собой вторичные знания об основных объектах изучения и их элементах, полученных с применением научно-методического аппарата науки как в интересах непосредственной отдачи практике, так и в целях дальнейшего развития самой науки.

К основным элементам теоретических данных относятся теоретические конструкции в виде общих и частных моделей, формульных описаний, расчётных соотношений, а также научные положения, в том числе научные выводы, гипотезы, соотношения, принципы, концепции, закономерности законы и обусловленные ими научные рекомендации.

Наиболее совершенными формами организации знаний в рамках создания научно-методического аппарата любой науки являются методы, а в рамках возникновения (путём систематизации различных элементов знаний) научных основ (в том числе теоретических, методических, методологических и др.) различных уровней познания – теории.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности – объекта данной теории [1].

Теория и метод не представляют собой два совершенно различных, независимых объекта [1,3], так как понятие теории может быть рассмотрено с двух точек зрения, одна из которых тяготеет к отражению формы, а другая – к выражению содержания.

С точки зрения содержания теория есть систематизированные и обобщённые знания о закономерностях и особенностях развития явлений рассматриваемой предметной области.

С точки зрения формы теория есть метод (или некоторая совокупность методов) объяснения и предсказания явлений в рассматриваемой области.

Как отмечено в [1], «любая теория по существу выступает в функции метода при построении других теорий в данной или даже в иных областях знаний или в функции метода, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому различие между методом и теорией носит функциональный характер».

К необходимым признакам теории следует отнести:

нетривиальность, т.е. неочевидность теоретических положений, способов получения результатов и/или самих получаемых результатов, исключающая ситуации, когда «и без теории все ясно»;

Всякая теория создается при вполне определённых допущениях и ограничениях, что влияет на область её применимости: она описывает, объясняет и предсказывает вполне определённую совокупность фактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория относится.

Подводя итог сравнению теории и метода, следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие, объясняющие и доказывающие (декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на вопросы «каково то или иное: что, зачем и почему».

Метод – это предписывающие (процедурные) знания, дающие ответы на вопросы «как, каким образом: что за чем и когда». Каждый метод воплощает соответствующую теорию (либо теории). Каждая теория в качестве своей важнейшей составной части включает ту или иную совокупность методов (объяснения, доказательства и др.).

Методы предметной науки, возникая (как правило, с привлечением методологии или философии) в процессе развития данной науки в качестве необходимого инструмента получения и применения знаний, обычно оказываются среди важнейших научных результатов предметного исследования, определяющих последующее развитие предметной науки.

В наиболее развитом виде теория включает в качестве элементов своего научно-методического аппарата набор взаимосвязанных ме­тодов, охватывающих все основные этапы познания, который, соглас­но ленинской формуле «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике«, может быть представлен следующей классификацией:

– методы наблюдения, сбора и регистрации научных фактов с требуемыми измерениями и расчётами;

– методы содержательного, формализованного и формального описания научных фактов, вытекающих из них свойств идеализи­рованного объекта исследования, а также параметров и факторов, определяющих развитие исследуемых явлений (процессов);

– методы анализа, оценки, сопоставления, сравнения, классификации, упорядочения, систематизации и моделирования исследуемых научных фактов, свойств, параметров, факторов и явлений (процессов) по тем или иным показателям и критериям;

– методы обоснования, оценки, построения (синтеза), моделирования, выбора, оптимизации, интерпретации, экспериментальной проверки и технико-экономической (военно-экономиче­ской) оценки научных выводов и рекомендаций.

Содержательное описание – это описание на естественном (профессиональном или литературном) языке.

Формальное описание – описание в специфических терминах и символических обозначениях той или иной теории.

Формализованное описание – содержательное описание с элементами формального описания.

Процесс перехода от содержательного к формализованному и формальному описанию (процессформализации) развивается от использования первичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению на основе располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемого) более или менее общей теоретической модели рассматриваемых явлений (процессов).

