Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования что за профессия
А что за специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»
В рамках этой специальности студенты изучают как бортовое радиооборудование, т. е. размещенное на борту воздушных судов, так и наземное, которое служит для обеспечения связи с самолетом и определения его местоположения в воздушном пространстве
Средняя зарплата: 37040 руб.
Должностные обязанности инженера по эксплуатации могут быть самыми различными. Они определяются видами деятельности организации-работодателя и ее нуждами. Специалисты этой профессии могут следить за функционированием различных агрегатов, систем, машин на промышленных производствах, отвечать за состояние зданий, следить за правильной работой котельной или ядерного реактора, газопровода или транспортных средств, вводить в эксплуатацию железнодорожные пути сообщения или нефтепроводы. Область, в которой выпускник вуза или техникума сможет работать в качестве инженера по эксплуатации, определяется изучаемой специальностью.
Виды деятельности:
выведение в эксплуатацию объекта
тестирование систем на исправность
контроль использования объекта в соответствии со стандартами
выявление неполадок и обеспечение ремонта
прогнозирование износа и рабочего ресурса объекта
Места работы:
промышленное производство
любые предприятия энергетической системы
строительство
обслуживание жилого и нежилого фондов
система ЖКХ
Профессиональные навыки:
знание специальности, особенностей эксплуатации объекта
умение читать чертежи, разбираться в схемах
умение организовать работу подчиненных и сотрудников сторонних организации для ведения объекта в эксплуатацию или его ремонта
знание правил техники безопасности эксплуатации объекта и факторов риска
желательно знание AutoCAD, специализированного программного обеспечения для инженеров
Дополнительные особенности:
На современном рынке труда наиболее востребованы инженеры по эксплуатации зданий. Все, что касается капитального и косметического ремонта, систем вентиляции и канализации находится в ведении этого специалиста. Требования к квалификации — высшее или среднее техническое образование.
Специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» priority_1944
Код специальности: 25.05.03
Значение специальности для экономики России
Специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (ТЭТРО) является одной из немногочисленных специальностей в России, в рамках которой осуществляется подготовка инженерных кадров. Срок обучения составляет 5 лет. Кафедра КИПР осуществляет подготовку специалистов ТЭТРО по специализациям № 1 «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования аэропортов и воздушных трасс» и № 2 «Информационно-телекоммуникационные системы на транспорте и их информационная защита».
Специализации № 1 и № 2 имеют важное значение для формирования кадрового технического и инженерного состава и резерва авиакомпаний и авиапредприятий сибирского региона, среди которых – аэропорты таких городов, как Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк и др. Наши специалисты работают в аэропортах соседних регионов, а также на авиационных и вертолётостроительных предприятиях России.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются наземные и бортовые:
В ходе обучения студенты овладевают эксплуатационно-техническим, проектно-конструкторским и научно-исследовательским видами деятельности, что позволяет им успешно решать свои профессиональные задачи.
Рабочие учебные планы специальности
Учебный план по каждой специализации содержит более 50 дисциплин, в которые входят естественнонаучные, гуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины. Среди общепрофессиональных стоит отметить дисциплины схемотехнической направленности (электротехника и электроника, радиотехнические цепи и сигналы, аналоговая и цифровая схемотехника электронных средств, микропроцессорная техника, программируемые логические интегральные схемы, цифровая обработка сигналов, автоматизированное проектирование электронных средств); дисциплины системотехнической направленности (системотехника электронных средств, электродинамика, формирование и передача сигналов, прием и обработка сигналов, антенны и устройства сверхвысоких частот, системы связи и телекоммуникаций, автоматика и управление, основы телевидения и видеотехника, радиолокационные и радионавигационные системы); специальные дисциплины и дисциплины специализации (менеджмент качества в инженерно-авиационной службе, надежность и техническая диагностика транспортного радиооборудования, энергосиловое оборудование воздушных судов и аэропортов, электромагнитная совместимость, организация воздушного движения, безопасность полетов, автоматизированные системы управления воздушным движением, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов, методы и средства радиоэлектронной борьбы, техническая защита информации, информационная защита телекоммуникационных систем, информационная безопасность пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов).
