Тема урока что такое общество
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что такое общество» 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
§1. Что такое общество
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.
Основой связей и взаимодействий людей является деятельность – форма активного взаимодействия с окружающим миром, свойственная только человеку, в процессе деятельности человек целенаправленно преобразует окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.
Только человек, обладая сознанием может ставить осознанно ставить цель своей деятельности, тогда как действия животных продиктованы инстинктом.
Задание 1. Подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми через свою деятельность и общение.
Общество, природа, культура
Задание 2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимное влияние природы и общества.
Задание 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами мысль о том, что общество не только создаёт культуру, но и также испытывает на себе воздействие культуры.
Задание 4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, например, традиции, связанные с заключением брака. Можно ли выделить в культуре разных народов общие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, то есть культурные универсалии?
Для чего современному необходимо знакомится с культурными традициями разных народов?
Тема урока: «Что такое общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Что такое общество
систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;
формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;
формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них
1.Что такое общество
2.Общество как совместная жизнедеятельность людей
3. Общественные отношения
7. Работа с документом ( стр. 14 – 15), ответы на вопросы на стр. 15
Тип урока: изучение нового материала
ППЗ: Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные общества»?
2.Изучение нового материала
1). Что такое общество? Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Общество в узком смысле слова
А).Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности ( например, спортивное общество «Динамо»);
Б). Определенный этап исторического развития человечества ( например, феодальное общество, капиталистическое общество).
В).Определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны.
Г) Это круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения ( например, общество нумизматов,, дворянское общество).
Д) Это отдельное конкретное общество, страна, государство, регион ( современное российское общество, французское общество).
Е) Человечество в целом.
Общество в широком смысле слова
А).Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя:
Что лежит в основе жизни общества?
А). Приоритет материального:
Материальное производство играет огромную роль в жизни людей. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен есть, пить, иметь одежду и жилье, т.е. удовлетворять свои инстинкты.
Б). Приоритет духовного:
1.Прежде чем что-либо создавать, человек обдумывает, строит модель в сознании ( что, где, как, для чего).
2.При исчезновении материального объекта в сознании остается его мысленный образ.
Вывод: Важные исторические перемены происходили под воздействием духовного и экономических факторов ( вместе). М. Вебер ( нем. социолог)
2.Общество как совместная жизнедеятельность людей
Общество – это совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Первоосновой взаимодействия людей является деятельность
Вопрос к уч-ся: Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?
Найдите ответ в учебнике на стр. 7 – 9
Заполним таблицу « Основные отличия человека от животного
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде
Изменяет и преобразует природу
Приспосабливается к природе
Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям
Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей
Развивается по двум программам: биологической ( инстинкты) и социально-культурной
Существование направляется только инстинктами, действия изначально запрограммированы
Потребности постоянно изменяются и растут
Потребности практически не изменяются
В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель
Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования
Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни
Человек обладает мышлением и членораздельной речью
3. Общественные отношения
— Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами ( или внутри них).
— Это тот воздух, который мы не видим, но которым мы дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.
— Это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
— Это многообразные связи, формирующиеся между людьми в различных сферах их жизнедеятельности.
— Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
— Это относительно устойчивые, во многом безличные ( формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе.
В узком смысле – опосредованные связи между людьми.
Характерные черты общественных отношений
— Относительно устойчивые связи
— Безличные ( формальные ) связи
— Затрагивающие важные стороны жизни.
Общественные отношения подразделяются на:
— Материальные отношения ( возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него):
1) Производственные отношения ( отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления)
3)Отношения по детопроизводству
4) Отношения между историческими общностями людей ( род, племя, народность, нация)
5) Брачно-семейные отношения между людьми
6) Отношения между личностью и обществом
— Духовные ( идеальные) отношения ( формируются, предварительно «проходя через сознание людей, определяются из духовными ценностями):
Д). Виды общественных отношений:
1) На уровне социальных общностей:
— классовые, национальные, групповые, семейные.
2).На уровне взаимодействия между людьми в группе:
Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить ему место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям
4. Общество и природа
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
— это весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений ( в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).
Б). Природа в узком смысле слова: – весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества;
— это природно-географическая среда.
Взаимосвязь общества и природы
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Общество Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели
Природа Действуют слепые, бессознательные силы.
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:
1). Как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;
2). Оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д.
Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
5. Взаимосвязь общества и природы
Природа – совершенный космос, противоположный хаосу.
Принцип – жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.
Природа – результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом – душой.
Принцип – возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу – как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа – результат Божественного творения _ считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
Природа – источник радости, наслаждения. Принцип- единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.
Природа – объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком.
Принцип – господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.
Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур;
Природа – уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека.
Принцип – партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.
Отличия общества от природы
— имеет законы исторического развития;
— занимается созидательной деятельностью;
— преобразует мир, в том числе и природу.
