Техника скрайбинг что это
Скрайбинг — крутая техника презентаций для школьников, студентов и бизнесменов
Рисованию человек учится раньше, чем каллиграфии. И только со временем текст, формулы и цифры вытесняют яркие образы. Если информацию в рисунках ты запоминаешь лучше, чем сплошной текст — добро пожаловать в мир скрайбинга! Адукар расскажет об этой технике подробнее.
Скрайбинг (от англ. «scribe» — делать набросок) — техника иллюстрирования сложной информации запоминающимися образами прямо во время рассказа
Скрайбинг для новичков
Чем больше каналов (зрение, слух, моторика, воображение) задействуется, тем легче усвоить материал. Простые наброски способен сделать каждый, особенно когда рисуешь для себя. Возьми ручку, бумагу, включи воображение и зарисуй отрывок текста, который тебе тяжело запомнить. Не переживай, если первые наброски будут не столь выразительными, как этого хочется. Главное, чтобы ты усвоил нужную информацию. Со временем выработаешь индивидуальный стиль и скорость зарисовки.
Рисование твоё второе «я»? Сделай скрайбинг своей визитной карточкой. Такая форма подачи информации очень популярна в наши дни, потому что это живо, оригинально и наглядно.
Где использовать скрайбинг?
Кроме набросков на полях конспектов у данного ремесла есть и другое применение.
Обучение и презентации
Видеоскрайбинг
Надоели стандартные презентации — замени их скрайбинг-сессией: сопровождай выступление заранее смонтированным видеороликом. Как и в первом случае, время на проговаривание текста и визуализацию должно совпадать.
3-D скрайбинг
В данном случае ты создаёшь объёмные рисунки при помощи 3D-ручки. Такую композицию можн о оставить на память или дать ознакомиться аудитории, перед которой выступаешь, что произведёт ещё большее впечатление на слушателей.
Овладев мастерством скрайбинга, ты получишь возможность не только выгодно презентовать себя, учить других, но и зарабатывать денежку на крутых видео.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании
ЕВГЕНИЯ РЫБАКОВА
Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования.
Что необходимо современному ребёнку для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. И в этом нам поможет скрайбинг.
На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле все мы знакомы с этим понятием с детства. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.
Скрайбинг – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.
Другими словами, скрайбинг – это изображение рисунков, превращение идей в визуальные образы. О скрайбинге как отдельной профессии начали говорить сравнительно недавно. Одним из первых, кто догадался использовать скрайбинг как продуктивное и интерактивное средство для концептуализации информации, которой пользуются ученики и учителя в школе, стал американский преподаватель Пол Богуш. Именно он опроверг давно заученный образовательный девиз «Читай параграф из учебника – отвечай на вопросы», доказав эффективность использования скрайб-презентации в учебном процессе.
Главная особенность скрайбинга заключается в том,что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, иных областей. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.
Как показывает практика, изучение нового материала не всегда проходит легко и просто. Однообразные, рутинные занятия не вызывают интереса у детей и порой не способствуют быстрому запоминанию учебного материала. Такое отношение к занятиям можно легко изменить если использовать технологию «скрайбинг».
В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Что произошло, когда мы выросли? У большинства из нас закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Но простые рисунки может нарисовать каждый из нас. Да и мыслим мы не текстом, а именно образами. Когда вы думаете о лесе,что вы представляете: слово «лес» или картинку с лесом? Скрайбинг можно использовать любому человеку каждый день.Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобно.
Условно все скрайбингиможно разделить на несколько видов:
1. Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Человека рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
4. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Основные этапы скрайбинга
Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.
Поэтому выстраиваем подготовку следующим образом:
1. Придумать идею. Она должна быть понятной для аудитории.
2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, о чем у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
3. Отрисовать рисунки-скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чем рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Использование ИКТ в дошкольном образовании 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Мурашова Инна Алексеевна и я являюсь молодым педагогом. Мне как молодому специалисту, интересны.
Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании. Шесть часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В.
Лэпбук в дошкольном образовании В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли.
Мастер-класс «Квест-технология в образовании и воспитании» Цель: рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием квеста, изучить технологию проведения, сформировать умения педагогов проектировать.
Мастер-класс «Национальная музыка в Дошкольном образовании» Слайды про «Дагестан!» Сапият- Ассаламуалейкум! Дорогие друзья! Света- Ассаламуалейкум! Добрые гости! Сапият- Да будет мир над вами! Только.
Основные направления использования ИКТ в дошкольном образовании Информатизация в детском саду стала необходимой реальностью. Однако компьютеры в детском саду еще не превратились в хорошо освоенный инструмент.
Проект как технология в современном образовании Размышления на тему: Проект в современном образовании (Введение) Современное время вносит свои изменения во все сферы деятельности человека,.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании I.Обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании 1 слайд – Титульный 2 слайд: В дошкольном образовании педагогическая.
Информационные компьютерные технологии в дошкольном образовании «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи. Мир, в котором развивается современный.
Технология геймификации в дошкольном образовании Технология геймификации в дошкольном образовании. С введением образовательных стандартов в лексиконе педагогов прочно обосновалось понятие.
Скрайбинг: описание и инструменты
Графической фасилитацией называется метод фиксирования информации путем визуализации ключевых смыслов. Фасилитатор Джефф Болл назвал графическую фасилитацию «точной групповой памятью», заметив, что визуальные карты влияют на динамику работы групп, а так же на запоминание материала.
Графическая фасилитация (Graphic facilitation) — процесс организации групповой работы, направленной на достижение командой поставленных перед ней целей и задач (формирование видения и ценностей, постановка целей, планирование шагов и тд.) при котором активно используются техники интерактивной визуальной коммуникации. Графическая фасилитация, как правило, проходит в двух основных форматах — с предварительной подготовкой (метод визуальных шаблонов) и без подготовки (синхронная визуальная работа с командами).
Более часто используемые термины — скрайбинг и скетчноутинг — представляют собой разные подвиды «graphic recording» (графические заметки).
Скетчноутинг — это способ фиксирования информации с помощью скетчей. Скетч (англ. sketch, буквально – «эскиз, набросок, зарисовка») – это простой набросок рисунка-образа, график или схема, сделанные буквально за одну минуту. Рукописный текст, схемы, рисунки, условные обозначения из простейших фигур, рамки и стрелки — все это помогает быстро и по ходу законспектировать любой материал.
Скрайбинг — это тоже создание графических заметок, но обязательно публичное. Это метод и процесс иллюстрирования событий в режиме реального времени, всегда зрелищный и вовлекающий.
Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского “scribe” – набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний – RSA. Речь выступающего иллюстрируется “на лету” рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы “эффект параллельного следования”, когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Если скрайбер не просто записывает-зарисовывает выступление, но и сам активно участвует в его проведении, то такой метод правильно называть графической фасилитацией. Это вид фасилитации, которая призвана помочь аудитории в решении сложной проблемы путем графической визуализации.
Записав сменяющиеся на экране зарисовки на видео, получим видеоскрайб-ролик. В качестве примеров скрайб-роликов можно привести знаменитый видеоролик Кена Робинсона Новый взгляд на систему образования или также знаменитые видеоуроки Салмана Хана или ролики Дэна Роуэна, также знаменитого популяризатора визуального мышления и многое другое образовательное и рекламное видео.
Разновидности скрайбинга
Классификация 1
Классификация 2.
Скрайбинг бывает “ручной” и “компьютерный“.
Ручной – классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. По-своему уникальный скрайбинг можно создать даже с помощью рисунков на песке.
Компьютерный скрайбинг намного проще. Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon, программы VideoScribe, ….
Классификация 3.
По манере исполнения можно выделить
Классификация 4.
По используемым технологиям можно выделить
Основные этапы скрайбинга
Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до людей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок люди теряют суть вашего рассказа.
Поэтому рекомендуем выстраивать подготовку следующим образом:
Применение
Длительность видеосюжетов зависит от задумки авторов и колеблется от 45 секунд до 10 минут. Тут как в психологии: действует правило “7-плюс-минус-два”. Наилучшая продолжительность скрайб-презентации – от 5 до 9 минут.
Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как “мозговой штурм” и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.
Инструменты
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
Обзор сервисов и программ
Скрайбинг. Объяснить просто
Набросок стал не просто основой для творчества, но и родоначальником новых техник рисования. Так появились эскизы.
Эскиз – предварительный набросок, фокусирующий замысел художественного произведения и использующийся для решения конкретных задач автора.
А следом за ними появились скетчи. Изначально в переводе с английского они как раз и означали «эскизы», но пока эскиз оставался просто рабочим инструментом, скетч превратился в законченный продукт – рисунок, который выполнялся в технике быстрого рисования и не требовал детальной прорисовки.
А вот скрайбинг нельзя назвать техникой рисования. Это процесс визуализации. И его графическая часть может быть выполнена абсолютно в любой технике. Здесь важен путь рассуждения – то, как рисунок соотносится с изложением. Следуя за рукой скрайбера, мы можем проследить развитие истории от начала до конца, установить связи между элементами, отвечая для себя на вопросы, что, зачем и почему используется.
Статичный скрайбинг (скрайб) – конечный рисунок, результат работы скрайбера или финальный кадр видеоскрайбинга, изучая который можно понять логику всего сообщения и связь между отдельными элементами.
Видеоскрайбинг – это все то же, что описано выше, но уже в формате видеоряда, который чаще всего сопровождается голосом диктора.
Схема и скрайбинг
Схемы мы встречаем практически везде: карта метро, схема проезда, алгоритмы и инструкции. Они действительно упрощают нам жизнь и помогают в рутине и творчестве.
Хотя схемы бывают разными. Над их созданием может работать один человек или целый коллектив. Некоторые из них рождаются спонтанно или «в моменте», а другие продумываются годами. Но все схемы объединяет общая функция – схемы упрощают (облегчают) восприятие за счет того, что передают информацию в упорядоченной, очищенной от смыслового «мусора», визуально организованной форме.
Представьте, что группе студентов поручили подготовить проект. Задача – совместно разобраться в устройстве фондов и зафиксировать принцип их работы. Первым делом ребята обсудили, что они знают о фондах, и записали на доске или флипчарте список ключевых слов: «государство», «бизнес», «деньги», «предприятия», «люди», «экономика», «сбережения», «акции», «облигации», «ПИФ», «брокеры», «налоги», «инвестиции», «гранты», «благотворительность», «пожертвования». В результате у них получилось то, что мы называем топикой, или картой смыслов.
Но пока это просто набросок – отдельные слова и элементы, у которых нет структуры и четких связей.
Для того чтобы все это появилось, и нужна схематизация. Лишние слова отсеиваются, важные объекты фиксируются, и между ними устанавливаются четкие связи.
Но вот что получается: те студенты, которые рассматривали фонд поддержки малого предпринимательства, и те, которые занимались благотворительным фондом, получают в итоге одну и ту же схему. Почему так выходит?
Отправимся ненадолго в мир финансов. Деньги одного типа (государственные) не могут быть напрямую переданы государством для поддержки малого бизнеса. Поэтому они должны изменить свою природу и начать работать в другой сфере. Для этого деньги сначала передаются фонду, у которого как раз есть возможности и полномочия выделять средства для поддержки малого бизнеса.
Точно такая же схема складывается, если мы рассматриваем принцип работы благотворительного фонда. Например, компании не могут напрямую поддерживать больных людей, у них есть определенные юридические и организационные ограничения. Чтобы преодолеть их, деньги тоже сначала передаются в фонд, который и занимается их дальнейшей судьбой.
Теперь понятно, что у студентов получилась общая для фондов схема конвертации денег из одного типа в другой, в которой отмечены все ключевые операции.
Ключевые операции можно найти на любой схеме. Схема метро показывает входы-выходы и пересадки. Более сложные схемы, которые применяют в технической документации, сразу указывают, для чего они предназначены. Схемы используются для построения бизнес-процессов, алгоритмов, для организации производства, строительства и во многих других случаях.
Созданию схем уделяется большое внимание. Существует ГОСТ по созданию конструкторских схем – довольно сложный для неподготовленного человека документ, который тем не менее детально отражает процесс схематизации. В нем все схемы разделяются по типам, видам, функциям, каждой присваивается свое обозначение. Но, несмотря на такую строгость, даже ГОСТ оставляет простор для творческого подхода к созданию схем.
Зачем вам все это знать? Скрайбинг и схематизация имеют много общего. И требования к скрайбингу похожи на требования к созданию схем:
– одинаковое изображение объектов одного типа;
– фиксация связей и отношений;
– минимальное количество элементов для максимального отражения информации;
– разделение разных пространств и областей, группировка объектов одного типа и т. д.
Впрочем, есть и свои различия. В схемах чаще всего отсутствуют образы и графические элементы, передающие эмоции. (Да и какие эмоции может вызвать план эвакуации? Хотя при определенных обстоятельствах, конечно, еще как может.) В скрайбинге все это есть.
Если схему создают «в моменте», во время выступления спикера или обсуждения (как в примере со студентами), то она похожа на скрайбинг. Но если ее рассматривать как конечный продукт, то коммуникация и повествование исчезают. Скрайбинг без этого невозможен. Он изначально создается по устной речи спикера или группы, поэтому в его основе – цепляющие образы и эмоции.
Может ли скрайбинг быть бездушным, пресным? Да, но скорее в какой-то незаконченной форме. Например, если скрайбер работал во время выступления спикера, а тема была очень сложной и времени закончить не хватило. Тогда видно только основные элементы, связи между ними, иерархию. Хотя оформление и эмоции добавятся обязательно, только позже.
Получается, что схематизация лежит в основе скрайбинга и в определенных случаях помогает достигнуть цели: зафиксировать суть изложения, сделать процесс мышления логичным и понятным. Но то, что делает скрайбинг скрайбингом, – это эмоциональная составляющая и большая свобода в использовании образов и графических элементов.
Рисованное видео
Видео (и рисованные ролики особенно) приобретает все большую популярность. Эксперты говорят, что мы вступаем в видеоэпоху, которая приходит на смену картинкам и текстам. Компании-гиганты, такие как Coca-Cola, Google и автомобильные концерны, активно используют рисованные ролики для рекламных и образовательных целей. Они просты, эффектны и очень нравятся зрителям. Такие ролики больше похожи на мультфильмы и помогают за несколько минут доступно и понятно донести до зрителя сложную информацию о компании и/или продукте. Они визуализируют смыслы и делают сообщение запоминающимся. А еще они могут быть очень забавными, но, конечно, все зависит от целей видео.
Рисованные ролики могут быть выполнены в разных техниках, число которых растет вместе с популярностью видеопродуктов. Появляются и специальные программы, фиксирующие процесс рисования или предоставляющие готовые шаблоны.
Самые известные варианты рисованных роликов сегодня:
Видеоскрайбинг. Человек рисует и пишет на любом носителе, сопровождает пояснение голосом, используя текст и графику как средство для лучшего донесения сообщения, и записывает этот процесс на видео – это и есть видеоскрайбинг. Большее распространение сейчас получают техники, которые позволяют имитировать участие человека в живом процессе. Подробнее об этом мы поговорим в главе «Как делать видеоскрайбинг».
Видеоинфографика – техника, которая находится на стыке видеоэффектов и инфографики. Она широко используется в рекламе и презентациях для наглядной демонстрации статистических данных.
Вайтбоард-видео – рисование маркером на доске и запись процесса на видео с последующим монтажом, озвучиванием и добавлением небольших видеоэффектов. По сути, полный аналог видеоскрайбинга.
Дудл-видео стало популярным благодаря дудлам, которые использует Google для графических решений, например анимации своего логотипа под конкретные события (значимые даты, юбилеи, праздники). Новый логотип, кстати, тоже выполнен «нарисованной рукой».
Все перечисленные варианты видео объединяет одно – отображение самого процесса рисования, который чаще всего сопровождается закадровым текстом диктора. Хотя иногда слова избыточны: содержание ролика понятно даже без звука благодаря четкому графическому ряду.
Но у видеоскрайбинга есть и свои отличительные признаки:
– чаще всего мы видим процесс рисования с отображением рисующей руки;
– динамика в видео создается в основном за счет отображения процесса рисования и движения видимой части экрана;
– обязательно присутствует повествование – история, позволяющая аудитории поставить себя на место главного героя, или сторителлинг;
– движение по определенному маршруту совпадает с логикой повествования;
– авторские (нешаблонные) образы создаются для конкретного ролика;
– у видео есть конкретная цель и ориентированность на определенную аудиторию.
Видеоскрайбинг – логичное продолжение и проявление скрайбинга в формате видео. Вместе с другими видами рисованных роликов он помогает в наглядной и понятной форме донести сообщение или просто рассказать интересную историю.
Часть 2. Сферы применения и технологии
Применение скрайбинга
Найти применение скрайбингу можно практически в любой сфере жизни, как то:
– реклама и продвижение;
– презентации и доклады;
– записи, ведение дневников;
Везде, где можно подкрепить повествование визуальным рядом, чтобы усилить его эффективность и доступность, вы можете использовать скрайбинг.
Хотя скрайбинг скрайбингу рознь. Различают несколько его видов – в зависимости от способа подачи информации:
– видеоролики – создание и использование готового видеоролика в скрайбинге;
– скрайбинг на мероприятиях и встречах – конференциях, семинарах, презентациях, обучении (скрайбер производит отрисовку основного смысла информации прямо в процессе повествования);
– скрайбинг как отпечаток или результат работы скрайбера.
Скетчи
Прежде чем начать чтение этой главы, вооружитесь маркером, так как дальше мы начнем активно практиковать прорисовку скетчей. Для начала давайте подробнее разберем, что же такое скетч.
Скетч (англ. sketch, буквально – «эскиз, набросок, зарисовка») – это простой набросок рисунка-образа, график или схема, сделанные буквально за одну минуту.
Прежде чем начать писать картину, художники делают быстрые наброски будущего сюжета, а иногда и целую серию набросков, чтобы найти лучшее решение.
Для этих же целей в скрайбинге используются скетчи. Они не становятся произведениями искусства, но помогают фиксировать общий смысл или идею. И чем проще и быстрее будет реализован ваш скетч, тем лучше. Ведь как только вы увлекаетесь прорисовкой деталей, теряется главный смысл наброска – вы просто занимаетесь рисованием красивой картинки.
В скрайбинге зарисовки делаются в ограниченный временной интервал. С их помощью мы можем визуально обозначить основную мысль, историю, прорисовать процесс. Чаще всего скетч в скрайбинге представляет собой изображение и короткий текстовый тезис. Его задача – помочь нам понять и разобраться в собственных идеях, чтобы потом максимально просто и интересно донести их другим. Это образ мышления. Да и времени такая зарисовка занимает в несколько раз меньше, чем объяснение словами, а еще и прекрасно воспринимается совершенно разными людьми.
Для развития навыков прорисовки скетчей нужно:
– посмотреть на окружающие вещи, найти их основные отличия от других предметов;
– представить их упрощенными и стилизованными – без лишних деталей, оставляя предметам лишь общую форму (основные характеристики);
– зафиксировать их – нарисовать предмет, используя минимальный набор элементов (линии, круги, квадраты и треугольники);
– поделиться результатом с другими;
– понаблюдать и зафиксировать.
Проще всего начать рисовать не с попытки выдумать предметы, а с визуализации того, что вас в данный момент окружает в комнате или на улице.
Практическое задание
1. Выберите два-три предмета в помещении.
2. Попробуйте представить их состоящими из примитивов (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, вертикальных, горизонтальных или диагональных линий).
3. Перенесите свои представления на бумагу.
Вот так, рисуя окружающие нас предметы, мы тренируем руку и постепенно развиваем навык рисования скетчей. Чем больше будет практики, тем проще нам станет воспроизводить данные образы из скетчей во время объяснений.
Так выглядел один из наших первых скетчей. Думаем, что воспроизвести его не составит вам никакого труда. Несмотря на всю его простоту, скетч очень точно передает смысл, для которого и был сделан. Мы можем увидеть целую картинку, на которой отражены взаимосвязи между блоками.