Понятия факторы, параметр, показатель и критерий неоднозначно трактуются в энциклопедической, справочной и учебной литературе и даже в ГОСТах, поэтому акцентируем на них особое внимание.

Факторы – это причины, обстоятельства, движущие силы, определяющие причинно-следственные связи в рассматри­ваемом явлении (процессе).

Параметр –это показатель с пределами допустимых значений, определяемыми конкретной семантической интерпретацией.

Показатель – качественная или количественная характеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойств рассматриваемого объекта (процесса).

Показатель обычно имеет наименование, обозначение и значение.

Различают количественные показатели (значение – численная величина) и качественные показатели (значение – словесное, неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства или свойств).

Критерий – правило, необходимый и/или достаточный признак выбора чего-либо.

Используемые в критериях показатели называют критериальными.

Обычно критериальный выбор осуществляется на основе оценки значения одного критериального показателя либо нескольких частных критериальных показателей (многокритериальный выбор). Соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение критериального показателя, называется целевой функцией.

Очень часто наблюдается неоправданное смешивание понятий показателя и критерия, проникшее в большое количество солидных научных и учебных публикаций. Возникающая при этом семантическая путаница проявляется, например, в высказываниях об оптимальном значении критерия (спрашивается: оптимальном по какому критерию?), когда нужно говорить о значениикритериального показателя.

В общем случае на начальном этапе теоретического познания теоретические основы представляют собой элементы несозревших теорий. По мере созревания в науке может появиться то или иное множество теорий как созревших элементов теоретических основ.

Так, математика включает теорию дифференциального и интегрального исчисления, теорию чисел и т.д. В некоторых науках в рамках единых научных основ возникают альтернативные теории (например, теории света – карпускулярная и волновая) и осуществляются попытки создания единой теории.

Для науки в целом исходные эмпирические основы, исходные теоретические основы, научно-методические и методологические основы, а также логические основы и теоретические данные выглядят как объединение соответствующих элементов теорий.

Таким образом, научные основы– это характерные струк­турные элементы знаний любой частной науки, не только предметной, но и методологической, причём как на прикладной, так и на философской ступенях познания.

К научным основам, в первую очередь, относятся теоретические основы, которые являются интегрирующими и объединяют в своём составе (в наиболее развитой форме в виде теории или теорий) исходные эмпирические и исходные теоретические основы данной предметной науки, а также её научно-методи­ческие основы, содержащие в качестве своей составляющей методологические основы частной науки и, кроме того, логические основы, составляющие важнейшую часть теоретических результатов рассматриваемой частной науки.

Естественным образом понятия научные, эмпирические, тео­ретические, научно-методические и методологические основы, а также научно-методический аппарат распространяются с частных наук на науку в широком смысле.

Кроме того, вполне допустимо говорить о теоретических, научно-методических, методологических основах и научно-ме­то­дическом аппарате конкретного научного исследования (в том числе диссертационного) или научной разработки, а также той отрасли знаний, к которой относится исследование или разработка.

В рамках развития методологических наук наиболее совершенной формой организации знаний является методологическая теория. Основным объектом изучения методоло­гической теории, в отличие от предметной, является та или иная совокупность методов.

Методологическая теория включает некоторую совокупность взаимосвязанных частных методологических методов, применяемых по отношению к методам и теориям тех или иных наук, выступающим в качестве объекта методологической теории, при этом изучаются факты, факторы и получаются выводы и рекомендации методологического характера.

Примером методологической теории, возникшей в довольно широкой предметной области, а именно в области технических наук, является теория принятия технических решений.

Результатом наиболее глубокого развития методологиче­ских теорий является возникновение метатеорий.

Метатеория – теория, анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой содержательной теории.

При этом фактическим объектом рассмотрения в метатеории оказывается, как правило, не сама по себе та или иная содержательная теория, а её формальный аналог [1].

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *