Телега и прицеп в чем разница
Не называй прицеп телегой!
Известно ли вам, сколько стоит импортный прицеп (или полуприцеп) для перевозки тяжелой техники? Дорого, господа. Порядка 200 тыс. долларов. Такую дорогую вещь следовало бы поберечь. Как же эксплуатировать это нужное транспортное средство, чтобы оно прослужило долго?
Подвергать прицеп огромным нагрузкам при загрузке техники совершенно не обязательно. В комплекте к прицепу (понятно, что мы говорим также и о полуприцепе) даются специальные подставки, которые не позволяют подвеске «проседать» и ломаться. Кроме того, есть конструкции с отсоединяющимся гусаком, когда передняя часть прицепа опускается на землю и тяжелая машина вползает на него без затруднений. Такая модель имеет свои особенности — нагруженную платформу нужно выровнять и прицепить к автомобилю. В таких случаях прицеп поднимается механическим домкратом или гидравлическим подъемником, после чего автомобиль подгоняет гусак к прицепу и цепляет его.
Конструкции сцепных приспособлений бывают разными. Например, предприятие «Спецприцеп» разработал оригинальную конструкцию с двумя зубьями, причем, если при перекосе прицепа удается зацепиться только за один зуб, прицеп выравнивается и впоследствии можно зацепиться за другой зуб.
Как правило, прицеп стоит гораздо дороже тягача, несмотря на то, что автомобиль-тягач значительно сложнее по конструкции. Никакого парадокса здесь нет: автомобили выпускаются серийно, а прицепы – в лучшем случае мелкими партиями, отсюда и разница в стоимости. Автомобиль проходит регулярное техническое обслуживание, для чего и существуют станции ТО, пункты обслуживания, а вот прицеп, особенно отечественного производства – крайне редко. К импортным прицепам отношение иное. Приобретя столь дорогую вещь, владельцы «сдувают с нее пылинки». Отечественные прицепы так не «балуют», и совершенно напрасно. Прицеп прослужит вам гораздо дольше, если его обслуживать хотя бы «по минимуму».
В конструкцию прицепов, выпускаемых российской промышленностью в последние годы, входит множество импортных комплектующих: мосты, полуоси, шины, гидроцилиндры и т.д. Эти узлы и детали имеют гарантированный срок службы в несколько раз превышающий аналогичные отечественные комплектующие, и порой у некоторых покупателей складывается мнение: если срок службы импортной полуоси 500 тыс. километров, значит в течение всего этого пробега обслуживать ее не обязательно. Надо, господа! Любая техника нуждается в техническом обслуживании – эта мысль банальна, но что удивительно, многим руководителям автотранспортных предприятий и водителям она в голову не приходит.
Справедливости ради нужно отметить: более внимательно относятся к техобслуживанию прицепов водители-дальнобойщики. А вот «местные» водители, называющие прицепы «телегами» или «лайбами», и относятся к ним, как к телегам.
К каждому прицепу прилагается подробная инструкция по техническому обслуживанию. Но лишь в редких случаях она доходит до водителя. Обычно, владелец прицепа подшивает все бумаги к прочей документации, «чтобы не затерялись». В лучшем случае, в инструкцию заглянут, когда в прицепе уже что-то сломается. А ведь в ней много «любопытного».
Важно запомнить, что правильное техобслуживание прицепа, закладывающее основы его многолетней безотказной работы, начинается с самых первых дней его эксплуатации. После первой максимальной нагрузки нужно проверить и протянуть все крепежные соединения. Протяжку подвески нужно делать в период притирки всех узлов — приблизительно после первой тысячи километров пробега. Но и после успокаиваться не следует. Нужно повторять подтяжку некоторых соединений через 20 тыс. км, а некоторых через 50 тыс. км, и обязательно один раз в год, если прицеп используется не столь интенсивно.
Далее мы расскажем об основных правилах техобслуживания систем и узлов прицепа с указанием типичных числовых значений моментов затяжки и т.д. Однако прицепы, в основном, продукция не серийная, часто изготавливаются по индивидуальному заказу, поэтому конкретные значения указанных параметров могут отличаться от приведенных в нашей статье примеров.
Перед каждой поездкой водитель должен убедиться в том, что тормозная система готова к эксплуатации. Особое внимание стоит уделить проверке регулировки положения тормозных колодок.
Вал разжимного кулака тормозного механизма следует смазывать ежеквартально, а также после длительного простоя. Смазку в пресс-масленки нагнетают до появления свежей смазки из зазоров механизма.
Механизм ручной регулировки тормозных колодок следует регулировать после первой поездки прицепа под нагрузкой или после первой тысячи километров. Если свободный ход нажимного рычага достигает 35 мм, требуется регулировка. Ее следует повторять каждые 100 тыс. км пробега. Затяжку болта крепления рычага (М10=40-46 Нм; М12=60-70 Нм) следует проверять каждые полгода или каждые 100 тыс. км пробега.
Крепление рычага автоматической регулировки зазора следует проверять и смазывать с такой же периодичностью. Накладки тормозных колодок проверяются ежеквартально или каждые 50 тыс. км. Толщина накладок не должна быть менее 5 мм., иначе их обязательно следует заменить.
Не следует забывать и о болтах крепления грязезащитного щитка тормозного механизма колес. Проверять моменты затяжки следует каждые полгода или каждые 100 тыс. км (М8=20-25 Нм; М10=40-46 Нм).
Подшипники ступиц колес
Зазоры в подшипнике проверяются каждые полгода или каждые 100 тыс. км. Забывать о них нельзя. Пропустите время подтяжки подшипника или ступичных гаек и из-за увеличенного люфта повредятся сепараторы подшипника, начнется интенсивный износ. Даже если подшипник впоследствии будет отрегулирован, срок его службы сократится существенно, в два-три раза, например, вместо 500 тыс. км составит 250 тыс. км.
Для проверки зазора в подшипнике мост следует поднять, чтобы колеса оторвались от земли и подшипник разгрузился. Люфт проверяется так: между землей и колесом нужно вставить рычаг и попытаться покачать колесо. При обнаружении в подшипнике заметного зазора следует сразу же провести новую регулировку.
Добавлять смазку в подшипник ступицы следует не реже, чем один раз в год или каждые 100 тыс. км пробега, а также при смене тормозных колодок. Полностью заменять смазку в подшипнике ступицы следует раз в 3 года или каждые 500 тыс. км. При более тяжелых условиях эксплуатации чаще.
Говорить о том, что необходимо пользоваться специальными съемниками для извлечения и установки подшипников, думаю, нет необходимости. Установленный без специального инструмента подшипник – это выброшенные на ветер деньги, он развалится очень скоро.
Если колпак ступицы колеса закручивается на резьбе, проверять момент затяжки (например, 700 Нм) следует каждые полгода или каждые 100 тыс. км. С такой же периодичностью следует проверять момент затяжки болтов, если колпак ступицы крепится болтами (М8=20-25 Нм; М10=40-46 Нм).
Подтяжка болтов
Крутящие моменты затяжки резьбовых соединений указаны в инструкциях прицепов. Их величины подобраны с учетом прочности металла и нагрузок, воздействующих на деталь в процессе эксплуатации. Существуют динамометрические ключи, позволяющие точно замерять крутящий момент. И во многих автохозяйствах эти ключи есть. Но хранятся они у механика под замком, а водители подтягивают гайки и болты «на глазок». Что при этом получается известно многим.
При затяжке колесных гаек с недостаточным усилием (например, меньше 570 Нм) при экстренном торможении прицепа колесный диск под гайками проворачивается относительно шпилек ступицы, отверстия в колесном диске разбиваются, становятся овальными, шпильки тоже деформируются. Под гайкой и шайбой этого не видно, а водителю и в голову не придет поинтересоваться: проверить затяжку гаек, открутить гайку и проверить состояние отверстий в диске и шпилек. Так и ездит прицеп, возит грузы массой в десятки тонн, пока колесо не начнет болтаться так, что уже видно невооруженным глазом. А порой колесо и вовсе отваливается.
Если колесные гайки затягиваются с чрезмерным усилием (больше 630 Нм), шпильки раскалываются и вырываются. Хорошо еще, если это происходит в момент затяжки. Порой шпилька вытягивается, теряет большую часть своей прочности, но пока не ломается. На прицеп грузят тяжелую машину и в дороге шпильки срезаются, колесо отваливается. Такие случаи, к сожалению, не редкость.
Напоследок напомним – гайки колес затягиваются крест-накрест (а не подряд по кругу), так крепление получается равномернее.
Доказано, что выгоднее использовать долговременную литиевую смазку, например BPW ECO-Li 91. По цене она дороже обычной в 1,5 раза, а срок ее службы больше в 3 раза. Но есть одна особенность: ее нельзя смешивать с отечественными дешевыми смазками – у них разный химический состав и при смешивании температура плавления смеси сильно понижается. Смазка буквально вытекает из ступицы. Результат объяснять не надо. С целью экономии можно использовать и отечественную смазку, но, прежде чем ее заложить в ступицу, нужно промыть и удалить остатки литиевой. При использовании отечественных смазочных материалов не забывайте – срок техобслуживания сокращается в 3 раза. Кстати, в северных районах нашей страны консистентная смазка в мостах прицепов вообще не используется, при невысоких среднегодовых температурах жидкая смазка себя оправдывает.