Вот еще один пример скетча. Он был сделан специально для книги. На него, как и на первый вариант, ушло всего две минуты, а разница значительная. Из этого делаем вывод: главное – практика, чем больше мы рисуем, тем лучше получаются скетчи.
Каждый скетч уникален. И даже при попытке срисовать он приобретает индивидуальные черты – «почерк», характерный только вашей руке.
Практическое задание
Перед вами скетчи с текстом. Попробуйте воспроизвести их на правой половине страницы. Не бойтесь экспериментировать и добавлять к существующим скетчам свои варианты.
Стилистика (прорисовка) скетчей
Со временем каждый скрайбер вырабатывает собственный стиль рисования, постоянно развиваясь и экспериментируя. Этот стиль включает в себя уникальный набор характеристик. Но даже при большом разнообразии стилистик все скетчи в скрайбинге можно разделить на две группы в зависимости от детальности проработки образа.
Живая фиксация (живые скетчи) используется для отражения основных мыслей во время живого рассказа – встречи, презентации, объяснения и т. д. Основной особенностью скетчей становится их прорисовка в короткий период времени: от нескольких секунд до пары минут. Поэтому скетчи получаются более лаконичными и простыми. Чаще всего они формируют основной образ, если и появляются дополнительные элементы (например, тень), то они все равно минимальны. Образы в таких скетчах поддерживаются краткими, но емкими текстовыми тезисами. Тезис может включать и само изображение, например, название, призыв или направление.
Статичная фиксация (фиксация хронологии) – это группа скетчей, которая используется для отражения основных мыслей, идей, историй на бумаге. Они отличаются более детальной проработкой, дополнительными элементами и поддерживаются тезисами размером в одно, а иногда и в два предложения (чаще фразой до шести слов). Поэтому на их прорисовку уходит гораздо больше времени. Зато композиция (итоговое изображение) из статичных скетчей самостоятельна и работает без связки с текстовым объяснением рассказчика.
Статичная фиксация используется для:
– фиксации основного смысла из прочитанной литературы;
– фиксации тренинга, лекции, конференции в блокноте (в процессе рассказа фиксируется общий рисунок с текстовыми тезисами, а позже скетчи прорисовываются более детально).
Вне зависимости от типа, стилистики и прорисовки скетча принцип их построения остается единым.
Иерархия и композиция
Под композицией в скрайбинге понимают итоговую картинку, которая получается в результате фиксации образов (скетчей). Все они имеют четкую иерархию визуализации и чаще всего подчиняются основной мысли.
Иерархия – главное в композиции. Если мы выстроим ее правильно, то вся зафиксированная информация будет восприниматься и считываться последовательно – блок за блоком.
Если есть только один главный блок, а остальные подчиняются ему, то и в композиции они будут изображены равнозначными между собой, но подчиненными главному тезису.
Скетчи подчиняются друг другу в композиции. Например, у нас есть главная мысль, персонаж или тема рассказа – именно это мы и фиксируем в первую очередь, а уже от главной мысли выстраиваем весь дальнейший рассказ.
Чтобы выделить главную мысль из всего объема тезисов, достаточно сделать основной блок более крупным относительно остальных частей композиции. Или использовать для выделения цвет.
А если главным блоком у нас станет текстовый тезис, то сделать акцент на нем можно, используя другую стилистику шрифта.
Практическое задание
Материалы: толстый черный маркер, маркер средней толщины, серый маркер.
Совет: в самом начале работы со скетчами не старайтесь использовать слишком много инструментов для рисования, это будет вам только мешать. Возьмите толстый черный маркер и начните делать зарисовки одной толщины. Это поможет вам не отвлекаться на инструменты и полностью сосредоточиться на создании образа и его смысла.
А теперь попробуйте попрактиковаться и нарисовать свои образы.
После прорисовки общего объема скетча попробуйте перейти на маркер средней толщины. Нарисуйте им образ и добавьте глубины с помощью серого маркера.
Когда вы только начинаете рисовать свои первые скетчи и образы, помните:
1. Не стоит на первых порах рисовать тонкими ручками (подробнее о ручках читайте в главе «Профессиональные инструменты»). Тонкие линии вызовут у вас желание добавить больше деталей и забыть о главном.