— имеет собственные законы;
— постоянный и непрерывный эволюционный процесс;
— естественная среда окружения человека;
— влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;
— может замедлять или ускорять развитие стран и народов;
6. Общество и культура. «Вторая природа»
Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т.е. культура.
Человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных.
Культура характеризуется историчностью и многообразием.
Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего самобытной культурой. Своеобразие проявляется в языковых различиях, в традициях и обрядах, семейном укладе и отношении к детям, манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. Понять отдельные элементы культуры общества можно только в рамках всей его культуры.
Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями:
— наличие языка с определенным грамматическим строем;
— институт брака и семьи;
— во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях;
— почти у всех народов существует запрет на инцест ( сексуальные отношения с близкими родственниками).
Но даже эти немногочисленные универсалии по своему преломляются в культуре разных обществ. Так большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.
Важнейшие составляющие элементы культуры
— понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;
— взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;
— ценности – общепринятые убеждения относительно целей. К которым человек должен стремиться;
— правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры
7.Науки, которые изучают общество и человека в нем
Культурология Юриспруденция ( правоведение) Эстетика Этнология Экономика ( экономическая теория) Политология История Философия
Работа с документом ( стр. 14-15)
Вопросы и задания к документ:
1). Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
2). Почему П.А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?
3). Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст П.А. Сорокина.
Задания на стр. 15 – 16.
Домашнее задание: п. 1, вопросы для самопроверки.
1. П. 1; ответить письменно на вопрос 3, стр. 16
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Поурочный план 10 класс ««Что такое общество?»».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок № 1 10 Класс Дата:
Тема урока : Что такое общество. Урок новых знаний
Сформировать основы знаний на основе ответов на вопросы :
1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?
2) Какова взаимосвязь общества и природы?
3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?
4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?
5) Какие отношения можно считать общественными?
6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?
7) Что такое «культурные универсалии»?
Развитие умения устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, поиска закономерностей при работе с фактами
Формирование уважительного отношения к знаниям социальных закономерностей, как основе человеческих отношений.
1. Организационный этап 2 минуты .
2. Мотивационный этап 6 минут
1. Обсуждение общих результатов ГИА. Выявление трудностей.
2. Знакомство с программой 10-11 класса. Постановка задач и форм работы на учебный год.
3. Постановка задачи формирования индивидуальных образовательных планов. Обсуждение актуальности ЕГЭ по обществознанию для абитуриентов.
3. Актуализация и постановка задачи на урок (2 мин)
Задача на урок: получить ответы на вопросы: стр.17
Формирование современных представлений по следующим вопросам.
1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?
2) Какова взаимосвязь общества и природы?
3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?
4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?
5) Какие отношения можно считать общественными?
6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?
7) Что такое «культурные универсалии»?
4. Изучение нового материала (25 минут).
Работа в группах по 2 человека + обсуждение + запись в тетрадь
1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле? С.7-8
— в узком смысле – группа людей объединенная деятельностью;
— в широком смысле – обособившаяся от природы часть мира (все люди)
Ответ группы + коррекция + запись
2) Какова взаимосвязь общества и природы?
Обсуждение иллюстраций традиционного и урбанистического общества (Япония, ОАЭ),
крымских лесонасаждений и крымских свалок,
тундра и народы севера России и первые города на территории РФ (греческие колонии)
1) историческое обособление общества от природы,
2) пагубное и благотворное влияние человека на природу
3) природа тоже влияет на развитие людей
4) люди и природа развиваются по своим законам, но существует между ними взаимосвязь с. 12 аб.3.
3) В чем заключается особенность человеческой деятельности? Определить 3 черты деятельности людей стр. 8-9
— преобразование окружающего мира;
— общество – это отношения больших и малых групп (коллективность)
Ответ группы + коррекция + запись
4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?
Учащиеся, военные, работники культуры, коллекционеры и пр.
Ответ группы + обсуждение
5) Какие отношения можно считать общественными?
Общественные отношения – отношения между группами людей в процессе деятельности
Ответ группы учеников С + краткая запись + повторить 4 сферы
6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?
Определить значения слова культура стр. 12-13
2) достижения духовной жизни человека или общества
3) всё, что создано людьми (в широком смысле слова)
Проблема деления материальной и духовной культуры на примере СД-диска.
Слово учителя + запись
7) Что такое «культурные универсалии»? с.14
общие черты и формы культуры
8) Выписать в тетрадь общественные науки стр. 14
История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика
5. Контроль знаний (5 минут).
(Ответить на вопросы1-8 стр. 17)
6. Подведение итогов урока. 3 минут2
Проверка записей в тетради, выставление оценок
Что вызвало затруднение, было неудобным? Что понравилось на уроке? Где можно применить эти знания?
Д/З п.1 читать, устно любой вопрос стр. 17-18 1-5 + для группы А – устно документ стр. 16-17.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1027046
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.