Для прицепов разработаны и системы централизованной смазки. Они значительно снижают трудоемкость технического обслуживания прицепов, подавая через определенное время нужное количество смазки к конкретным узлам и механизмам. Обычно такие системы устанавливают на прицепы по спецзаказу за дополнительную плату.
О проблемах технического обслуживания прицепов можно говорить долго. Однако, существуют они для того, чтобы их выполнять. Тогда тяжеловоз будет исправно перетаскивать многотонные грузы, по крайней мере, лет 20. Перспектива неплохая.
Чем прицеп отличается от полуприцепа
Как показывает практика, многие не знают, чем прицеп отличается от полуприцепа. Давайте вместе разберемся в этом немудреном вопросе.
Есть ли разница между прицепом и полуприцепом?
ПДД гласят: «Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Что такое прицеп?
Прицеп — это самодостаточное транспортное средство, которое цепляется к тягово-сцепному устройству (фаркопу) тягача, с помощью дышла, для передачи тягового усилия. При этом вся нагрузка от перевозимого в прицепе груза передается на дорожное полотно через раму и колеса самого прицепа.
Двухосный прицеп СЗАП-8357-02 для грузового автомобиля
Одноосный прицеп ССТ-7102 для легкового автомобиля
Фаркоп. Какие они бывают?
Фаркоп у легковых автомобилей представляет собой шар диаметром 50мм (европейский стандарт) или 2 дюйма (Американский стандарт). Чем различаются фаркопы легковых автомобилей, читайте здесь.
Фаркоп легкового автомобиля
Фаркоп на грузовых автомобилях бывает двух типов. «Крюк-петля» или фаркоп для беззазорной сцепки.
Фаркоп грузового автомобиля типа «Крюк-петля»
Фаркопы типа «Крюк-петля» используются на грузовых автомобилях всё реже. Им на замену, уже достаточно давно, пришли фаркопы для беззазорной сцепки, т.к. их использование с прицепом более комфортно и безопасно. Ведь с таким фаркопом, при разгоне и торможении автопоезда, нет ударов и биений. Прицеп не мотает из стороны в сторону при колейности дороги и порывах воздуха. Тем не менее фаркопы типа «Крюк-петля» до сих пор активно используются с тракторными прицепами.
Фаркоп грузового автомобиля для беззазорной сцепки
Что такое полуприцеп?
Полуприцеп — это разновидность прицепа. В отличие от прицепа, полуприцеп передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача. При этом нагрузка от полуприцепа и перевозимого груза распределяется через раму полуприцепа между собственными колесами и рамой тягача, на которую полуприцеп опирается. Проще говоря ПОЛУприцеп половину нагрузки передает на дорожное покрытие через автомобиль, на который опирается.
Чем прицеп отличается от полуприцепа? Полуприцеп своей передней частью опирается на седельный тягач, передавая ему часть вертикальной нагрузки.
Если фаркоп можно установить практически на любой автомобиль, то для буксирования полуприцепа нужен специально оборудованный автомобиль — седельный тягач.
Седельный тягач Mercedes
Седельно-сцепное устройство на раме тягача
Шкворень.
Есть 2 типа сцепного шкворня. Внешне шкворни выглядят одинаково. Различаются они только диаметром посадочного места. Первый тип шкворня имеет посадочное место с диаметром 2 дюйма. Это самый распространённый тип шкворня. Он используется на подавляющем количестве полуприцепов. Второй тип шкворня имеет посадочное место с диаметром 3,5 дюйма. В основном используется с низкорамными полуприцепами-тяжеловозами.
Расцепленный с тягачом полуприцеп не способен перемещаться, т.к. опирается передней частью на выдвижные опорные стойки.
Опорные стойки полуприцепа
Что такое прицеп-роспуск?
Ну и отдельная разновидность прицепов — это прицеп-роспуск. Прицеп роспуск – это некий гибрид прицепа и полуприцепа. Предназначен прицеп-роспуск для перевозки длинномеров — леса, труб, столбов. На тягаче установлены коники, на которые груз опирается своей передней частью. Задней частью груз опирается на коники прицепа. Таким образом нагрузка распределяется между тягачом и прицепом-роспуском. Тяговое усилие прицепу-роспуску передается от тягача посредством дышла, часто телескопического. Иногда тяговое усилие передаётся непосредственно перевозимым грузом, со страховкой тросами.