2. Не стоит воспринимать скетч как художественную картинку.
3. Никогда не рисуйте скетчи карандашом, чтобы не было возможности стирать и перерисовывать. Фиксация скетчей – это живой процесс, со своими изъянами, придающими ему характерность и оригинальность. Даже если вы сделаете ошибку, импровизируйте и исправляйте ее на ходу – закрашивайте, подрисовывайте, корректируйте.
Использование цвета
Цвет – сильный акцент в скрайбинге. С его помощью можно определять значимость блоков в итоговой композиции, выделять основные моменты, создавать общее настроение. Но использовать его следует дозированно, с соблюдением правил хорошего тона, которые предполагают использование не более двух (максимум трех) цветов в одной композиции (не считая серый цвет, с помощью которого мы придаем объектам глубину).
Конечно, исключения случаются, особенно когда с помощью цвета мы хотим передать эмоцию, изменить настроение.
Если мы рассмотрим скетч в примере подробнее, то убедимся, что в нем присутствуют базовые цвета, на основе которых уже подбираются дополнительные оттенки.
Эта композиция – статичный скетч, в котором не только зафиксированы основные моменты путешествия, но и с помощью цвета задано общее настроение. Хотя этот пример – все-таки исключение из общих правил.
Композиции с использованием одного яркого цвета в качестве главного акцента чаще смотрятся более выигрышно. Информация в них легко считывается, а цвет помогает выделить важные элементы и при этом, в зависимости от выбранного тона, добавить энергии (теплые оттенки: красный, оранжевый, желтый) или, наоборот, спокойствия (холодные оттенки: голубой, синий, фиолетовый).
Так для чего же все-таки мы используем цвет?
– Для поддержания иерархии композиции и простоты навигации по ней за счет цветовых акцентов.
– Для усиления эмоционального воздействия.
– Для дополнительной цветовой идентификации (выделения отдельных групп, блоков) в композиции.
Варианты проработки скетчей и создание теней
Выше мы уже разобрали базовые принципы прорисовки скетчей. В целом этого вполне достаточно для того, чтобы излагать свои мысли с помощью образов. Но в нашей практике мы используем еще несколько простых приемов для доработки скетчей – придания им характерного стиля и глубины всей итоговой композиции.
Давайте вместе поэкспериментируем и добавим несколько интересных элементов к скетчам.
Создание глубины в скетчах с помощью серого цвета
Вы уже поняли, что серые маркеры помогают нам создавать иллюзию глубины и объема скетча. Сейчас их можно найти в огромном количестве. Причем разнообразны не только марки, но и оттенки.
Например, у маркеров Copic представлена широкая палитра оттенков серого: от светлого до темного, от холодного до теплого. Ну а если вы рисуете на планшете, то у вас еще больший выбор тонов. Поэтому перед началом работы стоит выбрать один оттенок серого средней градации и работать с ним.
Совет: придавая глубину скетчам, следует обращать внимание на физику света – на то, с какой стороны размещен источник света. В скрайбинге источник света всегда находится с одной стороны. И чем дальше от него детали, тем больше на них проявляется тень. Так как нам привычнее воспринимать информацию слева направо, то и источник света мы стараемся размещать так же (солнце слева, тень справа).
Практическое задание
Нарисуйте или скопируйте несколько скетчей
Добавьте им тень с помощью серого цвета. Источник света расположен с левой стороны, значит, тень на объектах будет с правой стороны.
Создание перспективы
Один из приемов, который часто используется в скрайбинге, – придание объема скетчам и тексту. Перспектива основывается на особенностях нашего зрительного восприятия пространственных форм. С ее помощью мы можем придать большую выразительность скетчам.
Например, у нас есть квадрат, который мы нарисовали в одной плоскости. Мы можем задать ему объем, используя линию горизонта, одну или две точки на ней (точки схода) и толщину (глубину). Объемное изображение всегда строится относительно линии горизонта. Чем выше линия горизонта, тем больше видна верхняя часть объекта.
Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.