Кроме этого в течение всего периода обучения студенты ежегодно проходят практики на крупнейших профильных предприятиях России (авиапредприятия Томска, Новосибирска, Железногорска, Кемерово; АО «ИСС» им. Акад. М.Ф. Решетнева; АО «НПФ «Микран» и др.), а, начиная со второго курса, занимаются по выбору учебно-исследовательской работой или групповым проектным обучением (ГПО). Стоит отметить, что ГПО дает студентам возможность реализовать свою идею в области системного проектирования и эксплуатации электронных средств на практике и в перспективе открыть свой собственный бизнес.
Дисциплины учебного плана реализуются высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, а сам план составлен таким образом, чтобы сформировать у студента способность к системному мышлению, самоорганизации и дальнейшему самообразованию.
Трудоустройство
Выпускники получают гарантированное высокооплачиваемое трудоустройство на авиапредприятиях, на предприятиях радиоэлектронной промышленности и в наукоёмких фирмах, специализирующихся в области разработки, проектирования и эксплуатации транспортного радиооборудования.
Инженеры специальности также востребованы на таких крупных предприятиях, как ООО «Аэропорт ТОМСК» (Томск), ООО «Газпромнефть-Аэро Томск» (Томск), АО «НПФ «Микран» (Томск), АО «Информационные спутниковые системы» (Железногорск), Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь», (Каменск-Уральский), авиационные заводы и КБ (Комсомольск, Улан-Удэ), ООО «Томсктрансгаз», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ООО «ВымпелКом-Инвест» (Билайн), ПАО «МегаФон» и многих других.
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования что за профессия
По поводу Вашего утверждения:
——
Если человек закончит ВУЗ по специальности»Техническая эксплуатация радиооборудования аэропортов», то таки да, будет работать в службе ЭРТОС.
——
Такой специальности «Техническая эксплуатация радиооборудования аэропортов» вообще не существует, соответственно, никакой ВУЗ подготовку по этой несуществующей специальности не ведёт.
По специальности 160905 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования, о которой на этой ветке идёт речь, в настоящее время подготовку ведут многие учебные заведения, в том числе, и для гражданской авиации:
Это ссылка на страницу «Учебные заведения гражданской авиации» официального сайта Росавиации, можете сами убедиться, что это именно Вы направляете молодого человека по ложному пути.
Авиационного здоровья на долгие годы, успехов в начинаниях, душевного спокойствия и равновесия.
2 Сергей1976
Не стоит мне расказывать когда кто чем «занималась».
Судя по нику, когда вам было 12 лет я по окончанию РЛТУГА следовал с предписанием к месту распределения.
Здаюсь. Ваш пипин длиннее.
пост кстати не Вам предназначался.
У нас то, в авиации, по рогам за такое в пять секунд схлопочешь. Учитель матчасти выискался.
Того объёма знаний английского языка, который Вы получите в университете, будет вполне достаточно (на первых порах), а потом уже по обстановке, в зависимости от эксплуатируемого оборудования зарубежного производства, может понадобиться изучить что-то поглубже.
Вижу, первое посещение ветки Ваших будущих коллег для Вас оказалось неудачным. Но это Вы сами виноваты. Кто же в праздничный день сразу так берёт «быка за рога»:
——
kir:
Всех с праздником! Скажите что такое линия глиссады?
07/01/2012 [11:42:38]
——
Вот Вы и получили сразу вполне адекватный Вашему вопросу ответ:
Я правильно понял что это линия по кторой должен заходить на ВПП?
Если Вы имеете ввиду воздушное судно, то не так. ВС снижается по траектории непосредственно перед посадкой на ВПП. Эта траектория и называется глиссадой.
Надеюсь, уважаемый kir, Вы поняли свою ошибку.
На той ветке форума общаются ПРОФЕССИОНАЛЫ. Учить азам профессии Вас здесь никто не собирается, для этого и существуют учебные заведения, а уж на крайний случай, системы поиска информации в Интернете.
Для специалиста заданный Вами вопрос звучит примерно так:
— А что означает буква А?
Теперь он будет ждать от Вас следующего:
— А что означает буква Б?
Поэтому не обижайтесь на не совсем тёплый приём. При всём при том, ответ-то Вам всё-таки дали.