Автопоезд с прицепом-роспуском
Разновидности полуприцепов
Все мы привыкли видеть полуприцепы, в составе большегрузного автопоезда. Зачастую мы называем их фурой.
Однако встречаются полуприцепы и в сцепке с ГАЗелью.
Автопоезд — шторный полуприцеп с газелью
И даже в сцепке с легковым автомобилем.
И в сцепке с пикапом
Полуприцеп в составе автопоезда с пикапом Ford
Встречаются и необычные полуприцепы
Комбинированный полуприцеп автовоз с жилым модулем
Необычный полуприцеп, сваренный из двух кузовов автомобилей с пикапом
Последняя конструкция несмотря на свою необычность отличается повышенной маневренностью.
А на фотографии ниже полуприцеп, который я неоднократно встречал в САО Москвы.
Небольшой полуприцеп коневоз
Про классификацию прицепной техники, в том числе по назначению читайте здесь.
Как сделать прицеп из полуприцепа?
Итак, чем прицеп отличается от полуприцепа, надеюсь стало понятно. В том числе и из приведенных фотографий. Но можно ли прицеп превратить в полуприцеп и наоборот? Из прицепа полуприцеп сделать проблематично. Да наверно и смысла особо не имеет. А вот полуприцеп переоборудовать в прицеп однозначно можно. Удовольствие, конечно не из дешёвых. Ведь для этого нужно, чтобы полуприцеп передней частью на что-то опирался. При этом полуприцеп может опираться не на седельный тягач, а на подкатную тележку с установленным седельно-сцепным устройством.
Разновидности подкатных тележек
Подкатные тележки бывают двух типов. Первый тип — это подкатной прицеп. Он в передней части имеет дышло со сцепным устройством, которое цепляется за фаркоп автомобиля.
Двухосная подкатная тележка для полуприцепа
Подкатной прицеп может быть с неуправляемыми осями и с управляемыми (самоподруливающими) осями.
Прицеп — подкатная тележка с управляемыми осями и регулируемым по высоте дышлом
Восьмиосный автопоезд
Подобные автопоезда можно встретить на автотрассах в некоторых Европейских странах и странах Скандинавии. На Российских дорогах мегалайнеры мы врядли когда-нибудь увидим. В странах Таможенного союза действуют иные правила для автопоездов.
Крупные производители грузовой техники России и Белорусии выпускают мегасцепки, но для других стран.
Полуприцеп ТОНАР с седельно-сцепным устройством в хвостовой части для организации мегасцепки
Подкатная тележка для полуприцепа МАЗ
Мегасцепка МАЗ
Второй тип подкатной тележки предназначен для увеличения грузоподъёмности полуприцепа и называется долей. Используется в основном с низкомамными полуприцепами тяжеловозами. Цепляется такая подкатная тележка, опять же, за седельный тягач.
Подкатная тележка для увеличения грузоподъёмности низкорамного полуприцепа тяжеловоза
Низкорамный полуприцеп с долей
В итоге, надеюсь, из этой статьи стало понятно не только чем прицеп отличается от полуприцепа, но и о том, как полуприцеп можно превратить в прицеп. Если у Вас остались какие-то вопросы, спрашивайте в комментариях.
Издается с 2007 года
Что такое прицепы и полуприцепы: виды, назначение, основные отличия
Грузоперевозки автомобильным транспортом всегда были востребованы. В зависимости от характера груза, дальности перевозки выбирается транспорт. Когда груз не вмещается в автомобиль, допустим, по габаритам или количеству, к машине цепляют дополнительное устройство – прицеп или полуприцеп.
Прицепная техника бывает различных видов, моделей, брендов, конфигурация и т.д. Однако первостепенным является её тип – прицеп это или полуприцеп. Так чем они отличаются, как выглядят, какие виды бывают, что вообще такое прицеп и полуприцеп.
Что такое прицеп
Прицеп — это транспортное средство для перевозки грузов, которое напоминает телегу и принимает вес груза целиком на себя. Он имеет тяговый брус или дышло с арканом (петлей) из прочного материала. На тягаче есть специальное приспособление для зацепления петли – фаркоп или крюк. С его помощью прицеп цепляется к автомобилю, который является его тяговым механизмом.
Прицепы различаются количеством осей, типом кузова, грузоподъёмностью, сферой применения. Они часто применяются в паре с легковыми машинами для перевозки домашних вещей, например, на дачу или для перевозки техники – лодок, катеров, квадроциклов. Также существуют прицепы для использования с грузовым автотранспортом и тракторами.
Кроме того, некоторые виды техники, например, грузоподъёмные краны, могут быть выполнены в виде прицепов.
Важно знать! Передвижение автомобиля с прицепом меняет его поведение на дороге. Поэтому ПДД подразумевают получение отдельной категории «Е» для водителей, использующих прицеп даже с личной легковой машиной.
Что такое полуприцеп
Полуприцеп больше напоминает рамную тачку или тележку. Он предназначен для перевозки различных грузов, в основном на дальние расстояния. Как и у тачки, полуприцеп передаёт часть нагрузки на тяговый механизм, в качестве которого выступает, как правило, грузовой автомобиль. Однако присоединение его осуществляется через специальное седельно-сцепное устройство (ССУ или седло), расположенное на раме грузовика. Поэтому, такой автомобиль получил название седельный тягач.
В силу своей конструкции, полуприцеп может стоять отдельно от тягача только с помощью выдвигаемых опорных стоек. Они принимают на себя часть веса груза и самой прицепной техники вместо тягача.
Самым популярным полуприцепом является тентованый, в частности шторный. В народе такой автомобиль получил название фура. Также, широким спросом пользуется трал для перевозки техники и панелевоз, осуществляющий перевозку железобетонных изделий при панельном домостроении.
Основные отличия
Если прицеп по принципу действия напоминает телегу, а полуприцеп тачку – это и является основным отличием их друг от друга. В следствии этой конструктивной особенности, для перевозки грузов с помощью полуприцепа требуется специальная техника или большие усилия по переоснащению автомобиля, чем при использовании прицепа.
Именно способ крепления к тяговому механизму отличает эти два типа прицепной техники и обуславливает универсальность техники. При установки седельно-сцепного устройства на автомобиль, его функционал ограничен только применением в качестве тягового устройства для полуприцепов. Тогда как монтаж фаркопа расширяет возможности автомобиля, не ограничивая первоначальных функций.
Второй важный момент – нагрузка на дорожное полотно. Масса прицепа и вес груза передаются на дорогу посредством давления его колёс в полной мере. В то время как полуприцеп передаёт часть нагрузки на тягач. Тем самым распределяется вес между осями полуприцепа и тягача, что увеличивает потенциальную грузоподъёмность техники.
Тип крепления к тяговому механизму обуславливает и поведение техники на дороге. Прицеп присоединяется к автомобилю через фаркоп. Такая сцепка сложна в маневрировании и требует от водителя больше внимания. Тогда как полуприцеп является как бы продолжением самой машины. Управлять автопоездом тоже сложнее, чем автомобилем, но легче, чем машиной с прицепом.
Прицепная техника для легкового транспорта
В основном, для легкового автотранспорта используются прицепы. На них перевозят мебель, строительные материалы, грузы и оборудование для дачи, техника – квадроциклы, гидроциклы, лодки, яхты, мототранспорт и многое другое. Также существуют специальные прицепы – дома на колёсах, небольшие грузоподъёмные механизмы, компрессоры и т.п.
Существует условное деление на категории.
Также они отличаются материалом изготовления, комплектацией, количеством осей, грузоподъёмностью, типом сцепки.
Обратите внимание! Прицеп должен быть оборудован светотехническими устройствами. Устанавливают светоотражатели и освещение на 12 или 24 Вольт.
Виды прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей
Прицепы классифицируются по типу, габаритам груза и грузоподъёмности, которая колеблется от 1,5 до 20 тонн. Основными видами прицепов для грузовиков являются:
Бортовой прицеп с тентом и будка очень похожи, тем не менее они предназначены для разного типа грузов. В первом случае тент только защищает грузы от атмосферного воздействия, тогда как второй является термоизоляционным, что позволяет предотвратить резкие перепады температур.
Самосвальный прицеп часто используется для перевозки сыпучих материалов, зерна, кормов. Он может иметь как заднюю, так и боковые типы разгрузки.
Классификация полуприцепов схожа с прицепной. Она основывается на задачах, которые решает прицепная техника. Наиболее часто встречаемыми полуприцепами являются:
В заключение стоит отметить, что более 60% всех перевозок в мире осуществляется автопоездами с использованием полуприцепов. На дорогах России и стран СНГ можно увидеть прицепные агрегаты отечественного и импортного производства. Производители предлагают технику практически для любых потребностей.