Попросите у мужиков извинения за неудачный старт, да и расскажите им немного о себе. Ведь о существовании вот этой Вашей ветки, где Вы хоть чуть-чуть написали о себе, никто из ЭРТОСников не знает, им некогда просто так шастать по всему форуму, они, в основном, общаются только на своей ветке и совсем не знают, о чём идут разговоры в других местах.
Это ничего страшного, что первый блин у Вас оказался комом. Дерзайте, всё у Вас получится.
Вижу, общение с профессионалами у Вас наладилось:
Не обижайся, спрашивай если что! Просто сразу бы про второй курс написал, тебе бы серьезно ответили.
Глиссада в общепринятом смысле- траектория снижения самолета на посадочном курсе. Начинается примерно в 11км от торца ВПП. Там находится ТВГ точка входа в глиссаду, к ней самолет подходит на высоте 500м и с нее начинает плавное снижение находясь на посадочном курсе. Угол наклона глиссады в России стандартно 2 градуса 40 минут, бывает чуть больше, в мире, насколько знаю, стандарт 3 градуса. Своим концом глиссада упирается в точку приземления, это 300м от торца. Над торцом расположена так называемая опорная точка, ее пролетают точно на 15м (это вам на курсе 4-м расскажут).
Глиссаду выдерживают обычно с помощью системы посадки (ИЛС или ILS), в ней два основных маяка: курсовой (дает плоскость курса, чтобы самолет влево-вправо не отклонялся) и глиссадный (контролирует отклонения вверх-вниз). Есть еще маркерные маяки они фиксируют пролет определенных точек.
Учись хорошо, особенно матчасть и эксплуатацию, если по специальности пойдешь, а то тяжело потом с вами :))
Вот так потихоньку и войдёте в курс дела всей Вашей будущей жизни.
Всего Вам доброго.
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования что за профессия
«Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.»
Ритмичная работа железнодорожного транспорта немыслима без разнообразных средств связи. Например, в кабине каждого локомотива, будь то тепловоз, электровоз, маневровый тепловоз обязательно установлена радиостанция, которая обеспечивает устойчивую связь с диспетчерами, дежурными по станциям, работниками парка и другими работниками. На территории станции вы можете повстречать работника с носимой радиостанцией. Находясь в помещении вокзала, вы услышите различные объявления о прибытии или отправлении поезда, наличии билетов. Если вы попали на территорию парка станции, вы услышите служебные переговоры, которые ведут, например, осмотрщики со своими командирами. Эти примеры можно перечислять очень долго.
Чтобы содержать в исправном состоянии этот большой парк разнообразных устройств средств связи нужны радиотехники, которых готовят на специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)». Именно они специализируются в области радиосвязи на железнодорожном транспорте.
В процессе учебы студенты изучают узкоспециальные области: оперативно-технологическую связь, многоканальные системы передачи, цифровые системы передачи, измерения в технике связи, электропитание устройств связи и др.
Это самая интеллектуальная из технических железнодорожных профессий. Большая часть знаний, составляющих профессиональную базу, относится к области физики, радиотехники, схемотехники, цифровой техники.
Выпускники техникума работают на железнодорожном транспорте в дистанциях сигнализации и связи электромонтерами и электромеханиками по эксплуатации радиотехнических устройств местной, поездной и магистральной радиосвязи, Радиостанции разных типов, звукоусилительная аппаратура, установки обнаружения перегретых букс – это основные устройства, которые они обслуживают и ремонтируют.
г.Хабаровск, ул. Серышева 47 Факс: (4212) 56-08-08 E-mail: root@festu.khv.ru | Версия сайта для слабовидящих |
Дальневосточный государственный университет путей собщения
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования что за профессия
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2016 г. № 1166 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 25.05.03 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (уровень специалитета)»
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст.. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №33, ст. 4377; 2014, №38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 25.05.03 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (уровень специалитета).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 1410 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (квалификация (степень) «специалист»)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2011 г., регистрационный № 20546);
пункт 11 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «специалист», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 1657 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г., регистрационный № 20902);
пункт 58 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «специалист», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный № 21200).
Министр | О.Ю. Васильева |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2016 г.
Регистрационный № 43860
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по специальности 25.05.03 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
(уровень специалитета)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2016 г. № 1166)
I. Область применения
II. Используемые сокращения
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика специальности
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5,5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, срок обучения по программе специалитета в связи с продолжительностью каникулярного времени обучающихся*(1) составляет не менее 5 лет. При этом объем образовательной программы не изменяется, а объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год по очной форме, составляет не более 75 з.е.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы*(2).
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает техническую эксплуатацию транспортного радиотехнического оборудования, в том числе радиолокационные, радионавигационные, связные системы и комплексы, обеспечивающие безопасность, регулярность и эффективность транспортных услуг.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
радиолокационные, радионавигационные и связные системы;
системы и средства контроля и диагностики технического состояния эксплуатируемого оборудования;
системы передачи информации о движении транспортных средств и внешних условиях их эксплуатации;
системы комплексной обработки, отображения и регистрации информации о движении транспортных средств и внешних условиях;
системы управления движением транспортных средств и системы предупреждения их опасных сближений.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация № 1 «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов»;
специализация № 2 «Инфокоммуникационные системы на транспорте и их информационная защита»;
специализация № 3 «Техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования промыслового флота»;
специализация № 4 «Радиосвязь и электрорадионавигация морского флота».
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортного радиоэлектронного оборудования, его силовых и энергетических систем;
проведение контроля и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспортного радиоэлектронного оборудования, прогнозирование его технического состояния;
техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
сопровождение работ по модернизации транспортного радиоэлектронного оборудования при условии согласования с разработчиком аппаратуры, выбор и замена его элементов и систем;
организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования;
проведение маркетинга сервисных услуг при эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования различных форм собственности;
участие в осуществлении функций надзора за безопасной эксплуатацией транспортного радиоэлектронного оборудования;
организация внутреннего аудита и подготовки к сертификации объектов технического обслуживания и ремонта транспортного радиоэлектронного оборудования;
организация работы и руководство коллективом исполнителей: выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений;
совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по техническому обслуживанию, ремонту, транспортированию, хранению и списанию транспортного радиоэлектронного оборудования;
организация и совершенствование системы учета и документооборота;
разработка нормативов труда по техническому обслуживанию, ремонту и хранению транспортного радиоэлектронного оборудования;
долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности в области технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования с учетом качества, безопасности, стоимости и сроков выполнения работ;
осуществление управления и контроля качества и эффективности процессов технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования;
обучение и аттестация обслуживающего персонала;
эффективное использование материалов и оборудования, алгоритмов и программ расчета параметров технологических процессов;
организация и эффективное использование современных форм и методов контроля технологических процессов, качества продукции и услуг, контроля аутентичности и качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов;
обеспечение экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания и ремонта транспортного радиоэлектронного оборудования, безопасных условий труда персонала;
внедрение эффективных инженерных решений в практику;
участие в монтаже и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования, в авторском и инспекторском надзоре;
организация и осуществление метрологического обеспечения основных средств измерений;
разработка технической и технологической документации по техническому обслуживанию и ремонту транспортного радиоэлектронного оборудования;
участие в разработке проектов технических условий, требований, технологической документации для новых объектов профессиональной деятельности;
формирование целей проектов и программ решения производственных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом социальных аспектов деятельности;
разработка обобщенных вариантов решения проблем, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;
участие в проектировании и разработке сервисного, вспомогательного оборудования, схемных решений систем автоматизации процессов эксплуатации;
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования;
анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием проблемно-ориентированных методов и средств исследований;
создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;
разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;
информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
техническое и организационное обеспечение исследований;
анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению;
решение оптимизационных задач по повышению эффективности использования транспортного радиоэлектронного оборудования;
участие в выполнении опытно-конструкторских разработок;
в соответствии со специализациями:
специализация № 1 «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов»:
обеспечение исправности, работоспособности и готовности авиационного радиоэлектронного оборудования, его силовых и энергетических систем к использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными затратами;
проведение испытаний и определению работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого бортового и наземного авиационного радиоэлектронного оборудования;
организация безопасных условий ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования;
решение проблем монтажа и наладки авиационного радиоэлектронного оборудования;
специализация № 2 «Инфокоммуникационные системы на транспорте и их информационная защита»:
осуществление технической эксплуатации информационных и телекоммуникационных систем;
работа с технической документацией как на русском, так и на английском языке;
проведение радиоизмерений на радиорелейных линиях связи;
проектирование сетей радиосвязи различного назначения;
эксплуатация систем и средств обеспечения информационной безопасности телекоммуникационных систем;
специализация № 3 «Техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования промыслового флота»:
выполнение действий, связанных с технической эксплуатацией судовых средств радиосвязи и радионавигации;
определение места судна в море с помощью судовых радионавигационных устройств;
специализация № 4 «Радиосвязь и электрорадионавигация морского флота»:
выбор систем охранной сигнализации, выполнение пуско-наладочных работ по охранным системам;
выбор модемов, принтеров и другого оконечного оборудования систем радиосвязи и электрорадионавигации;
эксплуатация систем связи и электрорадионавигации на морском транспорте.
V. Требования к результатам освоения программы специалитета
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ОПК-1);
готовностью работать в команде, пользоваться профессиональной документацией на английском языке (ОПК-2);
способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь работникам в работе над междисциплинарными, инновационными проектами (ОПК-3);
готовностью к ответственному отношению к своей трудовой деятельности, пониманием значимости своей будущей специальности (ОПК-4);
способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОПК-5);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-6);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-7).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
способностью возглавить проведение комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности транспортного радиоэлектронного оборудования, его силовых и энергетических систем к использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными затратами (ПК-1);
готовностью к проведению испытаний и определению работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-2);
готовностью нести ответственность за эксплуатацию транспортного радиоэлектронного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ПК-3);
готовностью участвовать в модернизации транспортного радиоэлектронного оборудования, формировать рекомендации по выбору и замене его элементов и систем (ПК-4);
способностью организовать безопасные условия ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-5);
готовностью выражать компетентные суждения на основе маркетинга сервисных услуг при эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования различных форм собственности (ПК-6);
готовностью участвовать в осуществлении надзора за безопасной эксплуатацией транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-7);
готовностью к решению задач проведения внутреннего аудита и подготовки сертификации объектов технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-8);
способностью организовать работу коллектива исполнителей, обеспечить выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений (ПК-9);
способностью к совершенствованию организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-10);
способностью планировать, организовывать и совершенствовать системы технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования, контроля и управления качеством процессов технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования, учета и документооборота (ПК-11);
способностью разработки рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-12);
способностью постоянно расширять профессиональные знания, обеспечивая обучение и аттестацию обслуживающего персонала и специалистов (ПК-13);
способностью решения проблем эффективного использования материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчета параметров технологических процессов (ПК-14);
готовностью к обеспечению экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания транспортного радиоэлектронного оборудования, безопасных условий труда персонала (ПК-15);
готовностью применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, меры по ликвидации их последствий и по их предотвращению (ПК-16);
способностью развивать творческую инициативу, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, внедрять достижения отечественной и зарубежной науки и техники, внедрять эффективные инженерные решения в практику, в том числе составлять математические модели объектов профессиональной деятельности (ПК-17);
способностью решать проблемы монтажа и наладки транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-18);
способностью к организации и осуществлению метрологического обеспечения основных средств измерений в процессе эксплуатации транспортных средств (ПК-19);
готовностью к участию в разработке технической и технологической документации для технического обслуживания и ремонта транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-20);
способностью к разработке проектов, технических условий, требований, технологий, программ решения производственных задач и нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности (ПК-21);
способностью к разработке обобщенных вариантов решения проблем, анализа этих вариантов, прогнозирования последствий, нахождения компромиссных решений (ПК-22);
готовностью к проектированию и разработке сервисного, вспомогательного оборудования, схемных решений и средств автоматизации процессов эксплуатации (ПК-23);
способностью анализировать результаты технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования, динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием проблемно-ориентированных методов и средств исследований, а также разрабатывать рекомендации по повышению уровня эксплуатационно-технических характеристик (ПК-24);
способностью генерирования идей, решения задач по созданию теоретических моделей, позволяющих прогнозировать изменение свойств объектов профессиональной деятельности (ПК-25);
способностью разрабатывать планы, программы и методики проведения исследований объектов профессиональной деятельности на основе информационного поиска и анализа информации по объектам исследований (ПК-26);
готовностью к участию в выполнении опытно-конструкторских разработок транспортного радиоэлектронного оборудования (ПК-27).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:
специализация № 1 «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов»:
способностью к обеспечению исправности, работоспособности и готовности авиационного радиоэлектронного оборудования, его силовых и энергетических систем к использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными затратами (ПСК-1.1);
готовностью к проведению испытаний и определению работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого бортового и наземного авиационного радиоэлектронного оборудования (ПСК-1.2);
способностью организовать безопасные условия ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования (ПСК-1.3);
способностью решения проблем монтажа и наладки авиационного радиоэлектронного оборудования (ПСК-1.4);
специализация № 2 «Инфокоммуникационные системы на транспорте и их информационная защита»:
способностью осуществлять техническую эксплуатацию информационных и телекоммуникационных систем (ПСК-2.1);
способностью работать с технической документацией как на русском, так и на английском языке (ПСК-2.2);
способностью к проведению радиоизмерений на радиорелейных линиях связи (ПСК-2.3);
способностью к проектированию сетей радиосвязи различного назначения (ПСК-2.4);
способностью эксплуатировать системы и средства обеспечения информационной безопасности телекоммуникационных систем (ПСК-2.5);
специализация № 3 «Техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования промыслового флота»:
способностью выполнять действия, связанные с технической эксплуатацией судовых средств радиосвязи и радионавигации (ПСК-3.1);
способностью к определению места судна в море с помощью судовых радионавигационных устройств (ПСК-3.2);
специализация № 4 «Радиосвязь и электрорадионавигация морского флота»:
способностью к проведению обоснованного выбора систем охранной сигнализации, выполнению пуско-наладочных работ по охранным системам (ПСК-4.1);
способностью к обоснованному выбору модемов, принтеров и другого оконечного оборудования систем радиосвязи и электрорадионавигации (ПСК-4.2);
способностью эксплуатировать системы связи и электрорадионавигации на морском транспорте (ПСК-4.3).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.6 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. Требования к структуре программы специалитета
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к базовой части программы;
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*(4).
Структура программы специалитета
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы специалитета, включая дисциплины (модули) специализации, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется дисциплина (модуль) «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 з.е. в очной форме обучения.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Тип учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Тип производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Способы проведения учебной и производственной практик:
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)», должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. Требования к условиям реализации программы специалитета
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(5).
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный № 39898).
7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.
*(1) Пункт 1 статьи 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534; № 42, ст. 5008; 2000, № 16, ст. 1678; № 27, ст. 2819; 2003, № 16, ст. 1508; 2006, № 25, ст. 2697; 2007, № 11, ст. 1284; № 13, ст. 1527; № 29, ст. 3679; № 35, ст. 4289; № 38, ст. 4513; 2008, № 3, ст. 169, ст. 170; № 13, ст. 1251; № 43, ст. 4919; 2009, № 2, ст. 180; № 18, ст. 2217; № 28, ст. 3519; № 49, ст. 5918; 2010, № 27, ст. 3446; 2011, № 4, ст. 572; № 13, ст. 1741; № 40, ст. 5532; 2012, № 2, ст. 244; № 29, ст. 4075; № 47, ст. 6457; 2013, № 7, ст. 633; № 13, ст. 1526; 2014, № 8, ст. 783; № 27, ст. 3754; № 40, ст. 5413; 2015, № 1, ст. 199; № 13, ст. 1909; № 18, ст. 2691; № 25, ст. 3643; № 43, ст. 5947; 2016, № 1, ст. 216).
*(2) Часть 4 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).
*(3) Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).
*(5) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243, № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979; № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243).
Обзор документа
Утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (уровень специалитета) (25.05.03).
Стандарт содержит характеристики подготовки и профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета. Также он устанавливает требования к результатам освоения и структуре программы специалитета.